- Наше пианино. Ремонтируем, регулируем, настраиваем сами.
- Лента статей RSS:
- Поиск статей:
- КОНСТРУКЦИЯ
- Заинтересовались?
- Настройка пианино своими руками
- Инструменты для настройки пианино
- Как настроить пианино?
- Особенности
- Необходимые инструменты
- Пошаговая инструкция
- Как часто нужно настраивать
- Распространённые ошибки
Наше пианино. Ремонтируем, регулируем, настраиваем сами.
Лента статей RSS:
Поиск статей:
Автор: А. Хохряков
Название: Наше пианино. Ремонтируем, регулируем, настраиваем сами.
Несколько лет назад мне и в голову не могло прийти, что когда-нибудь я буду настраивать пианино и даже рояли. Как и большинство немузыкантов, да и музыкантов тоже, я считал, что настройщик – это чародей, колдующий над роялем. Такой колоритный старичок с седой шевелюрой и маленьким чемоданчиком в руках. Открывает крышку, нажимает клавиши, внимательно вслушивается, крутит что-то своим никелированным ключом… Нам, кому медведь на ухо наступил, этого не понять.
Моя жена – пианистка – много лет играла на всевозможных разбитых пианино и роялях и, как многие, считала это неизбежным злом. Если все играет и ничего не западает – уже счастье. Но однажды поселковой музыкальной школе, в которой она работает, посчастливилось: приехал настоящий мастер и привел инструменты в идеальное состояние. Приезжать издалека регулярно он не обещал, зато предложил научить этому ремеслу меня. Идея эта поначалу показалась мне фантастической, но зато так понравилась жене, что деваться было некуда…
Восемь часов, проведенных рядом с моим наставником, научили меня многому. За эти часы он привел в порядок один-единственный инструмент, причем большая часть времени была затрачена вовсе не на настройку, а на регулировку — операцию, о необходимости которой я до этого и не подозревал.
Сразу после этого я взялся за наше домашнее пианино, изрядно потрепанное за годы учебы жены в ДМШ, училище и консерватории. Имея всего восемь часов «ученического стажа», я не знал и четверти того, что знаю теперь, а умел еще меньше. Тем не менее, когда я закончил работу, жена ахнула: «Какой у нас, оказывается, хороший инструмент! А я-то думала, что его только могила исправит!»
Моей жене повезло: мне встретился настоящий специалист, который к тому же не таил своих секретов; кроме того, удалось прочитать кое-что из литературы для начинающих. А скольким ее коллегам в провинциальных музыкальных школах (да и не только в провинциальных, как выяснилось!) приходится всю жизнь мириться с западающими клавишами, неровной клавиатурой, не говоря уж о строе… Игра на таких инструментах – не игра, а мучение для учеников. Учение становится не просто бесполезным, но и вредным. А о том, что регулировкой и интонировкой можно преобразить звучание инструмента, сделать инструмент более удобным для Ваших рук подобно тому, как портной подгоняет по размеру готовое платье, – об этом многие и не подозревают…
Пианино – не только музыкальный инструмент, но и тонкий механизм, требующий заботы. Большую часть работ по его ремонту и регулировке не хуже, а часто даже лучше настройщика-музыканта, проделает обыкновенный мужчина с руками, который умеет ремонтировать автомобиль, швейную машинку или хотя бы кофемолку, но не решается залезть внутрь пианино, ссылаясь почему-то на свой слух. Для него и написана эта книжка. Строго говоря, мой предполагаемый читатель – это я сам семь лет назад. Насколько я знаю, вся популярная литература по настройке адресована пианистам (на деле выходит, что пианисткам); оригинальность моей затеи – в том, что я обращаюсь к мужьям пианисток.
Надеюсь, сведения, изложенные здесь, помогут Вам довести до ума Ваш домашний инструмент и содержать его в порядке. Разумеется, в небольшой книжке не изложить всего, да и необходимости такой нет. Если Вы всерьез свяжетесь с профессией настройщика, придется искать дополнительную литературу, перенимать опыт у коллег, до многого доходить самостоятельно методом проб и ошибок. Но для большинства читателей, думаю, этих рекомендаций достаточно. Я сознательно опускаю некоторые подробности устройства пианино, описываю все действия по возможности лаконично, чтобы не утомлять умелого и сообразительного читателя.
Но эта книжка пригодится и тому, кто вообще не собирается заниматься настройкой и регулировкой, а хочет только разобраться в недостатках и достоинствах своего инструмента, вразумительно высказать свои пожелания настройщику, проверить качество его работы, наконец, научиться выбирать инструмент при покупке.
Специалисты наверняка найдут в моей работе массу недостатков. Но, во-первых, я пишу для начинающих, поэтому часть своих познаний просто скрываю – не от жадности, а оттого, что на первых порах избыток сведений только помешает работе. А во-вторых, даже среди авторов серьезных работ существуют значительные расхождения во взглядах. (В обиходе это обычно проявляется в том, что каждый мастер – и не только в этой области – обычно резко критикует деятельность всех остальных…) Наконец, в-третьих, это первый мой литературный опыт.
КОНСТРУКЦИЯ
Рассмотрим пианино не как музыкальный инструмент, а как механизм. Основа его — рама из деревянных брусков, футор (от немецкого Futter — дверная коробка). (Фортепиано изобрели немцы, поэтому большинство терминов — немецкого происхождения). Вы увидите его, взглянув на пианино сзади. Сверху вирбельбанк (Wirbelbank — колковая доска), который склеен из нескольких слоев буковой древесины. (См. рис.1) По всей доске насверлены отверстия для колков (вирбелей), к которым крепятся струны. К футору приклеен деревянный щит — дека (Decke — покрышка, дека). Дека передает колебания струны окружающему воздуху. Как и у скрипки и гитары, от качества деки во многом зависит тембр инструмента. Дека склеена из еловых дощечек, подобранных по акустическим свойствам. С обратной стороны перпендикулярно дощечкам приклеены брусочки — рипки (Rippe — ребро). Они помогают звуковым волнам распространяться поперек годовых слоев дощечек деки, а также придают деке дополнительную прочность.
Два штега (Steg — мостик, сходни) играют ту же роль, что и нижний порожек у гитары или подставка скрипки — передают деке колебания струны. Один из них, большой (проходит через всю деку) — теноровый, другой (внизу) — басовый. Он приклеен не непосредственно к деке, а через дощечку — мостик.
Суммарное натяжение всех струн — более 10 тонн. Принимает его на себя чугунная рама. С ней Вы хорошо познакомились, поднимая пианино по лестнице.
Струны подразделяются на три группы – три регистра: басовый, теноровый и дискантовый.
К футору приклеены боковые стенки, к которым крепится стол для клавиатуры и механики — штульрама. Боковые стенки у многих инструментов состоят из двух частей: к большой основной прикреплена небольшая, выступающая вперед. Как она называется официально – не знаю. Да простят меня знатоки, в дальнейшем я буду именовать ее «мордой». Внизу к стенкам прикреплен цокольный пол.
На штульраме лежит клавиатурная рамка. Она состоит из трех брусков — переднего, среднего и заднего. В средний брусок вбито два ряда круглых штифтов, на которых лежат клавиши. Чтобы клавиши не стучали, на штифты надеты суконные шайбы — флейки. Овальные штифты, вбитые в передний брусок, служат направляющими для клавиш. Шайбы из толстого сукна — друкшайбы — смягчают удары о брусок. Их толщина определяет ход переднего конца клавиши — глубину клавиатуры. На задний брусок по всей его длине наклеена мягкая полоска — польстер. (Polster – подушка.)
Над клавиатурой — церлейстик. Это планка, оклеенная снизу сукном, не позволяющая клавишам при игре подскакивать слишком высоко. В середине штульрамы ввернут шуруп, чтобы церлейстик не прогибался и не ложился на клавиши. Перед клавишами – клавиатурный брусок, который крепится к штульраме несколькими шурупами.
Справа и слева от клавиатуры два бруска — бакенклетцы. Крышка, которую Вы откидываете, садясь за инструмент, носит неожиданное название — клавиатурный клапан. Две передние стенки пианино называются филенки (верхняя и нижняя).
Клавиша имеет два отверстия. Одно (посередине) для круглого штифта – сквозное, сверху прикрыто буковой дощечкой с прямоугольной прорезью, выклеенной сукном. Это клавиатурный капсюль. Другое (в передней части клавиши) для овального штифта – глухое, также выклеено сукном. Это передний клавиатурный капсюль. В задний конец клавиши вбит отрезок проволоки с резьбой, на которую надет цилиндрик — пилот. Он передает усилие от клавиши к механике.
Вся механика крепится к буковой доске — гаммербанку (Hammerbank — молоточковая доска). К гаммербанку прикреплено три набора узлов: молоточный, фигурный и демпферный. (См. рис. 5)
Молоточный узел. Основание (шультер) — деревянный брусочек. Снизу вырез для прикрепления капсюля. Капсюль — П-образная деталь с отверстиями в ножках П. Отверстия выклеены сукном. В них вставлена латунная проволока — штифт. Средней частью она плотно сидит в шультере, а в суконных выклейках свободно поворачивается. Такой своеобразный суконный подшипник, как ни удивительно, работает, не изнашиваясь, десятилетиями. Молотковый капсюль имеет петельку из тоненького шнурка, за которую зацеплена пружинка, помогающая молотку вернуться в исходное состояние после удара по клавише. Сверху к шультеру прикреплен молоток на ножке (ножка молотка — гаммерштиль). Сзади еще одна деталь — контрфенгер с прикрепленной к нему тесьмой — бентиком. О назначении их расскажу чуть позже. Молотки лежат на молоточном бруске — рулейстике. Он состоит из двух планок — подвижной и неподвижной. Подвижная планка приближает все молотки к струнам при нажатии левой педали. К подвижной планке приклеена полоска мягкого сукна — молоточный польстер.
Фигурный узел передает усилие от клавиши к молоточному узлу. Основание может свободно поворачиваться на капсюле, прикрепленном к гаммербанку. В средней части основания, тоже на капсюле, держится L-образная деталь — шпиллер. Снизу его подталкивает спиральная пружина, прижимая к оклеенному кожей вырезу на шультере. На ближнем к нам конце основания фигурного узла расположен фенгер — толстая мягкая подушечка на деревянном брусочке, прикрепленном к основанию толстой проволокой. Когда молоток отскакивает от струны после удара, его контрфенгер (см. выше) улавливается фенгером. Рядом с фенгером — проволочный крючок, на который надевается бентик. На ближнем к струнам конце к основанию прикреплена ложечка для взаимодействия фигурного узла с демпферным.
Нижний конец шпиллера (пятка) расположен под деревянной планкой, на которой укреплены деревянные цилиндрики с суконными кружочками снизу — ауслезерные пупки (название, похоже, вполне официальное; во всяком случае, все настройщики называют эту деталь именно так). Ausleser — сортировщик, пупка — слово, по-видимому, исконно русское.
Демпферный узел довольно прост. Нижнюю часть основания (демпфергальтера), оклеенную сукном, толкает ложечка (или штанга правой педали). Верхняя, соответственно, отходит от струн вместе с демпферной головкой, закрепленной на основании при помощи проволоки. При отпущенной клавише головку к струнам прижимает пружина. Одним концом она держится в капсюле, другим — упирается в углубление в основании, выклеенное сукном.
Гаммербанк устанавливается в пианино при помощи двух-трех стоек. В нижней части стойка имеет углубление, которое садится на болт, ввернутый в закрепленный на штульраме брусочек из твердого дерева. Сверху стойка своим ушком крепится к болту, ввернутому в футор.
ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ГЛАВА
Теперь, когда Вы прочли нудное описание и изучили терминологию, внимание!
Рассмотрим детали механики в движении и взаимодействии.
Момент первый: нажимаем клавишу. Пилот толкает фигуру, она поднимается, поворачиваясь на своем капсюле, и шпиллер толкает молоток к струне. Ложечка давит на основание демпферного узла, и демпфер отходит от струны. Когда молоток находится в нескольких миллиметрах от струны, нижний конец шпиллера упирается в пупку. Шпиллер выворачивается из-под шультера, и остаток пути до струны молоток пролетает по инерции (иначе он бы уперся в струну и своим телом заглушил бы едва успевший начаться звук). Ударившись о струну, молоток отскакивает от нее и тормозится фенгером. Наслаждаемся божественным звуком.
Момент второй: отпускаем клавишу. Клавиша падает на польстер, фигурный узел падает вслед за ней, ложечка отходит от демпфергальтера, пружинка прижимает демпфер к струне, звук прекращается. Фенгер освобождает молоток, а бентик, натянувшись, тянет его в исходное положение. Спиральная пружина толкает шпиллер, и он занимает свое место под вырезом шультера.
Второй момент, как ни странно, не менее важен, чем первый: если из-за неверной регулировки механизм возвращается в исходное положение не спеша, играть в быстром темпе невозможно, а в криминальных случаях играть невозможно в принципе.
Заинтересовались?
Для получения подробной информации обратитесь к нам удобным для Вас способом:
Источник
Настройка пианино своими руками
Со временем под воздействием микроклимата помещения и усталости металла звучание фортепиано изменяется. По этой причине инструмент настраивают. В идеале это делают дважды в год — в начале и конце холодного сезона. Если же пианино простаивало несколько лет, одной настройкой не обойтись — потребуется две или три. Услугу лучше заказать у опытного мастера, ведь только он сможет учесть все тонкости. Однако, базовую настройку можно произвести и своими силами — главное знать основные её принципы.
Инструменты для настройки пианино
Для отладки звучания нельзя использовать обычные домашние инструменты — ими можно легко повредить механику. Вместо этого применяют специальные приспособления:
Ключ — с его помощью вращают металлический стержень, на который намотана струна. Чем больше граней у ключа, тем точней будет настройка. Четырехгранными ключами выворачивают колки. Такие ключи не подойдут к «Заре» и другим моделям с тонкими штифтами. Шести-, восьми- и шестнадцатигранные ключи используются для настройки. У некоторых из них суженое отверстие, с помощью которого ключ легко насаживается на любой вирбель. Некоторые ключи имеют сменную рукоятку и головку. Рукоятка ключа может быть Г- и Т-образной формы.
Обратный пинцет — глушитель струн самых высоких регистров. Для таких коротких струн невозможно использовать демпферы. А вот пинцет легко просовывается между молоточками и глушит две соседние струны.
Демпферы — клинья из резины. Их осторожно вставляют между соседними струнами — это блокирует их вибрацию и дает возможность сосредоточиться на настройке текущей.
Лента из сукна — также применяется для блокировки струн, которые не настраиваются в данный момент. Суконной лентой намного быстрей заглушить струны, чем клиньями.
Камертон — цифровое или аналоговое устройство для точного определения частоты звука.
Источник
Как настроить пианино?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
В жизни любого владельца фортепиано может возникнуть необходимость в самостоятельной настройке инструмента. Чтобы с успехом провести эту операцию, понадобится пошагово следовать устоявшейся инструкции.
Особенности
Настройка пианино уже много лет проводится по одной и той же схеме, так как с момента создания музыкального инструмента его конструкция практически не менялась. Цель этой процедуры понятна – добиться того, чтобы звуки клавиш соответствовали стандартному строю инструмента.
При этом важно учитывать, что на струны влияет не только техническое состояние фортепиано, но и окружающая среда. В идеале работа с пианино должна проводиться в пустой комнате за закрытой дверью.
Настройщику-самоучке важно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, стараясь каждое движение совершать плавно и без лишней силы.
Непосредственно перед настройкой обязательно проводится диагностика. Начинается все с проверки клавиш: при помощи линейки необходимо определить, сохраняют ли они ровность в обеих плоскостях. Каждую клавишу есть смысл пошевелить у основания и у края, чтобы выяснить, насколько она расшаталась. Глубина нажатия клавиши должна составлять в среднем 10 мм. Обязательно оценивается отсутствие люфта.
Важно, чтобы демпферы, заметные наверху, очень плотно прилегали к струнам. При нажатии на правую педаль, они должны двигаться одновременно. Кроме того, нельзя забывать и про проверку молоточков – эти планки должны срабатывать сразу же после нажатия на клавиши. Расстояние между этими деталями и струнами не должно превышать 45 мм, а поверхность молоточков важно поддерживать идеально отшлифованной. Точка срыва деталей не может выходить за границу 2 мм.
Необходимые инструменты
Для настройки фортепиано всегда используют один и тот же набор инструментов. Большая часть работы осуществляется с помощью настроечного ключа. Этот прибор воздействует на штифты (вирбели) – специальные колки, обладающие микронной резьбой. Суть настройки заключается в том, что малейшее воздействие ключа способно изменить натяжение струн: при натяжении строй повышается, при ослаблении — понижается. Сами колки, выглядящие брусочками из разных пород дерева, под небольшим углом фиксируются на специальной доске – вирбельбанке.
Чем больше у инструмента граней, тем эффективнее оказывается процесс. Как правило, четырехгранные модели применяются только для настройки пианино с тонкими штифтами. Профессиональный ключ обладает сужающимся конусным отверстием, что позволяет ему работать с вирбелями разных размеров. Некоторые разновидности инструментов поступают в комплекте со сменными головками, что очень удобно для работы. Рукоять может быть либо в форме буквы «Г», либо «Т».
Считается, что при необходимости работу ключа может выполнить и обычный шестигранник диаметром 8 мм, обладающий соответствующей головкой.
Демпферные клинья будут глушить те струны, которые не требуют настройки. По сути, они представляют собой резиновые накладки, которые прокладываются между металлическими нитями либо же фиксируются на рукояти из проволоки, чтобы обрабатывать труднодоступные зоны. Самостоятельно их получится сконструировать из стирательной резинки, разрезанной по диагонали и «наколотой» на вязальную спицу. Обратный пинцет придет на помощь, если использовать демпферные клинья не получится. Данные инструменты располагаются между молоточковыми черенками.
Чтобы одновременно заглушить несколько струн, пригодится суконная лента.
Безусловно, наладка пианино невозможна без камертона – инструмента, способного воспроизвести чистую ноту в качестве ориентира для дальнейшей настройки. Это устройство бывает классическим и электронным. В первом случае ориентироваться предстоит на ноту «ля» первой октавы. Выглядит такой камертон в виде двузубой вилки, на конце ручки которой располагается шарик. Конструкцией необходимо ударить о твердую поверхность, а затем прислонить к резонирующему материалу, в результате чего проявится звук «ля».
Электронный камертон сегодня чаще всего представляет собой приложение в мобильном телефоне.
Некоторые мастера предпочитают настраивать пианино с помощью тюнера, хотя часть специалистов придерживается точки зрения, что современное устройство не способно охватить необходимый частотный диапазон. В принципе ориентироваться можно и просто на слух, но перепроверка результата с помощью специального инструмента лишней не будет.
Пошаговая инструкция
Чтобы наладить пианино самостоятельно дома, необходимо начать с поднятия верхней крышки и поиска фиксаторов. Последние находятся по углам верхней части передней вертикальной панели. Отодвинув фиксаторы, удастся самому снять панель и открыть клавиатуру.
Чтобы научиться проводить дальнейшую настройку в домашних условиях, важно помнить, что большая часть нот начинает звучать благодаря вибрации нескольких созвучных струн (от одной до трех).
В нижнем регистре это, как правило, одна толстая струна, в среднем регистре – две струны, а от середины до конца клавиатуры – по три струны. Эти созвучия называются «хором». Струны одного «хора» обладают одинаковой толщиной, но отличаются по длине. Регулировку своими руками правильно проводить внутри каждого созвучия, отстраивая струны относительно друг друга, а также относительно интервалов других «хоров». По отдельности корректировать положение каждой детали верным действием не является.
Рабочий процесс начинается с «ля» первой октавы. Вообще-то, это должна быть средняя струна каждого «хора». Делается это следующим образом: в созвучии выбирается струна, обладающая наибольшим рабочим состоянием и наименьшим нерабочим. Это означает, что она будет меньше искажаться и проще настраиваться.
Как правило, речь в данном случае идет о первых струнах «хора». Выбрав одну медную нить, нужно будет заглушить остальных участников созвучия демпферными клиньями, вставляемыми между ними. Несколько струн можно также отгородить плотной суконной лентой.
Если не воспользоваться заглушками, то настройку будет проводить очень сложно, так как расстояние между отдельными медными нитями составляет не более 5 мм.
Далее выбранная струна отстраивается путем использования камертона и накручивания ключа. Основная цель этих действий – исключить биения, чтобы их частота составляла более 10 секунд. На следующем этапе, что зависит от состояния первой струны, «темперируются» интервалы первой октавы. Так как каждый интервал обладает собственным количеством биений, важно, чтобы настройщик внимательно его слушал. Переходя к другим струнам, нужно будет поочередно извлекать заглушки, не забывая выстраивать унисоны. Проработав центральную октаву, можно переходить к остальным звукам, следуя выше и ниже от центра.
В целом принято выделять две основные методики наладки инструмента, хотя работа в каждой начинается со звука «ля». Квартово-квинтовая настройка считается более точной, а потому и чаще применяемой. В этом случае настройка происходит путем чередования кварт (то есть 4-х полутонов) и квинт (5 полутонов), отсюда и название. Сперва выстраивается октава, а затем работа идет слева направо – четко по интервалам. Нельзя забывать, что на кварте звук должен повышаться на «биение в секунду», а на квинте – понижаться на «биение в секунду».
Согласно второй методике настройка осуществляется по кварто-октавной наладке: вверх по квинте и вниз на октаву, начиная также от «ля» первой октавы.
Если в фортепиано расстроилось только несколько струн, создающих «хор» одной клавиши, то следовать необходимо по слегка отличающейся инструкции. Как вариант, для проверки нажимается клавиша «до» первой октавы, молоточек которой одновременно ударяет по трем струнам. Не ослабляя нажатия, необходимо по очереди зажимать каждую нить и внимательно отслеживать звуки, чтобы понять, какой из них нарушает общую картину. Обнаружив «нарушительницу», следует надеть ключ на примыкающей к ней колок и начать аккуратно крутить его, время от времени вновь нажимая на клавишу и контролируя звучание. Требуемую высоту правильно определить по тюнеру, а движение ключа важно продолжать, пока струна не совпадет с ней. Вторая струна должна быть настроена с первой в унисон, а третья — быть отрегулированной под первые две.
Как часто нужно настраивать
Принято считать, что после приобретения нового пианино в течение следующих 12 месяцев его потребуется настраивать дважды. При покупке с рук провести настройку придется один раз, но практически сразу же после доставки музыкального инструмента на постоянное место. Однако в обоих случаях перед приглашением специалиста все-таки необходимо выждать около недели, чтобы механизм адаптировался к микроклимату комнаты. Постоянно используя фортепиано, регулировать механизм придется через каждые 6 месяцев.
Безусловно, чем чаще играют на инструменте, тем чаще его настраивают: при музицировании более 10 часов в сутки необходимо будет приглашать мастера 14-18 раз в год.
Следует понимать, что данная работа отнимает значительное количество времени. Если пианино настраивается регулярно, то потребуется от 1,5 до 3 часов работы, но если специалист давно не касался инструмента, то количество часов окажется гораздо большим – возможно, даже в три подхода. Чтобы результат работы оставался как можно дольше, в помещении следует поддерживать температуру, равную 20 градусам тепла, а влажность – от 45 до 60%.
Распространённые ошибки
Люди, не являющиеся специалистами, при самостоятельной настройке часто совершают одни и те же оплошности, например, не учитывают механические дефекты. Дело в том, что перед настройкой инструмента его всегда нужно привести в порядок относительно механики: зафиксировать шурупы, отрегулировать зазоры соединений, подклеить некоторые детали, установить молоточки. Порой возникает необходимость выполнения и интонировки – уплотнения фетра, покрывающего молоточки. Для этого специальные интонировочные иглы используются для перемещения ткани к центру, при необходимости спрессовывая ее или ослабляя. Процедура эта является довольно важной, так как фетр довольно быстро выходит из строя у наиболее часто используемых молоточков.
Важно также своевременно проверять состояние толкателя молоточка – шпиллера. В конструкции присутствует пружина, которая время от времени выпадает из шлейфа, цепляя затем находящиеся вблизи детали – ее коррекцию стоит осуществлять в первую очередь.
Как настроить пианино, смотрите в следующем видео.
Источник