Кремлевские куранты ноты для

Кремлевские куранты. Мурадели. Жаров

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова А. Жарова Музыка В. Мурадели

По всей необъятной Советской стране
До дальней окрайны любой, любой, любой.
Как песня столицы, звучит в тишине
Курантов серебряный бой… серебряный бой…

Припев:
В полуночный час курантам Кремля
Внимает родная земля.
Минуты святые!
Друзья дорогие,
Мы слиты с великой Москвой –
И чистой душою,
И думой большою,
Надеждою мира живой.

Волнующим звоном наполнен простор,
Сердца вдохновенья полны… полны… полны…
В свободном союзе республик-сестер
Народы Москвой сплочены! Москвой сплочены!

Припев:
В полуночный час курантам Кремля
Внимает родная земля.
Минуты святые!
Друзья дорогие,
Мы слиты с великой Москвой –
И чистой душою,
И думой большою,
Надеждою мира живой.

Источник

Новогодние куранты

для получения доступа к нотам

Баллы: 4

Вы проголосовали за

Вот и наступил Новый 2016 год! Ещё не так давно с бокалом шампанского в руке мы слушали бой курантов,провожая старый год. Вот она, последняя волнительная минутка! Пьеса » Новогодние куранты» передаёт праздничное настроение.Она написана для гитары соло и доступна для исполнения всем любителям гитарной музыки.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • 4562 просмотра

Читайте также

Комментарии

Приступил к разучиванию

Приступил к разучиванию пьески с учениками и так самого затянуло, что вот-вот может из этого что-то выйти). Спасибо Тебе, Оксана, за прекрасную пьесу. Как раз к сегодняшнему настроению и погоде!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Рома,спасибо, что играете и

Рома,спасибо, что играете и мою музыку! Пусть эта пьеса подарит всем новогоднее настроение,добрые эмоции и предвкушение праздника!)

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

А ещё запах мандаринок с

А ещё запах мандаринок с елкой и игры в снежки). У нас сегодня было +8, но мы не теряем надежду. Спасибо Тебе, Оксана, за поддержку! Пьеска нравится ученикам и трудностей в ней особо нет.

Запутался сам только в форме. Напомни, пожалуйста, можно ли «запихнуть» (определение одного музыковеда) эту форму в штаны вариаций? Боюсь, что могу с определениями залезть в дебри. Заранее благодарю ещё раз.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Рома, смело » запихивай»)).

Рома, смело » запихивай»)). Действительно, это небольшая вариационная форма, включающая в себя тему, которая напоминает тиканье часов, и две вариации на неё.

Источник

Куранты играют гимн колоколами четырех эпох

Анна Поваго

Бьют часы на Спасской башне. Гуляющие по Красной площади москвичи и туристы замирают, считая удары. Ровно двенадцать. В столице полдень.

Стоит последнему удару курантов разлететься над Москвой, как старинные часы начинают петь. Теперь над площадью и за ее пределами разносится музыка Гимна Российской Федерации. Ровно двадцать лет назад, 9 августа 1996 года, куранты исполнили его впервые.

Тогда президентом страны был Борис Николаевич Ельцин, а часы на Спасской башне пели совсем другую музыку.

— Заставить куранты петь гимн России было идеей самого президента, фактически — приказ, — рассказывает экс-руководитель Президентского оркестра, дирижер, композитор и народный артист России Павел Овсянников. — История воплощения этой задумки в жизнь поистине удивительная. В начале 90-х часами в Кремле ведал НИИчас пром.

Получив соответствующие указания, его специалисты принялись за диагностику.

Результаты оказались неутешительными. Судя по докладу часового ведомства, куранты могли запеть лишь в одном случае — если заменить в них всю «начинку», весь механизм полностью.

— Мало того, что стоило это огромных денег, — продолжает Павел Овсянников. — Если бы приговор курантам был приведен в исполнение, они лишились бы своего знаменитого перезвона, ставшего символом нашей страны. К тому же создание нового механизма для часов Спасской башни потребовало бы нескольких лет.

Взвесив все за и против, руководство Кремля с окончательным решением торопиться не стало, а обратилось за помощью к главному кремлевскому дирижеру. Высокие чины рассудили: Павел Овсянников — музыкант, профессионал, а значит, может предложить альтернативный вариант решения проблемы.

— Не помню, сколько раз я поднимался туда, наверх, — рассказывает Павел Борисович. — На вершине Спасской башни дует сильный ветер, слышно, как вороны кричат, в общем, атмосфера для работы довольно сложная, но приказ есть приказ.

В механизме Кремлевских курантов установлены особые колокола — карильонные (то есть имеющие каждый свою ноту. Звуку обычных колоколов ноты не присваивают. — «ВМ»). Павел Овсянников записал их звуки, чтобы иметь возможность сыграть мелодию гимна.

— Выяснилось, что весь механизм менять не нужно, — рассказывает дирижер. — Для исполнения «Патриотической песни» курантам недоставало всего трех колоколов.

Кремлевские куранты каждый день исполняют Гимн России в соответствии со строгим расписанием / Фото: Григорий Сысоев/ТАСС

Задача, поставленная главой государства, существенно упрощалась. Недостающие колокола заказали у голландских мастеров, а пока они работали над непростым заказом, куранты снабдили металлическими листами — билами. При ударе их звон был практически неотличим от колокольного, вот только затихал он уже на границах Красной площади.

— Борис Николаевич работу принял и остался доволен, — вспоминает Павел Борисович. — Через пару лет билы мы заменили настоящими колоколами, так что теперь механизм курантов стал еще интереснее, чем раньше. Тут можно встретить колокола, созданные в XVII, XVIII, XIX и в конце ХХ века.

Часы на Спасской башне и сегодня Гимн России исполняют строго по расписанию. Он звучит в полдень и в полночь, а также в шесть часов утра и вечера. Мелодию хора «Славься!» Глинки куранты продолжают петь ежедневно в три часа ночи и дня, а также в десять часов утра и вечера.

Мелодию гимна изменили на музыку Александра Александрова к новому 2001 году.

— Мудрым человеком был Михаил Глинка: знал, как музыку писать, — Павел Овсянников улыбается. — Уже существующего диапазона колокольного звучания оказалось достаточно, чтобы исполнить музыку Александрова. Новых колоколов не потребовалось.

КСТАТИ

Первый Гимн России, исполненный Кремлевскими курантами, «Патриотическая песня» Михаила Глинки, по словам Павла Освянникова, вряд ли был сочинением великого композитора.

Зарисовку будущего произведения с таким названием, написанным по-французски, нашли среди черновиков Глинки.

По словам экс-руководителя Президентского оркестра, в партитуре можно было различить лишь основную тему и бас, так что дополняли и развивали ее уже позже. Официально считается, что «Патриотическая песня» была написана в 1833 году. Гимном Российской Федерации эта мелодия служила с 1990 по 2000 год.

Источник

5 секретов кремлевских курантов

Зачем на главных часах России меняют колокола и какие мелодии они играют?

Куранты на Спасской башне Кремля знакомы каждому россиянину с детства. Ведь именно они дают начало каждому Новому году. Рассказываем о главных тайнах главных часов страны.

1. Классика каждые три часа

Куранты на Спасской башне играют гимн России в 6 утра, в полдень, в 6 вечера и в полночь, а также мелодию «Славься» Глинки в 3 и 9 утра и в 3 и 9 вечера. Таким образом, их можно услышать каждые три часа. Главный колокол бьет каждый час. Именно его удары вся страна слышит в Новый год — они транслируются по всем каналам и радиоприемникам России.

Изначально куранты разыгрывали то Преображенский марш времен Петра I, то неофициальный гимн Российской империи «Коль славен наш Господь в Сионе», написанный Дмитрием Бортнянским.

«В СССР сначала попробовали подобрать «Интернационал» и «Вы жертвою пали», но после 1938 г. уже никаких мелодий, за исключением перезвона четвертей, колокола на Спасской башне не исполняли, — говорит звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Константин Мишуровский, — Лишь в 1990-х гг. было принято решение, что колола будут исполнять следом за четвертями и часовыми ударами Гимн России и «Славься» Глинки».

2. Это пятые куранты Спасской башни

Первые куранты на Спасской башне (тогда ее называли Фроловской) появились сразу после ее постройки в 1491 году. Данные о внешнем виде не сохранились, известно лишь, что когда они пришли в негодность, их продали Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей в качестве лома (в начале XVII века за 1 рубль можно было купить стадо овец).

Вторые куранты появились во время правления Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых (1596-1645). Для их создания пригласили мастера из Англии Христофора Галовея, который сделал совершенно потрясающее устройство. В этих часах вращались не стрелки, а циферблат. Он был выкрашен в цвет неба, на котором располагались жестяные звезды и изображение солнца. Его луч и был стрелкой часов. Колокола звонили каждый час. В то время часы делили время на ночное и дневное, ориентируясь за восхождением солнца. Так, во время рассвета на часах показывали час дня, а на закате — час ночи. Летом могло быть 17 часов, а потому циферблат был поделен на 17 частей. Во время пожара 1701 года часы сгорели.

Третьи куранты были установлены в 1709 году по указу Петра I, и это были уже часы современного типа из Голландии — царь перевел страну на принятые в Европе суточный отсчет времени. На них были установлены 33 колокола, который играли мелодии и были каждый час. А кроме того, оповещали о пожарах в городе. В 1737 году сгорели и эти часы.

Четвертые куранты установили уже при Екатерине II в 1770 году: это были английские часы, установкой которых занимался немецкий часовой мастер Фаций. Часовщик оказался с юмором и настроил на курантах мелодию «Ах, мой милый Августин», которая звучала около года, пока ее не распорядились убрать. Часы работали исправно несколько десятилетий, не особо пострадав даже при наступлении Наполеона на Москву. Аварийным их состояние было признано лишь к середине 19 века.

Современные куранты появились в 1852 году благодаря часовщикам датского происхождения Ивану и Николаю Бутенопам. Они установили новые черные циферблаты на всех сторонах башни, заменили старые механизмы и подобрали по тонам 35 новых колоколов с кремлевских башен.

Во время революции 1917 в куранты попал снаряд. Восстановили их год спустя по распоряжению Владимира Ленина, и они работают до сих пор.

3. Механизм весит, как 25 автомобилей

Без колоколов механизм весит 25 тонн и состоит из нескольких тысяч деталей. Его высота составляет около 3 метров, а диаметр шестеренок достигает полутора метров. За точность хода отвечает 32-килограммовый маятник и три гири весом от 160 до 224 килограмм. Музыкальный механизм выглядит как медный цилиндр, который вращает гиря. Барабан заставляет штифты нажимать на клавиши, связанные тросами с колоколами на звоннице.

Главный колокол, который отбивает удары по количеству часов, весит более двух тонн, а самый большой «музыкальный» колокол — более тонны.

4. Новые русские колокола настроили под голландский

До недавнего времени в курантах использовались только 17 колоколов (в лучше годы было 35 колоколов), которые со временем потребовалось обновить. Сейчас в курантах работают 23 колокола. Из старинных остался только один, который отбивает часы, а также 9 небольших колоколов, которые отбивают четверти плюс большой голландский, заказанный в 1990-х — тот самый, который весит больше тонны.

В ноябре 2020 года в Спасскую башню установили 12 новых колоколов, которые отлили в Воронеже (юг России) специально для этих часов. Больше года мастера настраивали новые колокола под голландский: какие-то пришлось подтачивать изнутри, чтобы понизить звучание, а какие-то — даже отливать заново. В работе принимал участие дирижер Президентского оркестра Евгений Никитин.

5. Новый год наступает не с первым ударом курантов

Источник

Все о Кремлевских курантах

Куранты – это башенные или большие комнатные часы с колоколами, отбивающими каждый час заданную мелодию. Однако для жителей Российской Федерации это слово устойчиво ассоциируется с Курантами Московского Кремля.

Общеизвестно, что главными часами России являются именно Кремлевские куранты.

Стороннему наблюдателю они известны в виде 4 циферблатов — по одному на каждой стороне Спасской башни, но на самом деле представляют собой сложный и чётко отлаженный механизм. Циферблаты имеют лаконичный и контрастный внешний вид: на чёрной окружности в золотом обрамлении размещены позолоченные цифры и стрелки. Детали могут похвастаться внушительным размером: диаметр циферблатов составляет 6,12 метра, высота цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метра, длина минутной стрелки — 3,27 метра. Общий вес курантов — 25 тонн.

Часы на Спасской башне умеют отбивать время и проигрывать мелодии (поэтому их и называют курантами). В 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 куранты исполняют гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 — мелодию хора «Славься» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, после чего большой колокол отбивает часы. Кроме того, в 15, 30 и 45 минут каждого часа происходит перезвон — 1, 2 и 3 раза соответственно.

Кремлёвские часы полностью механические: движение стрелок на всех четырёх циферблатах происходит благодаря единому часовому механизму, который занимает 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещён на 9 ярусе и включает 4 заводных вала: один — для ведения стрелок, второй — для боя часов, третий — для вызванивания четвертей, четвёртый — для игры курантов. Вал ведения минутной стрелки проходит сквозь пол на 8 ярус, где распределяется на 4 циферблата, позади каждого из которых находится отдельный механизм для передачи вращения от минутной стрелки к часовой. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 килограммов, точность хода обеспечивает 32-килограммовый маятник. Завод часов (подъём гирь) осуществляется дважды в сутки с помощью электродвигателей.

Бой часов осуществляется благодаря музыкальному узлу, расположенному под шатром башни. В звоннице расположен 1 большой колокол, отбивающий часы (2160 килограммов), и 9 четвертных колоколов (320 килограммов); бой происходит благодаря ударам молотка, соединённого с часовым механизмом. Мелодии курантов звучат благодаря музыкальному механизму: внутри башни расположен медный барабан, усеянный отверстиями и штифтами в соответствии с запрограммированными мелодиями. При вращении барабана штифты нажимают на клавиши, связанные с тросами, которые идут на звонницу; теоретически, на барабане можно запрограммировать любую мелодию, но ритм исполнения курантами будет отставать от оригинала.

Впервые часы на Спасской башне могли появиться ещё в 16 веке: существуют документальные подтверждения, что в 1585 году при Спасских, Тайницких и Троицких воротах Кремля несли службу часовщики. О самих часах мало что известно, кроме того, что в 1624 году они были проданы на вес Спасо-Преображенскому монастырю в Ярославле; вес часов составил около 960 килограммов.

Кремлевские часы, которые были первыми установлены в Спасской башне, имели 17 часовой циферблат, который отображал наибольшую продолжительность дня летом. Только в 1705 году указом Петра I, башенные часы были заменены на нормальные 12-ти часовые. Эти куранты, закупленные в Голландии, имели недостаточно качественное изготовление и постоянно ломались, в связи с чем Петру приходилось держать большое количество часовых мастеров для ремонта.

После того, как столица Государства Российского была перенесена в Санкт-Петербург, царедворцы перестали интересоваться судьбой Кремлевских курантов. Обслуживающий их персонал относился к выполнению своих обязанностей безответственно. Так, в 1770 году, по прихоти мастера, который обслуживал куранты, а он был чистокровным немцем, одной из мелодий часов стала австрийская народная песня, при этом, государственные власти в течение года никак на такое безобразие не реагировали.

Во время разграбления Москвы Наполеоном курантам был нанесен значительный ущерб, а после освобождения города часы еще длительное время не могли привести в нормальное состояние.

Однако история Кремлевских курантов получила новый виток, когда в 1852 году в Спасскую башню были установлены так хорошо знакомые нам часы. Они уже были произведены в России. Их авторами были датчане — братья Бутеноп.

В 1851-1852 году на заводе российских фабрикантов датского происхождения Иоганна и Николая Бутенопов были изготовлены современные куранты. Использовав некоторые старые детали и применив к ним самые передовые на тот момент технологии, братья создали новые часы: вместо старого дубового корпуса появился новый чугунный, колёса и шестерни были сделаны из специально подобранных сплавов, которые могут выдерживать перепады температуры и высокую влажность, появились новые циферблаты и стрелки. Для проигрывания курантами мелодий был установлен музыкальный механизм, включающий барабан с отверстиями и штифтами; чтобы мелодии отыгрывались более точно и насыщенно, на Спасскую башню установили 24 дополнительных колокола с Троицкой и Боровицкой башен — общее количество колоколов на башне достигло 48. По выбору императора Николая I куранты стали исполнять «Марш Преображенского полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».

Советская эпоха для курантов началась печально: в ноябре 1917 года при штурме Кремля большевиками часы были сильно повреждены снарядом, перебившим механизм вращения стрелок. В течение года Спасские часы стояли, пока в 1918 году Владимир Ленин не распорядился их восстановить. Для реконструкции курантов большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но отказались от их услуг из-за высокой цены, и восстановить часы поручили работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу, который был сыном мастера с завода Бутенопов и разбирался в их устройстве. Беренс привлёк к работе своих сыновей Владимира и Василия, и в тот же год они смогли запустить часы, однако, не разобрались в музыкальном устройстве курантов. Для работы с музыкальной частью пригласили художника и музыканта Михаила Черемных, который разобрался в строе колоколов и по желанию Ленина набрал на игральный вал курантов революционные гимны: теперь Кремлёвские куранты играли «Интернационал» и похоронный марш «Вы жертвою пали». В 1932 году часы отремонтировали, заменив старые циферблаты, стрелки и цифры на новые — в общей сложности на них ушло 28 килограммов золота; изменения коснулись и репертуара курантов: из мелодий оставили только «Интернационал». В 1938 году куранты замолчали из-за износа музыкального механизма, который теперь лишь отбивал часы и четверти; в 1941 специально для исполнения «Интернационала» был смонтирован электро-механический привод, который впоследствии был демонтирован, и куранты молчали вплоть до 1990-х годов. В 1974 году часы отреставрировали (для этого потребовалась их остановка на 100 дней), механизм был разобран и обновлён, но музыкальная его часть осталась нетронутой. В 1991 году советское правительство решило возобновить игру курантов, но оказалось, что на башне из 48 колоколов осталось всего 10, и для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов; чуть позже идея полностью потеряла актуальность ввиду распада Советского Союза.

Возобновление работы курантов произошло в 1995 году: после 58 лет молчания они стали играть «Патриотическую песню» Михаила Глинки и мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» того же автора. Последняя крупная реставрация курантов прошла в 1999 году: внешний вид часов освежили, а вместо «Патриотической песни» была запрограммирована мелодия гимна Российской Федерации, утверждённого в 2000 году.

В настоящее время Кремлевские куранты являются визитной карточкой России.

Источник

Читайте также:  One shot бас гитара
Оцените статью