Кто создал название нот

Что означают ноты и кто их придумал

Идею нотной грамоты разработал флорентийский монах и музыкант Гвидо д’Ареццо, проживавший в первой половине XI века. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям. Гвидо Аретинскийзаимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

В переводе с латинского:

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог.

Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Другая версия приписывается итальянскому теоретику музыки Дж. Б. Дони.

Позднее появился ещё один новый звук, — Si, который был образован из первых букв словосочетания Sancte Iohannes (Святой Иоанн)

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте Фейсбук, Вконтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот такое:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Современная Ошибочная интерпретация названий нот!

Эта теория получила широкое распространение, так как подписчики верят, что случайный набор красивых слов имеет какое-то отношение к музыкальной грамоте. Однако эта информация в корне неверна.

Источник

Кто придумал названия нот? (5 фото)

Ноты появились в XI веке благодаря итальянскому теоретику и музыкальному педагогу – Гвидо Аретинскому (приблизительно 991-1033 года н. э.). Он сделал огромный вклад в музыку Средневековья, а также западноевропейскую музыку в целом. Гвидо трудился при различных церковных храмах, обучал музыке, хоровому пению. Он ставил перед собой задачу создать такую музыкальную грамоту, которой без труда пользовались бы во всем мире. Так, однажды он изобрел способ более простого заучивания новых мелодий.

Для этого Аретинский использовал акростих молитвы к Иоанну Крестителю под названием «Ut queant laxis». Автором этой молитвы, написанной на латинском языке, считается монах Павел Диакон.

Гвидо использовал первые слоги каждой строчки в качестве названия для нот. Также первым стал записывать музыкальные композиции на нотном стане, состоящем из линеек и пропусков между ними. Таким образом, Аретинский придумал систему сольмизации – распева, которой пользуются до сих пор.

Интересный факт: в дальнейшем «Ut queant laxis» стал гимном Иоанну Крестителю. В католической литургии его приурочивают ко дню Рождества Иоанна Крестителя. Поется гимн по такому принципу – каждая новая строка распевается в соответствии с определенной высотой и тональностью звуков.

Нота в переводе с латинского «nota» обозначает метку или знак. Особенность акростиха в том, что все ноты легко петь, поскольку они заканчиваются на гласный звук (кроме первой Ut). Поэтому приблизительно в XVII веке ноту Ut заменили на Do для удобства. Сделал это итальянский гуманист Джованни Дони. Также была добавлена нота Si.

В оригинале гимна отображается обращение верующего человека к Иоанну Крестителю с просьбой отпустить грехи и увидеть настоящее чудо. Существует более современная интерпретация названий, в соответствии с которой каждая нота имеет полное название. Например, Do – от слова Dominus (Господь), Mi – от слова miraculum (чудо) и т.д.

Несмотря на распространенность данной интерпретации, ее считают ложной, ведь названия нот произошли именно от акростиха-молитвы.

Гвидо Аретинский также умело руководил хором при помощи своей левой руки. В определенные моменты он загибал сустав на пальцах, тем самым показывая поющим, какую ноту нужно брать.

В последствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.

Источник

Откуда появились названия нот в музыке и кто их автор.

Здравствуйте, дорогие читатели моего канала! Сегодня расскажу о том, откуда взялись названия музыкальных нот и когда это произошло.

Многие из нас кто ходил в музыкальную школу или просто брал частные уроки по музыки, знаю ноты и, даже их порядок «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Но откуда взялись непонятные названия нот, и что они могут означать. Давайте разбираться.

В средневековой Италии, примерно в IX веке, монах, преподаватель церковного пения по имени Гвидо Аретинский или как его еще называют Гвидо из Ареццо, придумал для своих учеников систему записи песнопения в виде специальных знаков, которые были отдаленно похожи на современные нотные знаки.

Кроме того Гвидо Аретинский изобрел музыкальные ключи, которые облегчали процесс записи и, соответственно, процесс чтения нот. В качестве обозначения ключей использовались латинские буквы.

Первоначально Гвидо предложил четырехлинейный нотоносец, а ноты были квадратными. Примерно через сто лет добавили пятую линейку, и нотный стан приобрел современный внешний облик.

Так же Гвидо Аретинский разработал для своих учеников название нот. Как известно перед тем как начать петь необходимо распеться. Так вот, за основу названия нот Гвидо взял первые слоги гимна Святого Иоанна, который является покровителем певцов.

Во так выглядит гимн Святого Иоанна в оригинале

Перевод примерно такой:

«Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний».

Каждая следующая строчка гимна, пелась на ступень выше предыдущей. В результате чего получились следующие названия нот: «Ут», «Ре», «Ми», «Фа», «Соль», «Ля» .

Как видим здесь еще нет ноты «Си», и ноты «До» тоже называется по-иному. Приблизительно через 500 лет первая ноты звукоряда получила название «До», вероятно по имени Dominis (Господь). К тому же «До» была более благозвучная чем «Ут».

Ноты «Си» образовалась из первых букв Sancte Ioannes (Святой Иоанн).

Вот появилась всем привычная система музыкальных нот и их названия.

Источник

Кто и как придумал названия для нот?

Если попросить англоязычного музыканта сыграть ноту «си», он непременно сыграет вам «до». И это вовсе не потому, что он не знает, как правильно называются ноты. А потому, что в разных странах ноты принято называть по-разному. Почему возникла путаница и как музыканты договариваются, расскажем в новом выпуске «Тактуса».

  • Кто придумал названия для нот? Строго говоря, известные всем «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» — это не столько ноты, сколько слоги для сольфеджирования, то есть, для распевания мелодий с точным пониманием интервалов и высоты звуков. Слоги, обозначающие конкретные ноты, придумал монах Гвидо из итальянского Ареццо, и слогов тогда было не семь, а шесть.
  • А почему эти названия такие странные? Гвидо приспособил для обучения пению гимн святому Иоанну, каждая следующая строчка в этом гимне пелась на ноту выше.
  • Почему в разных странах ноты называют по-разному? Тому же самому Гвидо принадлежит и идея буквенного обозначения нот, принятая сейчас в странах германской группы языков. Гвидо использовал латинские буквы A, B, C, D, E, F и G чтобы обозначать последовательность семи нот, при этом указывая октаву (для этого буквы либо записывали строчными, либо заглавными, а иногда удваивались и утраивались).

Слушайте нас на tass.ru и «ВКонтакте». А также в приложениях, где вы можете подписаться на обновления и оставить отзыв:

Если у вас есть вопросы или вы хотите предложить тему для нового выпуска, пишите нам по адресу taktus@tass.ru.

Проект подготовлен совместно с фирмой «Мелодия».

В выпуске звучат фортепианные вариации на тему Ah,vousdirai-je, maman! Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении Инна Малининой.

Источник

Кто придумал ноты — рассматриваем детально

У этого термина существуют и другие значения, см. Нота.

Запрос «Ноты» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Но́та (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.

История

До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.

Во времена зарождения нотной записи с помощью нот могли быть зафиксированы только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.

Изобретение линейной нотации

И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно ; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).

Обозначение нот буквами

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:

Источник

Читайте также:  Есть два типа людей укулеле
Оцените статью