Кто пишет ноты для оркестра

Кто пишет ноты для оркестра

Все знают, что музыку записывают с помощью нот. Но мало уметь эти ноты читать. Необходимо также не сбиться с ритма и сыграть или спеть свою ноту в нужный момент, чтобы музыкальное произведение прозвучало монолитно и гармонично. Именно для этого ноты записываются в виде партитуры (partio (лат.) – делить), состоящей из партий отдельных инструментов. Что это такое, как ее используют для разных музыкальных коллективов и нужна ли партитура современным музыкантам? Попробуем разобраться.

Партитура – это совокупность партий инструментов

Чтобы понять роль партитуры, необходимо представить, как сочиняют музыку композиторы. Слышит ли композитор исполнение мелодии «в голове» сразу всеми инструментами? Вполне возможно, что он «слышит» хотя бы несколько предполагаемых инструментов. Но если произведение пишется для целого оркестра, к этим инструментам могут добавляться партии других. Так музыка получает объем и вариации.

Сначала расписывается ведущая партия, и определяются инструменты для ее исполнения. Затем к ней добавляются партии аккомпанирующих инструментов, а потом расписывается аранжировка. Так создается многоголосная нотная запись, в которой партии всех инструментов располагаются строго одна над другой. Таким образом, партитура – это все музыкальное произведение в виде нот, где на каждой странице собраны партии всех инструментов, включая паузы. Благодаря партитуре музыканты, которые, умеют читать ноты не хуже, чем грамотные люди книги, могут практически сразу сыграть любое произведение. Особенно если оркестром руководит дирижер.

Читайте также:  Ноты для фортепиано баста она одна

Какой бывает партитура и кому она необходима

В партитуре может быть от двух и более нотных записей, расположенных рядами таким образом, чтобы такты находились один над другим. Например, для арии, исполняемой под фортепиано, будет партитура с двумя партиями – для голоса и рояля. Певец сможет лучше ориентироваться в исполнении своей партии, когда будет параллельно читать партию аккомпанемента. Партитура также совершенно необходима хоровым исполнителям.

Обычно в оркестре перед каждым из музыкантов на пюпитре находится нотное изображение партии для его инструмента. Но если бы все играли только свою партию, оркестр не смог бы звучать слаженно и ритмично. Ведь у каждого человека свое чувство ритма. В оркестре ритм задает дирижер. Это человек, который видит перед собой и умеет читать партитуру для всего оркестра. Он сохраняет ритм и подсказывает взмахами дирижерской палочки начало вступления отдельных музыкантов, а также указывает на необходимость музыкальных акцентов.

Если играет небольшой музыкальный коллектив, такой как трио, квартет или квинтет, он может выступать без участия дирижера. Несколько музыкантов вполне могут подчиниться общему темпу. Тем более что перед ними находится партитура с нотами для всех инструментов, которая помогает правильно вступать и отслеживать общее звучание.

Партитура для современных музыкантов

С появлением таких музыкальных коллективов, как джаз-бэнды и ансамбли, необходимость в дирижерах отпала. Потому что в них появились барабанщики, которые не только задавали ритм, но также стали украшать музыку дополнительными звуками, извлекаемыми из различных ударных установок. Несмотря на это партитуры еще долгое время использовались для расписывания сложных партий инструментов. Но постепенно многие стали играть «на слух». Импровизация, которая поначалу была свойственна только некоторым джазовым партиям, позже распространилась на сольные выступления в рок-музыке.

Читайте также:  Как настроить гитару 6 струнную новичку с помощью компьютера

Итак, нужна ли партитура сегодня для исполнения музыки в какой-нибудь группе? Это может быть выбор самих музыкантов. Некоторые из них плохо знают или вообще не знают нотную грамоту, используя табулатуру. Это очень большое упущение. Знание музыкальной грамоты может стать очень полезным, даже если применяется редко. Например, придется записываться на студии известного продюсера, и будет очень стыдно, если музыкант не сможет прочесть по нотам предлагаемую аранжировку.

Раньше при слове «композитор» мы представляли минимум Моцарта или Баха. Сегодня композитором может быть любой музыкант. Чтобы расписать партии инструментов группы сегодня даже не понадобится нотная бумага. Есть специальные компьютерные программы, которые позволяют не только записать музыку в нотах, но тут же ее прослушать и внести необходимые коррективы. Понятно, что на репетиции каждый музыкант имеет право делать свои предложения и импровизировать. Но если принести готовую партитуру новой песни на следующую репетицию своей группы, она пройдет намного плодотворней.

Полезный совет музыкантам

Как невозможно научиться хорошо читать, если не прочесть несколько десятков книг, так невозможно бегло играть по нотам без практики. Сегодня в интернете можно найти партитуру известных музыкальных произведений рок-групп, чья музыка уже стала классикой. Используя партитуру, вы сможете разучить кавер-версии известных хитов, что может даже стать средством для дополнительного заработка.

Источник

Термины и определения в музыке

Партитура — способ нотной записи многоголосного музыкального произведения (инструментального, хорового, вокально-инструментального и др.). В партитуру включаются партии всех используемых исполнительских средств.

Партии располагаются в определённом порядке одна под другой строго вертикально и синхронно.

Оркестровая партия — копия соответствующей строки партитуры.

Кроме того, в неё вносятся все указания, выставляемые над верхним нотоносцем партитуры (обозначения темпа и характера музыки, ориентиры), а также группируются паузы. Немаловажная деталь оркестровой партии — удобство переворота листа, обеспечиваемое достаточной паузой.

Оркестровую партию нередко называют оркестровым голосом. Такое бытующее название не является точным, поскольку голос (элемент музыкальной ткани, фактурная функция) может быть поручен унисону двух и более разных инструментов (нескольким партиям).

Краткие исторические сведения о партитурной нотации

Партитурная запись музыкального произведения, отражающая горизонтальную и вертикальную координаты целого, применялась уже в ранних письменных формах вокального многоголосия (IX век). В такой партитуре прочно утвердился принцип расположения партий в порядке их тесситуры.
С зарождением симфонического оркестра этот принцип находит применение в инструментальной музыке. В процессе его эволюции выделяются такие ступени: отсутствие строгой фиксации состава инструментов, точные указания названий инструментов, запись мелодических голосов и партий инструментов одинаковой тесситуры на одном нотоносце, обозначение гармонии буквенно-цифровыми символами в эпоху генерал-баса, точная фиксация гармонических голосов (вторая половина XVIII века), различный порядок расположения в партитуре оркестровых групп.

Современный порядок оформления симфонической партитуры утвердился в середине XIX века. Партии инструментов расположены в ней по оркестровым группам, а в каждой группе — в следующем порядке:

  • деревянные духовые — флейты, гобои, кларнеты, фаготы;
  • медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, туба;
  • ударные; струнные смычковые — скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Предпринимались попытки упрощения партитурной нотации, в их числе отказ от тенорового ключа (Н. Римский-Корсаков и другие композиторы петербургской школы), отказ от транспозиции (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн, А. Онеггер, С. Прокофьев). В середине ХХ века стали применяться особые способы партитурной нотации, связанные с новыми видами композиторской техники.

В эволюции партитурной нотации музыки для духового оркестра прослеживаются сходные черты. С конца XVIII века в России был принят сложившийся за рубежом т. н. тесситурный принцип оформления партитуры: деревянные инструменты (по тесситуре), медные (по тесситуре) и ударные.

Иной способ оформления партитуры для духового оркестра был предложен Н. Ивановым-Радкевичем в «Увертюре на темы песен народов СССР», написанной в 1932 году. В ней партии инструментов объединены по признаку тембрового родства и конструктивной общности в оркестровые группы — деревянную группу, группу характерных медных инструментов, группу ударных инструментов, основную группу.

Саксофоны, введенные в военные оркестры, сначала использовались как подменные (с кларнетами). В этой связи их партии записывались в партиях заменяемых инструментов или помещались на отдельных строках между кларнетами и фаготами. Позднее, когда саксофоны стали самостоятельными инструментами, их выделили в подгруппу, которая обрела постоянное место в партитуре (между фаготами и валторнами).

Источник

Термины и определения в музыке

Общие сведения об оркестровой партитуре и оркестре.

Краткие исторические сведения о партитурном принципе нотации.

Существенные признаки партитуры наиболее точно даются в энциклопедических изданиях и музыковедческих трудах.

Партитура — это способ нотной записи многоголосного музыкального произведения на более чем двух нотоносцах, расположенных один под другим и разделённых тактовыми чертами.

Оркестровая партитура – многострочная нотная запись всех партий музыкального произведения, предназначенного для оркестра.

Основным признаком партитурного принципа нотации является вертикальное расположение нотоносцев, объединённых акколадой и разделённых на такты. Партитурный принцип нотации развивался на протяжении IX – XIII столетий как письменная форма многоголосия и композиторской техники, когда эволюционировали ранние образцы европейской буквенной нотации, а также невменная, дасиальная (дасийная), диастематическая, крюковая, квадратная и готическая её формы. Поворотным моментом стало распространение мензуральной нотации, органной и лютневой табулатур.

Слово партитура используется не только для обозначения собственно партитурной нотации. Оно применяется также в широком смысле для обозначения трудностей многоголосной нотации к.-л. произведения, а также метонимически для замены сходных по значению слов (лист, тетрадь, том или сборник, содержащие партитуры) и метафорически в отношении музыкального произведения, нотированного в виде партитуры.

В XIII веке возникли так называемые «мнимые партитуры», включавшие инструментальные хоры в музыке вокальных жанров, а несколько позже, в XIV веке, представлявшие инструментальную многоголосную музыку.
Прообразом подлинной партитуры стали «композиторские дощечки» («tabula compositoria»). В ранних формах записи полифонии, в певческих (хоровых) книгах и книгах голосов (партий), постепенно совершался переход от нотации in corpo к нотации in partito.

«Партитурой называется нотная запись музыкального произведения, предназначенного для оркестра, хора или ансамбля». М.Готлиб, Я.Каабак, Е.Макаров.

К середине XVI века в вокальной полифонической музыке утвердился способ нотации на четырёх нотоносцах. Его основными признаками стали тесситурный порядок голосов на горизонтальных нотоносцах и вертикальные тактовые линии. Так образовались горизонтальная и вертикальная координаты партитурной нотации.

Способ нотации облегчил и предопределил способ чтения партитуры по горизонтали и вертикали.
Позднее партитурный способ нотации вокальных полифонических произведений был использован в инструментальной музыке XVII века.
Видоизменение партитурной нотации произошло на рубеже XVI – XVII веков, когда в недрах полифонии возникла гомофония и, как следствие, появилась партитура с генерал-басом. В партитурах с генерал-басом нотами фиксировались партии баса и мелодических голосов. Дополнительные (верхние) голоса гармонического сопровождения обозначались посредством цифр и знаков альтерации. Цифры и относящиеся к ним знаки альтерации указывали на аккорд и диатонический интервал, построенный от баса.

Со второй половины XVIII века в хоровых, ансамблевых и оркестровых произведениях утвердился единый принцип партитурной нотации, применяемый в нотопечатании. Первыми печатными оттисками партитур были «Tutti i madrigali» Киприана (Чиприано) де Рорé, изготовленные Анжело Гардано (Angelo Gardano) в Италии (1577). Первые печатные оркестровые партитуры были изданы в Париже (1582). В России первые опыты нотопечатания относятся к середине XVII века, а первая печатная партитура появилась в 1798 году. Современная организация партитуры оформилась к середине XIX века.
Средневековые манускрипты и дарственные экземпляры позднего времени сохранили различные формы нотоносцев: горизонтальную, кругообразную, спиралевидную, фигурную. В сочинениях ХХ столетия сочетаются традиционные и специфические формы записи для воплощения особых звуковых эффектов в оркестровой музыке.

«Партитура — нотная запись инструментального, вокального, вокально-инструментального произведения, где сосредоточены партии всех инструментов, вокальных голосов». Н.Зудин.

Табулатура (лат. tabula – доска, таблица) – система записи инструментальной музыки в XIV – XVIII вв. с использованием букв, цифр и особых знаков. «Специфика различных видов табулатуры связана с особенностями устройства инструментов и техники игры на них, с фактурными принципами записываемой музыки». МЭС.

«Термины partire, partitura, partidura, partita, spartitura, — пишет И.А.Барсова, — постепенно откристаллизовались в итальянском языке в течение нескольких десятилетий XVI века». «Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века)».

Источник

Термины и определения в музыке

Нотоносцы, расположенные в определенном порядке, создают партитурную строку-систему. Полная запись всех инструментальных партий (включая и паузирующие) для данного состава оркестра называется полной партитурной системой. Полная партитурная система отражает состав оркестра, его инструментальные группы и входящие в них отдельные инструменты.

Порядок партитурной записи значительно облегчает возможность следить за всеми партиями одновременно и за каждой партией в отдельности.

Полная партитурная система смычкового состава, как правило, имеет пять нотоносцев. Кроме общей и групповой акколад, в строке объединяются дополнительными акколадами два верхних и два нижних нотоносца.

Первый (сверху) нотоносец со скрипичным ключом предназначается для партии первых скрипок, второй — для партии вторых скрипок, средний (с альтовым ключом) — для партии альта. Два нижних нотоносца (обычно с басовыми ключами) —для партий виолончелей (верхний) и контрабасов (нижний):

Полная партитурная система струнного оркестра (Пример 1)

В партитурах композиторов классического периода партии виолончелей и контрабасов часто объединялись и котировались на одном нотоносце под общим названием «Bassi»:

Полная партитурная система струнного оркестра в партитурах классиков XVIII века (Пример 2)

С увеличением количества партий, вызванным делением одной партии на несколько подпартий, встречаются системы и с большим количеством нотоносцев:

Полная партитурная система струнного оркестра с divisi V-ni I, V-ni II, V-le и V-c (Пример 3)

По количеству партий, входящих в малый симфонический оркестр, его полная партитурная система может иметь до 20 и даже более нотоносцев. Но так как партии одинаковых духовых инструментов нотируются на одном нотоносце, количество нотоносцев малого симфонического оркестра обычно ограничивается 12 (если трубы не включены в оркестр) или 13 нотоносцами:

Полная партитурная система малого симфонического оркестра (без труб) (Пример 4)

Порядок расположения партий в малом симфоническом оркестре следующий. Четыре верхних нотоносца, объединенные групповой акколадой, отводятся для партий деревянных духовых инструментов: первый нотоносец (со скрипичным ключом) — для партий первой и второй флейт, второй (тоже со скрипичным ключом) —для партий первого и второго гобоев, третий (со скрипичным ключом) — для партий первого «и второго кларнетов и четвертый (с басовым, реже с теноровым ключом) — для партий первого и второго фаготов.

За нотоносцами партий деревянных духовых инструментов следуют три нотоносца (пятый, шестой, седьмой сверху), объединенные групповой акколадой для партий инструментов медной духовой группы. Из них пятый и шестой (обычно со скрипичными ключами), объединенные дополнительной акколадой, предназначаются для нотирования партий первой, второй, третьей и четвертой валторн, седьмой же (тоже со скрипичным ключом) — для партий первой и второй труб.

Так как в малом симфоническом оркестре количественный состав медной духовой группы ограничивается обычно партиями четырех валторн и двух труб, то дальше следуют нотоносцы партий инструментов ударной группы. Из них первый нотоносец (восьмой сверху с басовым ключом) отводится для партии литавр, другие же — для партий остальных ударных инструментов (если таковые введены в партитуру).

Партии ударных инструментов без определенной высоты звука в настоящее время нотируются не на пятилинейных нотоносцах, а на однолинейных, называемых «нитками».

Далее следуют пять нотоносцев для партий инструментов смычковой группы (см. пример 5).

Полная партитурная система большого симфонического оркестра включает составы деревянных духовых (парный, тройной, четверной), медных духовых (4, 6, 8 валторн; 2, 3, 5 труб), я также ударных, щипковых и клавишных инструментов.

При парном составе деревянных духовых и соответствующем количестве инструментов медной духовой и ударной групп полная партитурная система большого симфонического оркестра состоит обычно из 15—17 нотоносцев.

Последовательный порядок нотирования инструментальных партии, имевший место в партитурах малого симфонического оркестра, остается тот же.

Введенные в партитуру большого симфонического оркестра партии трех тромбонов с тубой нотируются обычно на двух объединенных добавочной акколадой нотоносцах, которые помещаются непосредственно под партиями труб. Из них верхний нотоносец (с альтовым или с теноровым ключом) предназначается для партий первого и второго тромбонов, а нижний (с басовым ключом)—для партий третьего тромбона и тубы.

Приводится полная партитурная система большого симфонического оркестра с парным составом деревянных духовых и соответствующим ему общепринятым составом инструментов медной духовой и ударной групп (арфа отсутствует) — (см. пример 6).

При тройном составе деревянных духовых инструментов и с введением нотоносцев для арфы в полной партитурной системе большого симфонического оркестра количество нотоносцев увеличивается до 23 — 24 (см. пример 7).

Полная партитурная система малого симфонического оркестра (с трубами) (Пример 5)

Полная партитурная система большого симфонического оркестра (парного состава) (Пример 6)

Полная партитурная система большого симфонического оркестра с тройным составом деревянных духовых инструментов и соответствующим ему составом медной духовой, ударной и щипковой группы (Пример 7)

Партии арфы, фортепиано и органа занимают место между ударной и смычковой группами. Так же как и партия фортепиано, партии арфы и органа нотируются каждая на двух нотоносцах, объединенных фигурной акколадой. При четверном составе деревянных духовых с усиленным составом медных и ударных и с введением в оркестр щипковых и клавишных инструментов количество нотоносцев в полной партитурной строке увеличивается до 30 — 40 и более.

Последовательный порядок нотирования инструментальных партий, как и принцип объединения нотоносцев дополнительными акколадами, остается тот же, что и при парном и тройном составах деревянных духовых.

В партиях инструментов щипковой и клавишной групп фигурные акколады пишутся для каждого инструмента отдельно.

Порядок внутри этих групп обычно таков: за нотоносцем партии челесты следуют нотоносцы партии арфы (или арф), затем нотоносцы партий фортепиано и органа и далее нотоносцы смычковой группы. Перед последним, если это требуется составом партитуры, могут быть помещены дополнительно еще нотоносцы вокальных партий, как сольных, так и хоровых (см. пример 8).

Часто полная партитурная система дается только при tutti оркестра и, как правило, на первой странице партитуры. На остальных страницах, где это позволяет нотный текст произведения, полная партитурная система не выписывается, из нее выключаются нотоносцы с паузирующими партиями. Перечисление же инструментов полного состава оркестра помещается на отдельной странице перед началом нотного текста партитуры. На одной странице партитуры часто умещаются две или несколько сокращенных партитурных систем, а при небольшом составе оркестра даже и две полные партитурные системы (см. партитуры Моцарта, Гайдна, партитуры для струнного оркестра).

Встречаются партитуры, в которых имеются отклонения от вышеприведенного порядка расположения инструментальных партий. Так, например, в ряде партитур Вагнера партии валторн помещены не после партий фаготов, а перед ними (то есть между партиями семейства кларнетов и партиями семейства фаготов). Такое размещение валторн разъединяет их с «чистой» медью и сближает с деревянными духовыми инструментами, что в тембровом отношении свойственно валторнам.

В партитурах Прокофьева партии труб часто расположены выше партий валторн, что соответствует тесситурному положению труб (звучащих выше валторн) в медной духовой группе.

В партитурах XVIII—XIX веков, как правило, вокальные партии помещались среди партий смычкового квинтета, а именно между партиями альтов и виолончелей.

Иногда в рукописях (значительно реже в печатных партитурах) встречаются способы сокращенной записи (своеобразные «партитурные аббревиатуры»). Так, например, на нотоносце вместо нот выставляется термин col или coi, означающий, что не выписанная нотами партия данного инструмента должна исполняться по партии другого инструмента.

Имеются партитуры, в которых записаны на одном нотоносце две партии инструментов, принадлежащих хотя и к одной группе, но к разным ее семействам (конечно, при условии возможности их нотации в одном и том же ключе и при одних и тех же ключевых знаках альтерации).

Полная партитурная система большого симфотгееского оркестра с четверным составом деревянной духовой группы (Пример 8)

Источник

Оцените статью