Кригер бурре ноты для гитары

Содержание
  1. Кригер бурре ноты для гитары
  2. Обработки классических произведений для ф-но соло
  3. (Все нижеприведенные нотные тексты являются обработками С. Баландина)
  4. Пьесы для начинающих
  5. Пьесы среднего уровня трудности
  6. Ноты классических и популярных произведений в редакции С. Баландина
  7. Обработки западной популярной музыки для ф-но соло
  8. Гитарный Блог Нот Валерия Егорова
  9. Этюд для гитары Джулиани.
  10. 4. Старинный танец менуэт.
  11. 3. Старинный танец.
  12. Вальс Ф. Карулли.
  13. 5. Упражнения на гитаре для левой руки
  14. 5. Табулатура
  15. Вальс Д. Агуадо.
  16. 4. Упражнение для баса и мелодии
  17. Вальс.
  18. Этюд Карулли.
  19. Этюды для начинающих гитаристов.
  20. 3. Упражнение для большого пальца правой руки
  21. 2. Лютневая музыка на гитаре.
  22. 4. Длительности нот
  23. 3. О сложности гитары, как музыкального инструмента
  24. 1. Старинная музыка.
  25. 11. Аккорды и арпеджио
  26. 10. Мелодия и арпеджио
  27. 9. Ломанное арпеджио №3 с элементами расгеадо
  28. 2. Возрождение гитары в XX веке

Кригер бурре ноты для гитары

Автор: М. Смахтина
Год: 2004
Издательство: Самара: ДШИ №21
Страниц: 203
Формат: PDF
Размер: 7,9 МВ
Язык: русский

Современная гитарная педагогика требует тщательного изучения полифонии и владения техникой её исполнения. Подтверждением этому служат экзаменационные и конкурсные требования.
К сожалению, в нотных изданиях старинные полифонические пьесы встречаются редко. Скуден репертуар гитаристов. Нет систематизированных сборников.
Таким образом, назрела необходимость выпустить данный альманах, чтобы заполнить образовавшийся пробел.
Предлагаемое издание ставит своей целью собрать воедино и донести до широкого круга учащихся и преподавателей наиболее яркие образцы старинной музыки XVI-XVIII вв.
Альманах состоит из разделов: музыка Англии, Германии, Франции, Испании, Италии, Чехии и анонимных композиторов. Такая структура издания позволяет более тонко познакомиться со стилистическими и национальными традициями каждой западноевропейской страны.
Сборник содержит методические рекомендации по формированию полифонического мышления учащихся музыкальных школ. Он дополнен словарём музыкальных терминов. Особую ценность изданию придают редкие биографические сведения о композиторах.
Одно из достоинств сборника — наличие произведений, переложенных и отредактированных ведущими педагогами г. Самары: Зюзиным Ю. А., преподавателем по классу гитары Самарского Государственного Педагогического Университета; Пешковым М. Б., преподавателем по классу гитары Самарского музыкального училища имени Д. Г. Шаталова; Филипповой О. Н., преподавателем ДМШ №19; Ионкиной О. В., преподавателем ДШИ №21; Ионкиным А. В., преподавателем ДШИ №8. Автор приносит им благодарность за критические замечания и пожелания, а также признателен за сотрудничество и за материал, предоставленный для данного издания.
Автор надеется, что «Альманах старинной музыки XVI-ХVIII вв.» окажется полезным для учащихся и педагогов ДМШ, музыкальных училищ, а также для всех любителей классики.
Желаем Вам приятных минут общения с шедеврами старинной музыки.

Читайте также:  Бах хорал хор ноты

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Развитие полифонического мышления

Музыка Англии
2. Сведения о композиторах Англии
3. Д. Дауленд. ORLANDO SLEEPETH
4. Д. Дауленд. WHAT IF А DAY
5. Д. Дауленд. А PIECE WITHOUT TITLE
6. Д. Дауленд. TARLETON’S RESURRECTION
7. Д. Дауленд. MR. DOWLAND’S MIDNIGHT
8. Д. Дауленд. MRS. WINTER’S JUMP
9. Д. Дауленд. ГАЛЬЯРДА
10. Д. Дауленд. АЛЛЕМАНДА
11. Р. Джонсон. АЛЛЕМАНДА
12. ТРИ АРИИ Г. ПЁРСЕЛЛА. АРИЯ I
13. АРИЯ II
14. АРИЯ III
15. Г. Пёрселл. ЖИГА е-moll
16. Г. Пёрселл. ЖИГА а-moll
17. Г. Пёрселл. ЖИГА а-moll
18. Ф. Пилкингтон. КУРАНТА
19. Э. Холборн. ГАЛЬЯРДА

Музыка Германии
20.Сведения о композиторах Германии
21. И.С. Бах. ХОРАЛ
22. И.С. Бах. КАНОН
23. И.С. Бах. ПРЕЛЮДИЯ
24. И.С. Бах. ПОЛОНЕЗ
25. И.С. Бах. БУРРЕ
26. И.С. Бах. САРАБАНДА a-moll
27. И.С. Бах. САРАБАНДА h-moll
28. И.С. Бах. ДВА МЕНУЭТА ИЗ ВИОЛ. СЮИТЫ. МЕНУЭТ I
29. И.С. Бах. МЕНУЭТ II
30. И.С. Бах. МЕНУЭТ e-moll
31. И.С. Бах. МЕНУЭТ a-moll
32. И.С. Бах. МЕНУЭТ G-dur
33. И.С. Бах. МЕНУЭТ a-moll
34. В.Ф. Бах. МЕНУЭТ D-dur
35. И.К.Ф. Бах. МЕНУЭТ A-dur
36. С. Л. Вайс. САРАБАНДА
37. С. Л. Вайс. МЕНУЭТ I
38. С. Л. Вайс. МЕНУЭТ II
39. С. Л. Вайс. БУРРЕ
40. С. Л. Вайс. ПРЕЛЮДИЯ
41. Г.Ф. Гендель. АРИЯ е-moll
42. Г.Ф. Гендель. АРИЯ А-dur
43. Г.Ф. Гендель. АНДАНТИНО
44. Г.Ф. Гендель. САРАБАНДА
45. ГФ. Гендель. ФУГА
46. Г.Ф. Гендель. ЧАКОНА
47. К. Граупнер. БУРРЕ
48. И. Кригер. БУРРЕ
49. И. Кригер. МЕНУЭТ
50. И. Сусато. АЛЛЕМАНДА
51. Г. Нейзидлер. ТАНЕЦ
52. Г. Нейзидлер. ТАНЕЦ
53. Г. Нейзидлер. ЧАКОНА
54. Г. Телеман. АЛЛЕГРО
55. Г. Телеман. РИГОДОН

Читайте также:  Брюс ли с гитарой

Музыка Франции
56. Сведения о композиторах Франции
57. Ж. Б. Безар. ВЕСЕЛЫЙ БРАНЛЬ
58. Ж. Б. Безар. БРАНЛЬ
59. Р. де Визе. МЕНУЭТ D-dur
60. Р. де Визе. МЕНУЭТ С-dur
61. Р. де Визе. МЕНУЭТ е-moll
62. Р. де Визе. ГАВОТ
63. Р. де Визе. САРАБАНДА
64. Р. де Визе. ЖИГА
65. Р. де Визе. ПАССАКАЛЬЯ d-moll
66. Р. де Визе. ПАССАКАЛЬЯ е-moll
67. Р. де Визе. СЮИТА d-moll. ПРЕЛЮДИЯ 1
68. Р. де Везе. АЛЛЕМАНДА II
69. Р. де Визе. КУРАНТА III
70. Р. де Визе. САРАБАНДА IV
71. Р. де Визе. ГАВОТ V
72. Р. де Визе. МЕНУЭТ VI
73. Р. де Визе. МЕНУЭТ VII
74. Р. де Визе. БУРРЕ VIII
75. Р. де Визе. ЖИГА IX
76. Ф. Куперен. LA CHAROLAISE
77. Ж. Ф. Рамо. МЕНУЭТ D-dur
78. Ж. Ф. Рамо. МЕНУЭТ a-moll

Музыка Италии
79. Сведения о композиторах Италии
80. Д. Брещанелло. ПАРТИТА. ПРЕЛЮДИЯ I
81. Д. Брещанелло. МЕНУЭТ II
82. Д. Брещанелло. ГАВОТ III
83. Д. Брещанелло. ЖИГА IV
84. Д. Брещанелло. АРИЯ
85. Шесть пьес В. Галилея. ПАВАНА I
86. В. Галилей. ТАНЕЦ II
87. В. Галилей. ПАССАКАЛЬЯ III
88. В. Галилей. БЕЛЫЙ ЦВЕТОК IV
89. В. Галилей. ГАЛЬЯРДА V
90. В. Галилей. САЛЬТАРЕЛЛО VI
91. В. Галилей. ГАЛЬЯРДА
92. В. Галилей. КАНЦОНА
93. Ф. Карозо. СПАНЬОЛЕТТА
94. А. Корелли. САРАБАНДА е-moll
95. А. Корелли. САРАБАНДА a-moll
96. Ф. Корбетта. ПРЕЛЮДИЯ
97. Ф. Корбетта. САРАБАНДА
98. Ф. Корбетта. МЕНУЭТ
100. Л. Ронкалли. МЕНУЭТ d-mo11
101. Л. Ронкалли. МЕНУЭТ C-dur
102. Л. Ронкалли. САРАБАНДА
103. Л. Ронкалли. ПРЕЛЮДИЯ
104. Ф. де Милано. КАНЦОНА
105. А. Скарлатти. ГАВОТ

Читайте также:  Виртуальная гитара с боем

МУЗЫКА ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ
106. Сведения о композиторах Испании и Поргугалии
107. Э. Вальдеррабано. SOBRE LA PAVANA REAL
108. Э. Вальдеррабано. СОНЕТ
109. Л. Милан. ШЕСТЬ ПАВАН. ПАВАНА I
110. Л. Милан. ПАВАНА II
111. Л. Милан. ПАВАНА III
112. Л. Милан. ПАВАНА IV
113. Л. Милан. ПАВАНА V
114. Л. Милан. ПАВАНА VI
115. А. Мударра. ГАЛЬЯРДА
116. А. Мударра. РОМАНЕСКА
117. Л. Нарваэс. СТЕРЕГИТЕ КОРОВ
118. Г. Санз. ЛАС ХАЧАС
119. Г. Санз. ТАНЕЦ
120. Г. Санз. ГАЛЬЯРДА D-dur
121. Г. Санз. PARADETAS
122. Г. Санз. ТАНЕЦ. МАТАЦИН
123. Г. Санз. ТАНЕЦ. RUJERO
124. Г. Санз. ПАВАНА d-moll
125. Г. Санз. ПАВАНА a-moll
126. Г. Санз. СПАНЬОЛЕТТА
127. Г. Санз. CLARINES У TROMPETAS
128. Г. Санз. ПРЕЛЮДИЯ
129. Г. Санз. ГАЛЬЯРДА d-moll
130. Г. Санз. КАНАРИОС
131. Г. Санз. FUGA AL AYRE ESPANOL
132. Г. Санз. ФОЛИЯ
133. Г. Санз. PAVANA DE ALEXANDRE
134. К. Сейхаз. МЕНУЭТ
135. М. Фуэнльяна. ФАНТАЗИЯ

МУЗЫКА ЧЕХИИ
136. Сведения о композиторе Я. Лози
137. Я. Лози. ГАВОТ
138. Я. Лози. ЖИГА
139. Я. Лози. ПОЛИШИНЕЛЪ
140. Я. Лози. СЮИТА С-dur. ЧАКОНА I
141. Я. Лози. САРАБАНДА II
142. Я. Лози. МЕНУЭТ III
143. Я. Лози. СЮИТА a-moll. ГАВОТ I
144. Я. Лози. КАПРИЧЧИО II
145. Я. Лози. КУРАНТА III
146. Я. Лози. СЮИТА а-moll. ПРЕЛЮДИЯ I
147. Я. Лози. АРИЯ II
148. Я. Лози. ГАВОТ III
149. Я. Лози. АЛЛЕМАНДА IV
150. Я. Лози. МЕНУЭТ V
151. Я. Лози. САРАБАНДА VI
152. Я. Лози. ЖИГА VII
153. СЛОВАРЬ

Источник

Обработки классических произведений для ф-но соло

(Все нижеприведенные нотные тексты являются обработками С. Баландина)

Пьесы для начинающих

Английская колыбельная «Hush Little Baby» (Засыпай, малютка)
Миди-иллюстрация

Традиционная детская песня «I’m a Little Teapot» (Я маленький чайник)
Миди-иллюстрация

Милдред Хилл, «С Днем Рождения» (Happy Birthday to You)

Французская революционная песня «Са Ира»

Пьесы среднего уровня трудности

Людвиг ван Бетховен, Allegretto из симфонии № 7

Йозеф Гайдн, Тема из Серенады для струнного квартета № 17, часть II

Георг Фридрих Гендль, Хор из оратории «Иуда Маккавей»

Эдвард Уильям Эльгар, Марш

Ноты классических и популярных произведений в редакции С. Баландина

Пьесы легкого уровня

Ан. Александров, «Новогодняя полька»

И. С. Бах, Полонез соль минор №10

И. С. Бах, Полонез соль минор №19

Бела Барток, Пьеса из сборника «Детям» № 1

Пьесы среднего уровня трудности

Вольфганг Амадей Моцарт, Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Меир Миндель (израильский композитор) «Гротеска»

Gerry Mulligan, «Bark For Barksdale»

Карл Черни, Этюды из сборника «50 маленьких этюдов» под редакцией Г. Гермера:

Карл Черни, Этюд op. 849 №14

Людвиг ван Бетховен, Соната op. 6 для фортепиано в 4 руки
Миди-иллюстрация

Клод Дебюсси, «В лодке» из Маленькой сюиты для фортепиано в 4 руки
Миди-иллюстрация

Алек Роули «Миниатюрный концерт» (часть I)
Миди-иллюстрация

Николай Агафонников, «Веселая мелодия» для фортепиано в 4 руки
Миди-иллюстрация

Валерий Гаврилин, «Вальс» для фортепиано в 4 руки
Миди-иллюстрация

Манфред Шмитц, Джазовая пьеса для фортепиано в 4 руки № 1
Миди-иллюстрация

Манфред Шмитц, Джазовая пьеса для фортепиано в 4 руки № 5
Миди-иллюстрация

Манфред Шмитц, Джазовая пьеса для фортепиано в 4 руки № 18
Миди-иллюстрация

Манфред Шмитц, Джазовая пьеса для фортепиано в 4 руки № 19
Миди-иллюстрация

Карл Мария Вебер, Шесть пьес в 4 руки op.3 (реставрация раритета).

Обработки западной популярной музыки для ф-но соло

Источник

Гитарный Блог Нот Валерия Егорова

Этюд для гитары Джулиани.

С Мауро Джулиани и его произведениями мы будем часто встречаться на своих страницах, потому что без этого не обойтись в процессе обучения и, вообще, никакому гитаристу. Его этюды, пьесы, упражнения очень легки и, я бы сказал, прозрачны и светлы для музыкантов, хоть начинающих, хоть с опытом.

Сегодня мы начнем учить достаточно длинный этюд для гитары (для начинающих гитаристов), который я назвал как “Этюд №1″, но это чисто моя нумерация, а не самого гитариста, педагога и композитора Мауро Джулиани.

Немного информации о Джулиани.

Он родился в Бискелье (Италия) в 1781, а умер в Неаполе в 1829 году. Сначала учился на флейте, скрипке и виолончели, но затем его увлекла гитара и ей он посвятил всю свою жизнь. В 1806 году он перебрался в Вену, где и сделал карьеру одного из лучших гитаристов и с 1808 года начинает публиковать свои произведения, одновременно солируя и играя в оркестрах.

В 1814 году получил высокий титул виртуоза при дворе императрицы Марии-Луизы Австрийской, но несколько лет спустя вернулся в Италию, где жил сначала в Риме, а затем в Неаполе, гастролируя в разных странах. Кстати, в 1822 году Джулиани давал концерты в России.

Витруоз, прекрасный гитарист, но… Некоторые критикуют его за излишнюю виртуозность произведений, в которых он, якобы, забывает чисто академическое звучание инструмента.

Аппликатура левой руки указана в нотах, в правой руке – нет. Придется разбираться самим. Рекомендации: ни в коем случае не повторяйтесь в пальцах правой руки, а бас (ноты штилем вниз) извлекайте большим пальцем.

4. Старинный танец менуэт.

Еще один популярный танец – старинный менуэт на гитаре.

Менуэт произошел от медленного хороводного танца одной из провинции Франции в XVI веке и потерял свое значение только в XIX столетии, претерпев за весь свой путь от народного до придворного танца королей и высочайшей знати Европы немало изменений как в движениях, так и в темпе. В XVIII-XIX веках менуэт – уже не медленный, а довольно скорый танец со сложными движениями.

Менуэт можно отнести к культовым танцам, незаслуженно забытым. Этот танец – образец манер и символ придворной галантности. В наше время его, конечно же, используют в театре, кино, в хореографическом образовании. Но хотелось бы надеяться на его полную реабилитацию, как “танца королей” и “короля танцев”, которым он когда-то считался!

Ноты и табулатура менуэта XVII века:

Написал музыку немецкий композитор и органист эпохи барокко Иоганн Кригер (Johann Krieger), родившийся в Нюрнберге в 1652 году (по некоторым данным – в 1651), а умерший в 1735 в городе Циттау. Он известен своими органными и клавесинными сочинениями (токкаты, фуги, сонаты), но, к сожалению, до нас дошла только часть его работ (сотни сочинений безвозвратно погибла при пожаре в Циттау в 1757 году).

Кригера высоко ценил Г. Ф. Гендель, опубликовавший несколько десятков его произведений.

В заключение скажем, что танец менуэт пришел в Россию при царствовании Петра Первого и продержался на балах аж до XIX века.

3. Старинный танец.

Давайте познакомимся с танцем французского средневековья, сохранившегося до сих пор и исполняющимся и сейчас во многих хореографических коллективах.

Старинный танец, о котором мы говорим, называется бранль и он чем-то напоминает польку. Круговой хороводный танец с быстрыми движениями родился во Франции примерно в XIII веке, стал народным, а позже – придворным бальным. Особенно был распространен в XV-XVI веках. Стал очень популярен в Европе под разными названиями, среди которых такие, как “браул”, “брандо”. Имел разновидности в зависимости от рода занятий людей (“бранль прачек”, “бранль веселый”) и даже метсности (“бранль Шампани”).

Этот танец присутствовал в балетах времен барокко, исполнялись даже целые сюиты из нескольких бранлей, в определенном порядке следующими друг за другом. Темп народного танца довольно оживленный, а придворного – более плавный. Тактовый размер, обычно, четный, но встречаются и трехдольные размеры.

Однако, просуществовав примерно 4 века, он в начале XVIII столетия утрачивает свое значение и в хореографии, и в музыке.

В наше время танцуют разные варианты бранля, и это зависит от того, в каком коллективе он исполняется. Особенно его любят исполнять в детских коллективах, так как он похож на игру, может исполняться любым количеством участников, на пары в нем не делятся, а движения довольно просты, с которыми справится даже начинающий танцор.

Ниже ноты и табулатура мелодии танца, дошедшая до нас аж с шестнадцатого века! Если интересно – выучите эту музыку. Тем более, она не сложная совсем.

Вальс Ф. Карулли.

Ни один гитарист, изучающий классическую гитару, не прошел мимо имени Фердинандо Карулли. Но так как я о его творчестве уже писал в разделе этюды для гитары , поэтому повторяться не буду.

В этот раз будем разучивать вальс Карулли. Это не единственный вальс маэстро гитары, но для начинающих самое то. Итак, ноты вальса:

Я понимаю тех посетителей, кто не знает нот и не понимает табулатуру. Для вас, конечно, то, что здесь написано, совершенно недоступно. Чтобы понять, о чем мы говорим, нужно зайти на сайт guitarbloknot.ru и там начать с самого начала изучать курс классической гитары.

Для тех, кто немного или, слава господу, понимает все, поясняю, что обозначение “D.C. al Fine” в нотном тексте означает, что дальше играть нужно “с начала и до слова “Конец”.

Обратите внимание, что темп пьесы равен 72 (смотри начало вальса), но это относится не к четвертной ноте, как мы привыкли, а к целому такту (четвертной ноте с точкой, равной как раз счету 3/8).

Желаю всяческих успехов в разучивании этого вальса!

5. Упражнения на гитаре для левой руки

Поиграв только правой рукой, начинаем теперь упражнения на гитаре для левой руки.

На этой странице представляем четыре упражнения, в которых вам придется использовать все четыре пальца руки, которая выполняет функцию подготовки звуков к воспроизведению. Да-да, на гитаре левая рука подготавливает звуки, а правая извлекает их. Качество звучания зависит и от того, как вы извлекаете, и от того, как вы прижимаете струны для получения нужных звуков.

Послушайте МИДИ всех Упражнений и по одному начинайте их играть.

Аппликатура правой руки указана в нотах – обязательно соблюдайте ее! Аппликатура левой руки совпадает с номерами ладов по табулатуре: если требуется прижать струну на третьем ладу, то делайте это третьим пальцем левой руки (безымянным), если на первом ладу, то прижимайте первым (указательным) пальцем и так далее.

В местах, где номер лада не совпадает с рекомендуемым пальцем левой руки, под табулатурой указан номер пальца (цифра в кружочке).

Упражнения №1, 2 и 3 играйте приемом звукоизвлечения апояндо (с опорой на соседнюю струну), а упражнение №4 – тирандо (кроме баса на пятой и шестой струнах). Бас играйте с опорой (апояндо).

Успешных занятий!

5. Табулатура

Мы уже говорили ранее, что партия гитары записывается на нотном стане. Но забыли сказать, что нотный стан может различаться в зависимости от того, какой ключ поставлен в самом его начале. Не будем описывать многообразие этих ключей, скажем только, что ноты для гитары пишутся в скрипичном ключе (по другому его называют “ключ Соль”):

Ориентир звуков в этом ключе – нота Соль первой октавы на второй линейке нотного стана (поэтому ключ и называется “ключом Соль”).

Кроме нотного стана партия гитары может быть записана в альтернативном варианте, называемым “табулатура“:

Табулатура – схематическое обозначение струн гитары (шесть линеек), на которых цифрами пишут прижатие соответствующих струн на том или ином ладу грифа гитары (цифра 2 на первой линеечке сверху означает, например, что нужно прижать первую струну на втором ладу, цифра 0 на второй линейке нашего примера означает, что в этом месте нужно извлечь звук из открытой, то есть не прижатой ни на каком ладу, второй струны и так далее).

Но особенно ценна запись нот в виде нотного стана и табулатуры одновременно:

Такая запись удобна не только тем музыкантам, кто знает и ноты, и табулатуру, но и тем гитаристам, кто НЕ знает нот, но может понять табулатуру.

Полезность табулатуры еще и в том, что видно, в каком месте грифа нужно играть произведение, что не всегда указывается на нотоносце.

Вальс Д. Агуадо.

На этой странице познакомимся с испанским гитаристом и педагогом Дионисио Агуадо Гарсия (1784-1849 гг), с произведениями которого мы будем встречаться еще не раз. И не только с его вальсами для гитары, но и с этюдами, пьесами, упражнениями, потому что он – настоящий гитарист, создавший “Школу игры на гитаре”, вышедшую в свет в 1825 году.

Правда, поначалу (в 1820 году) это был просто сборник этюдов гитарного мастера, переработанный позже в “Школу…”. Данная “Школа…” стала настоящим событием в гитарной педагогике в то время, но и в настоящее время многое из этого руководства сохранило свою актуальность. В частности, его принципы постановки правой руки, также созвучные с изложенными в трудах его современника Ф. Сора, лежат в основе современных положений техники игры на классической гитаре. В какое-то время эти принципы были преданы забвению или непониманию, но все возвращается от Тарреги к Агуадо и Сору.

Предлагаю вам сыграть вальс Агуадо, который полностью нужно сыграть приемом звукоизвлечения тирандо, кроме первых двух восьмых нот каждого такта (эти две ноты играйте апояндо). Имеются и другие варианты исполнения, но я рекомендую именно такой для нашего восхождения к высотам гитарного исполнительского мастерства. Помаленьку, но уверенно!


4. Упражнение для баса и мелодии

Разучим упражнение для баса и мелодии, все звуки которого нужно играть приемом звукоизвлечения апояндо. Сначала это покажется неудобным, но именно так и нужно играть. Со временем чувство неудобства пройдет, а глубина звуков вам понравится.

Упражнение учите медленно, считая “раз-и-два-и-три-и-четыре-и“. На каждое слово счета приходится один звук восьмой длительности (например, один звук на “раз“, а другой – на “и” и так далее).

После извлечения звука баса большой палец (Р) остается лежать на соседней струне до следующего басового звука (для опоры кисти правой руки).

В последнем такте упражнения извлекайте оба звука одновременно (ноты написаны друг под другом. В таком случае применяется прием звукоизвлечения тирандо (без опоры на соседнюю струну), потому что апояндо тут не подходит из-за невозможности получить хорошие звуки таким образом.

Имеется другой вариант – комбинированный – звукоизвлечения и вы можете его попробовать, при котором можно сыграть верхний звук апояндо, а бас – тирандо. В этом случае мелодия имеет хороший звук. Комбинированный способ извлечения одновременных звуков – широко распространенная практика играющих гитаристов, но для многих новичков, возможно, пока недоступная.

Имеется и другой способ, заключающийся в чуть смещаемом во времени извлечении баса и звука мелодии (сначала извлекается бас, а следом, на долю секунды задерживаясь, верхний звук.

Можете тоже потренироваться (но это уже более высокая техника, а для начинающих гитаристов – просто высший пилотаж). Но за попытку ведь никто ругать не будет!

Вальс.

Вальс – один из популярнейших бальных танцев XIX-XX веков, получивший свое название, скорей всего от немецкого “walsen” (“раскатывать”). Его предшественниками, из которых он возник, являются народные танцы некоторых стран Западной Европы, в том числе австрийский танец лендлер, отличавшийся разнообразными меняющимися танцевальными фигурами в довольно подвижном ритме.

В вальсе все упростилось и свелось к непрерывному кружению, ритмика стала более плавной, а мелодия – лирически романтической.

Композиторы создавали вальсы в виде самостоятельных пьес или частей опер и балетов (вспомните Штрауса, Шопена, Глинку, Чайковского) и создают их в наше время (например, Е. Дога с прекрасной музыкой к кинофильму “Мой ласковый и нежный зверь”).

В ритме вальсов создаются романсы и песни. Немало произведений в том же ритме написано для гитары, для нее сделано огромное количество обработок известных мелодий на тему этого танца.

Нужно отдать должное всему созданному и поэтому давайте познакомимся с отдельными произведениями на практике. Начнем, конечно, по традиции нашего сайта, с наилегчайших пьес и постепенно подойдем к концертным произведениям.

Следите при разучивании за правильностью аппликатуры правой руки и за правильной расстановкой акцентов (выделяемые ноты обозначены знаком >).

Послушайте МИДИ ВАЛЬСА .

Этюд Карулли.

Познакомимся с творчеством Фердинандо Карулли (1770-1841 г.г.), итальянского классического гитариста, композитора и педагога, давшего музыкальному миру первое полное пособие обучения игре на гитаре. Он был виртуозный исполнитель и его игра отличалась красивым и чистым звуком. Его произведения, отличающиеся изяществом, грациозностью, жизнерадостностью, написанные в стиле раннего романтизма, всегда входили в репертуар многих гитаристов мира.

Мы, конечно, пока будем играть не мировые бренды, а только лишь один учебный этюд Карулли для начинающих гитаристов, но отнестись к нем нужно со всей серьезностью и глубоким уважением к композитору.

Учебный этюд 3 .

Сыграйте этот этюд приемом тирандо, а когда полностью его выучите, то потренируйтесь сыграть смешанным приемом (где возможно, примените прием апояндо, то есть одиночные ноты без баса в некоторых тактах). Учитесь это делать автоматически, не напрягая самих себя.

Я понимаю, что начинающему гитаристу и такую малость сделать сложно (сыграть каким-то иным приемом внутри пьесы), но выполнять такие маленькие “трюки” начинать необходимо именно сейчас, чтобы с каждым новым упражнением хоть на чуточку повысить свой исполнительский уровень. Вы согласны?

Тогда начинайте разучивать наш третий учебный этюд.

Этюды для начинающих гитаристов.

Этюды для гитары дают прекрасный навык для развития пальцев правой и левой рук, а также служат методическим материалом для многих преподавателей в деле закрепления техники игры у начинающих и развивающихся учеников. Имеются, кроме того, концертные этюды, являющиеся высокохудожественными самостоятельными произведениями.

В этом разделе сайта будут размещены этюды для начинающих гитаристов, причем, отобранные по степени сложности, начиная с самых простых.

Учебный этюд 1:

Этюд №1 играется только приемом звукоизвлечения апояндо. Темп умеренный, дающий возможность полностью контролировать звукоизвлечение, длительность и глубину нот.

Соблюдайте точность аппликатуры обеих рук, не путайте пальцы и добивайтесь легкости исполнения. Эти же рекомендации относятся и к другим этюдам раздела.

Перед разучиванием послушайте МИДИ ЭТЮДА 1 .

Учебный этюд 2:

Этюд №2 играется также приемом апояндо, кроме тех одновременно извлекаемых звуков (мелодии и баса), над которыми в нотном тексте стоит красная буква Т (тирандо) . В этих местах и бас, и звук мелодии извлекайте приемом тирандо.

И последнее, что можно сказать, касающегося обоих этюдов – пальцы левой руки соответствуют номерам ладов, на которых берутся звуки (смотрите табулатуру), а где не совпадает (этюд №2) – там около нот стоит цифры, обозначающая номер пальца.

Перед разучиванием обязательно послушайте МИДИ ЭТЮДА №2 .

3. Упражнение для большого пальца правой руки

В этой статье представлю только одно упражнение для большого пальца правой руки. Нет, в нем ничего особенного – упражнение как упражнение. Дело в том, что именно на это первое упражнение нужно сконцентрировать все свое внимание, так как я опишу все нужные действия для извлечения звуков этим важным в технике игры пальцем и уже не буду повторяться.

Ваше дело – все делать правильно и контролировать постановку кисти правой руки при игре большим пальцем и его движения.

Для того, чтобы играть большим пальцем, поставьте его на шестую струну, где он начнет извлекать первые звуки упражнения, а остальные пальцы (кроме мизинца) поставьте рядом друг с другом на первой струне. Примерно так это будет выглядеть в плоскости:

Движения большого пальца должны быть совершенно независимыми от остальной части руки, чтобы добиться расслабления кисти и сохранить ее устойчивость.

Извлекайте звуки только приемом апояндо (с опорой на соседнюю струну). Обязательно перед звукоизвлечением нужно на мгновение ставить большой палец на струну и только после этого делать звукоизвлечение. Запомните: никаких сквозных ударов по струне! Нащупали струну – извлекаете звук и никак иначе. Не почувствовав ее, легко можете промазать.

Играть начинайте медленно и со счетом, добиваясь одинаковых звуков на струне. Звуки должны быть чистыми и равномерными. Следите за округлостью кисти правой руки и при перемещении пальца от струны к струне сохраняйте ее расслабленной.

Повторяйте упражнение, пока не будет получен хороший ровный и ясный звук на каждой струне, а движения будут уверенные.

2. Лютневая музыка на гитаре.

Лютневая музыка на гитаре – обычное дело и гитаристы часто пользуются ею для музицирования. Я думаю, мы еще не раз будем изучать произведения, написанные в оригинале для этого старинного щипкового инструмента, родственного гитаре.

На этой странице представляется “Бурре” голландского лютниста и композитора французского происхождения Николя Валле , жившего в конце 16 – начале 17 веков.

Им написано различные произведения для лютни – от прелюдий и фантазий до танцев и псалмов.

Бурре – это старинный французский народный танец, возникший примерно в 15 веке, а в 17 веке ставший придворным танцем в высшем аристократическом обществе Франции, а в первой половине 18 века – одним из самых модных танцев во всей Европе. Однако, в конце 18 века и особенно после наполеоновских войн этот танец оказывается забытым и появляется в академической музыке лишь эпизодически.

Произведение очень мелодичное и совершенно не сложное даже начинающих гитаристов, не содержащее никаких сложных элементов гитарной техники. Только нужно постараться держать довольно быстрый темп (примерно 110-120 единиц по метроному на одну четверть).

Мелодию, где возможно, нужно играть приемом апояндо. Одиночный бас (без одновременного извлечения с ним других звуков) – также апояндо.

4. Длительности нот

Совсем немного информации о длительности нот – в форме следующей схемы соотношения длительностей звуков и пауз:

Напомню, что рисунок можно рассмотреть в большем масштабе, кликнув по нему левой кнопкой мыши.

Длительности звуков обозначают нотные знаки различного вида, что мы и видим на рисунке. И каждый вид нот имеет свою длительность, или долготу звука.

Самая длинная нота – целая, имеет вид овала, не заштрихованный (не закрашенный) внутри. Длится такая нота 4 счета.

Этот же овал еще называется основанием ноты.

Если к этому основанию приставить вертикальную линию, то уже получается половинная нота, длящаяся 2 счета (см. рисунок).

Вертикальная линия называется штиль (в зарубежной литературе я встречал название “штрих”, но, возможно, это издержки перевода).

Любое дальнейшее изменение вида нотного знака изменяет ее длительность и название, дробясь на более короткие. Из рисунка все станет понятным, так что комментировать очевидное я не стану.

Единственное, что добавлю – это относительно восьмых нот, у которых на штиле появляется флажок. Более короткие ноты после восьмых (шестнадцатые и так далее) отличаются только количеством флажков на штиле нотного знака. То же самое происходит в обозначениях пауз: начиная с восьмых пауз, они отличаются только количеством закорючек.

Часто вместо флажков ноты соединяют в группы под одной перекладиной, называемой ребром, причем, количество ребер у групп нот одной длительности соответствует количеству флажков в их одиночной записи:

На этом первую статью о длительностях нот мы закончим. нужно все хорошенько уяснить и запомнить длительности звуков и пауз, потому что знание длительностей и их полное понимание даже важнее знания высоты звуков на начальном этапе обучения. Если вы ошибетесь с высотой, то скажут “сфальшивил немного”, а если напортачите с длительностями, то вообще никто не поймет, какое произведение вы только что играли!

3. О сложности гитары, как музыкального инструмента

О сложности гитары, как музыкального инструмента для освоения, мы приведем несколько высказываний.

Знаменитый и непревзойденный гитарист фламенко Пако де Люсия ответил на вопрос на тему попробовать себя в другом гитарном стиле, что не хочет уже осваивать другую гитару, потому что гитара очень сложный инструмент и для этого нужно много усилий и времени…

Известный педагог гитары В.Красный в своем труде, посвященном игре на семиструнной гитаре, сделал замечание, которое лично в моих глазах повысило в несколько раз мнение о классической гитаре. Он написал, примерно, следующее (точную цитату, к сожалению, не могу вспомнить): “Если к учебе по игре на семиструнной гитаре приложить терпение и усердие, выполнять все рекомендации и отрабатывать до полного освоения все упражнения, то на ней можно будет сыграть почти такой же репертуар , который играют на шестиструнной гитаре”.

В тему последнего высказывания будет и такая частушка:

Подарили семиструнку, а струна – оборвалась.

Перешел на шестиструнку, и мечта моя – сбылась!

Тот же В.Красный писал, что по сложности обучения гитара стоит на первом месте в списке музыкальных инструментов , деля это место с саксофоном. (Эти слова я часто цитирую своим ученикам).

А.Сеговия, возродивший классическую гитару до академического уровня, так говорил о тех, кто пытался изменить число струн на шестиструнке: “Прибавление струны всегда производилось дилетантами, которым следовало бы серьезнее работать над техникой инструмента , а не довольствоваться треньканьем нескольких банальных мотивов. Я бы им посоветовал прибавить палец на руке, а не струну на гитаре”.

Думаю, что всего 5 классов в музыкальных школах для освоения такого инструмента явно мало. Нужно не менее 7-8 лет – тогда это будет серьезно.

1. Старинная музыка.

Старинная музыка неразрывно связана с нами, с нашей историей. Музыка развивалась всегда, начиная от горлового пения совсем далеких предков, когда еще не было никаких музыкальных инструментов.

Почему музыка вообще появилась? Наверное, на это натолкнула людей окружающая природа, например, пение птиц. Человек, возможно, задумался, а почему бы и мне не попытаться воспроизвести какую-нибудь пташку? Потом, скорее всего, появились слова (песни), а дальше мысль заработала в сторону аккомпанемента.

В этом разбирается науки, а нам интересно слушать то, что пели и играли (и на чем играли) в далекие времена.

Но не о той, не сохранившейся до наших времен, музыке я собираюсь вести речь в данной рубрике, а о временах более близких, и начнем, пожалуй с 18 века (то есть, с тысяча семьсот… годов), когда уже существовали большинство современных музыкальных инструментов, в том числе и гитара, для которой было написано много произведений.

Кроме того, я решил размещать здесь мало распространенные произведения и произведения неизвестных авторов прошлых столетий.

Вот, например, “Менуэт 18 века”. Авторство не установлено, транскрипция – Javier Echecopar (известный в гитарных кругах перуанский гитарист и композитор):

Спокойная, но не совсем для начинающих гитаристов, музыка, где присутствуют некоторые сложные моменты (легато в триольных группах и форшлаги).

11. Аккорды и арпеджио

Аккорды и арпеджио в следующем нотно-табулатурном примере я позаимствовал из репертуара глубоко уважаемой мной рок-группы “Accept”. Я думаю, они не обидятся, а вот посетители, которые могут хоть немного играть на гитаре, возрадуются.

Да и то: этот пример является хорошим упражнением не только в деле изучения арпеджио, но и в плане совершенствования навыков быстрой постановки и смены аккордов. Кстати, схемы применяемых аккордов также приводятся (под нотами), но следует учесть, что почти все аккорды (кроме Ре мажора, обозначаемого латинской буквой D) даны не в полной версии, а в такой аппликатуре, которой нужно их брать в данном примере.

В схемах аккордов очень легко разобраться: изображен как бы макет грифа гитары с шестью струнами, первая струна – верхняя горизонтальная линия, вертикальные линии изображают границы ладов (металлические порожки). Овальные кружочки на струнах означают прижатие струн пальцами левой руки (цифры с овалами обозначают номера пальцев).
Если кому-нибудь будет непонятно что-либо, тогда задавайте вопросы через комментарии. Я обязательно отвечу.

Сначала послушайте оригинал на следующем видеоролике, а уж потом начинайте играть нотный пример. Зарядитесь, так сказать…

Арпеджио – триольное (на один счет три ноты) и играется пальцами a-m-i на соответствующих струнах – первой второй и третьей, а бас берется одновременно с первым звуком каждой триоли, то есть с пальцем a (безымянным). Такое арпеджио называется нисходящим.

Вот эти ноты, принимайтесь к их разучиванию.

10. Мелодия и арпеджио

Решил побаловать своих посетителей (возможно, среди них окажутся немало тех, кто будет постоянно заходить на этот и другие мои гитарные сайты) и обработал одну из “вещей” группы “Scorpions”, в аккомпанементе которой на протяжении всего произведения проходит арпеджио. Естественно, я не все представляю, а только часть их “Send Me And Angel”, потому что остальное нужно играть, все-таки, на рок-гитаре.

Просто немного побалуемся… Мелодия и арпеджио – вот что нам важно соединить в этот раз.

Это арпеджио значительно продвигает нас, как исполнителей, вперед. Сделав его, вы можете загордиться!

Мелодию старайтесь выделять (акцентировать), не смешивайте ее с аккомпанементом. Это медленная вещь, поэтому особенно работайте над звуками арпеджио, чтобы все они были четкие (тирандо), а бас, где можно, играйте поглубже (апояндо).

Посмотрите видеоролик с этой песней, чтобы быть в курсе, что вы играть будете:

Во второй половине такта №1 и других с похожим арпеджио нужно будет взять аккорд Ре мажор во второй позиции приемом баррэ. Очевидно, это будет самым трудным местом для начинающих гитаристов во всей обработке.

Но мы должны расти с каждым новым упражнением, с каждой новой главой нашего сайта! Для этого он и существует, чтобы постепенно повышать ваш уровень в технике игры на гитаре.

Прослушайте МИДИ пьесы и дерзайте!

9. Ломанное арпеджио №3 с элементами расгеадо

Перед вами – ломанное арпеджио на 3/4 с некоторыми элементами расгеадо в репризной части этюда. Расгеадо – это удары по струнам пальцем или пальцами, как в аккомпанементе. этот термин исходит из техники гитары фламенко.

Данный этюд исполняется достаточно быстро, а основная трудность для начинающего гитариста в нем – быстрая (почти беспрерывная) смена аккордов и использование приема баррэ в некоторых тактах.

Обратите внимание, что в репризной части этюда происходит изменение арпеджио на другую ломанную разновидность, к тому же бас оживляется.

Пальцы правой руки извлекают звуки приемом тирандо, кроме баса в начале этюда (с опорой). Напоминаю, что на четвертой струне бас нужно извлекать приемом тирандо и то же самое в местах одновременного извлечения звука мелодии с басом.

Не забудьте об акцентированных звуках, постарайтесь их выделять.

Расгеадо выполняйте большим пальцем правой руки, мягко (близко к арпеджиато) проводите по струнам одним движением, захватывая только те звуки, которые присутствуют в записи. Это для новичка тоже сложно выполнить, но поработать над таким приемом все-таки необходимо, ничего не поделаешь…

Если бы все было легко и давалось без усилий, то представляете, сколько гитаристов было! Отсюда вывод – всякое удовольствие (а игра на гитаре обязательно со временем станет приятным делом!) требует определенных физических и умственных затрат, иногда очень больших.
Перед разучиванием этюда послушайте МИДИ АРПЕДЖИО .

2. Возрождение гитары в XX веке

XX век заслуженно можно назвать веком возрождения гитары.

Именно тогда, после некоторого ослабления внимания к этому струнному щипковому инструменту со стороны различных слоев общества XIX века, популярность классической гитары начала расти, а искусство игры на ней достигло подлинного расцвета. Гитара стала все чаще и чаще появляться в престижных концертных залах как в Европе, так и на других континентах, для нее стали писать известные композиторы и даже отвели ей место в своих симфонических и камерных сочинениях.

И это положительно сказалось на развитие гитарных школ, появились высокопрофессиональные гитаристы-исполнители, образовались различные сообщества гитаристов, выпускались печатные издания гитаристов и для гитаристов, учебные пособия и нотный материал.

Россия также не отставала в этом шествии по миру классической гитары, тем более, что здесь гитарное исполнительство насчитывало тогда более двух столетий. Невзирая на то, что в начале 20-го века произошел раскол между сторонниками семиструнной гитары и почитателями гитары классической, перешедший в открытую вражду и к полному запрету преподавания классической гитары в профессиональных учебных заведениях страны, “шестиструнка” выжила и дождалась (правда, только к концу 90-х годов прошлого столетия) своего часа. Сейчас само собой отпала всякие дискуссии по поводу преимуществ того или иного вида гитары, а “семиструнка”, к сожалению, все меньше и меньше находит своего почитателя.

И с уверенностью можно сказать, что сегодня классическая гитара стала неотъемлемой частью мирового академического музыкального искусства, а поклонников ее во всем мире – не счесть.

Источник

Оцените статью