Кто идет за гитарой

Гитара

К славе и популярности гитара шла не одно столетие, но сегодня сложно найти музыкальный инструмент, который бы мог конкурировать с ней. В истории музыки она переживала взлеты и падения, выглядела примитивно, камерно и брутально, прославляла талантливых исполнителей. Существуют различные виды, расширяющие исполнительские возможности инструмента. Она используется в разных стилевых направлениях от романса до рока, звучит в составе ансамблей и бэндов, является одним из самых распространенных аккомпанементов.

Устройство гитары

Конструктивные особенности обусловлены общим принципов устройства всех хордофонов. То есть инструмент имеет резонирующий ящик или коробку, а звук извлекается вследствие вибрации струн, натянутых между двумя точками. Строй гитары e-b-g-d-A-E, в партитурах ноты записываются на октаву выше звучания.

Корпус

Форма гитары узнаваема – грушевидный корпус с выраженной «талией» и резонаторной розеткой. Корпус состоит из:

За звучание отвечает верхняя дека, поэтому для изготовления гитар используется дерево специальных пород. Чаще всего это еловая или кедровая доска, толщиной не более 4 мм. В ней чуть выше середины вырезается розетка диаметром 8,5 см.

Нижняя дека может быть выполнена из кипариса или красного дерева, она повторяет форму и размер верхней. Между собой обе части соединены обечайками. Габариты корпуса зависят от разновидности. Внутри размещена система пружин (деревянных реек), которые предотвращают деформацию инструмента при натяжении струн.

В месте скрепления обечаек устанавливается гриф. Этот элемент гитары также изготавливают из дерева. Он имеет длину 60-70 сантиметров, ширину 2 см. Один конец грифа крепится к корпусу «пяткой», другой заканчивается головкой с настроечными колками.

Интересный факт. Существуют типы гитар с двумя и даже тремя грифами. Играть на них сложнее, так как на каждом струны имеют свой строй.

Гриф имеет накладку из черного дерева. На ней размещаются порожки и ладовые маркеры.

Струны

У обычной классической гитары 6 струн, но есть виды с 7-ю, 8-ю, 12-ю. Их придумали для того, чтобы расширить диапазон звучания. Материал изготовления тоже бывает разный – нейлон, сталь, бронза. Они обозначаются нумерацией, самая тонкая – первая с высоким звуком располагается ниже других. Важно одинаковое натяжение, высота над грифом, способ крепления к подструннику. Расстояние между точками крепления струн – подставки на верхней деке и порожком на основании колковой коробки называется мензурой. Ее длина 650 мм, но есть и другие размеры, например, у бас-гитары она составляет 840 мм.

История гитары

Струнные щипковые существовали еще во 2 в. до н.э. В разных странах они выглядели и назывались по-разному, но конструктивно были похожи. Пустотелый корпус изготавливался из дерева, выдалбливая его, из высушенной тыквы и даже из панциря черепахи.

В 3-4 веке китайцы изобрели юэцинь. Они перестали выдалбливать пустоты в дереве, применив другую технику – склеили верхнюю и нижнюю деки. Древние римляне и греки играли на кифаре, египтяне – на цитре, а ситар в Индии был самым распространенным инструментом в 6 веке. Происхождение гитары приписывается и Персии.

Интересный факт. Самый древний образец хранится в Парижском музее. Он был изготовлен французским мастером К.Коко.

Но исследователи музыкальной истории убеждены – родина гитары Испания. На санскритском название инструмента звучит как «кутур». Происходит слово гитара от сложносоставленного «тар» и «сангита», означает «четырехструнный».

В средние века в Испании входит в обиход инструмент с 5 сдвоенными струнами, а в XVIII веке их сменяют 6 одиночных. На его возникновение и формирование оказала влияние виуэла, а сама гитара не одно столетие конкурировала с лютней.

В России инструмент появился довольно поздно. Игра на нем казалась сложной. Большой вклад в популяризацию внес Н. Макаров, который с середины XIX века увлекался гитарой и даже организовал первый международный конкурс в Европе.

Но еще в начале XIX столетия испанский лютье Антонио Торрес внес в конструкцию коррективы. Они касались верхней деки – мастер сделал ее тонкой и легкой. Слава об измененном инструменте распространилась очень быстро, а в 1868 специально, чтобы купить его, к мастеру приехал знаменитый гитарист Франсиско Таррега. Считается, что именно в мастерской Антонио Тарреса тогда появилась первая классическая гитара, которую с тех пор называют «испанской».

Интересный факт. В 1674 году появилось первое руководство по игре на инструменте. Его написал Гаспар Санс. Издание содержало детальное описание техники, советы мастера, теорию и приемы.

Расцвет пришелся на XX век. Она стала концертным инструментом, для которого появились классические произведения, под нее пели песни, а исполнители находили новые приемы и возможности звучания. Строение гитары тоже изменилось, появились новые виды, устроенные особым образом.

Виды гитар

Классификация основывается не только на конструктивных особенностях, но и на качестве звука. Сегодня существуют разные виды гитар, детали которых позволяют подразделять их на блюзовые, кантри, фолк и модели для исполнения рок-композиций.

Классическая

Базовая модель с широким пустым внутри корпусом. Именно на ней начинают обучение новички. Количество струн у этой гитары – 6. Все они из нейлона. Звук тихий, мягкий. Играть боем на этой модели нельзя.

Акустическая

Устройство может быть различных типов: дредноут, джамбо, фолк. Акустическая гитара – это самая распространенная концертная модель. Отличается количеством струн, резонирующих возможностей, конструктивных особенностей. На ней можно исполнять музыку в разных стилях. Семиструнная акустика была любимым инструментом Владимира Высоцкого.

Полуакустическая

Вариант, который без подключения к усилителю звука звучит тише. Конструкция полуакустической гитары дополнена резонаторными отверстиями, звукоснимателями, электроникой. Гриф у модели выпуклый, звучание мягкое.

Электрогитара

Этот тип не имеет резонаторных отверстий. Корпус дополнен звукоснимателями, электроникой. Громкое звучание обеспечивает подключение к электрическому усилителю. Предпочтительна для хард-, метал-, панк-рок-направлений.

Бас-гитара

Выполняет главную роль в ритм-секции. Имеет толстые металлические струны и глубокий «грудной» звук.

Современные гитары имеют не только разное количество струн, ладов и даже могут иметь два грифа, но и выглядят стильно, ярко, винтажно. Сегодня их предназначение четко разделено на классику, джаз, эстраду.

Размеры гитары

На инструменте играют люди разного возраста и роста, поэтому для удобства нужно выбирать модель по размеру. Их несколько:

  • 4/4 – встречается чаще всего, имеет длину 38 дюймов. «Четвертинка» размером около 100 см с мензурой 62 см подходит исполнителям, ростом более 160 сантиметров;
  • 7/8 – не слишком отличается от полноразмерной «классики», но уступает по глубине звучания. Рекомендуется для девушек и подростков;
  • 3/4 – предпочитают использовать любители путешествий, имеют более тонкий резонатор и длину 88,5 см. Подходит для обучения детей;
  • 1/2 – учебная модель с мензурой длиной 58 см. Гитара имеет сильные басы и слабую середину;
  • 1/4 – модель со слабовыраженным приглушенным звучанием. Не используется для выступлений, но подходит на начальном этапе обучения дошкольников.

Узнать размер гитары легко – просто замерьте ее при помощи рулетки. Мензура замеряется от подструнника до верхнего порожка под головкой.

Какую гитару выбрать

Попав в специализированный магазин музыкальных инструментов, новичок может растеряться, увидев разнообразие моделей. Поэтому лучше взять с собой профессионала или хотя бы того, кто хоть немного разбирается в гитарах и настройке.

Начинать учиться нужно на том виде, на котором вы собираетесь играть потом. Это логично из-за различия в технике исполнения на акустике и электрогитаре. Если предпочтителен второй вариант, то начинать лучше с электроакустической гитары.

При выборе важны габариты, поэтому нужно сразу определить размер. Важно осмотреть корпус гитары, чтобы на нем не было сколов, трещин, дефектов. Обратите внимание на материал. Для изготовления качественных гитар используется древесина. Фанерированный инструмент прослужит недолго и будет звучать хуже.

Обязательно перед тем, как выбирать тот или иной образец, наиграйте (или попросите того, кто умеет) знакомую мелодию. Это поможет почувствовать звучание. Не стесняйтесь попросить продавца настроить инструмент, в специализированных магазинах это должны делать.

Техника игры

Научиться правильно играть можно не только в музыкально школе, но и самостоятельно по самоучителю. Пальцы левой руки зажимают струны на ладах, правой рукой музыкант перебирает струны или ударяет по ним. На некоторых видах используется плектр (медиатор).

Интересный факт. Гитарист легендарной группы «Qween» Брайан Мэй применял вместо медиатора шестипенсовые монеты, которых тогда уже не было в обороте. Для музыканта их специально выпусти монетный двор Великобритании.

При переборе (апояндо) происходит щипок струны. Этот прием подходит для гаммообразных пассажей.

Для аккомпанемента часто используется прием, который в народе называется «чес» (расреадо), когда исполнитель «проходит» по струнам 3-4 пальцами. Для игры на бас-гитаре применяется слэп – подцеп струны.

Как ухаживать за гитарой

Каждая составная часть инструмента нуждается в уходе. Струны чистят, поврежденные заменяют. Для чистки используют сухую хлопковую ткань. При загрязнении изменяется амплитуда и исчезает характерное звучание.

Во время смены струн мягкой щеткой очищают гриф и порожки. Корпус протирают мягкой, смоченной в воде и отжатой салфеткой с микрофиброй. Потом полируют специальным средством, которое продается в специализированном магазине.

Протирать гитару нужно только тканевыми салфетками, нельзя использовать жесткие мочалки. Металлические колки обрабатывают маслом, которым чистят детали швейных машин.

Как хранить гитару

На целостность инструмента и гитарный строй влияют влажность и температура. Если в комнате ниже +20 градусов, то корпус и гриф могут деформироваться. При высокой или слишком низкой влажности дерево будет разбухать или рассыхаться. Оптимальный показатель должен быть в районе 40-50 процентов.

Правильный уход за гитарой и бережное хранение помогут продлить срок службы инструмента. Хранить гитару дома нужно в чехле в вертикальном положении. Не нужно подвешивать ее на стену, это может привести к деформации грифа.

«Душа компании» – так называют гитаристов, которые могут легко подобрать любую мелодию, подыграть поющим друзьям, выйти на сцену с собственной композицией. Поэтому не стоит бояться сложностей в обучении и освоении самого популярного инструмента.

Источник

25 вещей, который должен знать каждый гитарист

Многие люди считают, что таланта достаточно, чтобы добиться успеха в любом деле. Однако нет ничего более далекого от правды, чем это утверждение. В идеальном мире лучшие гитаристы были бы известны всем вокруг и каждый бы награждался по своим способностям. Но в мире музыки действуют те же законы, что и в жизни.

Если вы не Джими Хендрикс и не Эдди Ван Хален, то велика вероятность того, что вы не измените гитарный мир и не сильно повлияете на историю гитарной музыки. Идеальное исполнение и техника может впечатлить только других гитаристов, но, увы, не тех, кто покупает пластинки или нанимает вас на работу.

Талант несомненно важен, но он является лишь малой частью большой картины, которая делает хорошего музыканта выдающимся

Я отобрал 25 параметров, которые, на мой взгляд, являются определяющими для каждого музыканта. По крайней мере, стоит ознакомиться с этим списком и взглянуть на себя со всей строгостью. Наверняка найдётся что-то, что можно улучшить. И я более чем уверен, что эти изменения пойдут вам на пользу как музыканту и как человеку.

1. Никто не любит мудаков

Многие музыканты плевать хотели на то, насколько круто вы поливаете 32ми нотами, играете вы ногами на гитаре или поёте слова задом наперед.

В большинстве случаев группе нужен надёжный, стабильный музыкант, который хорошо делает то, что интересно, прежде всего группе, а не ему самому. И особенно важно то, что большинство времени музыканты проводят не на сцене, а за ней, на репетициях, в поездках и т.д.

Поэтому человек, который приятен в общении, держит слово и ведет себя культурно, имеет в запасе намного больше плюсов, чем просто крутой музыкант, который ведет себя как свинья. Незаменимых людей нет. Ни в чем.

2. Грув решает всё

Никто не захочет играть с вами, если вы играете криво и не качаете. Хороший грув развивается игрой с метрономом и с живыми барабанщиками. Чем больше практика, тем лучше. Способность выдавать плотный ритм вместе с басом и барабанами – принципиальная вещь в звучании любой живой группе. Если кто-то один халявит, пачка разваливается.

Чтобы развить в себе чувство ритма, нужно слушать ритмичных музыкантов с хорошим чувством ритма, например эти песни: Led Zeppelin «Whole Lotta Love», James Brown «Sex Machine», Stevie Ray Vaughan «Pride and Joy» by). Записывайте то, как вы играете под метроном, слушайте себя и делайте выводы. Играйте под минуса, делайте кавер-версии любимых песен, играйте их от начала до конца. Чем больше стилей музыки вы практикуете, тем лучше вы будете играть.

Ритм – это самая важная в музыке вещь, и здесь нужно быть максимально жестоким к самому себе, отсекая на корню любую лажу.

3. Развивайте свое звучание

Научиться играть как кто-то другой намного проще, чем быть индивидуальностью. Если вы начинаете замечать, что звучите слишком похоже на кого-то, это повод остановиться и пересмотреть то, как вы занимаетесь. Правила придуманы для того, чтобы их нарушать.

4. Приходите вовремя

Вы не поверите, как много музыкантов считают, что пунктуальность – ерунда. Тем не менее для работодателя и для любых деловых людей, которые много и целенаправленно работают, пунктуальность – принципиальный пункт в вашем резюме.

5. Слушайте ушами а не ж.

Одна из важнейших вещей, про которую часто забывает большинство музыкантов, поглощенных только собой любимыми. Нужно слушать, что играют другие. Нужно это делать целенаправленно, сделать это своей привычкой. Это важно и в студии и на концертах. Ваши партии должны строиться на основе того, что уже делают другие, вы должны быть гибким, менять аранжировку и партии на лету.

Если кто-то играет соло, вы не должны мешать. Отложите свое эго на потом, когда придёт время, вам дадут сыграть ваше соло. Работайте над общим звучанием и особенно над тем, чтобы звучал круто кто-то конкретный, например барабанщик и ли басист, помогайте им блистать своей игрой.

6. Знайте чего вы хотите

Люди, которые умеют добиваться своих целей, имеют одну общую черту – они умеют сосредоточенно работать над тем, что приносит им необходимый результат. Разберитесь, чего вы хотите – быть рок звездой или просто хорошим музыкантом. Хороший музыкант совсем не обязательно станет рок-звездой, а рок-звезда далеко не всегда хороший музыкант.

7. Играйте для песни, а не для себя

Нужно точно соответствовать стилистике группы, в которой вы играете. Играть джазовое соло в гранджевой песне – не самое лучшее решение, так же как пост-роковая пилилка в шансоне. Не важно, насколько вам нравится ваша партия. Речь идёт о том, что песня должна звучать круто – это самое важное. Ваш выпендреж в 99% случаев – лишний. И вам скажут: спасибо, но вы нам не подходите.

8. Играйте с музыкантами, которые играют лучше вас

Нет способа лучше прокачать свой музыкальный скилл, чем играть с более опытными музыкантами. Вы учите разные рабочие фишки, быстрее учитесь снимать на слух быстрее. Ну а если вы хотите сделать карьеру, нужно уметь дружить со звездами. Тусоваться с ними и быть им полезным.

Не важно насколько хорошо вы владеете гармонией и как много аккордов или нот вы можете впихнуть в единицу времени. Самая важная вещь, которую стоит осознать – вы играете в группе с вокалом, Вокалист поёт мелодии. И то, что вы играете, взаимодействует с его мелодиями напрямую. Чем проще вы играете, тем больше свободы у вокалиста. Искусство аккомпанемента учит прежде всего умению быть сдержанным. Играть вкусно = играть мало и уместно.

10. Имидж имеет значение

Это неприятно слышать, но, тем не менее, в шоу-бизнесе имидж решает все. Хорошая новость для вас, это то, что имидж может быть разным и нет какого-то одного образа, который работает на 100%. Имидж должен учитывать стилистику группы. Если вы рассчитываете найти отклик у определенной аудитории, вам следует разобраться в том, что считается крутым у них и что считается правильным. Просто стать очередным Мэрилином Мэнсоном – не прокатит.

11. Вибрато – наше всё

Некоторым музыкантам требуется 10-15 лет, чтобы развить своё вибрато до идеального состояния. Есть те, кто никогда так и не находит его. Ваше звукоизвлечение – это самый первый параметр, который отличает вас от других музыкантов. Вспомните Би Би Кинга и Джими Хенрдикса. Не узнать их невозможно. Есть два типа вибрато – от кисти (Кинг, Хендрикс) и от пальцев (классические гитаристы). Чтобы понять, что больше подходит вам, попробуйте имитировать игру ваших любимых музыкантов. Видеошколы в этом особенно помогают.

12. Найдите свой фирменный звук

Не могу выразить словами, насколько это важно. Вы должны знать, как работает ваше оборудование, и уметь выжать из него максимум. Пусть оно работает на вас, а не против вас. Например, если вы хотите звучать как Stevie Ray, вы не добьетесь этого звука с Лес Полом и Маршалом. Вам понадобится страт и Fender Bassman и, конечно же, Ibanez Tube Screamer, куда же без него.

Простой хороший усилитель и хорошая гитара будут звучать куда лучше, чем холодильник с рэковой аппаратурой. Найдите свою гитару и свой усилитель.

13. Занимайтесь тем, что не умеете, а не тем, что умеете хорошо

Чтобы стать лучше, нужно много практиковаться. Звучит не очень воодушевляющее, но увы, другого пути нет. Правильные занятия вовсе не означают, что вас нужно закрыться в подвале на несколько часов в день, пока жизнь кипит где-то там. Тупая игра арпеджио и гамм даст вам технику. Съем композиций любимых гитаристов поможет накопить багаж из фишек и пополнить ваш словарный музыкальный запас. В целом, три правила хорошего занятия таковы:

  • Учите новые вещи маленькими кусочками (от 4 до 8 нот за раз), после этого объединяйте их в длинные пассажи.
  • Начинайте с медленного темпа, развивайте мышечную память, она вам поможет на большой скорости. Ускоряйтесь медленно. Вы никуда не торопитесь. Куда важнее играть медленно но четко, чем быстро но паршиво.
  • Всегда занимайтесь с метрономом

14. Развивайте свои деловые качества

Деловые качества важны так же как музыкальные, а зачастую даже более важны. Если вы хотите зарабатывать деньги на музыке, относитесь к ней как к бизнесу. Это ваше дело, ваша музыка – продукт. У продукта есть своя аудитория, это ваши покупатели. Когда вы начинаете думать на языке цифр и показателей, всё в голове вдруг становится на свои места.

15. Знайте минорную и мажорную пентатонику от и до

В рок, поп, блюз, кантри, в общем, в любой музыке эти гаммы позволят вам быть на высоте в 80% случаев. Поэтому знать их надо назубок. Возьмите любой учебник по пентатонике и заиграйте его до дыр. Уже только одно это сделает вас намного более крутым музыкантом.

16. Как только вы разучили что-то крутое, сразу же применяйте на практике

Многие гитаристы заучивают тонны фишек, гамм, но играют их только дома с метрономом. Они хорошо звучат с кликом, но в реальной ситуации на сцене у таких музыкантов часто случается ступор и они не могут применить свои навыки в реальной игре. Так что прежде чем вы начнете учить что-то новое, хорошо бы иметь представление, где вы это сможете применить. Иначе время будет потрачено, а фишка со временем – забыта.

17. Выучите как можно больше мелодий

Аккомпанемент – это конечно замечательно, однако мелодии не менее важны. Поэтому если вы учитесь играть какую-то песню, снимайте мелодии всех инструментов и мелодии вокала. Вы очень сильно прокачаете свою фразировку, у вас появится серьезный запас ходов и идей. В идеале вы должны уметь сразу же воспроизводить на гитаре все то, что вы слышите, не подбирая ноты.

  • Слушайте как поют вокалисты, как они расставляют акценты, смещают ноты, «плавают» рядом с ритмом, учитесь у них.
  • Учитесь играть все мелодии, которые вам запоминаются – мелодии из популярных песен, мультфильмов, теле программ, кино, рекламных роликов, компьютерных игр и т.п.
  • Умейте играть мелодии более чем на 1 участке грифа. Минимум на 2, а лучше на 3-4-5. Диктуйте мелодии свои правила, а не наоборот.

18. Знайте своё место

Когда фронтмен просит вас сыграть так, а не иначе, сделайте это с улыбкой. Когда выстрелит ваш сольный проект с ультрасложными аранжировками и джазовыми импровизациями, тогда будете загибать пальцы. А пока, придержите при себе своё самомнение.

19. Найдите преподавателя и слушайте другие стили музыки

Учиться никогда не поздно и у крутого музыканта всегда есть чему научиться. Поэтому ищите таких людей и занимайтесь у них. Прогресс будет идти намного быстрее – это проверено.

Что касается других стилей музыки, то любой хороший музыкант намного глубже, чем музыка, которую вы слышите от него. Эта музыка – квинтэссенция его вкусов и опыта. Нельзя сочинять хорошую музыку со словарным запасом Эллочки Людоедки. Впрочем, если уровень пошлых частушек вас устраивает, то все в порядке, продолжайте в том же духе и пусть сотни лет развития в музыке пройдут мимо вас.

Хорошая новая музыка и хороший преподаватель очень сильно мотивируют и вдохновляют.

20. Выучите как можно больше песен от начала до конца

Не важно, в каком стиле музыки вы играете, чем больше песен вы знаете, тем проще вам будет надрать всем задницы на внеочередном джем-сейшне. И нет никаких оправданий для вас, почему вы до сих пор не умеете это делать. Только лень. Начинайте с табулатур, переходите к съему на слух. И главное – играйте всю песню от и до. Знать один кусок – не считается.

21. Станьте крутым исполнителем

Вы должны доиграться до такого состояния, чтобы вам было все равно перед кем выступать – перед вашим котом, сестрой и мамой или перед большим залом с сотнями людей. Единственный способ этого добиться – играть и выступать как можно больше. На это нужно время. Играя только дома на диване вы никогда не станете харизматичным артистом. Посещайте джем-сейшны, выступайте с друзьями, играйте везде, где вас сможет услышать хоть кто-нибудь, играйте ради опыта. И тогда рано или поздно, опыт начнет работать на вас.

22. Дружите с другими музыкантами

Лучший способ найти контакты нужных вам людей – знать о них заранее. Если вы общаетесь с другими музыкантам, то найти человека себе в группу не составит для вас никаких сложностей. Иными словами, вас должны знать. О вас должны быть хорошего мнения как о музыканте и как о человеке. Так что в ваших интересах быть классным интересным человеком и классным интересным музыкантом. Есть, над чем подумать, не так ли? Никогда не знаешь, откуда придёт предложение о работе.

23. Знайте базовые вещи

Способность слышать аккордовые замены очень сильно вам поможет в съеме популярных песен. Понимание музыкальной теории сильно помогает в написании собственных песен и аранжировке чужих. Например, зная, что стандартная блюзовая гармония выглядит как I-IV-V (C-F-G) и что рок баллады традиционно играются как I-vi-IV-V (C-Am-F-G), вы намного быстрее сможете сочинять что-то подобное и более интересно обыгрывать то, что уже есть.

Найдите пару учебников по гармонии и разберитесь в них.

24. Осторожнее на виражах

Как только вы начинаете становиться известным, к вам появляется интерес от разных людей – и хороших и не очень. Помните об этом, веселитесь, но не перебарщивайте. Помните кто ваши настоящие друзья, а кто при первом же шухере вас бросит. Звёздная болезнь – тяжелое испытание, не все его проходят.

25. Не гадьте в своём подъезде

Не занимайтесь сексом с одногруппницами. Не встречайтесь с девушкой вашего барабанщика. Не злите собаку вашего басиста. Не сплетничайте за спиной о ваших одногруппниках. Не держите фигу в кармане. Не будьте засранцем!

Источник

Читайте также:  Какую брать первую гитару
Оцените статью