Кружевное плетение звуков фортепиано рисует легкое колыхание душистых ветвей сирени это

«Уноси моё сердце в звенящую даль. »

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Начало XX в. — время, в которое жил и творил Сергей Васильевич Рахманинов (1873—1943), было переломным для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями Первой мировой войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты, художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества.

С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он верил, что это не «фальшивый тон» и что рано или поздно его услышат. Так и случилось. С. Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе. А на душе бывало и светло, и мрачно. как в жизни.

Он чувствовал красоту, величие и правду стихов русских поэтов, подсказанных родной природой:

    Чудный день! — Пройдут века —
    Также будут в вечном строе
    Течь и искриться река
    И поля дышать на зное.

Великая заслуга С. Рахманинова в его напевнейшей мелодии, рождённой сильным чувством. О мелодике С. Рахманинова говорят, что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она поэзией, навеяна ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова-пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок.

Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса «Сирень». Кружевное плетение звуков фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая интонация вырастает в распевную мелодию.

Романсы Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо», «Островок» создают ясные, спокойные образы, полные душевности. Они написаны как будто прозрачными акварельными красками.

  • Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы? Какие особенности лирического образа подчёркиваются сопоставлением плавной, размеренной мелодии и зыбко колышущегося аккомпанемента?
  • В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают — радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?
  • Сравни два исполнения романса С. Рахманинова «Сирень». Какой образ создаёт каждый из исполнителей? В чём различие этих образов?
  • Какая из трактовок тебе понравилась больше? Аргументируй своё мнение.
  • Прочитай в творческой тетради отрывок из рассказа Ю. Нагибина «Сирень». Какой образ композитора создан писателем? Созвучен ли он нашему времени?

Источник

Тест 6.1.5. Уноси мое сердце в звенящую даль.

специалист в области арт-терапии

Тест 6.1.5. Уноси мое сердце в звенящую даль.

1. В каком веке жил и творил С. В. Рахманинов?

2. Какое средство музыкальной выразительности , используемое С.Рахманиновым, сравнимо с «тропой, что стелется в полях, не придуманная, не навязываемая»?

3. Какой образ создал композитор в романсе «Островок»?

а) образ покоя и умиротворения;

в) лирический образ

4. Кружевное плетение звуков фортепиано рисует легкое колыхание душистых ветвей сирени. Это .

а) средство выразительности;

б) средство изобразительности

5. Мечтательно-задумчивая интонация, вырастающая в распевную мелодию. Это.

а) средство выразительности;

б) средство изобразительности.

Составила Немцева И . А .

Номер материала: ДБ-012387

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

МУЗЫКА 6 класс

Урок 5.Уноси моё сердце в звенящую даль

Давайте посмотрим и послушаем выразительные интонации голоса исполнительницы (Вероника Джиоева-лирическое сопрано)

Сейчас ты услышал одно из прекрасных произведений, которое композитор написал специально для пения, но без слов, и назвал его «Вокализ» (французское vocalize, от латинского vocalis — гласный звук, звучащий, поющий), специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов, на гласный звук .

Основное назначение вокализа — способствовать развитию певческой техники, подвижности и выразительности голоса. Однако встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение.

Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству русского композитора, пианиста, дирижёра С.В.Рахманинова.

Тема урока: «Уноси моё сердце в звенящую даль»

Всё, что выделено жирным шрифтом и подчёркнуто – записать в тетрадь!

Рахманинов, Элегия, зима.
Сплетаются чарующие звуки
В тяжёлый сон мучительной разлуки
С тобой, Россия. Грустная моя

Я помню всё покинутое мною
Холодных вод уснувшие брега
И небо, что нависло сединою
Роняя грубо пышные снега,

И ветер, что позёмку гонит лихо,
Прохожих поминутно торопя,
И то, как мёрзнут неуютно тихо
В кричащей бедности продрогшие дома.

Я помню твои зимы, помню вёсны,
А сердце разрывается в груди.
Рахманинов, Элегия и. слёзы,
Что душат, точно памяти тиски

А сам Сергей Васильевич писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.»

С.Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времён. Как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему?

Да,верно,это его воспоминания детства,Родины – Новгородского края. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нём пробудилась «бескрайняя любовь к России и ко всему русскому». Красота родной природы наполнила сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан его романс «Сирень».

По утру, на заре,

По росистой траве,

Я пойду свежим утром дышать.

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт;

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье цветёт…

Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса «Сирень». Кружевное плетение звуков фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая интонация вырастает в распевную мелодию.

Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.

Это была лучшая пора жизни композитора. Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: « Именно здесь мне хорошо работалось».

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина «Сирень».

Прочитай отрывок из рассказа Юрия Нагибина «Сирень»

«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но всё-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…»

В чем отличие двух исполнений этого романса? Какой образ создает каждый из исполнителей?

Оба варианта одинаковы по мелодии, ритму, темпу, но разные по образному ряду. Один из вариантов прозвучал в исполнении сопрано, второй – в исполнении пианиста.

В первом произведении (вокальное исполнение) можно увидеть яркие образы оживающей природы, услышать шум ветра, дыхание весны. Романс «Сирень» во втором исполнении рисует образ человека, его чувства, размышления, волнение, переживания.

Часть жизни Рахманинова прошло за границей, но ни на минуту он не забывал о Родине. В трудные дни и годы гонорары от концертов передавал для помощи русскому народу. До конца жизни своей он оставался истинно русским человеком. «Я – русский композитор, и моя музыка наложила отпечаток на мой характер, мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка» — писал Рахманинов.

Закрепи полученные знания на уроке выполнив тест,пройдя по ссылке.

1. Прочитать учебник с. 24-25

2. Записать тему урока и фамилию и годы жизни композитора,о котором узнал на уроке.

Источник

Жемчужины вокальной лирики Рахманинова

Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Им создано около 80 романсов, большинство из которых написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века.

Романсы Рахманинова давно и прочно вошли в золотой фонд русской классики, соперничая по популярности с сочинениями для фортепиано. Именно в романсах – жемчужинах вокальной лирики – ярче всего проявился мелодический гений композитора: широкая распевность и выразительная «бесконечность» мелодии, чувственная экспрессия и яркость национального колорита. Примечательно, что за 25 лет творчества в России (до 1917-го года) Сергей Рахманинов написал более восьмидесяти романсов, за последующие четверть века за границей – не создал ни одного.

Романс «Сирень» на слова Е.А. Бекетовой – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки этого романса. Кружевное плетение фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая попевка вырастает в в распевную кантилену. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.

Романс «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. Поэтичен в этом романсе образ русской природы — широкая мелодия вырастает, парит и истаивает. В сочетании с полнозвучной партией фортепиано она рождает в душе картины безбрежных русских далей, чувство тишины, умиротворения, покоя. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается текучесть музыкального развития. Романс построен «на одном дыхании». Музыка романса отличается особой одухотворенностью и выразительностью.

Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает знаменитый «Вокализ» , написанный 21 сентября 1915 года и посвященный великой певице Антонине Неждановой — его первой исполнительнице. Певица вспоминала: «Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы». Вокализ замечателен своей свободно льющейся, широкой мелодией, выдержанной словно бы на одном дыхании и подчиняющей себе всё музыкальное развитие. Неторопливый и «бесконечный» характер развития мелодии говорит о связи «Вокализа» с русской протяжной песней или знаменных распевов — со свойственной им свободой метроритма, переменностью размера, отсутствием тактовых акцентов. Заметно и влияние бесконечной мелодии Баха и пластичности итальянского bel canto. Классическая ясность и стройность формы сочетаются с философской возвышенностью и глубиной. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счел возможным отказаться от поэтического текста. «Вокализ» можно назвать русской «песней без слов». На фоне размеренных и спокойных аккордов рояля у сопрано льется задумчивая, немного грустная мелодия-песня.

Источник

Читайте также:  Зачем она берет мужские под гитару бой
Оцените статью