Кто помог кружки ноты подружиться со своим отражением
Звучит «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», музыка Г. Гладкова (аудиозапись). Дети вместе с Трубадуром идут по залу.
Звучит музыка Е. Тиличеевой «Сложим песенку» (20).
Трубадур (предлагает сложить из частей скрипичный ключ и попасть в волшебное королевство).
Показалась нота До и присела на крыльцо.
Дети поют по очереди несколько попевок на ноте «до»: «Андрей-воробей», русская народная песня; «Смелый пилот»,
музыка Е. Тиличеевой; «Барашеньки», русская народная прибаутка[9].
Звучит музыка Г. Струве[10] «Так уж получилось» или «Колобок», «Про козлика».
Сочиняют песни на заданные стихи, песенная импровизация вопрос — ответ.
«Теленок»
«Мышонок»
Звучит песня «Волк и лиса», музыка М. Андреевой и О. Комарницкой, слова С. Маршака[11].
Дети поют по нотам, выложенным на фланелеграфе: «Василек», «Как под горкой», русские народные песни.
Игра «Сложи песню». Дети надевают эмблемы и свободно двигаются по залу. С концом музыки дети встают друг за другом в соответствии с мелодией.
Поют «Вальс» Е. Тиличеевой или любую колыбельную на «ля».
Звучит «Песенка о гамме» Г. Струве или «Вверх, вниз» Е. Тиличеевой.
Звучит песня Л. Абелян «Прекрасен мир поющий» (21).
Трубадур. А чтобы вы запомнили наше чудесное путешествие, я хочу вам подарить музыкальные конфеты.
См.: Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. — М.: Просвещение, 1966.
См.: Струве Г. Пестрый колпачок. — М., 1997.
См.: Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыку. — М.: Музыка, 1979.
Источник
Методическая разработка «Весёлое путешествие в мир нотной азбуки или весёлая музыкалочка»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное учреждение
«Детская музыкальная школа №2»
В МИР НОТНОЙ АЗБУКИ,
Методическая разработка для преподавателей
В современной системе дошкольного образования большое внимание уделяется музыкальным занятиям, т. к. способность слушать и слышать, музицировать и петь, творчески общаться приносят детям огромное удовольствие и придаёт уверенность в своих силах.
Одной из самых актуальных проблем современного преподавателя музыки является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто, доступно и увлекательно. Поэтому чем больше будет в это время стихов с зарифмованными правилами, картинок, сказок, чем больше будет различных образных ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания.
Эта методическая разработка может быть использована педагогами в подготовительных группах или группах общего музыкального развития, в центрах или школах раннего развития, в начальных классах детских музыкальных школ и школ искусств. В ней автор попытался обобщить опыт появивишихся в последнее время учебных пособий из серии «Учиться музыке легко, просто и весело!»
Все основные теретические правила и понятия, достаточно сложные для детского восприятия, даются в виде понятных и легко запоминающихся коротких правил – песенок, стихов, прибауток, загадок, сказок
Кроме того, автором предлагаются различные варианты усвоения азов музыкальной грамоты, что даёт педагогу выбора наиболее удачного и приемлемого, на его взгляд, преподнесения учебного материала.
Простая развлекательная форма, придаст занятиям весёлое наполнение, всегда оставляющее хорошее настроение и мотивацию к дальнейшему обучению.
Посмотрели друг на друга, улыбнулись мы друг другу,
Посмотрели мы вокруг: ты – мой друг, и я – твой друг.
1 . Вот 5 – этажный дом, проживают ноты в нём,
Нотоносец – дом зовут, знаки – ноты в нём живут!
2 . Нотный стан , как дом большой, нотки в нём живут гурьбой.
Разместились на линейках, как на ровненьких скамейках.
А линеек всего пять, нам нельзя их растерять.
Снизу вверх идём считать: раз, два, три, четыре, пять.
3 . Пять линеек, пять сестричек, до чего же хороши!
В нашем доме музыкальном составляют этажи.
Всех линеек ровно пять, очень просто их считать!
Снизу вверх ведётся счёт. Ну? Кто смелый? Кто начнёт?
Есть в музыке регистры – почтенные министры.
Легко их различать, лишь надо вот что знать!
Регистр нижний – это бас, ведь он звучит как контрабас.
Регистр средний – веселей: похож на голос у людей.
Регистр верхний – очень тонок.
Запомнить нужно три регистра, и подружиться с ними быстро!
Их существует только три: легко их различать.
Один как контрабас звучит, другой звонку подстать.
А третий льётся как ручей, похож на голос у людей.
А ну – ка, угадай – как быстро: названье им – ( регистры)
Королевство КЛАВИАТУРЫ называется « СЕМЬ-НА-СЕМЬ» :
7 нот – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ —
располагаются в 7 ОКТАВАХ .
ОКТАВА – белых клавиш семь, и между ними чёрных пять.
Двенадцать клавиш – ясно всем — ОКТАВОЙ надо называть!
Пора — не для забавы – нам сосчитать ОКТАВЫ:
их полных – семь:
КОНТРОКТАВА – БОЛЬШАЯ – МАЛАЯ – ПЕРВАЯ – ВТОРАЯ –ТРЕТЬЯ – ЧЕТВЁРТАЯ .,
неполных – две: СУБКОНТРОКТАВА И ПЯТАЯ ОКТАВА .
1.Ключ скрипичный – самый главный, называется ключ «СОЛЬ»,
он – помощник наш отличный, нотной азбуки король.
2. Ключ скрипичный – важный знак, с ноткой СОЛЬ он дружит.
Средним и высоким звукам преданно он служит.
Со 2 –й линейки он сразу начинается,
и поэтому ключ СОЛЬ также называется.
3 . Посмотри – ка на знак необычный,
называется он – ключ скрипичный ,
а ещё говорят – КЛЮЧ СОЛЬ, в нашей азбуке он — король.
4. Ключ скрипичный в ноте каждой — самый главный командир.
Посмотри, какой он важный – будто бы надел мундир.
В начале нотной строки стоит, и за порядком строго следит,
нотки все по местам расставляет и бравым видом своим щеголяет.
1. Что за ключ нам дверь откроет в мир музыки чудесной?
Нотки все он в ряд построит, чтоб зазвучали вместе?
Что за ключ такой отличный, а зовётся он (скрипичный).
На нашем нотном стане гуляют 7 подруг ,
не Тани, и не Ани, их нотками зовут.
Одни живут на линиях, другие – в промежутках.
Про нотки ты узнаешь в забавных прибаутках!
У каждой есть свой домик, в нём комната одна.
И нотка, улыбаясь, глядит, как из окна.
Нотки ДО, МИ, СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА — на линеечках сидят.
Нотки ФА, ЛЯ, ДО, МИ — те в окошечки глядят.
1. — Нота ДО , где ты живёшь, где ты песенки поёшь?
— Здесь, на маленькой скамейке, на добавочной линейке.
2. Нотке ДО не хватило линеек, и стала нотка грустна.
ДО – одна из важнейших ступенек, на 1 – й добавочной села она.
3. На добавочной линеечке, как на маленькой скамеечке,
нотка ДО одна сидит и на улицу глядит.
Скучно нотке ДО одной, ждёт гостей к себе домой.
Что за нотка на линейке дополнительной сидит?
Ниже РЕ расположилась, снизу вверх на всех глядит (нота ДО)
1.РЕ подпрыгнула слегка, так уж получилось,
и за 1 – й проводок еле зацепилась.
2. Нотка повисла под 1 – й линейкой.
Зовут её – РЕ, нотки МИ соседка.
3 . Для нотки РЕ линеек не хватило!
Только Ре не огорчается, под линейками качается,
будто в цирке акробатка, головою вниз висит, снизу вверх на всё глядит.
Под первой линией повисла, как капля дождевая.
Под ноткой МИ расположилась и песни напевает
1. МИ подпрыгнула — «прыг – скок», и на 1 –й проводок
заскочила, и сидит, и на ноту ФА глядит.
2 . На 1 –й линейке нотка сидит, «запомни меня» — она говорит.
«Скорее в друзья меня ты возьми, меня называют все ноткой «МИ» .
3. На первой линейке живёт нота МИ. «Люблю жить пониже», — она говорит. Взбираться наверх ей совсем неохота, ужасно ленивая «МИ» — эта нота
На первой линейке нотка живёт, и всем ребятишкам все песни поёт.
Соседи её – нотки РЕ и ФА, мы взяли давно её в друзья!
1. Между 1 – й и 2 –й ФА глядит в окошко,
между 1 –й и 2 – й тесно ей немножко!
2. В 1 – м промежутке нота ФА сидит,
смотрит на соседей, как в окно глядит.
Нам без ФА никак нельзя, мы берём её в друзья.
3. Нотке ФА совсем нескучно между первой и второй.
Снизу – МИ – её подружка, ну а сверху – нота СОЛЬ,
Нотку в 1 — м промежутке угадай сперва!
Нотка СОЛЬ — её подружка, ну, конечно, это – (ФА).
1. А теперь, друзья, позвольте, познакомьтесь с нотой «СОЛЬ »:
точный адрес ноты той: нотный стан, этаж второй.
2. Нота СОЛЬ со всеми дружит, у неё такая роль.
И ключ СОЛЬ ей верно служит – нотной азбуки король.
Догадаться очень просто – почему они дружны:
Так как со 2 – й линейки начинаются они.
3. Нотка СОЛЬ и ключ скрипичный выбрали этаж отличный:
на линейке на второй рады встретиться с тобой.
Нотка эта поселилась на линеечке второй,
И с ключом она сдружилась, угадай – ка, это – (СОЛЬ).
1. — А вы меня заметили? – спросила нота ЛЯ.
– Между 2 – й и 3-й пою я песни детям.
2. Послушай скорей, как звучит камертон.
Даёт он всем верный и нужный тон.
Поёт он важнейшую нотку ЛЯ , запомни её, и возьми в друзья!
2 – й промежуток – ей дом родной. Впиши её там и чисто спой
3. Нотка ЛЯ не скучает, громко песенки играет.
Живёт она – запомните дети, — между второй линейкою и третьей.
1 . А на линейке 3 – й — СИ , на самой серединке,
споёт, когда не попроси – так звонко, без запинки!
2. У кого ты не спроси: кто такая нотка СИ ?
Все тебе ответят смело: важное у нотки дело!
Нотка СИ, как капитан охраняет нотный стан.
С 3 – й линии следит, в обе стороны глядит.
3 . Посмотрите, дети, на линейке третьей
в нашем нотном доме нота Си живёт.
Не высоко и не низко, не далёко и не близко –
на самой серединке СИ песенки поёт.
Что за нотка поселилась на линейке третьей?
Эту нотку знают все: взрослые и дети.
У любого ты спроси, ну, конечно, это (СИ).
НОТА ДО ВТОРОЙ ОКТАВЫ
1. Нотку ДО уже ты знаешь, линию к ней добавляешь,
А сетричку – близнеца ты разыщешь без труда.
Это ДО 2 –й октавы , смотрит на тебя лукаво.
В промежутке третьем мы записать её должны!
2. Нота ДО второй октавы ещё выше забралась,
между третьей и четвёртой спать спокойно собралась.
Только ДО октавы первой спать сестрице не даёт,
и с добавочной линейки в гости к ужину зовёт.
Кто же поселился в промежутке третьем?
Это нотка помогает взрослым петь и детям.
Эту нотку угадать можем мы по праву.
Угадали? Молодцы! (Это ДО второй октавы).
Встали наши ноты в ряд, получился ЗВУКОРЯД.
(Итальянское слово) – инструмент, на котором можно играть:
Между 2 чёрных гор — клавиш протекала пРЕкрасная Речка ( нота РЕ ).
На левом её берегу в Домике жил Добрый Доктор Дормидонт ( нота ДО ), а на правом берегу жил Милый Мишка ( нота МИ ).
Слева от 3 чёрных клавиш была построена Фабрика ( нота ФА ), на которой хранилась СОЛЬ ( нота СОЛЬ ). Вокруг Фабрики росла ФАСОЛЬ.
А справа от 3 чёрных гор цвела Синяя Сирень, на которой сидела СИняя СИничка ( нота СИ ), под которой сидела и сторожила ФАбрику ЛЯсковая ЛЯгушка ( нота ЛЯ).
1. Сделай фокус – посмотри – ключик СОЛЬ переверни.
Будет брат – близнец суровый — его имя –
2 . Посмотрите, как могуч, как красив Басовый Ключ !
С ноткой ФА он дружит, низким ноткам служит.
С 4 – й линейки начало берёт, детишкам лукаво вопрос задаёт!
3. Это что ещё за «дужка», так похожая на ушко?
Это что ещё за точки рядом с «дужкой» в нотной строчке?
Ответ простой, ответ не новый: здесь музыкальный Ключ Басовый !
С 4 – й линейки начало берёт, и в низком регистре он песни поёт.
Со знаком вопроса он лично знаком, его называют (Басовым Ключом).
С ним нота ФА октавы малой на линии четвёртой стала.
ПЕСЕНКА ПРО 2 КЛЮЧА:
КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ как фасоль обвивает ноту СОЛЬ,
КЛЮЧ БАСОВЫЙ назван ФА , словно хвост у петуха.
1. Если нота белая, значит, нота ЦЕЛАЯ ,
и она звучит так важно, очень длинно и протяжно.
Разделим ноту целую на 2 ПОЛОВИНКИ белые;
Палочкой отметим, чтоб с той не спутать эту.
( ШТИЛЬ: правило 3 –й линейки – у нот ниже 3 линейки штили пишутся вверх и справа, а у нот выше правой линейки штиль пишется вниз и слева).
Разрезаем ПОЛОВИНКИ на 2 чёрных ЧЕТВЕРТИНКИ .
Делим дальше ЧЕТВЕРТУШКИ – получаем 2 ВОСЬМУШКИ ,
их крючочками отметим, чтоб не путать те и эти.
2. Белый кружок – это ЦЕЛАЯ нота, самая длинная из всех.
А записать её очень просто: только кружок – без всяких помех.
Белый кружок со штилем динным ты ПОЛОВИННОЙ назови.
Знай, что она вдвое короче: это запомни и всем расскажи!
Чёрную нотку ещё покороче все называют ЧЕТВЕРТНОЙ,
ты не забудь её закрасить и штиль поставить к ней простой.
Самые мелкие – это ВОСЬМЫЕ — за ручку держатся они.
Чёрные нотки, как 2 подружки, ты им улыбку свою подари!
Они бывают разные: короче и длиннее.
3. Нота ЦЕЛАЯ — такая круглолицая, большая,
очень нота важная, сонная, протяжная.
Знает каждый в нашей школе: ЦЕЛАЯ – 4 доли.
А это – ПОЛОВИННАЯ – тоже нота длинная,
круглая и белая, как и нота ЦЕЛАЯ.
Но в отличие от ЦЕЛОЙ – штиль у половинки белой.
И звучит она короче: в ней — 2 доли — знаем точно!
ЧЕТВЕРТНАЯ нота тоже штилем похвалиться может.
Только чёрная она, доля в ней всего одна.
И запомнить нужно детям: шагом ходят ноты эти.
Шустрые ВОСЬМУШКИ , чёрные подружки,
хвостиками помахали, раз — и, два — и, побежали.
Знайте, взрослые и дети, по пол — доли в нотках этих.
Играют роли важные, одна другой быстрее,
они бывают белые, и чёрные бывают,
и музыканты разных стран (длительностями) их называют.
Как порывы ветра в поле – то слабее, то сильнее,
так и в музыке есть ДОЛИ — то сильнее, то слабее.
Пусть гуляет ветер в поле, мы запомним навегда:
перед каждой сильной долей есть ТАКТОВАЯ ЧЕРТА .
А между чертами – ТАКТЫ , вот так – то, друзья, вот так – то,
а между чертами – ТАКТЫ , вот так – то, друзья, вот так – то!
Управляет всем РАЗМЕР 2 4 , нотам ставится в пример.
За порядком на дороге очень чётко он следит,
и поэтому он строгий и решительный на вид.
По 2 доли отделяет и по тактам направляет,
безбилетных пассажиров ни зачто не пропускает.
1. Знак «ДИЕЗ», знак «ДИЕЗ», что он означает?
– Этот знак, этот знак на полтона ноту повышает.
Знак «БЕМОЛЬ», знак «БЕМОЛЬ », что он означает?
– Этот знак, этот знак на полтона ноту понижает.
Знак « БЕКАР », знак « БЕКАР », что он означает?
– И «Диез», и «Бемоль» — всё он отменяет!
2. С ДИЕЗОМ повысится звук на полтона,
другого ДИЕЗ не признает закона!
И звук на полтона понизит БЕМОЛЬ ,
одна у БЕМОЛЯ законная роль!
Но и повышение, и понижение БЕКАР отменят без сожаления!
3. Если вдруг решила нота чёрной клавишею стать,
то прийдётся этой ноте новый знак с собою взять.
ДИЕЗ – четыре чёрточки, похожих на решёточки,
Каждый это слышит – стала нота выше.
Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль,
Называется он просто – понижающий БЕМОЛЬ .
Караул! Кошмар! Кошмар! Вот идёт значок – БЕКАР !
Отменяет он все знаки, как бы не случилось драки!
ПОРЯДОК ПОЯВЛЕНИЯ ЗНАКОВ АЛЬТЕРАЦИИ .
ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ — знаки в памяти носи,
Их почаще повторяй, никогда не забывай!
СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА – вот бемольная строфа,
Си — бемоль, как старший брат строит все бемоли в ряд.
1 . Ноты так долго пели, что осипли и захрипели,
горлышки свои обвязали, песенки петь перестали.
Побежали к размеру ноты: «Мы устали от тяжкой работы!
Очень трудно всё время звучать, надо нам иногда отдыхать».
Размер на них посмотрел и указ издать велел:
«Чтобы ноты могли отдыхать, надо ПАУЗЫ срочно позвать!»
2. В музыке, друзья, бывает, когда все ноты замолкают.
Это ПАУЗОЙ зовут, нотам отдохнуть дают.
Мы – ПАУЗЫ – знаки молчания, означаем перерыв в звучании.
А такой значок для нас не окажется сюрпризом,
означает он «повтор», называется — РЕПРИЗА .
ШТРИХ — это способ пения или игры на любом инструменте:
Когда над нотой видишь точку, играй отрывисто, вприскочку.
А ноты, связанный дужкой, играй все слитно, друг за дружкой.
ДИНАМИКА – громкость, сила звука.
Сила звука бывает разной! Мы это сможем понять,
если попросим слонёнка с котёнком на пианино сыграть.
ФОРТЕ сыграет кто? ПИАНО сыграет кто?
Там, где стрелка вот такая,
Повернулась стрелка вдруг — ,
надо нам усилить звук – КРЕЩЕНДО.
Дружбу звуков, говорят, называют словом « ЛАД» .
В музыке 2 лада нам запомнить надо:
если лад задорный, значит, он — мажорный ( МАЖОР) .
Если грустный, тёмный, значит, он – минорный ( МИНОР ).
1.Веселятся музыканты, улыбнулся дирижёр,
лад, в которм мы играем, называется (МАЖОР).
2. Если в нашей песне тучи, дождик льёт во весь опор,
Этот лад – такой плакучий, называется (МИНОР),
СХЕМА МАЖОРНОЙ ГАММЫ
Строим мы МАЖОР, ребята, так, как будто строим дом.
Снизу вверх и ряд за рядом по кирпичику кладём:
ТОН – ТОН – полутон – ТОН – ТОН – ТОН – полутон
2ТОНА – полутон — 3 ТОНА — полутон.
Хозяюшка в ладовом домике – мама тональности – ТОНИКА .
Ноточки задорные, звуки мы опорные,
Если хочешь ты построить снеговик – созвучие,
через нотку ты иди – получишь ты ТРЕЗВУЧИЕ .
Каждый звук НЕУСТОЙЧИВЫЙ, очень настойчивый,
он стремится перейти в звук УСТОЙЧИВЫЙ – вот он :
Устойчивые ступени – это большие белые дома, у них глубокий фундамент, и они крепко стоят на своём месте. Неустойчивые ступени – это маленькие чёрненькие муравьишки, которые в эти домики забегают.
Вводных в ТОНИКУ тяготение отличается нетерпением,
Рядом с ТОНИКОЙ помещаются и всегда в неё разрешаются.
— Ты куда, восходящий вводный тон ?
— В ТОНИКУ, в ТОНИКУ, — отвечает он (про VII ступень)
— Ты куда, нисходящий вводный тон ?
— В ТОНИКУ, в ТОНИКУ, — отвечает он (про II ступень)
Клянёмся музыку любить, клянёмся верными ей быть.
Клянёмся гаммы изучать и помнить про «Диез».
Источник