Кто писал произведения только для фортепиано

Композитор, которому жаль. Пять необычных фактов о Фредерике Шопене

Однажды кто-то спросил у Фредерика Шопена, каким словом он мог бы описать настроение всех своих произведений. Композитор подумал и сказал, что в его родном польском языке есть слово «жаль» (zal). И в нем для Шопена заключалась целая радуга чувств: скорбь, ненависть, печать, предчувствие угрозы. Такую окраску он приписывал своему творчеству.

Станислав Рихтер, прославленный русский пианист, говорил про него: «Таинственный, дьявольский, женственный, непонятный, всем понятный трагический Шопен». Такой же разной была и его жизнь, но, пожалуй, в большей степени она была трагичной.

Родившись в 1810 году в музыкальной семье, он был с детства будто окутан каким-то неземным флером — у него были голубые глаза, белая, почти прозрачная кожа, а сам он проявлял удивительные интеллектуальные способности. Маленький Фредерик буквально проглатывает книгу за книгой, сочиняет стихи, концертирует с восьми лет, даже рисует. Его привлекают народное творчество и музыка, потому особое место в его жизни займут мазурки — польские танцы. А многие шопеновские мелодии появятся из простых песен, будут написаны в народных ладах, содержать народную ритмику, а иногда даже имитировать звучание разных национальных инструментов. Например, как в Балладе №2, F-dur (Оp. 38).

Читайте также:  Ноты гром гремит над головой

Великий русский композитор и пианист Антон Рубинштейн сказал про Шопена легендарную фразу, которая есть во всех учебниках по музыкальной литературе: «Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». Поляк всего себя посвятил музыке, а именно — этому инструменту, действительно заставив его петь.

Шопен музицировал в темноте

Еще будучи ребенком, Фредерик страдал от ночных кошмаров и эпилепсии, но, несмотря на это, прямо посреди ночи он мог вскочить с кровати и побежать к фортепиано что-нибудь наигрывать.

Позже он понял, что темнота дает ему настроиться на нужную волну. Поэтому, музицируя, он просил погасить все свечи, даже если был в гостях, при огромном количестве людей. Эта привычка сохранилась у него до конца жизни.

В этом есть смысл, особенно если обратиться к его популярным ноктюрнам (в переводе с французского «ночной»). Их еще иногда называют песнями при луне. Как правило, это небольшая пьеса лирического характера — его ранние работы в этом жанре именно такие. Послушайте один из самых знаменитых — Ноктюрн №2, Es-dur (Оp. 9), написанный 1829–1830 годах.

Всего Шопен написал более двух десятков ноктюрнов, и более поздние миниатюры не похожи на ранние — они мрачные, со сложной гармонией и драматическим сюжетом. Один из таких примеров — Ноктюрн №1, c-moll (Оp. 48), который он написал за семь лет до смерти, в 1841 году.

Шопен писал исключительно для фортепиано

Как бы странно это ни звучало, но такой большой композитор не писал больших произведений для оркестра или ансамбля. Ну, в целом не писал. Он, скажем так, пробовал — у него есть, например, два концерта для фортепиано с оркестром, и их даже исполняют на больших конкурсах или на концертах. Но все это были ранние опусы, когда он еще только искал себя. А нашел, как известно, в миниатюрах для фортепиано.

Возможно, это было связано с тем, что сам Шопен предпочитал играть не на большую аудиторию, а в маленьких салонах. Он вообще не любил публичные выступления — за всю свою карьеру дал от силы три десятка живых концертов. Он был таким странным исключением из правил, учитывая то, что многие музыканты зарабатывали (и до сих пор зарабатывают) в основном именно этим.

Между тем Шопен был превосходным пианистом. О нем писали: «Совершенно не верится, что эта музыка создана человеком», «Он играл так самозабвенно, как никакой другой музыкант…» Про него говорили: «Единственный в своем роде, непохожий ни на одного музыканта». А многие исполнители-современники признавались, что исполнить его музыку так же, как это делал он, — невозможно. Послушайте, как Шопена играет другой великий композитор — Сергей Рахманинов.

Шопен придумал специальное приспособление для растяжки пальцев

У Шопена была небольшая ладонь. Возможно, поэтому у него так много красивых филигранных произведений, как говорят пианисты, на мелкую технику. Послушайте его «Фантазию-экспромт» (Оp. post. 66) с такими пассажами.

Но чтобы быть настоящим виртуозом, нужно уметь совладать с любой техникой. Поэтому он придумал некий прибор, который носил с самой юности, даже во сне. Хотя он, конечно, приносил нестирпимую боль, но был, безусловно, очень эффективным. С помощью растяжки композитор и пианист мог работать со своей давней проблемой — сложными большими аккордами.

Похожий способ был и у его современника — композитора Роберта Шумана. Тот фиксировал свои пальцы в растянутом положении, это закончилось довольно серьезной травмой, из-за чего Шуману пришлось закончить карьеру пианиста.

Шедевральный «Собачий вальс» Шопен написал по просьбе любимой

Они познакомились в Париже, в 1837 году. Аврору Дюпен знали под именем Жорж Санд, она была довольно знаменитой писательницей и эпатажной личностью — носила брюки, курила трубку, но, несмотря на это, была натурой чрезвычайно тонкой, нежной и влюбчивой (она была любовницей Проспера Мериме, Альфреда Мюссе и многих других).

Однажды в салоне у композитора и пианиста Ференца Листа собралась литературная и музыкальная аристократия. В тот вечер Шопен впервые увидел свою будущую возлюбленную. «Какая малоприятная женщина», — сказал он, влюбился в нее и прожил с ней девять лет своей жизни.

Их отношения были очень нежными, Аврора всегда заботилась о своем возлюбленном, проявляя к нему чуткость и трепетность, ведь у Шопена было довольно слабое здоровье. Тот всегда отвечал ей взаимностью. Однажды, когда женщина играла со своей собачкой, она сказала, что если бы сама была композитором, то обязательно бы сочинила для своей собачки что-то шедевральное. Ну, Шопен и написал вальс, который впоследствии назовут «Собачьим вальсом», или «Вальсом маленькой собачки» (не тот, который из «Джентльменов удачи», а другой).

В 1847 году их отношения закончились — композитор, который в тот момент уже страдал от туберкулеза, собрав все вещи, покинул поместье Жорж Санд в Париже. Это для столь хрупкой натуры, как Фредерик Шопен, стало очередным ударом, который он с трудом мог перенести.

Шопен глубоко переживал разлуку с родиной

В 1829 году в Варшаве прошла коронация русского императора Николая I. Это привело к гражданским волнениям, и 2 ноября 1830 года Шопен покидает Варшаву. Его друзья устроили ему пышные проводы и подарили сосуд с польской землей. Принимая его, композитор заявил, что уже никогда не сможет вернуться на родину. Эти слова оказались пророческими.

Как известно, восстание не увенчалось успехом. Приняв эти события близко к сердцу, Шопен написал свой знаменитый «Революционный этюд».

Композитор написал более пяти десятков мазурок — польских народных танцев. Тяжело переживая разлуку с родиной, он создал свою последнюю, пожалуй, самую проникновенную и печальную, Мазурку №4, f-moll (Оp. post. 68).

В 1848 году, незадолго до смерти, композитор отправился в свое последнее турне — по Англии и Шотландии. Климат этих стран, как и переживание разрыва с Жорж Санд, пагубно сказались на его и без того хрупком здоровье. Вернувшись в Париж, великий композитор скончался в октябре 1849 года. Сердце Фредерика Шопена, согласно его желанию, было возвращено на родину, в Польшу. Оно хранится в церкви Святого Креста, где его замуровали в одну из колонн.

Источник

Здравствуйте, можете пожалуйста, ответить на вопросы

Творчество композиторов — романтиков. Ф. Шопен. Ф. Лист. Р. Шуман.

Цель: Расширить знания особенностей музыки эпохи романтизма на примере творчества Ф. Шопена. Ф. Листа. Р. Шумана.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820 — е годы, развитие его заняло весь 19 век. Композиторы — романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека, его переживания и чувства.

Они обращаются к небольшим музыкальным произведениям – камерной музыке. Особенно популярным стал вокальный жанр – песни, романсы, вокальные циклы.

Даже в таких крупных классических жанрах, как симфония, опера, композиторы – романтики по – своему подходят к раскрытию музыкального образа, добавляя новые музыкальные краски, яркие эмоции. Фредерик Шопен (в Польше) стал один из главных представителей этого направления в музыке. Необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Уехав из родной страны совсем молодым, Шопен всё своё творчество посвятил Родине.

Ференц Лист (1811 — 1886) – венгерский композитор, музыкант. Лист был первым исполнителем, который вывел рояль из домашних зал и комнат на концертную эстраду. Он был первым, кто устраивал сольные концерты и по несколько часов развлекал слушателей только игрой на рояле.

Лист достиг славы величайшего пианиста-виртуоза. Он объехал Францию, Англию, Данию, Германию, и везде его концерты проходили с большим успехом. В 1842 и 1843 годах Лист приезжает в Россию. Главной особенностью творчества Листа в целом является

программность. Мир знает Листа, прежде всего, как автора знаменитых венгерских рапсодий (их 19). Наиболее известная – Рапсодия № 2. Послушайте: Ф. Лист «Рапсодия№ 2» https://z1.fm/artist/2786931

Домашнее задание: 1. познакомиться с творчеством композиторов – романтиков Ф Шопена и Ф Листа (записать в тетрадь тему, авторов и название прослушанных произведений.

2. Ответить на вопросы

1) Когда сложилось направление романтизма

2) Назовите особенности романтизма в музыке

3) Назвать композиторов – романтиков

4) Какой любимый инструмент Шопена

5) Какими произведениями известен Ф. Лист.

1.В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век.
https://studopedia.ru/10_215936_romantizm-v-muzike.html
2.Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
3.Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт; Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен (в частности ноктюрны), Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.
4.Шопен был чудо-ребенком, и с семи лет знал о себе, что он фортепианный гений и надежда всей Польши. Об этом писали варшавские газеты после каждого его выступления. Русский государь Александр I во время визита в Варшаву подарил мальчику бриллиантовый перстень.
Шопен писал только для фортепиано.
https://zen.yandex.ru/media/kultshpargalka/chto-nujno-znat-o-shopene-5ab4c8af168a91d3c6e8b546
5.Музыкальное наследие Листа огромно -оно насчитывает свыше тысячи двухсот произведений, из них примерно половина (шестьсот сорок девять) оригинальных, остальные — переложения и транскрипции сочинений других авторов. Своему любимому инструменту — фортепиано — Лист посвятил более пятисот произведений:

Этюды высшего исполнительского мастерства (1-я редакция — около 1826, 2-я — 1838, 3-я — 1851)
Большие этюды по Паганини (1-я редакция — 1838, 2-я — 1851)
3 концертных этюда (около 1848)
2 концертных этюда (около 1862)
«Альбом путешественника» (1835—1836)
«Годы странствий» (1-й год: 1835—1854, 2-й: 1838—1859, 3-й: 1867—1877)
Фантазия-соната «По прочтении Данте» (1849)
«Поэтические и религиозные гармонии» (1845—1852)
«Утешения» (1849)
«Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
2 легенды (1863)
2 баллады (1848—1853)
Соната си минор (1852—1853)
«Мефисто-вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
Венгерские рапсодии (1-я редакция — 1840—1847, 2-я — 1847—1885)
Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие

Источник

6 великих музыкантов-вундеркиндов, которых считали гениями с малых лет

Полностью текст можно прочитать на сайте ezhikezhik.ru

Кто становится гением? Талантливый ребенок, который воспитывался в музыкальной среде, или работоспособный ученик, готовый к многочасовым занятиям? Этот спор редко обходится без упоминания известных музыкантов, которые еще с детства начали проявлять нетипичные для сверстников способности к искусству. Они на слух воспроизводили мелодии на музыкальных инструментах, когда только недавно научились говорить, исполняли собственные произведения на выпускных экзаменах в консерватории, выступали перед королевской семьей, пока сверстники только обучались нотной грамоте, подписывали контракты со студиями звукозаписи, не окончив даже школы. Анна Рыжкова рассказывает, каким было детство известных музыкантов-вундеркиндов.

Фредерик Шопен

Родители Шопена – Юстина и Николай – знали иностранные языки, были хорошо образованны и музыкально развиты. Они рано заметили восприимчивость сына к музыке: при звуках грустной мелодии, он начинал плакать, а когда мама исполняла для него веселые польские танцы, смеялся, танцевал и пробовал на слух подобрать песни на рояле.

Первым учителем для Шопена стала его старшая сестра, она занималась музыкой с паном Живным, который быстро заметил талант Фредерика и вскоре начал уделять мальчику больше внимания. Он записывал за начинающим композитором его простенькие пьесы и обучал его музыкальной технике. Шопен впервые продемонстрировал свое мастерство перед широкой публикой в восьмилетнем возрасте. Он выступил на концерте в пользу бедных в зале Радзивилловского дворца. Мальчик появился на сцене в бархатном костюмчике с кружевным воротником и сыграл технически трудный концерт чешского композитора Йировца. Шопен еще не понимал, что в его выступлении вызвало так много восхищенных отзывов, и когда обсуждал с мамой впечатления от первого концерта, сказал: «Больше всего всем понравился воротничок. Знаешь, мама, на него все смотрели!».

Свое первое серьезное произведение — полонез G moll — сочинил в шесть лет. «Автор этого Польского танца — юный артист, которому едва исполнилось восемь лет. Это подлинный музыкальный гений, ибо он не только с величайшей легкостью и незаурядным вкусом исполняет трудные произведения, но является к тому же автором нескольких танцев и вариаций, которыми знатоки музыки не перестают восхищаться», — писали тогда о Шопене критики в польской прессе.

Юного композитора часто приглашали выступать в домах аристократии. Он участвовал в концертах в Бельведерском дворце у великого польского князя Константина Павловича и даже подарил два своих полонеза Марии Федоровне, матери царя, во время ее визита в Варшаву. Так Шопен попал в высшее общество, стал много гастролировать по европейским странам и сам вскоре занялся преподаванием музыкальных дисциплин.

Ференц Лист

Венгерский музыкант Адам Лист, отец Ференца, рано начал учить сына музыке, хотя сам не имел профессионального музыкального образования и лишь в свободное от работы время (Адам был помощником по хозяйству в имениях князя Эстерхази) играл в оркестре. В церкви Ференца учили пению, а освоить орган помогал местный органист. Спустя три года занятий Ференц смог выступить в публичном концерте наравне со взрослыми музыкантами. Мальчику тогда было восемь лет.

Понимая, что сыну нужна серьезная академическая школа музыки, отец везет его в Вену. Здесь Листа начинает учить известный пианист Карл Черни — абсолютно безвозмездно.

Уроки Черни помогли Ференцу в совершенстве освоить технику игры на фортепиано. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из таких триумфов сам Бетховен подошел к юному исполнителю и поцеловал его.

Первым произведением Листа стали «Вариации на тему вальса Диабелли», которое он написал в 11 лет. А оперу «Дон Санчо, или Замок любви» в 1825 году поставили в театре Большой парижской оперы, несмотря на то, что автору произведения не было и 14 лет!

Отец Листа надеялся, что мальчик сможет поступить в парижскую консерваторию, куда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Однако рекомендации и отзывы критиков открывали для Листа двери самых престижных салонов столицы. Уже через несколько недель после переезда он играл во дворце герцогини Беррийской, которая принимала у себя в гостях членов королевской семьи.

Однажды Лист играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Концерт настолько понравился гостям, что герцог устроил музыканта в Итальянский оперный театр. Известно, что во время выступления, когда Лист играл сольную часть, музыканты оркестра настолько увлеклись его исполнением, что забыли вступить вовремя. Один из критиков потом написал: «Маленький Лист так потряс оркестр, что тот онемел». Этот успех закрепил за Листом славу нового музыкального гения, нового Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт

Утомительное детство, как часто называют годы взросления Моцарта, ребенка вряд ли действительно утомляло. Все вокруг него занимались музыкой, поэтому музицирование в семье постепенно стало чем-то естественным. Моцарт с четырех лет одновременно стал обучаться игре на клавесине, органе и скрипке. Во многом стремление ребенка к музыке — это заслуга отца. Леопольд Моцарт был довольно известным австрийским скрипачом и композитором, автором руководства по игре на скрипке.

Уже в четыре года мальчику хватало музыкальных способностей, чтобы написать небольшой концерт для клавесина. Мальчик сидел за столом, водил пером по бумаге с нотным станом, пачкая пальцы в чернильнице. Когда произведение было готово, взрослые сначала не поверили, что написанный наспех музыкальный текст с кляксами будет представлять какую-то художественную ценность. А потом решили сыграть по нотам «концерт» четырехлетнего Вольфганга. «Смотрите, господин Шахтнер, — обратился отец к своему придворному музыканту, — как все здесь правильно и со смыслом!».

В шестилетнем возрасте Вольфганг уже давал концерты в разных странах со своей сестрой и отцом. В начале 1764 года были опубликованы его первые сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе стояла надпись: «Автор музыки —- семилетний мальчик». Всё это время Леопольд Моцарт следил, чтобы занятия были строгими и регулярными. Путешествуя с концертами по Лондону, вундеркинд пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии, а отец отмечает: «Все, что он знал раньше — это ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас».

Моцарт обладал абсолютным слухом и уже в семь лет мог, например, легко определить, насколько звучание музыкального инструмента отличается от камертона. Однажды Шахтнер разрешил Вольфгангу поиграть на своей скрипке (мальчику казалось, что она играет более мягко и звонко). А когда Моцарт снова взял в руки свой инструмент, заметил: эта скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, — и был абсолютно прав.

Хотя по-прежнему музыковеды ставят под вопрос авторство некоторых произведений Моцарта и обсуждают методы музыкального обучения, которые применяли к юному композитору, он остался в истории как самый талантливый из музыкантов-вундеркиндов, чьи способности к импровизации помогали создавать гениальные камерные и симфонические произведения.

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев начал занятия музыкой под руководством мамы, Марии Григорьевны. Еще не умея записывать ноты на бумагу, в пять лет он начал сочинять несложные мелодии, проводя часы за домашним роялем. Музыканту пришлось выучить ноты как раз для того, чтобы свои маленькие произведения не потерять.

Источник

Оцените статью