Куперен жнецы ноты для фортепиано

Старинная клавирная музыка для фортепиано

фортепианная музыка старинных композиторов


Старинная клавирная музыка
из репертуара Н.Голубовской
составитель Ф.Розенблюм
«Музыка», 1978г.
номер 2224

Заслуженная артистка РСФСР профессор Надежда Иосифовна Голубовская (1891 — 1975) — пианистка, клавесинистка и педагог, крупное явление в истории советского пианистического искусства. Воспитанница Петербургской консерватории, которую блистательно окончила в 1914 году, она рано начала совмещать разностороннюю исполнительскую деятельность с педагогикой, составлявшими две взаимосвязанные и взаимодействующие стороны ее чрезвычайно интенсивного и плодотворного бытия в музыке.
Концертная деятельность Голубовской продолжалась свыше полустолетия. Надежда Иосифовна выступала в Ленинграде, Москве, Таллине, Ташкенте, Свердловске и других городах Советского. Союза. Ее обширный и разнообразный репертуар включал произведения многих эпох и национальных школ — от пьес французских клавесинистов и английских вирджина-листов до сочинений современных авторов. Игра ее отличалась глубоким проникновением в стиль и характер музыки, вдохновенным и бережным раскрытием творческого замысла композитора, высокой поэтичностью, одухотворенностью и благородной простотой.

Н. И. Голубовская рассматривала музыку как поэтическую речь, полную глубокого смысла. Пониманию смысла музыки и умению передать его слушателям учила она студенческую молодежь в Ленинградской консерватории, где преподавала с 1920 года и до последнего дня своей жизни. Среди ее учеников — а их свыше двухсот — немало видных пианистов-исполнителей и педагогов.
Голубовская является основоположницей и главой широко разветвленной пианистической школы, основанной на последовательно проводимых музыкально-эстетических, этических и методических принципах.
Много творческого внимания Н. И. Голубовская уделяла различным вопросам истории и теории пианизма. Плодом ее изысканий и размышлений явилась книга «Искусство педализации» (Л., 1967 и 1973), представляющая собой первое исследование этой сложной музы-кально-исполнительской проблемы, а так же два сборника пьес английских композиторов XVI — XVII веков, вышедшие под ее редакцией и с ее вступительными статьями («Избранные клавирные сочинения Г. Перселла» и «Избранные клавирные пьесы старинных английских композиторов», М., 1954).

Читайте также:  Названия нот молитва иоанну

Н.И. Голубовская выступала и на композиторском поприще, как автор каденций к фортепианным концертам Гайдна, Моцарта, Бетховена, а так же ряда фортепианных транскрипций романсов Моцарта, Шуберта, Глинки, Чайковского и др.
Настоящее издание, разумеется, охватывает весьма малую часть репертуара Н. И. Голубовской, но включенные в него произведения представляют характерные разделы исполнительского творчества артистки. В сборник вошли пьесы композиторов-клавесинистов Англии, Италии и Франции, монументальные циклические сочинения Генделя и Баха, а также прризведение Моцарта.
Е. Бронфин

  • Г. Перселл. Новый граунд
  • Ф. Скарлатти. Соната C-dur
  • Ж. В. Люлли. Ножная ария
  • Ж. Ф. Рамо. Тамбурин
    • Курица
  • Ф. Куперен. Тростники
    • Вязальщицы
    • Тик ток-шок, или Молоточки
  • Ф. Дандрие. Дудочники
  • К. Дакен. Кукушка
  • И. С. Бах. Хроматическая фантазия и фуга
  • Г. Ф. Гендель. Сюита № 3
  • В. А. Моцарт. Фиалка. Обработка Н. Голубовской

Скачать ноты

Источник

Будильник, Куперен, транскрипция для фортепиано

Le Réveille-matin, Françoise Couperin

Москва, П. Юргенсон, 1917

Будильник, Франсуа Куперен, [переложение для фортепиано неизвестного автора], редакция Г. Хартхана

Москва, издательство «П. Юргенсон» (№ 19870), пьеса № 19 (5-я степень трудности) из серии Собрание классических и современных пьес, расположенных по степеням трудности, для фортепиано, под редакцией и с аппликатурой Г. Хартхана, выпуск между февралём и октябрём 1917 года.

«Клавесин сам по себе инструмент блестящий, идеальный по своему диапазону, но так как на клавесине нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звука, я всегда буду признателен тем, кто, благодаря своему бесконечно совершенному искусству и вкусу сумеет сделать его выразительным» — так писал Франсуа Куперен в предисловии к первому сборнику (1713) своих пьес, в состав которого включён и «Будильник». Это сочинение — из тех, которые, будучи созданными для клавесина, наилучшим образом звучат именно на клавесине.

Можно пофантазировать на музыкальную тему Le Réveille-matin: юная парижанка (неужели сама маркиза де Монтеспан?), уснув после весело проведённого вечера (Марлезонского балета?), утром, ещё во сне, сначала только чувствует шуршание часов, затем, пробуждаясь в сладкой неге, слышит уже отчётливое тиканье механизма, и, наконец, окончательно просыпается от звона и трезвона будильника.

При игре на клавесине характерные октавные тремоло замечательно имитируют серебристо-шуршащие звуки часового механизма. Надоедливость будильника остроумно показана тем, что в некоторых местах «звон» иллюзорно «нарушает» метрическую стройность: тремоло длятся дольше на «лишнюю» четверть такта.

Однако же, при попытке воспроизвести пьесу на современном фортепиано тиканье и звон часов превращаются либо в барабанную дробь, либо в грохотание товарного поезда, особенно в исполнении слишком усердного пианиста-«молотобойца».

Неизвестный автор транскрипции «Будильника» попытался исправить эту ситуацию — он «приспособил» музыку к свойствам фортепиано (рояля): «грохот» октавных повторений смягчён и изменён для лучшего звучания применительно к фортепианному войлочно-молоточковому механизму.

Кроме того, в пьесе нет многочисленных «головоломных» мелизмов, характерных для Куперена; украшения, достигаемые на клавесине лёгким движением руки, на рояле требуют уже особой ловкости и художественного вкуса, умудрённого опытом. Звон будильника здесь превращён в роскошную романтическую трель.

В целом мы имеем дело с «фортепианно» видоизменённым и романтизированным «в духе XIX века» переложением знаменитой пьесы, оригинал которой из-за своей «клавесинности» некоторым образом чужд фортепианному музыкальному чувству.

Для сравнения прилагается эта же пьеса с оригинальном авторским текстом Куперена (редакция Брамса и Кризандера, 1888), а также страницы с расшифровками исполнения мелизмов.

Редкое издание Юргенсона выпущено в короткий период между двумя революциями 1917 года. Указанная на обложке цена в 2 рубля 25 копеек (!) говорит о значительной инфляции военно-революционного времени (ранее, «при царе», ноты стоили всего лишь 20—30 копеек).

Источник

Франсуа Куперен Ноты

  • Родился: 10th Ноябрь 1668
  • Умер: 11th Сентябрь 1733
  • Место рождения: Paris, France

François Couperin was a French Baroque composer, organist and harpsichordist. He was known as Couperin le Grand («Couperin the Great») to distinguish him from other members of the musically talented Couperin family. Couperin acknowledged his debt to the Italian composer Corelli. He introduced Corelli’s trio sonata form to France. Couperin’s grand trio sonata was subtitled Le Parnasse, ou L’apothéose de Corelli («Parnassus, or the Apotheosis of Corelli»). In it he blended the Italian and French styles of music in a set of pieces which he called Les goûts réunis («Styles Reunited»). His most famous book, L’art de toucher le clavecin («The Art of Harpsichord Playing», published in 1716), contains suggestions for fingerings, touch, ornamentation and other features of keyboard technique.

Источник

Будильник, Куперен, транскрипция для фортепиано

Le Réveille-matin, Françoise Couperin

Москва, П. Юргенсон, 1917

Будильник, Франсуа Куперен, [переложение для фортепиано неизвестного автора], редакция Г. Хартхана

Москва, издательство «П. Юргенсон» (№ 19870), пьеса № 19 (5-я степень трудности) из серии Собрание классических и современных пьес, расположенных по степеням трудности, для фортепиано, под редакцией и с аппликатурой Г. Хартхана, выпуск между февралём и октябрём 1917 года.

«Клавесин сам по себе инструмент блестящий, идеальный по своему диапазону, но так как на клавесине нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звука, я всегда буду признателен тем, кто, благодаря своему бесконечно совершенному искусству и вкусу сумеет сделать его выразительным» — так писал Франсуа Куперен в предисловии к первому сборнику (1713) своих пьес, в состав которого включён и «Будильник». Это сочинение — из тех, которые, будучи созданными для клавесина, наилучшим образом звучат именно на клавесине.

Можно пофантазировать на музыкальную тему Le Réveille-matin: юная парижанка (неужели сама маркиза де Монтеспан?), уснув после весело проведённого вечера (Марлезонского балета?), утром, ещё во сне, сначала только чувствует шуршание часов, затем, пробуждаясь в сладкой неге, слышит уже отчётливое тиканье механизма, и, наконец, окончательно просыпается от звона и трезвона будильника.

При игре на клавесине характерные октавные тремоло замечательно имитируют серебристо-шуршащие звуки часового механизма. Надоедливость будильника остроумно показана тем, что в некоторых местах «звон» иллюзорно «нарушает» метрическую стройность: тремоло длятся дольше на «лишнюю» четверть такта.

Однако же, при попытке воспроизвести пьесу на современном фортепиано тиканье и звон часов превращаются либо в барабанную дробь, либо в грохотание товарного поезда, особенно в исполнении слишком усердного пианиста-«молотобойца».

Неизвестный автор транскрипции «Будильника» попытался исправить эту ситуацию — он «приспособил» музыку к свойствам фортепиано (рояля): «грохот» октавных повторений смягчён и изменён для лучшего звучания применительно к фортепианному войлочно-молоточковому механизму.

Кроме того, в пьесе нет многочисленных «головоломных» мелизмов, характерных для Куперена; украшения, достигаемые на клавесине лёгким движением руки, на рояле требуют уже особой ловкости и художественного вкуса, умудрённого опытом. Звон будильника здесь превращён в роскошную романтическую трель.

В целом мы имеем дело с «фортепианно» видоизменённым и романтизированным «в духе XIX века» переложением знаменитой пьесы, оригинал которой из-за своей «клавесинности» некоторым образом чужд фортепианному музыкальному чувству.

Для сравнения прилагается эта же пьеса с оригинальном авторским текстом Куперена (редакция Брамса и Кризандера, 1888), а также страницы с расшифровками исполнения мелизмов.

Редкое издание Юргенсона выпущено в короткий период между двумя революциями 1917 года. Указанная на обложке цена в 2 рубля 25 копеек (!) говорит о значительной инфляции военно-революционного времени (ранее, «при царе», ноты стоили всего лишь 20—30 копеек).

Источник

Нотная коллекция «Золотой век»

Здесь Вы можете бесплатно скачать старинные ноты для фортепиано XIX—начала XX веков, изданные в России

Коллекция антикварных [русских] нот приветствует искренних ценителей музыкального искусства! Уникальная нотная библиотека насчитывает тысячи фортепианных пьес; в основном это — старинные ноты, выпущенные в Российской империи до 1917 года. О коллекции

Здесь постепенно размещается редкое, особенное и лучшее, по мнению и с комментариями владельца. Желаю всем м узыкальных успехов! Контакты

Шедевры русской музыки

Чайковский, Скрябин, Рахманинов.

Russian piano masterpieces

Русский салон

Пьесы, фантазии на русские темы

Russian themes salon piano music

Вальсы

российских и зарубежных авторов

Ноты для детей

Детский альбом, лёгкие пьесы

Music for children

Танцы

Матчиш, танго, полька, мазурка.

Марши, гимны, история

Война, революция, коронация.

Marches, anthems, patriotic music

Рэгтайм, кэк-вок (кекуок)

Хиты эпохи рэгтайма

Песни, романсы, арии

Очи чёрные, О соле мио, Вертинский.

Songs, romances, arias

Восток

Кавказ

Лезгинка и другие пьесы

Ноктюрн, элегия, мелодия

Салонные пьесы разных авторов

Nocturne, elegy, melody

Салонные пьесы

Лёгкие развлекательные пьесы

Salon entertainment pieces

Парижский салон

Французские пьесы Belle Époque

French salon piano music

Немецкий салон

Пьесы композиторов Германии

German salon music

Испания

Болеро, пьесы на испанские темы

Япония и Китай

Гейши, принцессы, самураи.

Japan and China themes

Италия

Неаполь, Венеция, Верди, Россини.

Блестящие пьесы

Эффектные пьесы XIX века

Brillant salon pieces

1920-е годы

Украина

Казачок, гопак, песни, фантазии

Опера, балет, оперетта

Пьесы на театральные темы

Opera, ballet, operetta

Барокко

Бах, Скарлатти, Куперен, Рамо.

Гайдн, Моцарт, Клементи, Бетховен.

Романтики

Мендельсон, Шуберт, Шопен, Григ.

Автор сайта склонен полагать, что все фортепианные произведения, размещённые здесь в виде копий оригинальных нотных изданий, являются общественным достоянием, поскольку время действия авторского права для них уже истекло. Именно поэтому Вы можете бесплатно скачать ноты (файлы pdf), если Вашей целью является личное некоммерческое использование; конечно же, эта цель — искусство, и ничего, кроме искусства!

В случае, если какие-либо ноты, размещённые на сайте, всё же подпадают под действие авторского права, они могут быть удалены по просьбе правообладателя.

Размещение представленного оригинального контента (тексты и фото) на других ресурсах и в любой форме не допускается без разрешения автора сайта.

Источник

Оцените статью