Кто был первым учителем римского корсакова по фортепиано

Биография Николая Римского-Корсакова

Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.

В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.

По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины. До этого Римский-Корсаков создал ряд симфонических произведений, романсов.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой. Его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы капеллы.

Римский-Корсаков выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на Всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, Concerts populaires, посвященный русским авторам), Одессе (1894).

В 1886-1890 годах он управлял «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге, в 1898 году — в Москве.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава во главе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер, в их числе — «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами — «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».

Не менее обширна деятельность композитора как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.

Римский-Корсаков оркестровал оперу «Каменный гость» (1870) Александра Даргомыжского, оставшуюся неоконченной после смерти композитора, значительную часть «Князя Игоря» (1887) Александра Бородина, два антракта «Вильяма Ратклифа» Цезаря Кюи, а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Модеста Мусоргского — «Хованщину» (1882) и «Бориса Годунова» (1892-1886).

Педагогическое искусство Римского-Корсакова нашло отражение в его учебных пособиях «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1873-1874, издание завершил его ученик Максимилиан Штейнберг, 1913), а также в «Подробной программе регентского класса придворной капеллы (1884). Он является автором изданной в 1909 году автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни».

Николай Римский-Корсаков скончался в ночь 21 июня (8 июня по старому стилю) 1908 года в усадьбе Любенск, близ Луги Санкт-Петербургской губернии (ныне деревня Любенск Плюсского района Псковской области). Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1911 году на его могиле был установлен крест, сделанный по эскизу Николая Рериха. В 1936 году захоронение с прахом композитора и его супруги и надгробным памятником было перенесено в Некрополь мастеров искусств, созданный в Александро-Невской лавре.

Многолетняя педагогическая деятельность Римского-Корсакова имела историческое значение. Он воспитал свыше 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Творчество Римского-Корсакова оказало большое влияние на развитие русской классической и зарубежной (французской и итальянской) музыки.

Композитор был женат на пианистке и композиторе Надежде Пургольд (1848-1919). Ею были сделаны фортепианные переложения (в две и четыре руки) многих крупных сочинений Римского-Корсакова, Даргомыжского и других композиторов.

В браке родились семь детей, двое из которых умерли в раннем детстве.

Старший сын композитора Михаил (1873-1951) — известный советский зоолог-энтомолог. Средний сын Андрей (1878-1940) — доктор философии, известный музыковед, автор многочисленных статей, посвященных произведениям русских композиторов и русским исполнителям.

Младший сын Римского-Корсакова Владимир (1882-1970) — скрипач, альтист оркестров Ленинградской филармонии и Театра драмы им. А.С. Пушкина.

Старший брат композитора — русский гидрограф контр-адмирал Воин Римский-Корсаков (1822-1871). В 1850-е годы, командуя шхуной «Восток», произвел гидрографические исследования и съемки низовьев Амура, осмотрел Татарский пролив и заснял часть западного берега острова Сахалина. Его исследования способствовали практическому освоению пути из Татарского пролива к устью Амура. В честь Воина Римского-Корсакова названы острова в Японском море.

В 1944 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова имя композитора было присвоено Санкт-Петербургской консерватории.

В 1952 году на Театральной площади Ленинграда (Санкт-Петербурга) был открыт памятник Римскому-Корсакову.

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Кто был первым учителем римского корсакова по фортепиано

Николай Андреевич Римский-Корсаков
1844 — 1908

Одна из крупнейший фигур в русской культуре. Личность поражающая своей многогранностью: это и вдохновенный творец, создавший самобытный музыкальный театр, и выдающийся педагог, создавший свою школу, и крупный дирижер, и автор серьезных трудов об оркестре ( «Основы оркестровки», по которым учатся и в наши дни) и гармонии («Практический учебник гармонии»), статей, книг о себе, современниках. Его деятельность стала целой эпохой в истории отечественной музыки.

Но в нем поражает не только удивительная творческая энергия. Он был творцом-мыслителем, создавшим в своих произведениях собственную картину мира, устроенного по законам порядка, гармонии и красоты. Эта картина формировалась на протяжении всей его жизни.

Многообразны темы и сюжеты произведений композитора: это русская история и бытовая драма с психологически тонкими характерами, картины русской народной жизни и образы Востока, сказочность и старинные языческие обряды. Римский-Корсаков был великим «поэтом природы», воспевавшим ее неувядающую красоту.

Преклоняясь перед вечностью народного искусства, он часто вводил в свои сочинения подлинные народные мелодии и сочинял собственные темы в народном духе. Строгие и ясные гармонии у него сочетаются с новыми сложными ладами, которые он использовал для сказочных образов. Особым мастерством и совершенством славится оркестровка Римского-Корсакова.

Основным жанром в творчестве Римского-Корсакова была опера — сказочная и историко-бытовая, эпическая и лирико-психологическая драма. Композитор обогатил программную симфоническую музыку, создав жанр симфонической сказки. Поэтична его вокальная лирика, которой присущи светлая созерцательность и элегическая задумчивость. Настоящей сокровищницей народно-песенного творчества стали сборники обработок русских народных песен.

Римский-Корсаков явился создателем композиторской школы, воспитав таких мастеров, как Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Черепнин, Гречанинов, Стравинский, и многих других. Выдающееся значение имела его работа над завершением и редактированием произведений Даргомыжского, Бородина, Мусоргского.

Детство. Годы учения. Кругосветное плавание.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине — небольшом живописном городке Новгородской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Ранние музыкальные впечатления были связаны с домашним музицированием: отец по слуху неплохо играл на фортепиано, а мать и дядя пели народные песни; запомнилась ему и духовная музыка, услышанная в Тихвинском мужском монастыре. Музыкальные способности ребенка проявились очень рано; впоследствии в своей книге воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни» он писал:
«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией; вскоре я, узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано».

Однако, несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, настоящим увлечением мальчика было море — он мечтал стать, как дядя и старший брат, военным моряком, и в 1856 году его определили в петербургский Морской корпус. Здесь он провел шесть лет.

Царившая в корпусе обстановка с ее духом казенной муштры не привлекала юношу. Постепенно морская профессия начинает уступать место другим интересам, в центре которых оказывается музыка. По воскресеньям он берет уроки фортепианной игры, посещает оперные спектакли и концерты, внимательно изучает клавиры опер; его любимым композитором становится Глинка. Важную роль в судьбе Римского-Корсакова сыграл преподаватель фортепиано Ф. А. Канилле (также поклонник музыки Глинки), который поддержал его живой интерес к музыке и начал заниматься с ним композицией.

В 1861 году Канилле познакомил своего ученика с Балакиревым, а затем с Кюи, Мусоргским и Стасовым. Балакирев одобрил композиторские опыты Римского-Корсакова и предложил ему продолжить работу над симфонией, начатой под руководством Канилле. Сочинение музыки и обучение композиции происходили на занятиях у Балакирева одновременно. Римский-Корсаков вспоминал, что Балакирев был удивительным «техническим критиком», «мгновенно схватывал все недостатки формы, модуляции и, т. п. и тотчас, садясь за фортепиано, импровизировал, показывая, как следует исправить или переделать сочинение», «Познакомившись с Балакиревым, — продолжал Римский-Корсаков, — я впервые услыхал от него, что следует читать,; заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой».

Вскоре, однако, работа над симфонией была прервана. Семья резко воспротивилась желанию Римского-Корсакова стать профессиональным музыкантом и нарушить семейную традицию. Старший брат Воин Андреевич настоял на необходимости завершить морское образование. Осенью 1862 года гардемарин Римский-Корсаков на клипере (Гардемарин — звание, которое присваивалось выпускникам Морского корпуса. Клипер — быстроходное морское парусное судно). «Алмаз» отправился в кругосветное плавание, которое продолжалось почти три года. Во время путешествия он мало занимался музыкой, зато много читал и размышлял, повидал разные страны, приобрел глубокие впечатления от величественной красоты моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях.
Весной 1865 года Римский-Корсаков вернулся на родину.

Источник

Николай Римский-Корсаков

В детстве Николай Римский-Корсаков любил географию и мечтал стать моряком. А во время кругосветного путешествия хотел как можно скорее вернуться на сушу и посвятить себя музыке. На написание Симфонии №1, «Садко», «Снегурочки» Римского-Корсакова вдохновили народные легенды и мелодии, даже описания декораций и сценических подробностей он заимствовал из былин и заговоров. Композитор не только писал музыку, но и помогал своим коллегам редактировать и заканчивать сочинения — так появились оперы «Каменный гость», «Хованщина», «Князь Игорь» и другие произведения.

«Музыку я не особенно любил»: детские годы

Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии (сейчас Ленинградская область). Его отец Андрей Римский-Корсаков служил новгородским вице-губернатором, позже — гражданским губернатором в Волынской губернии. В 1835 году ушел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать композитора Софья Скарятина была дочерью орловского помещика Василия Скарятина и крепостной крестьянки.

С детства Римский-Корсаков занимался с домашними учителями, которые преподавали ему иностранные языки, литературу и математику. Об учебе будущий композитор писал: «Читать я выучился не учившись, просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть слово в слово, а арифметику стал понимать очень быстро». Римский-Корсаков, как и его родители, увлекался музыкой.

В шесть лет Николай Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а уже в 11 он написал свои первые произведения — дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и увертюру. Однако Римский-Корсаков не мечтал быть музыкантом: «Музыку я не особенно любил, или хотя и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления или, по крайней мере, слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

В 1856 году Николай Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, даже несколько раз выходил в открытое море и плавал на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков. Также кадетам преподавали астрономию и математику. В выписке из личного дела Римского-Корсакова отметили: «По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит».

Первые крупные сочинения

В свободное от занятий в Кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».

С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.

В ноябре 1861 года Канилле привел Римского-Корсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.

В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. По успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз». С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков был в кругосветном путешествии: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Однако композитор хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. Он писал матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима… Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».

В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.

Народные мотивы и национальный колорит Римский-Корсаков показал и в следующих своих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Фантазии на сербские темы». Эти композиции впервые исполнили на «славянском концерте «Могучей кучки», где присутствовали зрители из Сербии, Чехии и Польши. Критик Владимир Стасов писал: «Дай бог, чтоб наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего концерта, дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».

В конце 1860-х Римский-Корсаков увлекся творчеством композиторов Гектора Берлиоза и Ференца Листа. Как и они, музыкант стал писать свои произведения в стиле романтического программного симфонизма. У таких сочинений был сюжет, но отсутствовали вокальные партии. Чтобы зрители лучше понимали музыку, композитор писал объяснение, в котором пересказывал историю, ставшую основой произведения. Первое сочинение в таком стиле Николай Римский-Корсаков создал в 1867 году — музыкальную картину «Садко». Ее сюжет он взял из русских былин. Позже композитор включил темы в одноименную оперу. В «Садко» он впервые использовал придуманную им так называемую «гамму Римского-Корсакова» для стилизации путешествия Садко к Морскому царю. Этот прием был основан на чередовании высоких и низких звуков. Критик Александр Серов писал: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн, это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя было бы выразить ничего подобного».

В следующем году Римский-Корсаков начал работать над произведением «Антар», на которое его вдохновила одноименная сказка польского востоковеда и писателя Осипа Сенковского. Сначала композитор назвал это сочинение Второй симфонией, однако затем переименовал его в симфоническую сюиту.

С 1860-х Николай Римский-Корсаков стал помогать другим композиторам с редактурой их произведений. Вместе с Цезарем Кюи он закончил оперу «Вильям Ратклиф». По завещанию Александра Даргомыжского музыкант дописал партитуру его оперы «Каменный гость». Редактировал Римский-Корсаков и произведения своего близкого друга Модеста Мусоргского. Они снимали одну комнату и часто помогали друг другу, играли на одном рояле и даже составили график: «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем… и дело устраивалось как нельзя лучше».

В 1870-х Николай Римский-Корсаков начал писать свою первую оперу «Псковитянка» по одноименной пьесе русского драматурга Льва Мея. На создание музыки его вдохновили старинные народные и церковные песни. Автор посвятил «Псковитянку» кружку Балакирева. В работе над произведением ему помогали другие композиторы: Петр Чайковский заранее прислал либретто по драме Мея (фрагменты из него Римский-Корсаков использовал при создании своего либретто), а Модест Мусоргский стал автором нескольких хоров в третьем действии. Премьера «Псковитянки» прошла в 1873 году на сцене Мариинского театра. Римский-Корсаков вспоминал: «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть».

«До конца жизни не переставал восхищаться игрой жены»: личная жизнь

В конце 1860-х на одном из музыкальных вечеров у композитора Александра Даргомыжского Николай Римский-Корсаков познакомился с пианисткой Надеждой Пургольд. Она изучала теорию музыки, писала небольшие пьесы и увертюры, дружила с участниками «Могучей кучки» и играла их произведения.

Пургольд помогала Римскому-Корсакову в работе над «Псковитянкой». Композитор Александр Бородин писал: «А какова Надежда Пургольд? Корсинька наиграл ей антракт из «Псковитянки»; она на память написала его, да не на фортепиано, а прямо на оркестр — со всеми тонкостями гармоническими и контрапунктическими, несмотря на сложность, оригинальность и трудность голосоведения». Пианистка разбирала эскизы оперы, обсуждала и редактировала их с композитором. Позже Римский-Корсаков писал: «Увертюра [«Псковитянки»] от первой до последней нотки принадлежит нехорошей девочке, которую я очень, очень люблю». Пургольд еще несколько раз помогала редактировать его произведения.

В 1871 году во время совместного чтения повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» Римский-Корсаков сделал Надежде Пургольд предложение. Через год они поженились, а вскоре композитор посвятил ей романс «Ночь». Критик Владимир Стасов писал об этом произведении: «При всей красоте его, романсы почти все были довольно спокойны и даже чуточку холодны. Теперь пришла для него другая пора…» Жене Римский-Корсаков посвятил и свою вторую оперу — «Майская ночь». Ее премьера прошла в 1880 году в Мариинском театре.

Вместе Римский-Корсаков и Пургольд прожили больше 30 лет, в браке у них родилось семеро детей. Их сын Владимир Римский-Корсаков писал, что Николай Андреевич «до конца жизни не переставал восхищаться игрой жены и особенно любил и поощрял ее занятия фортепианной игрой в летние месяцы на даче, где она располагала для этого более свободным временем, чем в городе».

Педагог и глава Беляевского кружка

В 1871 году Николай Римский-Корсаков стал профессором по классам практического сочинения и инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории. В эти же годы он начал преподавать в организованной Бесплатной музыкальной школе, а в 1874 году стал ее директором. Однако вскоре он понял, что ему не хватает знаний для преподавания. Римский-Корсаков вспоминал: «Мне помогало то, что никто из учеников моих на первых порах не мог себе представить, чтобы я ничего не знал, а к тому времени, когда они могли начать меня раскусывать, я уже кое-чему понаучился».

Чтобы заполнить пробелы в знаниях, в конце 1870-х Римский-Корсаков начал изучать музыкальную теорию: одновременно преподавал в консерватории и вместе со студентами посещал отдельные занятия. Петр Чайковский писал своей знакомой Надежде Фон Мекк: «Он пришел в глубокое отчаяние, когда увидел, что столько лет прошло без всякой пользы и что он шел по тропинке, которая никуда не ведет. И он стал учиться, но с таким рвением, что скоро школьная техника сделалась для него необходимой атмосферой».

По просьбе исследователя фольклора Тертия Филиппова в эти же годы Римский-Корсаков создал сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением. Композитор стал изучать «наиболее древние… и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности» обрядовые и игровые языческие песни. Он использовал их во время работы над операми «Майская ночь» и «Снегурочка».

Основой «Снегурочки» стала одноименная пьеса-сказка Александра Островского. Композитор вспоминал: «В зиму 1879–80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет… я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского». Над «Снегурочкой» музыкант работал около года — изучал фольклор, консультировался с Островским. Он хотел создать «старинную весеннюю сказку».

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре. Александр Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

«Снегурочка» принесла Николаю Римскому-Корсакову известность, опера понравилась критикам за «дух старины» и «языческие мотивы». Однако над новым крупным произведением работать музыкант не начинал. В 1881 году умер его друг Модест Мусоргский. Римский-Корсаков несколько лет редактировал последние произведения композитора: обработал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе», а по его черновикам закончил оперу «Хованщина». В 1887 году умер другой участник «Могучей кучки» — Александр Бородин. Римский-Корсаков дописал его оперу «Князь Игорь».

Римский-Корсаков не оставил преподавательской деятельности. Он возглавил Беляевский кружок — объединение начинающих композиторов, которые собирались в доме мецената Митрофана Беляева. Частные уроки у музыканта брали Анатолий Лядов и Александр Глазунов.

В 1880-х Римский-Корсаков создал несколько небольших музыкальных произведений, среди которых симфоническая пьеса «Сказка», а также сюиты «Испанское каприччио» и «Шехеразада».

«Сплошное чествование»: последние оперы

В 1892 году Николай Римский-Корсаков написал оперу-балет «Млада», в основе которой лежали истории и сказания славянского племени полабов. Для публики произведение оказалось слишком сложным. Музыковед Инна Образцова писала: «Надуманность сюжета оперы мешала работе композитора. Музыка оперы отмечена печатью холодности».

Основой следующей оперы Римского-Корсакова стала повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Композитор добавил несколько новых сцен, в которых показал борьбу с нечистой силой. Накануне премьеры оперу едва не запретили по личному указанию императора Александра III: роль царицы, прообразом которой была Екатерина II, посчитали оскорбительной. Чтобы «Ночь перед Рождеством» все-таки поставили, вместо Царицы Римский-Корсаков был вынужден ввести ее фаворита — Григория Потемкина. Премьера оперы прошла в ноябре 1895 года. Публика не поняла оперу, не понравилась она и критикам, которые посчитали «Ночь перед Рождеством» «неблагонамеренной».

Неудачи не заставили Римского-Корсакова оставить творчество. В 1895–1896 годах композитор работал над оперой «Садко» на основе русских былин. Снова обратиться к этому сюжету ему предложил музыковед Николай Финдейзен. Он же составил первоначальный план либретто, который в дальнейшем отредактировали критик Владимир Стасов и поэт Владимир Бельский. Римский-Корсаков вспоминал: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».

Композитор специально сделал композицию «Садко» неравномерной: в некоторых действиях он замедлял развитие сюжета, чтобы слушатели могли представить атмосферу Морского царства. Позднее Римский-Корсаков писал: «Вариации… колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение — считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания».

К 1897 году опера была готова. Однако Николай II запретил включать «Садко» в репертуар государственных театров. Император писал: «Пусть вместо этой оперы дирекция [Императорских театров] подыщет что-нибудь повеселее». Критик Семен Кругликов предложил показать оперу в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, которая располагалась в театре Гаврилы Солодовникова. Но через несколько недель после премьеры здание сгорело, и «Садко» поставили заново в Санкт-Петербургской консерватории.

До конца 1890-х Римский-Корсаков сочинил еще несколько опер, среди которых «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста». В эти годы он оставался одним из самых популярных композиторов в России. В 1898 году художник Валентин Серов написал его портрет.

Римский-Корсаков начал работу над оперой «Сказка о царе Салтане» по одноименному произведению Александра Пушкина. Либретто, как и для «Садко», написал поэт Владимир Бельский. Оперу Римский-Корсаков хотел закончить к июню 1899 года — столетию со дня рождения Пушкина. Однако завершить «Сказку о царе Салтане» удалось только в 1900 году. Премьера оперы прошла в ноябре того же года в Москве, на сцене восстановленного театра Гаврилы Солодовникова. Декорации и костюмы создал Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела-Врубель исполнила в ней роль Царевны Лебеди. Некоторые части «Сказки о царе Салтане» — увертюру «Три чуда», мелодию белки и «Полет шмеля» — еще при жизни композитора стали часто играть отдельно.

В 1900 году музыкант отпраздновал творческий юбилей — 35 лет с момента исполнения Симфонии №1.

В 1900-х Римский-Корсаков создал еще несколько опер — «Кащей Бессмертный», «Сервилия», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В эти же годы его учеником стал композитор Игорь Стравинский, который позднее писал: «В моем музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным».

Последним произведением Римского-Корсакова стала опера «Золотой петушок» по одноименной сказке Александра Пушкина. Либретто для нее вновь написал Владимир Бельский. Премьера «Золотого петушка» прошла в 1908 году в театре Гаврилы Солодовникова.

В последние годы жизни Николай Римский-Корсаков болел. В 1908 году вместе с труппой Сергея Дягилева он планировал поехать на первые Русские сезоны в Париж, но из-за болезни остался в России.

Римский-Корсаков умер 21 июня 1908 года в своей усадьбе в Любенске Псковской губернии. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1930-х годах могилу композитора перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

В 1995 году в имении в Любенске открыли музей Николая Римского-Корсакова.

Источник

Оцените статью