Кто помог кружки ноты подружиться со своим отражением

Кто помог кружки ноты подружиться со своим отражением

Звучит «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», музыка Г. Гладкова (аудиозапись). Дети вместе с Трубадуром идут по залу.

Звучит музыка Е. Тиличеевой «Сложим песенку» (20).

Трубадур (предлагает сложить из частей скрипичный ключ и попасть в волшебное королевство).

Показалась нота До и присела на крыльцо.

Дети поют по очереди несколько попевок на ноте «до»: «Андрей-воробей», русская народная песня; «Смелый пилот»,

музыка Е. Тиличеевой; «Барашеньки», русская народная прибаутка[9].

Звучит музыка Г. Струве[10] «Так уж получилось» или «Колобок», «Про козлика».

Сочиняют песни на заданные стихи, песенная импровизация вопрос — ответ.

«Теленок»

«Мышонок»

Звучит песня «Волк и лиса», музыка М. Андреевой и О. Комарницкой, слова С. Маршака[11].

Дети поют по нотам, выложенным на фланелеграфе: «Василек», «Как под горкой», русские народные песни.

Игра «Сложи песню». Дети надевают эмблемы и свободно двигаются по залу. С концом музыки дети встают друг за другом в соответствии с мелодией.

Поют «Вальс» Е. Тиличеевой или любую колыбельную на «ля».

Звучит «Песенка о гамме» Г. Струве или «Вверх, вниз» Е. Тиличеевой.

Звучит песня Л. Абелян «Прекрасен мир поющий» (21).

Трубадур. А чтобы вы запомнили наше чудесное путешествие, я хочу вам подарить музыкальные конфеты.

См.: Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. — М.: Просвещение, 1966.

См.: Струве Г. Пестрый колпачок. — М., 1997.

См.: Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыку. — М.: Музыка, 1979.

Источник

Методическая разработка «Весёлое путешествие в мир нотной азбуки или весёлая музыкалочка»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детская музыкальная школа №2»

В МИР НОТНОЙ АЗБУКИ,

Методическая разработка для преподавателей

В современной системе дошкольного образования большое внимание уделяется музыкальным занятиям, т. к. способность слушать и слышать, музицировать и петь, творчески общаться приносят детям огромное удовольствие и придаёт уверенность в своих силах.

Одной из самых актуальных проблем современного преподавателя музыки является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто, доступно и увлекательно. Поэтому чем больше будет в это время стихов с зарифмованными правилами, картинок, сказок, чем больше будет различных образных ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания.

Эта методическая разработка может быть использована педагогами в подготовительных группах или группах общего музыкального развития, в центрах или школах раннего развития, в начальных классах детских музыкальных школ и школ искусств. В ней автор попытался обобщить опыт появивишихся в последнее время учебных пособий из серии «Учиться музыке легко, просто и весело!»

Все основные теретические правила и понятия, достаточно сложные для детского восприятия, даются в виде понятных и легко запоминающихся коротких правил – песенок, стихов, прибауток, загадок, сказок

Кроме того, автором предлагаются различные варианты усвоения азов музыкальной грамоты, что даёт педагогу выбора наиболее удачного и приемлемого, на его взгляд, преподнесения учебного материала.

Простая развлекательная форма, придаст занятиям весёлое наполнение, всегда оставляющее хорошее настроение и мотивацию к дальнейшему обучению.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись мы друг другу,

Посмотрели мы вокруг: ты – мой друг, и я – твой друг.

1 . Вот 5 – этажный дом, проживают ноты в нём,

Нотоносец – дом зовут, знаки – ноты в нём живут!

2 . Нотный стан , как дом большой, нотки в нём живут гурьбой.

Разместились на линейках, как на ровненьких скамейках.

А линеек всего пять, нам нельзя их растерять.

Снизу вверх идём считать: раз, два, три, четыре, пять.

3 . Пять линеек, пять сестричек, до чего же хороши!

В нашем доме музыкальном составляют этажи.

Всех линеек ровно пять, очень просто их считать!

Снизу вверх ведётся счёт. Ну? Кто смелый? Кто начнёт?

Есть в музыке регистры – почтенные министры.

Легко их различать, лишь надо вот что знать!

Регистр нижний – это бас, ведь он звучит как контрабас.

Регистр средний – веселей: похож на голос у людей.

Регистр верхний – очень тонок.

Запомнить нужно три регистра, и подружиться с ними быстро!

Их существует только три: легко их различать.

Один как контрабас звучит, другой звонку подстать.

А третий льётся как ручей, похож на голос у людей.

А ну – ка, угадай – как быстро: названье им – ( регистры)

Королевство КЛАВИАТУРЫ называется « СЕМЬ-НА-СЕМЬ» :

7 нот – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

располагаются в 7 ОКТАВАХ .

ОКТАВА – белых клавиш семь, и между ними чёрных пять.

Двенадцать клавиш – ясно всем — ОКТАВОЙ надо называть!

Пора — не для забавы – нам сосчитать ОКТАВЫ:

их полных – семь:

КОНТРОКТАВА – БОЛЬШАЯ – МАЛАЯ – ПЕРВАЯ – ВТОРАЯ –ТРЕТЬЯ – ЧЕТВЁРТАЯ .,

неполных – две: СУБКОНТРОКТАВА И ПЯТАЯ ОКТАВА .

1.Ключ скрипичный – самый главный, называется ключ «СОЛЬ»,

он – помощник наш отличный, нотной азбуки король.

2. Ключ скрипичный – важный знак, с ноткой СОЛЬ он дружит.

Средним и высоким звукам преданно он служит.

Со 2 –й линейки он сразу начинается,

и поэтому ключ СОЛЬ также называется.

3 . Посмотри – ка на знак необычный,

называется он – ключ скрипичный ,

а ещё говорят – КЛЮЧ СОЛЬ, в нашей азбуке он — король.

4. Ключ скрипичный в ноте каждой — самый главный командир.

Посмотри, какой он важный – будто бы надел мундир.

В начале нотной строки стоит, и за порядком строго следит,

нотки все по местам расставляет и бравым видом своим щеголяет.

1. Что за ключ нам дверь откроет в мир музыки чудесной?

Нотки все он в ряд построит, чтоб зазвучали вместе?

Что за ключ такой отличный, а зовётся он (скрипичный).

На нашем нотном стане гуляют 7 подруг ,

не Тани, и не Ани, их нотками зовут.

Одни живут на линиях, другие – в промежутках.

Про нотки ты узнаешь в забавных прибаутках!

У каждой есть свой домик, в нём комната одна.

И нотка, улыбаясь, глядит, как из окна.

Нотки ДО, МИ, СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА — на линеечках сидят.

Нотки ФА, ЛЯ, ДО, МИ — те в окошечки глядят.

1. — Нота ДО , где ты живёшь, где ты песенки поёшь?

— Здесь, на маленькой скамейке, на добавочной линейке.

2. Нотке ДО не хватило линеек, и стала нотка грустна.

ДО – одна из важнейших ступенек, на 1 – й добавочной села она.

3. На добавочной линеечке, как на маленькой скамеечке,

нотка ДО одна сидит и на улицу глядит.

Скучно нотке ДО одной, ждёт гостей к себе домой.

Что за нотка на линейке дополнительной сидит?

Ниже РЕ расположилась, снизу вверх на всех глядит (нота ДО)

1.РЕ подпрыгнула слегка, так уж получилось,

и за 1 – й проводок еле зацепилась.

2. Нотка повисла под 1 – й линейкой.

Зовут её – РЕ, нотки МИ соседка.

3 . Для нотки РЕ линеек не хватило!

Только Ре не огорчается, под линейками качается,

будто в цирке акробатка, головою вниз висит, снизу вверх на всё глядит.

Под первой линией повисла, как капля дождевая.

Под ноткой МИ расположилась и песни напевает

1. МИ подпрыгнула — «прыг – скок», и на 1 –й проводок

заскочила, и сидит, и на ноту ФА глядит.

2 . На 1 –й линейке нотка сидит, «запомни меня» — она говорит.

«Скорее в друзья меня ты возьми, меня называют все ноткой «МИ» .

3. На первой линейке живёт нота МИ. «Люблю жить пониже», — она говорит. Взбираться наверх ей совсем неохота, ужасно ленивая «МИ» — эта нота

На первой линейке нотка живёт, и всем ребятишкам все песни поёт.

Соседи её – нотки РЕ и ФА, мы взяли давно её в друзья!

1. Между 1 – й и 2 –й ФА глядит в окошко,

между 1 –й и 2 – й тесно ей немножко!

2. В 1 – м промежутке нота ФА сидит,

смотрит на соседей, как в окно глядит.

Нам без ФА никак нельзя, мы берём её в друзья.

3. Нотке ФА совсем нескучно между первой и второй.

Снизу – МИ – её подружка, ну а сверху – нота СОЛЬ,

Нотку в 1 — м промежутке угадай сперва!

Нотка СОЛЬ — её подружка, ну, конечно, это – (ФА).

1. А теперь, друзья, позвольте, познакомьтесь с нотой «СОЛЬ »:

точный адрес ноты той: нотный стан, этаж второй.

2. Нота СОЛЬ со всеми дружит, у неё такая роль.

И ключ СОЛЬ ей верно служит – нотной азбуки король.

Догадаться очень просто – почему они дружны:

Так как со 2 – й линейки начинаются они.

3. Нотка СОЛЬ и ключ скрипичный выбрали этаж отличный:

на линейке на второй рады встретиться с тобой.

Нотка эта поселилась на линеечке второй,

И с ключом она сдружилась, угадай – ка, это – (СОЛЬ).

1. — А вы меня заметили? – спросила нота ЛЯ.

– Между 2 – й и 3-й пою я песни детям.

2. Послушай скорей, как звучит камертон.

Даёт он всем верный и нужный тон.

Поёт он важнейшую нотку ЛЯ , запомни её, и возьми в друзья!

2 – й промежуток – ей дом родной. Впиши её там и чисто спой

3. Нотка ЛЯ не скучает, громко песенки играет.

Живёт она – запомните дети, — между второй линейкою и третьей.

1 . А на линейке 3 – й — СИ , на самой серединке,

споёт, когда не попроси – так звонко, без запинки!

2. У кого ты не спроси: кто такая нотка СИ ?

Все тебе ответят смело: важное у нотки дело!

Нотка СИ, как капитан охраняет нотный стан.

С 3 – й линии следит, в обе стороны глядит.

3 . Посмотрите, дети, на линейке третьей

в нашем нотном доме нота Си живёт.

Не высоко и не низко, не далёко и не близко –

на самой серединке СИ песенки поёт.

Что за нотка поселилась на линейке третьей?

Эту нотку знают все: взрослые и дети.

У любого ты спроси, ну, конечно, это (СИ).

НОТА ДО ВТОРОЙ ОКТАВЫ

1. Нотку ДО уже ты знаешь, линию к ней добавляешь,

А сетричку – близнеца ты разыщешь без труда.

Это ДО 2 –й октавы , смотрит на тебя лукаво.

В промежутке третьем мы записать её должны!

2. Нота ДО второй октавы ещё выше забралась,

между третьей и четвёртой спать спокойно собралась.

Только ДО октавы первой спать сестрице не даёт,

и с добавочной линейки в гости к ужину зовёт.

Кто же поселился в промежутке третьем?

Это нотка помогает взрослым петь и детям.

Эту нотку угадать можем мы по праву.

Угадали? Молодцы! (Это ДО второй октавы).

Встали наши ноты в ряд, получился ЗВУКОРЯД.

(Итальянское слово) – инструмент, на котором можно играть:

Между 2 чёрных гор — клавиш протекала пРЕкрасная Речка ( нота РЕ ).

На левом её берегу в Домике жил Добрый Доктор Дормидонт ( нота ДО ), а на правом берегу жил Милый Мишка ( нота МИ ).

Слева от 3 чёрных клавиш была построена Фабрика ( нота ФА ), на которой хранилась СОЛЬ ( нота СОЛЬ ). Вокруг Фабрики росла ФАСОЛЬ.

А справа от 3 чёрных гор цвела Синяя Сирень, на которой сидела СИняя СИничка ( нота СИ ), под которой сидела и сторожила ФАбрику ЛЯсковая ЛЯгушка ( нота ЛЯ).

1. Сделай фокус – посмотри – ключик СОЛЬ переверни.

Будет брат – близнец суровый — его имя –

2 . Посмотрите, как могуч, как красив Басовый Ключ !

С ноткой ФА он дружит, низким ноткам служит.

С 4 – й линейки начало берёт, детишкам лукаво вопрос задаёт!

3. Это что ещё за «дужка», так похожая на ушко?

Это что ещё за точки рядом с «дужкой» в нотной строчке?

Ответ простой, ответ не новый: здесь музыкальный Ключ Басовый !

С 4 – й линейки начало берёт, и в низком регистре он песни поёт.

Со знаком вопроса он лично знаком, его называют (Басовым Ключом).

С ним нота ФА октавы малой на линии четвёртой стала.

ПЕСЕНКА ПРО 2 КЛЮЧА:

КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ как фасоль обвивает ноту СОЛЬ,

КЛЮЧ БАСОВЫЙ назван ФА , словно хвост у петуха.

1. Если нота белая, значит, нота ЦЕЛАЯ ,

и она звучит так важно, очень длинно и протяжно.

Разделим ноту целую на 2 ПОЛОВИНКИ белые;

Палочкой отметим, чтоб с той не спутать эту.

( ШТИЛЬ: правило 3 –й линейки – у нот ниже 3 линейки штили пишутся вверх и справа, а у нот выше правой линейки штиль пишется вниз и слева).

Разрезаем ПОЛОВИНКИ на 2 чёрных ЧЕТВЕРТИНКИ .

Делим дальше ЧЕТВЕРТУШКИ – получаем 2 ВОСЬМУШКИ ,

их крючочками отметим, чтоб не путать те и эти.

2. Белый кружок – это ЦЕЛАЯ нота, самая длинная из всех.

А записать её очень просто: только кружок – без всяких помех.

Белый кружок со штилем динным ты ПОЛОВИННОЙ назови.

Знай, что она вдвое короче: это запомни и всем расскажи!

Чёрную нотку ещё покороче все называют ЧЕТВЕРТНОЙ,

ты не забудь её закрасить и штиль поставить к ней простой.

Самые мелкие – это ВОСЬМЫЕ — за ручку держатся они.

Чёрные нотки, как 2 подружки, ты им улыбку свою подари!

Они бывают разные: короче и длиннее.

3. Нота ЦЕЛАЯ — такая круглолицая, большая,

очень нота важная, сонная, протяжная.

Знает каждый в нашей школе: ЦЕЛАЯ – 4 доли.

А это – ПОЛОВИННАЯ – тоже нота длинная,

круглая и белая, как и нота ЦЕЛАЯ.

Но в отличие от ЦЕЛОЙ – штиль у половинки белой.

И звучит она короче: в ней — 2 доли — знаем точно!

ЧЕТВЕРТНАЯ нота тоже штилем похвалиться может.

Только чёрная она, доля в ней всего одна.

И запомнить нужно детям: шагом ходят ноты эти.

Шустрые ВОСЬМУШКИ , чёрные подружки,

хвостиками помахали, раз — и, два — и, побежали.

Знайте, взрослые и дети, по пол — доли в нотках этих.

Играют роли важные, одна другой быстрее,

они бывают белые, и чёрные бывают,

и музыканты разных стран (длительностями) их называют.

Как порывы ветра в поле – то слабее, то сильнее,

так и в музыке есть ДОЛИ — то сильнее, то слабее.

Пусть гуляет ветер в поле, мы запомним навегда:

перед каждой сильной долей есть ТАКТОВАЯ ЧЕРТА .

А между чертами – ТАКТЫ , вот так – то, друзья, вот так – то,

а между чертами – ТАКТЫ , вот так – то, друзья, вот так – то!

Управляет всем РАЗМЕР 2 4 , нотам ставится в пример.

За порядком на дороге очень чётко он следит,

и поэтому он строгий и решительный на вид.

По 2 доли отделяет и по тактам направляет,

безбилетных пассажиров ни зачто не пропускает.

1. Знак «ДИЕЗ», знак «ДИЕЗ», что он означает?

– Этот знак, этот знак на полтона ноту повышает.

Знак «БЕМОЛЬ», знак «БЕМОЛЬ », что он означает?

– Этот знак, этот знак на полтона ноту понижает.

Знак « БЕКАР », знак « БЕКАР », что он означает?

– И «Диез», и «Бемоль» — всё он отменяет!

2. С ДИЕЗОМ повысится звук на полтона,

другого ДИЕЗ не признает закона!

И звук на полтона понизит БЕМОЛЬ ,

одна у БЕМОЛЯ законная роль!

Но и повышение, и понижение БЕКАР отменят без сожаления!

3. Если вдруг решила нота чёрной клавишею стать,

то прийдётся этой ноте новый знак с собою взять.

ДИЕЗ – четыре чёрточки, похожих на решёточки,

Каждый это слышит – стала нота выше.

Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль,

Называется он просто – понижающий БЕМОЛЬ .

Караул! Кошмар! Кошмар! Вот идёт значок – БЕКАР !

Отменяет он все знаки, как бы не случилось драки!

ПОРЯДОК ПОЯВЛЕНИЯ ЗНАКОВ АЛЬТЕРАЦИИ .

ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ — знаки в памяти носи,

Их почаще повторяй, никогда не забывай!

СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА – вот бемольная строфа,

Си — бемоль, как старший брат строит все бемоли в ряд.

1 . Ноты так долго пели, что осипли и захрипели,

горлышки свои обвязали, песенки петь перестали.

Побежали к размеру ноты: «Мы устали от тяжкой работы!

Очень трудно всё время звучать, надо нам иногда отдыхать».

Размер на них посмотрел и указ издать велел:

«Чтобы ноты могли отдыхать, надо ПАУЗЫ срочно позвать!»

2. В музыке, друзья, бывает, когда все ноты замолкают.

Это ПАУЗОЙ зовут, нотам отдохнуть дают.

Мы – ПАУЗЫ – знаки молчания, означаем перерыв в звучании.

А такой значок для нас не окажется сюрпризом,

означает он «повтор», называется — РЕПРИЗА .

ШТРИХ — это способ пения или игры на любом инструменте:

Когда над нотой видишь точку, играй отрывисто, вприскочку.

А ноты, связанный дужкой, играй все слитно, друг за дружкой.

ДИНАМИКА – громкость, сила звука.

Сила звука бывает разной! Мы это сможем понять,

если попросим слонёнка с котёнком на пианино сыграть.

ФОРТЕ сыграет кто? ПИАНО сыграет кто?

Там, где стрелка вот такая,

Повернулась стрелка вдруг — ,

надо нам усилить звук – КРЕЩЕНДО.

Дружбу звуков, говорят, называют словом « ЛАД» .

В музыке 2 лада нам запомнить надо:

если лад задорный, значит, он — мажорный ( МАЖОР) .

Если грустный, тёмный, значит, он – минорный ( МИНОР ).

1.Веселятся музыканты, улыбнулся дирижёр,

лад, в которм мы играем, называется (МАЖОР).

2. Если в нашей песне тучи, дождик льёт во весь опор,

Этот лад – такой плакучий, называется (МИНОР),

СХЕМА МАЖОРНОЙ ГАММЫ

Строим мы МАЖОР, ребята, так, как будто строим дом.

Снизу вверх и ряд за рядом по кирпичику кладём:

ТОН – ТОН – полутон – ТОН – ТОН – ТОН – полутон

2ТОНА – полутон — 3 ТОНА — полутон.

Хозяюшка в ладовом домике – мама тональности – ТОНИКА .

Ноточки задорные, звуки мы опорные,

Если хочешь ты построить снеговик – созвучие,

через нотку ты иди – получишь ты ТРЕЗВУЧИЕ .

Каждый звук НЕУСТОЙЧИВЫЙ, очень настойчивый,

он стремится перейти в звук УСТОЙЧИВЫЙ – вот он :

Устойчивые ступени – это большие белые дома, у них глубокий фундамент, и они крепко стоят на своём месте. Неустойчивые ступени – это маленькие чёрненькие муравьишки, которые в эти домики забегают.

Вводных в ТОНИКУ тяготение отличается нетерпением,

Рядом с ТОНИКОЙ помещаются и всегда в неё разрешаются.

— Ты куда, восходящий вводный тон ?

— В ТОНИКУ, в ТОНИКУ, — отвечает он (про VII ступень)

— Ты куда, нисходящий вводный тон ?

— В ТОНИКУ, в ТОНИКУ, — отвечает он (про II ступень)

Клянёмся музыку любить, клянёмся верными ей быть.

Клянёмся гаммы изучать и помнить про «Диез».

Источник

Читайте также:  Березонька ноты для фортепиано
Оцените статью