Что делать подростку после окончания учебы в детской музыкальной школе?
В статье На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …? разговор шёл о выборе для ребенка специальности для обучения в детской музыкальной школе. В одной статье невозможно осветить все аспекты данного вопроса, поэтому в этой статье мы продолжим разговор по данной теме и рассмотрим ещё одну проблему.
Родители, которые серьезно подходят к вопросу обучения ребенка в детской музыкальной школы, заранее стараются получить как можно больше информации об этом. Они знают, что на подготовительное отделение принимаются дети 5-6 лет, а прием в первый класс производится с 7 лет. Отдавать ребенка на подготовительное отделение или нет – родители решают сами. Но они знают, что, например, специальность “фортепиано” пользуется большим спросом, и не всегда выбранная музыкальная школа может принять на неё всех желающих. Если места на специальность есть, то прослушивание ребенка является в каком-то смысле формальностью. Если же количество желающих превышает количество свободных мест, то в этом случае производится отбор детей. Ребенок, который два года ходил на подготовительное отделение, примелькался преподавателям и уже что-то знает и умеет, будет иметь большое преимущество в поступлении на интересующую специальность перед теми детьми, которые пришли “с улицы”. Поэтому обучение в подготовительном классе не только хорошо для развития ребенка, но и необходимо для поступления в первый класс на интересующую специальность. Значит, 1-2 года ребенок будет заниматься в подготовительном классе, а при 7-ми летнем обучении он будет заниматься ещё 7 лет. 9 лет – это достаточно большой срок, все может измениться за это время. Поэтому думать о том, что будет после окончания ребенком детской музыкальной школы, кажется преждевременным. Так ли это?
При 7-ми летнем обучении в детской музыкальной школе ребенок окончит музыкальную школу в 14 лет. Если после окончания детской музыкальной школы было принято решение поступать в музыкальное училище, то он продолжает учиться в 8 классе детской музыкальной школы и его дальнейший путь более или менее определен. Если продолжать заниматься классической музыкой желания нет, то возникает большой вопрос: что делать дальше? Если не поддерживать навык игры на музыкальном инструменте, то он быстро пойдет на спад, а примерно через 6 месяцев бездействия выпускник забудет практически всё, чему его учили в детской музыкальной школе. Это часто случается с пианистами, когда получается замкнутый круг: ребенок не играет на пианино (потому что он ждал, когда это мучение наконец-то закончатся) и оно расстраивается, но вызывать мастера для настройки инструмента непрактично, потому что ребенок не играет на нем. Поэтому пианино расстраивается всё больше, а играть на расстроенном пианино еще менее интересно, поэтому оно становится никому ненужным, но и выбросить жалко, и хранить в маленькой квартире большого желания нет. До окончания общеобразовательной школы остается 4 года, а в какой форме юный музыкант будет заниматься музыкой в это время — никому не известно. С одной стороны выпускник детской музыкальной школы что-то умеет, а с другой стороны его знаний и умений недостаточно для того, чтобы играть в музыкальной группе (он не имеет навыка игры в ансамбле) и выступать в клубах. Он 7 лет только учил классические произведения. Поэтому максиму, что большинство выпускников музыкальной школы могут выдать – подобрать мелодию популярной песни и сочинить какие-то классические фрагменты на уровне 2-3 класса. Они даже не смогут играть на синтезаторе, поскольку для этого необходимо иметь навык импровизации и знать композиционные формы произведения при игре в том или ином музыкальном стиле или направлении.
Мы пришли к тому, что если выпускник детской музыкальной школы хочет в дальнейшем заняться эстрадой, то ему необходимо пройти курс по адаптации его умений к неклассической музыке: пианисту нужно освоить игру на синтезаторе, классическому гитаристу — освоить игру на электрогитаре и т.п. Можно также попробовать освоить и другой инструмент. Вот как раз этому и нужно посвятить те 4 года, которые остаются до окончания средней общеобразовательной школы.
Эффективность данного решения очевидна. В 14 лет подросток достаточно активен, находится в поиске и ему ещё многое интересно. Ему нравятся какие-то музыкальные группы и исполнители, и он был бы не против, для начала, подражать им. Например, пианисту нравится рок или танцевальная музыка – пианино не позволяет ему реализовать свои интерес, а синтезатор – позволяет. Гитаристу нравится тяжелая музыка. На классической гитаре её не сыграть, а на электрогитаре – нет проблем. Родителям необходимо понять, помочь и грамотно направить энергию и интерес подростка в правильное и конструктивное русло. В этом случае его интерес к музыке не только не ослабнет, но и усилится. Я считаю, что музыка намного интереснее, чем сидеть целыми днями за компьютерными играми или в Интернете. Но одной покупкой музыкального инструмента и аппаратуры часто недостаточно для того, чтобы вызвать у подростка интерес. Иногда ему также необходимо и общение. Да, у него дома есть дорогой синтезатор и электрогитара, но это во многих случаях будет ничто, если у него не будет возможности продемонстрировать свои умения другим людям. Он должен почувствовать, что занятия музыкой – это не обязаловка, а интересное занятие и общение. Каким образом можно это реализовать? Очень просто – на коммерческой основе и очень непросто – на бесплатной. Многие коммерческие студии предлагают обучение игре на синтезаторе, электрогитаре и др. Если положить стоимость обучения за один академический час (45 минут) равной 1000 руб., то при занятиях два раза в неделю в месяц придется отдать 8000 тыс. рублей. Я могу сказать, что и в Москве далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы, не говоря уже о регионах. Поэтому для многих возможен только один вариант – обучение за небольшую условную плату, то есть обучение в некоммерческих государственных учреждениях. Данное обучение можно проводить в рамках дополнительного образования, вот только само дополнительное образование значится только на бумаге, а фактически его нет. И это понятно. Для оборудования музыкальной студии в школе требуется от 100 до 300 тыс. рублей. Откуда их взять, если школам не выделяют денег даже на основное – на осуществление образовательного процесса? Где-то ещё остались кружки и дома творчества, но, судя по отношению к ним вышестоящих структур, во многих из них аппаратура не обновлялась с 70-80 годов прошлого века. А играть на разваливающейся аппаратуре, непригодных и еле дышащих музыкальных инструментах занятие малоприятное. Остается одно – организовать дома музыкальный досуг ребенка и приглашать друзей, или ребенок сам организует свой досуг, только на улице.
Человек станет более или менее самостоятельным тогда, когда он начнет работать, в 20-25 лет. Поэтому родителям нужно не только подумать о том, как их ребенок будет заниматься музыкой с 5 до 14 лет, но и как он будет ей заниматься с 14 лет и далее.
Источник
Отзывы к статье
Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта.
Cтраница 2
Вернуться к статье
Отучиться 7 лет в музыкалке — это и есть желание стать музыкантом. Даже для себя.
Цитата: |
Во-вторых, почему часами-то? Как-то мои дети все обходятся куда меньшим временем. |
Я не знаю как ваши дети обходятся меньшим временем, и как сейчас учат, но в свое время , начиная с класса 4 ДМШ на занятия по фортепиано у меня уходило достаточно много времени. Это чтобы быть не в числе отстающих , участвовать в конкурсах и закончить ее на отлично.
Нам задавали помимо занятий на инструменте задания по сольфеджио, которое тоже требовало затрат по времени. так же разучивать партии по хору.
Так что да, для меня на занятия в ДМШ уходило достаточно много времени.
Плюс задания на лето по специальности обязательно было. Начиная с первого класса.
Feya0380
У моего очень хорошая преподаватель. Процентов 80 только ее заслуга, что он ходит и не бросил. Еще процентов 10 — дети, с которыми там общается. Ну и 10 процентов лично моих — что я слушаю все это, подбадриваю и прочее, прочее.
Но учительница очень с ним, прям контакт у них, если бы можно без музицирования ходить и что-то там с ней делать — он бы ходил
А вот вокал не зашел, хотя учительница та же, поет, но на сцене не хочет. А вокал все же предполагает соло выступать. При этом в хоре поет — норм, солирует с хором — норм. На фоно играет и один, и дуэтом. А вот пение соло не хочет.
Nadia123 писал(а): |
это очень сильно надо захотеть стать музыкантом, чтобы часами посвящать себя музыки. |
Во-первых, почему музыкантом? ДМШ — это для себя, в первую очередь.
Во-вторых, почему часами-то? Как-то мои дети все обходятся куда меньшим временем.
Unbekannterin
Цитата: |
А если сами захотят? |
а если захотят сами — то пожалуйста. Только на собственном опыте- это очень сильно надо захотеть стать музыкантом, чтобы часами посвящать себя музыки.
Но мои дети не хотят сами. У них другие увлечения,которые мне больше по душе.
Добавлено спустя 7 минут 25 секунд:
Цитата: |
до сих пор отвращение к классике и нелюбовь оперных театров, филармоний и т.п. |
нечто похожее у меня сейчас. Не знаю куда все ушло, но желания ходить в филармонию, или в оперный театр напрочь отбило.
Я преподавала в группе «вечерников», тех, кто поздно пошел в музыкалку, там были старшеклассники, студенты и даже пара взрослых. Сольфеджио, кстати
И они мне все рассказывали, без исключения, один из двух вариантов историй.
1. «Я в детстве учился в ДМШ, скучно стало, бросил, родители не заставили. Подрос, пожалел, хочу учиться музыке!»
2. «Я в детстве хотел учиться музыке, но родители не разрешили, сказали, это тяжело и вообще пианино некуда ставить. Вот вырос, купил пианино, хочу играть!»
Вывод: все равно мы, родители, будем крайними
Цитата: |
Своих детей в музыкалку не отдам, тк считаю 7 лет тратить в пустую нет смысла. |
А если сами захотят?
Мой хотел сам, хотя моя мама (она закончила музыкалку) очень меня отговаривала. Типа — зачем это мальчику, напрягаться. Ну и в целом была против — мол бросит, а ты пианину завезешь в квартиру.
И отец сына тоже не понимает зачем музыкалка (он закончил тоже муз.школу, до сих пор отвращение к классике и нелюбовь оперных театров, филармоний и т.п.)
Многие, кстати, кто закончил муз.школу не хотят этого своим детям .
У нас уже четверо детей закончили музыкальную школу. Одна из детей получила два музыкальных образования: по классу фортепиано и затем еще 3 года по классу гитары.
Смотрю на них: к музыке у всех разное отношение. Одна любит ее исполнять чисто для себя. Разбирает новые произведения, современных авторов (помню был период, когда дети группу слушали: «Twenty one pilots» и что-то из их репертуара исполняли, песню Уитни Хьюстон одно время играла, мелодию из к/ф Амили. Я все это обожаю слушать из другой комнаты! )) Ну, иногда дочь любит и блеснуть своими музыкальными способностями перед публикой, а как без этого))
Другие мои дети, глядя, на старшую тоже тянутся. Разучивают те же произведения. Так складывается среда, в которой становится модно играть, исполнять. Кроме того, мы, родители, не имея музыкального образования, но понимающие ценность культуры, стараемся детей помещать в такую среду, где музыка (в том числе) — это ценно. В классах общеобразовательной школы, где учатся дети, практически все одноклассники ходят в муз. школу. Часто они вместе посещают сольфеджио и хор. Поэтому дети даже не задумываются бросать муз. школу. Муз. школа — для них это норма жизни.
Нужно ли это все им? Пригодится ли это им в жизни? Зависит от их собственного отношения к музыке. Если ты ее когда-либо исполнял, то ты сможешь ее и понять и почувствовать, когда другие исполняют. А значит и получить удовольствие от музыки, почувствовать ее красоту. Мне самой это не всегда доступно. все зависит от настроения, от исполнителя. Но когда это случается, это очень приятно — ощущать музыку..)
Может быть и моих детей посетит это чувство.. и в большей степени, ведь они ее еще и касались как исполнители. По крайней мере, я со своей стороны, то, что может от меня зависеть, дам им для их развития. А дальше, во взрослом возрасте, будь, что будет.
Думаю, что в муз. образовании самым главным итогом будет умение чувствовать музыку и тогда ее можно полюбить, а значит наполнить жизнь радостью.
Но конечно, муз. школа — это не единственное, что наполняет их жизнь, это лишь часть их общекультурного развития. Ведь я не знаю, будет ли их душа лежать к музыке или к чему-то другому.
Всем доступны радости своего уровня: кто-то может получать удовольствие лишь напившись спиртного и забывшись, кто-то затянувшись сигаретой, кто-то погрузившись в виртуальный мир компьютерной игры, кто-то погрузившись в виртуальный мир художественного фильма, кто-то погрузившись в виртуальный мир книжных героев, кто-то занимаясь спортом, кто-то получает удовольствие занимаясь хобби (вышивка, резьба по дереву, рисование), кто-то получает удовольствие от музыки и т.д. и т.п. Я например, получаю иногда удовольствие от решения сложных задач. Чем больше человеку доступно способов самореализации, тем более культурный будет у него отдых.
Современные тенденции таковы, что дети получают удовольствие лишь от сидения в интернете. Не думаю, что это полезно и способствует какому-либо развитию. И с этим очень трудно бороться. Эта тенденция как воронка в воде, она затягивает в себя всё и вся! Нужно принимать меры касательно своего ребенка еще загодя, будучи еще далеко от этой «воронки».
У меня есть знакомая мамочка, у которой ребенок-интроверт играет для души. Учится в музыкальной школе. Это он так стресс снимает — запирается в комнате и музицирует. Так что основная причина, что ребенок не артист и публичных выступлений не любит, тут не верна, имхо. На академических концертах, которые экзамены, там народу-то одни преподаватели и человек пять зрителей.
Источник