Кто сочинил концерт для фортепиано с оркестром который называют коронационным

Кто сочинил концерт для фортепиано с оркестром который называют коронационным

В.А. Моцарт Концерты для фортепиано с оркестром

Вольфанг Амадей Моцарт – это не только величайший композитор XVIII века, но и талантливый пианист, гастролирующий по странам Европы вместе с сестрой с раннего детства. Будучи ребенком, он уже сочинял композиции для собственного выступления. Среди них значительную часть занимали фортепианные концерты с оркестром. На протяжении всей жизни Моцарт не охладевал к жанру концерта и продолжал сочинять композиции, отличающиеся эмоциональностью, красочностью и чувственностью.

Историю создания Концертов для фортепиано Моцарта, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Значение фортепианных концертов в творчестве Моцарта

В переводе с итальянского языка концерт переводится как состязание. С давних времен солирующий инструмент как бы состязался с оркестром в виртуозности исполнения. Именно в творчестве Вольфанга Амадея Моцарта партия фортепиано и оркестра стала равнозначной. Это означает, что фортепиано, которое до этого времени считалось инструментом для аккомпанемента теперь в равной степени могло исполнять соло.

Фортепианные концерты Моцарта для пианистов ассоциируются прежде всего с высшей школой певучего фортепианного исполнения и необыкновенной импровизационностью, которая характеризуется яркостью возникающих образов.

Концертам композитора чужды манерность и вычурность, черты столь характерные для музыки модных сочинителей того времени. Композиции, наполненные естественностью и искренностью способны тронуть до глубины души.

Интересные факты

  • Всего издано 27 фортепианных концертов. Существует 28 концерт, который не был издан, потому что композитор не дописал финал. Сегодня неоконченный концерт Моцарта все равно исполняется пианистами, в качестве финала используется III часть 5-го концерта.
  • В 1776 году композитору был заказано произведение для исполнения на 3-х клавесинах. Графиня Лодрон, сделавшая заказ, хотела получить такую композицию, которую она могла бы играть со своими дочерьми. В дальнейшем музыкант сделал аранжировку на собственное сочинение, так получился концерт для двух фортепиано с оркестром.
  • Первые 4 концерта гений написал в возрасте 11 лет. 5 концерт был написал лишь спустя семь лет.

  • В творчестве композитора можно найти один концерт для двух солирующих роялей с оркестром и один концерт для трех солирующих роялей с оркестром, пользующихся огромной популярностью у исполнителей.
  • Порядковый номер сочинений, который мы можем увидеть в названии произведения Моцарта называется Кёхель, в честь исследователя. Дело в том, что Вольфанг Амадей никогда не указывал номер сочинения, из-за чего было музыковедам было сложно классифицировать композиции по периодам. В 1862 году вышел хронологический каталог произведений венского классика, в котором были восстановлены все даты создания.
  • Каденцию к 20 концерту Моцарта написал Людвиг ван Бетховен. Авторские варианты каденций не сохранились.
  • Наиболее плодотворным периодом для сочинения концертов для фортепиано можно считать временной промежуток с 1782 – 1786 года. В это время композитор переехал в Вену, где постоянно устраивал «академии» — это авторские концерты, где Моцарт выступал в роли не только исполнителя, но и дирижера и композитора. Тогда было сочинено 15 концертов.

Концерт для фортепиано с оркестром №9 (Es-dur) KV.271

Это сочинение композитор написал в возрасте 20 лет и посвятил пианистке Женом. Форма произведения классическая, то есть состоит из трех частей:

  • I часть – это диалог страстный диалог фортепиано и оркестра. Стремительное развитие темы напоминает движение мотора, работающего в ровном ритме.
  • II часть контрастна предыдущей. В ней проявляется не только драматичность, но и чувственность. Тема излагается каноном у фортепиано и группы струнных инструментов. В процессе развития в партии пианиста рождается абсолютно новая мелодия, наполненная необычной красотой и грацией.
  • III часть представляет собой финальное рондо, в котором появляется менуэтная тема, ломающая предыдущий ритм.

Примечательно, что в данном концерте Моцарт использовал неполный состав оркестра – этот прием позволил создать ощущение камерности, изящности и лёгкости.

Фортепианный концерт №20 (d-moll) KV.466

Считается одним из популярнейших произведений, написанных гением. Многие сочинения композитора исполнялись музыкантом сразу после написания партитуры. Эта композиция не является исключением. 10 февраля 1785 года работа над оркестровкой была завершена, а уже 11 февраля композитор непринужденно исполнял музыку для великосветского общества, играя и дирижируя одновременно.

Тональность композиции ре минор уже отражает ее трагичное, скорбное содержание. Главной особенностью тематизма можно назвать контрастность образов, широкую эмоциональную амплитуду, при этом главным образом является мрачно-возбужденный тематизм, изложенный в экспозиции I части.

Структура произведения классическая, то есть состоит из 3 контрастных друг другу частей:

  • I часть написана в сонатной форме. Для экспозиции характерно наличие тревожности, которая проявляется в наличии синкопированного ритма. Побочная партия серьезно отличается по образу, в ней можно услышать пасторальные напевы, ведущая партия у деревянно-духовых инструментов. В репризе происходит драматизация образов главной партии.
  • II часть написана в жанре романса. Мрачный d-moll сменяется на легкий B-dur, музыка дарит слушателю внутреннее спокойствие. Виртуозность и импровизационность словно свежий ветер перемен, который может унести далеко от всех невзгод.
  • III часть. Несмотря на мрачное начало в финале утверждается оптимистический конец, все в жизни разрешимо.

Сочинение полностью отражает концепцию автора, что свет всегда пробивается сквозь даже самую непроглядную тьму.

Концерт для фортепиано с оркестром №21 (С-dur) KV467

Концерт для фортепиано с оркестром в тональности до мажор был написан композитором для собственного выступления. Первое исполнение состоялось 12 марта 1785 года. Музыкант сочинил его всего за три дня, и тут же продемонстрирован публике. Слушатели были в восторге от стихийности и жизнерадостности музыки.

Концерт состоит из трех частей, контрастных между собой:

  • I часть – Allegro (быстрая, стремительная, страстная)
  • II часть – Andante (медленная, задумчивая)
  • III часть – Allegro vivace assai (Быстрая, оживленная)

Первая часть композиции как будто изнутри наполнена светом, радостью и оптимизмом. Оркестровая партия будто выражает ликование, праздник молодой души. Но вдруг, в партии фортепиано проходит холодная минорная тема. На мгновение праздник остановился, подул ледяной ветер, который внес нотку драматизма в веселье. Вновь возвращается жизнерадостный тематизм.

Вторая часть начинается с потрясающей по красоте темы у струнной группы оркестра. Эта же тема будет виртуозно варьироваться в партии солирующего фортепиано, на фоне будет сопровождение струнных пицциакато.

Третья часть немного неустойчивая, изначально наполнена интонациями вопроса, на которые нет ответа. Музыка расцветает с новой мощью и красотой, в каждом музыкальном построении словно утверждается мысль о том, что нужно продолжать жить и радоваться каждому мгновению.

Фортепианный концерт №23 (A-dur) KV488

Сочинение музыкального произведения связано с переездом в столицу Австрии, Вену. Именно здесь композитор нашел, то что так долго искал, а именно признание фортепианной музыки. В этой стране активно совершенствовался инструмент, а также проводилась печать музыкальных произведений для пианино. Так в этот период творчество всего за 4 года, автор сумел сочинить 15 фортепианных концертов с оркестром, среди которых особую популярность получил 23.

Премьера прошла 2 марта 1786 года и была успешной для композитора.

Композиция состоит из трех частей:

  • I часть олицетворяет контраст между оркестром и фортепиано. Украшением является виртуозная каденция.
  • II часть написана в жанре сицилианы.
  • III часть – это диалог между фортепиано и оркестром.

Блеск и игривость музыки – вот, что отражает сущность не только музыки, но и характера Вольфанга Амадея Моцарта. Потрясающая виртуозность и импровизационность концерта делают его одновременно самым сложным, но и самым красивым в творчестве венского классика. Сегодня концерт активно исполняется крупнейшими мировыми пианистами.

Музыка Концертов для фортепиано Моцарта в кинематографе

Произведение Фильм
Концерт №9 «Солнечный супермен» (2014)
«Пока мы молоды» (2014)
Концерт №20 «Призрак в доспехах» (2017)
«Моцарт в джунглях» (2016)
«Сен-Лоран. Стиль – это я!» (2014)
«Принцесса на Рождество» (2012)
Концерт №21 «Разные миры» (2015)
«Явление» (2008)
«Схватка» (2007)
«Возвращение Супермена» (2006)
Концерт №23 «Мы женщины» (2015)
«12 обезьян» (2015)
«Новый свет» (2005)

Фортепианные концерты Вольфанга Амадея Моцарта разнообразны и прекрасны. В них можно найти палитру чувств, выраженных в нотном тексте. Красота, свет и мечтательность словно освещают путь человека, хотя бы один раз в жизни, послушавшего музыку гениального Моцарта.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианный концерт Моцарта №23

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 26 (Моцарт) — Piano Concerto No. 26 (Mozart)

Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор
№ 26 «Коронация»
В. А. Моцарт
Ключ Ре мажор
Каталог K . 537
Жанр Концерт
Стиль Классический период
Сочиненный 1788 ( 1788 )
Движения Три ( Аллегро , Ларгетто , Аллегретто )
Подсчет очков

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Концерт для фортепиано № 26 в ре мажоре , К. 537, было написано Моцартом и завершено 24 февраль 1788. Это , как правило , известно как Коронейшен концерт .

Концерт рассчитан для фортепиано соло, одной флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр (реа, ля) и струнных.

СОДЕРЖАНИЕ

Происхождение прозвища «Коронация»

Традиционное название, связанное с этим произведением, не принадлежит Моцарту, и произведение не было написано по случаю, по которому его назвали потомки. Моцарт в письме к жене в апреле 1789 года заметил, что он только что исполнил этот концерт при дворе. Но прозвище «Коронация» была получена от его игры на работе в момент коронации из Леопольда II в качестве императора Священной Римской империи в октябре 1790 года в Франкфурте -на- Майне . На том же концерте Моцарт исполнил Концерт для фортепиано с оркестром № 19 , К. 459.

Алан Тайсон в своем введении к факсимиле автографической партитуры Dover Publications (который сегодня находится в библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке) комментирует: «Хотя К. 459 иногда называют концертом« коронации », это название почти всегда относился к К. 537 ».

Движения

Концерт состоит из трех частей :

  1. Аллегро ре мажор , обычное время
  2. (Ларгетто) ля мажор , сократить время
  3. (Аллегретто) ре мажор, 2
    4

Темпы второй и третьей частей указаны выше в скобках, потому что в автографе они не написаны Моцартом собственным почерком, а написаны кем-то другим. ( Neue Mozart-Ausgabe [NMA V / 15/8 , ред. Вольфганг Рем ] помещает пометку «Tempobezeichnung im Autograph von fremder Hand» [«Указание темпа в автографе другой рукой»] на обоих механизмах, хотя старый Breitkopf & В издании Härtel Complete Works нет никаких указаний на то, что темп

Незавершенная часть клавиатуры

В этом концерте есть очень необычная особенность. Помимо исключения темпов для двух частей, Моцарт также, по словам Тайсона, «не писал никаких нот для левой руки фортепиано во многих тактах на протяжении всей работы». Как можно увидеть в факсимиле Dover Publications, большие участки сольной партии просто не имеют ничего для левой руки, включая вступительное соло (mvmt. I, mm. 81–99) и всю вторую часть. Фактически нет другого концерта Моцарта для фортепиано с оркестром, в котором так много сольной партии оставалось бы композитором незавершенным.

В первом издании 1794 года эти пробелы были заполнены, и большинство исследователей Моцарта, таких как Альфред Эйнштейн и Алан Тайсон , предполагали, что дополнения были сделаны издателем Иоганном Андре . Известно, что Эйнштейн находил завершение Андре несколько неадекватным: «По большей части эта версия чрезвычайно проста и не слишком оскорбительна, но временами — например, в сопровождении темы Ларгетто — она ​​очень неуклюжая, и в целом сольная партия будет бесконечно выигрывать от пересмотра и уточнения в собственном стиле Моцарта ».

Почти во всех пассажах, которые требовалось заполнить в первом издании, отсутствуют только простые аккомпанементы, такие как басовые фигуры Альберти и аккорды. Например, такты 145–151 первой части, в которых задействованы более сложные виртуозные пассажи, полностью записаны в автографе. Что касается менее сложных частей соло, ясно, что Моцарт «прекрасно знал, что ему нужно сыграть», и поэтому оставил их незавершенными.

В старом Полном собрании сочинений Breitkopf & Härtel Mozart этого концерта не делается никакого различия между тем, что написал сам Моцарт, и тем, что написал Андре (или кто-то еще по его заказу). Однако в упомянутом выше томе Neue Mozart-Ausgabe приложения Андре напечатаны меньшим шрифтом, чтобы четко отличить их от собственных заметок Моцарта.

Критический прием

В то время как этот концерт пользуется популярностью благодаря своей красоте и рококо (или Galant ) стилю, как правило , не рассматриваются сегодня как уровень качества двенадцати предыдущих концертов венского фортепьяно или заключительного концерта в B ♭ . Это составляет полную противоположность критического мнения, поскольку К. 537 когда-то был одним из самых знаменитых фортепианных концертов Моцарта, особенно в 19 веке. В 1935 году Фридрих Блюм , редактор Эйленбургского издания этого произведения, назвал его «самым известным и наиболее часто исполняемым» из фортепианных концертов Моцарта. Но Эйнштейн писал в 1945 году:

. Он очень моцартовский, но в то же время не выражает всего или даже половины Моцарта. На самом деле, это настолько «Моцартески», что можно сказать, что в нем Моцарт подражал самому себе, — для него нетрудно. Это одновременно блестяще и любезно, особенно в медленной части; это очень простое, даже примитивное отношение между соло и тутти, и настолько легкое для понимания, что даже девятнадцатый век всегда без труда улавливал его .

Тем не менее, концерт «Коронация» по-прежнему часто исполняется.

Источник

Читайте также:  Лара фабиан мама моя для фортепиано
Оцените статью