Круг музыкальный с аккордами

Круг музыкальный с аккордами

Из таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты – 3,5 тона, чистой кварты – 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.

Мы проверим это в соответствующем разделе статьи.

Объяснение магии кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта – это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз – получится чистая кварта.

Для закрепления информации стоит запомнить аппликатуры этих интервалов на гитаре и фортепиано.

Тональность – это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность – это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.

Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональность, которые имеют разную тонику, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.

Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия. Эта тема частично затрагивалась в статье «Как быстро научиться играть на гитаре с нуля».

# – диез – повышает звук на полутон, b – бемоль – понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.

Теперь мы знаем всю необходимую теорию, чтобы построить кварто-квинтовый круг тональностей. На картинке видно, что начальной точкой отсчета служит нота До. От неё и будем строить наш круг.

Мы уже знаем, что чистая квинта имеет тоновую величину 3,5 тона. Отложим этот интервал по восходящему звукоряду от ноты До.

Первая чистая квинта по восходящему звукоряду от ноты До привела к ноте Соль. Следующая чистая квинта от ноты Соль – нота Ре. Если продолжить откладывать чистые квинты по восходящему звукоряду – мы снова вернемся к ноте До.

Теперь проделаем то же самое с чистыми квартами.

Первая чистая кварта по восходящему звукоряду от ноты До – нота Фа. Следующая чистая кварта от ноты Фа – нота Си-бемоль. Здесь действует такое же правило. Если мы продолжим последовательно откладывать чистые кварты по восходящему звукоряду – мы вернемся к ноте До.

Для лучшего понимания теории и схемы построения кварто-квинтового круга тональностей – взгляните на ступени по которым он строится на восходящем звукоряде. Для удобства чистые кварты обозначены красным цветом, чистые квинты – синим.

Проверяем эту теорию по нашему квинтовому кругу.

Из всего этого можно сделать вывод о том, как построить кварто-квинтовый круг:

  • по часовой стрелке – квинтами вверх;
  • против часовой стрелки – квартами вверх.

Раз чистая квинта – это обращением чистой кварты, то если идти по часовой стрелке квартами вниз или против часовой стрелки квинтами вниз – мы получим совершенно идентичный набор нот.

Самое очевидное применение кварто-квинтового круга – транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг – это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.

Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против – получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.

Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла – снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.

Теперь разберем эти манипуляции на живом примере. Будем делать транспозицию для песни группы Кино «Кукушка».

В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.

Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.

Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге – можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.

В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.

Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно – уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.

Тоника, доминанта и субдоминанта – это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.

Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.

Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.

Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта – следующей нотой против часовой стрелки.

Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой – Фа.

То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой – минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.

Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом.

Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.

Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.

Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент – можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.

Источник

Квинтовый круг: определение, схема, история, правила использования

Квинтовый круг – это вспомогательный инструмент для музыканта и продюсера. Он позволяет быстро определять количество знаков альтерации определённой тональности.

В этой статье разберём понятие «квинтовый круг», схему его построения, как его использовать на практике и немного затронем историю появления.

Перед прочтением этой статьи рекомендую ознакомиться с предыдущим постом «Тональность в музыкальной теории».

Что такое квинтовый круг

Квинтовый круг – это система в которой каждая тональность одного лада отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один знак альтерации больше.

На данной схеме изображён квинтовый круг мажорных тональностей. Здесь присутствуют как диезные, так и бемольные тональности.

На внешней стороне круга расположены названия тональностей: С (До), G (Соль), D (Ре), A (Ля), E (Ми), B (Си) или Сb (До-бемоль) и т.д. Все тональности мажорные.

На внутренней стороне указано количество диезов или бемолей, которое присутствует в данной тональности.

В нижней части круга есть 3 тональности, которые являются энгармонически равными – это:

  • B (Си): 5 диезов в тональности и Cb (До-бемоль): 7 бемолей в тональности;

  • F# (Фа-диез): 6 диезов в тональности и Gb (Соль-бемоль) 6 бемолей в тональности;

  • C# (До-диез): 7 диезов в тональности и Db (Ре-бемоль): 5 бемолей в тональности.

Энгармонически равными называются тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются знаками альтерации (названиями ступеней).

Для минорных тональностей квинтовый круг выглядит так же.

И опять мы видим три энгармонически равные тональности – это:

Удобнее всего рассматривать совмещённый квинтовый круг где указаны мажорные тональности вместе с их минорными параллелями.

Немного об истории появления квинтового круга

Еще в VI век д.н. эры греческий учёный и философ Пифагор пытался систематизировать знания касательно музыкального строя. Поскольку он был неравнодушен к треугольникам и кругам, его система была основана на разделении круга на равные части с помощью нескольких вписанных треугольников. В точках касания вершин треугольника к окружности располагались определённые тона звука (высота звука). Всего их было 12. По задумке Пифагора, основной единицей измерения был цент. Полный круг составлял 1200 центов, а расстояние в полутон – 100 центов.

Круг Пифагора был очень похож на нынешний квинтовый круг.

Ещё одно упоминание о системе похожей на квинтовый круг содержится в рукописи Николая Дилецкого «Мусикийская грамматика», датированной 1679 годом. В ней можно встретить записи о «колесе весёлой мусикии» и «колесе печальной мусики», что, вероятно, соответствует кругу мажорной и минорной тональностей. «Мусикия» со славянского означает «музыка». Этот труд в первую очередь был предназначен для церковных певчих того времени.

«Мусикийская грамматика» сейчас имеет в первую очередь историческое и культурное значение и не представляет интереса для современного музыканта.

Схема построения квинтового круга

Как уже было отмечено, квинтовый круг имеет такое название, потому что каждая следующая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту.

Чистая квинта – это 3,5 тона. Если отсчитать 3,5 тона от ноты До вверх, то получим ноту Соль. Если отсчитать 3,5 тона от ноты Соль вверх, получим ноту Ре и т.д. Именно в таком порядке располагаются тональности на квинтовом круге, при движении по часовой стрелке. Каждая следующая тональность имеет на один знак диеза больше чем предыдущая. Семь диезов имеет тональность До#-мажор и ей параллельная ля#-минор.

Порядок добавления диезов при ключе всегда одинаковый: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Его необходимо запомнить!

Также как и каждая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту, так и диезы при ключе отстоят друг от друга на чистую квинту.

Что касается бемольных тональностей, то схема их построения аналогичная. Движение по квинтовому кругу идёт в противоположном направлении. Таким образом, каждая бемольная тональность (при движении против часовой стрелки) также отстоит от предыдущей на чистую квинту.

Если отсчитать от ноты До вниз 3,5 тона, то получим ноту Фа. Если от ноты Фа отсчитать 3,5 тона вниз, получим ноту Сиb и т.д. Именно в таком порядке располагаются тональности на квинтовом круге. Семь бемолей имеет тональность Доb-мажор и ей параллельная ляb-минор.

Порядок добавления бемолей при ключе всегда одинаковый: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Его необходимо запомнить!

Также как и каждая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту, так и бемоли при ключе отстоят друг от друга на чистую квинту.

В чём разница между квинтовым и кварто-квинтовым кругом

Как было сказано выше, своё название квинтовый круг получил из-за того, что его схема построения основана на чистых квинтах. При этом стоит отметить, что расстояние в 3,5 тона характерно при движении вверх на диезных тональностях и при движении вниз на бемольных тональностях. Поскольку кварта является обращением интервала квинты, то при изменении направления движения (на диезных тональностях вниз, а на бемольных – вверх) интервал между соседними тональностями будет уже не чистой квинтой, а её обращением – чистой квартой. Отсюда появилось название кварто-квинтовый круг.

Кварто-квинтовый круг и квинтовый круг – два названия одного и того же круга.

Как пользоваться квинтовым кругом

Квинтовый круг – это своеобразная шпаргалка для начинающего музыканта.

На рисунке представлен общий квинтовый круг для мажорных и минорных тональностей.

  • Внешний круг (голубой) – мажорные тональности;
  • Средний круг (розовый) – параллельные минорные тональности;
  • Внутренний круг (жёлтый) – количество диезов и бемолей в тональности.

Есть несколько вариантов использования квинтового круга.

I. Определение знаков при ключе

Для этого просто необходимо запомнить последовательность появления знаков при ключе для диезных и бемольных тональностей.

Это, пожалуй, основное предназначение квинтового круга.

Задача: Определить знаки в тональности фа-минор.

Решение: Исходя из квинтового круга, тональность фа-минор имеет 4 бемоля при ключе. Последовательность бемолей, как мы уже знаем, следующая: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Значит в тональности фа-минор присутствуют следующие пониженные ступени: си, ми, ля и ре.

II. Определение тональности по нотам произведения

Для этого необходимо сравнить ноты со знаками альтерации, используемые в композиции, с различными тональностями на квинтовом круге.

О том, как определить тональность Вы можете узнать здесь.

Задача: Определить тональность произведения по нотам: до, ре, миb, фа, соль, ля, сиb.

Решение: Данная тональность имеет два знака бемоль. Если взглянуть на квинтовый круг, то – это тональность соль-минор. Она имеет два знака бемоль: си и ми.

III. Определение родственных тональностей

Для этого необходимо на квинтовом круге посмотреть на соседние тональности слева и справа. Именно они и будут являться родственными данной тональности.

Родственными данной тональности считаются тональности, тонические трезвучия которых входят в данную тональность.

Задача: Определить родственные тональности для Ля-мажор

Решение: Соседними тональностями для Ля-мажора на квинтовом круге являются Ре-мажор, си-минор, Ми-мажор и до#-минор. Кроме этого, родственной тональностью, также, будете параллельная Ля-мажору тональность фа#-минор.

IV. Транспозиция произведения

С помощью квинтового круга можно легко транспонировать произведение в другую тональность. Для того чтобы это сделать необходимо повернуть квинтовый круг так, чтобы новая тональность расположилась на месте старой тональности произведения. Старые аккорды необходимо будет заменить новыми, которые будут располагаться на тех же позициях квинтового круга, на которых располагались старые аккорды. Если так поступить, то в новой тональности будут сохранены все взаимосвязи между аккордами и композиция будет транспонирована в новую тональность.

Задача: Перенести тональность произведения

на фа-минор. Произведение включает в себя следующие аккорды: Bm, A, G.

Решение: Посмотрим на квинтовый круг и запомним где располагаться аккорды и тональность произведения.

Далее поворачиваем квинтовый круг так, чтобы тональность фа-минор располагалась на месте тональности си-минор. Смотрим какие аккорды в тональности фа-минор располагаться на месте старых аккордов в тональности си-минор (на изображении выделены красным цветом).

Это аккорды: Fm, Eb, Db.

V. Модуляция

С помощью квинтового круга можно переходить из одной тональности в другую, родственную тональность. Для такого перехода часто используется общий аккорд и следующий, свойственный только новой тональности, аккорд.

В качестве переходного аккорда обычно используется малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд). Он является доминантой новой тональности.

Задача: Сделать модуляцию из тональности си-минор в родственную ей тональность фа#-минор. Аккорды: Bm, A, G.

Решение: Общим аккорд является аккорд A (Ля-мажор), а малым мажорным аккордом – F#7.

Последовательность аккордов может быть такой: Bm, A, G, A, F#7.

VI. Написание музыки

Благодаря квинтовому кругу можно сразу определить самые устойчивые ступени тональности. Как известно, это тоника, доминанта и субдоминанта.

Если взглянуть на квинтовый круг, то доминантой выбранной тональности будет нота следующей тональности, а субдоминантой – нота предыдущей тональности.

Задача: Определить доминанту и субдоминанту тональности си-минор.

Решение: Следующая тональность в квинтовом круге после си-минор – это фа#-минор. Значит доминантой будет нота фа#.

Предыдущая тональность в квинтовом круге перед си-минор – это ми-минор. Значит субдоминантой будет нота ми.

Квинтовый круг не зря получил такую популярность среди музыкантов поскольку с его помощью можно решать ряд задач. Особенно, квинтовый круг может быть полезен для начинающих музыкантов.

Напишите в комментарии как Вы используете квинтовый круг. Поделитесь своим опытом.

Источник

Читайте также:  Банкетка для пианино nordfolk
Оцените статью