Ксп что это такое гитара

Ксп что это такое гитара

НА ЧЁМ ИГРАТЬ?

«Человек есть мера всех вещей», сказал философ. Действительно, прежде чем применить к оценке окружающей реальности инструменты, теории и мифы, все мы подсознательно сравниваем всё на свете с собой, любимыми. Сравниваем и звуки, в том числе и музыку, и тоже с собой. Оценка любого звука начинается с инстинктивного «Что это?» — прежде всего надо определиться, не сигнал ли это об опасности или же, скажем, любовный призыв. Ухо анализирует тембр звука и его высоту практически мгновенно — от этого, в конце концов, жизнь зависит…

Гитара — очень близкий к человеческому голосу инструмент, и по тембру, и по высоте звуков. Нижнее «ми» большой октавы на шестой струне удивительным образом совпадает с нижней границей диапазона среднестатистического мужского баса, а верхнее «си» второй октавы вполне доступно женскому сопрано. Сочетание мужского и женского начал, силы и нежности в одном инструменте невольно вызывает в памяти знаменитый восточный символ гармонии «инь и ян» [ , в самом рисунке которого чудится нечто гитароподобное… Видимо, не случайно гитара является столь распространённым аккомпанирующим инструментом, причём именно в бытовом пении. А в авторской песне гитара стала определяющим признаком жанра.

В пятницу, 29 октября 2004 года, я отправился в небольшой рейд по московским музыкальным магазинам, чтобы присмотреть для себя гитару, что называется, на каждый день.

Предварительное изучение литературы привело меня к осознанию того, что «музыканты оценивают в инструментах прежде всего тембр и динамические свойства, под которыми понимают интенсивность звука, дина­мический диапазон, лёгкость звукоизвлечения, равномерность излучения по регистрам». (В. Порвенков, Контроль качества музыкальных инструментов. М., 1980). Для гитары добавим ещё так называемый сустейн — продолжительность звучания струны после защипывания.

Читайте также:  Как развить левую руку для гитары

Итак: хочется, чтобы басы были глубокими, бархатистыми и сильными, а верхние струны чтобы звенели и нежно пели.

Интенсивность, она же громкость, будет выше у гитар с большей площадью деки, большим объёмом корпуса, более жёсткими струнами и более подвижной декой — чтобы энергия струн меньше расходовалась на трение в системе.

Динамический диапазон — понятие, учитывающее звучность инструмента и при громкой игре, и при тихой. Чтобы негромкий звук дошёл до слушателя, необходимо свойство полётности, обеспечиваемое наличием в частотном спектре звука частот около 2500 — 3000 Гц.

Под лёгкостью звукоизвлечения подразумевается, что струны к ладам будут прижиматься легко, а для извлечения громкого звука не надо будет лупить по струнам изо всей силы.

Равномерность излучения по регистрам — одно из свойств гитары, заложенное в саму её конструкцию. Относительно несложно создать инструмент округлой формы с приятными басами или же наоборот — инструмент высокого певучего тембра. Но если надо объединить в одном инструменте и глубину басов и полётность высоких звуков — приходится делать корпус с двумя резонаторными объёмами, разделённых «талией». Так устроены все инструменты скрипичного семейства, так была устроена прямая предшественница гитары — испанская виуэла. Так устроена и гитара. Но найти в магазине «равномерную» гитару чрезвычайно трудно: как раз этот параметр оказывается наиболее уязвимым.

Естественно ожидать, что самый «правильный» звук будет у самой «правильной» гитары, т.е. у гитары классической.

Многие ведущие барды играют на «классике» — от Юрия Колесникова, одного из первых шестиструнщиков в жанре, и Александра Дольского до Михаила Щербакова и Олега Митяева. Основные параметры классической испанской гитары, установленные А. Торресом, остаются практически неизменными с шестидесятых годов XIX века, и гитары отличаются только качеством использованных для их изготовления материалов и тщательностью отделки. И всё бы в классической гитаре было хорошо, если бы не… струны. Торрес конструировал гитару, на которой должны бы стоять жильные струны, и звучали они превосходно. Но жильные струны до такой степени нестабильны по свойствам, непрочны и зависимы от влажности воздуха, что сейчас их практически полностью вытеснили нейлоновые струны. А у нейлоновых струн есть два неискоренимых недостатка.

В. Иванова в книге «Я учусь играть на гитаре» (М., 2002) даёт точную характеристику главного: «Хорошие нейлоновые струны дают плотное, гус­тое звучание на басах, с характерными “шелестящи­ми” обертонами, и мягкий, глуховатый звук на верхних струнах с выраженным щелчком в момент звукоизвлечения, как бы подчеркивающим сам факт взятия ноты (в том числе и неправильной)». Вот эта глуховатость и этот щелчок — свойства, совсем не совпадающие с желаемыми звонкостью и полётностью. Бытовой безногтевой способ звукоизвлечения смягчает щелчок, но глуховатость при этом только возрастает. Отрастить ногти — дело нехитрое; однако ухаживать за ногтями и беречь их от поломок может себе позволить далеко не каждый, занятый на производстве. К тому же и ногти не решают проблему недостатка высоких частот в спектре обертонов первых нейлоновых струн.

Второй недостаток — повышенная чувствительность нейлона к малейшим изменениям температуры, которая делает игру на таких струнах в лесных условиях малоприятной: их всё время надо подстраивать.

Можно, конечно, попытаться поставить на классическую гитару металлические струны — у них со звонкостью и полётностью лучше. Звёздный дуэт А. Иващенко — Г. Васильев довольно долго играл на немецких «Резонатах» классического типа с металлическими струнами. Однако усилие натяжения стальных струн примерно в полтора раза больше, чем нейлоновых, и далеко не всякая гитара выдержит это напряжение. К тому же металлические струны более жёсткие, при прижимании их к грифу возникают дополнительные растягивающие усилия, для компенсации которых положение XII лада должно быть смещено примерно на 3 мм в сторону головки грифа… Иными словами, гитара требует непростой доводки. Не лучше ли приобрести гитару, изначально сконструированную под металл?

(Замечу в скобках, что С. Никитин и братья Мищуки на своих мастеровых гитарах для достижения оптимального, по их мнению, звука ставят три первых струны металлические, а басы нейлоновые.)

В магазинах понятие «под металл» сейчас стало практически синонимом понятия «фолк-гитара», и подавляющее большинство гитар со стальными струнами изготовлены в этом американском стиле. Наиболее распространённым вариантом фолк-гитары является так называемы «дредноут», отличающийся характерной «квадратной» формой большого корпуса со слабо выраженной талией и узким тонким грифом с плоской головкой.

На «дредноуте» играет Андрей Козловский, «дредноут» фирмы “Fender” заменил семиструнку у Юлия Кима. Да что там говорить — на «дредноуте» в последние годы играл сам Булат Окуджава! Действительно, чем не гитара? Как пишет в книге «Акустика музыкальных инструментов» (М., 1989) Л. Кузнецов, «увеличение площади деки и объёма резонатора приводит к понижению собственных частот основных резонансов». В результате «гитары с большим корпусом имеют мощный звук с ярко выраженным басовым тембром, и идеально подходят для аккомпанемента и «чёсовой» игры» (С. Арзуманов. Секреты гитарного звука. М., 2003). Разработавшая в 20-х годах XX века «дредноут» компания «Мартин» успешно решила задачу увеличения громкости гитары как раз за счёт увеличения в спектре доли низких частот. Правда, тембр при этом стал несколько грубоватым, но блюз, джаз и рок-н-ролл, для которых этот тип гитары, собственно, и был разработан, стилистически не чужды хриплых и рычащих тембров. Фолк-гитары удобны для аккордовой игры с помощью медиатора. Однако аккомпанемент аккомпанементу рознь: для классической техники узкий гриф неудобен — пальцы мешают друг другу. Козловский перешёл на «дредноут», когда стал петь блюзы и рок-н-роллы. Качество звука у Кима и Окуджавы не улучшилось по сравнению с их семиструнным прошлым. А когда после длительного перерыва, вызванного эмиграцией, в 1994 году в Россию приезжал из Израиля Евгений Клячкин с «дредноутом» вместо семиструнки, прежнего фирменного клячкинского звука из этого инструмента извлечь ему не удавалось.

Так как «разделение объёмов у гитары в талии создает условия для образования относительно больших амплитуд резонансов на высоких частотах, поскольку в талии гитары увеличивается акустическое сопротивление связи между объёмами» (Л. Кузнецов), то полётности звука лишённому талии «дредноуту» явно не хватает.

Попытка добавить высоких частот в громкую гитару привела к созданию разновидности фолк-гитары «джамбо», что в переводе означает «большой неуклюжий человек, животное или вещь».

Этот тип по-прежнему имеет перекос в сторону низких частот, и петь эта гитара так и не научилась — скорее, визжать. Как, впрочем, и джазовая гитара с выпуклой декой и эфами вместо круглого резонаторного отверстия.

С. Арзуманов пишет: «При выборе акустической фолк-гитары следует учитывать, что небольшие корпуса инструментов имеют хорошо сбалансированное звучание во всем диапазоне. Поэтому их часто используют для записи как ритмических, так и сольных партий». От чего ушли, к тому и пришли.

Фолк-гитара с корпусом классических пропорций отличается только неудобным узким грифом, прикреплённым к корпусу в районе XIV, а не XII лада, в результате чего расположение резонаторного отверстия также оказалось смещённым ближе к подставке. Уже и непонятно, хорошо это или плохо. Да с анкерный винт внутри грифа — ведь какая полезная, казалось бы, вещь: позволяет регулировать стрелу прогиба грифа! Однако же не прижился анкерный винт в классике, видимо на звук всё-таки как-то не так влияет. По факту — фолк-звук ничуть не лучше звука советских гитар, которые также производились в расчёте на использование металлических струн, но по принципиально иным образцам.

Производившиеся в СССР гитары имели в качестве базовой конструкцию русской семиструнной гитары. Вот что писал об этом типе гитар В. Бобри («Гитарист» №1, 1993):

«Почти все без исключения цыганские гитаристы играли на семиструнной русской гитаре, изобретенной А.О. Сихрой (1773-1850), которая была размером мень­ше современной концертной гитары. У нее была узкая «талия» и съемный гриф, крепившийся к корпусу вин­том. Последнее особенно нравилось цыганам-гитари­стам, потому что позволяло производить особые виб­рирующие звуки — после извлечения аккорда они «трясли» гитару обеими руками, отчего возникал звук, напоминающий стон гавайской гитары».

По моим наблюдениям, крепление грифа с помощью регулировочного винта улучшает динамические свойства гитары. Желающие могут сравнить динамику двух семиструнок: на диске «Ретро вдвоём» солирует Пётр Тодоровский на гитаре с винтом — звук полётный, аккомпанирует Сергей Никитин на гитаре без винта — звук относительно более глухой и однообразный.

Наиболее распространённая в 70-е годы XX века гитара Ленинградской фабрики им. А.В. Луначарского (ценою 9 руб. 50 коп.) имела пропорции, приближенные к классической испанской гитаре, металлические струны и гриф на винте. В этот исторический период сформировалось движение КСП, так что именно эту гитару следует признать основоположницей КСПшного звука.

После 1991 года заводское производство гитар в России пришло в упадок и до сих пор всё ещё не восстановилось. Если в продажу и поступают выполненные на старых технологических линиях инструменты, то качество применяемых материалов и самой работы производит удручающее впечатление. Хотя и стоят эти гитары вдвое дешевле зарубежных, но смотреть на них грустно, не говоря уже играть.

А жаль: ведь именно этот тип гитар при качественном изготовлении и хороших струнах лучше других подходит для аккомпанемента в авторской песне — именно благодаря тому, что наиболее близок человеческому голосу и по диапазону, и по тембру.

Вот как выглядит эта ветка эволюции гитары (в таблице рисунки гитар имеют одинаковую длину звучащей части струн). Изображение на удивление напоминает традиционные женские проблемы с излишним весом…

Уже уходя из магазина, я почти случайно заметил в левом верхнем углу витрины её. Семиструнную русскую гитару. В знакомых пропорциях. С грифом на винте и стальными струнами. Выполненную, с виду, вполне качественно. Оказалась это гитара Львовской фирмы «Реноме» за 2650 руб.

Как тут не вспомнить, что и та, «русская» семиструнная гитара пришла к нам через Польшу и Западную Украину… Может быть, она всё-таки вернётся?

Особая благодарность за предоставленные для съёмок инструменты коллективу музыкального магазина «До мажор» (ул. Вятская, д.1), музыкальному магазину «Рондо» (ул. Неглинная, д.6) и лично генеральному директору Галине Петровне Курашовой.

Опубликовано в журнале «Люди и песни» №2 2004 г.

Источник

Ксп что это такое гитара

Летом 1988 года мне позвонила Ирина Алексеева. Сообщив, что Московский горклуб благодаря перестроечной обстановке наконец-то воссоздаётся и даже получает помещение, она пред­ ложила мне ни много ни мало возглавить всю библиотечно-ар хивную работу клуба. Я в это время работал в подмосковной гидрогеологической партии и по совместительству вёл занятия в гитарной школе при театре песни «Перекресток» под руководст­ вом В. Луферова. «Ну вот, — сказала телефонная трубка голосом Алексеевой, — заодно и гитарную школу будешь вести». Вот так в октябре 1988 года я перешёл на работу из гидрогеологов в про­ фессиональные КСПшники.

Гитарную школу у Луферова я в свое время стал вести не на пустом месте. В бытность свою студентом биолого-почвенного, а потом факультета почвоведения МГУ (1969-1974), я участвовал в работе КСП МГУ, который сначала возглавлял, на моей памяти, Толя Соколов, а потом пришлось заниматься этим делом мне. И деятельность этого клуба уже содержала в себе некоторые элемен­ ты того, что впоследствии стало называться «Школа». В частнос­ти, мы собирались раз в неделю на так называемые «занятия Клу­ ба студенческой песни». Там мы много-много пели, иногда в под­ готовленном режиме — в виде некоторого развёрнутого сообще­ ния по творчеству какого-либо автора, или по какой-нибудь теме, либо в режиме обратной связи по запискам из зала. Аудитория 337 на химфаке вмещала человек 100-120 народу, и кто собирался на этих занятиях, понять было невозможно. Там же проводились и разучивания песен, по возможности новых, но «новое» — это всегда относительное понятие. В частности, разучивалась на моей памяти окуджавская «Возьмемся за руки друзья», которая, похоже, тогда была ещё новой. Разучивались какие-то песни Его­ рова и т. д., и т. д. Хорошо помню, как приходили к нам Дима Дих тер и Саша Воронов из МАИ, разучивали с нами песню Анатолия Загота про последние бригантины.

Через некоторое время выяснилось, что такая форма занятий хороша для всех, кроме тех, кто хочет ещё и активно аккомпани­ ровать себе на инструменте. И в 1973 году, когда я учился уже на четвёртом, что ли, курсе, возникла идея сделать занятия двух ти­ пов: не прекращая таких вот вольных песнопений с разучивания­ ми, заняться гитаристами отдельно. И вот 13 ноября 1973 года состоялось первое историческое занятие гитарной школы Кост ромина, о чем по Московскому университету были развешаны афишки формата А4 (одна из них лежит у меня в архиве):

Школа игры на 6-струнной гитаре при Клубе Студенческой Песни приглашает всех желающих на I занятие 13.11.73 в 19:00 на химфак ауд.337

На это занятие собралось, как всегда бывает в начале сезона, около ста человек, — конечно, потом многие отсеялись. И на про­тяжении сезона 1973-1974 года я впервые в своей жизни вёл то, что называется ШКОЛОЙ: для начинающих — лекционный курс, а для продолжающих — курс типа семинарского. Происхо­ дило это в каких-то аудиториях биофака.

Всё казалось очень просто: обучай себе ребят песенкам, и вся недолга. На деле же оказалось, что совершенно невозможно пре­ подавать Авторскую Песню, не решив для себя сакраменталь­ ный вопрос «Что Такое Авторская Песня?». Вопрос этот возни­кает с завидной регулярностью, и столь же перманентно на него пытаются ответить — как бы это сказать? — лучшие умы челове­ чества. И каждое из возможных определений порождает совер­ шенно неподъёмную лавину методических педагогических приё мов. Например, если определить АП «по Окуджаве» — «думаю­щая песня для думающих людей», — то основной задачей ШКО­ ЛЫ становится ни много ни мало обучение людей думать. Тезис А. Володина об АП как о «фольклоре городской интеллиген­ ции» переносит центр тяжести на формы бытования песни, и тогда с неизбежностью возникает самодеятельный спортивный туризм, песни у костра и в компаниях. Если же принять опреде­ ление АП по Л. Альтшулеру — «музыкальное интонирование русской поэтической речи» (каждый из признаков является не­ обходимым, а все пять вместе достаточными), — то обучение поч­ ти теряет границы и приобретает этакие возрожденческие чер­ ты: наряду с собственно гитарной, музыкальной составляющей, необходимо обучение интонированию — как собственно актёрс­ кому, так и способам сочетания слова и музыки; обучившийся должен знать и любить русский язык во всей красе, поэзию как способ существования языка, устность как исходную форму поэ зии и пр., и пр. Век учись.

Году в 1971 Валерий Хилтунен, тогда ещё студент журфака, а впоследствии журналист «Комсомольской правды», писал о заня­ тиях Клуба студенческой песни МГУ примерно так: «Занятия похожи на рыбалку: вылавливают. Но вот попалась в сеть рыбка — а дальше что?» Дескать, что прикажете делать с неофитом — КСП ведь ничего, кроме песенок, предложить не может. При всей аллегоричности образ в целом правильный: АП с точки зре­ ния гитарных школ — не совсем вид искусства, а, скорее, опреде­ ляющая, стержневая часть некоего образа жизни, сочетающего склонности и к думанию, и к общению, и к языку, и к музыке не­ разрывно и нераздельно.

Вообще же, в моем понимании задача гитарной школы чрез­ вычайно сложна, ибо задача эта, в первую очередь, социокуль­ турная, и связана она с тем объёмом информации, которую кратко излагает Александр Завенович Мирзаян на своих лекци­ ях, убедительно возводя авторскую песню чуть ли не в ранг рус­ ской национальной идеи. Сводится задача к тому, чтобы в усло­ виях враждебного лингвистического окружения не дать оконча­ тельно погибнуть здоровому человеческому духу. Точка.

Из учащихся гитарной школы КСП МГУ я могу назвать до­ вольно громкие имена, начиная с известного ныне барда Алек­сандра Суханова или с Андрея Сажина, который впоследствии организовал ансамбль «Скай», продолжая Володей Деревщико вым, основателем и руководителем КСП в Подлипках, и закан­чивая Витей Кузнецовым, основателем знаменитой гитарной школы Кузнецовых.

В 1974 году комсомольские руководители закрыли КСП МГУ. Многих тогда попросили больше этим не заниматься, и не­ который период затишья в гитарных делах был. Тут я закончил МГУ, поступил на какую-то работу. И в 1975 году, поздней осенью, два активных КСПшника — Александр Наседкин и Юрий Коновалов — на кухне, по-моему, у Юры Коновалова пришли к идее, что надо делать большую, хорошую гитарную школу, не зависимую ни от горклуба и ни от чего. Предложили мне занять­ ся этой работой. Я растерянно согласился. После чего усилиями этих двух людей было найдено место, где можно было располо­жить такую гитарную школу. Это был агитпункт рядом со стан­цией метро «Беляево».

Наученный опытом своей работы в МГУ, я уже знал, что нужно вести занятия по крайней мере в двух классах: для начина­ющих и для продолжающих. Понимая, что один в поле не воин, я стал думать о том, какова должна быть система и кто бы мог за­ няться этим. И в первую очередь подумал об Александре Евстиг­ нееве, одном из наиболее любимых мною тогда гитаристов-аранжировщиков авторской песни. В его руках простые окуд жавские и егоровские произведения начинали звучать гитарно интересно, с какими-то наворотами, что сейчас уже является об­ щим местом, но тогда ещё было в диковинку. Он и стал у нас главным гитаристом, ибо вёл группу продолжающих, а я вёл группу начинающих. Первое занятие в Беляевской школе состо­ ялось 24 ноября 1975 года.

Понимая, что без основы, без базы данных по песенному ма­ териалу, то есть без библиотеки, существование школы невоз­можно, ибо основная задача — накопление и передача информа­ции от тех, кто знает, к тем, кто не знает, я обратился к Димит­ рию Соколову с предложением возглавить библиотечный отдел Беляевской школы, на что он радостно согласился. И в назна­ченные библиотечные дни Дим Палыч притаскивал огромный рюкзак со всякой бумагой, в которой все желающие могли что- либо искать. Но стройной системы по созданию базы, в которой можно было найти любое интересующее тебя произведение, тог­ да создать не удалось (как, впрочем, не удалось создать эту сис­ тему и до сей поры), в частности, и потому, что Дима взял на себя множество организаторских функций, став фактически испол­нительным директором школы.

Занятия проводились раз в неделю — если я правильно помню, по понедельникам, поскольку через некоторое время возникло забавное неформальное движение внутри этой ги­ тарной школы — небольшие слёты в Подмосковье под названием «Доживём до понедельника». Агитпункт вмещал одновре­ менно до ста двадцати человек и обычно бывал набит практи­ чески битком.

Вскоре в школе стал преподавать и Вилен Барский, который многим сейчас совершенно неизвестен, а тогда был одним из за­метных педагогов этого жанра. Занятия для начинающих прово­дились большей частью в форме лекционной, но потом я в свой­ственной себе манере ткнул пальцем в показавшиеся мне наибо­ лее подходящими для этой работы фигуры из класса продолжа­ ющих и предложил им распределить начинающих учащихся между собой. Что и было сделано, и некоторое время форма за­ нятий в начальном классе была лекционно-семинарская, причем «профессор» Костромин читал лекции, а педагоги «классом по­ жиже» (ни более, ни менее как Виктор Кузнецов, Андрей Сажин и т. п.) разводили учащихся по малым группам и беседовали с ними более конкретно.

Постепенно в Беляевской школе создались такие условия, в которых могли самозарождаться творческие единицы. И они са мозарождались. Вот, например, как образовался знаменитый ансамбль «Скай». Вышеупомянутый Андрей Сажин привёл с МГУ, где он тогда учился, Олю Муратову и Лену Чебан. В клас­ се продолжающих они познакомились с Димой Богдановым. На биофаке МГУ была агитбригада, а в ней — непременные вокаль­ные ансамбли, которые еще со времен Ляли Розановой и Мити Сахарова в агитпоходах пели преимущественно авторскую пес­ ню. Женские ансамбли назывались «ЖАНС», мужские «МАНС», а смешанные, естественно, — «ЖМАНС». Так вот «ЖМАНС», созданный для одного из агитпоходов, и перерос в ансамбль «Скай». В моем дневнике запись: «3 апреля 1978 г. В ШГ «Беляево» — так называемая репетиция (прогон) концерта, намеченного на 13 апреля в ИПУ. У А. Сажина — новый квартет, весьма ничего».

Тут же квартет приметил и приветил Женя Кустовский из группы SCO , по совместительству кандидат музыковедения, ко­торый вёл у нас спецкурс по нотной записи песен с фонограмм, так называемой расшифровке. Кустовский взялся за художест­ венное руководство ансамблем. А песня С. Смирнова на стихи Р. Л. Стивенсона «Спой мне о том, кто уплыл на Скай», входив­шая в учебный репертуар «Беляева», дала название новообразо­ ванному коллективу, сменив первоначальное маловразумитель­ное « Anqan ».

Естественно, нелегальное образование, подобное «Беляе­ ву», в те времена долго просуществовать не могло. И однажды помещение гитарной школы оказалось запертым, замок был за­ менен. Случилось это 10 апреля 1978 года — как раз к этому дню в школе было подготовлено занятие по песням биофака МГУ, и Вера Парфентьева привела Дмитрия Сухарева – легендарного основоположника агитбригады биофака. На дверях, по-моему, не было даже никаких объявлений, но через некоторое время пришёл какой-то человек и сказал, что в связи с нарушением по­ жарной безопасности занятия отменяются. Формулировка меня поразила, ибо именно с такой формулировкой были закрыты за­ нятия в КСП МГУ. Впоследствии также за нарушение якобы по­ жарной безопасности закрыли и подвал на Плющихе, где неко­торое время находился филиал Беляевской школы. В этом под­ вале сосуществовали тогда, если я правильно помню, мы с Витей Кузнецовым. Это был уже, наверное, 1979 год. Потом я куда-то самоустранился, и Витя Кузнецов стал вести самостоятельную педагогическую деятельность вместе с женой Татьяной. Занятия на Плющихе привели к интересному последствию: гитарная школа Кузнецовых подружилась с Гнесинским музыкальным училищем (во главе этой идеи была Мила Скворцова, со време­нем ставшая основным в Москве расшифровщиком нот для из­ дания книг бардов). И некоторое время при Гнесинке существо­ вала школа самодеятельной песни, которую вели Татьяна и Вик­ тор Кузнецовы и в которой студенты этой самой Гнесинки про­ходили педагогическую практику. Многие методические нара­ботки, накопленные «Кузнецовкой». извините, гитарной шко­ лой Кузнецовых, были созданы на этой базе.

А то, что называется ныне гитарной школой Костромина в её теперешнем виде, фактически возникло в начале 1985 года в подвале у Луферова. Там мы провели 1985, 1986 и 1987 годы, и именно оттуда в 1988 году занятия гитарной школы перемести­ лись под только что обретенную крышу Московского КСП — в ДК имени Горбунова у Киевского вокзала.

Где-то примерно в 1989 году у Александра Евстигнеева воз­ никла идея — попробовать возродить нечто подобное Беляев ской школе. И вот в Текстильщиках на базе какого-то техникума некоторое время существовала интересная гитарная школа, где было много педагогов, чем, собственно, и отличалась когда-то Беляевская школа. Кроме нас с Александром Романычем, заня­ тия вели такие интересные люди, как Олег Заливако (экс-«Белая гвардия»), Петр Анциферов — скрипач из ансамбля «Берендеи», Павел Полянинов — известный сейчас оперный тенор. Велись за­ нятия по интересной системе, когда один и тот же класс периоди­ чески переходил из рук в руки: месяц занятия вел один педагог, месяц — другой, месяц — третий, месяц — четвертый. После чего ротация повторялась.

Из учившихся в Текстильщиках назову Риту Красносель­ скую — она возникла как ученица школы именно там, а через не­ сколько лет стала вести класс начинающих в гитарной школе Центра авторской песни. Еще один педагог гитарной школы ЦАПа, Вера Рожкова, «самозародилась» примерно в то же вре­ мя, но уже непосредственно в «Горбунке». А до Веры в первом классе занятия вел старый беляевец Илья Фессель.

Если я правильно помню, то на мое сорокачетырехлетие Гоша Курячий зачитывал этакую наукообразную лекцию о Костроминых — как они устроены, как они действуют. И, в частнос­ ти, там был такой интересный посыл, что Костромины размно­ жаются почкованием. В самом деле, откуда возникают гитарные педагоги, понять трудно. Они возникают самопроизвольно, и никто их специально не готовит — впрочем, точно так же, как и «самостоятельных творческих личностей». Педагоги внутри школ не появляются, а проявляются, освоив в процессе учебы ме­ тодику преподавания. Вот так самопроизвольно возникли и ныне действующие педагоги, ведущие первые классы в ЦАПе, — Костя Сидоров и Шура Леонтьев.

Теперь — о задаче гитарных школ, как она мне видится на ос­нове долгой практики. Когда-то на одном из педсоветов в Беляе­ во мною был поставлен вопрос, который и до сих пор, пожалуй, висит как дамоклов меч над всем движением гитарных школ. «Что такое гитарная школа? — задал я вопрос. — Её задача — про­ изводство творческих личностей или же помощь всем стражду­ щим и жаждущим?» Вопрос поставил всех педагогов в тупик, они думали не менее пяти минут, после чего, произнеся некото­ рые хорошие, добрые, тёплые слова, пришли к выводу, что зада­ ча гитарной школы — помощь всем страждущим и жаждущим. На протяжении последующих лет я вёл политику именно такую — политику открытого входа. Система для производства твор­ ческих личностей должна быть устроена совершенно другим об­ разом: творческую личность надо предварительно отобрать и заниматься только ею. А открытый вход подразумевает распы­ ление ограниченных педагогических сил на большое число лю­дей, далеко не всегда стремящихся стать самостоятельными творческими единицами. Хотя и творческие личности все-таки случаются, например, в этом году выученица наша Наташа Быс трова стала дипломанткой на XXII Московском конкурсе ав­ торской песни.

Когда клуб переехал на Осипенко, 73, для школы постепен­ но создались весьма благоприятные условия. Наличие собствен­ ного озвученного зала позволило ввести в учебный процесс микрофонную практику, ставшую впоследствии основной фор­ мой обратной связи — от ученика к педагогу.

«В клубе песен не до песен» — этот афоризм, говорят, приду­ мал когда-то Игорь Михалёв. Действительно, постоянно занима­ ясь всепоглощающим «функционированием» — будь то взаимоот­ ношения с начальством или с бардами, редакционно-издательс кое копание в бумажках или забивание гвоздей, — штатные работ­ники клуба практически не имеют времени и возможности ни по­ петь самим, ни послушать других. В какой-то момент я, полнос­ тью на свой страх и риск, объявил «забастовку»: по пятницам с 19:00 до 23:00 я никакими делами не занимаюсь, а сижу в фойе пе­ ред залом и песни пою, поскольку никакой другой возможности у меня для этого нет. Кроме всего прочего, мне лично форму под­держивать надо — и для ведения гитарной школы, и для аккомпа­ нирования Городницкому, и вообще. Конечно, я имел в виду не только себя — во многих городах России именно форма совмест­ ных песнопений представляет собой основной вид деятельности местного КСП, и нередко приходилось слышать вопрос: «А когда у вас клубный день?» В Московском клубе и понятия-то такого не было, так что для обозначения пятничных посиделок я применил новомодный тогда термин «тусовка». Имелся в виду неформаль­ ный характер происходящего: «Кто собрался — то и тусовка», а на вопрос случайно зашедших людей: «А что у вас здесь сейчас бу­дет?» — имелся устойчивый ответ: «У нас здесь никогда ничего не бывает, у нас и сейчас ничего не происходит». Идея «просто по­ петь» была подхвачена в первую очередь учащимися гитарной школы, многим из которых не хватало одного занятия в неделю и хотелось больше песен.

Естественным желанием моим было использование певчес­ кого потенциала всех собравшихся, поэтому возникновение формы песнопения «гитара по кругу» в таких условиях было за­ кономерно неизбежным, что и произошло. Поначалу обходи­ лись своими силами, а через некоторое время «приходить по­ петь» стали разнообразные люди — как москвичи, так и иного­ родние. Самое для меня удивительное, что те ностальгирующие «старички» вроде меня, на которых я, собственно, и рассчиты­ вал, вовсе не составили основу собирающейся публики — напро­ тив, именно они оказались в исчезающем меньшинстве, а основу составили почему-то студенты и приравненные к ним молодые люди обоих полов.

Не прошло и года, как «тусовка» стала традиционной. День её — пятница — удобным образом совпадал со всевозможными выходами в лес в предстоящие выходные, и в стенах ЦАПа стали собираться туристские компании, в том числе и из числа уча­ щихся гитарных школ, да и штатный состав не отставал. Из клу­ба стартовали и дальние походы, как пешие, так и байдарочные, и общие поездки на фестивали в другие города. Туристское обо­рудование постепенно заполнило все укромные углы ЦАПа, так и норовя вылезти наружу. Уютный «проходной двор» служил местом встреч КСПшников МАИ, МГУ, Тимирязевки и пр., и пр., и все приносили к непременному традиционному самовару пряники и песни.

Иногда на «тусовку» забредали незнакомые авторы и начи­ нали активно показывать свое творчество. В тех редких случаях, когда песни нравились собравшимся, автора просили петь ещё и ещё. Но гораздо чаще уровень произведений бывал невысок, и естественной реакцией собравшихся было высказывание автору соображений — чем, собственно, не нравятся услышанные песни. Через несколько лет на этой основе с подачи Георгия Курячего была создана «Открытая творческая мастерская» — собственно, та же «тусовка», но собирающаяся именно затем, чтобы погово­рить об услышанном. Форма оказалась на удивление живучей и до сих пор продолжает работать — уже в ДК АЗЛК, куда ЦАП вынужденно перебрался. Всего до лета 2004 года число прове­ денных открытых мастерских достигло 56. «Тусовки» же прекра­тились — из-за отсутствия места в новых условиях. Многие счита­ ют это главной потерей, которую понёс клуб в связи с переездом.

В кн.: Каримов И.М. История Московского КСП. — М.: Янус-К, 2004. — С.469.

Источник

Оцените статью