Крупная форма произведения для фортепиано что это

«Крупная форма. Вариации и рондо»

Данная работа представляет собой конспект лекции для дистанционного занятия по фортепиано. В материале лекции рассматриваются особенности строения форм рондо и вариаций, приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_variatsii_i_rondo.docx 16.55 КБ

Предварительный просмотр:

« Крупная форма. Вариации и рондо»

Сегодня речь пойдёт о крупной форме . Что это такое? Это большие по протяжённости произведения, с определённым замыслом, с контрастными образами, с несколькими темами, то меняющимися до неузнаваемости, то возвращающимися к прежнему обличию. На первый взгляд, всё сложно, непонятно, длинно и скучно. На самом деле работа над крупной формой может быть очень даже увлекательной, если разобраться в «содержании». Можно сравнить произведения крупной формы с рассказом или другим литературным произведением, в котором есть разные герои. У каждого – свой характер, свой образ, но все они связаны задуманной автором сюжетной линией.

В фортепианной музыке к произведениям крупной формы относят сонаты, сонатины, вариации, рондо. Их принято играть на зачётах и экзаменах, так как их исполнение показывает мастерство выступающего и уровень музыкального мышления. Как правило, со всеми ребятами мы проходим произведения крупной формы. С одними – эскизно, с другими – подробно. Поэтому не лишним будет вспомнить принципы построения этих произведений.

Вначале обратимся к наиболее понятной форме – вариациям. Их можно уже играть в первый год обучения. Вариации – это музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений. Вариации произошли от народной музыки. Можно представить, как народный умелец-музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни, и каждый раз мотив этой песни повторялся, звуча по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями; видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появлялись вариации на песенные и плясовые темы.

Предлагаю вашему вниманию два видео:

1.Видеоматериал на тему «Вариации», содержащий небольшое пояснение и три музыкальных примера, темы которых прекрасно знакомы многим: тема новогодней песенки «Ёлочка», тема известного каприса Н. Паганини и тема детской французской песенки, ставшей основой вариаций В. Моцарта. Предлагаю задание – при прослушивании вариаций Паганини посчитать их количество, а при прослушивании вариаций Моцарта отмечать ухом начало каждой новой вариации (всего их 12) и определять, что именно видоизменилось. Кстати, заметьте, насколько красивые и блестящие вариации сочинил гениальный В. Моцарт на довольно простую и незамысловатую детскую песенку. Вдобавок — творческое задание для домашней работы: попробовать сочинить свои вариации, взяв в качестве темы мелодию «Ёлочки» из сборника «В музыку с радостью». Можно пользоваться подсказками из видео.

2. В следующем видео – музыкальные вариации на тему «Ёлочка» от ансамбля солистов «Эрмитаж».

Теперь поговорим о рондо. Слово «рондо»— французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там «рондами» называли хороводные песни. В песне есть запев и припев. Исполнялись они так: запев пел один из участников хоровода, а припев — все вместе. Но в отличие от простой песни, куплеты в этих хороводных песнях каждый раз пелись на новый мотив, а припев оставался неизменным. И вторым отличием от простой песни было то, что рондо начиналось не с запева, а с припева. Итак, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева. Этот припев (рефрен) повторяется неизменно, а куплеты (эпизоды) имеют разное мелодическое содержание. Припев (рефрен) объединят рондо в единое целое.

Предлагаю посмотреть интересную видео-презентацию. В ней приводятся примеры использования формы рондо не только в музыке, но также в искусстве и литературе. В качестве музыкальных примеров даны:

— последняя часть концерта французского композитора Франсуа Куперена

— оперная ария «Рондо Фарлафа» из оперы М. Глинка «Руслан и Людмила»

— марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева

Музыка всех трёх произведений – жизнеутверждающая, позитивная, а «Рондо Фарлафа» наверняка вызовет у вас улыбку, особенно если вспомнить его образ, взятый из сказки А. Пушкина. При прослушивании музыки – небольшое задание: посчитать количество рефренов в 1-м примере и «узнавать» рефрены во 2-м и 3-м примерах.

Очень часто форма рондо используется для создания образов шутливого, юмористического характера. В таком стиле написаны известные произведения «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта и «Ярость из-за потерянного гроша» Л. Бетховена. Предлагаю вам их послушать. Моцарта – в оркестровом варианте, а Бетховена – в фортепианном оригинале, который исполняет Евгений Кисин – пианист-виртуоз, музыкальный вундеркинд 80-х годов двадцатого столетия. Слушайте «Рондо» и заряжайтесь энергией на весь день!

Источник

Анализ крупной формы в классе фортепиано
учебно-методический материал по музыке на тему

Произведения крупной формы, гибкие и эстетически совершенные, выражают глубоко народное содержание, полное людских образов, их движения, красок, свежих и здоровых чувств, художественной правды и неиссякаемой радости жизни.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_krupnoy_formy_v_klasse_fortepiano.docx 19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ крупной формы в классе фортепиано

Работа над крупной формой является, пожалуй, самой сложной, начиная с 1 класса. Как трудно бывает порой педагогу подобрать даже самую первую крупную форму в конце 1 года обучения, будь то простейшая сонатина, маленькое рондо или вариации. Именно анализ крупной формы помогает ученику осмысленному исполнению произведения. Уже при первом знакомстве с крупной формой, педагог должен обратить внимание ученика на частое использование композитором тонического трезвучия (вверх, вниз, или ломаное), движение терциями (секстами) вверх и вниз, на гаммообразные пассажи то в правой, то в левой руке, а также частое использование октав, возможные скачки. Эти опорные моменты очень пригодятся ученику в дальнейшем в работе над любым произведением.

Вариации . Эта форма является любимой для многих учащихся, т.к. открывает богатый простор для фантазии ребенка. Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно привлекательными. Возможность спеть тему со словами – большое подспорье для ученика. Иногда преподаватель сталкивается с большими проблемами именно в варьировании, поэтому ученик должен ясно представлять задачи каждой вариации (варьирование, как варианты). Тема вариаций — как правило, простая, легко узнаваемая, с типичными оборотами, тонально замкнута, чаще всего 2х-частная и квадратная.

Гармония меняется мало, а распространены гармонические фигурации. Иногда в вариациях встречаются полифонические элементы, основанные на мотивах темы (Бах, Гендель, Бетховен, Вебер, Глинка). Вариационная форма вносит некоторый контраст внутри отдельных вариаций и между ними. Становится обычным контраст темпов (особенно в минорной вариации). Чем хороша форма вариаций для самого среднего ученика, так это возможность отдельно учить, например, вариацию на левую руку, или контрастную вариацию. Двигаясь от простого к более сложному, постепенно «собрать» все вариации в единое целое.

Рондо . В младших классах это может быть Маленькое рондо и в нем всего один эпизод, но контрастный. Форма рондо открывает большой простор для творческого роста ученика. Он ищет новые, непохожие образы, контрастные главной теме. Одна и та же тема проводится не менее з-х раз, чередуясь с контрастными эпизодами — ABACA (рондо — «круг» от франц.). Темы рондо чаще носят песенно-танцевальный характер, в главной тональности, подвижные и изящные, период 8 или 16 тактов. Эпизоды чаще всего в другой тональности и оттеняют тему тонально и образно. (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Вебер, Кулау, Глиэр). Чередование темы и эпизодов вносит своеобразный колорит в форму рондо и, как правило, эти произведения быстро выучиваются детьми наизусть, однако требуют определенных навыков в развитии техники. Именно в начальных классах закладывается основная база для анализа крупной формы в дальнейшем — точные штрихи, артикуляция, стиль.

Старинная сонатная форма – знакомство происходит в средних классах. Здесь мы говорим о тональном плане, когда 1 часть движется от Т к неустойчивости Д, а 2 часть наоборот. Эти уроки очень интересны еще и знакомством со старинными инструментами — клавикордом и клавесином и их многочисленным семейством.

Изобретая и совершенствуя музыкальные инструменты, люди стремились к тому. Чтобы их звучание напоминало интонацию речи, красивый человеческий голос, пение птиц. Старинные инструменты были во многом несовершенны. Дети любят рассматривать иллюстрации, одновременно прослушивая музыкальные примеры. Вот тут как раз и пойдет разговор о динамике, почему все время чередуются форте и пиано. Чаще всего это знакомство с сонатами Скарлатти, с ритмически острым рисунком, выразительными фразами, с порой дерзкими бросками на широкие интервалы. Темы сонат Скарлатти очень яркие и легко запоминаются. Причина в том, что они сочинены в духе народных итальянских мелодий. В его сонатах слышится гитара с ее характерными «переборами или перекличка охотничьих рогов и валторн, а порой кажется, что звучит целый оркестр. В старинных сонатах главная и побочная партии часто похожи друг на друга и не создают контраста.

Работа над старинной сонатой чаще всего идет очень тяжело, особенно если в сонате много полифонических приемов. Но все упорные усилия с лихвой окупаются, когда текст выучен наизусть и начинается «ювелирная» работа над деталями. Таким образом, преподаватель постепенно подводит ученика к сонатной форме, основанной на противопоставлении двух тем — главной и побочной. Особая роль отводится музыкальной литературе, где не только выучиваются названия разделов: экспозиция, разработка, реприза, а все подкрепляется слуховым опытом, конкретными примерами произведений венских классиков с их подробным разбором. Ученик должен четко представлять не только каждый раздел, но и каждую тему, ее начало и окончание, тональность. Гайдн и Моцарт поставили себе грандиозную задачу – раскрыть в фортепианных сонатах духовный мир человека со всеми его мыслями и чувствами. Если Гайдн и Моцарт еще использовали иногда для своего творчества клавесин, то Бетховен признает только фортепиано (особенно в зрелый период). Целый мир откроется каждому, кто услышит бетховенские фортепианные сонаты. Печаль и победный восторг, бурный порыв и безоблачная радость – всего не перечислить.

Сонатная форма — основана на противопоставлении тем главной и побочной уже при первом изложении. Чаще всего главные партии яркие, подвижные, изящные, с сочетанием узоров фигураций, различных штрихов, украшений, часто захватывают крайние регистры. (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Григ, Прокофьев). Сама по себе главная тема уже доставляет исполнителю художественную радость и требует высокой техники, культуры звука, блеска и тонкого вкуса. Чаще всего это период повторного строения.

Связующая партия часто основана на элементах главной, ее задача связать обе темы плавным переходом. Как правило, это гаммообразные пассажи. Иногда связующая партия может отсутствовать.

Побочная партия совершенно новая тема. Контраст определяется уже началом, т.к. она проходит в подчиненной тональности. Побочные партии чаще всего лирические, песенные, очень трогательные.

Заключительная партия строится иногда на материале главной или связующей партии. Реже отсутствует. Разработка может быть развита мотивом одной темы, иногда вместо нее эпизод. Тональная неустойчивость, полифонические элементы, уход в далекие тональности — ее характерные черты. Контраст тем в форме зародыша в экспозиции, получает широкое развитие в разработке. Реже она отсутствует.

Реприза повторяет весь материал экспозиции с главным изменением — тональным. Возможен и пропуск тем. Кода иногда носит разработочный характер, а к концу кадансирование и утверждение основной тональности.

Сонатная форма в старших классах еще и довольно объемна, поэтому очень уместно ее разучивание по разделам, с точным тональным планом экспозиции и репризы. Объединение всех тем основной тональностью в репризе ученикам дается тяжело и анализ исполняемого произведения помогает скорейшему осознанию и выучиванию произведения по специальности. В старших классах ученик должен уметь начать играть с любого раздела (реприза, кода, разработка), с любой темы (связующая, заключительная, побочная). В разработке можно вычленить отдельные эпизоды, проанализировать аккорды, секвенции, отклонения в далекие тональности.

В произведениях крупной формы запечатлены нравы, движения, быт многочисленных народов разных стран Европы. Подражание щипковым инструментам — лютни, мандолины, испанской гитары требуют огромной октавной и аккордовой техники. Произведения крупной формы, гибкие и эстетически совершенные, выражают глубоко народное содержание, полное людских образов, их движения, красок, свежих и здоровых чувств, художественной правды и неиссякаемой радости жизни.

Список используемой литературы:

Е.Б. Лисянская. Музыкальная литература. Методическое пособие. М.Росмэн,20011г.

Е.М.Тимакин. Воспитание пианиста.1989г.

С.Савшинский. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.Л. 1964г.

Источник

Произведения крупной формы для начинающих в классе « фортепиано»

Произведения крупной формы для начинающих

в классе « фортепиано».

Арсеньева Валентина Дмитриевна

Музыкальное образование детей становится всё более массовым,

с шести лет садятся за инструмент не только ребята, уже проявившие свой интерес к музыке и незаурядные музыкальные данные, но и многие «обыкновенные» дети.

Предмет « Фортепиано» занимает особое место в образовании

любого ученика. У играющих на фортепиано роль правой и левой рук равнозначна. Это обстоятельство вместе с необходимостью развития мелкой пальцевой моторики обеих рук способствует развитию более интенсивной работы мозга, что положительно сказывается на общей успеваемости обучающихся и их интеллектуальном уровне.

При наборе детей в подготовительную группу трудно определить степень музыкальной одарённости ребёнка и, тем более, его восприимчивость.

Занятия с учеником помогают выполнить эту задачу в полной мере.

При выработке методики раннего развивающего обучения необходимо учитывать следующие факторы:

— занятия с малышом должны стать продолжением его жизненной музыкальной практики ( его запас музыкальных впечатлений):

-пассивный слуховой багаж ( средства массовой информации);

-активные музыкальные умения: дети ощущают ритмику разговорной речи и стиха, их речь живо интонирована.

На основе этих неосознанных детских умений стоит строить цепочку

накопления пианистических навыков.

Знакомя ребёнка с любым новым для него понятием, слуховым и

теоретическим, необходимо сразу связать его с пианистическим движением — удобным, целесообразным и выразительным.

Задача преподавателя – развивать двигательные способности ребёнка.

За период обучения на подготовительном отделении ученик должен показать наличие данных, желание заниматься музыкой и способность к хорошему продвижению.

Большое значение имеет правильная организация домашних занятий.

Важную роль играют заинтересованные родители, которые являются

помощниками ребёнка в процессе его обучения. Совместная работа

преподавателя, ученика и родителей – гарантия успешного продвижения

Подготовишки эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны

в выполнении заданий, но быстро устают от однообразной работы. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на вокальное звучание мелодий, активностью восприятия ритмики (особенно подвижных жанров ), сосредоточением слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре и ритмо-интонациям музыкальных произведениях.

К сожалению, часто у детей гаснет импульс заинтересованности в музыке и желание музицировать; возникают противоречия между ограниченным набором педагогического репертуара и актуальными

повседневными музыкальными потребностями и интересами ученика.

В этих условиях возрастает роль творческой активности педагога,

его репертуарных и методических поисков.

Репертуар – основное средство обучения ученика. Задачи при подборе репертуара и его реализации:

    создание основы музыкального и пианистического опыта ребёнка. Репертуар должен обладать методической направленностью, а также отличаться художественной полноценностью, обращаться к образному восприятию ученика, будить его творческую фантазию, служить всем аспектам пианистического развития ребёнка: — помогать организации движений: целесообразных и выразительных, развивать слуховые навыки ученика, подкрепляя их освоением элементов музыкальной грамоты на основе анализа; развивать творческие способности ученика; обращаться к образным представлениям ученика, служить освоению элементов исполнительской выразительности (штрихи, динамика, артикуляция, и т. д. ).

В учебных пособиях для начинающих достаточно большой и

разнообразный выбор пьес, этюдов, полифонии или произведений с элементами полифонии.

С крупной формой для начинающих дело обстоит сложнее.

Любая программа для ДМШ включает работу над крупной формой, как — то: сонатины, вариации, рондо и др. Работа над этими произведениями даёт возможность педагогу научить ребёнка мыслить крупными построениями и сочетать разные, и в том числе контрастные, образы. Эти образы и их воплощение в свою очередь способствуют переключению с одного вида фактуры на другую, с одних ритмических построений на другие.

Часть сонатин написаны в трёхчастной форме, тем не менее учащиеся должны усваивать понятие об экспозиции, разработке,

репризе, находить элементы, связывающие форму воедино. .

Вариационная форма по своему происхождению тесно связана с народной музыкой, которой свойственно по-новому раскрывать каждую последующую строфу в песне или наигрыше. Нужно помнить, что варьирование — это метод развития идейного содержания.

Проблема выбора произведений крупной формы особенно актуальна на начальном этапе обучения. Нотный материал для начинающих учеников немногочисленен и, порой, мало интересен.

Представляю вам несколько нетрудных и, на мой взгляд, интересных произведений для подготовишек.

И. Беркович Сонатины №1,2 – написаны в скрипичном ключе (обрадует

ученика), удобная аппликатура, не трудная координация.

И. Беркович Сонатина №3 , Т. Салютринская, Ю. Чичков:

сложнее координация, ритмический рисунок, контрастность музыкальных

В. Дамкомб Сонатина до-мажор, И. Ванхаль Сонатины ор.41 №1,2:

удобны по координации, ритмические сложности –триоли, паузы в середине тактов; стройность аккордов.

Д. Тюрк Маленькое рондо, К. Вилтон Сонатина: работа над мордентами и форшлагами, ровность восьмых в аккомпанементе

левой руки и шестнадцатых в мелодии, для достижения ровности

полезно проговаривать их на «тири-тири».

К. Рейнеке Скерцино, Т. Хаслингер Сонатина, А. Жилинскис 3-я ч

Сонатины, А. Шафран Маленькое рондо: исполнение этих произведений

требует от ученика определённой беглости в игре стоккато, хорошей

координации движений и полной свободы аппарата.

А. Гедике Маленькое рондо, Л. Миклашевский Сонатина 3ч., А. Бейл

Сонатина: ритмическая точность в 3х-дольном размере, ровность исполнения восьмых (особенно в аккомпанементе), стройность аккордов.

Д. Тюрк Сонатина, Ю. Весняк Сонатина соч.1 №5: разные характеры

и темпы в трёх частях.

Ф. Шпиндлер Сонатина: привлекательна мелодическими повторами

(текст легко запоминается наизусть).Трудность заключается в выработке

ровного аккомпанемента, особенно в последней фразе.

Ф. Шпиндллер Сонатина: её исполнение требует от ученика хорошей

координации движений при исполнении средней части (перекличка рук).

Вариации, представленные здесь, написаны на темы народных песен.

Эти произвеления позволяют решать несколько задач: знакомят с формой,

а также приучают к свободной ориентации на клавиатуре (разные регистры). Все вариации нужно исполнять как единую связную пьесу,

подчёркивая контраст каждой вариации.

Надеюсь, это сообщение и подборка нотного материала поможет

педагогам (особенно молодым) расширить репертуар.

Источник

Читайте также:  Преподаватель фортепиано работа над
Оцените статью