Кружок фортепиано для детей

Обучение детей игре на фортепиано в рамках дополнительных образовательных услуг ДОУ

Людмила Салтыкова
Обучение детей игре на фортепиано в рамках дополнительных образовательных услуг ДОУ

Обучение детей игре на фортепиано в рамках дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Пояснительная записка

Ученые педагоги- психологи сегодня говорят о том, что в условиях современной природно-социальной ситуации проблематика приобщения детей к музыкальному искусству приобретает глобальный характер.

Разнообразные социологические и другие данные, отражающие динамику эстетического воспитания российских детей в последние годы, свидетельствует о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – не заоблачное «завтра», а суровая реальность дня сегодняшнего.

Педагоги и психологи едины во мнении: «Без особых совместных усилий педагогов и родителей уже невозможно воспитать ребёнка, как гармонично развитую личность».

Проблема раннего формирования музыкально – эстетического вкуса актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Как одно из средств, способствующих решению данной проблемы, а так же с целью повышения эффективности работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста, в рамках дополнительных образовательных услуг, в нашем дошкольном образовательном учреждении, был создан кружок по обучению игре на фортепиано.

Дополнительные образовательные услуги предоставляются на платной основе. Возможность их оказания предусмотрена уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств и не используются взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Читайте также:  Елка знаки вопроса ноты

Платные дополнительные услуги дают возможность укрепления материально — технической базы образовательных учреждений,

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.» Сухомлинский В.

Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна … Д. Шостакович

Цель дополнительных образовательных услуг — повышение эффективности работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях основного и дополнительного образования, которое призвано обеспечить разнообразную деятельность и обогащение речевого и творческого опыта ребенка. Развитию ребенка способствует и естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Мною была создана программа «я хочу играть на пианино»

Где определялись цели и задачи работы по данному направлению.

Цель программы:

Развитие музыкальных способностей дошкольников, воспитание устойчивого интереса к музыкальной деятельности, подготовка ребенка к самостоятельной музыкальной деятельности, ранняя профориентация.

Задачи программы:

1. Освоение музыкальной грамоты.

2. Обучение игре на фортепиано (постановка игрового аппарата, изучение клавиатуры, умения ориентироваться в нотном тексте).

3. Целенаправленное развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развитие творческих задатков.

4. Реализация индивидуально – дифференцированного подхода к детям.

5. Подготовка к поступлению в музыкальную школу.

При создании программы по реализации поставленных целей и задач я основывались на основных принципах педагогических технологий:

Основные принципы.

1. Принцип научности.

2. Принцип активности и сознательности.

4. Принцип адресованности и преемственности.

5. Принцип непрерывности, систематичности и последовательности.

6. Принцип результативности и гарантированности.

7. Принцип индивидуальности.

8. Принцип взаимодействия.

9. Принцип результативности.

Условия для реализации программы.

Программно – методическое обеспечение базируется на: «Методике обучения игре на фортепиано» А. Алексеева Москва,1988г.

В детском саду имеются три музыкальных инструмента (фортепиано, в хорошем состоянии. Оформлены дидактические и наглядные пособия для занятий с детьми (нотный стан, длительность нот, клавиатура фортепиано и другие). На каждого обучаемого заведена тетрадь «Успеха», где дети осваивают навык написания нот, музыкальных ключей, тут же разноцветными нотками отмечаются успехи детей.

Осуществление работы кружка.

1. Программно – методическое обеспечение:

программа «Хочу играть на пианино», сопутствующая методическая литература.

2. Материально – технические условия:

музыкальный блок (музыкальный кабинет, музыкальный зал).

3. Кадровое обеспечение.

Оптимизация воспитательно-образовательного процесса.

Под оптимизацией воспитательно–образовательного процесса, в данном случае я подразумеваю выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий воспитанников, то есть сделает обучение максимально эффективным.

Таким образом, я считаю, что целенаправленный процесс обучения и воспитания объединяет особенности, которые характерны и для образования, и для воспитания:

1. Двустороннее сотрудничество педагога и воспитанника.

2. Главная цель процесса — формирование личности, всесторонне развитой и гармонической, развитие индивидуальных способностей.

3. Содержательная и технологическая стороны процесса тесно взаимосвязаны.

4. Образовательные цели, само содержание образования, средства достижения поставленных задач, конечный результат — все структурные элементы образования пребывают в тесном единстве.

5. Процесс предусматривает реализацию трех образовательных функций –

Развивающую, обучающую, воспитывающую.

При выборе методик обучения я отдаю предпочтение развивающим методикам, способствующим формированию познавательной и музыкально – эстетической сфер развития.

Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания проводятся подгруппами, индивидуально.

Продолжительность, количество и место занятий в режиме дня определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к учебной нагрузке ребенка определенного возраста.

Условия оптимизации.

1. Задачи, поставленные перед учебным процессом, должны быть конкретизированными, а планирование учебного материала комплексным.

2. Содержание учебного материала и его структура должны быть оптимальными и рациональными.

3. Подбор методов и средств обучения необходимо направить на стимулирование и мотивацию обучения.

4. Следует сочетать общегрупповой, индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанникам.

5. Обязательным является проведение анализа затрат времени на обучение и достигнутых результата.

Обучение игре на фортепиано – это педагогический процесс, направленный не только на получение детьми навыков владения инструментом, освоение нотной грамоты – это комплекс мер, направленных на :

своевременное достижение возрастного уровня музыкального развития детей;

приобщение к мировой музыкальной культуре;

овладение навыками музыцирования;

степень подготовки к дальнейшему обучению в музыкальной школе.

Работа с родителями

Успехи по обучению ребенка игре на фортепиано зависит не только от его природных способностей, но и от тех условий, в которых живет ребенок в семье. Поэтому особая роль в данной ситуации отводится совместной работе музыкального руководителя и семьи. И строится на следующих положениях:

Цели и задачи музыкального развития и воспитания ребенка должны быть хорошо понятны не только самому музыкальному руководителю, но и родителям. а музыкальный руководитель должен быть знаком и использовать в своей работе опыт музыкального воспитания в семье;

Системности и последовательности работы по обучению игре на фортепиано должны придерживаться и музыкальный руководитель, и родители;

Взаимное доверие и взаимопомощь музыкального руководителя и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителя в детском саду.

Полная информированность родителей о проведении и результатах работу по данному направлению.

Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности качеством предоставляемых услуг в сфере обучения детей игре на фортепиано осуществляется на основе мониторинга.

Более 60% наших выпускников, занимающихся в кружке, продолжают обучение в ДМШ города, гимназии №3, на муз отделении, в вокальных и хоровых студиях. В дальнейшей работе мы планируем:

1. Увеличить количество детей посещающих кружок.

2. Улучшить показатели по дальнейшему обучению наших выпускников, прошедших подготовительный курс в ДОУ, в музыкальных школах города, с перспективой поступления в музыкальный колледж.

«Агентство добрых услуг». Праздник 8 марта для детей старшего возраста Цель: Создать радостное настроение. Доставить детям радость от общения с родителями. Поддерживать интерес родителей к развитию ребёнка.

Анкета для родителей «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг» Уважаемые родители! С 1 сентября 2015 года в нашем детском саду организуется работа по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

Консультация «Обучение детей дошкольного возраста игре по слуху» Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в.

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста игре на шумовых инструментах» Цель: Обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Мастер-класс «Обучение игре в шахматы» Автор: Е. А. Вялова, воспитатель I-ой категории 2015 Цель: Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в.

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано Образовательная программа дополнительного образования детей по курсу фортепиано направлена.

Обучение детей игре в шашки Обучение детей игре в шашки (из опыта работы) Шашки – одно из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Для дошкольников.

Обучение дошкольников игре в шахматы Шахматы – это интересно Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?.

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС до в работе учителя-логопеда. Применение современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС ДО в работе учителя-логопеда. 21 век — век информации. В современных.

Рабочая программа дополнительных платных услуг группы «Обучение чтению» АБвгде-йка Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. В.

Источник

Дополнительная программа «Фортепиано»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Программа по раннему обучению игре на фортепиано. Выступаю как составитель.

Скачать:

Вложение Размер
programma_fortepiano.doc 119 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

Обучение игре на музыкальных инструментах

для детей от 5-ти до 7 лет

программа рассчитана на 2 года обучения

Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Ребенок ежедневно получает ее в детском саду и различных творческих кружках, по радио и телевидению, в театре, кино, с концертной эстрады и домашних проигрывателей, магнитофонов. Несомненно, этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление. Видится необходимым с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить

самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его

Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки –выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства.

Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.

В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку,

чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на

общие художественные способности воспитанников. Реализация данной программы

способствует целостному развитию комплекса общих художественно- эстетических и специальных музыкальных способностей.

Образовательная программа “Фортепиано” имеет художественно-

эстетическую направленность и является авторской. Программа “Фортепиано” имеет свои особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах :

✓ общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными; выявление и развитие обще музыкальных и творческих задатков детей;

✓ создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

✓ создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового культурного музыкального наследия;

Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка.

Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальность ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Цель : воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.

✓ обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по

слуху, основы аккомпанирования);

✓ обучение основам музыкальной грамоты;

✓ формирование технических навыков игры на фортепиано.

✓ развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);

✓ развитие мышления, воображения, восприятия;

✓ физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).

✓ воспитание интереса к музыкальному искусству;

✓ воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);

✓ воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.

Настоящая программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач детского сада в условиях модернизации системы образования.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 5–7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года.

Формы и режим занятий — индивидуальный.

Занятия проводятся один раза в неделю по 20 минут

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы:

✓ индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении

✓ выступление на утренниках;

✓ участие детей в конкурсах, фестивалях.

Организация учебного процесса

На первом этапе обучения главной задачей является введение воспитанника в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими

игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении.

Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ребенок подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.

Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры.

При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности

Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.

Приобщение дошкольника к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов и сонатин.

Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений.

Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.

Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ребенка в его работе над исполнительской задачей любой сложности.

Организация воспитывающей деятельности

Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам, для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т.д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие воспитанника. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство.

Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец высших художественных ценностей

Источник

Оцените статью