Кто писал ноктюрны для фортепиано

Ноктюрн

Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся на рассвете (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).

В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 №2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.

Фредерик Шопен — Ноктюрн Es-dur, op.9 №2

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.

Читайте также:  Почти как боги ноты

Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Источник

Ноктюрн — Nocturne

Ноктюрн (от французского ночного образа жизни, от латинского Nocturnus ) является музыкальной композицией , которая вдохновлена или флагов, ночью.

СОДЕРЖАНИЕ

История

«Ноктюрн» был впервые применен к музыкальным произведениям в 18 веке, когда он обозначал ансамблевую пьесу в нескольких частях, обычно играемую для вечеринки, а затем отложенную. Иногда он содержал итальянский эквивалент notturno , такой как Notturno Вольфганга Амадея Моцарта в D, K.286, написанный для четырех слегка перекликающихся ансамблей парных валторн со струнами, и его Serenata Notturna , K. 239. В это время, произведение не обязательно должно было вызывать воспоминания о ночи, но могло быть просто предназначено для исполнения ночью, как серенада . Основное различие между серенадой и ноттурно заключалось в времени вечера, в которое они обычно исполнялись: первая — около 21:00, вторая — ближе к 23:00.

В своей более знакомой форме как одночастная характерная пьеса, обычно написанная для фортепиано соло, ноктюрн культивировался в основном в 19 веке. Первые ноктюрны, написанные под этим названием, были написаны ирландским композитором Джоном Филдом , которого обычно считают отцом романтического ноктюрна, в котором характерно кантабельная мелодия поверх арпеджио , даже похожего на гитарный аккомпанемент. Однако самым известным представителем формы был Фредерик Шопен , который написал 21 из них . Одним из самых известных произведений салонной музыки XIX века был «Пятый ноктюрн» Игнаса Лейбаха , о котором сейчас почти все забыли. Среди более поздних композиторов, написавших ноктюрны для фортепиано, были Габриэль Форе , Александр Скрябин , Эрик Сати (1919), Фрэнсис Пуленк (1929), а также Питер Скулторп . В движении под названием «Музыка ночи» («Musiques nocturnes» на французском языке) Out of Doors для фортепиано соло (1926) Бела Барток имитировал звуки природы. Он содержит тихие, жуткие, размытые кластерные аккорды и имитацию щебетания птиц и кваканья ночных существ, с одинокими мелодиями в контрастных частях. Американский композитор Лоуэлл Либерманн написал одиннадцать ноктюрнов для фортепиано, из которых № 6 был аранжирован композитором как Ноктюрн для оркестра. Среди других известных ноктюрнов 20-го века — Майкла Гленна Уильямса , Сэмюэля Барбера и Роберта Хелпса .

Другие примеры ноктюрны включают один для оркестра из Феликса Мендельсона «s непредвиденной музыки для Сон в летнюю ночь (1848 г.), в набор из трех для оркестра и женского хора по Дебюсси (который также написал один для фортепиано соло) и первое движение от скрипичный концерт № 1 (1948) по Д. Шостаковича . Французский композитор Эрик Сати сочинил серию из пяти небольших ноктюрнов. Однако они сильно отличались от произведений Филда и Шопена. В 1958 году Бенджамин Бриттен написал ноктюрн для тенора, семи инструментов облигато и струнных , а третья часть его серенады для тенора, валторны и струнных (1943) также называется «Ноктюрн».

Ноктюрны , как правило , думают как спокойный, часто выразительным и лирические, а иногда и довольно мрачным, но на практике куски с названием ноктюрн передавших разнообразие настроений: второй оркестровых Дебюсси ноктюрна «FETES», к примеру, очень живой, как и части Кароль Шимановский «s Ноктюрн и Тарантелла (1915) и Сорабджи » s Симфонический Ноктюрн для фортепиано Наедине (1977-78).

Источник

Кто писал ноктюрны для фортепиано

Что такое ноктюрн, история ноктюрна

Фредерик Шопен. Имя этого музыкального гения золотыми буквами вписано в историю мировой музыкальной литературы. Созданные выдающимся композитором ещё в позапрошлом веке высокохудожественные шедевры так пленяют своей утончённостью и красотой, что публика и в нынешнее время слушает их затаив дыхание. Шопен оставил потомкам бесценное творческое наследие, включающее разножанровые произведения, среди которых величественные полонезы, элегантные вальсы, а также прелестные мазурки, экспромты, прелюдии, этюды, скерцо, баллады. Тем не менее важно отметить, что визитной карточкой великого композитора считаются ноктюрны. Это особые музыкальные творения: их чувственные мелодии звучат, как откровенные исповеди, затрагивающие самые тонкие струны человеческой души.

Что такое ноктюрн, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое ноктюрн

Ноктюрн. Данным словом, в переводе французского означающим «ночной», в музыкальном искусстве называют небольшие инструментальные произведения, лирическое содержание которых связано с художественными образами ночного времени суток: ночной природой и ночными сокровенными размышлениями. Эти пленяющие слушателей композиции погружают в мир грёз, а также откровенно повествуют о любовных признаниях даме сердца. Помимо того певучая музыка ноктюрнов, отличающаяся мечтательным, элегическим характером, навевает светлые воспоминания о счастливых жизненных моментах.

Произведения данного жанра романтической музыки со свойственным им неторопливым и спокойным темпом, обычно имеют репризную трёхчастную форму, которую можно выразить в формуле ABA. Как правило, в ноктюрнах заключительная часть повторяет первую, хотя часто с небольшими изменениями, а средний раздел своей взволнованностью и динамичностью противопоставляется крайним частям.

Изложение музыкального материала композиций данного жанра происходит неизменно в гомофонно-гармонической фактуре, где мелодическая линия и сопровождение чётко разграничены. Благодаря этому ноктюрн можно представить как своего рода инструментальную песню, в которой гибкая, изящная мелодия зачастую накладывается на аккомпанемент с арпеджированными аккордами, вызывающими ассоциации с особо предпочитаемыми композиторами — романтиками пейзажными образами: шелестом листвы, колыханием волн и струящимся лунным светом.

Необходимо также отметить, что ноктюрны обычно сочиняются для фортепиано, однако данные лирические миниатюры изредка создаются композиторами и для иных инструментов, а кроме того для ансамблей, оркестров и вокалистов.

Популярные ноктюрны

Джон Фильд. Ноктюрн №5 си-бемоль мажор. Нежная композиция, проникнутая мягким лиризмом и элегичностью. Выразительную мелодическую линию произведения украшают искусно вплетенные в музыкальную ткань произведения изысканные пассажи. Данное сочинение Фильда любил выдающийся Антон Рубинштейн и часто вставлял его в программы своих концертов.

Фредерик Шопен. Ноктюрн № 20 до-диез минор. Композиция, входящая в число самых популярных произведений музыкального гения, является одним из самых поэтичных сочинений Шопена. Ноктюрн начинается небольшим вступлением, которое предваряет полную душевной тоски нежную мелодию, насыщенную утончёнными мелодическими украшениями. Произведение воспринимается как вдохновенная песня, которую поёт живой человеческий голос.

Михаил Глинка. Ноктюрн «Разлука». Полная очарования музыка произведения отображает чувства человека в минуты элегической грусти. В данной композиции явно прослушиваются интонации русского бытового романса того времени, поэтому эту мелодию непроизвольно хочется напевать.

Эдвард Григ. Ноктюрн №4 до мажор. Это лирическая пейзаж, в котором композитор звуковыми красками живописно отобразил картину ночной природы. В произведении, основу которого составляет певучая, выразительная мелодия, явственно слышится лёгкое дуновение ветерка, шелест листвы и завораживающие соловьиные трели.

Арно Бабаджанян. Ноктюрн. Данная лирическая инструментальная композиция мечтательного характера впервые предстала на суд публики в 1980 году. Она сразу своей задушевностью и красотой захватила слушателей, а через три года мэтр советской эстрады Иосиф Кабзон попросил поэта Роберта Рождественского написать к ней слова. Вскоре новоявленная песня приобрела огромную популярность, и сегодня, спустя тридцать лет, она продолжает восхищать публику.

История ноктюрна

Ноктюрн – это простое французское слово ещё со времён древнего Средневековья имело особое значение. В католическом богослужении так именовалась церковная служба, которая совершалась от полуночи и до рассвета, то есть музыкальный символ того далёкого прошлого – одноголосный грегорианский хорал был напрямую связан с этим названием. Однако будучи на протяжении нескольких столетий сугубо церковным термином, «ноктюрн» постепенно стал перетекать и в светское искусство. Например, в XII веке трубадуры и миннезингеры иной раз в своей куртуазной поэзии погружали слушателей в атмосферу ночных тайн: любовных свиданий и сердечных переживаний. Можно предположить, что эти лирические канцоны и наметили появление в искусстве формы ноктюрна.

Периодом расцвета нового жанра стали следующие затем эпохи Ренессанса и Барокко. Термин «ноктюрн» стал внедряться и прочно укрепляться во французской, а также итальянской музыке, означая увеселительную инструментальную музыку, исполняемую в ночное время. Особо активное развитие этот жанр получил в XVIII веке в Вене. В этом городе жизнь отличалась необычайной интенсивностью, и его жители умели хорошо повеселиться не только днём, но и ночью. Это время суток тоже не обходилось без музыки: влюблённые мужчины пели серенады под окнами избранниц, а музыканты – любители устраивали весёлые шествия. Исходя из этого « ноктюрнами» стали называть небольшие инструментальные композиции исполняемые ансамблями на открытом воздухе в ночное время, причем характер произведения мог быть самый разнообразный: от шутливого, до развлекательно – танцевального.

Композиторы с удовольствием сочиняли такие «ноктюрны» для небольших инструментальных составов, включающих ансамбль духовых и незначительное количество струнных. Произведения не отличались томно – мечтательным характером, как мы привыкли сегодня представлять, когда слышим слово «ноктюрн», а наоборот имели бодро – развлекательный тон. Впоследствии такие небольшие уличные ночные композиции преобразовались в полные ликующей радости, исполняемые большими оркестрами, дивертисменты – сюиты, также называемые кассациями. Великолепными примерами тому могут служить «Музыка для фейерверка» Георга Фридриха Генделя и «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта . Важно отметить, что в то время помимо инструментальных произведений ноктюрнами именовались близкие к серенаде некоторые вокальные композиции, причём как сольные, так и ансамблевые.

Всё это происходило в эпоху классицизма, однако вскоре ему на смену пришёл более эмоциональный, возвышенный романтизм, композиторы которого не только переосмыслили жанр ноктюрна, но и ощутимо преобразили его. Из обширных ночных сюит он перевоплотился в небольшую инструментальную пьесу, так как музыкальные сочинители — романтики отдавали предпочтение малым музыкальным формам. В их произведениях находили отражение чувства, настроения и переживания человека, а ночь была любимым временем суток, ведь именно тогда, не отягощаясь суетой дня, наслаждаясь серебристым лунным светом и удивительной тишиной можно было передумать о многом, помечтать и полностью раскрыть душу.

Композитором, заложившим основы романтического ноктюрна, то есть ноктюрна в нынешнем понимании этого слова, был ирландец Джон Фильд. Он первый свои элегические фортепианные миниатюры, наполненные романтической чувственностью, лиризмом и певучестью, назвал ноктюрнами. Самая ранняя подобная композиция Фильда так понравилась слушателям, что он решил продолжить сочинять такого рода произведения, а в процессе создания последующих семнадцати ноктюрнов нашёл самую подходящую для таких инструментальных миниатюр трёхчастную репризную форму.

В дальнейшем Джон Фильд, успешно гастролируя по городам Европы, очаровывал своими сентиментальными ноктюрнами не только публику, но и профессиональных музыкантов. В результате новоявленный жанр во второй четверти девятнадцатого года стал стремительно набирать популярность. Тогда только самый ленивый композитор не пробовал сочинять похожие произведения, ведь в них со всей экспрессией можно было отобразить испытываемые человеком чувства и эмоции, что было так модно во время романтической эпохи.

Само собой разумеется, что ноктюрн не мог не привлечь внимание самого поэтичнейшего композитора – романтика – Фредерика Шопена . Он стал самым успешным последователем Фильда, значительно обогатившим и углубившим этот жанр. Гениальная творческая фантазия великого польского музыканта подарила потомкам более двадцати удивительных по красоте музыкального материала и глубоких по содержанию ноктюрнов, которые не только явились кульминацией в развитии этого жанра, но также стали визитной карточкой всего романтизма. Помимо Шопена ноктюрны сочиняли такие знаменитые композиторы, как Карл Черни, Ференц Лист , Роберт Шуман, Эдвард Григ , Михаил Глинка, Милий Балакирев , Пётр Чайковский, Феликс Мендельсон , Александр Скрябин, Клод Дебюсси , Бела Барток, Пауль Хиндемит, Сергей Рахманинов .

Интересные факты

  • Когда Джону Фильду – ирландскому музыканту исполнилось двадцать два года, он, как концертирующий пианист, бывший учеником знаменитого Муцио Клементи, повторно приехал на гастроли в Санкт-Петербург и решил окончательно остаться в России. Здесь он прославился не только как виртуозный пианист, но и замечательный педагог. Учениками Филда были А.И. Дюбюк. М.И. Глинка, А. Н. Верстовский и А. Л. Гурилев.
  • В русской музыкальной культуре Джон Фильд оставил весьма заметный след. Своей творческой и педагогической деятельностью он внёс значительный вклад в становление и развитие российской школы фортепианного мастерства.
  • Джон Фильд только в России начал сочинять свои ноктюрны, которые затем легли в основу нового жанра.
  • Джон Фильд похоронен в Москве на Введенском кладбище.
  • Фредерик Шопен в действительности за свою творческую жизнь сочинил гораздо более двадцати ноктюрнов. В печать он отдавал только те, которые считал достойными, иные же безжалостно уничтожал.
  • Ноктюрн — этот термин существует не только в музыке, но также в живописи и в литературе. В живописи он был введён американским художником Джеймсом Уистлером. Вдохновлённый музыкальными ноктюрнами, живописец стал использовать данное слово в названии своих работ, изображающих ночные сцены.
  • В литературе прелести ночного времени суток любили отображать такие выдающиеся русские поэты, как А.Фет, Ф.Тютчев, И. Анненский, И. Северянин, Ф. Сологуб, И. Бродский.

Ноктюрны — это особенные музыкальные произведения, которые как бальзам исцеляют сердечные раны и восстанавливают душевную гармонию. Они отличаются изяществом и редкостной красотой льющихся чувственных мелодий. Многие из них признаны совершенными творениями и по праву занимают почётное место в золотом фонде мировой музыкальной литературы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Ноктюрн

Источник

Оцените статью