Упражнения
Упражнение 3.
На прошлом уроке мы узнали простейший ход левой руки для буги-вуги. Теперь давай оживим твою левую руку и ты научишься играть новый шаблон для левой руки, наиболее общий и узнаваемый, для тех, кто слушает буги-вуги.
Почему я уделяю так много времени левой руке? Потому что левая рука это сущность буги вуги. Если ты хочешь играть круто, тебе нужна сильная левая рука.
Напомню: на прошлом уроке мы играли C-G левой рукой, потом переключался на C-A. Послушай что должно было получиться:
Теперь будешь играть те же ноты, но чуть более усложненный ритм. Мы будем играть пары нот дважды: C-G C-G, C-A C-A.
Ритм мы тоже изменим, должно получиться:
Чтобы было легче, надо проговаривать про себя: Раз ириска, два ириска, раз ириска, два ириска и тд.
Удалось уловить? Должно качать как настоящее буги-вуги. Не старайся играть четко и равномерно. Играй вторую пару C-G, чуть более короче чем первую, точно так же вторую пару C-A короче первой, и не забывай про акценты.
Послушай обязательно шедевры буги-вуги, чтобы уловить этот ритм. Играй и играй, играй бесконечно, скоро, очень скоро мы подключим к игре правую руку.
Источник
Джазовые упражнения для начинающих пианистов
Автор статьи – Мажутко Анна
Есть совершенно обоснованное мнение, что джаз – довольно сложный жанр, и исполнять его трудно. Все верно, но это вовсе не значит, что джаз – это что-то недосягаемое. Есть ведь джазовые упражнения. Главное – начать. Существуют очень несложные пьесы, которые может исполнить ребенок в конце 1-го класса музыкальной школы. Ну, а если обучается взрослый человек, то и раньше. Джазовые музыканты ведь таковыми не сразу стали. Надо с чего-то начинать.
Первое, что нужно понять – это джазовые аккорды. Базово они тоже строятся на главных трезвучиях лада – тонике, субдоминанте и доминанте. Так, к примеру, именно на главных трезвучиях основывается буги-вуги на фортепиано, который является базовым в освоении джаза.
Надо сказать, что буги-вуги – фортепианный стиль, отличительной особенностью которой являются характерные покачивания в левой руке на басах главных трезвучий, чередуя то квинту, то сексту. Наши сегодняшние джазовые упражнения будут базироваться на основных трезвучиях лада. За основу возьмем тональность до мажор как самую знакомую и простую.
Вот покачивания на основе тоники:
Как только освоили тоническое покачивание, можете перейти к субдоминантовому:
Ну и последнее «качание» – доминантовое:
Чередуйте тонику и доминанту, доминанту и субдоминанту, то есть – играйте эти джазовые упражнения в разных последовательностях.
Сначала можно играть медленно и ровными нотками. А потом пунктирным ритмом. Нота 5-м пальцем – подлиннее, а 1-м – покороче. Чтобы было нагляднее, можно на каждые две ноты произносить «Данди Данди Данди Данди» с ударением на первом слоге. Тогда и получится – первая нота длинная, вторая – короткая, третья – опять длинная, четвертая – короткая. В нотах это будет выглядеть так:
Ну, а когда вы освоите первые джазовые упражнения в стиле буги-вуги, то можно попробовать разобрать несложную пьеску. Она так и называется – «Буги-Вуги»:
В предложенном видео я сыграю пьеску два раза – один раз в оригинальном темпе, и второй – помедленнее.
Источник
Буги-вуги — 2
Партия правой руки
Каждый стиль в джазовой музыке характеризуется определенной мелодикой. Буги-вуги не являются исключением. Ритмическое движение может быть таким же, как в партии левой руки:
Послушать
Допускается синкопированная игра аккордами, которую можно наблюдать в оркестровой партии фортепиано:
Послушать
Мелодическая линия становится интересней при использовании секвенций и полиритмии:
Послушать
Послушать
Часто фразы состоят из повторяющихся нот (пример А), коротких восходящих фигур, ритмически острых линий (пример В: 1-2):
А
Послушать
В
Послушать
Приемы игры
Многие пьесы написаны в мажорных тональностях до, соль и фа, так как в этих тональностях пианист может использовать скольжение (см. предыдущие уроки) с черных клавиш на белые:
В партии правой руки часто используются интервалы-созвучия: секунда, терция, кварта, октава, блюзовые ноты:
а
б
в
г
Одним из наиболее популярных приемов, используемых пианистами в буги-вуги, является тремоло, которое исполняется обеими руками:
Этот же прием можно использовать и с форшлагом из одной-трех нот:
Иногда тремоло исполняется правой рукой в сочетании с басовой фигурой в левой:
Пианисты, исполняющие буги-вуги, часто используют в левой руке так называемые «выдержанные аккорды», которые создают контраст с дальнейшими ритмическими фигурациями в партии левой руки:
Остинатное движение, временно переданное правой руке, вновь возвращается в партию левой:
Эти приемы игры буги-вуги привносят звучание, не похожие на другие стили фортепианного джаза.
Буги-вуги являются «двуручным» стилем, поэтому необходимо при исполнении внимательно выигрывать каждую руку. Если при первом ознакомлении встречаются трудности в исполнении пьесы обеими руками, следует упражняться сначала левой рукой, затем добавить правую руку.
Не рекомендуется брать слишком быстрый темп, так как при этом может исчезнуть свинг. Звучание левой и правой рук должны быть сбалансированным. Подчеркивание полиритмических рисунков придает пьесе ритмическую упругость.
Игра в стиле буги-вуги развивает независимость обеих рук.
Источник
Упражнения
Упражнение 4
Сейчас я научу тебя, как играть полную гамму C-major. Все время помни о правильной постановке рук, если в предыдущих упражнениях я не заострял на этом внимания, то только потому, что они были слишком просты и не требующие правильной посадки и сноровки, тем не менее для того, чтобы играть серьезные произведения необходимо владеть техникой, а правильная посадка это часть этой техники.
В полной гамме C-major 8 ступеней, 8 нот, как и в любой другой гамме, но пальцев на руке всего 5, тем не менее все пианисты мира справляются с этой проблемой и я научу справляться и тебя.
Вот схема гаммы для правой руки: 1-C, 2-D, 3-E, 1-F, 2-G, 3-A, 4-B, 5-C. Цифры это номера пальцев. Сначала, как и в первом упражнении, играй гамму 3-мя пальцами, после того как 3 палец ударил по ноте E ,быстрым движением перенеси 1 палец на ноту F, и закончи гамму как в первом упражнении.
Следи за тем, чтобы каждая предыдущая нота переходила в другую, чтобы не было пауз, и чтобы они не накладывались друг на друга. Старайся играть ровно под метроном или считая вслух. Особенно обрати внимание на переход с 3-го пальца на первый.
Теперь сыграй эту гамму наоборот: 5-C, 4-B, 3-A, 2-G, 1-F, 3-E, 2-D, 1-C, пальцы тоже перемещаются в обратном порядке, при этом игра гаммы в обратном направлении должна выглядеть как будто ты снял это все на камеру, и проигрываешь кадры в обратном направлении. Особенно обрати внимание на переход с 1-го пальца на 3-й. И не забывай следить за посадкой.
Вот схема гаммы для левой руки: 5-C, 4-D, 3-E, 2-F, 1-G, 3-A, 2-B, 1-C, если не обращать внимание на черные клавиши, то это похоже на зеркальное отражение игры правой рукой.
Играй левой рукой гамму снизу вверх, пока не получится играть ровно, а потом свеху вниз: 1-C, 2-B, 3-A, 1-G, 2-F, 3-E, 4-D, 5-C, тоже добейся ровного звучания.
А теперь играй обеими руками одновременно, разные вариации: , , добейся, чтобы было ровно как в примере, или почти так же ровно.
Упражнение 5
Вернемся опять к буги-вуги. Ты уже умеешь играть кое что левой рукой, но все что мы играли было однообразно, сегодня добавим немножко развития. Это очень просто. Ты будешь играть левой рукой в трех различных позициях пианино: 5 палец на C, потом 5 палец на F, и на G. За основу возьмем шаблон, который ты играл на первом уроке с C нижней нотой: C-G, C-A.
То же самое для F: F-C, F-D, и для G: G-D, G-E.
Все упражнение будет таким:
шаблон F 4 раза
шаблон С 4 раза
шаблон G 2 раза
шаблон F 2 раза
шаблон С 4 раза
Это должно звучать так:
Этот шаблон называется 12-ти тактовый блюз, это уже то, что можно играть вместе с правой рукой, на на следующем уроке, ты будешь учиться играть правой рукой. Практикуйся пока не получится менять позицию левой рукой не меняя ритма.
Источник
Блюз >Мы рождены для буги!
Слово «буги» часто ассоциируется с известным усилителем с западного побережья Соединенных Штатов, но вообще-то оно также используется для обозначения стиля музыки, популярного в эру свинга — тридцатые и сороковые годы. Звучание и стиль буги-вуги уходят корнями в трактирную музыку, исполнявшуюся на пианино в конце девятнадцатого века. Ее можно было услышать в салунах, тавернах и подобных заведениях по всей Америке. Такие музыканты, как Альберт Аммонс (Albert Ammons), Пит Джонсон (Pete Johnson), Мид Люкс Льюис (Meade Lux Lewis), Элдон Шэмблин (Eldon Shamblin), Джуниор Барнард (Junior Barnard) и Мьюриэл «Zeke» Кэмпбелл (Muriel “Zeke” Campbell) внесли большой вклад в ее развитие.
Эти музыканты передали эстафетную палочку огромному количеству легенд рока и кантри пятидесятых и шестидесятых годов, в том числе Фэтс Домино (Fats Domino), Мерле Хаггард (Merle Haggard), Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis), Бак Оуэнс (Buck Owens) и Литтл Ричард (Little Richard), которые познакомили массы с такой музыкой. Многие известные гитаристы, такие как Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), Джимми Пейдж (Jimmy Page), Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan), Билли Гиббонс (Billy Gibbons) и Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen), вдохновлялись звучанием буги и заимствовали особенности этого стиля для собственного творчества.
Путь к гитарному буги начинается с риффа из одиночных нот, показанного в Примере 1 . Как вы можете заметить, это очень популярный рифф на фоне аккорда Е7. Зажимайте ноты первым и третьим пальцами и экспериментируйте с переменным штрихом и игрой исключительно даунстроками.
В Примере 2 эта идея смещается в тональность А путем перехода на другие струны. Аппликатура остается неизменной. Когда вы будете играть фразу достаточно уверенно, вы легко сможете использовать эту идею при игре двенадцатитактового блюза.
Теперь объединим рифф на фоне Е7 с риффом на фоне А7 ( Пример 3 ).
В Примере 4 мы расширяем этот классический буги-рифф, добавляя к нему b7, что дает еще более блюзовое звучание.
Для блюзовой прогрессии характерны «быстрые перемены», когда во втором такте мы сдвигаемся к аккорду IV ступени. В Примере 5 мы используем эту вариацию для того, чтобы продемонстрировать буги-рифф в первых четырех тактах двенадцатитактового блюза.
Следующий пример ( Пример 6 ) подразумевает легкое изменение, которое заключается в объединении 3 и b3. (Для E7 это G# и G соответственно.) Эта комбинация нот часто встречается в блюзовых и роковых композициях.
Пример 7 очень похож на риффы техасской легенды блюза Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan). Нечто подобное четко прослеживается в его классической композиции “Pride and Joy.”
А теперь давайте перенесем эти риффы и идеи в другие тональности и позиции на грифе. Пример 8 — это возможность посмотреть, как можно работать со стандартной аккордовой прогрессией A7-D7.
Следующий пример напоминает основной рифф классики от Allman Brothers “One Way Out”. Как вы заметите в Примере 9 , этот рифф представляет собой измененный вариант Примера 8, но комбинация легато, слайдов и вибрато придает ему интересное звучание.
Пример 10 предполагает полную прогрессию вида V-IV-I в тональности А7 и показывает, как применять эти идеи для создания новых фраз и риффов. Этот пример также отличается красивым хроматическим тернэраундом, который вновь вернет вас к началу.
Попробуйте поработать с этими идеями и поищите собственные буги-риффы. Вы можете создать бессчетное количество своих уникальных вариаций. Главное — терпение и время. Вы и не заметите, как ваши пальцы сами примутся играть буги по всему грифу!
Источник