Кто нашел ноты баха

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • * впечатления и размышления (3767)
  • * показ ТЕХНОЛОГИЙ без искусства (284)
  • начинающим в искусстве — ответы на вопросы (157)
  • фильмы О живописи . искусствах И науках (141)
  • примитивизм/живопись наивных(чистых) сердец (136)
  • р е а л и з м (98)
  • р о н д и з м (62)
  • ссылки ДЛЯ ПОИСКА искусства И науки В СЕТИ (57)
  • экспрессионизм (57)
  • и м п р е с с и о н и з м (48)
  • * эротика * (33)
  • фотореализм (30)
  • а б с т р а к ц и о н и з м (30)
  • сюрреализм (28)
  • *ГРАФФИТЕ (24)
  • ф у т у р и з м (формализм) (17)
  • * УРОКИ милосердия в ПРИРОДЕ (15)
  • древний реализм (11)
  • древний импрессионизм (7)
  • а к а д е м и з м (7)
  • п у а н т и л и з м (7)
  • древний формализм (5)
  • * АВТОРСКИЕ произведения (1589)
  • продажа произведения (17)
  • * поэзия В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ (1539)
  • * отечественное искусство (1486)
  • * зарубежные мастера (1458)
  • *ПОЭЗИЯ (1948)
  • *ЖИВОПИСЬ (1177)
  • *ПРОЗА (747)
  • *КИНО (698)
  • (3)
  • *МУЗЫКА инструментальная (444)
  • *ФОТОГРАФИЯ (376)
  • *ГРАФИКА (309)
  • *ВОКАЛ (265)
  • *ТЕАТР (232)
  • * а ф о р и з м ы (224)
  • *АРХИТЕКТУРА (191)
  • *СКУЛЬПТУРА (126)
  • *ДИЗАЙН (125)
  • * искусство и ТЕОЛОГИЯ (122)
Читайте также:  Октоих глас 2 ноты

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Мендельсон — это было открытие забытого Баха ESSAY -=-Muzeum Rondizm -=-

Понедельник, 17 Августа 2009 г. 16:39 + в цитатник

КУЛЬТУРА И СТИЛЬ ЖИЗНИ | 19.05.2009

Бах, Мендельсон и «третий рейх»: выставка в Айзенахе

«Самым немецким из всех немецких композиторов» провозгласили нацисты Иоганна Себастьяна Баха. «Гениальной случайностью» был сочтен коричневыми идеологами от музыки Феликс Мендельсон-Бартольди.

О Бахе, Мендельсоне и восприятии музыки этих композиторов в нацистском государстве рассказывает выставка «Кровь и дух», открывшаяся в доме-музее Баха в Айзенахе.

Засекреченный Бах. (материал из www.dw-world.de — фрагмент — полностью ниже — Ю.К.)

это было открытие забытого Баха

однажды поднявшись на чердак
он нашел запылившиеся ноты
— и очаровался.

хотя Гейне язвительно писал
« что при всем ящерном слухе «
ничего интересного нет в Мендельсоне
— это вызывает у меня сомнение

человек который понял Баха
явно имел много чего за душой.

В 1735 году Иоганн Себастьян Бах составил родословное древо своей семьи. Своим родоначальником тюрингские Бахи считали Вейта (или Витуса) Баха – выходца из Венгрии, пекаря и мельника, и, как это с мельниками водится, большого любителя музыки. Вейт Бах, скончавшийся в 1578 году, приходился Иоганну Себастьяну прапрадедом. С особенным удовольствием Иоганн Себастьян отмечает музыкальную даровитость своего рода, из которого на протяжении многих поколений «рекрутировались» придворные, церковные и городские музыканты (а также, по совместительству, звонари и ночные сторожи) в Веймаре, Айзенахе и других окрестных городах. Бах насчитал в своей родне более полусотни профессиональных музыкантов, включая своего отца Иоганна Амброзиуса, дядек, кузенов, племянников и сыновей.

«Дом Баха» в Айзенахе (слева — старый, справа — новый корпус) считается самым посещаемым музеем Германии Удивительным образом семейное древо Бахов относилось к числу засекреченных в «третьем рейхе». Почему? Ведь, казалось бы, оно не доказывает ничего, кроме безупречного арийского происхождения композитора, а передающаяся по наследству одаренность даже в некотором смысле льет воду на мельницу рассовой теории Оказывается, Бахи имели обыкновение жениться на кузинах. А значит – повышали риск наследственных заболеваний и подавали дурной пример нации.

Не только значительные элементы биографии Баха, но и львина доля его музыкального наследия оказалась для нацистов «лишней»: из океана музыки, что написал Бах, были вычленены несколько «монументов» – Пассионы, Искусство фуги, несколько ораторий. Они исполнялись в помпезном, монументальном стиле, который сегодня воспринимается лишь как анахронизм.

Неугодный Мендельсон

Второй (а по сути первый) герой айзенахской выставки – Феликс Мендельсон-Бартольди. Мендельсон, которому мы обязаны началом возрождения интереса к музыке Баха (он первым после почти векового перерыва исполнил в Лейпциге «Страсти по Матфею»), был стилизован поборниками арийского в музыке как «антипод Баха». Антипод гениальный, этого не отрицали и нацисты, но тем более опасный.

Облик Баха также был предметом стилизации Один из экспонатов выставки – решение национал-социалистической «Музыкальной палаты» (Reichsmusikkammer) о запрете исполнения музыки Мендельсона на концертах. Это запретили, несмотря на то, что ни один композитор не пользовался в начале 20 века такой любовью публики и исполнителей, как автор «Сна в летнюю ночь» и Первого скрипичного концерта. Впрочем, именно для этих двух сочинений было сделано исключение. Правда, исполняли их в «третьем рейхе» без указания автора.

«В соответствующем распоряжении Розенберга значится: «Национал-социалистическая революция требует пересмотра отношения к некоторым произведениям. Музыка Мендельсона гениальна, но не совместима с народным движением», — рассказывает директор Дома-музея Баха в Айзенахе Йорг Ханзен (Jörg Hansen).

Альфред Розенберг (Alfred Rosenberg), один из главных идеологов НСДАП, считал, что фуга должна быть «светловолосой и голубоглазой», а контрапункт является образцом «нордического в музыке».

В экспозиции – фотография Гитлера, сосредоточенно внимающего «контрапункту». Трудно поверить в то, что поклонник вагнеровской эмоциональной выспренности в той же мере любил строгие и светлые формы баховских хоралов.

Неисправимый Шуман

От Мендельсона до джаза: «дегенеративная музыка» Казалось бы, музыкальная история давно расставила все на свои места: Бах не забыт, Мендельсон реабилитирован. В Айзенахе с этим не совсем согласны. Куратор выставки, Герхард Фогт (Gerhard Vogt), демонстрирует один из экспонатов – вполне современный музыкальный справочник.

Его автор Отто Шуман (Otto Schuhmann) во время войны во вполне типичном для того времени антиеврейском духе клеймил музыку Мендельсона, а заодно Оффенбаха и Мейербера как «бессмысленную». И тот же Отто Шуман продолжал писать в аналогичном ключе и в послевоенные десятилетия. Его последний справочник был опубликован и поступил в продажу в 1984 году. Таким образом, считает Фогт, несколько поколений немецкого общества взращены в духе слегка презрительного отношения к музыке Мендельсона как к «поверхностной, лишенной глубины и строгости». От этого наследия не так-то просто избавиться.

Автор: Анастасия Рахманова
Редактор: Ефим Шуман

Источник

Кто нашел ноты баха

Хочу еще упомянуть о моих семейных делах. Моя жена умерла в Кетене, и я

женился второй раз. От первого брака у меня остались в живых три сына и

дочь, каковых вы, если изволите вспомнить, видали в Веймаре. От второго

брака у меня имеются один сын и две дочери. Мой старший сын теперь Studiosus

Juris (студент юридического факультета), два других посещают — один первый,

а второй второй класс), а старшая дочь еще не замужем. Дети от второго брака

еще малы, старшему мальчику шесть лет. Но все они прирожденные музыканты, и

я смею уверить вас, что могу в своем семействе сформировать вокальный и

инструментальный концерт, тем более что моя теперешняя жена поет чистым

сопрано, а старшая дочь ей неплохо помогает.

Я почти превышаю допустимую меру вежливости, беспокоя вас так много,

почему и спешу закончить, пребывая в неизменном уважении на всю жизнь.

Вашего высокородия послушно преданный слуга

Лейпциг, 28 окт. 1730″.

Иоганн Себастьян Бах скончался 28 июля 1750 года в Лейпциге.
Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа. Композитора похоронили вблизи собора Святого Иоанна (Johanniskirche), одного из двух соборов, где он прослужил двадцать семь лет.

Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, и были перезахоронены в 1900 году.

Иоганн Филипп Ки́рнбергер (нем. Johann Philipp Kirnberger; крещён 24 апреля 1721, Заальфельд — 27 июля 1783, Берлин) — немецкий теоретик музыки, композитор и педагог.

По утверждению Ф. В. Марпурга, Кирнбергер в 1739—41 годах учился в Лейпциге у И. С. Баха, которого считал крупнейшим немецким композитором. Добивался публикации хоральных обработок Баха, о которых в письме лейпцигскому издателю Брейткопфу писал так:

«По поводу хоралов Баха числом более 400, которые собрал К. Ф. Э. Бах и многие из которых переписаны его собственной рукой, мне исключительно важно, чтобы эти хоралы, которые ныне находятся в моем распоряжении, сохранились для будущих музыкантов, композиторов и ценителей музыки».

Эта публикация хоралов в четырёх томах под редакцией Кирнбергера (с предисловием, написанным К. Ф. Э. Бахом) была осуществлена после его смерти, в 1784-87 годах.

Собрание баховских хоральных обработок для органа BWV 690-713a ныне известно как «кирнбергерово».

Автор 8 научных и музыкально-педагогических трактатов, а также многих музыкальных статей в знаменитом словаре И. Г. Зульцера «Общая теория изящных искусств». Основной труд Кирнбергера, двухтомный «Kunst des reinen Satzes in der Musik», посвящён технике современной музыкальной композиции. В центре внимания автора гармония и контрапункт; в книге также рассматриваются виды фактуры, типы развёртывания мелодии, основы музыкального метра, обсуждаются проблемы строя и темперации. Разработал 3 темперации, из которых наибольшую известность приобрела третья (так называемая «кирнбергерова»).

Написал 10 флейтовых сонат (наиболее популярна соната es-moll), 10 трио-сонат и другую камерную музыку. Автор ряда сочинений для органа, в том числе прелюдий, вариаций и других обработок хоралов. Среди учеников Кирнбергера, в частности, Даниэль Штейбельт.

Музыкально-теоретические сочинения и учебые пособия

Der allezeit fertige Polonoisen- und Menuettencomponist («Композитор, полностью оснащённый для сочинения полонезов и менуэтов»), 1757;
Construction der gleichschwebenden Temperatur («Построение равномерной темперации»), 1760;
Kunst des reinen Satzes in der Musik («Искусство чистого сочинения музыки»): т.1 (1771), т.2 (1779);
Die wahren Grundsätze zum Gebrauch der Harmonie. als ein Zusatz zu der Kunst des reinen Satzes in der Musik («Подлинные основы практической гармонии. дополнение к Искусству чистого сочинения музыки»), 1773;
Grundsätze des Generalbasses als erste Linien zur Composition («Основы генерал-баса как первые шаги в композиции»), 1781;
Gedanken über die verschiedenen Lehrarten in der Komposition, als Vorbereitung zur Fugenkenntniss («Мысли о различных методах обучения композиции, как приготовление к усвоению фуги»), 1782;
Anleitung zur Singkomposition mit Oden in verschiedenen Sylbenmassen begleitet («Вводный курс вокальной композиции, с приложением песен в различных стихотворных размерах»), 1782;
Methode Sonaten aus’m Ermel zu schüddeln («Как писать сонаты без всякого труда»), 1783. © wiki

Источник

Еврейский композитор, возродивший Баха и раздражавший Вагнера

Сознайтесь, много ли вы знаете о Феликсе Мендельсоне, помимо свадебного марша? Это как Огинский, который для многих всего лишь автор полонеза, а вовсе не реальный человек с именем и поразительной судьбой. Вот и Мендельсон, даже имя которого мало кто знает, засел в памяти народной лишь частью словосочетания «марш Мендельсона». А человек он между тем незаурядный, вошедший в историю отнюдь не только как композитор и музыкант.
Вы знали, например, что музыка Баха не дошла бы до наших дней, если бы не Феликс Мендельсон?
Иоганн Себастьян Бах при жизни был известен как виртуозный исполнитель и уважаем как автор музыки духовного содержания. Нам сейчас кажется, что он должен был иметь статус этакой рок-звезды своего времени, но нет, происхождение Баха было недостаточно знатным, чтобы получить доступ в высший свет. Так что при всех его талантах, Бах не мог влиять на тех, кто определял модные музыкальные течения.

Поскольку звукозаписывающих устройств не существовало, музыка просто умирала, если ее прекращали исполнять. И именно это случилось с музыкальным наследием Баха. Его патетические и несколько тяжеловесные произведения быстро вышли из моды, партитуры пылились на чердаках, рукописи терялись и забылись бы окончательно, если бы спустя сто лет после смерти Баха не появился некий Феликс Мендельсон, который считал эту музыку по-настоящему гениальной.

Приехав в Лейпциг, город, где Бах жил 27 лет, до самой смерти, Мендельсон облазил все пыльные закутки церкви святого Фомы в поисках рукописей своего кумира. В этой церкви Бах исполнял на органе собственную музыку и руководил небольшим хором.
Найденные ноты положили начало коллекции, которая превратилась в подлинную одержимость. Мендельсон решил разыскать и собрать всё музыкальное наследие Баха, и издал в результате 46 томов, куда вошли больше тысячи произведений.

Феликс сам исполнял эту музыку, адаптируя ее к современной манере звучания. Мендельсон был лично знаком с многими значительными музыкантами, композиторами и поэтами 19 века (далеко не только немецкими) и сумел заразить их винтажными мелодиями из своей коллекции. Постепенно Баха снова начали исполнять, он вернулся в моду и уже больше из нее не выходил.

Однако не только воскрешением наследия своего великого предшественника знаменит Мендельсон. Он сам был выдающимся композитором, этаким Моцартом (или, может быть, Вивальди) 19-го века, сочиняющим легкую и изящную музыку, очень созвучную его эпохе. Вспомните хотя бы его искрящуюся итальянскую симфонию ( послушайте вот здесь , если вам интересно). Уверен, многие и не подозревали, что автор этой музыки тот самый Мендельсон.
Феликс родился В Гамбурге в еврейской семье. Его родителям пришлось принять лютеранство, поскольку быть иудеем в Германии означало лишиться всяческих перспектив в жизни. В результате к фамилии Мендельсон была добавлена еще одна, Бартольди. Отец Мендельсона-Бартольди, состоятельный банкир, зарабатывал хорошие деньги, так что семья жила в достатке, что и позволило родителям давать явно тяготеющему к музыке отпрыску лучшие частные уроки.

Источник

Оцените статью