- Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности
- Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация
- Построение круга через интервалы
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Знаки альтерации внутри ключей
- Круг мажорных тональностей
- Круг минорных тональностей
- Как пользоваться кругом тональностей
- Нахождение нужной тональности
- Транспонирование тональности
- Параллельные тональности
- Заключение
- Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
- Аккордовая последовательность – что это?
- Применение последовательностей аккордов
- Примеры последовательностей аккордов
- Как построить аккордовую последовательность
- Основная информация
- Кварто-квинтовый круг
- Последовательности аккордов в тональности
- Частные случаи и моменты
- Общие советы
Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности
Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация
Кварто-квинтовый круг тональностей – это одна из базовых вещей, необходимая для понимания музыкальной теории и гармонии. Понимание принципа построения этого круга поможет существенно облегчить сочинение композиций для любого музыканта, а также поможет в импровизации и составлении аранжировок. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, как построить его самостоятельно и в дальнейшем использовать его.
Построение круга через интервалы
Круг тональностей представляет собой схему, на которой обозначены все музыкальные минорный и мажорные ключи, построенные в определенном порядке. Благодаря ему музыкант сможет быстро и точно узнать все ноты, входящие в натуральную гамму ключа, и от них построить последовательности аккордов , солирующие партии или импровизацию. Чтобы лучше понять, как работает кварто-квинтовый круг, мы настоятельно рекомендуем построить его самостоятельно.
Шаг 1
Для начала начертите круг и разделите его на двенадцать сегментов, как будто это циферблат. На внешней стороне, на 12 часов напишите «До-мажор» или «C-maj».
Шаг 2
После этого от ноты C отсчитайте полную квинту – пять полных ступеней, или тонов. Вы должны прийти к ноте G. На циферблате на отметке 1 час напишите G-maj. Далее повторите тоже самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.
Замкнуться круг должен на тональности F-maj. После нее вы снова вернетесь в C.
Таким образом, сейчас вы составили круг мажорных тональностей. Теперь то же самое надо сделать с минорными ключами.
Шаг 3
На внутренней стороне круга, так же на 12 часов, под До-мажором напишите Ля-минор. После этого точно так же от тоники Ля отсчитайте пять полных тонов. Вы придете к ноте Ми. Напишите ее на 1 час, под G-maj. Повторите то же самое, пока круг не замкнется тональностью D-min.
Кварто-квинтовый круг тональностей можно построить не только от квинты, но и от кварты. В этом случае вам потребуется двигаться против часовой стрелки, и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме этого, вместо диезов вам потребуется писать бемоли.
Последнее, что стоит запомнить, это то, что при построении круга по часовой стрелке, мы как бы двигаемся вверх, а против – вниз по тонам.
Знаки альтерации внутри ключей
Второе, на чем стоит заострить внимание – это знаки альтерации: диезы и бемоли. Как вы помните, каждая тональность представляет собой ряд нот, выстроенных по определенному принципу. Вы можете понять построение ключа, выучив структуру гамм на гитаре . В зависимости от того, минорная тональность, или мажорная, а также ее тоники, изменяется и их порядок. Соответственно, внутри одной тональности могут быть как полные, так и половинные ноты – которые обозначаются знаками диез и бемоль. Это означает, что зная, сколько внутри тональности неполных нот, мы можем определить, что это за ключ. И наоборот, зная название тональности, мы можем точно сказать, сколько внутри нее знаков альтерации.
Кварто-квинтовый круг тональностей позволяет очень просто запомнить и просчитать, сколько диезов или бемолей содержит конкретная нужная нам тональность. Это можно очень просто запомнить, зафиксировав, сколько раз вы отсчитываете кварту или квинту, прежде чем дойдете до нужного ключа. Так, в До-мажоре все ноты полные, а в Соль-мажоре – знак альтерации только один. По аналогии с этим считается и Ля-минор, Ми-минор, и так далее.
Итак, мы знаем количество диезов или бемолей. Но как мы узнаем, какие это конкретно ноты? Тут нужно запомнить их порядок появления в каждом из ключей. Он выглядит так:
F C G D A E B – для подсчета диезов.
B E A D G C F — для подсчета бемолей.
То есть, в тональности Соль-мажор есть только одна неполная нота – F#. В Ре-мажоре – две, F# и C#, и так далее.
Здесь есть очень тонкий момент – это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными – у них просто не существует диезов и бемолей. Поэтому подразумевается, что вместо этих нот вы будете играть F и C соответственно, однако на нотном письме знаки альтерации все равно прописываются, чтобы уточнить, в каком конкретно ключе вы находитесь.
Вернитесь к вашему кругу, который вы сделали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, расставьте количество диезов на каждом из ключей, до тех пор, пока вы не дойдете C#-maj, или A#-min. Если вы все сделали правильно, эти ключи имеют семь знаков альтерации.
Теперь начните двигаться против часовой стрелки, расставляя бемоли до тональности B-maj или G#-min. Они содержат в себе семь бемолей при ключе.
Обратите внимание на то, что приведенные выше пример C#-maj содержит в себе пять бемолей, и семь диезов – что выглядит довольно странно. Причина этого заключается в так называемой энгармонии, когда два одинаковых звука могут быть записаны по-разному. До-диез мажор на кругу тональностей выстроен во время движения по часовой стрелке – то есть, вверх по октаве. Если вы будете строить круг вниз – то есть, против часовой стрелки, то вместо До-диез мажора вы напишите Ре-бемоль мажор. Но ведь фактически это одна и та же тональность, с одними и теми же нотами, просто записаны они по-разному. Это и есть энгармония.
Еще один классический пример – упомянутый выше Си-диез, который, по факту, является тем же самым звуком До. Поэтому, принято, что при значительном увеличении числа диезов или бемолей при ключе, на запись идут энгармонические аналоги тональностей. Это пошло из академической музыкальной теории, и вы можете просто запомнить схему круга тональностей для своего удобства.
Круг мажорных тональностей
Ниже представлен готовый круг мажорных тональностей.
Круг минорных тональностей
В этом разделе представлен круг минорных ключей.
Как пользоваться кругом тональностей
Нахождение нужной тональности
Как уже было сказано выше, зная, сколько неполных нот содержится в партии, которую вы играете, можно очень быстро и точно определить тональность всей композиции. Точно так же вы можете определить ключ по тому, какие аккорды используются в песне. Сделать это можно таким образом.
Снова посмотрите на ваш круг. Вас интересует только внешняя сторона, с мажорными ключами. Выберите нужную вам тональность. Если вы запишите следующие за ней по часовой стрелке шесть нот, то получите натуральную гамму выбранной тональности. Однако нот шесть, нужна еще одна. А она – это первая нота до выбранной вами тональности. Таким образом, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, в тональность До-мажор входят ноты:
Благодаря этой информации вы можете, зная аккорды композиции, определить тональность, в которой она играется.
Транспонирование тональности
Кварто-квинтовый круг поможет вам для транспонирование аккордов в тональности , если, например, композиция для вас слишком высокая или низкая. Данный способ поможет вам выделить самые удачные ключи для модуляции.
Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.
Параллельные тональности
Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.
Заключение
Кварто-квинтовый круг тональностей – это хороший и удобный инструмент, которым должен овладеть каждый музыкант. С первого взгляда он может показаться сложным, однако вы сможете быстро ориентироваться в нем, как только разберетесь в его построении. Мы настоятельно рекомендуем освоить данный материал, поскольку без него у вас могут возникнуть сложности в импровизации и сочинении музыки.
Источник
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.
Пример гаммы Ля -минор
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
- Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
- Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
- Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Источник