- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов)
- Содержание
- История создания
- Строение
- Премьера
- Ссылки
- Источники
- Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов)» в других словарях:
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) — Piano Concerto No. 3 (Rachmaninoff)
- СОДЕРЖАНИЕ
- История
- Приборы
- Состав
- В популярной культуре
- Почему Рахманинов играл Концерт №3 быстрее других
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов)
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, op.30 Сергея Рахманинова был написан в 1909 году и является одним из наиболее известных и часто исполняемых произведений автора. Концерт славится своим техническим и музыкальным требованием к исполнителю и имеет репутацию одного из самых трудных концертов в стандартном фортепианном репертуаре [источник не указан 660 дней] .
Содержание
История создания
Концерт был написан в летнем доме Рахманинова в Ивановке. Композитор завершил концерт 23 сентября 1909 года. Одновременно с этой работой создавались Первая соната для фортепиано и симфоническая поэма «Остров мёртвых».
Из-за нехватки времени Рахманинов не мог репетировать концерт в России. Вместо этого он практиковался на клавиатуре, которую он взял с собой на корабль в США.
Строение
Концерт состоит из трех частей:
- Allegro ma non tanto (ре-минор)
- Intermezzo: Adagio (фа-диез минор — ре-бемоль мажор)
- Finale: Alla breve (ре-минор — ре-мажор)
Премьера
Концерт был впервые исполнен 28 ноября 1909 г. Рахманиновым с Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша в ходе турне Рахманинова по Соединенным Штатам Америки. Премьера концерта в России состоялась в апреле 1910 года.
Ссылки
- Аудиозапись в исп. Рахманинова (1940 г.)
- Ноты на «Сенаре» (клавир, партитура, партии)
- Piano Concerto No. 3: ноты произведения на International Music Score Library Project
- The Rach 3 recordings page
- Rachmaninoff’s Works for Piano and Orchestra An analysis of Rachmaninoff’s Works for Piano and Orchestra including the Piano Concertos and the Paganini Rhapsody
Источники
- Сергей Рахманинов. Альбом. / Сост. Е. Н. Рудакова, текст А. И. Кандинского. — М.: Музыка, 1988. ISBN 5-7140-0091-9
Оркестровые произведения Сергея Васильевича Рахманинова | |
---|---|
Для фортепиано с оркестром | Концерты (№ 1 fis-moll • № 2 c-moll • № 3 d-moll • № 4 g-moll) • Рапсодия на тему Паганини |
Симфонии | № 1 d-moll • № 2 e-moll • № 3 a-moll |
Симфонические поэмы | «Князь Ростислав» • «Утёс» • Каприччио на цыганские темы • «Остров мёртвых» • Симфонические танцы • «Колокола» |
Оперы | «Алеко» • «Скупой рыцарь» • «Франческа да Римини» • «Монна Ванна» |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов)» в других словарях:
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром №2 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Cписок знач … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября… … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа диез минор, ор. 1, был написан Сергеем Рахманиновым в 1890―1891 годах. Произведение посвящено… … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Рахманинов) — Сергей Рахманинов завершил свой Фортепианный концерт № 4 соль минор, op.40 в 1926 году и работа в настоящее время существует в трех версиях. После неудачной премьеры он сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся… … Википедия
Рахманинов, Сергей Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов … Википедия
Рахманинов, Сергей — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Рахманинов С. — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) — Piano Concerto No. 3 (Rachmaninoff)
Сергей Рахманинов «s Концерт для фортепиано № 3 в ре — минор , соч. 30, был написан летом 1909 года. Премьера пьесы состоялась 28 ноября того же года в Нью-Йорке с композитором в качестве солиста в сопровождении Нью-Йоркского симфонического общества под управлением Уолтера Дамроша . Произведение часто имеет репутацию одного из самых технически сложных фортепианных концертов в стандартном классическом фортепианном репертуаре.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Рахманинов сочинил концерт в Дрездене, завершив его 23 сентября 1909 года. Современным этому произведению являются его Первая фортепианная соната и его тональная поэма «Остров мертвых» .
Концерт из-за его сложности вызывает уважение и даже страх у многих пианистов. Йозеф Хофманн , пианист, которому посвящено произведение, никогда не исполнял его публично, говоря, что это «не для него». Гэри Граффман посетовал, что не выучил этот концерт в студенческие годы, когда он был «еще слишком молод, чтобы знать страх».
Из-за нехватки времени Рахманинов не смог разучить это произведение в России. Вместо этого он практиковал это на беззвучной клавиатуре, которую взял с собой по пути в Соединенные Штаты. Впервые концерт был исполнен в воскресенье, 28 ноября 1909 года, в Новом театре Нью-Йорка. Рахманинов был солистом, с симфоническим обществом Нью — Йорк с Уолтером Дамрошем проведения . Работа получила второе исполнение под руководством Густава Малера 16 января 1910 года, «опыт, который Рахманинов ценил». Позднее Рахманинов описал репетицию Риманну:
В то время Малер был единственным дирижером, которого я считал достойным причислить к Никишу . Он посвятил себя концерту до тех пор, пока довольно сложный аккомпанемент не был отработан до совершенства, хотя он уже прошел еще одну долгую репетицию. По словам Малера, важна каждая деталь партитуры — такое отношение редко встречается среди дирижеров. . Хотя репетиция должна была закончиться в 12:30, мы играли и играли намного дольше этого часа, и когда Малер объявил, что первая часть будет отрепетирована снова, я ожидал от музыкантов какого-то протеста или сцены, но я не заметил ни единого признака раздражения. Оркестр сыграл первую часть с острой или, возможно, даже более высокой оценкой, чем в предыдущий раз.
Партитура была впервые опубликована в 1910 году Gutheil . Рахманинов назвал Третий фаворитом своих фортепианных концертов, заявив, что «я предпочитаю Третий, потому что мой Второй так неудобно играть». Тем не менее, Третий концерт стал популярным только в 1930-х годах и во многом благодаря поддержке Владимира Горовица .
Приборы
Концерт написан для фортепиано соло и оркестра, состоящего из 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов си-бемоль, 2 фаготов , 4 валторн в фа, 2 труб си-бемоль, 3 тромбонов , тубы , литавры , большого барабана , малый барабан , тарелки и струны .
Состав
Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Владимир Ашкенази с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Андре Превена | |
I. Allegro ma non tanto | |
II. Интермеццо (Адажио) | |
III. Финал (Alla breve) |
Произведение следует форме стандартного фортепианного концерта , состоящего из трех частей . Конец второй части без перерыва переходит прямо в третью.
- Allegro ma non tanto ( ре минор ) Первая часть в форме сонаты-аллегро . В основе пьесы лежит диатоническая мелодия, которую, по утверждению Рахманинова, «написал сам». Вскоре тема перерастает в сложную и насыщенную пианистическую фигуру. Вторая тема открывается тихими разговорами между оркестром и фортепиано, после чего полностью погружается во вторую тему B ♭ мажор . Первая часть первой темы пересказывается перед тем, как часть втягивается в громкую развивающую секцию до минор, которая начинается с токкатоподобных дрожаний на фортепиано и достигает громкой аккордовой секции. Вся разработка демонстрирует черты, похожие на канон, такие как отрывок из восьмой ноты в фортепиано, в котором левая и правая рука играют наложенные друг на друга фигуры. Движение достигает ряда яростных кульминаций, особенно в каденции .
Рахманинов под давлением и в надежде сделать свое произведение более популярным, санкционировал несколько сокращений партитуры по усмотрению исполнителя. Эти сокращения, особенно во второй и третьей частях, обычно использовались при исполнении и записях в течение первых десятилетий после публикации Концерта. В последнее время стало обычным делом исполнять концерт без купюр. Типичное исполнение всего концерта длится около сорока минут.
В популярной культуре
Концерт — одна из главных тем фильма « Сияние» 1996 года , основанного на жизни пианиста Дэвида Хелфготта .
Источник
Почему Рахманинов играл Концерт №3 быстрее других
Сохранить и прочитать потом —
Сергей Васильевич Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа XIX-XX веков. Его искусство отличается чувственной правдивостью, искренностью и эмоциональной полнотой художественного исполнения. Он следовал лучшим традициям русской музыкальной классики – можно сказать, что Рахманинов был проникновенным певцом русской природы.
Рахманинов рос в музыкальной семье. Его отец, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одаренности, а мать выступила в качестве его педагога по фортепиано, однако, по словам будущего выдающегося композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Несмотря на это, к четырем годам он мог свободно играть в четыре руки со своим дедом, Аркадием Александровичем.
Тот, кто слышал, как Рахманинов играет свои произведения, не мог не заметить, что темп его игры намного выше, чем у иных музыкантов. Несомненно, можно по-разному интерпретировать произведение, но сам факт, что большинство исполнителей играют музыку Рахманинова намного медленней, чем сам композитор, вызывает удивление.
Шарлотта Ланг (Charlotte Lang), пианист и певица, считает, что причиной всему «огромные руки Рахманинова».
«Он мог одной рукой дотянуться до 13 клавиш (целая октава плюс еще квинта). Если природа не одарила музыканта крупными кистями рук, то ему приходится играть медленно, чтобы точно попадать по клавишам, ведь арпеджио в произведениях Рахманинова просто нечеловеческие, – поясняет Шарлотта. – Но не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что быстрая игра не представляла особой сложности для Сергея Васильевича, поскольку он был невероятно искусным пианистом».
Стефано Дегано (Stefano Degano), бакалавр музыки, в свою очередь, отмечает, что скорость игры Рахманинова никак не связана с уровнем его подготовки: «Любой профессиональный музыкант сможет сыграть это произведение так же быстро или даже быстрее, чем Рахманинов».
Ответ на этот вопрос может стать для кого-то сюрпризом: Рахманинов играл быстрее и сокращал партитуру, чтобы его произведения подошли для формата пластинок со скоростью вращения 78 об/мин. Разумеется, он сокращал и более крупные работы, чтобы их было удобнее играть на выступлениях, но не в этом случае.
«Насколько я помню, ранние записи Рахманинова были сделаны на дисках Edison Diamond, которые вы можете видеть на фото ниже, – говорит Алан Моррисон (Alan Morrison). – Их можно прослушать только на специальных фонографах, вращающих пластинки с частотой 80 об/мин».
Диски Edison Diamond
Рахманинов также записывал свои выступления под лейблом Victor, до и после того как RCA выкупила Victor Talking Machine. Диски Victor как раз поспособствовали распространению формата 78 об/мин.
Вот что по этому поводу пишут на сайте Classical.net:
«Широко известно, что Рахманинов иногда укорачивал свои работы во время выступлений, например Симфонию №2. Также это было необходимо, чтобы удовлетворить требованиям стандарта пластинок со скоростью вращения 78 об/мин. В то время такая практика была широко распространена. Однако сегодня так практически не делают»
Стоит отметить, что Стивен Хаф и Валентина Лисица недавно записали Концерт №3 Рахманинова, исполнив его со скоростью, с которой его играл сам композитор. Это доказывает, что есть музыканты, которые могут играть произведения Рахманинова очень быстро.
Аллен Юань (Allen Yuan) также подтверждает, что Рахманинов действительно опускал фрагменты своих произведений. Например, один из таких моментов можно услышать в этом видео (отметка 5:25):
«Правда я не могу сказать наверняка, почему он играл Концерт №3 так быстро, – отвечает Аллен. – Когда я обратился с этим вопросом к своему преподавателю, он ответил, что именно эта запись была сделана после длительного тура. Возможно, он просто устал играть одно и то же».
«Без сомнения, Рахманинов был одним из величайших виртуозов своего времени. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна, – заключает Аллен. – Но как человек, который проводит много времени в концертных залах, могу с уверенностью сказать, что причина, по которой профессиональные пианисты не играют произведения быстро, никак не связана с уровнем их подготовки».
Источник