C 15 по 20 декабря 2020 года в Москве состоится ежегодный Международный фестиваль «Баян и баянисты». Три мировые премьеры в одном концерте! Лучшие современные исполнители-баянисты и новые имена! Юбилеи композиторов Александра Журбина и Владимира Бонакова… Практически в это же время, с 13 по 20 декабря, стартует VII Международный конкурс баянистов и аккордеонистов, который проводится один раз в пять лет.
Мероприятия фестиваля и конкурса достойно завершают 2020-й год, который посвящен 125-летию Гнесинской системы музыкального образования.
Всегда неразрывно связанные фестиваль и конкурс, существующие в РАМ имени Гнесиных уже более трех десятилетий, поддерживают: Министерство культуры Российской Федерации, Российская академия музыки им. Гнесиных, Благотворительный фонд Фридриха Липса, а также Правительство Москвы и Комитет по культуре города Москвы.
Основатель и Художественный руководитель фестиваля – народный артист России, профессор Фридрих Робертович Липс. Директор фестиваля – Александр Гатауллин.
XXXII Международный фестиваль «Баян и баянисты»
XXXII Международный фестиваль «Баян и баянисты» откроется 15 декабря (в 19:00) в Концертном зале РАМ им. Гнесиных (адрес: Москва, Мал. Ржевский пер., 1).
В Концертном зале, вмещающим более 530 мест, для зрителей будет доступно 120 мест (на каждый концерт фестиваля), это составит 25 % от общего количества мест. Все концерты фестиваля будут проходить с соблюдением необходимых мер безопасности: при входе в зал у участников будет производиться термометрия.
Для всех желающих смотреть и слушать концерты фестиваля будет организована онлайн трансляция.
В первом отделении Концерта 15 декабря выступит лауреат многих престижных конкурсов баянистов, победитель VI Международного конкурса баянистов и аккордеонистов в Москве – Айдар Салахов, в исполнении которого прозвучат произведения П. Чайковского, Ф. Листа, П. Дезмонда, а также собственные сочинения.
Во втором отделении на сцену выйдет «Русский тембр» – выдающийся ансамбль солистов, который в Европе называют «Виртуозами аккордеонной музыки». Коллективу – 30 лет. В составе ансамбля: художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист России Вячеслав Кузьминский (баян-валторна), заслуженный артист России Вячеслав Стома (баян-кларнет), заслуженный артист России Павел Зайцев (баян-гобой), победитель 72-го Кубка мира по баяну и аккордеону, лауреат международных конкурсов Кирилл Русинов (традиционный баян), лауреат международных конкурсов Максим Ткачев (баян-туба). В программе прозвучат части циклов «Времена года» П. Чайковского и «Времена года в Буэнос-Айресе» А. Пьяццоллы.
16 декабря (в 19:00) состоится Концерт, посвященный юбилею композитора и педагога Владимира Бонакова, который в этом году отмечает 80-летие. Заслуженный артист России Владимир Михайлович Бонаков – виртуозный баянист и пианист, талантливый импровизатор, автор многих произведений для баяна: симфоний, концертов, сюит, сонат, транскрипций классической музыки. Игру баяниста слышали по всей России, в Германии и Австрии, Франции и Швейцарии.
В концерте будут исполнены сочинения В. Бонакова Соната «Портрет Паганини», Соната-поэма, Две пьесы из цикла «Танцевальные картины» – Чечетка, Лезгинка и другие сочинения.
Подарок юбиляру преподнесут его ученики: лауреаты международных конкурсов Дмитрий Ходанович и Андрей Дмитренко. Баянисты также исполнят музыку Дж. Россини, М. Глинки, М. Балакирева, П. Чайковского, А. Глазунова и др.
17 декабря (в 19:00) в рамках фестиваля произойдет уникальное событие: выдающиеся баянисты современности, принадлежащие к разным поколениям, представят на суд зрителя сразу три мировые премьеры, которые прозвучат в первом отделении концерта:
- Соната для баяна «Посвящение Шагалу» (2020) Михаила Броннера прозвучит в исполнении лауреата международных конкурсов Иосифа Пурица.
- Сонату для баяна Александра Чайковского (2019) исполнит основатель и главный вдохновитель фестиваля – народный артист России Фридрих Липс.
- Концерт для баяна и струнных (версия для баяна и фортепиано, 2019) Татьяны Сергеевой исполнит лауреат международных конкурсов Семён Шмельков (баян) и автор – заслуженный деятель искусств РФ Татьяна Сергеева (фортепиано).
Во втором отделении состоится чествование заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Александра Журбина, которому исполнилось 75 лет! Автор примет участие в концерте.
В исполнении Семёна Шмелькова прозвучит Концертный диптих, Арслана Алиева – Соната № 2 «Ностальгия или Соната quasi una…», Марии Власовой – Сюита в 3 частях, Иосифа Пурица – Токката, Сергея Осокина – Соната № 3 «Прогулка по Нескучному саду».
Концертную бурлеску сыграет Ансамбль воспитанников профессора Фридриха Липса, в составе: Семён Шмельков, Арслан Алиев, Иосиф Пуриц, Олжас Нурланов, Никита Украинский, Владимир Ступников, Рафаэль Сапуков, Ангелина Кознова.
19 декабря (19:00) выступит Секстет баянистов Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова, в составе: народный артист Чувашии, заслуженный артист России Юрий Решетов, лауреаты всероссийских и международных конкурсов – Владимир Волков, Николай Миронов, Анатолий Николайко, Даниил Стаднюк, Кирилл Штыбин. В концерте принимает участие Антоний Волков (скрипка).
В программе первого отделения – сочинения Г. Шендерева, С. Рахманинова, А. Бызова, А. Шалаева, Н. Ризоля.
Во втором отделении выступит Заслуженный артист РФ и Татарстана Владимир Федотов. Он исполнит произведения В. Федотова, Ж. Бельмонте, В. Власова, Э. Аханова и И. Брамса.
20 декабря (в 13-00) состоится Торжественное закрытие XXXII Международного фестиваля «Баян и баянисты» и VII Международного конкурса баянистов и аккордеонистов в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных.
В первом отделении концерта выступят лауреаты всероссийских и международных конкурсов Никита Украинский и Александр Комельков. В программе произведения А. Кусякова, П. Чайковского, А. Цфасмана, А. Комелькова и других авторов.
Во втором отделении на сцену выйдут Сергей Осокин и Ансамбль Дмитрия Купцова. В программе – джаз-мануш (цыганский джаз) и авторская музыка.
Закрытие фестиваля традиционно завершится церемонией вручения призов «Серебряный диск» – за заслуги в баянном искусстве в 2020 году.
Источник
Музыка их связала. Чемпион мира по аккордеону родом из Ростова-на-Дону
«За каждым успешным мужчиной всегда стоит любовь женщины», – вторит народной мудрости Виктор Пелевин . Разговаривая с нашими гостями, думаешь именно об этом: о любви прекрасной женщины, о музыке и том, что никогда не измеряется деньгами, но всегда приносит успех. Гости «АиФ на Дону» – двукратный чемпион мира по аккордеону и композитор Александр Поелуев и его продюсер, соавтор и жена Елизавета Поелуева .
Концерт под окнами роддома
Светлана Ломакина , «АиФ-Ростов»: Александр , Лиза, мы с вами познакомились шесть лет назад. Тогда у вас не было детей. Теперь есть четырёхлетний Владимир Александрович . Что изменилось в жизни с его появлением?
Александр : – Он пришёл к нам так естественно, как будто и должен был с нами быть. Вова родился 31 мая 2016 года, а 1 июня, в День защиты детей, уже был на моём концерте: поскольку жена рожала в перинатальном центре, меня попросили сыграть на детской площадке под окнами роддома. Через неделю Лиза уже работала на Кубке мира по аккордеону, который мы с международным музыкальным центром «Гармония» организовали в Ростове , и Вова везде был с нами.
Лиза: – Вова родился спокойным, и благодаря этому нам удавалось работать. Но даже если бы он был беспокойным, выбора особенно у нас не было: Кубок мира – наш проект, к которому мы шли 10 лет, поэтому приходилось выкладываться полностью. Когда закрывались офисы, люди шли к нам домой: Саша учил произведения к выступлению, а я занималась административными делами, вокруг было постоянное движение.
– Я помню, что международный фестиваль и конкурс «Аккордеон плюс», который вы придумали, был очень крутым. В Ростов ехали виртуозы со всего мира, залы на концертах были полные. Почему всё иссякло?
Александр : – Мы не знаем. Действительно аналогов «Аккордеону плюс» не было. Мы проводили его ежегодно с 2010 года, в марте 2016-го – «Аккордеон плюс», в сентябре – Кубок мира, тогда город ещё поддерживал такие проекты, и всё было сделано на высоком уровне. Но с 2017 года нас перестали поддерживать. А потом и в колледже искусств, на базе которого проходил фестиваль, сказали, что он мешает, нарушается учебный план. Я в то время немного преподавал в колледже, поэтому решил: раз фестиваль наш не нужен, то не буду тратить здесь своё время. И из колледжа тоже уволился.
Лиза: – Я думаю, просто подошёл к концу этот этап жизни. Мы решили сконцентрироваться на исполнительстве, творческих проектах и ушли в интернет, стали снимать видеоклипы. Потом пандемия – мы начали проводить конференции, курсы повышения квалификации для педагогов из разных стран. В это время нас поддерживали поклонники – и добрыми словами, и финансово.
Александр : – Да, из-за пандемии весь апрель мы прожили на даче, но это было прекрасное время. Мы работали, выпускали ноты, сочиняли музыку и даже клип выпустили к 9 Мая. Сейчас, когда я куда-то уезжаю, сын тоже одевается: сапоги на босые ноги, куртку на майку, свой аккордеон за плечо и – «Папа, я с тобой!». Трудно расставаться.
Лиза: – Он очень любит папу и музыку. В детстве, чтобы Вова уснул, надо было ему включить что-то мелодичное из Сашиного репертуара. Сейчас хочет играть вместе с ним.
– Видела ваш клип, кавер на песню UNO – Little Big. Вова там играет на аккордеоне?
Александр : – «Кузнечика» играет, он учится в музыкальной школе по специальности «фортепиано», а дома – аккордеон. Ему нравится сцена. Он готов даже не играть, главное выйти и поклониться.
– Вы строгие родители?
Лиза: – Мы стараемся быть последовательными. И терпеливыми.
Александр : – Вот сейчас в соседней комнате идут сборы. Вова собрал по всей квартире вещи: загружает машину и собирается переезжать в Простоквашино. Как договорим с вами, пойдём посмотрим, что там от комнаты осталось. (Поелуевы смеются.)
Аккордеон ценой в квартиру
– В моём детстве аккордеон был модным инструментом. А как сейчас?
Александр : – Для того, чтобы инструмент был модным, его нужно показывать по телевизору, включать на радио и так далее. Когда вы в последний раз слушали аккордеонистов или баянистов. Это первая причина. Вторая: сформировался стереотип, что на баянах и аккордеонах играют дедушки на завалинках. А на нём можно играть и рок, и джаз, и классику, можно устраивать полноценные музыкальные шоу. И когда люди это видят, очень удивляются. В Ростове ситуация получше, чем во многих других городах-милионниках: у нас есть много музыкальных школ, проходят концерты и фестивали.
Лиза: – Здесь исторически плодородное место, многие известные музыканты популяризировали баян и аккордеон. А после нашего фестиваля заметно вырос интерес ростовской публики к аккордеону и баяну.
Александр : – Аккордеоны сложны в производстве: практически каждая деталь – ручная работа. Например, самый дорогой – 42 тысячи евро (3 840 тысяч рублей – прим. авт.). Хороший стоит от 600–700 тысяч рублей. Гитаристы, например, в 60–70-е годы прошли большой путь – электроника, подзвучка, аккордеонисты только начинают проходить. Сегодня, чтобы перемещаться по сцене и всё звучало, нужны внутренние микрофоны и многое другое. И ещё момент, о котором не так часто говорят – классический аккордеон весит 16 кг, это нагрузка на мышцы и спину. Чтобы себе не навредить, нужно регулярно заниматься спортом. То есть, аккордеонист – это особый образ жизни.
– Есть «скрипка Страдивари». А что-то подобное в мире аккордеонов существует?
Александр : – Ну, скрипка – старинный инструмент, а первый аккордеон был запатентован в 1829 году. И это был совсем не тот аккордеон, который мы знаем. Фабричное производство этого инструмента началось около 150 назад, сейчас они постоянно модернизируются. Поэтому какой-то один назвать нельзя. Хотя итальянцы здесь занимают лидирующие позиции: фабрики Bugari, Scandalli, Pigini. А в городке Castelfidardo (Кастельфидардо) собрано более 30 фабрик.
В России фабрик меньше, но тоже есть качественные инструменты: «АККО», «Юпитер» и др. В Ростове тоже была фабрика: можно было её развивать, улучшать, но.
Бесплатные уроки и что-то ещё
Во время нашего разговора из комнаты несколько раз выходил Вова и просил, чтобы папа закончил разговаривать с компьютером, а помог ему с переездом в Простоквашино, что было логичней и важней.
– Вижу, Вова серьёзный человек, с ним не забалуешь. Отсюда вопрос: какая публика самая сложная?
Александр : – Не знаю. Наверное, та, которая не готова слушать. Но я такого даже не вспомню. А нет! Однажды на гастролях пригласили играть перед школьниками, а им это было явно не нужно. Пришлось вовлекать, разговаривать с ними, там было сложно. Но в основном, в какой бы ты стране не был, на каком бы языке не говорил, если ты играешь хорошо, то тебя будут слушать. У меня был концерт в Швеции на очень необычном фестивале: в городе Мальмё установили около ста сцен, где были представлены самые разные музыкальные направления. Зрители курсировали от сцены к сцене, слушали. И вот я выступаю, играю масштабное произведение Баха. А до этого, когда был в Дании , поскользнулся на валунах у моря и разбил руку, рана не успела затянуться, во время выступления пошла кровь. Но было такое классное настроение – звук отличный сделали, свет, что я ушёл в музыку: играю, играю, снимаю последние аккорды, открываю глаза, а площадка полная, люди сидят на брусчатке, стоят в проходах между домами. И я подумал: как здорово, что ещё целый час концерта впереди.
– Наверное, глупо спрашивать, никогда не жалели о том, что занимаетесь музыкой, а не пошли в юристы, к примеру? Вопрос и Лизе, вы же профессионально играете на гитаре, окончили джазовую школу, консерваторию.
Александр : – Это примерно, как жить с небогатым, но любимым или с нелюбимым, но богатым. Я выбираю – с любимым. Были сложные моменты, когда 17 часов занимаешься или какие-то трудности на конкурсах. А если какой-то особенный концерт, ты находишься на пике и думаешь: это моё.
Лиза: – Я музыкой не так много занимаюсь, конечно. Но никогда не жалела о своём выборе. И поскольку вижу, как Саша любит аккордеон, поддерживаю даже в непростые моменты. Сейчас мы нашли новую нишу: записываем на русском и переводим на английский видеоуроки для аккордеонистов и баянистов. Когда я придумывала этот проект, руководствовалась тем, что людям надо показать, какие возможности есть у аккордеона и что этому реально научиться. Уроки можно смотреть на Ютьюбе абсолютно бесплатно. Хотя, если кто-то хочет нас поддержать, мы не отказываемся.
Александр : – Я был против этих уроков, думал, кому это надо? А людям надо, они смотрят, на одном уроке – 31 тысяча просмотров, комментарии, вопросы, хоть тема узкопрофессиональная. Ну, ладно, значит, снимаем дальше. Сегодня более 150 000 просмотров у этих уроков. Стараемся делать добрые дела: кто-то помогает нуждающимся, кто-то волонтёром работает, а у нас есть музыка и мы рады, когда можно ею поделиться.
Источник