Кто создал арфу гитару

Арф-гитара

Гитарфа, она же арф-гитара, она же аглицкая harp-guitar — страннейший и удивительнийший инструмент, который, невзирая на свою редкость и специфичность, достаточно широко известен в узких кругах окологитарной общественности и, более того, является объектом фантазий многих ее представителей. В нынешнем понимании этого слова арф-гитара являет собой привычный всем нам инструмент с добавочными открытыми струнами, т.е. струнами с неизменяемой звучащей длиной.

История этого инструмента восходит к концу восемнадцатого века, когда были произведены первые относительно напоминающие арф-гитару инструменты — хотя по сути говоря, они были намного ближе малоизвестным ныне цистре, торбану и иже с ними, нежели нынешней арф-гитаре..

История арф-гитары

Один из первых инструментов, который действительно можно было бы назвать прямым предком современной арф-гитары был произведен в Англии в первой четверти девятнадцатого века. Автор его неизвестен, и все, что мы о нем знаем — то, что человек этот был с незаурядной, хотя и несколько шизоидной фантазией. Ничем другим идею создания данного инструмента объяснить нельзя — он представлял собой арфу, передний брус которой был выполнен в форме гитары и, собственно, гитарой и являлся. Роль же самого бруса, оказывающего сопротивление основным струнам, выполняла странного вида шпала, прикрепленная к феерических размеров корпусу и выполняющая также роль бриджа «гитары». О том, как и какой звук автор надеялся получить из инструмента, нам не известно — однако при наличии вышеупомянутой шпалы, глушащей все и вся, и грифа, повернутого боком к исполнителю, можно предположить, что на выходе это давало совсем феерический результат.

Читайте также:  Применение лимонного масла для гитары

Вскоре после этого был произведен другой инструмент, автор которого также остался анонимным — уже сильно напоминающий нынешнюю арф-гитару. За основу был взят гитарный корпус, значительно расширенный по сравнению с привычным; справа от него уходил вверх гитарный гриф на шесть струн, головка которого соединялась с монструозного вида деревянной перемычкой (да простят меня лютье, читающие эту статью), которая, в свою очередь, крепилась к корпусу при помощи ножки от венского стула. На перемычке (вычурно-декоративной, в лучших традициях виньеток) располагались восемь колков, по количеству открытых струн. Завершал данную фантастическую конструкцию один-единственный резонатор, совсем крошечный для такой конструкции, да еще и с решеткой, выполенной в форме окна-розы Нотр-Дам де Пари.

Существовали и другие модели, вполне претендующие на роль предка арф-гитары: Креатив Джозефа Маста, датированный тысяча восемьсот двадцать седьмым годом и представляющий собой эдакую гитару для арфистов — без какого-либо намека на открытые струны, однако же с конструкцией, типичной для арфы.

Американская арф-гитара Шерра, тысяча восемьсот тридцать первого года выпуска, также без открытых струн, но с полутора метрами в высоту и располагающаяся при игре вертикально.

Специфический инструмент лондонского лютье Гросджина, сорокого года, являвший нашим глазам два гитарных грифа с мензурами, разнящимися дюймов эдак на десять.

И многие другие — включая (не могу смолчать!) феерической красоты двугрифовую типа-как-бы-арф-гитару Жозе Гольегоса с множественными завитушками, спиралями и красивостями а-ля рококо на корпусе, выставленную на лондонскую выставку в тысяча девятьсот пятьдесят первому году.

Невзирая на все вышеперечисленное, школы игры на арф-гитаре как-то не сложилось — история знает одного-двух виртуозов, специализировавшегося конкретно на ней, но те, увы, не оставили после себя почти никакого творческого наследия. Также не было и теоретических материалов — а если и были, то их уже не сыщешь.. Тому, собственно, есть одна весьма логичная причина — не стоит забывать, что сама великая и ужасная шестиструнная гитара, ныне известная всем и всюду, в те годы только начинала победное шествие по центральной Европе, и арф-гитара (как и арф-укулеле, арф-цистра и иже с ними) была лишь неким побочным ее детищем, наряду с многими другими, которых, впрочем, ожидала еще более грустная судьба.

Арф-гитара-то как раз уцелела — чудо, не иначе — и дожила до двадцатого века (причем как в Америке, так и в Европе), в котором за нее достаточно плотно взялись тогдашние прогрессивные лютье: были созданы новые конструкции, новые модификации, новые модели — из которых и состоит почти весь нынешний рынок арф-гитар.

И хотя повального увлечения ею не наблюдалось (арф-гитара была и остается диковинкой, достаточно трудной в освоении и пригодной, в основном, для сольной гитарной музыки либо для синтетического фолка с фирменными переливами арф-арпеджио. Что, согласитесь, не Битлз), арф-гитара кое-как пережила безумный двадцатый век со всеми его войнами и революциями, войдя в двадцать первый с репутацией «старого инструмента не для всех». Теперь ее производят по всему миру в стабильно достаточных количествах: в Штатах ими занимаются Уильям Итан и Крис Натсен, в Японии — целый бэнд Солманья, в Европе — Юрий Ландман (куда уж без него) и многие другие.. А предложение рождает спрос.

Устройство арф-гитары

Арф-гитары устроены по-разному: даже если исключить вышеупомянутые варианты made in XIX, вариантов ее легион. Количество струн варьируется от двенадцати (шесть ладовых, шесть открытых) до сорока с лишним (как в случае с эпохальным канадским креативом Picasso guitar за авторством Линды Манзер), в основном останавливаясь в районе полутора дюжин.

Принцип один и тот же: есть корпус, среднюю его часть занимает узенькая полосочка грифа; стало быть, правая и левая стороны открыты для дополнительных струн. В основном, они басовые и располагаются слева от грифа — хотя встречаются модификации и с теноровыми, которые, если есть, преимущественно, все же располагаются по правую сторону — в этом случае у гитары появляется намного больше общего с родными русскому сердцу гуслями, нежели с арфой.

Единого строя, как и единого стиля, у инструмента не существует — он меняется в зависимости от нужд каждого конкретного исполнителя и, более того, каждой конкретной мелодии. В случае с тэппинг-гитаристами, и на «арфовых», и на гитарных струнах используются консонирующие строи, открытые в большинстве своем. В случае же с исполнителями, брезгующими данной дьявольской техникой, мы можем говорить о дублированном октавой ниже EADGBE — в таком случае открытые струны используются для добавочного баса, что вполне себе бессмысленно и беспощадно, но таки достаточно распространено.

С появлением звукоусиления, арф-гитары начали выпускаться в электричестве (что, кстати, дало весомый результат в плане их популяризации) — благодаря этому инструмент обрел таких поклонников как Джефф Мартин из Tea Party, Джимми Пейдж (который, как известно, успел переиграть едва ли не на всех щипковых) и, значительно позже, Финн Эндрюс из the Veils, ко всей моей злости его поклонника, набирающий все больше и больше очков фавора. Кстати, именно для него вышеупомянутый датчанин Юрий Ландман создал больше дюжины электрических арф-гитар (размером с перекормленную укулеле), оснащенных подвижным бриджем на открытых струнах, что, соответственно, позволило настраивать их на разную высоту и дало новое направление в строении данного инструмента.

Кто играет на арф-гитарах

Как сообщалось ранее, ни стиля, ни школы арф-гитара не породила. Более того, если не вдаваться в губительную рефлексию о теплом арф-гитарном оттенке, можно с уверенностью заявлять, что все, играемое на ней, без потери качества легко перекладывается на две гитары — и, в самых страшных случаях, на гусли. Поэтому основными клиентами арф-гитарного фронта являются сольные гитаристы, типа Пета Метени, счастливого владельца Picasso, Каки Кинг, тэп-гитаристки номер в один мире, Энди МакКи, завоевавшего, насколько я могу судить, рунет, и, скажем, Антуана Дюфу, у которого завоевание русскогоязычного сектора еще впереди.

Собственно, инструментальная музыка — практически единственная сфера применения арф-гитары; все группы, названные и неназванные в этой статье, прекрасно обходятся во время студийных сессий без них, и прибегают к ним только на концертах. Ибо круто.

Где купить арф-гитару

Как справедливо замечает Франк Дусетт, гитарфист и автор многих статей о своем инструменте, «спросите любого арф-гитариста о самых распространенных вопросах про его инструмент, и вы, вероятнее всего, услышите в ответ «что это за хрень?!» и следующий за ним «Где мне достать такую?». Все ответы уходят в интернет, так как у нас в России этой штуки вроде как нет.

Перед покупкой неофиту стоит определиться с ответами на два вопроса: электро или акустика (читай: рок или инструменталы) и «сколько зарплат я готов на это положить».

По собственному опыту знаю, что коммерческие варианты звучат неплохо — и стоят от пятидесяти тысяч рублей. Заказывать лучше из Европы, ибо дешевле и не хуже — ну и желательно, конечно, послушать предварительно выбранный инструмент, через видео или, что лучше, через тамошних знакомых, сведущих в музыке.

Вот две полезных ссылки для покупающих: статья на сайте, посвященном арф-гитарам, по выбору оных (все на английском, конечно) http://www.harpguitars.net/luthiers/shopping/harp_guitar_shopping.htm. И другой сайт, на котором они продаются http://www.harpguitarmusic.com/instruments.htm. Там можно понять, что к чему по ценам, и заодно — какие они бывают: за отсутствием серийного производства, каждая гитара — единственная в своем роде.

Резюмируя

Инструмент — прекрасный. Инструмент — редкий. Достаточно бесполезный, однако не лишенный определенных преимуществ перед привычной гитарой в исполнительском плане. Явная будущая жертва налога на роскошь, буде коммунисты таки введут оный в России. Если покупать — то только крутым тэппинг-стайл гитаристам, ибо у прочих искушение повесить его на стенку и любоваться, не снимая, будет очень велико.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Источник

История арфы

Арфа — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет треугольную форму в виде лука с натянутыми струнами, которые при игре издают благозвучную мелодию. Согласно легенде, своим появлением арфа обязана охотничьему луку. Когда первобытный человек натягивал тетиву она издавала своеобразный звук, натянув еще одну тетиву можно было сыграть уже небольшую мелодию. Первые изображения арфы, похожей на лук, были обнаружены в виде пещерных рисунков Древнего Египта, датируемых 2800—2300 годом до н.э. в гробницах фараонов. Такую арфу, изготовленную почти четыре тысячелетия назад, нашли при раскопках древнего месопотамского города — Ура. Этот инструмент был популярен у греков, римлян, грузинов, азербайджанцев и других народов.Лира — сестра арфы, стала популярной в Греции. На картинах и скульптурах тех времен, можно заметить, что лира, в период истории Средиземноморья была любима многими поэтами и певцами. Лиры — спутники почти всех этносов мира, были меньшего размера и более легкими.

В 1660 году в Австрии было изобретено механическое приспособление в виде регулируемых ключей, позволявшее менять тон звука, натягивая или опуская струны. Теперь чтобы укоротить струны, не нужно было использовать пальцы, около каждой из них располагались крючки, которые помогали увеличить тон. Правда такой механизм не был удобным, и в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер изобрел педальный механизм игры на арфе. Семь педалей, позже количество увеличилось до 14, действовали на проводники, позволяя крючкам находиться ближе к струнам, и увеличивая тональность на полотна.

Позже в 1810 году, французский мастер Себастьян Эрар модернизировал механизм Хохбрукера, и запатентовал арфу с двумя педалями, которая применяется и по сей день. Механизм, усовершенствованный Эраром, обеспечивал звукоряд равный почти семи октавам. Г. Лионом в Париже в 1897 году был изобретен беспедальный вариант арфы. Он представлял собой перекрестные струны, количество которых увеличилось вдвое за счет ликвидации педалей. Второй набор струн придавал новое звучание. За счет этого инструмент и получил известность, однако вскоре стал применяться все реже и реже.

Первые упоминания об арфе в России появились в XVIII веке. Институт благородных девиц в Петербурге стал основоположником игры на этом инструменте. Институт, основанный Екатериной II, воспитал много известных девушек-музыкантов того времени. Обучению игре на инструменте отводилось много времени, приглашались лучшие музыканты Европы.

В XX веке арфа играет особую особую роль в музыке одиночного или группового исполнения. Непросто сегодня найти композитора, который не задействовал бы ее в своем произведении.

Источник

Арфа гитара — Harp guitar

Классификация Струнный инструмент ( щипковый ) Классификация Хорнбостеля – Сакса 321,322 ( щипковые ) Развитый 19 век Атака Быстрый Разлагаться Медленный Связанные инструменты

Арфа гитара (или « арфа-гитара „) является гитара основанной струнного инструмента , как правило , определяются как“ гитара , в любом из его форм , принимаемые, с любым количеством дополнительных отверзутся строки , которые могут вместить индивидуальное выщипывание.» Слово «арфа» используется для обозначения открытых струн, похожих на арфу . На гитаре арфы должна быть по крайней мере одна струна без натяжения, лежащая на грифе, обычно играемая как открытая струна.

Это семейство состоит из множества разновидностей конфигураций инструментов. Чаще всего идентифицируются американские арфовые гитары с полыми рукавами, двойным грифом или арфоподобной рамой для поддержки дополнительных басовых струн, а также европейские бас-гитары (или контрагитары ). Другие гитары арфы имеют высокие или средние плавающие струны или различные комбинации нескольких банков плавающих струн вместе со стандартным гитарным грифом.

СОДЕРЖАНИЕ

Электрогитары для арфы

В то время как большинство исполнителей на арфах играют на акустических инструментах, некоторые из них также работают с электрическими инструментами. Известными артистами, игравшими на электрогитарах, являются Тим Донахью (который использует секцию безладовой гитары) и Майкл Хеджес . Американский музыкант Уильям Итон разрабатывает и играет на электрогитарах. Японская нойз- группа Solmania создала свои собственные гитары для арфы. Юрий Ландман построил 17-струнную электрическую арфу для Финна Эндрюса из The Veils . Инструмент имеет дополнительный подвижный мост на секции арфы, позволяющий игрокам устанавливать секцию арфы выше или ниже.

Игроки

Исторические гитаристы на арфе включают немецких композиторов и гитаристов Адама Дарра (1811–1866) и Эдуарда Байера (1822–1908), а также итальянских виртуозов Паскуале Тараффо (1887–1937), Марио Маккаферри , Итало Мески (1887–1957) и Луиджи Моццани. . Венские и французские виртуозы, которые часто играли на инструментах с дополнительными плавающими басовыми струнами, включают Карулли , Косте , Джулиани , Мерца , Падовца и Сор .

Английский гитарист Джон Маклафлин особенно играл на гитаре арфы, особенно с группой Shakti , часто используя струны арфы для индийских дронов и открытых аккордов. Майкл Хеджес был известен тем, что время от времени использовал арфу-гитару 1920-х годов, например, в своей песне «Потому что это там».

Энди Макки также играет на гитаре арфы в нескольких своих песнях, таких как «Into The Ocean» и «The Friend, которого я никогда не встречал», последний является данью уважения к песне Хеджеса «Потому что это есть». Робби Робертсон из The Band использовал гитару на арфе в главной теме заглавия своего концертного фильма «Последний вальс» , и его можно увидеть играющим песню на инструменте в финальной сцене фильма. Дон Алдер использует арфу в таких песнях, как Sayonara.calm и Man from Ladylane — песня, посвященная Стивену Беннетту, основателю Harp Guitar Gathering и одному из лучших арфистов современности. Антуан Дюфур также иногда использует этот инструмент, например, в своей песне «Paroxysm».

Олег Тимофеев в основном использует традиционную русскую семиструнную гитару с плавающими суббасовыми струнами. Американский гитарист-арфист Грегг Майнер владеет самой большой в мире коллекцией арф-гитар («Музей шахтера») и управляет сайтом harpguitars.net, посвященным обучению и продвижению арф-гитар. Вместе со Стивеном Беннетом он организовывал, посещал и документировал каждую встречу гитары арфы с момента ее основания.

Альфред Karnes (1891-1958) был Старинный Страна и Southern Gospel певец и гитарист , который записал на знаменитом Бристольский Sessions в 1927 г. Он был известен такие песни, как «Я граница Земли Обетованной» и «К Работа». Его записи — единственное известное использование арфы-гитары в Old Time Music.

Источник

Оцените статью