Красивые арпеджио для фортепиано

Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)

Наверное нет в мире человека, который бы не слышал слово «гамма» и не знала, что оно означает. Интересно, что, обычно, это слово вызывает негативные эмоции. Но почему эти музыкальные упражнения заслужили такое отношение? Причины могут быть самые разные. Например, кто в детстве учился в музыкальной школе и в памяти остались неприятные воспоминания, кто-то слышал о них от друзей и знакомых и тому подобное.

Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:

1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)

2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)

Книги в бумажном виде

Гамма теоретический аспект

Итак, как быть, если хочется овладеть игрой на фортепиано или другом музыкальном инструменте, но не хочется играть гаммы? Для этого нужно вообще разобраться, что такое гаммы и с чем их «едят». Гамма это звукоряд строя в пределах октавы от тоники до тоники. качественное разучивание гамТобто, это звуки, которые идут от определенной ноты до ее повторения. Различают гаммы двух основных видов:

Исходя из этого, каждая гамма имеет определенную зафиксированную строение: полутон это наименьшее расстояние между двумя звуками; тон это два полутона.

Мажорная гамма имеет такое строение: два тона, полутон, три тона, полутон (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).

Минорная: тон, полутон, два тона, питон, два тона (тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон). Чтобы сохранить структуру гамм используют знаки альтерации.

Существуют следующие гаммы:

Хроматическая (в которое расстояние между звуками всегда составляет половину тона.):

Пентатоническая (состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней) :

Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад) и минорная гамма (Эолийский лад):

в этом гамме чередуются 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук)

мажорная: это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль)

минорная: разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си).

Блюзовая гамма (пентатоника с добавлением дополнительных звуков):

Влияние гам на исполнителя

Хорошо, с теорией, вроде, разобрались, а на практике много кто скажет, что можно обойтись и без этих тяжелых и очень скучных гамм. И, действительно, они будут правы, без них можно жить и учиться. Но зачем усложнять себе жизнь, создавать велосипед, если уже есть действующие упражнения, которые помогают улучшить навыки игры на инструменте!

Каждый человек согласится, что для того, чтобы достичь чего-то большего, необходимо начинать с простого, элементарного и малейшего. Так же и гаммы — это лучшая и распространенная тренировка для рук и пальцев. Во время проигрывания гамм нарабатывается и оттачивается техника игры, четкая последовательность пальцев, скорость и ровность игры на любом музыкальном инструменте.

Благодаря разучиванию гамм можно больше узнать обо всех музыкальных характеристиках и технических возможностях своего инструмента, привыкнуть к нему и тем самым улучшить свое мастерство. Также происходит знакомство с музыкальными формулами игры на музыкальном инструменте. Этот процесс, в определенной степени, сопоставим с математикой, создается своеобразная «музыкальная таблица умножения».

Советы по освоению гамм

Ежедневные тренировки — это постулат в изучении и освоении гамм. Для начала не надо играть гаммы на несколько октав и двумя руками. Начните с простого игра одной рукой, сначала правой, затем левой гаммы на одну или две октавы. Позже необходимо объединить две руки. После этого надо увеличить диапазон гаммы (задействовать большее количество октав обычно играют 4 октавы.

Ежедневное проигрывание гамм значительно повышает технику игры. Не забывайте об аппликатуре, то есть чередовании удобных пальцев. Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе. Без этих тренировок не было бы известных музыкантов-исполнителей, вошедших в историю!

Также необходимо обратить внимание на качество исполнения гамм звуки сочетать между собой (legato), не разрывать единую линию, со временем добавить динамику (от пиано к форте во время движения вверх, то есть сделать кульминацию и потом снова вернуться к пиано во время движения вниз). Еще для качественной отработки гамм используют самые разнообразные динамические оттенки, ритмические рисункии т. д.

Самое главное в изучении гамм — эьл цель. Если каждый день уделять разучиванию и отточению мастерства с помощью гамм хотя бы десять минут результаты не заставят долго себя ждать. Приятным бонусом станет также осознание того, что гаммы помогают развить музыкальный слух и чувство ритма!

Источник

Знакомимся с упражнениями для фортепиано

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Источник

(32) Арпеджио, движение «колесом», «шпагат»

Игра арпеджио технически сложна. Арпеджио – это «поломанные аккорды»; ноты

«аккордов», исполненные последовательно. Арпеджио сложны, потому что для их исполнения требуется сочетать много (36) Движений рук, например, игру ровными (плоскими) пальцами, тяговое усилие, вытягивание, движение «колесом» (см. ниже), глиссандо, «шпагат» (см. ниже), ПСн, ПСв. Для тех, кто играет пальцами исключительно в согнутом положении, арпеджио станут великим испытанием. Большие расстояния между нотами затрудняют точное попадание.

Так же как и гаммы, арпеджио играют в технике ПСв. Применение техники ПСв для игры арпеджио иллюстрирует преимущества техники гораздо лучше, чем применение ее для игры гамм. Сама техника более полезна именно для арпеджио, а не для гамм, потому что большой палец невозможно подтянуть под руку, чтобы добраться до следующей позиции, ибо расстояние слишком велико. Для преодоления длинных расстояний и попадания при этом в ноты необходимы новые движения.

Стандартная аппликатура для арпеджио CEGCEG . . C это 123123 . . для правой руки и 5421421. . . .1 для восходящей левой руки (для нисходящей руки порядок будет обратным). См. Майкл Аарон, «Обучение игре на фортепиано для взрослых, Книга вторая – аппликатуры для игры арпеджио и гамм» (Michael Aaron, Adult Piano Course, Book Two for fingerings of all arps and scales). Поскольку арпеджио представляют собой скачки через несколько нот, большинство исполнителей, стремясь добраться до нужных клавиш, широко расправляют пальцы. Однако делать это на быстрых арпеджио нельзя, потому что, расправив пальцы, вы замедляете их движения, напрягаетесь и устаете. Вместо этого вам нужно перемещать руку, применяя движение «колесо» и выполняя расщепление пальцев (как если бы они садились на шпагат).

Движение «колесо» особенно полезно тем, у кого маленькие руки. Поместите левую ладонь на клавиши, пальцы раздвинуты, как спицы колеса. Кончики мизинца и большого пальца находятся по разные формы воображаемого полукруга. Теперь поместите мизинец над C3 параллельно; кисть повернута так, чтобы большой палец был ближе к вам. Затем переместите руку к крышке инструмента, чтобы мизинец коснулся ее; кисть все это время не собрана. Если 4-й палец слишком длинный и первым касается крышки, поверните руку так, чтобы мизинец коснулся крышки, но при этом находился как можно ближе к C3. Теперь поверните кисть, как колесо против часовой стрелки (если смотреть сверху), чтобы каждый последующий палец касался крышки (проводить по крышке пальцами не нужно), пока не доберетесь до большого пальца. Это движение осуществляется в горизонтальной плоскости. Для выполнения этого движения требуется гибкое запястье.

Если размах пальцев вашей кисти одна октава, то, выполняя движение «колесо», вы уверенно сможете покрыть почти две октавы! Дополнительные сантиметры выигрываются за счет того, что центральные три пальца длиннее мизинца и большого пальца, а окружность полукруга больше его диаметра.

Теперь повторите движение с кистью в вертикальном положении, пальцы указывают вниз. Начните с положения мизинец в вертикальном положении и опустите руку, чтобы сыграть C3. Затем закрутите кисть вверх до C4; каждый палец будет «играть» ноту, к которой прикасается. Когда настанет очередь большого пальца, охват движения составит почти в два раза больше обычного. Только что мы узнали три вещи: (1) как «делать колесо» рукой, (2) это движение обеспечивает досягаемость без каких-либо скачков, и (3) движение может использоваться для «воспроизведения» нот без перемещения пальцев.

При выполнении «колеса» положение кисти среднее между вертикальным и горизонтальным, а пальцы находятся в положении пирамиды [(4) Согнутые и «плоские» пальцы, Паралич пальцев в согнутом положении] или слегка согнуты. Хотя выполнение «колеса» само по себе усиливает падение на клавиши, для воспроизведения нот пальцы необходимо перемещать. Выполняя «колесо» в горизонтальной плоскости, вы задействуете только медленное боковое движение запястья. «Колесо» в вертикальной плоскости использует гораздо более быстрые движения вращения предплечья.

Охват можно расширить, используя «расщепление пальцев» (Фрейзер). Второй и третий пальцы правой руки образуют букву «V», которая помещается на край плоской поверхности, т.е. на поверхности находится только два этих пальца, остальная часть кисти вынесена за край. Расправьте «V» так широко, как можете (но чтобы это не создавало дискомфорта). Затем поверните руку от плеча до кисти и кисть на 90 градусов по часовой стрелке (супинация), чтобы пальцы касались поверхности боковыми сторонами. Теперь можно расправить пальцы еще шире, это называется расщеплением. Это работает с любой парой пальцев. Выполняя «колесо», вы увеличиваете досягаемость почти в два раза, а добавив расщепление – более чем в два раза. Чтобы подтвердить сказанное, повторите «колесо» , но с добавлением расщепления.

Нахождение пальцев в «плоских» позициях [(4) Согнутые и «плоские» пальцы, Паралич пальцев в согнутом положении] более всего подходит для воспроизведения арпеджио, поскольку это позволяет играть большими передними подушками пальцев. Это значительно уменьшает шанс пропустить узкие черные клавиши. Если вы играете на черных клавишах согнутыми пальцами, исполнение арпеджио станет для вас очень непростой задачей.

Поэтому, чтобы с легкостью дотягиваться до нот, играть быстрые арпеджио без напряжения в растягивающихся мышцах, нужно использовать комбинацию ПСв, плоских положений, движения «колесо» и расщепление пальцев. Комфортное выполнение такого сложного комплекса движений обеспечивается пружинящим и гибким запястьем и вращением предплечья. Как в случае с любым сложным движением, начинайте осваивать его по частям, после чего сводите отдельные элементы воедино.

Источник

Оцените статью