Кто бог велий ноты бортнянский

Кто бог велий ноты бортнянский

Ноты — Великий пост

СБОРНИКИ

ВЕЛИКИЕ ПРОКИМЕНЫ

БУДНИ

«Последование служб Великого Поста» (будни и субботы) — сборник, составленный Е.Кустовским (обиходные нотные образцы включены в текст)

ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ

С нами Бог (для большого хора) напев Соловецкого мон. (гарм. архиеп. Ионафана) открыть

С нами Бог (для четырехгол. хора) напев Соловецкого мон. (гарм. архиеп. Ионафана) открыть

ВЕЛИКИЙ КАНОН

Полная PDF-версия книги «Великий канон», выпущенной в 2002 г. издательской группой МПРК. Нумерация страниц в чинопоследовании канона и житии соответствует бумажному изданию:

Помощник и Покровитель (по мелодии «Спутника псаломщика») киевский распев (гарм. архиепископа Ионафана) для см/х — открыть ; для однородного мужского хора — открыть ; для трио однородных голосов — открыть

«Душе моя» глас 6 знаменный распев (гармонизация архиепископа Ионафана) открыть

«Душе моя» (знаменный распев) обработка архиепископа Ионафана открыть

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ

Да исправится молитва моя (Карпато-русский напев, гармонизация архиепископа Ионафана) открыть

Да исправится молитва моя (А.Туренков №1) стр. 1 2

Да исправится молитва моя (греч. р., двухгол. пер. Е.Субботкиной) стр. 1 2

Ныне силы небесныя (валамский напев, гармонизация архиепископа Ионафана) для смешанного хора — открыть ; для монастырского хора — открыть ; для однородного мужского хора — открыть

Ныне силы и Вкусите и видите (валаам., двухгол. пер. Е.Субботкиной) стр. 1 2

Вкусите и видите (валамский напев, гармонизация архиепископа Ионафана) для смешанного хора — открыть ; для монастырского хора — открыть

ВОСКРЕСНЫЕ СЛУЖБЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

«Воскресные службы Постной Триоди» — текстовый сборник (сост. Е.Кустовский); Приложение к нему — «Марковы главы соединения воскресных служб Триоди Постной с прадничными службами Минеи» в виде таблиц

НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ

НЕДЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

2 нед. Поста, ст. на Господи воз. (под. «Киими похв.») 1 2 3 (Finale)

НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ

3 нед. Поста, ст. на хвалитех (под. «Яко добля») 1 2 3 (Finale)

Приидите, верни (Стихира на покл. Кресту) И. Смирнов (редакция архиеп. Ионафана) открыть

На СУББОТУ АКАФИСТА — см. подборку «Взбранной Воеводе» в разделе «Благовещение»

Источник

«Кто Бог велий, яко Бог наш» — Бортнянский Дмитрий Степанович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

«Кто Бог велий, яко Бог наш» — праздничное произведение Д.С.Бортнянского для двойного хора. Открывается сочинение ярким подвижным вступлением, цитирующем текст Великого прокимна «Кто Бог велий, яко Бог наш». Прокимен основан на 76 псалме библейской книги Псалтирь и используется в богослужениях Пасхи, Пятидесятницы, Фоминой Недели и Рождества Христова.

Основная тема произведения построена на содержании первых фраз – восхваление Бога за Его милости и спасение людей. Характер музыки торжественный, радостный, отвечающий настроению молящихся в великие праздники.

История создания.

Духовный концерт «Кто Бог велий, яко Бог наш» был написан Д.С.Бортнянским для исполнения после Божественной Литургии в дни великих праздников, чтобы еще больше подчеркнуть их значение. Это произведение никогда не забывалось и даже тогда, когда невозможно было исполнять его в храме — его художественная ценность во все времена привлекала профессионалов хорового пения. В восьмидесятых годах прошлого столетия была осуществлена прекрасная эталонная запись, а в наши дни возобновились фестивальные и концертные выступления, что не может не радовать ценителей русской духовной музыки всего мира.

Отношение автора к вере.

Известно, что Д.С.Бортнянский родился в семье казака и в раннем возрасте был отобран для обучения в казачьей певческой школе города Глухова. Там маленький Дмитрий, обладавший от природы прекрасным голосом, начал петь в церковном хоре, а в возрасте семи лет отправляется в Санкт-Петербург — столицу Российской Империи – для продолжения обучения и участия в богослужениях в составе придворной певческой капеллы. Так с юных лет в душе мальчика воспитывалась любовь к Богу, укоренялись православные традиции благочестия. Впоследствии продолжив учебу в Италии и набравшись опыта и знаний, Дмитрий Степанович займет пост директора капеллы и станет реформатором, спасителем и новатором русского церковного пения. Его таланты, данные Богом, раскроются в полной мере, но еще большее признание он получит за свои драгоценные душевные качества – скромность, доброту, готовность помочь и посочувствовать. Свои сбережения он вложит в подготовку к изданию сочинений для богослужебного употребления – туда вошли его личные сочинения и переработанные произведения итальянских авторов. А в день смерти призовет певчих капеллы, и под пение своего сочинения «Вскую прискорбна еси, душа моя» мирно отойдет ко Господу.

Биография.

Жизнь Д.С.Бортнянского неразрывно связана с русским церковным пением. Родился он 28 октября 1751 года в городе Глухове, который тогда был столицей гетманов и располагал прекрасными условиями для начального обучения – мальчик усвоил азы церковного пения в местной школе. О родителях Дмитрия почти ничего не известно, возможно потому, что сам композитор после переезда в столицу в возрасте семи лет, больше их не видел. Талантливого мальчика заметил тогдашний директор Придворной певческой капеллы, видный итальянский композитор венецианской школы Бальдассаре Галуппи. Он добился направления семнадцатилетнего Дмитрия Бортнянского на обучение в Италию с назначением ему содержания. Подающий надежды композитор выбрал Венецию местом для своего музыкального усовершенствования по причине наличия там оперного театра и активной музыкальной жизни города. Стажировка была настолько успешной, что оперы Дмитрия были поставлены в Венеции, а также он написал ряд произведений, среди которых кантаты и другие церковные сочинения.

В 1779 году в возрасте 28 лет Дмитрий Степанович возвращается в Российскую Империю титулованным европейским композитором — его тут же назначают на должность директора Придворной певческой капеллы и преподавателя в ней же. Это было ответственно и почетно. Композитор взялся за серьезное реформирование учреждения – кроме увеличения состава хора, ему удалось добиться отмены участия певчих в светских концертах и основной обязанностью коллектива сделать исполнение церковной музыки.

Дмитрий Степанович взял на себя большой труд – он отредактировал все произведения, написанные ранее композиторами – итальянцами, безжалостно искореняя из духовной музыки неуместное украшательство и несвойственную ей оперную драматургию. Репертуар капеллы отныне обновляется, включая в себя также множество новых сочинений молодого композитора. Стоит добавить, что свои сочинения Дмитрий Степанович писал, учитывая особенности певческих голосов, поэтому они всегда прекрасно звучали, не утомляя ни исполнителей, ни слушателей.

В 1816 году по указу императора Александра I Д.С.Бортнянский становится главным цензором духовной музыки Российской Империи, что, несомненно, положительно сказалось на качестве церковного пения.

Он оставил после себя огромное музыкальное наследие, включая оперы, светские вокальные и инструментальные произведения, но главным трудом жизни считал собрание духовных сочинений, исполняемых Придворной певческой капеллой, под своей редакцией. Этот монументальный труд в десяти томах был издан в 1882 году стараниями П.И.Чайковского.

Д.С.Бортнянский мирно отошел ко Господу 27 сентября 1825 года под пение одного из своих духовных концертов. Его реформы навсегда изменили путь русской церковной музыки, открыв ей широкие просторы развития и совершенствования и сохранив самобытность. Произведения композитора становились государственными и народными гимнами, как это было с «Коль Славен» и «Певец во стане русских воинов», поднимавшей боевой дух в Отечественную войну 1812 года. Сегодня Бортнянского знают и любят во всем мире, а лучшие характеристики его трудов приведены очевидцами:

«Граф Андрей Кириллович Разумовский, бывши послом в Вене, имел своих певчих. Они учились в России у Бортнянского. Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какие нежные голоса! Какая музыка!» —

князь И.М. Долгорукий

«…они начали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. В этой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться; время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие крик души, способный пронзить сердце…» —

Автор текста:Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]!

Ты – Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов;

Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.

Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.

Источник

Православные ноты

Последнее обновление страницы: 21.12.2012 18:41:08

На этой странице собраны ноты, которые в разное время были набраны для клиросных нужд и могут оказаться полезными для регентов и певчих. Как правило, подтекстовки к нотам сделаны на церковно-славянском языке шрифтами семейства Orthodox; для изображения номеров тактов и прочей вспомогательной информации используется шрифт AcademyC (в формате Type 1), который можно загрузить отсюда.

Осмогласие

Стихирные гласы:

В формате PDF: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

В формате Finale 2003: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

Воскресные ирмосы:

В формате PDF: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

В формате Finale 2003: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

Прокимен в Великий Пяток и Великую Субботу «Разделиша ризы Моя себе:» архиеп. Никанора:

упрощенный вариант в формате PDF (33 кб) и в формате Finale 98 (7 кб);

Опевы Страстных Евангелий в формате PDF (19 кб) — обыкновенные.

Припевы на паремиях в Великую Субботу в формате PDF (31 кб) — обыкновенные. Особенностью второй паремии является то, что в некоторых местах текст, который нужно петь, отличается от остальных строк — что своей неожиданностью может поставить певчих в полное замешательство.

Канон «Волною морскою» , поемый на утрени в Великую Субботу и на Пасхальной полунощнице в формате PDF (148 кб) и в формате Encore 4.0 (22 кб). Выложен в виде «как есть».

Канон Пасхи , один из вариантов обиходного распева в формате PDF (82 кб) и в формате Encore 4.0 (17 кб). Выложен в виде «как есть».

Стихиры Пасхи , один из вариантов обиходного распева в формате PDF (133 кб) и в формате Encore 4.0 (20 кб). Выложены в виде «как есть». Подтекстовка выполнена шрифтом Evangelie, и к тому же неправильным способом, поэтому выглядит криво.

Задостойник «Ангел вопияше» Валаамского распева в переложении Е. Ст. Азеева в формате PDF (45 кб) и в формате Finale 98 (13 кб).

Прокимен великий «Кто Бог велий:» (Бортнянского?), в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (26 кб) и в формате Finale 98 (6 кб).

Входные молитвы во всю Светлую седмицу в формате PDF (25 кб) в размерах карманного Служебника изд. МП. Правда, к нотам они никакого отношения не имеют, зато хороший подарок к Пасхе священникам и диаконам. Содержимое обеих страниц файла нужно распечатать на двух сторонах листа и разрезать по указанным линиям — получается из одного листа 4 экземпляра.

Блок песнопений Великого повечерия «С нами Бог:» , гармонизация Соловецкого обихода, в формате PDF (145 кб) и в формате Finale 2001 (54 кб). Блок включает:

  • собственно «С нами Бог:» ;
  • последующие тропари «День прешед:»;

последующий Осмогласник «Безплотное естество Херувимское: » .

Рождественская песнь Ф. Грубера в формате PDF (28 кб) и в формате Finale 2000 (13 кб): переписана в одном из храмов СПб, по их утверждению — в авторском изложении. Подтекстовка сделана Елизаветинским шрифтом в старой русской орфографии.

Стихиры «Совет превечный» знаменного распева в ред. Д. Соловьева в формате PDF (105 кб) — только первые две: третья только что нашлась в Церковно-Певческом Сборнике (том 2, ч. 2, кн. 2, с. 524). Поются также на вечерни перед Субботой Акафиста (т. е. на литургии Преждеосвященных даров в пятницу утром). В конце файла приложено величание на Благовещение.

Кондак 13 акафиста «О Всепетая Мати» Киевского распева, как поют в Троице-Сергиевой Лавре (с незначительными изменениями) в формате PDF (44 кб) и в формате Finale 2000 (19 кб).

Песнопения Божественной литургии

Милость мира «Сергиевская» (на стихиру прп. Сергию Радонежскому), подобен «Приидите Триипостасному», в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (58 кб) и в формате Finale 2000 (26 кб).

Блок песнопений Великого повечерия «С нами Бог:» , гармонизация Соловецкого обихода, в формате PDF (145 кб) и в формате Finale 2001 (54 кб). Блок включает:

  • собственно «С нами Бог:» ;
  • последующие тропари «День прешед:»;

последующий Осмогласник «Безплотное естество Херувимское: » .

Прокимен великий «Кто Бог велий:» (Бортнянского?), в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (26 кб) и в формате Finale 98 (6 кб).

Стихира прп. Сергию Радонежскому , подобен «Приидите Триипостасному» в формате PDF (45 кб) и в формате Finale 98 (23 кб).

Псалом 41 «Имже образом желает елень:» П. Мироносицкого в формате PDF (84 кб) и в формате Finale 98 (27 кб). Можно петь по запричастном стихе, особенно хорошо — во время постов.

  • Написать авторам сайта можно по адресам:
  • Источник

    Кто бог велий ноты бортнянский

    «Кто поёт Богу, тот молится дважды».

    Указания литургии ПРИ АРХИЕРЕЙСКОМ СЛУЖЕНИИ :
    == http://www.liturgy.ru/despot ==

    ( Игумен Никифор ) — Господские праздники :
    — Вход Господень во Иерусалим;
    — Преображение Господне.

    Светилен Успению ( ноты ).
    Стихиры на ГВ Успению ( ноты ).
    Канон Успению ( ноты ).

    Ноты pdf : Литургия, Вечерня, Утреня, Праздники,
    Постная Триодь, Молебны.

    Ноты pdf : Рождество, Литургия Вас.Великого, Богоявление,
    Сретение, Вел.Пост, Вел.Четверток, Вел.Пяток,
    Вел.Суббота, Пасха, Задостойники, Прокимны,
    Величания, Разное, Учебные пособия.
    **- «Кто Бог велий . » — Вел.Прокимен упрощ. — Д.Бортнянского.

    — Тропарь Вел.Четвертка;
    — Постовый сборник ч.1;
    — Постовый сборник ч.2;
    — Покаяния отверзи;
    — Милость мира : Скитская;
    — Кондак Рождества Христова : Д.Бортнянского;
    — Ирмосы Рождества Христова : Арх. Феофана;
    — Во Царствии Твоем : Киевское;
    — Благообразный Иосиф .

    — Стихирные гласы;
    — Воскресные ирмосы;
    — Воскресные службы Октоиха;
    — Последование Божественной Литургии;
    — Последование Всенощного Бдения;
    — Вел.канон преп.Андрея Критского;
    — Последование ЛПД;
    — Последование утрени в Вел.Четверток;
    — Посл.часов, веч., лит. в Вел.Четверток;
    — Последование утрени в Вел. Пяток;
    — Посл.утрени в Вел.Суб ( Погреб.Плащаницы );
    — Посл.часов и нач.вечерни в Вел. Субботу;
    — Посл.веч. в Нед.50-цы;
    — Посл. Мал. освящения воды;
    — Молебен в Никольском Соборе;
    — Акафист свят.Николаю .

    НАШ ХОР
    (Автор неизвестен)

    . в церкви водворилось торжественное молчание, нарушаемое только хихиканьем и перешептыванием певчих на хорах. Певчие постоянно шептались и хихикали в продолжение всей службы. Был когда-то один такой церковный хор, который вел себя прилично, только я позабыл, где именно. Это было что-то очень давно, и я почти ничего о нем не помню, но, по-моему, это было не у нас, а где-то за границей..
    (Марк Твен. «Приключения Тома Сойера», гл.V)

    Чуть слышны голоса на хорах
    Во время чтения канона:
    То певчие о вере спорят
    И о Божественных законах.

    Собравшись парами, как мышки,
    Они трещат без передышки
    О новых знаменных распевах,
    О монастырских все напевах,
    О строгой жизни старцев мудрых,
    И о святых деяньях чудных,
    И о пустынях соловецких,
    И о гонениях советских,
    И о волнениях в народе,
    И об антихриста приходе.

    Изучат наизусть Устав,
    Мудрей от этого не став,
    Поскольку наравственный закон
    Не поместился в Типикон
    И не написано в Минее,
    Что певчим петь лишь подобает,
    И сладкозвучно Бога славить,
    Молитвенный настрой храня
    И праздных слов сказать не смея.
    А мы, о службе нерадея,
    Все мудрствуем и Бога хвалим
    Многоречивым языком.
    Поя глаголы жизни вечной,
    Мы говорим о них беспечно
    И книжной мудростью блистаем,
    И, позабывши Божий страх,
    Мы о Голгофе рассуждаем
    С улыбкой на своих устах.
    Мы от словес похвальных таем,
    И ждем похвал, и сами льстим.
    Учителями быть желаем,
    Но разве так мы много знаем,
    Чтоб поучать о слове Божьем?
    Но обличить нас не возможно:
    Других мы слушать не хотим.
    Мы оскорбляем святость храма
    Своими праздными словами
    И топотом бегущих ног,
    Когда приходит время петь
    И хор старается успеть,
    Чтоб от скамейки добежать
    Туда, где ноты все лежат
    И громким гласом, со стараньем
    Вдруг грянуть «Всякое дыханье. «,
    Во всю ивановскую спеть
    Об ангелах поющих, Божьих.
    Но с ангелами мы не схожи,
    И пенье наше не похоже
    На светлый ангельский привет.
    Кто чист, как ангел, тот лишь сможет
    Все попеченья отложив
    Сердца живые растревожить,
    Свой ум на небо преложив.

    Вы мне заметите: «А ты?»
    А я, скажу, такой же самый,
    Гонюсь и я за чудесами,
    Пишу в мечтах своих паря,
    Душой в дали от алтаря,
    Вдали от Бога и святых.
    Пишу на службе этот стих.
    Простите мне мои насмешки.
    Простим друг друга, и Господь,
    Увидив наше сокрушенье,
    Исполнит во благих прошенья
    Рабов своих и в вечер тот
    Со умиленьем и без спешки
    Мы с чувством, с толком, с расстановкой,
    Все стройно и без остановки,
    О празднословье не волнуясь
    И регенту лишь повинуясь,
    Исполним гласом весь собор.

    Источник

    Оцените статью