Круг нот которые сочетаются

Содержание
  1. Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности
  2. Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация
  3. Построение круга через интервалы
  4. Шаг 1
  5. Шаг 2
  6. Шаг 3
  7. Знаки альтерации внутри ключей
  8. Круг мажорных тональностей
  9. Круг минорных тональностей
  10. Как пользоваться кругом тональностей
  11. Нахождение нужной тональности
  12. Транспонирование тональности
  13. Параллельные тональности
  14. Заключение
  15. Битмейкинг. Квинтовый круг. Все что нужно знать бтимейкеру для написания красивой мелодии и аккомпанемента к ней.
  16. 🎶 Что такое квинтовый круг?
  17. 🎶 Какую информацию несёт в себе квинтовый круг?
  18. 🎶 Как же пользоваться квинтовым кругом в битмейкинге и сочинении музыки?
  19. Квинтовый круг тональностей
  20. Как пользоваться квинтовым кругом
  21. Разбирайте аккорды
  22. Колесо камелота
  23. Используйте плагины
  24. Ищите устойчивые ступени

Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности

Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация

Кварто-квинтовый круг тональностей – это одна из базовых вещей, необходимая для понимания музыкальной теории и гармонии. Понимание принципа построения этого круга поможет существенно облегчить сочинение композиций для любого музыканта, а также поможет в импровизации и составлении аранжировок. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, как построить его самостоятельно и в дальнейшем использовать его.

Построение круга через интервалы

Круг тональностей представляет собой схему, на которой обозначены все музыкальные минорный и мажорные ключи, построенные в определенном порядке. Благодаря ему музыкант сможет быстро и точно узнать все ноты, входящие в натуральную гамму ключа, и от них построить последовательности аккордов , солирующие партии или импровизацию. Чтобы лучше понять, как работает кварто-квинтовый круг, мы настоятельно рекомендуем построить его самостоятельно.

Шаг 1

Для начала начертите круг и разделите его на двенадцать сегментов, как будто это циферблат. На внешней стороне, на 12 часов напишите «До-мажор» или «C-maj».

Читайте также:  Духи свежие с древесными нотами

Шаг 2

После этого от ноты C отсчитайте полную квинту – пять полных ступеней, или тонов. Вы должны прийти к ноте G. На циферблате на отметке 1 час напишите G-maj. Далее повторите тоже самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.

Замкнуться круг должен на тональности F-maj. После нее вы снова вернетесь в C.

Таким образом, сейчас вы составили круг мажорных тональностей. Теперь то же самое надо сделать с минорными ключами.

Шаг 3

На внутренней стороне круга, так же на 12 часов, под До-мажором напишите Ля-минор. После этого точно так же от тоники Ля отсчитайте пять полных тонов. Вы придете к ноте Ми. Напишите ее на 1 час, под G-maj. Повторите то же самое, пока круг не замкнется тональностью D-min.

Кварто-квинтовый круг тональностей можно построить не только от квинты, но и от кварты. В этом случае вам потребуется двигаться против часовой стрелки, и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме этого, вместо диезов вам потребуется писать бемоли.

Последнее, что стоит запомнить, это то, что при построении круга по часовой стрелке, мы как бы двигаемся вверх, а против – вниз по тонам.

Знаки альтерации внутри ключей

Второе, на чем стоит заострить внимание – это знаки альтерации: диезы и бемоли. Как вы помните, каждая тональность представляет собой ряд нот, выстроенных по определенному принципу. Вы можете понять построение ключа, выучив структуру гамм на гитаре . В зависимости от того, минорная тональность, или мажорная, а также ее тоники, изменяется и их порядок. Соответственно, внутри одной тональности могут быть как полные, так и половинные ноты – которые обозначаются знаками диез и бемоль. Это означает, что зная, сколько внутри тональности неполных нот, мы можем определить, что это за ключ. И наоборот, зная название тональности, мы можем точно сказать, сколько внутри нее знаков альтерации.

Кварто-квинтовый круг тональностей позволяет очень просто запомнить и просчитать, сколько диезов или бемолей содержит конкретная нужная нам тональность. Это можно очень просто запомнить, зафиксировав, сколько раз вы отсчитываете кварту или квинту, прежде чем дойдете до нужного ключа. Так, в До-мажоре все ноты полные, а в Соль-мажоре – знак альтерации только один. По аналогии с этим считается и Ля-минор, Ми-минор, и так далее.

Итак, мы знаем количество диезов или бемолей. Но как мы узнаем, какие это конкретно ноты? Тут нужно запомнить их порядок появления в каждом из ключей. Он выглядит так:

F C G D A E B – для подсчета диезов.

B E A D G C F — для подсчета бемолей.

То есть, в тональности Соль-мажор есть только одна неполная нота – F#. В Ре-мажоре – две, F# и C#, и так далее.

Здесь есть очень тонкий момент – это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными – у них просто не существует диезов и бемолей. Поэтому подразумевается, что вместо этих нот вы будете играть F и C соответственно, однако на нотном письме знаки альтерации все равно прописываются, чтобы уточнить, в каком конкретно ключе вы находитесь.

Вернитесь к вашему кругу, который вы сделали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, расставьте количество диезов на каждом из ключей, до тех пор, пока вы не дойдете C#-maj, или A#-min. Если вы все сделали правильно, эти ключи имеют семь знаков альтерации.

Теперь начните двигаться против часовой стрелки, расставляя бемоли до тональности B-maj или G#-min. Они содержат в себе семь бемолей при ключе.

Обратите внимание на то, что приведенные выше пример C#-maj содержит в себе пять бемолей, и семь диезов – что выглядит довольно странно. Причина этого заключается в так называемой энгармонии, когда два одинаковых звука могут быть записаны по-разному. До-диез мажор на кругу тональностей выстроен во время движения по часовой стрелке – то есть, вверх по октаве. Если вы будете строить круг вниз – то есть, против часовой стрелки, то вместо До-диез мажора вы напишите Ре-бемоль мажор. Но ведь фактически это одна и та же тональность, с одними и теми же нотами, просто записаны они по-разному. Это и есть энгармония.

Еще один классический пример – упомянутый выше Си-диез, который, по факту, является тем же самым звуком До. Поэтому, принято, что при значительном увеличении числа диезов или бемолей при ключе, на запись идут энгармонические аналоги тональностей. Это пошло из академической музыкальной теории, и вы можете просто запомнить схему круга тональностей для своего удобства.

Круг мажорных тональностей

Ниже представлен готовый круг мажорных тональностей.

Круг минорных тональностей

В этом разделе представлен круг минорных ключей.

Как пользоваться кругом тональностей

Нахождение нужной тональности

Как уже было сказано выше, зная, сколько неполных нот содержится в партии, которую вы играете, можно очень быстро и точно определить тональность всей композиции. Точно так же вы можете определить ключ по тому, какие аккорды используются в песне. Сделать это можно таким образом.

Снова посмотрите на ваш круг. Вас интересует только внешняя сторона, с мажорными ключами. Выберите нужную вам тональность. Если вы запишите следующие за ней по часовой стрелке шесть нот, то получите натуральную гамму выбранной тональности. Однако нот шесть, нужна еще одна. А она – это первая нота до выбранной вами тональности. Таким образом, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, в тональность До-мажор входят ноты:

Благодаря этой информации вы можете, зная аккорды композиции, определить тональность, в которой она играется.

Транспонирование тональности

Кварто-квинтовый круг поможет вам для транспонирование аккордов в тональности , если, например, композиция для вас слишком высокая или низкая. Данный способ поможет вам выделить самые удачные ключи для модуляции.

Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.

Параллельные тональности

Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.

Заключение

Кварто-квинтовый круг тональностей – это хороший и удобный инструмент, которым должен овладеть каждый музыкант. С первого взгляда он может показаться сложным, однако вы сможете быстро ориентироваться в нем, как только разберетесь в его построении. Мы настоятельно рекомендуем освоить данный материал, поскольку без него у вас могут возникнуть сложности в импровизации и сочинении музыки.

Источник

Битмейкинг. Квинтовый круг. Все что нужно знать бтимейкеру для написания красивой мелодии и аккомпанемента к ней.

Некоторые люди, не зная элементарной части теории музыки, боятся приступать к созданию собственных музыкальных шедевров. В своей статье я расскажу, как без музыкального слуха и образования написать красивую мелодию, используя только кварта-квинтовый круг.

🎶 Что такое квинтовый круг?

Итак начнём с начала. Квинтовый круг тональностей, это схема мажорных и мирных тональностей, созданая для облегчения нахождения степени родства или другими словами количества общих нот в тональностях расположенных рядом друг с другом на круге. Интервал между соседними тональностя в кругу равен чистой квинте.

Каждая буква обозначает свою ноту:

Значок ️решётки — это диез, обозначает повышение звука на пол тона (чёрные клавиши).

Значок похожий на букву b — это бемоль, обозначает понижение звука на пол тона, исключением является си (Н), си бемоль обозначается B (черные клавиши).

🎶 Какую информацию несёт в себе квинтовый круг?

1. Тональности приведённые во внутреннем круге являются параллельными тональностям приведённым на внешнем круге, (до мажор — ля минор, фа диез мажор — ре диез минор) то есть имеют одинаковое количество бемолей или диезов звук знаков.

2. Тональности приведённые рядом друг с другом являются родственными, то есть имеют приблизительно одинаковое количество бемолей или диезов.

🎶 Как же пользоваться квинтовым кругом в битмейкинге и сочинении музыки?

1. Тональности, которые в квантовой кругу расположены рядом, очень хорошо сочетаются и звучать вместе (например: до мажор — ля минор — ми минор -соль мажор). При составлении аккомпанемента лучше брать аккорды тональностей находящихся рядом (например: до мажор — ля минор — ми минор -соль мажор).

2. Квинтовый круг показывает количество знаков при ключе той или иной тональности, то есть сколько и каких именно бемолей или диезов (чёрных клавиш) нужно использовать в своей мелодии.

3. С начала лучше составлять аккомпанемент, а после него мелодию. В мелодии следует использовать ноты тех тональностей, в которых написан аккомпанемент.

Источник

Квинтовый круг тональностей

Кварто-квинтовый круг тональностей — схема , изображающая родство мажорных и минорных тональностей по отношению друг к другу.

Если вы связаны с музыкой, диджеингом или созданием треков, но у вас нет времени на заучивание теории, советуем начать с квинтового круга, как с отправной точки гармоничности будущих треков. Ведь, если вы всерьез увлечены музыкой, вам не обойтись без знаний гармонического сведения.

Диджеи используют его в сведении — треки, родственные по тональности, идеально вписываются в микс. Музыканты используют квинтовый круг для построения аккордов и сочетания партий с разной тональностью.

Как пользоваться квинтовым кругом

Квинтовый круг состоит из внешнего (мажорного) и внутреннего (минорного). Перемещаясь по тональностям определенным образом, мы получаем гармоничное звучание. Это используют для выбора тональности следующего трека в миксе или подбора следующего аккорда в гармонии трека.

Квинтовый круг минорных тональностей расположен во внутреннем кольце. Перемещаясь влево или вправо от исходной минорной тональности, мы используем только минорный квинтовый круг , а значит получаем только минорные тональности.

Перемещением вверх или вниз, мы переходим в квинтовый круг мажорных тональностей, меняя гармонический лад.

Рассмотрим возможный переход из тональности С major. Согласно квинтовому кругу, переходы в тональности F major, G major и A minor наиболее гармоничны. Таким образом, нам доступен переход в родственные тональности по отношению к C major.

Перемещаясь из внешнего круга во внутренний, мы переходим из мажора в минор и обратно. Перемещаясь исключительно вверх и вниз, получаем родственные тональности каждого лада.

С опытом у вас отпадет необходимость каждый раз заглядывать в квинтовый круг, так как тренируя слух, вы научитесь менять тональность, как вам хочется. Вы заметите, что аккорды и тональности естественным образом тяготеют друг к другу. А на начальных этапах квинтовый круг станет вам незаменимым помощником.

Разбирайте аккорды

Если вы не понимаете, что такое тональность и откуда она берется, рассмотрим пример на аккордах.

Разберем аккорд C major. Предположим, что с этого аккорда начинается партия. Чтобы определить тональность партии, найдем тонику первого аккорда. Тоникой называется первая нота аккорда (слева направо). Для текущего аккорда, это нота C (До), собственно поэтому он называется C major. Если с этого аккорда начинается партия, то ее тональностью становится тональность первого аккорда — C major.

Но что, если мы отредактируем midi клип партии чтобы перейти в другую тональность, например в minor? В этом случае нам поможет квинтовый круг. Согласно внутреннему кругу, в котором расположены минорные тональности, мы перейдем из C major в A minor.

Такие переходы бесконечны. Помните, что тональность мелодии или последовательности аккордов — это тональность аккорда или ноты, с которых началась партия. В нашем примере — C major.

Еще проще найти тональность семпла или трека с помощью специальных утилит. Принцип работы таких программ прост — они сканируют папки с музыкой и показывают тональность. Группируйте композиции и добавляйте теги чтобы поддерживать порядок в вашей коллекции. Программы подходят для семплов, треков и акапелл.

Колесо камелота

Колесо тональностей камелот — еще одна версия схемы, которая объединяет в себе квинтовый круг мажорных и минорных тональностей . Оно адаптировано для диджеинга и подходит для гармонического сведения.

Колесо камелота и сведение в тональность неразрывно связаны. Эта техника используется диджеями по всему миру. Задача диджея осуществлять плавные переходы между треками в своих сетах. Когда треки находятся в одинаковом или смежных ключах, переход становится менее заметным.

Используйте плагины

Если вы разобрались с тональностями и поняли принцип квинтового круга, пришло время воспользоваться этим в секвенсоре. Опытные музыканты способны определять тональность на слух. Если вы еще не достигли таких высот, пользуйтесь анализаторами, которые справляются с задачей поиска тональности.

В коммерческих коллекциях семплов указывается тональность для каждого семпла. Но что делать, если у понравившегося звука отсутствует такая информация? Например, вам понравилась бас-линия, которую вы хотели бы использовать в треке. Найдем тональность баса, чтобы подыграть на синтезаторе. Руководствуясь принципом поиска тональности, с которым вы познакомились ранее, вы сможете легко найти тональность семплов из вашей библиотеки.

Итак, повесив анализатор на дорожку с басом, найдем частоту первой ноты. Анализатор определит самую громкую гармонику сигнала — тонику, определяющую тональность.

В данном случае она расположена на частоте 80,15 Hz. Согласно частоте E1 — это тоника ноты. Таким образом, тоника баса приходится на ноту E (Ми). Мы нашли тонику, но не тональность. Чтобы найти тональность, придется прибегнуть к теории.

Ищите устойчивые ступени

Именно они определяют тональность всей партии.

В рассматриваемом ранее аккорде C major видны три устойчивые ступени, это ноты образующие аккорд C major в октаве (ноты До, Ми и Соль). Остальные ноты в октаве (Ре, Фа, Ля, Си) называются неустойчивыми ступенями.

Второй аккорд A minor. В нем, устойчивые ступени это Ля (тоника), До-диез (черная клавиша) и Ми.

А теперь, рассмотрим обе тональности для тоники баса. Нам известна тоника — E1, но ее недостаточно для определения — играет бас в minor или major?

Так, если бас-линия играет в тональности E major, то в ее партии будут встречаться устойчивые ступени — Ми, Соль-диез и Си, а для тональности E minor — Ми, Соль и Си. Задача состоит в том, чтобы выявить устойчивые ступени в басовой линии.

Достаточно найти только вторую устойчивую ступень, разница которой, составляет полутон для minor и major соответственно. Неважно, насколько сложна мелодия партии — в ней всегда встречаются устойчивые ступени, часто в разных октавах.

После нахождения тональности баса, воспользуемся квинтовым кругом. Повысим или понизим тональность баса в треке, чтобы добиться эмоционального подъема или спада. Теперь, подыгрывать ему на синтезаторе проще, в той же или родственной тональности.

А напоследок, не помешает закрепить главные термины:

  • Тоника — первая ступень (нота) аккорда или мелодии
  • Ступень — ноты, составляющие гармонический лад (minor или major)
  • Тональность определяется тремя устойчивыми ступенями аккорда или мелодии — ступенями из которых строится аккорд (трезвучие)

Важно научиться пользоваться квинтовым кругом и определять тональности инструментов. Это позволит вам взглянуть на секвенсор по-новому и преодолеть барьер мелодичности и гармоничности треков.

Источник

Оцените статью