- Обучение игре на фортепиано в Москве
- Стоимость услуги: по фортепиано
- Загрузите мобильное приложение Профи
- Фортепиано — отзывы
- Заработайте на том, что делаете лучше всех
- Услуги, востребованные клиентами в этом году
- Смотрите также
- Спроси профи
- Работа Преподаватель фортепиано Москва
- Преподаватель по фортепиано
- Преподаватель фортепиано
- Музыкальный работника/художественный руководитель в частный детский сад
- Музыкальный руководитель частного детского сада
- Музыкальный руководитель в частный детский сад
- Учитель музыки (Музыкальный руководитель)
- Музыкальный руководитель в детский сад
- Музыкальный руководитель в частный детский сад
- Музыкальный руководитель в частный детский сад
- Музыкальный руководитель в частный детский сад
- Музыкальный руководитель в детский сад
- Музыкальный руководитель в частный детский сад
- Педагог по классу фортепиано
- Воспитатель-педагог
- Программа музыкального кружка для детей школьного возраста (фортепиано)
Обучение игре на фортепиано в Москве
Чтобы начать, уточните пожелания к репетитору
Стоимость услуги:
по фортепиано
Загрузите мобильное
приложение Профи
Фортепиано — отзывы
Заработайте на том,
что делаете лучше всех
Услуги, востребованные клиентами в этом году
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Смотрите также
Цены: от 800 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 800 до 1500 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 1980 ₽ / ч
Цены: от 880 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 1900 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 900 до 1700 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Спроси профи
- Обучение игре на фортепиано — широкая база частных преподавателей
- 1722 отзыва о репетиторах на Профи
- Обучение игре на фортепиано в Москве от 1000 рублей/ч
Музыкальное образование подарит много положительных эмоций, позволит проявить свои способности в новой сфере и станет стартом карьеры в музыке. Для того чтобы обучение игре на пианино было результативным, нужен профессионал. Репетиторы с Профи найдут подход к каждому ученику. Специалисты в Москве имеют не только необходимые дипломы, но и большой опыт в преподавании игры на инструменте, сольфеджио, подготовке к экзаменам, отчетным концертам. Многие преподаватели работают концертмейстерами, регулярно выступают сами, являются лауреатами и победителями престижных конкурсов.
Частные занятия на фортепиано длятся не менее одного часа, проводятся два-три раза в неделю. Цена формируется в зависимости от уровня необходимой подготовки и составляет в среднем от 1000 рублей за урок.
Источник
Работа Преподаватель фортепиано Москва
Преподаватель по фортепиано
50 000 — 90 000 руб.
Школа Фортепиано Дениса Ивичева
Преподаватель фортепиано
Музыкальный работника/художественный руководитель в частный детский сад
15 000 — 25 000 руб.
Музыкальный руководитель частного детского сада
Учебно-Воспитательный комплекс «Лучик»
Музыкальный руководитель в частный детский сад
45 000 — 70 000 руб.
Лучик, Учебно-воспитательный комплекс
Учитель музыки (Музыкальный руководитель)
ОАНО Московская гимназия Переделкино
Музыкальный руководитель в детский сад
ООО «Рыбаков ПлэйСкул»
Музыкальный руководитель в частный детский сад
23 000 — 27 500 руб.
АНДОО «Планета Карапузия»
Музыкальный руководитель в частный детский сад
55 000 — 65 000 руб.
Музыкальный руководитель в частный детский сад
Музыкальный руководитель в детский сад
Музыкальный руководитель в частный детский сад
15 000 — 20 000 руб.
ЧУДОО «Детский сад «Лесная сказка»
Педагог по классу фортепиано
40 000 — 80 000 руб.
Музыкальная школа Виртуозы
Воспитатель-педагог
В частный детский клуб «Империя знаний» требуется опытный воспитатель группы кратковременного пребывания (по совместительству педагог по раннему развитию и подготовке к школе) Обязанности:
Подготовка и проведение развивающих занятий для детей (работа с детьми от 2.5-6 лет).
ритмика, пальчиковые, другие развивающие методики(английский с раннего возраста или другие интересные развивающие методики приветствуются)
Планирование и участие в дополнительных мероприятиях (праздники, мастер-классы).
Опыт работы: от 2 лет (желательно в коммерческих Доу, детских центрах).
Высшее профессиональное (средне-специальное) педагогическое (дошкольное образование, учитель музыки, английского, русского языка и литературы, логопед, психолог).
Обязателен опыт работы в детских дошкольных учреждениях;
Источник
Программа музыкального кружка для детей школьного возраста (фортепиано)
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного Образования
(обучение игре на фортепиано)
Возраст детей — 6-16 лет
Срок реализации — 3 года
Шапо Галина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль.
Приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста. Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности (и даже в том случае, если у него не обнаруживается вначале заметной тяги к музыке), можно найти соответствующий подход, подобрать «ключи» для вхождения в страну музыки. Мы учим детей любить родной язык, чувствовать поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки человеку должно быть доступно не только чтение, но слушание шедевров музыкального искусства. Их понимание музыки, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Её язык интернационален и не нуждается в переводе, в то же время, он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят «музыка начинается там, где кончается слово». Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Я глубоко убеждена, что первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастет огромное дерево. Г. Нейгауз говорил, что «таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления роста».
Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен создавать на уроке непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой. Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудно,- вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детского быта ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (вроде игры в куклы для девочек или солдатики для мальчиков).
Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка. Не знающие музыкальной грамоты и не умеющие играть на рояле родители, став «ассистентом» педагога должны сами в какой-то мере учиться, особенно первое время, чтобы по возможности помочь малышу. Одна из важнейших для меня задач – зажечь в ребенке интерес к музыке, слить музыку с его жизнью, с его играми, но вместе с интересами надо столь же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспринял яркий образ собственными силами, желание добиться его воплощения естественно. Но отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать». Основная задача педагога научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы.
Развитие творческих способностей.
Возродить такую чудесную традицию, как домашнее музицирование.
Воспитать хороший музыкальный вкус.
Научить детей самостоятельно, выразительно и грамотно разучивать и использовать фортепианные произведения.
Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений.
О ритме, метре и внутренней ритмической пульсации.
Работа над техникой чтения с листа.
Развивать навыки игры в ансамбле.
Подбор по слуху и транспонирование.
Работа над выразительным исполнением.
Учебно – тематический план
Ожидаемые результаты освоения программы.
Знания, умения и навыки в конце первого года обучения.
Ученик должен овладеть основными (первоначальными) навыками фортепианной игры.
Грамотно читать и исполнять нотный текст.
Научится выразительно, достаточно полным и певучим звуком играть мелодию с несложным аккомпанементом.
Освоить элементы музыкальной грамоты.
Иметь первоначальные сведения о музыке и средствах музыкальной выразительности.
Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений.
В подготовительной группе выполняются специальные упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития свободы рук, гибкости суставов, укрепления мышц пальцев. Одновременно они осваивают танцевальные и дирижерские движения, выражающие эмоциональные переживания, темп, ритм, динамику и т.д. Начиная обучение игре на фортепиано, можно объяснить детям, что теперь танцевальная площадь уменьшилась, и они танцуют не в зале, а на клавишах. Танцуют пальцы, руки, все тело. Нужно передать чувства через движение, но только на клавиатуре. От характера движения и эмоций будет зависеть звук инструмента. Хорошо, если ребенок потанцует 5-10 минут перед началом и после домашних занятий на фортепиано (можно устраивать «танцевальные минутки» и во время занятий, как дома, так и на уроке). В таком легком и приятном времяпровождении ребенок укрепит мышцы, освободится от зажатости, разовьет ритмическое чувство и пластику движений, которые помогут ребенку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги и т.д. Для всех упражнений придуманы названия, которые можно менять в зависимости от характера, возраста и особенностей ученика, главное, — чтобы эти упражнения превратились из упражнений в игру.
Упражнение 1 имеет два названия: «новая и сломанная кукла» (для девочек) и «солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Первое время выполняется сидя на полу, затеи за фортепиано. Сидеть как кукла на витрине (от 2 до 20 сек), затем расслабиться (5-10 сек.) Выполнять 6 раз.
Упражнение 2 Исходная позиция –«новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – «кукла сломалась», кончился завод (мальчики в этих играх изображают солдатика и мягкого толстого медвежонка). Эти упражнения проделать сидя на стуле за фортепиано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки свободно лежат на коленях.
Упражнение 3 Выполнить упражнение 2, усложнив его движением рук, а именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы. Выделить слова: «большой» — большая амплитуда движений, «плавной» — движения нежные и плавные, «красивой» — добиваться изящества в движениях.
Упражнение 4 «Заводная кукла или робот». Кукла стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено). Завод кончился, постепенно падают «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище, и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.
Упражнения на постановку руки
Поднять руку, как в упражнении «подснежник» (подснежник «растет» — правая рука плавно поднимается и опускается). На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Объяснить ребенку, что ладошку не следует показывать, так как подснежник не распускается как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз.
То же самое левой рукой.
Поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.
2.1. Поднять руку и, расслабив, бросить на колени.
2.2 То же, но рука падает на подушечки пальцев.
2.3 То же, но рука падает на третий палец, сначала на колени, потом на стол или крышку инструмента, затем на клавишу. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами. для начала 1 и 5 пальцы «падают» одновременно. добившись устойчивости кисти, предлагается сыграть каждым пальцем отдельно.
«Марширующие гномы». Пальцы «шагают» как гномы шагают ножками. работают 2 и 3 пальцы, затем 2 и 4; 3 и 1; 5 и 3; 5 и 1; 5 и 4; 4 и 3. Рассказать историю о забавных гномах, которые шагают ножками, сидя на стульчиках. Кисть остается в спокойном состоянии, двигаются только согнутые пальцы.
«Паучки пошли в поход». Рассказать, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно отдает рюкзак второму паучку. Так они и ходят, передавая друг другу «тяжесть» из пальца в палец , из руки в руку.
Упражнения простые, интересные, нравятся детям. Их можно включить в утреннюю гимнастику, делать на протяжении дня для разминки между чтением книг или просмотром телепередач. не стоит присоединять их к выполнению заданий на фортепиано (это время нужно посвятить непосредственно игре на инструменте).
Знакомство с клавиатурой
Изучение клавиатуры нужно начинать, зрительно ориентируясь на черные клавиши. Две рядом стоящие черные клавиши – окошечко, три – балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» ( D ) – смотрит в окошечко, а на балконе стоят «соль» и «ля» ( G , A ). Ребенок играет все ноты, «ре» — 3 пальцем, затем 2 и 3 – «соль» и «ля» на всей клавиатуре, перенося руки как по радуге. Можно поучить стишок «Ой ты радуга – дуга».
Знакомя детей с клавиатурой, заучить с ним буквенные обозначения нот. Не надо думать, что это непомерная трудность. Объяснить, что первая клавиша на клавиатуре «ля» будет обозначаться буквой А – первой буквой латинского (английского, немецкого) алфавита. Все последующие клавиши будут соответствовать буквам алфавита A , B , C , D , E , F , G . Если ученик парочку раз назовет все 52 клавиши буквами алфавита, то и начало алфавита выучит, и названия нот запомнит. Так же сразу можно объяснить, что буквами обозначают не только ноты, но и аккорды, которые от них строятся. Сначала поиграть трезвучия. А затем и их обращения. Причем, поиграть ноты надо не только в тесном расположении, но и в широком. Ребенок должен понять, что, например, «ми» в большой октаве, «до» в первой и «соль» в третьей являются аккордом до-мажорного трезвучия (С).
Помогают игры такого плана:
Предложить сыграть трезвучие от любой ноты, построив его через клавишу, а затем, разбросать его по всей клавиатуре.
Сыграть несколько нот аккорда в широком расположении и попросить ребенка собрать их в трезвучие «через клавишу» и назвать его имя.
Пусть ребенок поиграет с вами в эту же задачку, он играет «раскиданный» аккорд, а вы отгадываете его имя. Чтобы игра получилась интересной, захватывающей, сделайте вид, что не сразу удается угадать. Тогда заметите, каким азартом засветятся глаза ребенка. В эти игры дети могут поиграть между собой, с родителями, на групповых занятиях.
Благодаря таким играм, дети и клавиатуру запомнят, и научатся строить трезвучия с их обращениями в любом расположении.
Решая одну задачу (в этом случае – изучение клавиатуры), мы занимаемся и постановкой рук, и звукоизвлечением, и подготавливаем основу для видов деятельности. Еще один пример: поговорить с ребенком о том, что, хотя черные клавиши и не удостоились права иметь собственные имена, но имеют большое значение. Без них мы не могли бы находить нужные нам белые. Еще они определяют настроение, характер трезвучия: веселое, светлое, радостное, торжественное, лирическое, нежное, печальное, задумчивое, встревоженное, удивленное, воинственное, напряженное, то есть: мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное трезвучия.
В донотный период это поможет понять и почувствовать инструмент, сочинять атональные импровизации. Даже в период разбора пьесы такой ученик сможет получать удовольствие от каждого звука. Именно такое полноценное «слышание» будет развивать слух, память, внимание, поможет понимать, чувствовать характер звучания и приведет к более осмысленной и качественной работе над звукоизвлечением. С первого урока, с первого прикосновения к клавишам начинаем работать над характером звука. Ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игру, например, ноты веселые и хотят петь, или грустные и поют нежно и тихо, или поспорили и хотят перекричать друг друга. Это позволит делать замечания ребенку. Самое главное, нацелить его на то, чтобы с первого занятия он искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием. Так, в увлекательной, игровой форме, будет развиваться координация движений, слуховая и зрительная память, появится элемент навыка подбора по слуху.
Познакомить детей с высокохудожественными образцами классической, народной и современной музыки, доступной их восприятию.
Предмет «слушание музыки» способствует развитию эмоциональной отзывчивости ребенка, воспитанию его интереса к музыке, искусству. «Не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять» (Д.Б. Кабалевский)
Занятия начинаются с развития навыков культуры слушания музыки. Самые маленькие дети знают главное правило: когда звучит музыка, в классе должна быть тишина, свойственная атмосфере концертного зала. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы» (В.А. Сухомлинский). Отличительной особенностью является привлечение живописи, рисунка (демонстрация диапозитивов, репродукции картин художников-классиков) это помогает детям зримо ощутить выразительные возможности музыки. Яркие и небольшие по объему музыкальные фрагменты пробуждают у детей фантазию. После беседы о прозвучавшем сочинении дети «рисуют музыку». Затем устраивается выставка рисунков и повторное прослушивание.
О ритме, метре и внутренней ритмической пульсации
Активная работа по развитию метро-ритмического чувства ребенка начинается также с первых занятий. На 3-4 уроке показать ученику ритмическую запись и начать выполнять с ним серию упражнений. Цель этих упражнений и всей последующей работы – выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомиться со сложными ритмическими фигурами.
Музыка – искусство временное. Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени.
Попросить ребенка танцевать или маршировать, при этом играть польку или марш, ускоряя, замедляя, неожиданно останавливая музыку. У ученика под такой аккомпанемент получится очень смешной танец, и он сам попросит сыграть ровно. Теперь можно побеседовать с ребенком на тему – темп и пульс музыки. Музыка живая и у нее есть сердце и пульс, как у человека. Предлагаю игру «я буду музыкой, а ты моим пульсом». Ребенок стучит «пульс» различных музыкальных отрывков, которые я играю. Теперь приступаем к записи. «Пульс» записываем вертикальными черточками, а спокойный шаг – четвертью.
Левая рука – пульс I I I I
Мама гуляет с малышом, идет спокойными, большими шагами, а малышу, чтобы не отставать от мамы, приходится делать в два раза больше шагов.
Записываю шаги малыша:
Предлагаю помочь правой руке, произнося ритм, использовать слоговую поддержку:
Мама и малыш гуляют вместе:
А вот пришел папа с работы, но у папы большие шаги. Он идет медленно, так медленно, что пульс успевает ударять 2 раза:
Можно предложить ребенку самому написать схемы для любых игрушек или персонажей сказок. Получится игра «чьи это шаги» (ребенок играет и объясняет, кто идет, приближается или уходит). Все устали и остановились – целая нота. Считать ее не обязательно, достаточно сказать, что тянется целая нота долго. Когда у ребенка будет развито чувство внутренней пульсации, он всегда ее выдержит.
Работать над ритмическими схемами предлагается в следующей последовательности:
берется маленький блок и отрабатывается до автоматизма (левая рука стучит пульс, правая – ритм, и наоборот).
1-й год обучения
Групповое фортепиано является первым этапом обучения. Дети 6 лет знакомятся с инструментом, его устройством, особенностью звучания разных регистров, осваивают простейшие ритмические рисунки, играют детские песенки, знакомятся с фортепианной игрой в ансамбле.
В каждом полугодии по 5-6 разнохарактерных произведений.
1 полугодие – 2 этюда, полифония, 2-3 пьески, ансамбль.
2 полугодие – 2 этюда, полифония, 2-3 пьесы, ансамбль.
2-ой год обучения
Знания, умения и навыки
в конце второго года обучения
Грамотно исполнять сложные пьесы полифонического склада.
Уметь передать музыкальный образ и характер исполняемых пьес, пользуясь динамическими красками (преимущественно приемам контраста, форте и пиано) и различными приемами звукоизвлечения: legato , non legato , staccato .
Слышать и слушать, анализируя свое исполнение.
Иметь элементарную технику исполнения.
Подбирать по слуху и транспонировать.
Подбор по слуху и транспонирование
Начинать импровизировать на инструменте ребенок должен с первых уроков, но совершенно необходимо для успешного развития этого вида деятельности особое внимание уделять подбору по слуху. Импровизация рождается в сознании (слышим мы ее внутренним слухом), и следующая задача – исполнить ее на инструменте, т.е. подобрать по слуху то, что родилось и звучит внутри. Следовательно, успешно импровизировать может тот ученик, который способен свободно подбирать по слуху. Кроме обычной задачи – подбирать по слуху понравившуюся музыку, мы ставим перед детьми цель – учить произведения на память не пальцевой памятью, а методом подбора. Работа по развитию звуковысотного ощущения лучше начинать в подготовительных группах, одновременно развивая гармонический и тембровый слух, способность слышать нижний голос и партии отдельных инструментов во всей фактуре симфонического оркестра. С детьми можно сразу приступать к подбору песен двумя руками (мелодия и бас – основные функции). С детьми, не занимавшимися ранее, пройти упрощенный материал только по звуковысотному соотношению. Гармонический слух развивать постепенно во время занятий различными видами музыкальной деятельности.
Упражнение 1. Ребенок поет попевочки, показывая руками движение мелодии по системе «бус»: вверх, вниз, подряд, через клавишу, большой скачок, соседняя клавиша.
Упражнение 2. Преподаватель играет на инструменте медленно и ровно упражнения типа «бус» (поэтому лучше не брать песни, так как их нельзя играть вне ритма). Ученик также показывает движение мелодии рукой по вертикали и комментирует: вверх, через клавишу (так как слуховой опыт у него уже есть).
Предлагая песенки для подбора, следите, чтобы мелодия начиналась с 1 ступени. Предложить игру: каждой песенкой будет руководить дирижер «Снеговик», если песня начинается с «до», то пусть руководит «Снеговик С», если эту же песню играем от «ре», то руководитель будет «Снеговик D ». Появляются ключевые знаки, значит «Снеговик D » требует, чтобы в мелодии были диезы, и т.д. Так, постепенно, дети освоят тональности. На каждом уроке предлагать сыграть по одной песенке в тональностях C , D , F , G (например: «Едет, едет паровоз», «Мишка с куклой бойко топают»). Потом прибавить мелодию, начинающуюся с 3 ступени («Я на скрипочке играю») и с 5 ступени («Маленькой елочке холодно зимой»). Можно давать песни и в другом порядке: сначала три песни с разных ступеней в С- dur , на следующем уроке эти же песни в F — dur и т.д. Не ограничивайте детей в подборе всего, что им нравится, любой эстрадной песни, любого самостоятельного сочинения.
2-ой этап работы проводится по сборникам «Буратино» или др. песенникам. Правая рука играет по нотам, а левая рука – по буквенным обозначениям аккордов. Несомненно, что получение быстрых результатов в работе по подбору по слуху зависит от индивидуальных способностей ребенка. Чем меньше развит слух ученика, тем больше времени и внимания надо уделять его развитию.
преподавателю нельзя забывать, что в программе обучения кроме классического репертуара, который формирует музыкант, обязательно должен присутствовать социально значимый репертуар.
Развитие технических данных учащихся
Существуют многочисленные упражнения у К. Черни, А. Гедике, Ганона. При всех случаях остается в силе одно – если упражнения играть механически, они всегда вредны, так как уводят учащихся от основного принципа – осмысленности технической работы и обязательного вслушивания. Иногда педагог прибегает к каким-либо упражнениям, основанным на материале изучаемого произведения: такая форма работы, безусловно, оправдана. Разумеется, возможно также использование с подобной целью и упражнений из имеющихся сборников.
Освоение этих технических формул, особенно при современном состоянии пианистического искусства, представляет собой необходимую часть работы ученика. Владеть гаммами и арпеджио нужно не только для развития беглости, но и для экономии времени при работе над этюдами и художественными произведениями.
Цель этих упражнений – добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммообразных пассажей без толчков по звучанию и временным соотношениям. Основная причина толчков и неровной игры гамм, малая подвижность и напряженность 1-го пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо развивать его ловкость и легкость, и подкладывать его незаметно, готовя заранее, не меняя уровня кисти. При смене позиции кисть переносится через правый палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Легато при исполнении гамм осуществляется как бы внутри ладони. Кисть ведется плавно, спокойно, на одном уровне (в медленном темпе она слегка поворачивается, чтобы подготовить подкладывание 1-го пальца). Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Пианистическая чистота и ровность обеспечивается не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиши. С целью выравнивания промежутков между звуками полезно учить гаммы в медленном темпе, половинными нотами, считая вслух по две четверти. Можно также быстро и четко проговаривать ноты – такой «приказ» заставляет пальцы работать подвижнее и четче.
Подкладывание 1-го пальца. Расходящиеся движения на октаву и обратно. Играть всю гамму: 1-2,1-3,1-4,1-5, (левой рукой от «до» вниз). Играть также гамму с перекладыванием через 3,4,5 пальцы со следующей аппликатурой 2-3-2-3 и т.д. 3-4-3-4 и т.д. 4-5-4-5 и т.д. Выполнять эти упражнения в разных тональностях, добиваясь плавности. В тональностях, имеющих диезы и бемоли избегать толчков на черной клавише и поднимать кисть.
Упражнение с задержанными звуками. Развивает независимость, силу пальцев, укрепляя их сгибатели и ладонные межкостные мышцы. Опираясь на задержанный звук, свободно открывайте и «захлопывайте» пальцы, берущие восьмушки (но без «имеющего» призвука и без нажима). Ладонь как бы сгибается посередине, пальцы открываются и закрываются все вместе. «Захлопывающему», вернее, «захватывающему» движению пальцев помогайте небольшим боковым движением всей руки.
Перенос руки с одной позиции гаммы на другую. «Вкладывайте» ладонь в клавиатуру, расширяя ее, с последующим возвращением в прежнее положение. Учить это упражнение портаменто, проверяя «рессорность» руки.
Плавное подкладывание первого пальца и перенос через него остальных пальцев, на стыках позиции гамм.
Левая рука играет вниз от «до» и обратно. Слегка поворачивайте кисть, играя ровным звуком.
Постепенное увеличение гаммообразной линии на один звук (до заполнения всей октавы), сначала в восходящем, потом в нисходящем движении. На последнем звуке чуть-чуть внедряйтесь в клавиатуру, не поднимая при этом запястье. Подкладывание первого пальца незаметное.
За год 12-15 произведений. В каждом полугодии по 6-8 произведений.
1 полугодие: 2 этюда, полифония, 2-3 пьесы, ансамбль.
2 полугодие: 2 этюда, 3 пьесы, ансамбль.
Знания, умения и навыки
в конце третьего года обучения
Уметь самостоятельно, выразительно и грамотно разучивать и использовать фортепианные произведения.
Уметь читать с листа.
Уметь транспонировать простые песенки.
Использовать элементы импровизации в простых мелодиях.
Музицировать в кругу друзей и на школьных концертах.
Импровизация в игре на фортепиано
Импровизация – это качество, присущее природе человека. Она лежит в основе человеческого общения, то есть в разговорной речи, в языке, движении, красках, звуках, и потому более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Присущее детям непосредственное восприятие окружающего мира, их неуемная фантазия – благодатная почва для развития природной способности. Элементы импровизации должны присутствовать на занятиях с самого первого урока (в работе над ритмом, интонированием, исполнением и т.д.). Простота и доступность занятий импровизацией удивительно благотворно и всеобъемлюще помогает в работе с начинающими, облегчает постановку рук (ученики не связаны с конкретным нотным материалом), позволяет развивать их мелодические и ритмические способности, раскрепощает учеников в овладении инструментом, развивает навыки интонирования, сольфеджирования, способствует развитию гармонического слуха, дает полезные навыки рефлекторного владения инструментом. Импровизация открывает широчайшие возможности за очень незначительное время объяснить ребенку в увлекательной форме огромный теоретический материал. Эти занятия важны. Они дадут почувствовать всю прелесть игры на инструменте. Именно сразу, сию минуту, ребенок получит радость от извлекаемых звуков, от самого процесса музицирования. Ребенок с интересом начнет проводить время за инструментом и, таким образом, привыкнет к длительной, кропотливой работе и полюбит свое рабочее место. Если ребенок не способен свободно мыслить, создавать из знакомых блоков, мелодических оборотов новые композиции, конструкции, экспериментировать, искать новые для себя созвучия, то никакая теоретическая база не поможет ему в импровизации. И все же главенствовать должна мысль, идея. Объяснить ученику, что она – королева, а служить ей, воплощать ее фантазии должны ее верные, трудолюбивые слуги: теоретические знания и технические возможности. Развивайте свойственные детям творческие способности. На первых уроках дать ученику такие упражнения, которые помогут развить импровизаторское мышление. Разрешить ему все, на что только способна его фантазия. Объяснить малышу, что любые звуки, наполненные мыслью и чувством, являются музыкой. Сначала раскрепостить ученика, а затем постепенно советовать вводить в свои композиции небольшие фрагменты. С ними ребенок будет постепенно знакомиться. Ознакомить с основными упражнениями, обратить внимание на последовательность их исполнения.
Предложите ребенку поставить ноги на ширину плеч, раскачиваться на прямых ногах в выбранном темпе (изобразить подобие метронома) и при этом рассказывать какую-либо сказочку, импровизируя на ходу. Музыка имеет метроритмическую основу, и поставив ребенка в такие условия, вынудим работать его мозг в определенном ритме, именно так, как играется импровизация на инструменте. Мышление импровизатора-исполнителя поставлено в жесткие рамки метроритма, не позволяющего делать остановки для раздумий, которые могут себе позволить художник, композитор.
Следующее задание будет звучать примерно так: сочинять композиции атонального и тонального характера, то есть свободно использовать всю клавиатуру, брать любые созвучия, которые могут передать действия и характеры персонажей сочиняемых сказок. Показать ребенку возможность использования регистров, темпов, диссонансных и консонансных созвучий и др. музыкально-выразительных средств. Включить ребенка в творческий процесс поиска способов передачи эмоционально-образного содержания сказок посредством музыкального языка.
Для внесения более четкой формы при сочинении композиции, полезно использовать стихотворные тексты. Предложить ребенку сочинить ритмический аккомпанемент (ударным инструментом может служить любой предмет) и под него распевать выбранный текст. Затем наиболее удачные фрагменты подобрать на инструменте.
Предложите ребенку взять из разучиваемой пьесы гармоническую сетку и, исполняя ее, придумать мелодию. Первоначально это будет вокальная импровизация, затем, ее следует подобрать на инструменте.
Показать ученику, каким образом можно составлять свои собственные гармонические сетки, как оформить их ритмически, т.е. использовать фактуры модели, и соотносить мелодию с аккомпанементом. Для этого сделать несколько упражнений.
Игра в ансамбле.
Повышает интерес ребенка. К занятиям рекомендуется вводить в ансамбли уже после отработки начальных движений для развития тембрового, динамического, гармонического слуха, чувства ритма, и тогда ученик, играя в ансамбле, чувствует себя настоящим пианистом. На занятиях можно использовать сборник «Детские песенки в легком переложении». Можно показать ученикам пример хорового исполнения, начало мелодии. Запевает запевала, затем к нему присоединяется весь хор. Игровые элементы усиливают активность учеников, повышают интерес к музыке, приучают живо оценивать и свое исполнение, и товарища.
Репертуар ансамбля в 4 руки.
Хрестоматия фортепианного ансамбля младшие классы.
П.И. Чайковский «Вальс из балета «Спящая красавица».
Источник