Красивые сочетания аккордов для гитары грустные

Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F – G – A – A# – C – D – E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Источник

Изучаем мрачные, страшные аккорды на гитаре

Мрачные, страшные аккорды – «строительный материал» для всякого рода тёмной музыки. Ну например, саундтреки к фильмам ужасов, играм в жанре хоррор; инструментальные композиции и песни про нечто пугающее, угрожающее, ужасающее (колдовство, магия, существа с потусторонних миров и т.д.) и пр.

Что касается таких разновидностей метала, как «готик», «дум», «блэк», так наполненная мраком гармоническая палитра и вовсе обязательный, неотъемлемый атрибут. В общем, определённо является частью стиля.

А иногда и в лирических, эпических и даже романтических песнях можно услышать парочку смурных аккордов. В таком сочетании они, конечно же, как дополнительный компонент: добавляют таинственность, психоделику, мистицизм и др.

Далее рассмотрим, какие можно сыграть страшные аккорды на гитаре: отдельные аппликатуры и мрачные прогрессии (последовательности).

Экспедиция по стилям: в поисках тёмных аккордов

Итак, сначала разберём пару-тройку примеров, как используются мрачные аккорды в композициях известных групп. Табы и ноты, аудиозаписи прилагаются.

Candlemass – Prologue

Пролог к альбому «King Of The Grey Islands» прародителей дум-метала, группы Candlemass.

  • Dm add9 – в 5-ой позиции к форме Am ещё добавляется и открытая 1-ая струна. Она то и создаёт нужный зловещий диссонанс.
  • Bbm(#11) – повторяется предыдущая аппликатура, но в 1-ой позиции. Однако 1-ая открытая придаёт уже другую окраску (не менее мрачную).
  • На 6-ой ступени (Bb) звучит не мажорный аккорд, а минорный (Dm — Bbm). И это ещё больше усиливает тёмное мистическое настроение темы.
  • От Csus2 на тритон вниз – Gb. Создаётся характерное атональное звучание. Кстати, а вот в стандартной последовательности в ре миноре (сравнительно благозвучной, доброй), по идее после С скорей всего звучал бы аккорд Gm/G или F.
  • И от Bbsus2 на тритон – Em. И завершается интро ми минором.

Maleficium – Hydrogen

Медленное мрачное вступление перед шквалом рифов. В лучших традициях Melodic Death/Doom Metal середины 90-х прошлого столетия.

Фактически одна и та же аппликатура перемещается по грифу (квинтаккорд + большая септима). Но открытые 1-ая и 2-ая струна окрашивают аккорды от ми и ре по-разному.

Дополнительная фишка к таинственной, колдовской гармонии – смешанные размеры. В 3-ем такте размер на 5/4: на первую долю арпеджио начинается от F; но после второго звука, снова переход к Emaj7(no3). В 5-ом такте размер меняется на 6/8.

Dream Theater — The Ministry of Lost Souls

В отличие от предыдущих примеров в этой медленной части композиции The Ministry of Lost Souls нет сплошной тёмной музыкальной ткани. Диссонирующие тёмные аккорды (Am(#11) – Fm, Am add9, Gaug) изыскано сочетаются с благозвучными красивыми аккордами. В повествовании рок-баллады и лирика, и мистическая таинственность.

Ну и ещё в качестве примеров, страшные песни на гитаре из русского рока:

Агата Кристи — Новый Год

Особое психоделическое новогоднее настроение песни создаёт довольно страшная в некоторых частях аккордовая последовательность.

Самая «праздничная погода» получается на переходах от тонического аккорда. Сначала от Gm к Gbaug. И потом по куплету: Gm/F#m/A….

Вячеслав Бутусов – Антарктида

Песня эта сама по себе нестрашная, скорей всего, даже весёлая.

Но в ля мажоре аккорд F добавляет холодный, атональный оттенок. И вся последовательность по стилю гармонично подчёркивает пейзажи, движения описываемые в тексте песни.

Как придумать страшные аккорды

Если вы решились на создание страшной музыки, конечно, можно и нужно вдохновляться соответствующими композициями (саундтреки, песни, инструментальные темы и т.д.). И не только слушать их, но и играть на гитаре.

А чтобы достичь апогея в тёмном, мрачном творчестве, нужно не только заимствовать какие-то аккордовые ходы, аппликатуры из любимых тем, но и придумывать свой материал.

Вот несколько простых советов для проведения самостоятельных экспериментов со страшной музыкальной материей. Они помогут вам написать мрачные песни, мелодии.

1. Возьмите какую-нибудь стандартную последовательность и замените в ней некоторые мажорные аккорды на минорные и наоборот.

Например:
Am/F/E/ → Am/Fm/E (фа мажор заменяем фа минором)

Сыграйте оба варианта и почувствуйте контраст. С Fm – это уже совсем другая тема.

Ход аккордов Am – Fm есть в песне «Два корабля» группы Агата Кристи (подробный разбор здесь).

Или вот такой вариант:
Am/C/Dm → Am/Cm/Dm

Таким же образом можно заменять и тонический аккорд:

Так можно и добавить контрастирующую часть в песне на мотив или соло. Например, сделать переход из минора в мажор (в т.ч. и заменяя другие аккорды). Например, как в песне Янки Дягилевой – «От большого ума» (во второй части куплета).

2. Добавляйте в последовательность аккорд на полтона вниз или вверх от предыдущего аккорда.

3. «Смещайте» аккорды последовательности на полтона вверх/вниз.

  • Am/Dm → Am/Dbm (после Am вместо Dm играем Dbm)
  • Am/Dm → Am/Db (можно заменить минор/мажор)
  • Am/E → Am/Eb

4. Используйте не только простые мажорные, минорные аккорды, септаккорды, но и аккорды с надстройками. Добавляйте мрачные, страшные оттенки.

Для большей концентрации смури, ужаса выбирайте такие аппликатуры, чтобы между соседними звуками (на соседних струнах) образовывались диссонансы.

Например, в первом аккорде G7/E: 4-ая и 3-ая струна – тритон, 3-я и 2-ая – большая секунда

5. Добавляйте в аппликатуры диезных, бемольных аккордов открытые струны (пример №1 и №2). «Открывайте» по одной-две струны (верхние, нижние) и слушайте. Таким способом можно получить самый страшный аккорд. Пример №3: не бойтесь растягивать пальцы в разные стороны на ладах, добавлять/убирать открытые струны; можно отталкиваться от какой-то основной аппликатуры, либо ориентироваться на расположение звуков минорного, мажорного трезвучия, добавляя к нему близлежащие надстройки.

Акустика у вас или электрогитара – не важно. Если расположены к изучению, написанию страшных, мрачных композиций – смело принимайтесь за дело. Используйте изученные страшные аккорды для гитары, придумывайте свои. Проявляйте фантазию! Вдохновляйтесь хорошей музыкой! Удачи!

Источник

Оцените статью