- Роспись гавайской гитары укулеле акриловыми красками
- Как самостоятельно покрасить и вскрыть лаком старую гитару
- Покраска гитары своими руками: инструкция
- Подготовка к покраске гитары
- Демонтаж
- Применение промышленного фена и наждачной бумаги
- Покраска гитары
- Выбор лаков и финишных покрытий для гитар
- Масляное и восковое покрытие
- Спиртовые лаки
- Нитроцеллюлозные лаки
- Полиуретановые лаки
- Полиэфирные лаки
- Акриловые лаки
- Водные лаки
- Советы и рекомендации
Роспись гавайской гитары укулеле акриловыми красками
Долго занимаясь творчеством и декором, приходишь к пониманию того, что любую поверхность можно изменить и позволить ей жить другой жизнью. Тем более, что современные художественные материалы позволяют работать и экспериментировать с самыми разными техниками. Но как быть с декором разных музыкальных инструментов, где родной лак имеет большое значение и резонирует со звуком?
В этом случае лучше декорировать не рабочий, а какой-нибудь старый, ставший уже декоративным, инструмент. Сегодня мы попробуем расписать в декоративных целях недорогую гитару укулеле.
Для росписи гавайской гитары нам понадобятся следующие художественные материалы:
• карандаш, резинка, циркуль, кисти.
Снимаем с гитары гриф, выкручиваемся колки, освобождаем поверхность для работы с краской. Проходимся по лакированной поверхности гитары крупнозернистой шкуркой. Весь лак снимать не надо, просто делаем поверхность шершавой для лучшего сцепления поверхности с краской.
Грунтуем поверхность гитары губкой. Лучше сделать два слоя.
Намечаем циркулем основы рисунка. У нас это несколько кругов, расходящихся из одного центра, но разной ширины, в которых будут узоры. Рисуем их на передней и задней частях гитары.
Теперь наносим карандашом узоры в кругах. Они могут быть чем-то похожи на мандалы или на русские узоры в круге. Здесь важно не уйти в чрезмерную детализацию. Узоры лучше сделать крупными, чтобы цвета в итоге получились чистыми. На лицевой части гитары можно нанести волны или морских обитателей, водоросли, рыб, медуз и т.д.
На задней части мы решили нарисовать осьминога, а по бокам — волны и ракушки.
Аккуратно обводим карандашный рисунок чёрной краской, используя тонкую кисточку.
Не заполняем пространство полностью: оставляем пустые места, чтобы потом залить их цветом.
Когда рисунок полностью высохнет, начинаем раскрашивать его. Для этого мы очень сильно будем разводить краски водой, чтобы они давали цвет, но оставались полупрозрачными и не скрывали чёрные контурные узоры.
Сперва разводим синий и фиолетовый цвета и наносим их там, где у нас волны и водоросли.
Добавляем бирюзовые, немного зеленоватые оттенки. Море бывает таким разным, оттенки, которые вы решите использовать, зависят только от вашей фантазии!
Барашки на волнах оставляем почти белыми, с очень легкой светотенью.
Ракушки закрашиваем жёлтым цветом, используя разные его оттенки.
В некоторых местах делаем цвета насыщеннее и ярче.
Теперь можно перейти к узорам в круге. Здесь будет уже другая гамма, солнечная, используем тёплые оттенки, красный, оранжевый, жёлтый, Изредка добавляем светло-зелёный.
Можно использовать два совершенно разных подхода: аккуратно и методично закрашивать формы чётко по контурам, либо, наоборот, позволить себе вольности, смело выходить за границы, создавая градиенты и переходы оттенков из одного в другой, независимо от линий чёрного рисунка.
Я работаю по второму принципу. Укулеле — гавайская гитара, простой, но многогранный инструмент, лёгкий и звонкий, маленький, но очень интересный. Мне кажется, в яркой росписи укулеле нужна именно такая свобода.
На грифе в сине-фиолетовую гамму добавляем немного жёлтого, чтобы поддержать тёплые оттенки росписи.
Покрываем нашу гитару лаком, сушим, прикручиваем гриф и натягиваем струны. Инструмент готов.
И хотя в своей основе он задумывался, как декоративный элемент интерьера, никто не мешает изредка побренчать на нём, услышать музыку волн, шёпот раковин и танец осьминога. Перебирая струны, мы вспомним тёплое южное море, а гитара расскажет нам о его тайнах 🙂
Источник
Как самостоятельно покрасить и вскрыть лаком старую гитару
Любой лютье – человек, изготавливающий музыкальные инструменты – хорошо знает особенности выполнения финишных покрытий, знаком с разновидностями лаков и красок, которые подходят для этой цели. Со временем любой материал теряет сцепление с поверхностью и может потрескаться. Покраска гитары или иных инструментов из древесины возможна и в домашних условиях, главное – подобрать качественный лак и соблюсти все этапы ремонта.
Покраска гитары своими руками: инструкция
Для работы нужно выбрать проветриваемое помещение, по возможности чистое, чтобы на нанесенное покрытие не садилась пыль. В нем следует установить удобный стол, закрыть его газетами, а также приготовить инструменты и материалы:
- респиратор, перчатки, защитные очки;
- коробки для деталей гитары;
- паяльник;
- отвертки;
- фен строительный;
- наждачки с разной зернистостью;
- тряпки;
- шлифовальную машинку;
- грунт по дереву;
- лак.
Подготовка к покраске гитары
Рекомендуется потренироваться на старой гитаре, которая не представляет собой большой ценности. Это поможет обрести нужные навыки и более точно произвести работу с дорогостоящим инструментом в будущем. В качестве подготовки нужно провести демонтаж гитары: разобрать ее так, чтобы можно было легко восстановить.
Демонтаж
Для данного процесса потребуется набор отверток разного калибра. Снимают струны, предварительно открутив колки, после убирают остальные регуляторы, шурупы. Их укладывают в небольшие коробочки, при необходимости подписывают. После выкручивают болты сзади инструмента, соединяющие гриф и корпус. Гриф снимают, как и темброблок, и крышку выходного гнезда.
Чаще всего провода, крепящие регуляторы громкости и тона с выходным гнездом, проводятся через отверстие в корпусе гитары, поэтому для отделения темброблока отрезают их с двух сторон. Важно предварительно пометить провода цветными стикерами и подписать, чтобы потом без проблем припаять на прежнее место. После можно отрезать провода у места пайки, чтобы большая часть их осталась целой.
Обычно проводов у гитары два, но может присутствовать и третий – для заземления. Он располагается между звукоснимателями и железной планкой в задней части инструмента, к которой крепятся несколько пружин. Этот провод также нужно обрезать, иначе снять темброблок не получится. Откручивают пластиковую крышку, добираются до провода заземления, аналогичным образом помечают стикером и обрезают поближе к области крепления. Снятый темброблок обязательно помещают в плотную коробку, чтобы надежно защитить от пыли. Припаивание проводов назад производят после окончания всех работ по покраске.
Применение промышленного фена и наждачной бумаги
Перед следующим этапом нужно надеть очки, перчатки, респиратор. Они понадобятся для обеспечения индивидуальной безопасности во время снятия старого покрытия с гитары. После действуют таким образом:
- Закрепляют деревянный корпус инструмента на столике. Строительным феном нагревают его, чтобы можно было очистить дерево от старого покрытия. Перегревать изделие нельзя, иначе оно опалится.
- Берут листы наждачки разного калибра: для грубой, первичной, финальной обработки и для «мокрой» шлифовки. Обрабатывают поверхность корпуса наждачкой с самым крупным зерном, убирая грубые дефекты и остатки лака, краски. Хорошо проходят по вырезам, впадинам. После используют среднюю наждачку, затем – финальную (самую мелкую).
- Поверхность деревянного изделия в конце обработки должна стать идеально гладкой. С нее смахивают всю пыль, немного смачивают водой. Берут водостойкую наждачку и еще раз шлифуют «по мокрому», чтобы удалить все жировые пятна от пальцев. Дают поверхности полностью просохнуть.
Покраска гитары
После окончательной подготовки гитару можно красить или лакировать, но вначале ее обязательно грунтуют. Наносят небольшой кисточкой ровный слой грунта, еще удобнее распылять средство из пульверизатора. После высыхания грунтовки приступают к покраске. Выбранным средством обрабатывают одну сторону гитары, по мере сушки проводят те же действия для второй стороны. Если получится подвесить изделие за отверстия от болтов, окрашивание будет возможно осуществить сразу с обеих сторон.
После полного высушивания краски дерево обрабатывают самой мелкой наждачкой, пока все неровности, оставленные кисточкой, не исчезнут. Если лак, краска наносились распылителем, этот этап можно пропустить, поскольку слой чаще всего получается очень ровным. Обычно требуется два-три слоя лакокрасочного материала для придания гитаре обновленного вида. Чтобы краска не треснула, также нежелательно производить менее двух слоев при окрашивании.
Выбор лаков и финишных покрытий для гитар
Тактильные ощущения, возникающие при касании того или иного древесного покрытия после обработки, совершенно разные. Неодинаковы различные красящие средства и по качеству, сроку службы, внешнему виду. Обычно для сохранения натуральности дерева выбирают воск, масло, для легкости обновления покрытия – шеллак, для высокой скорости нанесения – нитролак. Есть и иные типы лаков, которые тоже следует рассмотреть подробно.
Масляное и восковое покрытие
Льняное масло, смешанное с хвойной канифолью – популярное средство, которым покрывают музыкальные инструменты, мебель. Традиция создавать масляные пропитки является довольно старой, но активно используется и сегодня. Единственным отличием стал тип масла, который применяется мастерами в наши дни: лучшие свойства показало тунговое, хотя нередко для удешевления оно разбавляется льняным. Также мастера высоко ценят специальное «датское масло», которое состоит из таких компонентов:
- льняное масло;
- тунговое масло;
- лак мебельный;
- уайт-спирит.
После нанесения на древесину масляный состав полимеризируется от воздействия воздуха, и покрытие твердеет. Обычно наносят масло в 3-5 слоев с промежуточной шлифовкой вдоль волокон. Крупные поры на дереве перед обработкой зашпаклевывают составом на водной основе.
Вощение музыкальных инструментов по технологии почти не отличается от описанной выше. Нередко методики сочетаются, и тогда покрытие станет атласным на ощупь. Покрасить гитару своими руками заново будет несложно, ведь снимать предыдущее покрытие не нужно. Недостаток восков и масел состоит в низкой прочности и слабой защите от влаги. Также масла могут глубоко впитываться в древесину и нарушать звучание акустических инструментов (обычно к гитарам это не относится).
Спиртовые лаки
Лаки на основе этилового или метилового спирта – это канифоль, мастика, шеллак, сандарак. Самым популярным и качественным считается шеллак, поэтому им и стоит покрывать простые и электрогитары. Данный лак характеризуется такими свойствами:
- красивый глянец;
- высокая адгезия к древесине;
- отсутствие токсинов;
- легкость нанесения;
- исключение пожелтения со временем;
- возможность ремонтировать покрытие.
Первичное высыхание лака длится сутки, полное – неделю, что является хорошим показателем по сравнению с иными аналогичными составами для дерева. Но минусы у него тоже имеются: плохая механическая и химическая стойкость, быстрота появления царапин, размягчение под действием тепла. Влагостойкость лака вначале высокая, но с течением времени снижается.
Перед нанесением средство необходимо растворить в спирте (примерно 300 г сухого порошка шеллака на литр спирта). Втирать лак можно кисточкой, ватным тампоном – это очень легко. После каждого слоя надо отшлифовать поднявшиеся волокна. Всего требуется 3-4 нанесения шеллака. Для окончательной полировки обычно применяется политура – раствор воска в спирте.
Нитроцеллюлозные лаки
Нитролаки стали использоваться около 100 лет назад и сейчас очень популярны в автомобильной и мебельной промышленности. В их составе есть нитроцеллюлоза – азотнокислый сложный эфир целлюлозы, разведенный ацетоном или иными растворителями. Вот достоинства этих лаков:
- простота нанесения;
- высокая скорость сушки;
- отсутствие шагрени на пленке;
- хороший глянец;
- достаточная атмосферостойкость.
Из-за низкого сухого остатка лак приходится наносить в 5-11 слоев с межслойным шлифованием, поэтому общая длительность процесса может быть значительной. Также нитролаки склонны к пожелтению, появлению трещин, имеют резкий запах, не слишком надежно соединяются с деревом, поэтому требуют обязательного предварительного покрытия древесины грунтовкой. Уход за гитарой будет сложным, ведь нитролаки не стойки химически. Чаще всего эти средства используют для придания покрытию винтажного вида.
Полиуретановые лаки
Под полиуретанами понимают группу полимеров, содержащих уретановые группы, – синтетические эластомеры. Они широко используются для приготовления двухкомпонентных лаков, которые могут применяться в окрашивании музыкальных инструментов. Такие средства практически вытеснили нитролаки благодаря улучшенным техническим параметрам. Вот их свойства:
- эластичность, отсутствие растрескивания пленки;
- долгий срок службы;
- стойкость к действию химических веществ и механических повреждений;
- высокая адгезия с древесиной;
- разнообразие по внешнему виду – есть матовые, глянцевые, полуматовые, полуглянцевые лаки.
К минусам относятся желтоватый оттенок, сложность нанесения. Подобные составы полимеризируются при контакте со специальными отвердителями, поэтому перед работой их приходится смешивать. Красить гитару вручную полиуретановым лаком сложно, поскольку в глубоких слоях формируются пузырьки – придется покупать особый распылитель. Отвердители лаков сильно чувствительны к свету, хранить их надо только в темноте.
Полиэфирные лаки
Данные лаки лидируют по прочности покрытия, стойкости к действию химических веществ и плотности. Они позволяют создавать тонкую, но крепкую пленку, надежно защищающую гитары и иные инструменты, отличающуюся высокой степенью блеска и износостойкостью. Покрытие переносит перепады температур, не проседает, не трескается и не желтеет.
Из-за сложности смешивания и потребности в соблюдении точной рецептуры, необходимости добавления катализатора, разбавителя и ускорителя к базе в домашних условиях такие лаки почти не применяются. У полиэфиров отмечается малое время жизни, поэтому новичку с ними работать практически нереально. Еще лаки имеют резкий запах, высокую токсичность, что тоже сильно ограничивает их использование в условиях обычной мастерской.
Акриловые лаки
Такие лаки бывают одно- и двухкомпонентными. Они позволяют получить самую эластичную пленку, которая не трескается со временем. Покрытие будет красиво блестеть, оно абсолютно прозрачное и не меняется в течение многих лет, не желтеет от солнца. Акриловый лак наносится даже кисточкой, легко смешивается, имеет прекрасную адгезию с деревом. Некоторые средства позволяют получить эффект мокрого дерева, совместно с красками применяются для росписи, создания грифов, рисунков.
Минусов у подобных лаков немного. Они имеют большое время сушки, причем на весь период изделие должно быть хорошо защищено от пыли. Полная полимеризация и вовсе занимает 2 месяца, за это время состав оседает в древесные поры, то есть усаживается. Чтобы лак не повлиял на акустические характеристики гитары, наносить его надо только нетолстым слоем.
Водные лаки
Составы такого вида плохо подходят для покраски гитары. У них невысокая степень блеска, низкая износостойкость, малый срок службы. Плюсами являются экологичность и дешевизна, но повторять лакировку придется довольно часто.
Советы и рекомендации
Чаще всего используется самый простой вариант лакировки гитар – покрытие корпуса бесцветным лаком. Есть и более интересные приемы, например, нанесение цветного лака, краски, окрашивание в два слоя разными оттенками, придание эффекта «старины».
Некоторые красят изделие в один тон, после высыхания оборачивают его изолентой и проходят вторым цветом, чтобы на поверхности сформировались яркие полоски. Допускается выполнение росписи, рисунков, для чего удобнее всего применять трафареты. Оригинальный дизайн можно придумать самостоятельно, по желанию, главное – выполнять все работы качественно и с фантазией!
Источник