Кроме нот было что то еще

Выпуск 7: Что пишут в нотах, кроме самих нот?

Главной фигурой европейской классической музыки считается композитор, а главным предметом искусства – музыкальное произведение, то есть, написанный композитором на бумаге нотный текст. Во-первых, потому что нотопечатание изобрели гораздо раньше, чем способы звукозаписи, а сами ноты – еще задолго до того. Поэтому творчество композиторов до нас дошло, а вот игру великих исполнителей прошлого мы ни услышать, ни оценить не можем. Так что именно пишут композиторы в своих партитурах? Что представляют собой музыкальные ноты и как музыканты их читают? Почему нужно писать в нотах паузу, когда в этот момент и так ничего не звучит? Что еще можно найти в нотных записях и при чем тут дорожные знаки? Об этом новый, седьмой выпуск подкаста «Тактус».

Слушайте нас на tass.ru и «ВКонтакте». А также в приложениях, где вы можете подписаться на обновления и оставить отзыв:

Если у вас есть вопросы или вы хотите предложить тему для нового выпуска, пишите нам по адресу taktus@tass.ru.

Проект подготовлен совместно с фирмой «Мелодия».

В выпуске звучит мадригал Джезуальдо ди Веноза «Dolcissima mia vita» в исполнении Таллинского камерного хора.

Источник

Сколько в музыке нот было раньше и сколько их сейчас?

✔️️ Так сколько же нот?

Популярное высказывание о том, что вся музыка состоит из семи нот (при этом под словом «нота» подразумевается звук), так же неверно, как то, что Земля стоит на трёх китах. Китов гораздо больше! Так и с нотами.

Последние лет 500 в музыке не семь, а двенадцать нот (как минимум). Те самые, что мы видим на клавиатуре фортепиано.

В октаве (это расстояние от «до» до «до») кроме семи белых, есть ещё и пять чёрных клавиш. И это вовсе не какой-нибудь там второй сорт, они ничуть ничуть не хуже, чем белые.

Итого вместе с чёрными клавиш всего двенадцать.

Комбинаций этих нот вполне хватило, чтобы создать музыку в разных стилях от Баха до Шёнберга. Вся классика сделана из двенадцати нот.

Кстати, ещё до Баха были энтузиасты, которые считали, что двенадцати звуков в октаве человеку для счастья мало. Вот на этом клавесине, сделанном в самом начале XVII века, 31 клавиша в октаве (7 больших белых и 24 маленьких чёрно-белых).

Соответственно, 31 звук в такой музыке. Никола Вичентино в XVI веке писал для такого клавесина музыку.

Вот здесь можно послушать, но звучит это довольно экзотично. Человеческих слух не настроен на такие комбинации. Можно сказать, что эксперимент не удался.

✔️️Когда нот было семь

Но действительно, были времена, когда люди обходились малым. В средние века нот в музыке было всего семь, а то и шесть. Вся профессиональная музыка создавалась в лоне церкви и была довольно аскетичной. Вот, например, как звучит музыка из семи нот:

Кондукт (песня на духовный текст) Перотина Великого , XII век, Франция:

Развлекательная музыка (трубадуры, труверы и ваганты) тоже обходилась семью нотами. Да и сейчас прекрасно ими обходится.

✔️️Казус музыкального прогресса в 21 веке

Музыку люди понимают по разному. Для кого-то это удовольствие, а для кого-то — область эксперимента. Первые — это публика, вторые — композиторы. Публика слушала бы и слушала свой набор классиков, а композиторам это уже давно неинтересно.

Поэтому в XX веке они придумали музыку из 24 нот («микрохроматика» называется. Здесь можно послушать).

Но итог такой, что исключительно сами эти композиторы (а также их друзья и близкие) этим своим детищем и любуются.

А публика хочет свои законные семь или двенадцать нот. Она ещё и двенадцать-то не освоила и, как ни старается, не может полюбить Шёнберга с его додекафонией так же горячо, как Сергея Васильевича Рахманинова, к примеру.

А поскольку хлеб композитора напрямую зависит от публики, то в последние лет 50 многие слабые духом авторы махнули рукой на свои эксперименты и вернулись к родным двенадцати звукам. А некоторые и к семи.

Так что, на сегодняшний день картина такая: в музыке давно уже 24 ноты. Но 99,999% людей всё ещё предпочитают слушать музыку из семи и двенадцати.

Источник

Что такое структурная нота и как она устроена?

Вы пришли в банк, собрались положить 10000$ кровных на депозит, а тут вам ноты какие-то предлагают, да?

Ну, бояться их не стоит. Хотя, в зависимости от того, какие цели вы преследуете. Но обо всём по порядку.

Давайте начнём с определения. Вы, наконец-то, единственный человек, который как и я, полагаю, недоумевает с названия — ну какая нафиг нота, верно?

Я даже потратил как-то несколько часов, пытаясь понять, почему именно нота. Так и не выяснил, поэтому позвольте поделиться предположением — просто ждал подобной возможности много лет.

Итак, нота — это графическое изображение музыки. Обязательно музыки. Структурированная она, потому что состоит из разных активов и систематизирована. А вот представьте, какая там музыка сейчас играет на рынке, когда настал кризис и на носу рецессия. *ba-bum-tss*

Если выражать максимально просто, то структурная нота — это пачка активов. Готовый инвестиционный портфель, который от лично вами сформированного отличается тем, что вы можете установить планку для плюса и минуса на доходность.

К примеру, давайте представим, что ваша структурная нота содержит акции Норникель, Лукойл, Газпром. Да, портфель не диверсифицирован, понимаю — пример условный.

Оформляя в банке ноту, вы установили себе планку: не более 20% плюса и не менее 10% минуса.

То есть, при падении акций Норникель, Лукойл, Газпром, больше 10% вы не потеряете, даже если фактический минус составит 99% — структурная нота застрахована и перекроет ваш убыток. Это приятный плюс.

Из неприятного — планка на доходность. Если акции пойдут в гору и доходность составит 150%, то вы получите лишь свои 20%, заверенные подписью.

В общем, предлагая ноту, банк предлагает вам страховку на возможные убытки, а также подожрёт лишнее и неожиданное из плюсов, если появится.

Использовать структурную ноту стоит лишь для сохранения денег. Рассчитывать на сверхприбыль будет наивно.

В общем и целом доходность получится такая же, как и у депозита — несколько процентных пунктов, поскольку банкиры придерживаются консервативных тактик ведения дел с частными лицами. Может чуть больше, может чуть меньше.

И воспринимайте структурную ноту как аналог безотзывному депозиту, поскольку в 90% случаев вы не сможете погаситься раньше времени. Их никто не купит, кроме банка. А банк не обязан.

Структурные ноты популярны на западе, но у нас пока что всё, как и со всем в мире инвестиций, сами знаете как.

Источник

Музыкант забыл все кроме нот

Продолжение: Берлускони написал песни о любви

Инфекция мозга заставила 68-летнего немецкого виолончелиста, чьи воспоминания о членах семьи и жизни были стерты вследствие инфекции, забыл имена композиторов. Но он помнит и распознает каждую ноту в их произведениях.

ПО ТЕМЕ

Безрукий пианист выиграл конкурс талантов

Слепой 20-летний пианист стал сенсацией

Сьюзан Бойл сошла с ума во второй раз

Сюжеты Музыка

Известный музыкант страдает поражением мозга герпетическим энцефалитом. Однако страшное заболевание не помешало ему заучивать и запоминать новые музыкальные отрывки, которые ранее не знал.

Изучая данный случай, специалисты заявили, что музыкальная память формируется, хранится и извлекается благодаря совершенно другому набору мозговых структур по сравнению со схемами, используемыми для воспоминаний, опирающихся на опыт. Как заявили эксперты из Берлинского университета, музыка может вернуть память людям, пережившим инсульт, травму или болезнь мозга.

Что касается случая с музыкантом, то известно, что из-за отека мозга были утрачены функции, управляющей памятью. Необратимо пострадали части медиальных височных долей. При этом способность к распознаванию музыкальных произведений сохранилась, пишет ИА «Росбалт».

Как писали Дни.Ру, некоторое время назад настоящий фурор произвела игра на фортепияно безрукого пианиста. В Китае победителем конкурса China’s Got Talent (в России проект идет под названием «Минута славы») сенсационно стал музыкант из Пекина Лю Вэй, который играет при помощи пальцев ног.

В августе текущего года во время своего выступления на шоу 23-летнее дарование исполнило этюд Marriage d’Amour французского музыканта Ричарда Клайдермана ногами так проникновенно, что зрители были растроганы до слез. Но по-настоящему покорило исполнение его собственной композиции, названия для которой пианист еще не придумал. Благодарные слушатели аплодировали ему стоя.

Лю Вэй обходится без рук уже 13 лет. Он их потерял в десятилетнем возрасте во время игры в прятки. Конечности пришлось ампутировать после поражения током, так как ребенок залез в трансформаторную будку. С тех пор музыкант стал активно пользоваться ногами, а точнее, пальцами нижних конечностей, которыми владеет в совершенстве. «То, что другие люди делают руками, мне приходится делать с помощью ног», – спокойно заявляет он.

Источник

Песня о нотах

Я изучил все ноты от и до,
Но кто мне на вопрос ответит прямо?
Ведь гаммы начинают с ноты «до»
И ею же заканчивают гаммы.

Пляшут ноты врозь и с толком,
Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

Известно музыкальной детворе —
Я впасть в тенденциозность не рискую, —
Что занимает место нота «ре»
На целый такт и на одну восьмую.

Какую ты тональность ни возьми —
Неравенством от звуков так и пышет:
Одна и та же нота — скажем, «ми», —
Одна внизу, другая — рангом выше.

Пляшут ноты врозь и с толком,
Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

За строфами опять идёт строфа —
Как прежние, проходит перед взглядом,
А вот бывает, скажем, нота «фа»
Звучит сильней, чем та же нота рядом.

Вдруг затесался где-нибудь «бемоль» —
И в тот же миг, как влез он беспардонно,
Внушавшая доверье нота «соль»
Себе же изменяет на полтона.

Пляшут ноты врозь и с толком,
Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

Сел композитор, жажду утоля,
И грубым знаком музыку прорезал —
И нежная как бархат нота «ля»
Свой голос повышает до «диеза».

И, наконец — Бетховена спроси, —
Без ноты «си» нет ни игры, ни пенья —
Возносится над всеми нота «си»
И с высоты взирает положенья.

Пляшут ноты врозь и с толком,
Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

Напрасно затевать о нотах спор —
Есть и у них тузы и секретарши,
Считается, что в «си-бемоль минор»
Звучат прекрасно траурные марши.

А кроме этих подневольных нот
Ещё бывают ноты-паразиты.
Кто их сыграет, кто их пропоёт.
Но с нами — Бог, а с ними — композитор!

Пляшут ноты врозь и с толком,
Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

Источник

Оцените статью