Крюковые ноты что такое

Азбука крюкового пения. Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева, периода киноварных помет

Предлагаемый вниманию читателя труд посвящен древнерусской музыке. В данной книге речь идет о знамени, по имени которого часто называют староцерковное пение крюковым, т.е. о «Крюке». Для всех интересующихся историей Церкви и церковным пением.

Данный труд протоиерея Василия Металлова пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Источник: Азбука крюкового пения : Опыт сист. руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева, периода киноварных помет. — Москва : Синод. тип., 1899. — 144 с.

Вам может быть интересно:

  1. Церковное пение, как предмет преподавания в народной школе – протоиерей Василий Металлов
  2. Церковное пение в России – протоиерей Димитрий Разумовский
  3. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения – протоиерей Борис Николаев
  4. Ноты-буквы. Книга 1 – Порфирий Петрович Мироносицкий
  5. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной Русской Церкви. Часть I – протоиерей Иоанн Вознесенский
  6. Для клира и народа – Иван Георгиевич Айвазов
  7. Образцы древнерусского певческого искусства – профессор Николай Дмитриевич Успенский
  8. Протоиерей Василий Металлов и его взгляды на природу осмогласия знаменного распева – митрополит Иларион (Алфеев)
  9. О новом направлении в русской церковной музыке – протоиерей Михаил Лисицын
  10. О времени пресуществления Святых Даров на Литургии – протоиерей Тарасий Серединский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Знаменное, или крюковое нотное письмо в России (11-17 вв.)

Знаменное или крюковое письмо возникло на Руси в 11-м – начале 12-го веков. Происхождение своё этот вид идеографической (т.е. «рисуночной») безлинейной нотации ведёт от древневизантийской (т. н. куаленской — «Coislin») невменной нотации. Знаменным он был назван от старославянского слова «знамя», что означало «знак». Второе название он получил по названию одного из основных его знаков – «крюка» (греч. «кремасти»). Знаменное или крюковое письмо использовалось для записи знаменного распева – основного древнерусского церковного пения.
В своём развитии это древнерусское нотное письмо прошло 3-и периода:
а) ранний (11 – 14 века), нотация этого временного промежутка до сих пор не расшифрована;
б) средний (15 – начало 17 века), нотация этого периода исследователем также не ясна;
в) поздний (с сер. 17 в.), в записи этого периода появились киноварные пометы, тушевые признаки, что дало возможность расшифровать записи этого времени.
Крюковые рукописи делятся на:
а) беспометные;
б) одновременно пометные;
в) призначные.
Известны 3-и типа древнерусской идеографической нотации:
а) крюковой: с помощью крюков обозначали в определённой последовательности 1-3 тона (редко 4 и больше);
б) попевочный: знаками попевки, с помощью простых знамён, фиксировали краткие мелодические формулы, часто с элементами тайнописи.
в) фитный: подобная запись представляла собой большие мелодические построения, полностью зашифрованные.
Некоторые крюковые знаки сохранили своё исходное греческое название (в частности «параклит»). Другие же стали звучать по-русски (так «кремасти» стал «крюком», «тцакисма» – «чашкой»). Ряд знаков получил греческие названия, но по своему виду и значению эти знаки совершенно не соответствовали греческим прототипам (например, «хамила»). Преобладающее большинство знаков в данной нотации получили русские наименования, часто связанные с их начертанием («палка», «стрела») (см. рис. 6.1, 6.2, 6.3., 6.4, 6.5, 6.6, 6.7).

НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Крюк с оттяжкой
Параклит с оттяжкой
Статья простая
Статья мрачная
Статья светлая
Крыж
Статья с запятой
Запятая с крыжом
Стрела простая
Статья с крыжом
Рог
Челюстка
Статья с запятой и крыжом
Рис. 6.1 Одноступенные знамёна равные «целой»
НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Крюк
Параклит
Стопица
Палка
Запятая
Рис. 6.2 Одноступенные знамёна равные «половинной»
НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Крюк с отсекой
Параклит с отсекой
Стопица с отсекой
Палка с отсекой
Запятая с отсекой
Рис. 6.3 Одноступенные знамёна равные «четвертной»
НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Голубчик борзый
Скаменца
Переводка
Голубчик тихий
Скаменца тихая
Переводка тихая
Статья светлая с сорочьей ножкой и зевком
Стрела простая с сорочьей ножкой и зевком
Стрела крыжовая с борзой пометой
Рис. 6.4 Двуступенные знамена восходящие
НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Сложития
Стопица с очком
Чашка
Подчашие
Параклит с подвёрткой
Крюк с подвёрткой
Палка с подвёрткой
Статья закрытая малая
Статья мрачная с облачком
Стрела простая с облачком
Стрела закрытая средняя с сорочьей ножкой
Статья светлая с облачком
Параклит с подчашием
Крюк с подчашием
Статья простая с подвёрткой
Статья закрытая средняя с тихой пометой
Рис. 6.5 Двуступенные знамена нисходящие
Рис. 6.7 Стихира на праздник Воздвижения Креста
НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ РИТМ
Два в челну
Сложития с запятой
Стрела подводная
Стрела громкая
Стрела тихая
Хамила
Статья со змеицей
Палка воздёрнутая
Стрела поездная
Дербица
Рис. 6.6 Многоступенные знамёна

Крюковые знаки состояли из чёрточек, точек и запятых. Крюками указывалось направление движения мелодии, относительный ритмический рисунок и звуковые акценты. По крюковой записи нельзя было спеть незнакомую мелодию, так как все обозначения были очень условными и предназначались лишь для напоминания уже знакомого напева.
Различные мелодические украшения записывались с помощью кондакарной нотации. Кондакарный репертуар записывался в особых книгах — кондакарях. В кондакарной нотации в отличие от знаменной, кроме палочек, точек и запятых применялись также и разнообразные «завитушки».
В 12-13 веках знаменную и кондакарную нотации часто используют совместно. Так известны рукописные ноты того времени, в которых за основу взято крюковое пение, но вместе с тем есть места, записанные в кондакарной нотации.
Древнерусское нотное письмо, по мере развития знаменного пения, постепенно отдалялось от византийского первоисточника, начертание знаков изменялось: некоторые совсем перестали использоваться, другие изменяли своё певческое значение, появлялись новые. Уже в 15-16 веках был практически полностью определён набор знамённых знаков.
С конца 15 века в состав певческих рукописей стали вводить т.н. «музыкальные азбуки». Название – «азбука» эти теоретические пособия получили значительно позже – лишь в 18 веке.
Музыкальные азбуки помещались на 2-3-х страница певческих книг. Если поначалу в азбуках просто перечислялись используемые в песнопениях знамена, то в 16 веке к этому перечню добавилось разъяснение как их исполнять.
В музыкальных азбуках также разъяснялось как петь «фиты». Со временем появились т.н. «фитники», в которых приводились названия и начертания «фит», а также слова с которыми они используются в пении. Следующим этапом в развитии «фитников» стало введение в них «розводов», т.е. расшифровки фит в крюковую запись.
В начале 17 века в теоретические пособия стали вводить «кокизники» (от древнерусского «кокиза» – попевка). В «кокизниках» рядом с кокизой приводилось слово или фраза из песнопения в котором она встречается.
Когда в конце 17 века в России стали применять пятилинейную нотацию, появились «двоезнаменники». В этих пособиях не только демонстрировались «кокизы» и «фиты», но и приводился их «перевод» в нотолинейную систему.
Музыкальные азбуки применялись ещё и в 18 веке, но в связи с окончанием развития знаменного распева на рубеже 17-18 веков, не имели прежнего веса.
Крюками в 16 – 1-ой половине 17 века записывались также «путевой» и «демественный» распевы.
17 век дал русской церковной музыке и систему церковных согласий. На основе согласий строился диатонический церковный звукоряд, каждая из ступеней которого получила буквенное название. Это новшество повлекло за собой возникновение системы киноварных помет, которые служили для более точного указания высоты звуков, обозначенных крюками. Некоторые источники указывают на то, что автором киноварных помет возможно является новгородский мастер Иван Шайдур.
Пометы рисовались красной краской («киноварь» – краска ярко-красного цвета, вырабатываемая из одноимённого ископаемого) слева от крюков, наравне или чуть выше них.
В 1660-х годах вместо киноварных помет комиссией под руководством А. Мезенца была создана система тушевых (чёрных) «признаков», которые состояли из «головки» и «штиля». Различное расположение «признака» при крюке указывало на разные ступени. Так если «признак» располагался слева, справа, посередине или сверху от крюка, то это означало II или III ступень; если признака не было – значит имелась ввиду I ступень согласия (см. рис. ).
Также как и остальные знаки знаменного распева, к концу 17 века пометы и признаки стали сходить на нет, уступая место пятилинейной нотации.

Современное нотное письмо

На начало 21-го века в нотной графике преобладает графическая система музыкальной записи, являющаяся разновидностью западноевропейской музыкальной нотации. Основой записи в современной нотной графике является система нотных станов («нотоносцев»), состоящих по большей части из 5-ти линий. Счёт линий ведётся снизу вверх. На линиях, между линиями, над ними и под ними (а также на, между, под и над дополнительными линейками), ставятся основные знаки современной нотации – «ноты». Высота звука, символизируемого нотой, определяется положением ноты на нотном стане и ключом, который ставиться вначале пятилинейной системы. Также вначале нотоносца ставится размер, ключевые знаки, свойственные тональности в которой написано музыкальное произведение и обозначения темпа.
На нотоносце на границе такта ставятся различные черты (см. рис. 7.1):

НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
обычная (одинарная) тактовая черта
двойная тактовая черта
пунктирная тактовая черта
финальная тактовая черта
Рис. 7.1

а) обычная (одинарная) тактовая черта – отделяет такты (т.е. ровные отрезки, на которые делится музыкальное произведение) друг от друга;
б) двойная тактовая черта – разделяет отрезки произведения;
в) пунктирная тактовая черта – ставится внутри сложных тактов (в размерах, где большое число долей);
г) финальная тактовая черта – ставится в конце произведения.
Нотные станы объединяются акколадой или акколадами. Так в партитуре для оркестра или ансамбля все партии объединяются одной акколадой, а группы к тому же объединяются дополнительными скобками.
В нотах для музыкальных инструментов, которые нотируются на два и более стана (таких как фортепиано, орган, клавесин, баян и т.д.), применяются фигурные акколады, объединяющие станы (см. рис. 7.2).

Рис. 7.2

В современной пятилинейной системе нотации, для точного звуковысотного определения записанных на нотоносце нот применяются различные ключи (см. рис. 7.3):

НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
ключ «соль»
старофранцузский
скрипичный
ключ «фа»
баритоновый
басовый
басо-профундовый
ключ «до»
сопрановый
меццо-сопрановый
альтовый
теноровый
баритоновый
нейтральные ключи
1-ый вариант
2-ой вариант
Рис. 7.3

а) ключ «соль» – общеупотребительный. Центр его спирали определяет местоположение ноты «соль» первой октавы (?392 Герца). Обычно центр спирали указывает на 2-ую линию стана (в таком виде он называется скрипичным). Ключ может применяться со сдвигом на 1-2 октавы вверх или вниз. Сдвиг на одну октаву вверх или вниз обозначается цифрой «8» над или под ключом соответственно; сдвиг на 2-е октавы – цифрой «15»;
б) ключ «фа» – общеупотребительный. Головка (утолщение) этого ключа указывает на местоположение ноты «фа» малой октавы (?175 Герц). Обычно головка данного ключа рисуется от четвёртой линейки снизу (в таком виде он называется басовым). При этом нижняя его точка справа от основной дуги ключа указывает на ноту «ми» малой октавы, а верхняя точка – на ноту «соль» малой октавы. Ключ может применяться со сдвигом на 1-2 октавы вверх или вниз (способ применения см. выше);
в) ключ «до» – малоупотребительный. Середина («талия») этого ключа указывает на местоположение ноты «до» первой октавы (?262 Герца). В зависимости от положения на нотоносце, ключ мог использоваться для записи партий, предназначенных для разных человеческих голосов или музыкальных инструментов совпадающих с ними по диапазону;
г) нейтральный ключ – употребляется для нотации партий музыкальных инструментов с неопределённой звуковысотностью. Изменение местоположение данного ключа на нотном стане меняет музыкальный инструмент для исполнения. Таким образом, каждая линия и промежуток между линиями – один из инструментов определённого набора (например, ударных). Существует 2-а варианта начертания нейтрального ключа.
Для записи ритмического рисунка в современной нотации используются символы длительностей нот и пауз. Длительности не имеют абсолютной величины, время их звучания определяется отношением к другим длительностям и темпом музыкального произведения. Обычно за условную единицу времени применяется четвертная длительность, но вместо неё может быть любая другая, как б?льшая по величине, так и меньшая.
Длительности звуков записываются с помощью специальных нотных знаков:
а) овал (пустой или заполненный);
б) вертикальная палочка (штиль), добавляется к овалу справа – вверх, слева – вниз Заполненный овал всегда имеет штиль;
в) хвосты или рёбра длительностей;
Основные виды длительностей (см. рис. 7.4):

НАЗВАНИЕ НОТА ПАУЗА
целая
половинная
четвертная
восьмая
шестнадцатая
тридцатьвторая
шестьдесятчетвёртая
стодвадцатьвосьмая
Рис. 7.4

а) целая – незакрашенный («белый») овал без штиля, содержит 4-ре четверти;
б) половинная – незакрашенный («белый») овал со штилем, содержит 2-е четверти;
в) четвертная – закрашенный («чёрный») овал со штилем, содержит 2-е восьмые;
г) восьмая – закрашенный («чёрный») овал со штилем и хвостом (или под одинарным ребром в группировке), содержит 2-е шестнадцатые;
д) шестнадцатая – закрашенный («чёрный») овал со штилем и 2-мя хвостами (или под двойным ребром в группировке), содержит 2-е тридцатьвторые;
е) тридцатьвторая – закрашенный («чёрный») овал со штилем и 3-мя хвостами (или под тройным ребром в группировке), содержит 2-е шестьдесятчетвёртые;
ё) шестьдесятчетвёртая – закрашенный («чёрный») овал со штилем и 4-мя хвостами (или под четвертным ребром в группировке), содержит 2-е стодвадцатьвосьмые.
ж) стодвадцатьвосьмая – закрашенный («чёрный») овал со штилем и 5-ю хвостами (или под пятерным ребром в группировке), содержит 2-е двестипятьдесятшестые.
Такие же названия носят соответствующие паузы (см.рис. ). Пауза величиной в целый такт независимо от размера такта изображается как «целая». Точка слева от длительности или паузы увеличивает её на половину, 2-е точки – на ?. 3-и точки – на 7/8 (встречается редко) и т.д.
Крупные длительности, такие как «лонга» (или «четверная» – 4-ре «целых») и «бревис» («двойная» – 2-е «целых») в современной нотной графике практически не встречается, также как редко встречаются очень мелкие длительности (мельче «стодвадцатьвосьмой»).
Для изменения высоты нот используют знаки альтерации. Справа от ключа выставляются диезы или бемоли, свойственные основной тональности произведения. Они называются ключевыми и действуют во всех октавах до конца произведения или до смены тональности (см. рис. 7.5).

Рис. 7.5

В то же время в музыке очень часто встречаются случайные знаки, которые действуют только в одной октаве и до конца такта, в котором они выставлены.
Основные наиболее употребительные знаки альтерации (см. рис. 7.6):

НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
диез
бемоль
бекар
Рис. 7.6

а) диез – повышает ноту перед которой стоит на полтона;
б) бемоль – понижает ноту перед которой стоит на полтона;
в) бекар – отменяет действие других знаков альтерации, как простых, как и двойных;
Используются и менее употребительные:
г) дубль-диез – повышает ноту перед которой стоит на целый тон;
д) дубль-бемоль – понижает ноту перед которой стоит на целый тон;
Также в современной музыке применяют малоупотребительные знаки, такие как:
е) полтора диеза – повышает ноту перед которой стоит на ? тона, необходим при записи микротоновой музыки;
ё) четвертьтоновый диез – повышает ноту перед которой стоит на ? тона, необходим при записи микротоновой музыки;
ж) полтора бемоля – понижает ноту перед которой стоит на ? тона, необходим при записи микротоновой музыки;
з) четвертьтоновый бемоль – понижает ноту перед которой стоит на ? тона, необходим при записи микротоновой музыки;
Следующим элементом для записи вначале нотоносца после ключа и ключевых знаков является размер тактов. Размер ставится только вначале произведения или при смене размера. Числитель дроби (верхняя цифра) указывает на количество долей в такте, а знаменатель (нижняя цифра) определяет величину главной метрической доли (обычно это четверть или восьмая). Наиболее употребительны размеры 4/4, 3/4, 6/8, 2/4 (см. рис. 7.7 и 7.8).

Рис. 7.7 Альтернативный способ записи размера 4/4
Рис. 7.8

Скорость движения – темп определяется точно по метроному (см. рис. 7.9) или приблизительно с помощью различных терминов (обычно на итальянском языке): Allegro, Adagio, Presto, Lento и т.д. Темповые обозначения ставятся только вначале произведения или при смене темпа.

Рис. 7.9

Для обозначения связи нот используют символы лиги, лигатуры, глиссандо и д.р.
Сила звука обозначается в современной нотной графике с помощью различных динамических терминов и их графических аналогов, а также с помощью символов «crescendo» и «diminuendo».
В современной нотации также существуют специальные символы для обозначения артикуляции, различных приёмов игры, мелизматических украшений, знаки сокращённой записи и др.
Количество музыкальных знаков в современном нотном письме постепенно увеличивается. Это связано с появлением новых электромузыкальных инструментов и нововведениями в исполнительстве на уже давно существующих акустических инструментах. Немалый вклад в пополнение копилки музыкальных символов вносят и современные композиторы, разрабатывающие новые исполнительские приёмы, а подчас и совершенствующие нотную запись.
Несмотря на относительную стабильность современной нотной графики, она является лишь условным письменным источников информации о музыкальном произведении. В реальном звучании любое музыкальное произведение, даже в исполнении одного и того же музыканта, всегда звучит по-разному.

Источник

Оцените статью