История электрогитары
Долгое время, старая добрая акустическая гитара устраивала музыкантов, да и сейчас, классическая акустика не теряет своей популярности в кругу друзей или семейном застолье. Однако, джазовые и рок исполнители ощущали острую необходимость в более громком звучании своего инструмента. Музыкантам приходилось отдавать свое предпочтение другому инструменту – банджо за яркий звук и громкое звучание.
Следующий шаг в развитии электрогитары сделал американский гитарист и инженер Лес Пол. Он попытался исправить непривлекательную форму «сковородок» и сделал деку из цельного деревянного бруска. Технически такая гитара звучала не хуже своего собрата, но выглядеть лучше не стала. Гитариста осмеивали, видя с подобным шедевром. Поэтому он приладил свой «брусок» к стандартному корпусу испанской гитары, исключительно для внешнего вида.
Электрогитары производят из дерева. Лучшими материалами считаются ольха, ясень, красное дерево, клен. Для некоторых деталей на грифе применяют палисандр, черное дерево. Самыми распространенными считаются шестиструнные гитары. Хотя, существуют четырех, девяти и двеннадцатиструнные гитары. Сегодня в конструкции электрогитар изменилось немногое. А вот в корпусах наблюдается изобилие, так как форма деки никак не влияет на звучание, фантазию гитарных инженеров ничего не ограничивает. Существует масса корпусов для электрогитар: от классики до чего-то неординарного. Например, известные деки в форме изогнутого тела дракона, рыбы, автомобиля, ласточкина хвоста, буквы «V» или звезды, как у гитариста ABBA. Гитару становится слышно в общем оркестре, постепенно ее переводят из аккомпанирующих в солирующие инструменты.Если говорить о титанах-производителях гитар, то нельзя не упомянуть фирму Gibson и B.C. Rich. Именно Gibson выпустила первый «ласточкин хвост». Самыми известными и востребованными моделями электрогитар считаются Telecaster (1951 год) и Stratocaster (1954) фирмы Fender, а также Les Paul (1952) фирмы Gibson.
Электрогитара, на самом деле, не имеет ничего общего с настоящей, классической гитарой, а называется так только из-за некоторых визуальных сходств (струн, грифа, деки). Минус электрогитары заключается в том, что без электрического усилителя и динамиков она бесполезна, чего нельзя сказать о ее классическом предшественнике.
Источник
История электрогитары
Готовый прототип Бишамп представил Адольфу Рикенбакеру (Adolph Rickenbacher). Рикенбакер, являющийся родственником героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (Eddie Rickenbacker), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов, для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее «Instruments Rickenbackers». Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории производителя электрогитар.
Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в знакомом «испанском» стиле был Ллойд Лоар (Lloyd Loar). Лоар работал инженером на легендарной фирме Gibson, и одной из его заслуг относится к дизайну и разработке мандолин.
Еще с 1920-х годов Лоар занимался проблемой электрического усиления гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение компании Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро снова переместилось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone продолжал подталкивать компанию Gibson к созданию электрогитары, устроившей настоящую революцию и во много повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.
Gibson ES-150
Даже не смотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли также попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же возникали проблемы с обратной связью (это когда микрофон подносят к динамику и раздается жуткий свист) а также со множеством нежелательных обертонов. Известный джазовый гитарист и изобретатель Лэс_Пол (Les Paul) видел решение этих проблем в отказе от полого, резонирующего корпуса и замене его корпусом из сплошной древесины. Результатом его труда стало появление модели The Log. Она состояла из двух простейших звукоснимателей сконструированных Полом установленных на 4″x4″ дюймовом куске сосны. Чтобы придать вид гитары, Пол склеил с конструкции два полых куска резонирующего корпуса. В результате была получена очень неплохая джазовая гитара, без эффекта обратной связи и нежелательных обертонов и в 1946 году Лэс Пол представил свою новую гитару компании Gibson.
Руководство Gibson новый инструмент восприняло прохладно, убежденное в том, что покупатели ее не примут. Все предыдущие попытки представить публике гитару без резонирующего корпуса были не успешны, но не смотря на это, один человек по имени Лео Фендер (Leo Fender) был твердо убежден, что будущее рынка стоит за гитарами имеющими сплошной корпус.
Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster — имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов. Джаз гитаристы предпочитали более мягкий, округлый звук, скорее акустический, как у ES-150. Несмотря на это Telecaster пользовался бешеной популярностью среди кантри, блюз, а позднее в 1950-x и 1960-x годах, рок’н’ролл музыкантов.
Fender Telecaster
Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.
Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу-резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как B.B. King и Chuck Berry.
Gibson ES 335
Обе фирмы, Gibson и Fender представили футуристические дизайны инструментов. Gibson SG (solid guitar) и Fender Stratocaster стали стандартными гитарами для рок-артистов в 60-е годы. Свою пиковую популярность набрал Stratocaster, после того как стал любимой гитарой Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).
Gibson SG
Gibson Les Paul Standard
И по сей день, большинство проданных гитар во всем мире составляет продукция фирмы Fender и Gibson. История гитары продолжается, как и производство оригинального Gibson Les Paul
Происхождение
П ервый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже — Rickenbacher) появилась на американском рынке в 1932 году.
Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.
О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена.
Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.
29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чем свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.
Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф, юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.
Принято считать, что испанскую гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих.
В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешел в «электричество» не один, а на пару со cтил-гитаристом. Впоследствие лавры за это открытие невольно присвоил себе Боб Уиллс, устраивавший аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.
Источник
Электрогитара: история и современность.
Электрическая гитара, разработанная в начале XX века, стала одним из самых важных инструментов в музыке. Современная электрическая гитара происходит от акустической гитары. Несмотря на то, что конструкции современных электрогитар часто отличаются от своих акустических предшественников, все гитары построены с использованием одного и того же простого шаблона. Самое существенное отличие состоит в том, что акустические гитары полые, а электрогитары цельные.
В течение многих лет акустическая гитара ограничивалась вспомогательной ролью в крупных музыкальных ансамблях из-за ее негромкого звука. Таким образом, главной мотивацией, побудившей создать электрогитару, было желание музыкантов увеличить громкость. Предшественниками современной электрогитары были усиленные акустические гитары, грубо модифицированные изобретателями, которые прикрепляли провода, магниты и другие «примочки». Однако по мере того, как технология начала развиваться в 1930-х годах, более новые версии стали более сложными, а электрогитара стала сольным инструментом, который помог расширить музыкальные стили.
История инструмента
Самые ранние электрические гитары были сделаны в 1920-х и 1930-х годах, но это были очень примитивные прототипы современной солидной электрогитары. Говорят, что самая первая электрифицированная гитара была изобретена Полом Х. Тутмаром. Вдохновленный идеями внутренней работы телефона и магнетизма, создававшего голосовые вибрации, Тутмар стал экспериментировать с гавайскими гитарами, устанавливая на них магнитный датчик из подковообразных магнитов и катушки проволоки, которые усиливали вибрацию струн инструмента.
Примерно в то же время Джордж Бошамп и Адольф Рикенбекер, два музыканта из Лос-Анджелеса, работали над созданием еще более громких гитар. После экспериментов с прикреплением усилительных устройств к инструментам, они также разработали электромагнитный датчик, который состоял из двух подковообразных магнитов. Удовлетворенный эффективностью такого решения, Бошамп создал первую деревянную электрическую гитару с грифом, которую прозвали «сковорода» из-за характерной формы. Двое музыкантов позднее сформировали компанию, начав производство первой из знаменитой линейки электрических гитар Rickenbacker. Таким образом, Rickenbacker стал первым производителем электрогитар.
Еще одним создателем электрогитары в «испанском стиле» был Ллойд Лоар, экспериментатор. Его дизайн был прямым предшественником современной электрогитары. Лоар вдохновил Орвиля Гибсона, другого изобретателя, на создание модели электрогитары ES-150, которая произвела революцию в мире музыкальных инструментов. Окончательная версия была построена Уолтером Фуллером. Хотя гитара мгновенно завоевала успех, у нее были некоторые недостатки. Вибрации в полом коробе при усилении создавали искажения звука. Это привело к тому, что Les Paul, гитарист и изобретатель, разработал цельную электрогитару в 1940 году. Инновация Paul, которая называлась «Лог», включала в себя установку струн на массивном блоке сосны, чтобы свести к минимуму вибрации. «Лог» состоял из двух основных магнитных датчиков, установленных на куске сосны размером 10,2х10,2 см. В 1949 году благодаря Фендеру в продаже появилась Esquire, которая была переименована в Telecaster. Сейчас это один из самых известных гитарных брендов. Telecaster стал чрезвычайно популярен среди исполнителей кантри, блюза и рок-н-ролла. В 1956 году Rickenbacker представила студенческую модель Combo 400 — гитару, которая имела форму бабочки. Уникальная конструкция гитары имела длинный гриф.
К 1960-м годам электрогитара стала самым желанным музыкальным инструментом во многих коллективах. Но инновации в ее дизайне продолжались и в течение этого десятилетия. В 1961 году Гибсон представил модель Humbucking, которая представляла собой усовершенствованную версию инструмента Les Paul, и была предназначена для устранения нежелательного шума от магнитных катушек. В том же году Маккарти представил ES-335, полуполую гитару, предназначенную для включения лучшего звука, на которую способна акустическая гитара. И у Гибсона, и у Фендера гитары имели футуристический дизайн. Gibson SG и Fender Stratocaster очень полюбились рок-гитаристами в 1960-х годах.
Джими Хендрикс
Джеймс Маршалл Хендрикс родился 27 ноября 1942 года в Сиэтле. Хендрикс научился играть на электрогитаре, слушая блюзовые записи. Хендрикс стал известен в 1960-х годах за то, что он играл на гитаре за спиной, зубами. Он даже устраивал на концертах шокирующие эпатажные сцены с поджогами инструмента. Время от времени его сценическая пиромания приводила его музыкальную технику в упадок. Тем не менее, он признан, пожалуй, самым авторитетным и талантливым рок-гитаристом в истории.
Хендрикс начал в качестве студийного музыканта в начале 1960-х годов, сформировав группу в 1965 году. В следующем году он создал новую группу Jimi Hendrix Experience. Но по-настоящему он стал знаменит после выступления на сцене в Monterey Pop Festival 1967 года. В 1968 году группа выдала умопомрачительные хиты, попав на вершины топовых песен. В этом году Хендрикс направил свои усилия на студийные записи, а затем явился миру с новой группой, дав незабываемое выступление «Звездное баннер».
Хендрикс был назван поп-музыкантом года по версии Melody Maker в 1967 и 1968 годах, исполнителем года в 1968. Он был введен в Зал славы рок-н-ролла в1992, получил премию Грэмми за пожизненные достижения в конце 1993 года. Хендрикс умер 18 сентября 1970 года от удушья, вызванного передозировкой наркотиков.
Сырье для гитар
Сырье, из которого изготавливаются электрогитары, включает в себя хорошо выдержанные лиственные породы, такие как клен, грецкий орех, ясень, ольха и красное дерево. Чем плотнее дерево, тем лучше инструмент. Плотность древесины также может влиять на тон. Древесина также используется для производства грифа. Это все тот же клен, палисандр и эбеновое дерево. Другие сырьевые материалы включают клей для удержания элементов вместе, хром для обработки, нитроцеллюлозный лак для отделки.
Дизайн
Электрическая гитара обязана своим объемным звуком магнитному датчику, установленному внутри. Это устройство реагирует на вибрацию струн, превращая энергию в электрические импульсы, которые усиливаются системой громкоговорителей, называемой усилителем. Для лучшего звука устройство должно быть стабильным, не подверженным вибрациям из тела.
Будущее
В целом считается, что большая часть эволюции электрогитары происходила в период с конца 1920-х до начала 1960-х годов, когда наблюдалось создание крупных инноваций. Однако производители и изобретатели гитары все еще изучают способы изменения инструмента. Эти изменения будут включать модификацию дизайна, материалов, «примочек» или отделки. Некоторые производители пытаются производить гитары из пластика или графита. Другие изучают конструкции, которые включают полые или полуполые тела. В течение некоторого времени изобретатели пытались применить пьезо на гитаре. Пьезо — материал с пьезоэлектрическими свойствами. При правильном применении к музыкальному инструменту он воспринимает вибрации или изменения давления. Для гитары он может применяться в контактном микрофоне, но он может быть помещен и на гитару, где он будет ощущать вибрацию гитары. В конечном счете, это могло бы улучшить звучание гитары.
В области дизайна планируется массовое внедрение трехмерного твердотельного и поверхностного моделирования, которым займутся гитарные компании Gibson, Warmoth, Suhr и Tom Anderson Guitarworks. Программное обеспечение в будущем освободит дизайнеров от ограничений в двумерном планировании, позволив им создавать полные трехмерные проекты до начала производственного процесса. Потенциально, программное обеспечение позволило бы дизайнерам создавать новые проекты в 3D без необходимости создавать прототипы или модели. Затем конструкции могут быть отправлены на компьютерную станцию деревообработки для ограниченного производственного цикла.
Источник