С любовью к гитаре
Гитара не терпит шумных салонов, с недоверием вслушивается в напряженную тишину больших залов. Все это не для нее: она ищет интимного общения с аудиторией.
В страстных, жгучих объятиях гитары тает лед отчуждения и рождается чуткая доверительная беседа с её поклонниками.
Гитара снимает покровы с тайн человеческой души.
Вслушайся в звуки гитары – и ты поймешь, чем живет твое сердце.
Песни гитары наполняют душу весенней свежестью.
Гитара плачет, скорбит, страдает, но никогда не впадает в безысходное отчаяние.
На призыв гитары откликаются наши самые благородные чувства.
Волшебная сила гитары, словно крыло ангела, защищает измученную душу от волнений, страстей и грехов.
Гитара всегда желанна: свидания с нею ждешь, как встречи с любимой женщиной.
Тайна и магия лежат в родстве гитары и женщины.
Гитара – это инструмент возвышенных эмоций, но с ярко выраженным стремлением к оригинальности. Гитара похожа на гордую, независимую женщину, которая полюбит только того, кто равен ей.
Гитару можно завоевать преданной любовью и рыцарской отвагой, как своенравную цыганку Кармен или гордую царицу Тамар.
Гитара покоряется дерзким.
Оставьте гитару, если в вашей душе нет беззаветной любви к этому необыкновенно капризному инструменту.
Гитара не способна солгать, ибо шепчет о самом сокровенном и дорогом.
Даже ледяное сердце гитара согревает в теплых волнах любовных грез.
Гитара уносит слушателей от земных тревог в пленительный мир мечты.
Гитара – бальзам для душевных ран.
В пылкой исповеди гитары – и горечь разлуки, и радость встречи с возлюбленной.
Слушатели, затаив дыхание, внемлют гимну вечной любви, который творит гитара.
Гитара неукротима в стремлении к счастью.
В гитаре сокрыт священный трепет перед Божественной красотой и Вселенской гармонией.
Бескрайний и увлекательный мир гитары откроется каждому, кто вникнет в ее чарующие звуки, кто приложит усилия, чтобы понять ее строгую красоту, кто соотнесет порывы своей души с тем гимном жизни, который она творит с необычайной деликатностью и благородством!
Историки утверждают, что лютня была завезена в Европу из стран Ближнего Востока в XIV веке и стала популярным музыкальным инструментом примерно в середине XVI столетия. Иноземная гостья пришлась ко двору кичливым европейцам!
Нередко лютню сравнивают с женщиной, душа которой полна возвышенных чувств.
Изящный корпус лютни имеет овальную, миндалеобразную форму. В этом дивном инструменте столько обаяния, грации, женственности, а голос ее завораживает сердечной простотой, интимной доверительностью!
Лютня в итальянской народной музыке иногда груба и бесцеремонна, как скандальная крестьянка.
Свойственное лютне мягкое женское начало не исчезает даже в строгой средневековой полифонии.
В тембре лютни сплетаются солнечная мандолина и лунная арфа.
Гитара, как законная наследница лютни, переняла от своей матери редкий по красоте голос.
Лютня – почти идеальный аккомпанирующий инструмент. Гитара более независима и всякий раз заявляет о своей исключительности.
Лютня – строгая, набожная дама, гитара – светская красавица с непредсказуемым характером.
Лютня – инструмент небесной гармонии, гитара – человеческих страстей.
Покорная лютня веками томилась печальной узницей в сумраке средневековья. Гитара недолго взирала на ее слезы. Она гордо зазвучала в руках влюбленного человека.
Уму непостижимо, почему гитара потеснила на музыкальном Олимпе божественную лютню, как в свое время фортепиано – столь же божественный орган. Видимо, причиной тому – большая мобильность усовершенствованных инструментов и небывалая широта диапазона их выразительных средств.
СТАРШАЯ СЕСТРА ВИУЭЛА
Виуэла – старшая сестра гитары. Вот почему виуэлу нередко называют «старинной гитарой».
На виуэле играли при дворах испанских королей и грандов. Этот инструмент считался аристократическим, в отличие от гитары, которая была популярна среди простых людей.
Виуэла – инструмент, рождающий тихую ренессансную музыку, чьи звуки возносят слушателей к высотам незыблемого душевного покоя.
Виуэла умеет достичь такого высокого полета духа и кроткой безмятежности, которые возможны только за пределами земной жизни.
Виуэла благородна и сдержанна. Легко представить себе, что именно под ее аккомпанемент могли петь серенады славные рыцари, предшественники Дон Кихота.
Печаль виуэлы возвышенная, небесная, а радость – спокойная: в ней нет места для неистовых восторгов.
Истинное вдохновение виуэлы покоряет торжественной, величавой отстраненностью от земной жизни, оно без тени меланхолии, без намека на сладострастие.
Виуэле совершенно чужды бурные эмоции, чем грешит иногда порывистая гитара.
В старинной музыке виуэла – смиренная монахиня, гитара – шаловливая проказница.
Гитара возникла в результате замены двойных струн виуэлы на одинарные, что сделало звук нового инструмента более упругим и четким.
ГИТАРА В АНСАМБЛЕ
Орган наполняет пространство собора Божественной духовностью, гитара – порывами человеческой души. Вот почему их дуэт отличается таким богатством содержания.
Манерной декламации клавесина гитара противопоставляет живую человеческую речь.
Скрипку можно сравнить с цветущей розой, виолончель – с красавцем гладиолусом. Гитара – это ландыш, чей аромат опьяняет апрельской свежестью.
В дуэте с фортепиано гитара блекнет, теряет свою гордую осанку, будто сельская красавица – перед городской барышней.
Гитара прекрасно звучит на фоне акварельно-прозрачных оркестровых фактур, а также в ансамбле с такими инструментами, которые не подавляют ее хрупкий, кристально чистый голос.
У гитары свой самодостаточный мир. Она без фортепиано, скрипки или флейты способна выразить всю гамму наших переживаний. Более того: гитара – это камертон человеческой души.
ГИТАРА В СТАРИННОЙ МУЗЫКЕ
Гитара тиха и покорна в старинной музыке.
Гитара бесхитростна в народных танцах.
Гитара подчеркивает каждое движение, каждый жест танцующих галантных пар – придворных кавалеров и дам.
Гитара способна выразить глубокую, сдержанную скорбь в произведениях эпохи Ренессанса.
Гитаре доступно просветленное религиозное чувство, особенно в пьесах хорального склада старых мастеров.
Чтобы старинная музыка звучала на гитаре убедительно, недостаточно быть хорошим исполнителем. Надо знать внутренний мир людей, живших сотни лет тому назад.
ГИТАРА В РОМАНТИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
Как только возникает романтическое чувство, гитара мгновенно оживает, молодеет душой.
Гитара звучит вдохновенно, когда передает поэзию романтических чувств.
Романтическая музыка гитары тревожит сердце воспоминаниями об утраченном счастье.
Гитара без труда переносит наше воображение во времена песен трубадуров и рыцарских поединков.
Соборы, замки, неземная любовь – все это превосходно воссоздает романтическая гитара.
До XVI века в Испании существовали две разновидности гитары: мавританская, звуки из которой извлекались щипком, и кастильская, на которой играли аккордами. Современный инструмент – своего рода гибрид двух своих предшественниц, вобравший в себя, помимо всего прочего, и два различных мироощущения: арабское и европейское. Вот почему шестиструнная чаровница стала наиболее ярким воплощением этнически пестрого испанского народа.
У гитары две грани души: благородная сдержанность придворной музыки и зажигательные ритмы народных танцев. Гитара – это Испания, элегантный Веласкес и ликующая коррида!
Какой роскошный букет из цветов испанской народной музыки подарила нам гитара!
Гитара безумствует в стихии испанского танца.
В искрометных испанских танцах гитара доводит себя до исступления, не замечая шумного праздника вокруг.
Как бы гитара ни веселилась в вихре испанского танца, в ней есть все-таки нечто очень древнее, темное, магическое, то, что скрыто в тайниках египетских пирамид и в гипнотизирующем взгляде верховного жреца.
Фламенко – это сакральное действо людей, охваченных экстазом радости, это пляска, исполненная чувственного неистовства, будто она совершается на раскаленных углях костра.
Фламенко – это испанская народная музыка, ворвавшаяся в прокуренную таверну, словно свежий весенний ветер.
Гитарист, как тонкий гурман, не устает наслаждаться причудливыми ритмами фламенко.
Испания не дала миру ни одного гитариста, чье творчество можно было бы сравнить с бессмертными произведениями Альбениса, Гранадоса, де Фальи, Родриго – все они играли на фортепиано! Однако вряд ли кто-либо из этой славной плеяды стал бы знаменитым композитором без подражания гитаре.
К ВЕРШИНАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Гитарист – это не просто музыкант, обычный храмовый служитель музы Эвтерпы. Гитарист – представитель высшего клана жрецов, посвященный в святые тайны искусства.
Честолюбие – не самое плохое качество в гитаристе. Действительно, трудно ожидать художественных взлетов от того исполнителя, кто не мечтает о покорении музыкального Олимпа!
Порой лучи славы ослепляют музыканта, он перестает видеть дорогу, по которой идет. Нужно постоянно прикрывать ладонью глаза, чтобы благополучно одолеть путь выдающегося гитариста.
Для одних гитара – это предмет слепого поклонения, идол, для других – самый лучший инструмент для выражения своих чувств и мыслей.
Необходим талант, чтобы подняться на Парнас искусства, но сколько бездарей путается под ногами гениев! То же мы наблюдаем среди гитаристов: толпа посредственностей мешает великим музыкантам идти вперед.
Тропинка, ведущая гитариста к славе, извилиста и крута. У подножья горы много друзей и поклонников, на вершине – уже нет никого рядом. Какие чудные перспективы открываются взору с высоты птичьего полета, и как горько осознавать свое одиночество!
Мы не можем назвать ни одного гениального пианиста или скрипача, кто достиг бы вершин мастерства самостоятельно, без помощи опытных педагогов. Почему же появляются одаренные гитаристы-самоучки? Видимо, дело в том, что гитара демократична по своей природе и чрезвычайно популярна. Она дает шанс прославиться каждому начинающему исполнителю, если тот настойчив, терпелив и талантлив.
Селедонио Ромеро был гитаристом-самоучкой, что не помешало ему добиться всемирной славы – как, впрочем, и многим другим самородкам: Фернандо Соро, Йозефу Мерцу, Николаю Макарову, Марку Соколовскому, Владимиру Русланову, Андресу Сеговии, Игорю Лютикову.
Великие гитаристы уникальны и неповторимы:
Андрес Сеговия – энтузиаст, подвижник гитары, который раскрывает ее безграничные возможности.
Джулиан Брим – всеми признанный мэтр, обнажающий духовную сущность музыкального искусства.
Джон Уильямс – мастер, чье исполнение отличается необыкновенно богатой палитрой красок.
Нарсисо Йепес – блестящий виртуоз, который плотью и кровью связан с испанской народной музыкой.
Элиот Фиск – мощный компьютер, способный воплотить в звуках любую идею, для чего имеет в своем распоряжении уникальную технику игры на гитаре.
Да, поразительное многообразие интерпретаций предлагают нам эти выдающиеся гитаристы ХХ века!
Сфера гитарного творчества кажется непосвященным маленьким островком первозданной природы, недоступным для туристов. На самом же деле это целый континент, Атлантида – загадочная, но не ушедшая под волны бушующего океана.
Невольно задаешься вопросом: когда миру явится Моцарт гитары? Пожалуй, не ранее, чем будут созданы произведения совершенной красоты и безупречной формы.
Гитара – едва ли не самый универсальный музыкальный инструмент.
Уникальность гитары заставляет ее искать собственный путь развития.
Музыковеды относят рождение классической гитары примерно к 1775 году. До этого свыше пяти столетий длился период ее становления. Но, как показывает сегодняшний день, гитара продолжает совершенствоваться. Воистину неисчерпаемы ее возможности!
Главными условиями совершенствования гитары всегда были и будут в дальнейшем виртуозность и красота звука. Этому инструменту, как скоростному фрегату, предстоит великое плавание!
Французский музыковед Элен Шарнассе тысячу раз права, когда утверждает, что «гитара – инструмент непрерывного обновления».
Гитару ожидает такое же славное будущее, каким замечательным было ее многовековое прошлое.
Источник
Стихи о музыке, музыкантах и профессии «Музыкальный руководитель»
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены —
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг.
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы.
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном
Наполнят мир прекрасным звоном
Его пленительные руки,
И клавиша трепещет снова,
Полна желанья, страсти, муки.
Лишь он — творец вселенной этой,
В которой все — в его лишь власти!
Быть музыкантом — быть поэтом,
Который пишет жизни счастье!
Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
Музыка — лукавая работа
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чем поет капель.
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом,
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом-колдуном!
Что с музыкой сравнится по звучанью?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения найти не в силах я.
Но всякий раз, когда в душе смятенье, —
Любовь иль грусть, веселье иль печаль.
В любом природой данном настроении
Вдруг начинает музыка звучать
В душе; звучит на струнах подсознанья,
Гремит в литавры и в цимбалы бьет, —
Передавая радость иль страданье –
Сама душа, казалось бы, поет!
Всем праздники нужны нам, вне сомнения!
И вот день – Музыки, и в праздник пожелать
Хочу вам, музыканты, Вдохновения!
И снова, снова, снова — Музыку играть!
Музыка повсюду и везде
В пляске водопада и в реке,
В птичьих голосах в лесной тиши
Музыка моя звучи, звучи!
***
Пора, друзья, в добрый путь!
А чтобы ещё интересней
И легче казалось идти,
Споём и весёлая песня
Поможет в далёком пути.
***
Если надо сидя петь,
Не садись, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей!
Раз – вдох и запел –
Птицей звук полетел,
Руки, ноги – все свободно.
Петь приятно и удобно.
Лет шесть мне было или пять —
(Я точно не могу сказать),
Но помню очень хорошо,
Что созван был совет большой,
Чтоб сообща вопрос решить:
Кем я, ребёнок, должен быть.
Сначала бабушка сказала,
Что ни о чём так не мечтала,
Как видеть внученьку Ирину
На сцене примой — балериной.
Вот на пуантах я стою,
Вот фуэте я исполняю.
То я — прекрасная Одетта,
То — вечно юная Джульетта.
Но тут мой дедушка, взяв слово,
Сказал, что ничего другого
Не может внучке пожелать,
Как только пианисткой стать:
«Играя Баха и Шопена,
Она добьётся непременно
Успеха — как в стране родной,
Так и в чужой земле, другой.
Однако мама пожелала,
Чтоб дочка занялась вокалом.
Уж ясно представлялось ей:
Я исполняю для гостей
Романсы Гурилёва, Глинки,
Дарю друзьям своим пластинки.
Но тут мой папа слово взял,
Весьма решительно сказал:
«Для дочки нет другой дороги, —
Идти ей надо в педагоги!»
И как же жизнь моя сложилась?
Сначала музыке училась,
Потом в училище пошла
И там призвание нашла:
Я — и танцор, и пианист,
И педагог, и вокалист, —
Всё есть в профессии моей.
И я всегда среди детей!
А я хочу вам предложить высказывания о музыке
Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Чехов Антон Павлович
Высшая музыкальность в области мысли. Бор Нильс Хенрик Давид
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Аристотель
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Шостакович Дмитрий
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Шостакович Дмитрий
Мелодия — единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны. Вагнер Рихард
Мелодия — это мысль, это движение, это душа музыкального произведения. Шостакович Дмитрий
Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Авербах Бертольд
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. Платон
Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. Авербах Бертольд
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. Вагнер Рихард
Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе. Авербах Бертольд
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Аристотель
Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный — для не умеющих говорить. Азнавур Шарль
Вот ещё одно нежное и душевное стихотворение. К сожалению, не запомнила автора.
Кружилась девушек метель
Под вздохи зала.
На сцене плакала Жизель.
И умирала.
Я в верхнем ярусе сижу,
Под самой крышей.
Я на Жизель в бинокль гляжу:
Лежит и. дышит!
Ах, значит, мама неправа-
Грустит напрасно.
Я видела: Жизель жива,
И всё прекрасно!
Автор: Лев Этинген.
Не человек и не животное —
Чудовище на трех ногах.
Но я открыл в тебе сокровища
В пещерах нот, в ущельях гамм.
Стоишь на сцене одиноко ты —
Как ты беспомощен, рояль:
И улететь в края далекие
Ведь ты не можешь без меня.
Сегодня ты меня прославишь,
Покажем классную игру!
Поводья черно-белых клавиш
Я в руки крепкие беру,
Вонзаю в бок педали-шпоры
Нетерпеливого коня…
И в музыкальные просторы
Несемся, голову сломя.
Всего семь нот
Рождают звук
Кому — доход,
Кому — досуг.
Забавные истории из жизни музыкантов.
Музыкант с контрабасом не смог втиснуться в переполненный автобус. Мальчик на остановке ему и говорит:
— Вот видите, дядя, вам нужно было учиться играть на — флейте!
А вот случай, который произошел прямо во время концерта. Пианистка шепотом говорит скрипачу:
— Вы с ума сошли! Вы же убежали на двадцать четыре такта вперед!
Скрипач пианистке:
— Сохраняйте спокойствие. Никому ничего не говорите, я опаздываю на поезд.
И еще одна концертная история. Играет симфонический оркестр. Дирижер делает последний взмах, все замолкают, только мужик на контрабасе — бум, бум, бум, бум… Через минуту тоже закончил, лоб вытирает: — Фу-у-х! Еле догнал! За возвышенных, но вместе с тем веселых людей, музыкантов, и пожелаем им звонких струн, тугих барабанов!
Это что за представленье —
Людям всем на удивленье?
Вроде бы спектакль идет,
Но любой артист поет.
Вот так чудо-расчудесное:
Разговаривают песнями!
У оперы один закон —
Всем петь приказывает он.
А песня в опере важна,
Зовется арией она.
***
Если весело артисты станут петь и танцевать,
Мы такое представленье опереттой будем звать.
***
Ну а если все танцуют,
Песен и в помине нет,
То такое представленье
Называется балет.
Балет — серъёзный вид искусства,
Прекрасные он будит чувства.
Но чтобы танцевать балет,
Учиться надо много лет!
Всё на свете поёт Владимир Лазорев
Всё на свете поёт.
Ливни лучей. И капли —
Две огромных планеты,
Робко соединяясь
На зеленом ложе листа.
Всё на свете поёт —
Веселые ложки из дерева,
Ножи из лучистой стали,
Супы в котелках походных,
Вино на свету,
в стаканах,
И в глубине подвалов,
В глухих засмоленных бочках.
Всё на свете поёт —
И провода.
И окна, вымытые до блеска,
И топоры на крыше,
И костерок в тумане,
Глаза незнакомой девушки
На утреннем полустанке.
В мире спрятаны песни
И просвечивают смутно,
Как семечки в спелом яблоке,
Прозрачном и золотом.
Послушай, музыка вокруг:
Она во всем, в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень — песенкой без слов —
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра!
А металлическое пенье
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье!
. Вот потому — то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели.
А это арфы вам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
АФОРИЗМЫ ПРО ТАНЕЦ
Танец — единственное искусство, материалом для которого служим мы сами. Тед Шон
Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого. Михаил Барышников
Танец — это стих, в котором каждое движение является словом. Неизвестный автор
Хороший танцор даже лицом танцует. Константин Кушнер
Начал хоровод — танцуй его до конца. Болгарская пословица
Мало выучиться танцевать: нужно ещё не забывать это делать. Авессалом Подводный
* * * М.Скребцова
Божественную музыку небес
Орган неустающий зажигает.
Он растворяет мглу немых завес,
И струны душ Незримое ласкает.
О, эти звуки, я вас узнаю,
Безумна и прозрачна ваша сладость,
За что, за что, скупой, ничтожной мне
Такая незаслуженная радость?
Моя душа, как пленница земли,
Из круга опостылого взовьется
В свои края, дворцы, мечты свои,
И яркий свет на нищий день прольется.
Органа плачь всесильною волной
Заполнит пустоту уставших глаз,
Он все простит, заметив сразу в нас
Мир наших душ, мир хрупкий, мир родной.
М.Скребцова
Музыка неба. Только ради нее стоит жить.
Ее никогда, ничто не затмит,
Плачем своим она воспевает жизнь,
Душ языком о вещей любви говорит.
Сумрак тревожный. Мерцает огонь свечи —
Только Ты не молчи,
Музыкой найдена, Боже, Твоей,
Господи, увековечь меня в ней.
Музыка неба — в вечность полет смычка,
Музыка счастья — на века.
Эта свеча — во мраке глаза любви,
Музыка Бога — только живи.
* * * М.Скребцова
Смычок летал по гневным струнам,
И звуки дивные лились,
Взор музыканта вдохновенный
Был устремлен куда-то ввысь.
Он был не здесь, не в этом зале.
Здесь ничего еще не знали.
И были девственно чисты
Его глаза, его черты.
Как увлекаемые вихрем,
Друг друга пальцы торопили,
И слезы капали на скрипку,
Сильнее петь ее молили.
Она, безумствуя, рыдала,
И он, подобно божеству,
Стоял в сиянии начала,
И открывался волшебству.
И верил свято в эти звуки,
И возносилось все вокруг.
И тени, лица, взгляды, руки,
Сливаясь, покидали круг.
О, как тесны и безнадежны
Дни без чарующих минут,
Где души дышат и поют,
И жизнь лишь только в них возможна.
Музыка
(автора, к сожалению, не знаю)
Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всем.
Покинув помещенья нежилые,
Вселившись в дом высокий, как вокзал,
Все духи музыки — и добрые и злые –
Безумствуют, переполняя зал.
Сурова нитка музыкальной пьесы –
Верблюд, идущий сквозь ушко иглы!
Все бесы музыки, все игровые бесы,
Играючи, хотят моей игры.
Есть в музыке бездумное начало,
Призыв к свободе от земных оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков.
Источник