- Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности
- Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация
- Построение круга через интервалы
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Знаки альтерации внутри ключей
- Круг мажорных тональностей
- Круг минорных тональностей
- Как пользоваться кругом тональностей
- Нахождение нужной тональности
- Транспонирование тональности
- Параллельные тональности
- Заключение
- Битмейкинг. Квинтовый круг. Все что нужно знать бтимейкеру для написания красивой мелодии и аккомпанемента к ней.
- 🎶 Что такое квинтовый круг?
- 🎶 Какую информацию несёт в себе квинтовый круг?
- 🎶 Как же пользоваться квинтовым кругом в битмейкинге и сочинении музыки?
- Квинтовый круг тональностей
- Как пользоваться квинтовым кругом
- Разбирайте аккорды
- Колесо камелота
- Используйте плагины
- Ищите устойчивые ступени
Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности
Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация
Кварто-квинтовый круг тональностей – это одна из базовых вещей, необходимая для понимания музыкальной теории и гармонии. Понимание принципа построения этого круга поможет существенно облегчить сочинение композиций для любого музыканта, а также поможет в импровизации и составлении аранжировок. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, как построить его самостоятельно и в дальнейшем использовать его.
Построение круга через интервалы
Круг тональностей представляет собой схему, на которой обозначены все музыкальные минорный и мажорные ключи, построенные в определенном порядке. Благодаря ему музыкант сможет быстро и точно узнать все ноты, входящие в натуральную гамму ключа, и от них построить последовательности аккордов , солирующие партии или импровизацию. Чтобы лучше понять, как работает кварто-квинтовый круг, мы настоятельно рекомендуем построить его самостоятельно.
Шаг 1
Для начала начертите круг и разделите его на двенадцать сегментов, как будто это циферблат. На внешней стороне, на 12 часов напишите «До-мажор» или «C-maj».
Шаг 2
После этого от ноты C отсчитайте полную квинту – пять полных ступеней, или тонов. Вы должны прийти к ноте G. На циферблате на отметке 1 час напишите G-maj. Далее повторите тоже самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.
Замкнуться круг должен на тональности F-maj. После нее вы снова вернетесь в C.
Таким образом, сейчас вы составили круг мажорных тональностей. Теперь то же самое надо сделать с минорными ключами.
Шаг 3
На внутренней стороне круга, так же на 12 часов, под До-мажором напишите Ля-минор. После этого точно так же от тоники Ля отсчитайте пять полных тонов. Вы придете к ноте Ми. Напишите ее на 1 час, под G-maj. Повторите то же самое, пока круг не замкнется тональностью D-min.
Кварто-квинтовый круг тональностей можно построить не только от квинты, но и от кварты. В этом случае вам потребуется двигаться против часовой стрелки, и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме этого, вместо диезов вам потребуется писать бемоли.
Последнее, что стоит запомнить, это то, что при построении круга по часовой стрелке, мы как бы двигаемся вверх, а против – вниз по тонам.
Знаки альтерации внутри ключей
Второе, на чем стоит заострить внимание – это знаки альтерации: диезы и бемоли. Как вы помните, каждая тональность представляет собой ряд нот, выстроенных по определенному принципу. Вы можете понять построение ключа, выучив структуру гамм на гитаре . В зависимости от того, минорная тональность, или мажорная, а также ее тоники, изменяется и их порядок. Соответственно, внутри одной тональности могут быть как полные, так и половинные ноты – которые обозначаются знаками диез и бемоль. Это означает, что зная, сколько внутри тональности неполных нот, мы можем определить, что это за ключ. И наоборот, зная название тональности, мы можем точно сказать, сколько внутри нее знаков альтерации.
Кварто-квинтовый круг тональностей позволяет очень просто запомнить и просчитать, сколько диезов или бемолей содержит конкретная нужная нам тональность. Это можно очень просто запомнить, зафиксировав, сколько раз вы отсчитываете кварту или квинту, прежде чем дойдете до нужного ключа. Так, в До-мажоре все ноты полные, а в Соль-мажоре – знак альтерации только один. По аналогии с этим считается и Ля-минор, Ми-минор, и так далее.
Итак, мы знаем количество диезов или бемолей. Но как мы узнаем, какие это конкретно ноты? Тут нужно запомнить их порядок появления в каждом из ключей. Он выглядит так:
F C G D A E B – для подсчета диезов.
B E A D G C F — для подсчета бемолей.
То есть, в тональности Соль-мажор есть только одна неполная нота – F#. В Ре-мажоре – две, F# и C#, и так далее.
Здесь есть очень тонкий момент – это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными – у них просто не существует диезов и бемолей. Поэтому подразумевается, что вместо этих нот вы будете играть F и C соответственно, однако на нотном письме знаки альтерации все равно прописываются, чтобы уточнить, в каком конкретно ключе вы находитесь.
Вернитесь к вашему кругу, который вы сделали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, расставьте количество диезов на каждом из ключей, до тех пор, пока вы не дойдете C#-maj, или A#-min. Если вы все сделали правильно, эти ключи имеют семь знаков альтерации.
Теперь начните двигаться против часовой стрелки, расставляя бемоли до тональности B-maj или G#-min. Они содержат в себе семь бемолей при ключе.
Обратите внимание на то, что приведенные выше пример C#-maj содержит в себе пять бемолей, и семь диезов – что выглядит довольно странно. Причина этого заключается в так называемой энгармонии, когда два одинаковых звука могут быть записаны по-разному. До-диез мажор на кругу тональностей выстроен во время движения по часовой стрелке – то есть, вверх по октаве. Если вы будете строить круг вниз – то есть, против часовой стрелки, то вместо До-диез мажора вы напишите Ре-бемоль мажор. Но ведь фактически это одна и та же тональность, с одними и теми же нотами, просто записаны они по-разному. Это и есть энгармония.
Еще один классический пример – упомянутый выше Си-диез, который, по факту, является тем же самым звуком До. Поэтому, принято, что при значительном увеличении числа диезов или бемолей при ключе, на запись идут энгармонические аналоги тональностей. Это пошло из академической музыкальной теории, и вы можете просто запомнить схему круга тональностей для своего удобства.
Круг мажорных тональностей
Ниже представлен готовый круг мажорных тональностей.
Круг минорных тональностей
В этом разделе представлен круг минорных ключей.
Как пользоваться кругом тональностей
Нахождение нужной тональности
Как уже было сказано выше, зная, сколько неполных нот содержится в партии, которую вы играете, можно очень быстро и точно определить тональность всей композиции. Точно так же вы можете определить ключ по тому, какие аккорды используются в песне. Сделать это можно таким образом.
Снова посмотрите на ваш круг. Вас интересует только внешняя сторона, с мажорными ключами. Выберите нужную вам тональность. Если вы запишите следующие за ней по часовой стрелке шесть нот, то получите натуральную гамму выбранной тональности. Однако нот шесть, нужна еще одна. А она – это первая нота до выбранной вами тональности. Таким образом, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, в тональность До-мажор входят ноты:
Благодаря этой информации вы можете, зная аккорды композиции, определить тональность, в которой она играется.
Транспонирование тональности
Кварто-квинтовый круг поможет вам для транспонирование аккордов в тональности , если, например, композиция для вас слишком высокая или низкая. Данный способ поможет вам выделить самые удачные ключи для модуляции.
Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.
Параллельные тональности
Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.
Заключение
Кварто-квинтовый круг тональностей – это хороший и удобный инструмент, которым должен овладеть каждый музыкант. С первого взгляда он может показаться сложным, однако вы сможете быстро ориентироваться в нем, как только разберетесь в его построении. Мы настоятельно рекомендуем освоить данный материал, поскольку без него у вас могут возникнуть сложности в импровизации и сочинении музыки.
Источник
Битмейкинг. Квинтовый круг. Все что нужно знать бтимейкеру для написания красивой мелодии и аккомпанемента к ней.
Некоторые люди, не зная элементарной части теории музыки, боятся приступать к созданию собственных музыкальных шедевров. В своей статье я расскажу, как без музыкального слуха и образования написать красивую мелодию, используя только кварта-квинтовый круг.
🎶 Что такое квинтовый круг?
Итак начнём с начала. Квинтовый круг тональностей, это схема мажорных и мирных тональностей, созданая для облегчения нахождения степени родства или другими словами количества общих нот в тональностях расположенных рядом друг с другом на круге. Интервал между соседними тональностя в кругу равен чистой квинте.
Каждая буква обозначает свою ноту:
Значок ️решётки — это диез, обозначает повышение звука на пол тона (чёрные клавиши).
Значок похожий на букву b — это бемоль, обозначает понижение звука на пол тона, исключением является си (Н), си бемоль обозначается B (черные клавиши).
🎶 Какую информацию несёт в себе квинтовый круг?
1. Тональности приведённые во внутреннем круге являются параллельными тональностям приведённым на внешнем круге, (до мажор — ля минор, фа диез мажор — ре диез минор) то есть имеют одинаковое количество бемолей или диезов звук знаков.
2. Тональности приведённые рядом друг с другом являются родственными, то есть имеют приблизительно одинаковое количество бемолей или диезов.
🎶 Как же пользоваться квинтовым кругом в битмейкинге и сочинении музыки?
1. Тональности, которые в квантовой кругу расположены рядом, очень хорошо сочетаются и звучать вместе (например: до мажор — ля минор — ми минор -соль мажор). При составлении аккомпанемента лучше брать аккорды тональностей находящихся рядом (например: до мажор — ля минор — ми минор -соль мажор).
2. Квинтовый круг показывает количество знаков при ключе той или иной тональности, то есть сколько и каких именно бемолей или диезов (чёрных клавиш) нужно использовать в своей мелодии.
3. С начала лучше составлять аккомпанемент, а после него мелодию. В мелодии следует использовать ноты тех тональностей, в которых написан аккомпанемент.
Источник
Квинтовый круг тональностей
Кварто-квинтовый круг тональностей — схема , изображающая родство мажорных и минорных тональностей по отношению друг к другу.
Если вы связаны с музыкой, диджеингом или созданием треков, но у вас нет времени на заучивание теории, советуем начать с квинтового круга, как с отправной точки гармоничности будущих треков. Ведь, если вы всерьез увлечены музыкой, вам не обойтись без знаний гармонического сведения.
Диджеи используют его в сведении — треки, родственные по тональности, идеально вписываются в микс. Музыканты используют квинтовый круг для построения аккордов и сочетания партий с разной тональностью.
Как пользоваться квинтовым кругом
Квинтовый круг состоит из внешнего (мажорного) и внутреннего (минорного). Перемещаясь по тональностям определенным образом, мы получаем гармоничное звучание. Это используют для выбора тональности следующего трека в миксе или подбора следующего аккорда в гармонии трека.
Квинтовый круг минорных тональностей расположен во внутреннем кольце. Перемещаясь влево или вправо от исходной минорной тональности, мы используем только минорный квинтовый круг , а значит получаем только минорные тональности.
Перемещением вверх или вниз, мы переходим в квинтовый круг мажорных тональностей, меняя гармонический лад.
Рассмотрим возможный переход из тональности С major. Согласно квинтовому кругу, переходы в тональности F major, G major и A minor наиболее гармоничны. Таким образом, нам доступен переход в родственные тональности по отношению к C major.
Перемещаясь из внешнего круга во внутренний, мы переходим из мажора в минор и обратно. Перемещаясь исключительно вверх и вниз, получаем родственные тональности каждого лада.
С опытом у вас отпадет необходимость каждый раз заглядывать в квинтовый круг, так как тренируя слух, вы научитесь менять тональность, как вам хочется. Вы заметите, что аккорды и тональности естественным образом тяготеют друг к другу. А на начальных этапах квинтовый круг станет вам незаменимым помощником.
Разбирайте аккорды
Если вы не понимаете, что такое тональность и откуда она берется, рассмотрим пример на аккордах.
Разберем аккорд C major. Предположим, что с этого аккорда начинается партия. Чтобы определить тональность партии, найдем тонику первого аккорда. Тоникой называется первая нота аккорда (слева направо). Для текущего аккорда, это нота C (До), собственно поэтому он называется C major. Если с этого аккорда начинается партия, то ее тональностью становится тональность первого аккорда — C major.
Но что, если мы отредактируем midi клип партии чтобы перейти в другую тональность, например в minor? В этом случае нам поможет квинтовый круг. Согласно внутреннему кругу, в котором расположены минорные тональности, мы перейдем из C major в A minor.
Такие переходы бесконечны. Помните, что тональность мелодии или последовательности аккордов — это тональность аккорда или ноты, с которых началась партия. В нашем примере — C major.
Еще проще найти тональность семпла или трека с помощью специальных утилит. Принцип работы таких программ прост — они сканируют папки с музыкой и показывают тональность. Группируйте композиции и добавляйте теги чтобы поддерживать порядок в вашей коллекции. Программы подходят для семплов, треков и акапелл.
Колесо камелота
Колесо тональностей камелот — еще одна версия схемы, которая объединяет в себе квинтовый круг мажорных и минорных тональностей . Оно адаптировано для диджеинга и подходит для гармонического сведения.
Колесо камелота и сведение в тональность неразрывно связаны. Эта техника используется диджеями по всему миру. Задача диджея осуществлять плавные переходы между треками в своих сетах. Когда треки находятся в одинаковом или смежных ключах, переход становится менее заметным.
Используйте плагины
Если вы разобрались с тональностями и поняли принцип квинтового круга, пришло время воспользоваться этим в секвенсоре. Опытные музыканты способны определять тональность на слух. Если вы еще не достигли таких высот, пользуйтесь анализаторами, которые справляются с задачей поиска тональности.
В коммерческих коллекциях семплов указывается тональность для каждого семпла. Но что делать, если у понравившегося звука отсутствует такая информация? Например, вам понравилась бас-линия, которую вы хотели бы использовать в треке. Найдем тональность баса, чтобы подыграть на синтезаторе. Руководствуясь принципом поиска тональности, с которым вы познакомились ранее, вы сможете легко найти тональность семплов из вашей библиотеки.
Итак, повесив анализатор на дорожку с басом, найдем частоту первой ноты. Анализатор определит самую громкую гармонику сигнала — тонику, определяющую тональность.
В данном случае она расположена на частоте 80,15 Hz. Согласно частоте E1 — это тоника ноты. Таким образом, тоника баса приходится на ноту E (Ми). Мы нашли тонику, но не тональность. Чтобы найти тональность, придется прибегнуть к теории.
Ищите устойчивые ступени
Именно они определяют тональность всей партии.
В рассматриваемом ранее аккорде C major видны три устойчивые ступени, это ноты образующие аккорд C major в октаве (ноты До, Ми и Соль). Остальные ноты в октаве (Ре, Фа, Ля, Си) называются неустойчивыми ступенями.
Второй аккорд A minor. В нем, устойчивые ступени это Ля (тоника), До-диез (черная клавиша) и Ми.
А теперь, рассмотрим обе тональности для тоники баса. Нам известна тоника — E1, но ее недостаточно для определения — играет бас в minor или major?
Так, если бас-линия играет в тональности E major, то в ее партии будут встречаться устойчивые ступени — Ми, Соль-диез и Си, а для тональности E minor — Ми, Соль и Си. Задача состоит в том, чтобы выявить устойчивые ступени в басовой линии.
Достаточно найти только вторую устойчивую ступень, разница которой, составляет полутон для minor и major соответственно. Неважно, насколько сложна мелодия партии — в ней всегда встречаются устойчивые ступени, часто в разных октавах.
После нахождения тональности баса, воспользуемся квинтовым кругом. Повысим или понизим тональность баса в треке, чтобы добиться эмоционального подъема или спада. Теперь, подыгрывать ему на синтезаторе проще, в той же или родственной тональности.
А напоследок, не помешает закрепить главные термины:
- Тоника — первая ступень (нота) аккорда или мелодии
- Ступень — ноты, составляющие гармонический лад (minor или major)
- Тональность определяется тремя устойчивыми ступенями аккорда или мелодии — ступенями из которых строится аккорд (трезвучие)
Важно научиться пользоваться квинтовым кругом и определять тональности инструментов. Это позволит вам взглянуть на секвенсор по-новому и преодолеть барьер мелодичности и гармоничности треков.
Источник