Кто занимался гитарой с преподавателем

Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска

Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.

Профессиональный творческий путь

Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.

Где этому учат

Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.

То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.

В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.

Читайте также:  Кинцль танцевальные напевы ноты

Как я пришла в профессию

Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.

За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.

Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.

Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.

Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.

Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.

Специфика и особенности профессии

Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.

Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.

Легко ли найти работу

И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.

Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.

Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.

Трудовой процесс

С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Реадовка и гитарный концерт.

Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.

Любопытные случаи

В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.

Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.

О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.

Оплата труда преподавателя-гитариста

Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.

Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.

Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.

В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.

Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.

Плюсы и минусы профессии

Основные практические плюсы моей профессии:

  • оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
  • относительно свободный график работы;
  • возможность совместительства;
  • полный соцпакет.
  • длительное время освоения профессией;
  • необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
  • часто меняются критерии прохождения аттестации.

В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.

Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.

Источник

Нужен ли мне преподаватель

Для более успешного старта в музыкально мире, желательно иметь хорошего преподавателя, с которым обучение будет контролироваться, и проходить гораздо проще, чем без него.
Но прежде чем продолжить, давайте уточним. Если предел желаний в музыкальной карьеры у Вас заканчивается на умении играть простые популярные песни на гитаре у костра, то, конечно, необходимость в преподавателе не так уж и высока, или вовсе — лишние расходы. А для тех, у кого в планах хорошенько развиться в области искусства или просто сделать свои навыки более совершенными и развитыми чем на данный момент, то эта статья для Вас.

Зачем? Ведь многие обошлись без учителя!

Множество начинающих гитаристов в своих убеждениях отталкиваются от успеха некоторых профессиональных музыкантов, которые в своей карьере добились небывалых высот, не обучаясь ни у каких преподавателей. И разумным будет задаться вопросом: «Так, а зачем оно МНЕ, если кто-то смог, и я, обязательно, смогу». Да, действительно существует вероятность того, что Вы окажетесь талантливым музыкантом самоучкой, и сможете обойтись без чьей-либо помощи. Но при этом не стоит забывать, что, всё-таки, личный преподаватель ускорит процесс обучения, даже у самых талантливых и самостоятельных учеников станет меньше времени уходить на обучение, а сам процесс станет более лёгким, по уверенной, отработанной годами методике, которая, к тому же была усовершенствованна самим преподавателем на личном опыте. В большинстве случае самообучение тормозится на определённом уровне, выше которого потенциальный гитарист может и не «прыгнуть» без помощи профессионального инструктора. В основном люди, которые решили не заниматься с преподавателем:

1) Отсутствует заинтересованность в собственном музыкальном развитии, и не желают вкладывать время и финансы в своё процветание.

2) По существенным финансовым проблемам (не имеет достаточно средств на оплату персональных уроков игры на гитаре).

3) Вероятно не осознаёт всей важности профессионального надзора личного инструктора, который смог бы обеспечить реализацию множества целей.

Более быстрый результат

Статья направлена в основном на третью категорию людей. Так как большинство начинающих практиковать игру на гитаре относятся именно к ней. Начнём с самого простого и логичного. Без хорошего учителя, Ваши труды, измеряющиеся в большом количестве потраченного времени, приведут к посредственному результату, в то время, когда занятие с преподавателем обеспечит правильность обучение, Вам в тот же момент покажут ЧТО и КАК правильно делать, за небольшой промежуток времени. Музыкальный прогресс не заставит себя ждать, и, в скором времени станет заметно, что развитие продвигается намного быстрей с инструктором, чем без него.

Любой спортсмен зависит от своего тренера

Возьмём во внимание другой тип людей, не относящихся к музыке, которые тяжело трудятся для достижения отличных результатов в почитаемой ими деятельности. Даже величайшие спортсмены не обходятся без тренеров, которые помогают им обучиться и совершенствоваться, стимулируют становиться лучше, чем они есть сейчас. Если обратить внимание на профессиональных футбольных тренеров, то окажется, большинство их них не являются спортсменами, но при этом мастерство тренера заключается в стимуляции футболиста становиться лучше, их суть в том, что они обучены обучать и они умеют это делать хорошо. Задумайтесь, сколько в мире олимпийцев берут уроки и проводят профилактические тренировки со своими наставниками, а ведь эти тренера со своим телосложением не смогут и половины повторить того, что умеют их спортсмены. И, тем не менее, они с большим успехом подготавливают спортсменов к Олимпийским играм. Из этого всего можно сделать вывод, что любой спортсмен зависит от своего тренера. Для некоторых покажется дивной аналогия сравнения спортсменов и учеников, которые изучают музыку. Преподаватели музыки и обычные учителя похожи тем, что они передают знания, знания теории музыки, импровизации, гамм, развития слуха, сочинительства, аккордов, и т.д. Искать эту информацию в Интернете не всегда правильно, так как множество из нашедшей вами информации может оказаться неверной или неполной! А что касательно практики? Как научится экономии движений при игре, и контроля над напряжением, как обеспечить автономность каждого из пальцев — его независимость действий. Все эти вещи и многие другие не подлежат домашнему изучению с помощью учебников или Интернета.

Учитель поможет указать верное направление

Хорошо когда ученик имеет чёткое представление цели и понимает, какой путь лучшего всего выбрать для лучшего её достижения. Но, к сожалению, многие не понимают, что они должны изучать. А занятия практикой, в которой нет конкретных целей, может стать быть утомительной и расстраивающей вещью, доходит до того, что достижение задуманного может оказаться нереальным или на его осуществление уйдёт в десятки раз больше потраченного времени. Обучение с хорошим преподавателем поможет определить поэтапный путь развития, слабые стороны обучающего, которые требуют корректировки. Многие обучающиеся не осознают масштабы последствий некоторых плохих привычек, как, к примеру, напряжение в правой руке или слишком оттопыренные пальцы на левой руке (которые в данный момент не участвуют в игре). А те, кто осознаёт неправильность действий — не понимает, как их исправить. Именно этим и занимаются профессиональные учителя преподающие гитару. Они следят за тем, чтобы ученик выполнял всё правильно и не допускали значимых ошибок, перерастающие во вредные привычки, с которыми потом сложно расстаться.

Стимул заниматься усерднее

Помимо очевидной выгоды, извлекаемой из занятий по музыкальному плану (изучение теории, песен, различных техник, объяснений как играть по нотам для гитары и табам), есть ещё немузыкальные выгоды, многие из которых невероятно ценны. К примеру, студент музыкального учреждения, берущий уроки игры на гитаре, не всегда может в полной мере выучить материал к следующему уроку. Для такого ученика преподаватель станет наставником, он навеет стимул заниматься больше и усердней, чтобы освоить предыдущий материал. Здесь задача учителя не в том, чтобы передать какие-то знания, а в том, чтобы заинтересовать студента трудиться и помогать ему выходить на новый уровень самообучения, помогать учить больше и тяжелее. Такой студент со временем начинает осваивать большие объёмы информации с более трудными задачами.

Новые возможности

Работа с преподавателем даёт Вам бесценное количество возможностей, которые при самостоятельном обучении могли и не быть достигнутыми или освоились бы за сравнительно большой промежуток времени. Опыт преподавателя бесценный и стоит тех денег, которые Вы потратите на обучение. Обычно преподаватели имеют большое количество связей в музыкальном бизнесе, которые могут повлиять на Вашу музыкальную жизнь, и не важно, хотите ли Вы стать преподавателем, студийным музыкантом, сочинять свою музыку, иметь успешную карьеру в музыке как игрок или просто для развлечения. Устанавливая хорошие отношения с преподавателями, Вы сможете обеспечить себе дальнейшую музыкальную карьеру. В основном ученики за свой успех благодарны преподавателям, без которых их тернистый музыкальный путь не был бы настолько результатным и лёгким.

После длительных, но увлекательных занятий с преподавателями Вы вовлекаетесь в музыкальную индустрию настолько глубоко, что уже со временем сами станете способны обучать людей достигать профессиональных вершин в музыке.

Вывод

Нужен ли Вам преподаватель — решать только Вам. Но, однажды решив обучаться у профессионала, Вы навсегда поймёте разницу между самообучением и обучением с преподавателем. Занятия с преподавателем обеспечат лёгкость прохождения материала, а главное — постепенное следование установленному плану, от которого Вы будете получать только удовольствие, замечая, как растёт Ваш навык.

О том как выбрать правильного преподавателя по гитаре, читайте здесь.

Вы также можете записаться на индивидуальные уроки гитары со мной по скайпу здесь.

Источник

Оцените статью