В. Снегирев — Школа игры на двухрядном ксилофоне
ВВЕДЕНИЕ
Самоучители, пособия, сборники с нотами в pdf
Устройство ксилофона
Ксилофон (Xilo — дерево, Fono — звук) представляет собой набор настроенных в темперированном строе деревянных пластинок ценных пород дервва — палисандр, розовое дерево. Пластинки расположены в подвешенном положении в два ряда, по аналогии с фортепианной клавиатурой, на столе-каркасе и снабжены рядом выстроенных в унисон с пластинками резонаторных трубчатых стаканов.
Диапазон современного ксилофона и его разновидности ксилоримбы — 3/5—4 октавы от фа малой октавы до до четвертой или от до малой октавы до до четвертой. Диапазон маримбы на октаву ниже: от до большой октавы до до третьей. Тембр маримбы отличается от ксилофона мягкостью и глубиной.
Нотируется ксилофон в скрипичном ключе. Для нижнего и среднего регистра маримбы используется басовый ключ.
Виды палочек
Ксилофонная палочка состоит из держака (длиной 33 см и диаметром 6—7 мм) и головки в форме шарика (диаметром 2,7 см). Держак палочки изготавливается из упругих материалов— таиландский камыш или пластмасса соответствующего качества. В зависимости от материала, из которого сделана головка, палочки делятся на жесткие — из лексана (синтетический материал) или твердого дерева: самшита, кизила и смягченные — резиновые или с нитяным плетеным покрытием.
Для маримбы используется только смягченный вид палочек, дающих нежный «безударный» тембр звука, особенно в тремоло, в нюансе — ррр.
Постановка рук
Исполнитель на ксилофоне держит палочку в первой трети ее части от конца держака, сжимая палочку большим, указательным и отчасти средним пальцами свободной, слегка опущенной кисти. Кисть руки при этом обращена пальцами вниз, четвертый и пятый пальцы слегка охватывают палочку, придерживая ее. Во время удара свободно охватывающие палочку пальцы слегка «подбивают» ее снизу, помогая движению кисти.
Вспомогательная работа пальцев особенно важна при мелкой технике игры на ксилофоне, когда амплитуда взмаха кисти почти отсутствует.
Играют на ксилофоне в основном двумя палочками, однако при трех- и четырехголосном аккордовом изложении нотного текста используют соответственно три или четыре палочки одновременно, размещая их между пальцами по две палочки в каждой руке.
Звукоизвлечение
Звук на ксилофоне, извлекаемый ударом палочек по пластинке, короткий, мгновенно затухающий. Для получения протяженности звучания ноты или целой фразы используется прием тремоло, обозначающийся в нотах. К числу других штрихов, часто используемых при игре на ксилофоне, относятся легато, стаккато, тенуто, портато, мягкий акцент, жесткий акцент и др.
Для приобретения навыка правильного удара, сопровождающегося ясным, полным, четким звучанием, требуется тщательная, кропотливая подготовка как на самом инструменте, так и на тренировочном, глухом барабане — тренировочной подушке.
Первостепенная задача учащегося — добиться полновесного, хлесткого и острого удара с четко фиксированным, вертикальным падением палочки на середину пластинки. В случаях аппликатурных трудностей для удара используют, как исключение, крайние части пластинок, звук которых менее богат обертонами.
Следует избегать таких мест для удара, которые находятся над отверстием в пластинке для стягивающего шнура, так как они лишены звуковой вибрации.
Взмах кисти и предплечья руки при ударе должен быть свободным, по амплитуде соответствующим силе и характеру удара. Ощущение плотного соприкосновения головки палочки с пластинкой ксилофона в момент удара должно четко фиксироваться в движениях кисти и пальцев.
Глиссандо
Прием глиссандо (glissando, сокр.— gliss.) на ксилофоне очень распространен, эффектен и имеет множество разновидностей с соответствующими обозначениями в нотах. При исполнении глиссандо палочку следует проводить но пластинкам инструмента таким образом, чтобы ее головка лишь слегка прижималась к пластинкам. При этом палочка наклонена в сторону скольжения, либо находится в плоскости почти параллельной пластинкам ксилофона. Существуют следующие виды глиссандо:
1) От и до определенного тона.
2) По всему диапазону инструмента, то есть от наиболее низкого до наиболее высокого тона, и наоборот.
3) Глиссандо, ограниченное с одной стороны определенным тоном.
4) От определенного тона одновременно вверх и вниз (двумя палочками).
5) В трелеобразном скольжении.
6) По двум рядам пластинок ксилофона одновременно (двумя палочками).
Кластер
Кластер — удар плоским деревянным молоточком одновременно по нескольким пластинкам ксилофона — бывает трех видов:
1) С использованием ближнего ряда пластинок (соответствующего белым клавишам фортепиано).
2) С использованием дальнего ряда (соответствует черным клавишам фортепиано).
3) С использованием обоих рядов одновременно.
Знаки повторения
Знаки повторения, часто встречающиеся в нотном тексте Школы, а также имеющие широкое распространение в оркестровых голосах:
1) Повторение данной фразы, эпизода, отрывка два раза.
2) Повторение предыдущего такта.
3) Повторение двух предыдущих тактов.
4) Повторение заданной интонационно-ритмической фигуры нужное количество раз.
5) Количество точек над нотой указывает, сколько раз играется перечеркнутая нота.
Фраза или ритмическая фигура, заключенная в рамку, повторяется несколько раз (по желанию исполнителя) либо в течение установленного композитором времени (например: повторять в течение 15 сек.)
Уход за инструментом
Ксилофон, как и другие ударные инструменты, испытывает во время игры большую динамическую нагрузку. Во избежание преждевременного износа инструмента в учебно-тренировочном процессе лучше использовать смягченные палочки (резиновые или палочки с нитяным плетеным покрытием).
Пластинки ксилофона ‘следует ежегодно обрабатывать лаком, предварительно слегка очистив их наждачной бумагой. Затем необходимо настроить инструмент: пластинка ксилофона повышает строй, если подтачивать ее сбоку, и понижает, если подтачивать снизу.
Инструмент следует хранить только в чехле во избежание проникновения пыли.
Источник
Мастер-класс для детей и их родителей по обучению игре на металлофоне «Цветные нотки» с использованием ИКТ
татьяна Ганичева
Мастер-класс для детей и их родителей по обучению игре на металлофоне «Цветные нотки» с использованием ИКТ
Уважаемые коллеги представляю на ваш суд мастер-класс. который еще только планирую провести после каникул. Буду рада, если вы выскажите свои мнения и предложения. С удовольствием прислушаюсь.
Средняя группа. Играя на металлофоне, ребенок знакомится со звуками различной высоты, развивает чувство слуха и ритма.
• Осваивать приемы правильного звукоизвлечения.
• Точно передавать ритмический рисунок.
• Осваивать навыки совместной игры на металлофонах.
• Развивать чувство ритма.
• Познакомить с нотами.
Ход мастер – класса:
— Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что откликнулись, нашли время прийти на сегодняшний мастер – класс!
Почему я решила провести мастер – класс!
Во – первых, всегда узнавать что-то новое!
Во – вторых, это весело и интересно учиться чему-то и детям и их родителям!
В – третьих, взрослые смогут почувствовать себя детьми в совместной игре и творчестве, дети еще больше смогут сблизиться и подружиться!
В — четвертых попробовав сегодня играть на музыкальных инструментах, я, надеюсь, дети захотят продолжить заниматься музыкой хотя бы дома, а некоторые в кружках и музыкальной школе.
Обучение игрена музыкальных инструментах формирует: (мультимедий-ка)
• эстетическое восприятие и чувства ребенка
•волевые качества: выдержку, настойчивость, целеустремленность и усидчивость
• сосредоточенность, память, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус
• координацию музыкального мышления и двигательных функций организма.
Попробуйте отгадать загадку:
• Отпускаю молоточки на железные листочки и летит веселый звон, что звенит…. (металлофон)
Из истории создания металлофона и ксилофона: Название ксилофон можно перевести с греческого примерно как «звучащее дерево» или «звук дерева». Ксилофоном называется ударный музыкальный инструмент, который состоит из нескольких деревянных пластин. Они выкладываются в определённом порядке,который зависит от частоты звука: слева располагаются более низкие ноты, а справа более высокие. По такому же принципу расположены клавиши фортепиано. Играют на ксилофоне при помощи деревянных палочек.
Родиной инструмента считают Африку. Именно африканские племена достигли высочайшего мастерства в изготовлении и владении музыкальными инструментами из дерева. В Европе ксилофон появился примерно в XV веке, но далеко не сразу получил распространение, оставаясь по большей части народным инструментом.
Металлофон
Позже на основе ксилофона появился другой музыкальный инструмент металлофон. Его основное отличие от ксилофона – пластины, изготовленные из металла. Конечно, по звучанию этот инструмент сильно отличается от ксилофона – он более звонкий и резкий. Каждая пластина также имеет звук определённой частоты. Расположены они так, что слева направо образуют звуковой ряд от второй до четвёртой октавы. Звук извлекается с помощью специальных пластиковых или деревянных молоточков.
Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся путешествовать в музыкальную страну, где живут замечательные волшебники-нотки. Каждая живет в своем домике и имеет свое название.
Презентация «Веселые нотки» И. Котовой.
Перед каждым из вас лежит коробочка с цветными нотками и металлофон (ксилофон). Попробуйте расставить нотки в порядке цветов радуги. В этом вам поможет Кот Музик (на мольберте радуга, и нотки, расставленные по цветам радуги)
(Картинки не смогла вставить)
Загадки про ноты: Если ноты встали в ряд – значит это (звукоряд)
Первой выглянет в окно, вы узнали? Нота (до)
Вся в бантах и серебре, воображуля нота (ре)
Повнимательней смотри, перед нами нота (ми)
Факел, Фара, Факт – слова, те, что дружат с нотой (фа)
Вы читали про Ассоль, с ней знакома нота (соль)
Зефир, конфеты трюфеля, вот что любит нота (ля)
В реке есть щуки, караси, о них расскажет нота (си)
Звучит музыка «Фоновая – Металлофон»
— Проверьте, все ли вы правильно сделали.
(Показывает, металлофон с наклеенными кружочками)
— А теперь приступим непосредственно к обучению. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. (Объясняя, что молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола, можно в качестве примера несколько раз ударить мячом о пол).
1. Сыграем слово МУЗЫКА сначала на красной пластинке (взрослый – ребенок, а теперь – на зеленой (взрослый – ребенок)
2. А теперь сыграем на 2х ступеньках Г/Ж/Г/Ж/продолжаем Г/З/З. Какая песенка получилась?
3. А теперь посмотрите, как кот Музик поднимается по радуге,как по лесенке: Вверх по радуге иду (К/О/Ж/З/Г/С/Ф)
4. Попробуйте помочь нашему КОТИКУ – звукоряд вверх — играют взрослые и дети.
5.Пора вернуться обратно: Вниз по радуге бегу – все играют вниз быстрее.
6. Кот Музик предлагает нам сыграть цветные ноты на металлофоне, чтобы их запомнить. Давайте расскажем о них.
(Дети играют на металлофонах, называя ноты)
Пусто ласточек гнездо — До, до, до-до, до
Зимний вечер на дворе — Ре, ре, ре-ре, ре
Плачет вьюга за дверьми — Ми, ми, ми-ми, ми
Дождика тиха строфа — Фа, фа, фа-фа, фа
У него своя есть роль — Соль, соль, соль-соль, соль
Затихает вся земля — Ля, ля, ля-ля, ля
Вьюга, скуку унеси — Си, си, си — си, си
Пусто ласточек гнездо — До, до, до — до, до.
7. Вот и наступил самый волнующий момент – попробуем сыграть по нотной записи (цветными нотками). Взрослые будут читать, а дети будут играть. И, наоборот.
«Маленькой елочке холодно зимой» (у каждой пары — карточка с записью песни цветными нотами).
— Мы так хорошо играли, но наши глазки – устали. Давайте отдохнем – и опять играть начнем. Снимите, пожалуйста, очки и закройте глаза.
Слушание музыки «Жан-Филипп-Рамо — Перекличка-птиц — (клавесин)».
Вы слышали, это звучал родственник нашего металлофона – клавесин.
Откройте глаза, наденьте очки.
Уважаемые родители, вы увидели перед собой карточки с цветными песенкам. Полоски, которые шире – звучат дольше, а которые уже – звучат коротко. Попробуйте сыграть. Узнали песню? Правильно, «Два веселых гуся».
Наша встреча подходит к концу.Я хотела бы узнать:
Вам понравилась сегодняшняя встреча?
Вы хотели бы, встретится еще раз?
Какие эмоции вы испытали, играя со своим ребенком?
Теперь вы сможете дома играть со своим ребенком на металлофоне или ксилофоне. Цветные партитуры я буду выставлять в музыкальном уголке в группе (в раздевалке).
Я предлагаю завести музыкальные тетради, в которых вы будете записывать новые партитуры песен для обучения игре на металлофоне.
Вы пришли сегодня с хорошим настроением. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день!
Источник