- Аппликатура аккордов для шестиструнной гитары
- Схема аккордов на гитаре для начинающих
- Таблица аккордов для шестиструнной гитары
- Обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре
- Принципы создания музыки
- В чем трудности у новичков
- Как читать схемы
- Материалы по теме
- Михаил Шуфутинский третье сентября
- Как играть аккорд D
- Как играть аккорд Dm
- Аппликатуры аккордов для гитары
- Базовая таблица аккордов:
- Аккорды A (Ля)
- Аккорды C (До)
- Аккорды D (Ре)
- Аккорды E (Ми)
- Аккорды F (Фа)
- Аккорды G (Соль)
- Аккорды H или B (Си)
- Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
- Левая рука: откуда берется звук?
- Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
- Аккордовая последовательность – что это?
- Применение последовательностей аккордов
- Примеры последовательностей аккордов
- Как построить аккордовую последовательность
- Основная информация
- Кварто-квинтовый круг
- Последовательности аккордов в тональности
- Частные случаи и моменты
- Общие советы
Аппликатура аккордов для шестиструнной гитары
Что такое аппликатура аккордов для шестиструнной гитары? Это схемы, по которым пальцами зажимаются струны на грифе, чтобы получилось извлекать правильные звуки.
Схема аккордов на гитаре для начинающих
Если вам нужна простая схема аккордов на гитаре для начинающих, то вам подойдут 9 вариантов, которые изображены на картинке слева. Они открытые. Это значит, что вам не придется зажимать баре, когда вы будете их брать. Играть таким образом вам будет намного проще, если использовать именно эти схемы в начале обучения.
Для тех, кто уже освоил гитару, в середине статьи мы приведем таблицу основных аккордов и в конце дадим расширенный вариант таблицы для того, чтобы вы могли добавлять в свои песни дополнительные музыкальные краски.
Таблица аккордов для шестиструнной гитары
На этом рисунке приведены схемы и таблица аккордов для шестиструнной гитары для начинающих гитаристов с не очень большим опытом, которые используются в игре чаще всего.
Если у гитары будет не 6, а 7 струн, тогда схемы будут выглядеть иначе. Это нужно помнить, так как для семиструнного инструмента используется другой строй.
Обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре
Если вы немного учили сольфеджио, то знаете, что в музыке применяются буквенные обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре.
- Ля – это A;
- Си – H (или B, можно встретить оба варианта);
- До – C;
- Ре – D;
- Ми – E;
- Фа – F;
- Соль – G;
От этих букв получается и общее обозначение, такое как литера А обозначает мажорный аккорд Ля. Две литеры подряд Am – минорный ля.
Если добавить маленькую букву m, после основного символа, обозначающего ноту, получится минорный аккорд, такой как Am. Соответственно запись без дополнительных букв и символов говорит о мажорном звучании.
- A, B (H), C, D, E, F, G – это мажорные аккорды.
- Am, Bm (Hm), Cm, Dm, Em, Fm, Gm – это минорные аккорды.
- A7, B7 (H7), C7, D7, E7, F7, G7 – это септаккорды.
Так же используются различные цифры и знаки бемоль и диез. В популярной и рок музыке вы обычно встретите только диезы #. В этом нет ничего странного, так как на самом деле, если подойти к этому с логической точки зрения, то диез и бемоль дублируют друг друга.
Наверное, вы знакомы с очень популярным сейчас инструментом – укулеле. Так вот – этот гавайский народный инструмент имеет на 2 струны меньше и гораздо проще в обучении. Если вам сложно начать с полноценной «шестиструнки», вы можете для начала освоить гавайский укулеле. Так вам будет проще и удобнее переходить от простых мелодий к более сложным.
Принципы создания музыки
Для любого музыкального инструмента построение мелодии и создание музыки основано на одинаковых принципах. Так что, на вопрос: «Какие бывают аккорды на гитаре» можно ответить – «Точно такие же, как и на других инструментах».
Полная таблица аккордов для шестиструнной гитары показана рисунке. Для акустики и классики таблица будет одинаковой.
На самом деле вариантов бесконечное множество и зная теорию музыки вы сможете легко изобретать и модифицировать их самостоятельно. Почитайте статьи по сольфеджио на нашем сайте и приходите к нам на урок теории.
Скорее всего вам вряд ли понадобятся все обозначенные варианты. Так же стоит помнить, что все комбинации на грифе имеют одинаковые законы построения (Вы же знали, что в музыке все математически точно?).
Вы можете просто передвинуть пальцы вниз по грифу на половину тона (1 лад), зажав баре и получите следующую тональность. Ноты поменяются на всех струнах. Теми же пальцами вы будете извлекать похожие звуки, но в другой тональности.
Для того, чтобы делать это бегло и играть легко, вам нужно будет освоить баре. Освоить баре не сложно, обычно для нулевого уровня нужно около месяца времени, чтобы все стало получаться легко и красиво.
Кстати, именно по причине того, что играть музыку можно в любой тональности, в интернете можно встретить разные варианты аккордных последовательностей для разных песен. В целом, обычно, это просто разные тональности.
В чем трудности у новичков
Для новичков, которые первый раз взяли в руки гитару, сложнее всего настроить правильно все 6 струн. Но самый частый вопрос у новичков – это как читать схемы аккордов на гитаре.
Как читать схемы
Точки на картинке – это места, где нужно зажимать струну, а линии – это порожки на грифе, разделяющие лады. Самая толстая линия обозначает начало первого лада.
А струны настраиваются очень просто по нотам:
- Ми;
- Си;
- Соль;
- Ре;
- Ля;
- Ми.
Просто скачайте на свой телефон программу – тюнер и забудьте о проблеме настройки.
Если у вас возникли вопросы по обозначениям, вы можете написать нам на почту, позвонить по телефону или прийти на пробное бесплатное занятие. Уже на пробном уроке преподаватель сможет объяснить вам с нуля то, что вызывает у вас первоочередные вопросы.
В музыкальной школе Future Music мы проводим занятия для взрослых и детей любого уровня подготовки. Приходите на первый урок игры на гитаре с нуля, и мы расскажем, как зажимать и правильно играть аккорды!
Материалы по теме
Михаил Шуфутинский третье сентября
В честь 3 сентября мы сделали небольшой кавер на одноименную песню Михаила Шуфутинского. Смотрите!
Как играть аккорд D
Как играть аккорд D на гитаре. Ре мажор — 4 варианта схемы постановки пальцев.
Как играть аккорд Dm
Как играть аккорд Dm на гитаре. Схема четырех вариантов постановки руки аккорд Ре минор.
Источник
Аппликатуры аккордов для гитары
Базовая таблица аккордов:
Аккорды A (Ля)
Аккорды C (До)
Аккорды D (Ре)
Аккорды E (Ми)
Аккорды F (Фа)
Аккорды G (Соль)
Аккорды H или B (Си)
А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.
Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.
Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.
Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.
Левая рука: откуда берется звук?
При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.
Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.
Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.
Источник
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.
Пример гаммы Ля -минор
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
- Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
- Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
- Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Источник