Кто пел цыган пел две гитары

«Песня с историей»: Две гитары

Никита Высоцкий: «У отца был период, когда он пел, он начал писать довольно поздно, в 61 году первая песня. И у него был период, когда он достаточно много пел и даже на публичных выступлениях вещей чужих.»

Сегодня вспомним романс, новая волна популярности которого пришлась на 1967 год – время, которое запомнилось, не только музыкой.
В это же время в Москве у Кремлевской стены открывают памятник «Могила неизвестного солдата», а Эдита Пьеха поет свой хит про очень музыкального соседа.

Начинает свое вещание Останкинский телецентр, а Эдуард Хиль рассуждает о потребностях простого человека.
На экраны выходит комедия Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», а Владимир Высоцкий обращается в песне к своей гитаре.

© 2012 – 2020

Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Читайте также:  Гитар риг подключение гитары

Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».

Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: mosmed@m24.ru.

Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Источник и правообладатель информации о курсах валют — ПАО «Московская биржа». По условиям распространения информации обращаться на ПАО «Московская биржа». Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».

Источник

История создания песни. Старинный цыганский романс «Соколовский хор у «Яра».

Сегодня у нас будет разговор о старинном цыганском романсе.

Слова и музыка неизвестных авторов

Соколовский хор у «Яра»
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда.

Тройка мчится быстро к «Яру»,
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор.

Там жила цыганка Занда,
Запоет — долой печаль,
Наша жизнь казалась краше,
Все за жизнь отдать не жаль.

Занда пела под гитару –
Ты, мой друг, не унывай,
А коль скучно тебе станет,
В гости чаще приезжай.

Убаюкаю как в сказке,
Тебя песнею своей,
Награжу тебя я лаской,
Чтобы жизнь была милей.

Цыганкой можно увлекаться,
Цыганку можно полюбить.
Но нельзя над ней смеяться,
Цыганка может отомстить.

Она за вас семью покинет,
Она за вами вслед пойдет,
Любовь цыганки не остынет,
Пока цыганка не умрет.

Черный хлеб в обед и ужин –
Ей ничто не устрашит,
Ей поцелуй горячий нужен,
В ней кровь цыганская кипит.

Но судьба тут изменила,
Ведь судьба порою зла,
Цыганка Занда простудилась
И весною умерла.

Струны жалобно звучали,
Хор уныло напевал,
Все цыганку провожали,
Всем цыганку было жаль.

Соколов, бедняга, в горе
Больше всех он пострадал,
Взял гитару быстро в руки,
Пополам ее сломал.

Шутит сердце, шутит дважды,
Шутит много, много раз,
Но не любит сердце дважды,
Сердце любит только раз.

Любовь есть вечный дар природы,
И без любви нельзя прожить.
Любовью вся природа дышит,
Позволь и ты тебя любить.

Цыганский двор

«Соколовский хор у Яра…» — известный русский романс. Слова и музыка неизвестных авторов.

Нет у песни единого «правильного» текста — каждый исполнитель поет по-своему, поэтому вариантов романса, учитывая его популярность, — огромное множество. Песня настолько изменялась на протяжении лет, в ней столько разных вариантов, что выяснить первоначальный вариант теперь уже немыслимо.

Романс относится к так называемому жанру цыганского романса.

Время создания романса неизвестно, но легко допустить, что появился он в Москве в годы расцвета и моды московского ресторана «Яр» — этот ресторан упоминается в словах песни. Кстати, это не единственный романс, посвященный известному ресторану, есть и другие, к примеру, История одной песни. Эй, ямщик, гони ка к «Яру»

Юрий Морфесси поет на оригинальные слова, которые опубликовала Алла Баянова(см. текст ниже)

Жанр цыганского романса — это, по сути дела, русский городской романс, исполняемый в «цыганской» манере исполнения. Традиция связывает его с возникновением музыкального инструмента семиструнной гитары (до того были пятиструнные гитары), а русская семиструнная гитара была изобретена около 1800 года и вошла в обиход цыганских исполнителей, до того цыганские хоры пели без гитар.

Для гитары писали свои произведения и многие русские музыканты: А. Алябьев, А. Варламов, представители музыкальной семьи Титовых. Но почему-то — по каким-то неизведанным языковым тайнам — именно так стал называться такой жанр романса. В жанре так называемом цыганского романса работали разные композиторы независимо ни от национальности, ни от вероисповедания. Ну и цыгане тоже.

Такой цыганский хор выступал в модном московском ресторане «Яр».

Ресторан «Яр» открыл в 1826 году на Кузнецком мосту француз Транкий Яр (фр. Tranquille Yard), давший своему заведению собственное имя, вернее — часть двойной фамилии. Ресторан пользовался такой известностью, что стал нерасторжим с московской жизнью.За годы своего существования ресторан несколько раз менял адрес, какое-то время в середине 19 века располагался в старом саду «Эрмитаж» на Божедомке, приобретал новых хозяев, но при этом всегда продолжал называться по-прежнему и оставался своеобразным центром жизни — там ели, пили, пели, слушали и смотрели выступления цыганского хора и проводили время чуть ли не все знаменитости эпохи.Там бывали члены императорской фамилии, его поминал А.С. Пушкин, позже завсегдатаями ресторана стали Савва Морозов, Гиляровский, юрист Плевако, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Леонид Андреев, Бальмонт, Шаляпин, Распутин….Зимний зал ресторана

Ресторан был не только местом обедов и ужинов, там выступали артисты цыганского хора, в том числе глава цыганского табора гитарист Мелентий Соколов со своей знаменитой гитарой, получившей название Соколовской и переходившей из поколения в поколение цыганским музыкантам-гитаристам.Ресторан «Яр», пережив много, не пережил Октябрьскую революцию 1917 года . В 1917 после Октябрьского революции закрыт, и там разместился клуб для бойцов Красной Армии. Здание неоднократно перестраивалось, в дальнейшем там расположилась гостиница «Советская», при которой тоже был ресторан — «Советский»; гостиница с падением СССР впала в кризис, потом реанимирована; в 1998 в здании вновь открыт ресторан «Яр»; адрес — Ленинградский проспект, 32; в этом же здании — цыганский театр «Ромэн»).


О Соколовской гитаре существует легенда. Как и во всякой легенде, разобраться, что есть правда, а что напридумано сказителями, трудно. Но Соколовская гитара наверняка существовала. А сводится сюжет к тому, что еще сотни веков назад некий цыган Мелентий Соколов так виртуозно играл на гитаре, что все русские графы да вельможи не смели прогнать нищий табор со своих земель — мечта бедных цыган, не имевших ни крова, ни приюта; мечта людей — чтобы их хотя бы не изгоняли с насиженных мест.

Связана легенда с именем графа Алексея Орлова (1737—1807), братом фаворита императрицы Екатерины Второй Григория Орлова. Считается, что именно граф Алексей Орлов-Чесменский завел в России моду на цыганские хоры. Именно он купил цыганский хор и привез в свой роскошный дом. Только звали первого руководителя профессионального цыганского хора вовсе не Мелентий, а Иван Трофимович Соколов.

А что же до чудесной гитары, подаренной каким-то богатым и всевластным графом (то ли Орловым, то ли еще каким-то — по разным версиям) Мелентию Соколову — по легенде; или (что скорее) — принадлежала Ивану Трофимовичу Соколову, — она передавалась из поколения в поколение лучшим цыганским музыкантам, пока в 1919 году на похоронах последней виртуозной гитаристки не была сломана — по завещанию, потому что передавать Соколовскую гитару стало некому. Так гласит легенда.Спустя годы Ивана Трофимовича Соколова в качестве руководителя цыганского хора после смерти заменил его племянник Илья Осипович Соколов (1777—1848). Того сменяли следующие поколения, цыганский хор продолжал существовать.Если хоть в чем-то верить легенде, то гитара существовала до 1919 года, то есть до момента закрытия ресторана «Яр». Так что упоминаемая Соколовская гитара вполне могла находиться в цыганском хоре, выступавшем в «Яре».

В одном из вариантов «Соколовской гитары» есть такой куплет:

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда.

Соколовский Хор Цыганский РОМАНС ансамбль Изумруд

На основе этой строфы в дальнейшем возникла блатная песня «Всюду деньги, деньги, деньги», переработанная в 1950-е годы Борисом Тайгиным для Сержа Никольского в песню «Жизнь блатная».

А что касается песни «Соколовский хор у „Яра“», то это музыкальное произведение давно уже стало народным достоянием, известным во множестве вариантов и редакций. Вот, к примеру, текст Аллы Баяновой. А раньше на этот же текст пели Юл Бриннер и Алеша Дмитриевич.

Что за хор певал у «Яра»
Он был Пишей знаменит,
Соколовского гитара
До сих пор в ушах звенит.

Тройка мчится быстро к Яру,
Сердце рвётся на простор
Чтоб забыться под гитару
Услыхав цыганский хор.

Кто цыган любил безмерно
Тот уж в рай не попадёт
И душа его наверно
В час роковой в аду споёт.

Там цыгане соберутся
Весел-шумною толпой
И под венгерочку пройдутся
И пойдёт там пир горой.

«Соколовский хор у яра» Артисты цыганского театра Ромэн

И ещё интересно может быть следующее: поскольку в верхнем варианте романса слова «Соколовского гитара», а цыгане сейчас поют «Соколовская гитара», мне кажется, что здесь вспомнила Алла Баянова знаменитого гитариста 19-го века Марка Даниловича Соколовского (13 (25) апреля1818, Погребище, близ Житомира ― 25 декабря 1883 (6 января 1884), Вильнюс) ― русско-польский классический гитарист и композитор.) Выдающееся мастерство владения инструментом приносило Соколовскому огромный успех во всех городах, где он гастролировал ― Висбадене, Париже, Лондоне, Брюсселе, Дрездене, Милане, Кракове, Варшаве ― и закрепило за ним славу одного из лучших гитаристов Европы. Критики разных стран называли Соколовского «великим артистом», «Паганини гитары», «королём гитаристов». К сожалению, не нашлось даже ни одной записи с его исполнением, что и понятно. Увы, не было в то время граммофонов.

Юрий Морфесси. Соколовского гитара. Old Russian Romance.

https://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post397775815/

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему.

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал .

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер.

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет.

Замки Бельгии: Спонтин. Спонтин (Spontin)- это деревня на реке Бок (Bocq), расположе.

Музыка

Рубрики

  • Живопись (1188)
  • нидерландская и фламандская живопись (854)
  • голландская, бельгийская живопись ХIХ-ХХI века (220)
  • сюжеты в живописи (104)
  • английская живопись (11)
  • российская живопись (10)
  • Династии России (512)
  • Трубецкие (66)
  • Строгановы (39)
  • Юсуповы (33)
  • Нарышкины (33)
  • Голицыны (28)
  • Шереметевы (27)
  • Демидовы (26)
  • Чернышевы (25)
  • Орловы (25)
  • Толстые (23)
  • Воронцовы (23)
  • Волконские (21)
  • Куракины (21)
  • Шуваловы (21)
  • Барятинские (18)
  • Оболенские (14)
  • Бенкендорфы (14)
  • Анненковы (13)
  • Румянцевы (10)
  • Мусины-Пушкины (9)
  • Бакунины (9)
  • Сухово-Кобылины (7)
  • Муравьевы (4)
  • Бестужевы (4)
  • Головкины (4)
  • Бобринские (3)
  • Бестужевы-Рюмины (2)
  • музыка (430)
  • города и страны (295)
  • о Голландии (169)
  • о Бельгии (100)
  • Муром (25)
  • история (274)
  • декабристы (143)
  • Голландия (44)
  • Голландия. Немного истории. (27)
  • Бельгия (25)
  • российско-голландские связи (18)
  • Приключения голландцев в России (7)
  • Испания (6)
  • Муром (5)
  • Россия (3)
  • ЖЗЛ (191)
  • Пушкин и вокруг (90)
  • Россия (34)
  • Голландия, Бельгия (18)
  • Блумсбери (14)
  • Англия (10)
  • Муром (8)
  • Франция (8)
  • Америка (6)
  • разное (71)
  • видео (26)
  • тесты, астрология (18)
  • для дневника (5)
  • культура, искусство (4)
  • для детей (4)
  • праздники (27)
  • праздники голландии (13)
  • праздники России (5)
  • Космонавтика, Байконур (25)
  • Мятлевский (14)
  • Скульптура (9)
  • голландия (6)

Метки

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС. КАК ОН ПОЯВИЛСЯ, ОСОБЕННОСТИ И ИСПОЛНИТЕЛИ. ЧАСТЬ 1

Вторник, 16 Февраля 2016 г. 11:23 + в цитатник

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС. КАК ОН ПОЯВИЛСЯ, ОСОБЕННОСТИ И ИСПОЛНИТЕЛИ. ЧАСТЬ 1

Цыганский романс можно определить довольно точно. Цыганский романс это, в основном, романс о жизни и любви русских цыган, плюс все те романсы, которые кто-то когда-то почему-то назвал цыганскими. Цыганский романс может исполняться на русском или цыганском, или на обоих языках вперемежку. Рромансы о цыганской жизни и любви могут быть и написаны и исполняемы не цыганами .

Во многих отношениях цыганский романс тесно смыкается с русским городским романсом. Цыганские романсы, также как и цыганские хоры и ансамбли, издавна популярны среди русских. Многие русские певцы включали цыганские романсы в свой репертуар. Многие русские певцы и певицы выступали с цыганскими ансамблями. Многие русские романсы, по существу ничего общего с цыганами не имеющие, настолько часто исполнялись цыганскими певцами, хорами и ансамблями, что их со временем стали причислять к цыганским романсам. Так, например, среди цыганских оказались романсы «Утро туманное», «Дорогой длинною», «Твои глаза зелёные», «Очи черные», «Не сердись, не ревнуй», «Живёт моя отрада» и др.

Говоря о цыганских романсах, часто также подразумевают специфически цыганскую манеру исполнения, мелодии и интонации. Эту специфическую манеру нередко используют многие цыганские певцы и певицы, исполняющие нецыганские романсы .

Среди истинно цыганских романсов очень большой процент неизвестного авторства слов и музыки. У цыган нет письменного языка. Цыгане обычно используют письменность тех народов, среди которых живут.

Некоторые часто встречающиеся характеристики русского цыганского романса:

  • Разгульность, зажигательность,
  • Вперемежку куплеты на цыганском и русском языке.
  • Специфичные ритмы и интонации
  • Хоровое сопровождение
  • Довольно част скрипичный аккомпанемент
  • Изменение темпа
  • Рефрены не несущие особой смысловой нагрузки: Ой, нэнэ, нэнэ, нэнэ …; Эх раз, что ли, еще раз, что ли; Тири дари дари да; и т.п.

Для того, чтобы почувствовать общий колорит и атмосферу истинно цыганского романса первым вы услышите романс «Хай, не, не» на цыганском языке, правда, там будет три русских слова. Исполнит Рая Удовикова.

Рая Удовикова , известная в артистическом мире как «цыганка Рая» – актриса и певица, родилась в 1934 году в цыганском таборе под Курском. Училась в Днепропетровске в ФЗУ, работала на одном из заводов, принимала активное участие в самодеятельности. В 1953 году во время гастролей театра “Ромэн” в Днепропетровске поступила в его труппу и уехала с ним в Москву. Сыграла в театре много ролей и комедийных, и драматических. Ее партнерами по спектаклям были такие именитые артисты как Ляля Черная, Николай Сличенко.

А вот цыганский романс «Ту балвал» из кинофильма «Последний табор». Авторы тоже неизвестны, исполняет Ляля Черная

Ляля Черная (Надежда Сергеевна Киселева) (15.02.1909 – 02.09.1982). Засл. арт. РСФСР (I960). Родилась в семье дворянина, Сергея Киселева и цыганки Марии Поляковой, певицы и плясуньи цыганского хора И. Лебедева. Исполняла цыганские народные и бытовые песни, которым научилась у своей матери. Со дня основания (1931) Ляля Черная начала работать в театре «Ромэн». Прекрасно танцевала. Первым мужем у неё был актер М.Яншин, вторым- Хмелёв.Ушла из жизни – 2 сентября 1982 года в Москве.

Следующий романс имеет выразительное название «Ехали цыгане». Тоже типично цыганский по тексту и мелодии, хотя и тут авторы неизвестны. Исполняет Лидия Гулеско

Лидия Гулеско ( 1917-1977) – родилась в Петербурге. Отец – знаменитый румын-скрипач Жан Гулеско был любимцем русского императора. После революции семья Гулеско эмигрировала, сначала некоторое время проживала в Константинополе, затем переехала в Париж. Жан начал выступать в ресторанах и кабаре, в которых выступали также Валя Димитриевич и Володя Поляков. В этой обстановке Лида научилась петь и танцевать. Ей было 17 лет, когда владелец одного из парижских ресторанов был поражен выразительным голосом Лиды. Публичные выступления принесли ей громкий успех и она быстро приобрела широкую известность. Гастролировала в Нью-Йорке, Лондоне, Риме и других городах. Последний ее концерт состоялся в Лондоне на приеме у турецкой принцессы. Похоронена в Париже.

Продолжим эту тему романсом «Гори, гори, любовь цыганки». Тоже без авторов. Исполняет легендарный гитарист и певец Володя Поляков

Текст романса «Гори, гори, любовь цыганки» варьируется разными исполнителями. Вот один из вариантов:

Раз уж мы включились в тему цыганской любви, следующей будет запись «Уйди, совсем уйди». Исполнит его Женя Шевченко .

Женя Шевченко (1927-2009) родилась в Киеве. В 1943 году Женя Шевченко вместе с семьей каким-то образом эмигрировала в Прагу. Потом оказалась в США , где брала уроки пеням у Л.Ф. Шаляпиной (Шаляпина Лидия Фёдоровна (1901–1975) — певица (меццо-сопрано), одна из основателей Студии им. Шаляпина Ф. И., дочь Шаляпина Ф. И). В 1956 году Женя Шевченко снялась в к/ф «Анастасия» – сцена в ресторане, поет там песню «Москва златоглавая». В 1992 г. Женя Шевченко гастролировала в России, тогда же выпустила два СД «Королева цыганской песни». Умерла 16 февраля 2009 года в Нью-Йорке на 82 году жизни.

А вот совершенно изумительный романс «Луны волшебной полосы» в исполнении Играфа Иошки и Валентины Пономаревой.

Иошка Играф Игоревич – Народный артист СССР, профессор, лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии. Большое место в творчестве Играфа Иошки занимает цыганский и русский романс. В семидесятых годах двадцатого века он создал, руководил и являлся исполнителем знаменитого вокально-инструментального трио “Ромэн”. В настоящее время он профессор Московского Государственного Университета Культуры и Искусств по классу академического вокала.

Источник

Оцените статью