Виктор Купревич — пьесы для фортепиано — Ноты
Пьесы, этюды (композиторы)
произведения для фортепиано советского композитора Виктора Купревича
Библиотека юного пианиста
В. Купревич
Альбом пьес
«Советский композитор», 1986г.
номер с7465к
(pdf, 6.3 Mb)
Виктор Викторович КУПРЕВИЧ — известный советский композитор — родился в Каунасе в 1925 году. Начальное музыкальное образование получил у родителей, профессиональных музыкантов. В дальнейшем обучался в Московской консерватории, окончив ее по классу фортепиано у М. В. Юдиной (1951), по классу композиции у А. Н. Александрова (1960). Начал работать как пианист еще в пору студенчества, был участником и руководителем музыкальных ансамблей.
Купревич автор произведений многих музыкальных жанров: двух симфоний, балета «Семиклассница», оперетты «С первого взгляда», инструментальных пьес, музыки к кинофильму «Сказка, рассказанная ночью», мультфильмам «Межа», «Осторожно, щука!», «Генерал Топтыгин» и др. Заметный вклад внес он в советскую эстрадную музыку — своими яркими, колоритными сочинениями (среди них ансамблевые пьесы «Элегия», «Мелодический момент», «Тульский самовар», популярные песни «Пингвины», «Эхо» на слова Ан. Горохова, «Синие дожди», «Старая любовь» на слова Ан. Горюшкина, «Пряники русские» на слова М. Хотимского) и как основатель, художественный руководитель ансамбля «Балалайка» (в 1985 году отметившего двадцатилетний юбилей).
Музыке Купревича свойственна лирическая направленность. Большой выразительности в раскрытии художественного замысла автор достигает часто несложными, но удачно выбранными средствами композиции. Произведения этого альбома — для детей и юношества — отличаются разнообразием тематики и жанров. Они также весьма различны по масштабам и степени исполнительской сложности. Многие из них принадлежат к образной сфере, близкой детскому восприятию (в особенности картинки природы или фортепианные транскрипции собственных популярных песен). К достоинствам пьес Купревича следует отнести их мелодичность, естественное развитие музыкальной фразы, гибкое применение многих устоявшихся типов фактуры. Большинство написано в контрастной трехчастной форме с репризой ds capo. Обычно тематический материал средних частей связан с тембровым обновлением: как правило, с перемещением темы в нижний регистр, иногда — в верхний (Прелюдия ми минор, соч. 174). Некоторые пьесы выделяются специфическими композиционными приемами. В этом плане можно отметить динамическую линию типа «вершина-источник» в пьесе «Столбы», соч. 100 (спад звучания от II до рр на протяжении всей пьесы), противопоставление диатоники и хроматики (в Прелюдии ми минор) или «сплошное» применение диатоники в Сонатине, соч. 195. Значительное место в альбоме занимают полифонические произведения. Прелюдия и фуга Ре мажор, соч. 24 № 2, — образец двухголосного контрапункта. Трехголосная фуга ми минор, соч. 24 № 1, сложнее и содержит характерные для полифонии обращенное, а затем стреттное проведение темы (средняя часть, реприза). Прием обращения применен также в двухголосной инвенции До мажор, соч. 154. Серьезностью замысла и широтой масштабов отличается Соната № 2 соль минор, соч. 22. Здесь использованы более развитые типы фортепианной, фактуры и некоторые современные гармонические средства. Вторая часть сонаты может быть отмечена как убедительно решенная композиция с сопоставлением контрастного тематического материала. Финал впечатляет динамизмом и импульсивностью главной музыкальной мысли. В целом публикуемые произведения свидетельствуют о широте художественных интересов и мастерстве композитора. Предназначаются они для педагогической и концертной практики.
В. ПАВЛОВ
- Пингвины
- Пряники русские
- Синие дожди
- Лети, моя уточка!
- Одинокая ромашка
- Старинный танец
- Элегическая серенада
- Северная мелодия
- Фиорды
- Осенний эскиз
- Весенний эскиз
- Мазурка
- Новелетта
- Эпитафия
- Столбы
- Четыре прелюдии
Скачать ноты
Виктор Купревич
Инструментальная музыка
Эстрадные пьесы. Партитура. Дирекцион
«Музыка», 1985г.
номер 12815
Виктор Викторович Купревич родился в 1925 году в г. Каунасе в семье музыкантов. Ученик профессора М.В. Юдиной, он в 1951 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано, а в 1960 году — по классу композиции у профессора А. Н. Александрова.
Среди произведений В. Купревича — сочинения самых разных жанров. Им написаны балет «Семиклассница», музыкальная комедия «С первого взгляда», две симфонии, симфоническая поэма «Поле русское, Бородинское», фортепианные сонаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для детей: фортепианный концерт, альбом для фортепиано «Путешествие по Германии», музыка к спектаклям и кинофильмам, песни и эстрадные пьесы.
В течение ряда лет композитор успешно сотрудничает с эстрадно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения, для которого им написано немало сочинений, в том числе — фортепианный концерт. Яркие, запоминающиеся песни и эстрадные пьесы В. Купревича часто звучат по радио и телевидению, приобрели широкую популярность. Среди них: «Пингвины», «Тройка», «Эхо», «Хоровод» на слова А. Горохова, «Мой ласковый друг» на слова П. Градова, «Песня в платочке» на слова В. Семернина, «Старая любовь», «Я ищу твои черты» на слова А. Горюшкина, «Пряники русские» на слова М. Хотимского, пьесы «Тульский самовар», «Элегия» для фортепиано с оркестром, «Путешествие в Мосальск», «Мелодический момент» и другие.
В. Купревич — не только композитор, но и пианист и дирижер. Созданный и долгое время руководимый им джаз-ансамбль «Балалайка» пользуется заслуженным успехом не только в нашей стране, но и за рубежом. Для этого ансамбля композитор создал целый ряд сочинений, в которых удачно сочетаются русский колорит звучания инструментов с современными ритмами и современным стилем исполнения.
Вообще, музыка В. Купревича представляет собой своеобразный сплав традиционного, в самом лучшем смысле этого слова, с новыми современными средствами музыкального выражения.
Неиссякаемая фантазия и яркий мелодический дар — лучшие стороны дарования композитора.
- Интродукция. Музыка В. Купревича
- Тульский самовар
- Путешествие в Мосальск.
- Новая изба
- Чиверпук. Новый танец.
- Элегия
- Я иду домой
- Баллада
- Мелодический момент
- Радостные минуты
- Веселый сосед
- Собачки на прогулке
Скачать ноты
В.Купревич
Путевые эскизы
альбом пьес для фортепиано
«Советский композитор», 1982г.
номер с6166к
Альбом известного советского композитора Виктора КУПРЕВИЧА «Путевые эскизы» (ор. 150) — оригинальное и своеобразное сочинение, созданное в результате путешествия автора по Германской Демократической Республике
Воскресное утро. Ор. 150 №1 / Der Morgen am Sonntag
В пути. Ор. 150 № 2 / Unterwegs
У дома Гёте. Ор. 150 № 3 / Vor dem Goethe-Haus
Мейссенский фарфор. Ор. 150 № 4. / Meißener Porzellan
Фонтаны Цвингера. Ор. 150 № 5 / Springbrunnen im Zwinger
По Эльбе в Бастай. Ор. 150 № 6 / Auf der Elbe zur Bastei
У Баха в Томаскирхе. Ор. 150 №7. / Bei J. S. Bach in der Thomaskirche
Маки в поле. Ор. 150 № 8 / Mohnblumen auf dem Feld
Песня. Ор. 150 JSfe 9 (Ор. 136) / Das Lied
В пещерах Гарца. Ор. 150 № 10 / In den Harzer Höhlen
Дворец Сан-Суси. Ор. 150 № 11 / Schloß Sanssouci
Возвращение. Ор. 150 № 12 / Die Rückkehr
Скачать ноты
Источник
Купревич путевые эскизы ноты
Автор: В. Купревич
Год: 1982
Издательство: Советский композитор
Страниц: 24
Формат: PDF
Размер: 1,7 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание «Путевые эскизы. Альбом пьес для фортепиано». Вошедшие в сборник пьесы обладают образностью, фактурностью и, несомненно, найдут применение в процессе педагогической деятельности в детских музыкальных школах. Подходят для учеников 2-5 классов музыкальных школ.
- Воскресное утро.
- В пути.
- У дома Гете.
- Мейссенский фарфор.
- Фонтаны Цвингера.
- По Эльбе в Бастай.
- У Баха в Томаскирхе.
- Маки в поле.
- Песня.
- В пещерах Гарца.
- Дворец Сан-Суси.
- Возвращение.
Источник
Купревич путевые эскизы ноты
Автор: В. Купревич
Год: 1986
Издательство: Советский композитор
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 3,3 МВ
Язык: русский
В очередной сборник серии «Библиотека юного пианиста» вошли пьесы композитора Виктора Викторовича Купревича. Пьесам свойственна лирическая направленность, их отличает разнообразие тематики и жанров. Они также весьма различны по масштабам и степени исполнительской сложности. Многие из них принадлежат к образной сфере, близкой детскому восприятию.
- Пингвины
- Пряники русские
- Синие дожди
- Лети, моя уточка!
- Одинокая ромашка
- Старинный танец
- Элегическая серенада
- Северная мелодия
- Фиорды
- Осенний эскиз
- Весенний эскиз
- Мазурка
- Новелетта
- Эпитафия
- Столбы
- Четыре прелюдии
Источник
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Музыкальное путешествие по Германии» ( на основе фортепианного цикла Виктора Купревича «Путевые эскизы»)
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Перми
«Детская музыкальная школа № 8»
( на основе фортепианного цикла Виктора Купревича «Путевые эскизы»)
Карповой Елены Михайловны и
Малыгиной Ольги Александровны
2.1.Биография Виктора Купревича и его творчество
2.2. «Путевые эскизы» В Купревича
2.3. Сценарий внеклассного мероприятия
«Музыкальное путешествие по Германии»
3. Список используемой литературы
Одним из коренных вопросов занятий в музыкальной школе является заинтересованность и увлечённость учащихся музыкальным искусством. На его решение направлены многочисленные виды музыкально- воспитательной работы.
Педагогике известны традиционные формы внеклассной работы: лекции-концерты, фестивали, музыкальные праздники и т.д. Но одной из современных форм внеклассных мероприятий в школе стало музыкальное путешествие. Редко кто из детей не посвящал путешествиям свои мысли и чувства. В детстве мы, читая книги, оказывались в разных странах. Однако в путешествия нас приглашают не только книги, кино, компьютер: музыка – вот тот гид, с помощью которого мы можем побывать в других странах, пройтись по музеям и выставкам, окунуться в мир живой природы.
Музыка, подобно «машине времени», может перенести нас и в далекое прошлое и в грядущее.
В рекомендуемой теме внеклассного мероприятия, посвященной путевым впечатлениям композитора, исполнение фортепианных пьес естественно сменяется показом слайдов, что позволяет органично сочетать произведения различных видов искусства и на этой основе показать единство способов освоения окружающей действительности.
Успех данного мероприятия определяется предварительной тщательной работой учителя, включающей отбор и всесторонний анализ фортепианных произведений. Заранее распределяются пьесы учащимся класса и разучиваются с ними на уроках специальности. Именно эти дети становятся путешественниками, и под руководством гида Элен отправляются на «автобусе» в путешествие по Германии.
Роль туристов импонирует детям, ставит их «вовнутрь» произведений, обостряя восприятие музыкального путешествия. Этот, так называемый, мини-спектакль вдохновляет детей и повышает их активность и раскрепощённость в вопросно-ответной форме беседы с гидом Элен, роль которой исполняет учитель, в совместном путешествии по городам Германии.
Цель данной методической разработки: подготовка внеклассного мероприятия на основе теоретического и нотного материала в форме мини-спектакля с использованием слайдов путешествия по Германии и фортепианной музыки из цикла В. Купревича «Путевые эскизы».
Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по заданной теме.
Проанализировать творчество композитора В. Купревича и его фортепианный цикл «Путевые эскизы».
Создать программно-дидактический материал (по циклу В. Купревича «Путевые эскизы», слайды).
Разработать сценарий внеклассного мероприятия.
Актуальность данной темы:
— большой интерес детской аудитории к путешествиям;
— использование современных информационных технологий в процессе проведения внеклассного мероприятия.
2.1. Биография Виктора Купревича и его творчество.
Виктор Викторович Купревич — российский композитор литовского происхождения. Родился 16 июня 1925 года в Каунасе. Сын композитора Виктора Купрявичуса. Начальное музыкальное образование получил у родителей, профессиональных музыкантов. В дальнейшем обучался в Московской консерватории в 1951 году по классу фортепиано у М. Юдиной, и в 1960 году по классу композиции у А. Александрова.
В 1951 – 1954 г.г. преподавал в Магнитогорском музыкальном училище. В дальнейшем работал в Москве, руководил различными инструментальными ансамблями (в том числе ансамблем «Балалайка» с 1965г.). В 1963 — 1964 г.г. заведовал музыкальным отделом журнала «Кругозор».
Творчество В. Купревича включает в себя произведения разных жанров: это две симфонии, концерт для скрипки и симфонического оркестра, балет «Семиклассница», музыкальная комедия «С первого взгляда», а также много хоровой и инструментальной музыки.
Заметный вклад внёс Купревич в советскую эстрадную музыку своими яркими, колористичными сочинениями (среди них ансамблевые пьесы «Элегия», «Мелодический момент», «Тульский самовар», популярные песни «Пингвины», «Эхо», «Синие дожди», «Старая любовь», «Пряники русские» и многие другие)
Также композитор является автором музыки к кинофильму «Сказка, рассказанная на ночь» и к мультфильмам «Осторожно, щука!», «Огневушка — поскакушка», «Осенние корабли», «Лошарик» и др.
Большой известностью пользуются фортепианные сонаты и пьесы В. Купревича. Музыкальный язык этих произведений отличается своеобразием гармоний, яркостью музыкальных образов. Они также весьма различны по масштабам и степени исполнительской сложности.
Музыке В. Купревича свойственна лирическая направленность, мелодичность, естественное развитие музыкальной формы, гибкое применение многих устоявшихся типов фактуры. В целом все его произведения свидетельствуют о широте художественных интересов и мастерстве композитора. Предназначаются они для педагогической и концертной практики.
2.2. «Путевые эскизы» В. Купревича.
Альбом фортепианных пьес Виктора Купревича «Путевые эскизы» — оригинальное и своеобразное сочинение, созданное в результате путешествия автора по Германской Демократической Республике. 12 пьес как 12 страничек дневника передают впечатление о достопримечательностях этой страны, её природе, памятниках культуры и искусства. Музыка цикла отмечена акварельной ясностью, мягкими гармониями, прозрачной фактурой. Интересно используются выразительные и изобразительные возможности фортепиано: особенности мелодического движения, регистровые контрасты, гармонические колориты.
Открывается альбом музыкальной зарисовкой «Воскресное утро» (г. Франкфурт – на – Одере)», откуда и начинается музыкальное путешествие. Богатая обертонами «педальное звучание» имитирует перезвон далёких колоколов, придавая пьесе экспрессивный характер.
Пьеса «В пути» — это жанровая сценка, проникнутая плавными движениями старинного немецкого лендлера и выполняющая роль своеобразной интерлюдии между основными «пунктами назначения».
Плавная, певучая музыкальная зарисовка «У дома Гёте» (г. Веймар) проникнута атмосферой уюта и спокойствия. Благозвучные, консонирующие гармонии чаруют своей трепетностью и чистотой.
Пьеса «Мейсенский фарфор» представляет собой галантный менуэт XVIII века. Грациозная и поэтическая музыка передаёт хрупкость и изящество скульптурных фигурок великих мастеров Мейсена.
«Фонтаны Цвингера» — достопримечательность города искусств Дрездена. В данной музыкальной зарисовке используется текучая и «журчащая» фактура, имитирующая движение воды.
Пьеса «По Эльбе в Бастай» имеет песенно – танцевальную основу. Ясные, прозрачные гармонии передают величие горного пейзажа.
Пьеса «У Баха в Томаскирхе» (г. Лейпциг) воссоздаёт характерный для баховской эпохи стиль импровизационного прелюдирования благодаря использованию имитационного склада изложения и долгих педальных звуков.
Музыкальная миниатюра «Маки в поле» с её элегической задумчивостью, остинатностью ритмического фона и кантиленной мелодией служит, своего рода, краткой остановкой в продолжительном путешествии.
Чувство любви к благодатному краю выражено в «Песне» о маленьком городке Вернигероде. Двухголосная (в терцию) I и III частей напоминает наигрыши губной гармошки, а пунктирный ритм средней части навевает воспоминания о тяжёлых былых временах и суровой горной природе.
Полна задумчивости и таинственности пьеса «В пещерах Гарца». Сопоставление крайних регистров создают впечатление глубины и пространства, а цепочки имитаций как бы воспроизводят эффект эха в гулком подземелье.
Великолепие роскошного парка и дворца Сан-Суси (г. Потсдам) передано композитором в пьесе «Дворец Сан-Суси», стилизованный под старинный менуэт с использованием секвенционных оборотов и множества мелизмов.
Заключительная пьеса альбома – «Возвращение» — проникнута радостью, приподнятым настроением. Это поистине торжественный финал цикла: быстрый темп, яркость звука, аккордовая фактура, мажорный лад придают пьесе жизнеутверждающий характер.
Фортепианный цикл Виктора Купревича «Путевые эскизы» — интересное и оригинальное сочинение, достойное занять своё место в репертуаре детских музыкальных школ и школ искусств.
Исполнение «Путевых эскизов» вполне по силам учащимся средних и старших классов детских музыкальных школ, но требует от них профессионального мастерства: владение артикуляционными приёмами, ритмической чёткости, динамической утончённости, умения достичь дифференцированного звучания многоголосной ткани.
Программность и художественная образность каждой отдельной пьесы позволяют использовать музыкальный материал не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях. Большую роль здесь играет удачно найденная форма подачи материала (например – музыкальное путешествие), помогающая активизировать и эмоционально окрасить процесс знакомства с музыкой, а также сочетать увлекательность и познавательность, эстетические и воспитательные функции.
2.3. Сценарий внеклассного мероприятия.
Мини-спектакль «Музыкальнее путешествие по Германии»
Действие мини-спектакля начинается в аэропорту, куда прилетают туристы-школьники из России. Их встречает гид Элен. Туристы — это дети из музыкальной школы, подготовившие пьесы из альбома В. Купревича «Путевые эскизы». Элен рассаживает их в «автобус» (4 пары стульев стоят по диагонали в зале). Остальные учащиеся сидят в зале в качестве зрителей. Роль гида Элен исполняет педагог. На протяжении всего путешествия она рассказывает о достопримечательностях городов, которые они проезжают. Дети – туристы исполняют музыкальные пьесы, а на экране сменяются слайды, подтверждающие красоту и неповторимость архитектуры и природы Германии.
Элен: «Я рада приветствовать вас в чудесной стране – Германии. Кто-то был здесь раньше? А, может, кто-то знает немецкий язык? (дети отвечают). Сегодня наше путешествие не простое, а музыкальное. Я знаю, что вы готовились к этой поездке и выучили музыкальные пьесы, чем порадуете меня и своих друзей. С музыкой нам будет интереснее и веселей отправиться в путь.
Тёплое воскресное утро гостеприимно встречает вас (юных туристов) в тихом городе Франкфурт – на – Одере. Откуда и начинается наше увлекательное музыкальное путешествие.
Звучит пьеса«Воскресное утро»
Необычен колорит этой небольшой миниатюры: богатое обертонами «педальное звучание» имитирует перезвон далёких колоколов, изложение мелодии параллельными трезвучиями придаёт пьесе особую красочность, яркий экспрессивный характер. Классическая завершённость музыкальных фраз ассоциируется с привлекательными ландшафтами. Простирающимися между Франкфуртом – на – Одере и Швейцарией.
Элен: «Вот мы с вами и в пути». На нашем автобусе вы будете путешествовать по просторам Германии. Это государство зародилось ещё в VI — VIII веках. Первые жители – германцы, а сейчас основное население – немцы. Официальный язык – немецкий.
Она написана в стиле старинного немецкого лендлера, проникнута плавным покачивающим движением. По изложению музыкальный материал прост и ясен. Нарисован мягкий одухотворённый пейзаж. Каждая музыкальная фраза повторяется дважды: первый раз громко, второй – тихо, что рождает «видение» необозримых далей. Пьеса «В пути» выполняет в цикле роль своеобразной интерлюдии между основными «пунктами назначения».
Элен: «А мы приближаемся к старинному городу Веймару. В XIX веке это был крупнейший центр немецкого просвещения. Веймар – город прекрасных дворцов и великолепных парков. Здесь находятся музеи Шиллера и Листа, и именно здесь жил и творил немецкий поэт Гёте – философ и мыслитель, пытавшийся постичь взаимоотношения человека и общества».
Звучит пьеса «У дома Гёте»
Плавная, неторопливо развивающаяся музыкальная зарисовка проникнута атмосферой уюта, спокойствия. Услыхав пьесу, тот, кто однажды побывал в Веймарском доме великого поэта, сразу вспомнит окружённый вековыми деревьями небольшой двухэтажный дом, почувствует умиротворённость. Благозвучные, консонирующие гармонии чаруют своей трепетностью, чистотой и возвышенностью. Строгий хоральный склад пьесы наводит на философские размышления о смысле жизни.
Элен: «А мы движемся дальше, и впереди нас ждёт город Мейсен. Он стоит на берегу реки Эльба. А знаменит тем, что в XVIII веке здесь появился 1-ый в Европе завод фарфора. Хрупкость и изящество скульптурных фигурок и изысканная роспись фарфоровых ваз привлекают сюда путешественников со всего мира».
Звучит пьеса«Мейсенский фарфор»
Эта музыкальная зарисовка грациозна и поэтична. Она написана в стиле галантного менуэта. Смена регистров, характер интонации отражают тонкость работы великих мастеров Майсена.
Элен: «А мы приближаемся к старинному городу Дрезден. Он тоже расположен на берегу Эльбы. Славится, прежде всего, Дрезденской картинной галереей — одним из крупнейших в мире собраний живописи. Именно здесь хранится знаменитая «Сикстинская мадонна» («Богоматерь с младенцем») художника Рафаэля. Большую известность имеет Дворцовый ансамбль Цвингер, выполненный в стиле барокко. Но самым любимым местом отдыха жителей и гостей Дзердена являются фонтаны Цвингера: то бьющие из-под земли, то ниспадающие с огромных изящных чаш они упоительно красивы, неповторимы, волшебны!»
Звучит пьеса«Фонтаны Цвингера»
Подвижный темп, динамические кульминации, разнообразие оттенков, наполняемость внутренним движением создают характер пьесы, передающий журчание движение воды.
Элен: «Мы продолжаем свой путь, и вновь перед вашими раскинулись живописные берега судоходной реки Эльбы: высокие стены крепости Кенгсштейн, горы, равнины. На этой реке стоят большие города, которые мы свами уже видели: Мейсон, Дрезден, Гамбург, а также небольшие населённые пункты, где дома похожи друг на друга как две капли воды. Многие путешественники стремятся в Бастай (бастион) – формацию из песчаных крутых скал, включённых в оборонительное кольцо замка. Бастай входит в число самых посещаемых достопримечательностей Саксонской Швейцарии»
Звучит пьеса «По Эльбе в Бастай»
Она имеет песенно – танцевальную основу с элементами красочной звукописи. Ясные, прозрачные гармонии, неторопливость движения передают величие горного пейзажа. Пьеса в выполняет в цикле роль своеобразной интерлюдии между основными «пунктами назначения».
Элен: «Нас встречает город Лейпциг.
Это крупный музейный центр, где хорошо сохранились церкви XIII – XVI веков. Именно здесь в XVIII веке служил кантором великий немецкий композитор И.С. Бах. В его обязанности входило создание музыки для церковных служб и городских торжеств. Также он был великолепным органистом и учителем музыки. В Томаскирхе Бах прослужил 27 лет!»
Звучит пьеса «У Баха в Томаскирхе»
Музыка воссоздает характерный для баховской эпохи стиль импровизационного прелюдирования. Имитационный склад изложения, комплементарная ритмика, секвенционное развитие, характерные для органа долгие педальные звуки передают философские размышления о смысле жизни, о несбывшихся мечтах и надеждах, о бренности существования. Пьеса требует тщательного отбора средств исполнительской выразительности: штрихов, лиг, динамических оттенков, полифонизации музыкальной ткани, предельной чистоты гармонических переходов.
Элен: «А сейчас – небольшая остановка! Отдыхайте, наслаждайтесь великолепной природой!
«Необозримые просторы маков красных
И неба необъятного голубизна!
Журчание ручья и пенье птиц – прекрасны!
Природа вся здесь красотой напоена!
(дети выходят из «автобуса», прогуливаются, делают сэлфи, любуются природой). Звучит пьеса «Маки в поле». Музыкальная миниатюра служит своего рода краткой остановкой в продолжительном путешествии. Для неё характерна элегическая задумчивость, достигаемая певучей мелодией и остинатностью ритмического фона. Длительная, неторопливая смена гармоний напоминает распускание бутона прекрасного цветка. Девственная чистота, нетронутость природы рождает поэтические чувства. В исполнительском плане нужно обратить внимание на вспомогательную функцию сопровождения, кантиленность мелодии, пунктирный ритм на широких мелодических ходах, точность смены педали.
Элен: « Приглашаю всех занять свои места в автобусе и продолжить наше путешествие! Следующий город, который мы посетим – маленький городок Вернигероде. Геометрически точно очерченные улицы, черепичные крыши домов в одной цветовой гамме, великолепная ратуша в готическом стиле из красного кирпича воплощают характерные черты архитектуры средневековья. Встающий перед глазами путешественников замок Вернигероде, в котором в настоящее время находится музей истории феодализма, переносит нас в другую эпоху.
В ней выражено чувство любви к благодатному краю. Мелодическое двухголосие (в терцию) 1 и 3 частях напоминает наигрыши губной гармоники. Средняя часть написана в пунктирном ритме, наложенном на гармоническое изложение, и напоминает о тяжёлых былых временах и суровой горной природе. В исполнительском плане необходимо обратить внимание на певучее исполнение мелодии, сочность гармонических красок, чёткость ритмического рисунка.
Элен: «Необычайно разнообразна и красива природа Германии. Сейчас нашему взору открывается горный массив Гарц в провинции Саксония. Самая высокая вершина Броккен высоко возвышается над горами, покрытыми лесом, и называется «броккенское привидение». Неиссякаем поток туристов и в пещеры Гарца, манящие своей загадочностью и волшебством»
Звучит пьеса «В пещерах Гарца»
Элементы звуковой изобразительности, сопоставление крайних регистров, охват широкого диапазона создают впечатление глубины и пространства; цепочки имитаций как бы воспроизводят эффект эха в гулком подземелье.
Элен: «Мы подъезжаем к городу Потсдам. Славу этому городу принёс знаменитый парк Сан – Суси с обилием благоухающих цветов и старинных скульптур. Великолепна архитектура дворца Сан-Суси, таящая в себе многовековую историю».
Звучит пьеса«Дворец Сан-Суси»
Она стилизована под галантный менуэт и передаёт дворцовую изысканность Сан – Суси. Секвенционные обороты, полные совершенные каденции, мелизмы придают музыкальной зарисовке особую стройность и законченность.
Элен: «Вот и подходит к концу наше путешествие. Я думаю, что вы с радостью поделитесь со своими родными и друзьями впечатлениями от нашего музыкального путешествия по Германии. Спасибо за внимание и прекрасное исполнение на рояле! Успехов вам! Счастливого пути на Родину».
Звучит последняя пьеса цикла «Возвращение»
Она наполнена радостью, светом, приподнятым настроением. Быстрый темп, яркость звуковых построений, динамичность развития, мажорный лад, насыщенная аккордовая фактура придают музыке характер торжественного завершения. В исполнительском плане пьеса требует гибкости, подвижности, свободы пианистического аппарата, аккордовой чёткости. Это поистине торжественный финал всего путешествия.
На экране – самолёт, на котором дети возвращаются в родной город Пермь, аэропорт Большое Савино.
Все выходят на поклон. Педагог представляет участников мини-спектакля и благодарит их за подготовку, прекрасную игру в качестве артистов и исполнителей на рояле.
Время действия мини-спектакля — 30 минут.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Внеклассное мероприятие в форме музыкального путешествия способствует реализации принципов развивающего обучения. Поиск новых форм и методов направлен на развитие творчески активной, всесторонне развитой личности.
Музыкальные путешествия обладают огромным развивающим потенциалом всего комплекса учащихся: музыкального слуха, памяти; расширяют музыкальный кругозор, интеллект учащихся, воспитывают и формируют художественный вкус.
Данная работа позволяет учащимся путешествовать не только по страницам «Путевых эскизов» В. Купревича, но и знакомит с городами, архитектурой и культурой Германии.
Мини-спектакль «Музыкальное путешествие по Германии» (на основе «Путевых эскизов» В. Купревича) впервые был представлен в детском музыкальном клубе «Классик» 16 марта 2016 года в концертном зале ДМШ № 8. Роль путешественников исполнили учащиеся фортепианного отделения, в роли гида Элен выступила Карпова Е.М. , техническую часть (слайд-шоу) подготовила Малыгина О.А.
Таким образом, синтез музыки, поэзии, живописи, новейших технологий дал отличный результат и никого не оставил равнодушным: ни юных артистов ни зрителей. Данное мероприятие – это встреча с прекрасным, где «каждый вид искусства говорит на своем языке об одном: красоте мира и человеческой души. О высоте помыслов и устремлений мысли…»
Материалы данной методической разработки могут быть использованы во внеклассной работе в ДМШ и ДШИ.
Список используемой литературы
Журнал «Музыка и время» — 2006г. № 10 «Формирование слушательской музыкальной культуры школьников».
Журнал «Музыка в школе» — 2004г. № 6 «Школа диагностических культур в музыкальном образовании».
Купревич В. «Путевые эскизы». Альбом пьес для фортепиано. – М. Советский композитор. 1982г.
Музыкальный энциклопедический словарь. М. 1990г.
Музыкальная энциклопедия. М. 1998г.
Нейгауз С.Г. Воспоминания, письма, материалы. М. Советский композитор. 1988г.
Потанина С. Вступительная статья к альбому В. Купревича «Путевые эскизы». М.Советский композитор. 1982г.
Источник