- Сочинение аккордовых прогрессий
- Волшебные сочетания аккордов
- Красивые аккорды и гармонии.
- Как научиться быстро подбирать аккорды.
- на 1 ступени от ноты «До» строятся 3 радостных (мажорных) аккорда.
- на 2 ступени от ноты «Ре» строятся 3 грустных (минорных) аккорда
- на 3 ступени от ноты «Ми» строятся 2 грустных (минорных) аккорда
- на 4 ступени от ноты «Фа» строятся 4 радостных (мажорных) аккорда.
- на 5 ступени от ноты «Соль» строятся 2 радостных (мажорных) аккорда
- на 6 ступени от ноты «Ля» строятся 3 грустных (минорных) аккорда
- на 7 ступени аккорды можно не строить. Они непопулярные.
Сочинение аккордовых прогрессий
Доброго времени суток, юные любители музицирования. Помнится, в своей первой статье (http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano) я, рассказывая о том, как сочинить мелодию, предлагал использовать в её основе какую-либо популярную последовательность аккордов и приводил несколько примеров, дабы у вас был выбор. А что если это последовательность сочинить самостоятельно? Что ж, этим мы с вами сегодня и займёмся. — Почему нам необходимо уметь грамотно комбинировать аккорды между собой? — Аккордовая прогрессия нередко является основой композиции, отчасти формирует её настроение, а также может послужить «отправной точкой» при сочинении мелодии или даже всего трека. Разве этого не достаточно? Считаю, это исчерпывающе весомые причины.
Кварто-квинтовый круг.
Начнём с того, что я представлю вам вашего нового помощника. Знакомьтесь, кварто-квинтовый круг.
Как же им пользоваться? Уверяю вас, предельно просто. Суть в том, на самом круге мы видим названия аккордов, а именно классический трезвучий. Ближе к центру — минорные, дальше от центра — мажорные. Так вот, ближайшие 5 к любому из вами выбранных аккордов будут с ним отлично гармонировать. Например, к трезвучию Cm отлично подойдут 2 минорных аккорда: Gm и Fm. А также 3 мажорных: Bb, Eb и Ab. Приступим непосредственно к сочинению прогрессии.
1) Выбор первого аккорда.
Дабы плод предстоящих трудов получился подстать вашим замыслам, рекомендю отнестить к этому шагу крайне серьёзно. Послушайте разные аккорды и решите, какой из них ближе вашему настроению / лучше соответствует вашему замыслу. Я же выбрал аккорд Gb, он же F#. Вы можете лицезреть его на скриншете и прослушать по ссылке ниже. Я решил использовать скрипки, но, думаю, понимаете, что инструмент не принципиален.
2) Выбор остальных аккордов.
Пользуясь вышепредставленной схемой, подберём несколько подходящих трезвучий, дабы дополнить первое. Как рассуждал я, составляя свою прогрессию? Просто в качестве второго и третьего аккордов выбрал два, подходящих по кварто-квинтовому кругу, мажорных трезвучия — B и C#. А завершил последовательность минорным аккордом A#m. Разумеется, я слушал разные сочетания и оставлял лишь те, что казались мне хорошо звучащими и вам советую делать также. Подмечу ещё, что для получения более подходящего звучания, стоит поэкспериментировать с громкостью отдельных нот. Я этим в данном случае, как видите, не сильно увлекался, но вы можете пробовать.
3) Плавное голосоведение.
«Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.
Голосоведение – основа гармонии!
Существует два вида движения голосов:
- Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.
- Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.
- Наиболее естественным является плавное движение голосов.
- Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)
- Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.
- Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.»
Это выдержка из статьи про голосоведение, найденной мною в интернете. Кому интересно, может ознакомиться подробнее: http://musicfancy.net/ru/music-theory/harmony/89. А остальным советую обратить внимание лишь на первое правило, которое гласит, что наиболее естественным является плавное голосоведение. Конечно же, голосоведение предполагает работу не только с аккордами, просто это является темой нашей статьи, так что не будем отходить от неё и продолжим. Необходимо сделать переходы более плавными, исключить скачки. Очевидно, у нас и так нет очень резких скачков, но, уверен, можно сделать лучше, получить более естественное звучание. Просто перенесите некоторые ноты на октаву выше или ниже. Результат моей работы вы можете видеть и слышать, как всегда, ниже.
4) Разложение аккордов.
В качестве завершающего шага, разложим наши трезвучия. Здесь простор для экспериментов просто безганичен. Суть в том, что вы берёте любую ноту и переносите / копируете её на любую из октав. Похоже на шаг №3, но тольео теперь наша цель сделать звучание более широким, а не более плавным. Я ограничился тем, что скопировал средние ноты всех аккордов на октаву выше.
Честно сказать, мне кажется, что теперь не помешало бы продолжить, добавив в получившуюся последовательность ещё несколько трезвучий, но я этого делать не буду, так как считаю, что принцип комбинирования аккордов я уже неплохо изложил. А вы, тем временем, можете попытать удачу, а заодно и потренироваться.
Саму прогрессию прописать вы можете, к примеру, пэдами и, добавав мелодию синтезатором, сделать на их основе мэйнстримовый бит. Или же сделать лиричный инструментал, прописав аккорды на фортепиано и сочинив на нём же основную мелодию. Более подробно на тему сочинения мелодии читайте здесь: http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano.
В качестве заключения предостерегу вас: не огорчайтесь и не удивляйтесь, если в конечном итоге получится нечто вам уже знакомое. Действительно хорошо и естественно звучащие аккордовые прогрессии не так многообразны. Возможно, в будущем я напишу статью, где разберу все мне известные последовательности аккордов, а также приведу примеры, где конкретно некоторые из них уже использовались. В очередной раз желаю всем удачи в нашем нелёгком ремесле! До свидания!
Источник
Волшебные сочетания аккордов
Нам пишут (вдруг вам тоже интересно)
Здравствуйте, Ольга)
Прошу прощения, что посягаю на Ваше время, но меня очень занимает один музыкальный вопрос.
Мне особенно нравятся несколько композиций, в которых, на мой взгляд, присутствует что-то общее, но, не будучи компетентным и не зная терминологию, я не могу определить и назвать это общее — приём, аккорд, ритм? Может быть, я вообще заблуждаюсь, и улавливаемое мною сходство не имеет определения, но всё-таки я решился узнать ваше мнение.
Вот некоторые из этих композиций:
Ваша «Флейта» («Ты будешь играть…»)
Eagle-Eye Cherry «Save Tonight»
Сплин «Давай, лама!»
Здравствуйте! В музыке существуют волшебные сочетание аккордов. Например, золотая секвенция. Она использована в заставке советской передачи «В мире животных». Её вы также можете услышать во множестве песен и произведений. Например, песня Сплина «Орбит без сахара». Или «Ты вдруг садишься за рояль, снимаешь с клавишей вуаль». или «Девочка плачет — шарик улетел».
Подобная же ситуация в сочетаниях вроде тоника – шестая – третья – седьмая. Есть энное количество аккордовых вертушек, кругов, крестов — замкнутых на себя последовательностей, которые можно крутить бесконечно. Они применяются в огромном множестве произведений. Особенно в русском роке. Я сейчас даже прослушивать не буду и проверять эти песни. Вполне возможно, что там имеет место совпадение такой схемы. А может быть и нет, просто одна волшебная последовательность, другая и так далее.
UPD:
Послушала Сплин. Там более сложная схема, аккордов много, но по сути это последовательное соединение нескольких таких вертушек. Точно такой же как во «Флейте» нету.
Послушала вторую песню. Там действительно вертушка, но тоже другая.
Источник
Красивые аккорды и гармонии.
Если у тебя возникают проблемы при подборе красивых сочетаний аккордов, плохо владеешь нотной грамотой, или вообще не знаешь музыкальную теорию — это статья для тебя. Сейчас узнаешь метод, который сэкономит кучу времени при подборе аккордов.
Оказывается, расстояния, из которых состоит аккорд, определяют его звучание. Если знать состав аккорда, то можно заранее предугадать, какое настроение он создаст. Ведь иногда достаточно всего одного аккорда для создания нужного настроения. А вот какой именно, вы сможете узнать из этой статьи.
Раскрываю секреты и фишки как писать красивые мелодии в треках и композициях. Метод идеально подойдет тем, кто не знает музыкальной теории, но кому очень хочется писать красивую музыку. Существуют готовые алгоритмы, которые сильно облегчают процесс подбора красивых лидов, риффов, секвенций.
Простое объяснение про тональности. Что это такое, как их отличать, их особенности, и в чём заключается их различие. Что такое диезы и бемоли в тональностях, как правильно их высчитывать.
Если хочешь начать делать более интересные гармонии для своих треков, то ты просто обязан знать про музыкальные лады. Каждый лад даст твоему треку свой персональный характер и эмоцию.
Хотите обманывать аккордами? Играйте неожиданные аккордовые сочетания. Рассказываю как это сделать проще.
Не знаете какие аккорды лучше использовать в конкретных народных ладах? Предлагаю способ нахождения максимально подходящих сочетаний аккордов в разных ладах.
Хочешь узнать, как затемнить звучание? Как сделать страшное и тревожное сочетание? Качай чек-лист по тому, как можно затемнить гармонию Темное звучание для твоих треков
Источник
Как научиться быстро подбирать аккорды.
Внимание! Метод подходит для клавишных инструментов! (электронных и виртуальных, например пиано-ролл). Идеально для электронной музыки.
Время — самое ценное при создании музыки. А если вы не дружите с нотной грамотой, то подбор красивой последовательности аккордов для вас может стать препятствием, занимающим кучу времени, а иногда убивающим всякое вдохновение. И вместо того, чтобы уже пробовать накладывать на ваши аккорды какую-то мелодию, секвенции, или продолжать дорабатывать ваш трек, вы начинаете лезть в дебри интернета и искать что такое «интервалы», «знаки альтерации», пытаетесь разобраться в цифровых и буквенных значениях аккорда, смотрите сколько диезов или бемолей в аккорде, на каких клавишах они выстраиваются, пытаетесь вникнуть на какой тональности нужно выстраивать очередной аккорд и т.д.
Не тратьте на это время!
Я подготовила для вас шпаргалку, в которой представлены 17 самых универсальных аккордов , которые идеально друг с другом сочетаются, и дают просто шикарные гармонии. А если применить тот метод, который я вам предлагаю, то вы получите 408 аккордов!
Я специально убрала джазовые аккорды (например стандартный доминантсептаккорд, да простят меня музыкальные теоретики), потому что они не используются в электронной музыке так часто, и вообще, с другими плохо строят. Для идеального сочетания всех аккордов и получения супер гармонии, я оставила самые классные аккорды, которые гарантированно друг с другом строят, которыми чаще всего пользуются самые топовые саунд дизайнеры. Вам не придется даже думать, подойдут они друг к другу или нет. Все идеально сочетается и дает просто шикарные гармонии.
Кликните на картинки и закачка шпаргалок в JPG формате начнется.
Еще больше шпаргалок скачай по ссылке.
Резонный вопрос задаете вы: «Почему не использовать аккорды на 7 ступени в мажоре и на 2 ступени в миноре?» Потому что там строятся уменьшенные аккорды. Их очень редко используют в электронной музыке, и они чаще передают неуверенность в звучании, нежели серьезность и красоту. Однако про типы аккордов и их особенности звучаний вы можете почитать в этой статье.
У метода есть следующие особенности:
1. Строить аккорды только на белых клавишах! (на начальном этапе визуально проще будет запомнить принцип подбора последовательностей аккордов)
2. Перед созданием последовательности, определяем характер композиции (грустная, веселая, нейтральная, быстрая, медленная. ), и уже исходя из этого, создаем последовательность аккордов.
3. Применяйте сочетание грустных и веселых аккордов, чтобы гармония получилась красивой и цепляющей. Если композиция планируется грустной, больше добавляйте грустных аккордов и меньше радостных. И наоборот. Все должно быть логично и соответствовать первоначальной идеи композиции.
4. В шпаргалке аккорды из 3, 4 и 5 нот. Не стройте аккорды из 6, и 7 нот. Подробнее про типы аккордов.
5. Определить сколько аккордов будет во всем треке. Самое оптимальное количество аккордов за все произведение должно быть не менее 3 и не более 8. В идеале выбрать 3 или 4 разных аккорда, которые вы потом зациклив будете играть в треке. Наловчившись вы сможете красиво комбинировать и по 6-8 аккордов за все произведение.
Расшифровка (пример для до-мажорной тональности):
на 1 ступени от ноты «До» строятся 3 радостных (мажорных) аккорда.
на 2 ступени от ноты «Ре» строятся 3 грустных (минорных) аккорда
на 3 ступени от ноты «Ми» строятся 2 грустных (минорных) аккорда
на 4 ступени от ноты «Фа» строятся 4 радостных (мажорных) аккорда.
на 5 ступени от ноты «Соль» строятся 2 радостных (мажорных) аккорда
на 6 ступени от ноты «Ля» строятся 3 грустных (минорных) аккорда
на 7 ступени аккорды можно не строить. Они непопулярные.
Выбираете 3 или 4 любых аккорда и играете их друг за другом. Вот вам и последовательность.
Я хочу создать радостную мелодию, поэтому возьму больше радостных аккордов и меньше грустных. Пусть у меня будет 4 аккорда. Из них 3 радостных и 1 грустный.
Можно выбрать такое сочетание:
аккорд на 4 ступени.
аккорд на 5 ступени.
аккорд на 6 ступени.
аккорд на 1 ступени.
или например, такое:
аккорд на 1 ступени.
аккорд на 6 ступени.
аккорд на 4 ступени.
аккорд на 5 ступени.
Теперь задание наоборот. Я хочу сочинить грустную песню. Мне нужно больше минорных аккордов и мало мажорных.
аккорд на 6 ступени.
аккорд на 3 ступени.
аккорд на 5 ступени.
аккорд на 2 ступени.
Вот еще аккорды, которые построены по этой шпаргалке.
Вот, примерно так вы можете подбирать последовательности аккордов. Скачайте шпаргалку для более легкого и наглядного использования. Так вы гораздо быстрее запомните самые красивые сочетания аккордов для ваших будущих песен, треков, композиций.
Посмотрите готовые примеры последовательностей аккордов, которые я для вас приготовила, используя этот метод.
Что делать, если вам нужно повысить или понизить звучание всей последовательности? Например, вы выбрали 4 аккорда, построили последовательность, вам все нравится, но хотелось бы немного выше по звучанию. Или например, исполнитель главной партии пробует петь под вашу гармонию, и говорит, что ему нужно ниже по звучанию. Тогда вы используете принцип транспонирования, т.е. перенос тональности на нужную.
Начнем с того что на дворе 21 век, а наш потрясающий клавишный инструмент — пианино, рояль, или фортепиано придумали в 18 веке. Тогда еще не существовало огромного количества тех функций, которые сейчас закладывают в современные клавишные электронные инструменты, а тем более в музыкальные программы. Поэтому этими функциями нужно пользоваться.
Одной из таких волшебных функций является транспонирование «Transpose» (изменение высоты звучания нот и аккордов). Эта функция может облегчить вам процесс обучения, а главное создания композиций раз в 10!
Транспонирование мы будем использовать для того, чтобы исключить процесс запоминания сотен аккордов, на которые мы убили бы свое время. Ведь по сути, сотни аккордов повторяются один в один в разных тональностях, но как назло носят разные названия и порой этим сбивают нас с толку. Нам кажется, что это разные аккорды — это просто разные их названия, потому что они строятся в разных тональностях.
Не стройте аккорды в разных тональностях! Тональностей 30 штук (!), в них тысячи аккордов с различными названиями. Замучаетесь все запоминать и искать на клавишах. Пусть это делает машина. Она вам потом транспонирует аккорды в нужную тональность. Наша задача просто подобрать красивую гармонию.
Потому я создала шпаргалку, которая позволяет строить аккорды в самой простой тональности (до-мажор и ее грустная параллель ля-минор), где нет знаков (НЕТ черных клавиш по умолчанию). Потому подбор последовательности аккордов пойдет быстро и без проблем.
В шпаргалке представлено 17 самых распространенных и используемых аккордов. (если умножить на 30 тональностей, то по факту вы получите умение строить более 500 различных аккордов).
Создаете аккордовую последовательность из шпаргалки. И если требуется поменять тональность, то меняете ее в функции «Transpose» — переносите высоту аккордовой последовательности вверх, нажимая «+», либо опускаете тональность ниже, нажимая «-«, но играть продолжаете все те же клавиши, которые играли в любимой последовательности аккордов из шпаргалки. И весь трек, и всю композицию пишите в новой тональности. Хотя на клавиатуре продолжаете играть все в до-мажор, либо в ля-минор (то, что прописано в шпаргалке).
Ваша задача, научиться играть красиво в одной простой тональности, где нет знаков, где большая часть аккордов (а в нашем случае все аккорды) строятся на белых клавишах.
Кнопка Transpose поможет вам избежать сложности, связанной с самостоятельным подсчетом количества знаков альтерации (сколько диезов и бемолей нужно использовать в тональности), вам не придется запоминать сложные комбинации черных и белых клавиш, а главное вы просто сконцентрируетесь на заучивании самых топовых сочетаний аккордов. А вот перенос их на другие тональности за вас будет делать машина (синтезатор, миди клавиатура, рол пианино и т.д.)
Источник