Кто придумал акустическую гитару

История гитары

Слово «гитара» почти у каждого человека вызывает романтические воспоминания и связано с чем-то светлым и приятным. Но немногие задумываются о том, что история такого знакомого и, казалось бы, обыденного инструмента, уходит глубоко в прошедшие тысячелетия. История возникновения гитары начинается около 2 – 2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары:

  • Кинорра в Месопотамии;
  • Цитра и нефер в Египте;
  • Ситар в Индии;
  • Кифара в Риме и Греции.

Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из панциря черепахи.

Китайские предки современной гитары уже имели верхнюю и нижнюю деки, соединенные обечайкой, и выполненные из дерева, хотя форма корпуса была еще округлой и напоминала современную версию очень слабо.

Происхождение гитары

Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха Беатуса Льебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции строения гитары.

Постепенно щипковые музыкальные инструменты (виола, гитара, виуэла) получают широкое распространение, и с X в. их изображения присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах.

С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:

  1. Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром). Двор монарха Альфонсо X отдавал предпочтение именно этому виду инструмента.
  2. Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.
Читайте также:  Вальс танцуют дети ноты

В XVI в. наибольшее распространение получает ручная виуэла, имеющая по сравнению с гитарой более выпуклый и узкий корпус. Этот инструмент, украшенный богатыми инкрустациями, был особенно любим в знатных домах. Здесь он выступал вначале в качестве аккомпанемента. Впоследствии, благодаря талантливым музыкантам Луису Милано и М. де Фуэнльяна, он становится солирующим инструментом. В этот же период появляются первые пьесы, написанные специально для гитары.

лютни 16 и 17 веков

История создания гитары

XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник Гаспар Санс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Благодаря профессиональному подходу к теории игры и советам мастера высшего уровня, книга выдержала несколько переизданий и оставалась лучшим руководством на долгие десятилетия.

Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид с 6 струнами. Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность в эту эпоху знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций именно для гитары соло: итальянцев М. Джулиани и М. Каркасси, испанцев Д. Агуадо и Ф. Сор.

Агуадо даже называли «Бетховеном гитары», а Сор и сегодня ставится в один ряд с лучшими виртуозами игры.

Многие талантливые композиторы писали для гитары и были поклонниками этого инструмента:

  1. Француз Гектор Берлиоз, живший в 19 в. и являющийся родоначальником симфонической музыки, особо отмечает гитару в качестве инструмента, оказавшего значительное позитивное влияние на его музыкальное образование.
  2. Итальянец Никколо Паганини, известный скрипач, высоко оценивал качества гитары как музыкального инструмента. Музыкант написал множество сонат, пьес и концертов для игры на гитаре, как соло, так и в квартете с другими инструментами. Паганини сам виртуозно играл на гитаре и ставил ее в один ряд со скрипкой. Гитара знаменитого итальянца хранится в музее Парижской консерватории.
  3. Великий Франц Шуберт писал для гитары танцы и песни, сонаты и пьесы. Знаменитый немецкий композитор был любителем гитарной музыки и имел собственный инструмент, который находится в музее Шуберта.
  4. Немецкий композитор Карл Вебер, по свидетельству сына, играл на гитаре столь же виртуозно, как и на фортепиано. Музыкантом был создан ряд песен, сонат и пьес для игры на гитаре в ансамблях.

Вторая половина 19 столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире.

Начало 20 века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации:

  • В Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов;
  • Западноевропейские композиторы М. де Фалья, Понс, Руссель в своей деятельности уделяют гитаре значительное место;
  • Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де ла Маса;
  • В Америке возникает ряд новых направлений, и открываются школы игры на гитаре.

Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.

Когда появилась гитара в России

До середины 17 в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание.

Основоположником развития в России направления гитарной музыки считается композитор А. Сихра (19 век), который усовершенствовал семиструнную гитару. Она завоевала популярность не только высшего сословия, но и была весьма любима в низших классах.

Долгое время в России гитару считали несолидным инструментом, несмотря на ее богатую историю и приверженность ей знаменитых музыкантов. Русские гитаристы-виртуозы М. Д. Соколовский и Н. П. Макаров, имеющие мировую известность, не получили поддержки у официальных властей родной страны в деле продвижения гитарной музыки.

Современная гитара

Конец 20 века характеризуется стремительным завоеванием гитарой концертных площадок всех рангов. До этого времени музыка этого инструмента с удовольствием исполнялась и слушалась в домашней обстановке, на молодежных вечерах, в бардовских клубах.

Многообразие музыкальных стилей, различных материалов для изготовления и новые технологии привели к возникновению многообразия видов гитары. Более 100 лет назад был создан прототип современного инструмента в Испании, где появилась гитара классическая. Позже появляется фолк-вестерн гитара (с металлическими струнами и увеличенной коробкой) и джазовая гитара (с прорезями по краям).

Некоторое время музыканты повально пользовались электрогитарами, однако сегодня многие возвращаются к акустическим инструментам, имеющим более высокие музыкальные характеристики.

Источник

Акустическая гитара: история возникновения

Акустическая гитара – уникальный и самодостаточный музыкальный инструмент, который славится своим звонким и ярким звучанием. Акустическая гитара используется во многих музыкальных жанрах, и имеет огромный спрос средь рок-музыкантов, и является «золотой» срединой любой музыкальной группы.
По количеству отыгранных на ней композиций не уступает другим инструментам, несмотря на это — очень простой в использовании и хранении, его легко переносить, настраивать и корректировать. Размеры и вес инструмента не утруждает музыкантов, и позволяет брать с собой на любые мероприятия, путешествовать с ним и в любой подходящий момент воспользоваться его неподражаемым звуком. Не каждый инструмент может похвастаться таким огромным запасом приёмов, исполняемых на нём. Широко распространён по всему миру, используется во множестве музыкальных коллективов. Акустическая гитара – универсальный «друг» любого музыканта, и переоценить его невозможно.

Интересным является тот факт, что на акустике могут играть не только те люди, которые знают ноты для гитары, но и те, кто не знаком с нотной грамотой или использует для разбора только табы, т.е этот инструмент подходит практически всем.
Свой тернистый и длинный путь, акустическая гитара начинает со времён XIII века. Вначале XIV века гитара взяла доминирующий верх средь популярных на то время музыкальных инструментов. В конкуренции между «сродными» виолой и виуэлой – получила наибольшее признания, а спустя немало веков, так и не утратила своей актуальности.

К тому времени, когда инструмент стал выглядеть таким – каким мы его знаем, прошло немало лет. В разных странах гитара поддавалась метаморфозным изменениям, в результате чего и возникали различные подвиды, к примеру, в России, на гриф инструмента было натянуто семь струн, а не привычные шесть. Корпус гитар менялся, становился более широким и объёмным, постоянно менял свою ширину гриф, а струны начали делать из металла, но все они были похожи друг на друга. Хронологию процветания акустической гитары можно продолжать бесконечно, а за его развитие благодарить не одно имя и не одну страну. К примеру, испанская гитара, знаменита своими сдвоенными струнами на барабане, этот тип гитар имел большую популярность вплоть до начала XVIII века.

Инструмент продолжал становиться популярным. Свой вклад в развитие инструмента вложил не безызвестный Мауро Джуалиани. Италийский композитор твердил, что гитара уникальный инструмент и служит одним из ключей строения мирового искусства. А вид классической (испанской) гитары, который мы имеем сейчас — плод талантливого испанского мастера Торесса, жившего около века назад.

На сегодняшний день акустическая гитара весьма неоднозначный инструмент и славится множеством подвидов, у каждого из которых свой «характер» звучания, тем не менее, всех их можно разбить на три типа: классическая, джамбо и дредноут.

Классическая гитара

Самый старый вид гитар, характерна широким грифом и шестью нейлоновыми струнами. Звук её мягкий и непринуждённый. Чаще всего используется как основной инструмент для обучения в консерваториях, музыкальных школах и других музыкальных учреждениях. Из-за своей хрупкости не допускает установки металлических струн, так как они могут сильно навредить гитаре, в случае повышенных строев, натяжение таких струн способно оборвать дековый порожек или перекосить гриф. При игре на такой гитаре не используют медиатор, нейлоновые струны служат исключительно для пальцевой игры. В редких случаях прибегают к предельно мягким медиаторам.

Джамбо или Grand Auditorium

Джамбо — или как ещё называют Гранд Аудиториум. Корпус отличается от других гитар элегантной округлой формой. Идеальный инструмент для роли фингерстайл (большинство гитаристов фингерстайл выбирают эту форму корпуса), но часто используется и для игры аккомпанемента. На джамбо установлены металлические струны, играю на ней как пальцами, так и с помощью медиатора. Такие гитары часто со встроенными звукоснимателями, что делает её ещё более привлекательной и многофункциональной. Приемлет любые техники игры правой руки.

Дредноут

Дредноут — иначе вестерн-гитара, фолк-гитара или кантри-гитара. Очень громкий вид гитар. Громкость ей придаёт крупный размер корпуса. Идеальный инструмент для роли ритм-гитары. Достаточно общераспространённый и популярный вид гитар с металлическими струнами.

В завершение хотелось бы сказать: все виды акустических гитар по-своему универсальные, имеют свой характерный звук и своих поклонников, не мало музыкантов стали знаменитыми, благодаря шестиструнной «подруге». На какой именно учиться играть — выбор за вами.

Источник

История гитары

Гитара — популярный струнный щипковый музыкальный инструмент. Может использоваться в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента в различных жанрах музыки.

Большинство струнно-щипковых инструментов до появления гитары имели округлый корпус и длинную шейку с натянутыми на нее 3-4 струнами. В начале 3-го века в Китае появились инструменты жуань и юэцинь, корпус у которых был сделан из двух дек и соединяющих их обечайки.

Изобретения людей из Древней Азии понравились европейцам. Они начали изобретать новые струнные инструменты. В 6-ом веке, появились первые инструменты по звуку напоминавшие современную гитару: мавританские и латинские гитары, лютни, а через несколько веков появилась виуэла, которая по форме стала первым прототипом гитары.

Из-за распространения инструмента по Европе, название «гитара» претерпело большие изменения. В Древней Греции «гитара» имела название «кифара», которое перекочевало в Испанию как латинское «cithara», затем в Италию как «chitarra», а позже во Франции и Англии появилось «gitar». Первые упоминания о музыкальном инструменте под названием «гитара» датируются 13 веком.

В 15-м веке в Испании изобретают инструмент имеющий пять сдвоенных струн. Такой инструмент был назван испанской гитарой и стал музыкальным символом Испании. От современной гитары ее отличал вытянутый корпус и маленькая мензура. К концу 18-го века, испанская гитара приобретает законченный внешний вид и имеет большой запас произведений для игры, поспособствовал этому итальянский гитарист Мауро Джулиани.В начале 19-го века испанский гитарный мастер Антонио Торрес, усовершенствовал гитару, придав ей современную форму и размер. Такой вид гитары стали называть классическими гитарами.

Классическая гитара появилась в России благодаря гастролирующим по стране испанцам. Обычно гитару привозили, как сувенир и найти ее было трудно, они появлялись только в богатых домах и висели на стене. Со временем появились мастера из Испании, которые стали делать гитары в России.

Первым известным гитаристом из России стал Николай Петрович Макаров, который в 1856 году попытался организовать первый международный конкурс гитаристов в России, но его идею сочли странной и отклонили. Через несколько лет Николай Петрович все таки смог организовать конкурс, но уже не в России, а в Дублине.

После появления в России, гитара получила новые функции: добавили одну струну, изменили строй гитары. Гитару с семи струнами начали называть русской гитарой. Эта гитара до середины 20-го века была популярна не только в России, но и по всей Европе. Но после 2-ой мировой войны популярность ее снизилась, и в России все чаще стали играть на обычной гитаре. На данный момент русские гитары редко встречаются.

С появлением фортепиано интерес к гитаре стал уменьшаться, но уже в середине 20-го века он вернулся из-за появления электрогитар.

Первая электрогитара была создана компанией «Рикенбекер» в 1936 году. Она была сделана из металлического корпуса и имела магнитные звукосниматели. В 1950 году Лес Пол изобрел первую деревянную электрическую гитару, но через некоторое время он передал права на свою идею Лео Фендеру, так как его не поддержали в компании, где он работал. Сейчас конструкция электрогитары имеет такой же вид, как и в 1950-ых годах и не претерпела ни одного изменения.

Источник

Оцените статью