- Нотный архив Бориса Тараканова
- сборник «Хрестоматия по дирижированию»
- Кшенек Э. Времена года
- «Времена года» — П.И.Чайковский — ноты для фортепиано
- МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки
- Популярные ноты:
- Характер произведений цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского
- №1„У камелька”
- № 2„Масленица” — Ре мажор
- №3 „Песня жаворонка” Соль минор
- №4”Подсежник” — си бемоль мажор
- №5„Белые ночи” соль мажор
- №6”Баркарола” соль минор
- №7”Песня косаря” ми бемоль мажор
- №8„Жатва” си минор
- №9”Охота” соль мажор
- №10″ Осенняя песня » ре минор
- №11„На тройке” — ми мажор
- №12”Святки” ля бемоль мажор
Нотный архив Бориса Тараканова
сборник «Хрестоматия по дирижированию»
СОДЕРЖАНИЕ
Б. Барток. Беглец. Русским текст Ф. Осколкова
Б. Барток. Узник. Русский текст Ф. Осколкова
Я. Сибелиус. Финляндия. Слова В. Коскенниеми, русский текст С. Болотина
Я. Сибелиус. Молодой месяц. Русский текст Т. Сикорской .
К. Шимановский. Эй вы. музыканты! Слова народные, перевод А. Ревича
Ф. Шмитт. Гордой все меня считают. Слова Ж. Фруассара, русский текст М. Лапирова
Ф. Пуленк. Мари. Слова Г. Аполлинера, русский текст И. Емельяновой
Ф. Пуленк. Страшна мне ночь. Слова П. Элюара, русский текст Вс. Рождественского
Д. Мийо. Навстречу весне. Слова X. Гильена, русский токст М. Лапирова
Д. Мийо. Луна в апреле. Слова X. Гильена, русский текст М. Лапирова
O. Мессиан. Хорал
М. Регер. Горные склоны. Слова Эрнста, русский текст М. Лапирова
М. Регер. Вечерняя песня. Слова А. Плинке, русский текст Т. Сикорской
Э. Кшенек. Осень. Слова И. Гёльдерлина, русский текст М. Комарицкого
3. Кшенек. Римляне. Слова М. Клауднуса, русский текст М. Лапирова
Г. Хиндемит. Лань. Слова Р. Рильке, перевод К. Алемасовой II. Хиндемит. Лебедь. Слова Р. Рильке, русский текст К. Алемасовой
П. Хиндемит. Всё пролетает. Слова Р. Рильке, русский текст К. Алемасовой
П. Хиндемит. Ларец любви. Слова Г. фон Морунген, русский текст М. Лапирова
П. Хиндемит. Застольная песня воинов. Перевод К. Алемасовой А. Шёнберг. Мир на земле. Слова К. Майера, русский текст К. Алемасовой
Ч. Айвс. Утренний хор. Русский текст А. Годова
Ж. Бергер. Бразильский псалом. Слова Ж. де Лимы, русский текст С. Болотина
У. Шумен. Прелюд. Слова Т. Вульфа, русский текст Т. Сикорской С. Барбер. Энтони О Дели. Слова Д. Стефенса, перевод А. Годова
P. Томпсон. Alleluia
Э. Вила-Лобос. Три хора из бразильской сюиты
X. Кастро. Родники у нас иссякли. Русский текст Т. Сикорской
Р. Гутьеррес. Пейзаж. Слова народные, перевод П. Грушко
Источник
Кшенек Э. Времена года
Кшенек, Э. Времена года [Ноты] : op. 35 : для смешанного хора без сопровождения = DieJahreszeiten : vierkleine a cappella — chöre / Э. Кшенек ; авт. сл. И. Гельдерлин ; рус. текст М. Комарицкий ; авт. вступ. ст. Б. Куликов. — Москва : Музыка, 1968. — 22, [1] с. ; 30 см. — (Хоровые произведения).
23 августа 2015 года исполнилось 115 лет со дня рождения австрийского и американского композитора, музыковеда, музыкального критика, педагога Эрнста Кшенека (Кренек, Krenek; 1900-1991), автора 40 опер, оперетт, балетов, симфоний, оркестровых пьес для различных составов, увертюр, фортепианных, скрипичных, виолончельных концертов, концертов для ансамблей сольных инструментов и оркестра, камерной музыки, вокальных и хоровых произведений, ряда музыкально-литературных работ и исследований.
Комические оперы Э. Кшенека «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает» видел и советский зритель. Первая была поставлена в 1927 г. в Ленинграде на сцене Малого оперного театра, вторая – в 1928 г. в ленинградском Малом оперном театре и в 1929 г. в Московском музыкальном театре им. Вл. И. Немировича-Данченко. Музыковеды отмечали, что композитор в этих произведениях использовал элементы джаза и атональной музыки, ревю и коллаж.
В 30-е годы Кшенек начал применять метод додекафонии (техника музыкальной композиции, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов»).
Известно исследование «К физиогномике Кшенека» немецкого философа, социолога, композитора и теоретика музыки, представителя Франкфуртской критической школы Теодора Людвига Визенгрунда Адорно (1903-1969), написанное в 1957/58 гг. Он пишет, что «Кшенек очень своеобразно принял двенадцатизвуковую технику. Для него её функцией было восстановление фантастической грёзы его юности; одновременно он стремился пронизать её конструкцией, в которой устранена логика музыкальной традиции…».
В составе коллекции книг заслуженного деятеля искусств России, калининградского композитора, музыковеда, фольклориста, критика, члена Союза композиторов СССР, России Николая Леонидовича Луганского (1937-2005) имеется нотный цикл Эрнста Кшенека «Времена года» (ор. 35) для смешанного хора без сопровождения на стихи немецкого поэта-романтика И. Гёльдерлина (1770-1843) с параллельным русским текстом М. Комарицкого. Произведение написано в 1925 г.
Представляемые ноты, изданы в Москве в 1968 г. издательством «Музыка» в серии «Хоровая музыка зарубежных композиторов ХХ века» параллельно на двух языках – русском и немецком.
В предисловии к сборнику музыковед Б. Кулаков пишет о Кшенеке, что «творческий облик этого большого мастера, художника яркого таланта и глубокого интеллекта весьма не прост: композитору свойственны многие типические черты представителей …музыкальной культуры Запада… Стилистическая эволюция его музыки отличается и пестротой, и сложной изменчивостью: от трогательной романтики до крайностей конструктивизма; от песенности и джаза до двенадцатитоновой техники».
Цикл «Времена года» специалистом отнесен к лучшим образцам лирики композитора. «Богатый образный мир сочинения, трепетность интонаций, шубертовская мягкость и гибкость мелодического рисунка, виртуозная техника голосоведения, утонченность фактуры, пластичность
гармонии, цельность и одухотворенность звучания – все это говорит о том, что перед нами интереснейшее произведение современной хоровой музыки».
Сегодня, в 21 веке, произведения Э. Кшенека исполняются российскими музыкантами, подтверждая интерес к музыке композитора.
Список использованной литературы:
- Кшенек, Э. Времена года [Ноты] : op. 35 : для смешанного хора без сопровождения = DieJahreszeiten : vierkleine a cappella — chöre / Э. Кшенек ; авт. сл. И. Гельдерлин ; рус. текст М. Комарицкий ; авт. вступ. ст. Б. Куликов. — Москва : Музыка, 1968. — 22, [1] с. ; 30 см. — (Хоровые произведения).
- Большая Российская энциклопедия. [В 30 т.] Т.16 : Крещение Господне — Ласточковые / ред. С. Л. Кравец [и др.]. — Москва : Большая Российская энциклопедия, 2010. – С. 505 : портр.
Источник
«Времена года» — П.И.Чайковский — ноты для фортепиано
«Времена года » — цикл из 12 произведений Петра Чайковского для фортепиано, созданные в период декабря 1875 — 1876 годов. Количество произведений равно количеству месяцев; к каждому добавлен эпиграф — стихотворение известного русского поэта.
«Времена года» были написаны благодаря Н.М. Бернарду — издателю журнала «Нувеллист».
В архиве ниже Вы найдете ноты всех 12 произведений из цикла «Времена года» для фортепиано:
1. Январь. У камелька
2. Февраль. Масленица
3. Март. Песнь жаворонка.
4. Апрель. Подснежник
5. Май. Белые ночи
6. Июнь. Баркарола
7. Июль. Песнь косаря
8. Август. Жатва
9. Сентябрь. Охота
10. Октябрь. Осенняя песнь
11. Ноябрь. На тройке
12. Декабрь. Святки
МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки
Популярные ноты:
Булахов |
Поль де Сенневиль |
David Lanz |
Yiruma |
Carter Burwell |
Бах |
Король и Шут |
Характер произведений цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского
Двенадцать пьес цикла созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчиненных естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные без притязаний на виртуозность блеск и эффектность, они отличаются привлекающей мелодичной выразительностью и тонкостью фортепианного листа. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорого и близко композитору.
№1„У камелька”
Пушкинское четверостишие отражает уютность и поэзию зимнего вечера у камина. Это именно передает и музыка: она спокойная, светлая и в это же время не лишена меланхолии, это наиболее ощущается в средней части – ми минор. Мотив остается незавершенным. Его трижды подряд меняет легкий пассаж – восходящее арпеджио на основе минорного трех звучания. Выделяются две темы: нестойкий, незаконченный мотив скрытого сумму и легкого ветерка. Только на девятом такте на первый план выходит мелодия, она квантовыми ходами и частыми тональными отклонениями достигает полного господства над вторым планом, полностью подчиняет его себе и достигает патетического выражения. И на высоте эмоции прогресс исчезает и вновь начинается сопоставление двух планов.
На этот раз наблюдается более мягкая линия развития. Но конфликт не позволяет: под конец пьесы то же сопоставление повторится. Неустойчивый звукоряд повисает не решенным вопросом. В средней же части мелодическая линия, проходит через тональное отклонение ля – бемоль-мажор – до – минор, продолжает свое развитие. Но оно столь же неустойчивое; большие интервалы вносят в дальнейший ход мелодии много нового, но основная черта всей средней части – сплошная тональная неустойчивость – запоминается до вступления репризы.
Сплошное неустойчивое построение средней части только в конце получает доминантную окраску, вызванную потребностями перехода в основную тональность ля мажор. К этому моменту субдоминантовая функция значительно овладевает. Мы убеждаемся в глубоком меланхолическом характере этой музыки, вступающим в конфликт с заметным «благополучием» основной части пьесы. По ходу опять возвращается тот самый неустойчивый мотив средней части, но это мгновенное напоминание быстро уступает место в заключительной тонике.
№ 2„Масленица” — Ре мажор
Ритм этого произведения, напоминает собой ритм второй русской фортепианной пьесы – «Рынок в Лиможе» Мусорского ,- обладает изобразительный силой: его живая толчея в сочетании с некоторыми гармоническими пряностями, акцентами, имитациями, синкопами, большим количеством динамических оттенков дает разноцветную картину веселой уличной толпы. Средняя часть с ее октавными ходами, резким отделением определенных построений и с изменением регистров, причудлива по тональному плану. Эти же октавные ходы вновь напоминают о себе в басах, где они перебивают стремительное движение к конечной тоники. И контраст между основной и средними частыми вложенный еще в первом повторе пьесы в ре мажоре.
№3 „Песня жаворонка” Соль минор
Источники пьесы лежат в «жаворонке» Глинки. Две эти пьесы схожи печально-трогательным выражением. Эта пьеса Чайковского обладает своеобразной выразительностью. Достаточно обратить внимание на типичную фактуру сопровождения. Типичная романсовая формула аккомпанемента, подобного гитарному звучанию, мелодия имеет характерные черты статичности. В соединении с нисходящим движением мелодии такое распределение тональных функций, сопоставление простому, образует тупик, и для продолжения мелодии композитор вынужден применить имитацию баса. При подобном однообразии основных элементов важное значение приобретают вторичные элементы – звукоподражательные фигуры в средней части с форшлагами и синкопами верхнего голоса, выписано mordento в основной мелодии, и динамические оттенки.
В целом „Песня жаворонка” представляет собой типическое творение, с приемами лирико – элегического письма Чайковского.
№4”Подсежник” — си бемоль мажор
Сюжетная основа — двойное чувство личного горя вперемешку с радостью весны. Смешанное чувство, вызвано пробуждением природы, выражено прекрасной начальной мелодией, сочетает в себе плавное диатонические движение вверх с очередным трехкратным ходом вниз.
Трехкратная интонация очень выразительна и переводит, благодаря своей законченности, внимание слушателей в другую сферу – трауру. И в дальнейшем противостояние обеих тональностей – си бемоль мажор и ре минор – сохраняет свое красноречивое значение. Так, основная часть и реприза звучат в си бемоль мажор, а средняя в ре миноре.
В сравнение деликатной, нежно-чувствительной первой мелодией, лишь постепенно завоевывает себе все больший диапазон, мелодичный рисунок средней части широк и смелый.
Итак, элемент горя и печали превратился в активную, живую силу, значительно облегченную форму вальса. Эту пьесу можно назвать вальсом.
№5„Белые ночи” соль мажор
Спокойные арпеджированные аккорды, сопровождающие мелодию, придают музыке основному разделу характер рапсодичности. Развернутая средняя часть вносит большое оживление. Его „квадратный” мотив — си минор — бесспорно танцевальный; об этом свидетельствует уже сама структура первого восьми такта АВ АВ, характерный народным танцам, а оживший сопровождение придает танцевальной мелодии оттенок „жгучести”. Трудно сказать какой замысел такого Allegretto в его сопоставлении с широкой не торопливой мелодией основной части.
№6”Баркарола” соль минор
Пьеса почти не имеет примет баркаролы. Этот жанр „песни на воде” имеет размер 6\8. Да и сам эпиграф не дает и намека на баркаролу. По музыке пьеса приближается к любимому жанру Чайковского элегической инструментальной песни. Красивая основная мелодия, отличается от большинства элегий Чайковского: она протекает в окружении движущихся голосов, ее гармоничная структура сводится большей частью к полной тонической каденции.
Все это свидетельствует о живости эмоции, об отсутствии меланхолии. Средняя часть – соль мажор – светлая. В ее терцовых ходах есть что-то от настоящих баркарол. Переход в трех дольный размер и патетические акценты придают музыке подобие итальянских напевов.
Музыка „Баркаролы” имеет все качества, благоприятными широкому ее распространению: легкое запоминание прекрасной мелодии, совершенство формы, сопоставление теплой эмоции с живостью мелодического движения, с элементарной простотой гармонии и фактуры.
№7”Песня косаря” ми бемоль мажор
Энергичная, жизнерадостная мелодия моторного характера, подчеркнута сопровождением, задает ритм физического труда и не оставляет места рефлексии. Присоединяются также и другие интонации, не отрицающие основного характера, но дополняющие его новой тематикой – танцевальной и богатырской.
Реприза смягчает определенность моторности благодаря трехдольным орнаментальным фигурам среднего голоса и трехдольным вариантам мелодии. В результате основной ритм теряется уступая место сплошным трехдольным фигурам. Народность пьесы коренится в свежей, исключительной ритмической структуре и в могучих образах марша, танца и труда.
№8„Жатва” си минор
„Жатва” написана в трех частях — репризой и контрастной средней частью. В крайних частях описана постоянная работа жнецов в поле. Тема «Жатвы» описана на звукоряде гармонического минора. Наибольшей выразительности придает средняя часть, которая контрастирует с соседними. Она написана в параллельном мажоре и является более спокойной (видимо в это время крестьяне отдыхают).
Это красивое скерцо в его основном разделе, с постоянными переборами двух-и трехдольного размеров в последовательности и одно временности, передает оживленный много гласный гомон толпы. Напряженные ходы в разных голосах сопровождения насыщают музыку. Пьеса великолепна по темпераменту и форме.
№9”Охота” соль мажор
Бодрая, наполненная сигнальными мотивами и подражания лошадиному топанию, пьеса близка маршу. Сама тема растянута за счет повторения, и представляет собой маршевую мелодию. Благодаря принятию противосторонього движения голосов, частой смены созвучий и частому, настойчивому повторению тех же трьохдольных фигур длинная тема приобретает беспокойное выражение, а дальнейшая музыка розрубного типа только усиливает его.
Реприза снова повторяет музыку основного раздела с некоторым ритмичными вариантами. Кода отсутствует. Все это свидетельствует о незначительности тематического материала и о неясной форме; маршевая тема теряется при модуляциях и тем самым теряет формообразную силу.
№10″ Осенняя песня » ре минор
«Осенняя песня» представляет яркий пример характерной для Чайковского мелодизации фортепианной фактуры. Музыкальная ткань пьесы непрерывно живет и дышит в сплетении самостоятельных поющих голосов.
На фоне аккордовой фактуры появляется мелодичный «поющий голос», основной мотив которого позднее опускается в средние голоса «виолончельный регистр», и дополняется подголосками в верхнем голосе. Все это характерно фортепинному стилю Чайковского.
Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу, тоже очень «немногословную». Гармонический склад пьесы не сложный, однако он имеет свойство постоянного развития. С помощью простых аккордов композитор создает неповторимое звучание пьесы. Аккорды побочных ступеней через альтерированные звуки плавно переходят из одного в другой, как бы переливая из одной краски в другую. Несмотря на минорный, печальный колорит пьесы появление альтерированных, «мажорных» ступеней, придает произведению особую прозрачность, а использование доминантных аккордов к побочным ступеням делают развитие пьесы непрерывным и естественным.
В средней части тональный план становится более неустойчивым (здесь появляются отклонения в тональности Ш и VI ступеней), что приводить к появлению новой, мажорной тональности (ми мажор). Несмотря на мажорный лад новая тональность не вносит большого контраста, она постепенно растворяется и затихает. Вновь появляется образ холодной, прозрачной осени.
Реприза звучит более напряженно, насыщенно в гармоническом плане. Али постепенное напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаивая на длинном тоническом органном пункте. Происходит не только гармоничный, но и динамичный состав. Но композитор не ставит в конце произведения точку, останавливая на V ступени в мелодии, делая свой рассказ не законченным. Чайковский создает образ неповторимой русской природы, так дорогой ему и любимой.
№11„На тройке” — ми мажор
„На тройке”- одно из лучших произведений Чайковского для фортепиано. В ней присутствует высокая степень поэтического осмысления повседневности природы и людей. Чайковский в пьесе красиво передал картину дороги. Пьеса стала популярна благодаря чрезвычайному исполнению ее Рахманиновым. Произведение состоит из трех частей.
№12”Святки” ля бемоль мажор
Музыка грандиозного вальса передает скорее танец чем сцену гадания. Структура пьесы не нарушает трех частной форме с кодой. В пьесе трио выдает большую изобретательность. Интересно звучит звук си в теноровому голосовые, с повторяющимся каждые 4 такта – эффект народного бурдона! В целом мелодия вальса, с его двойственным размером типична для целой категории вальсов 19-ст.
Источник