Курай ноты для курая

Ноты для курая

Ноты для курая запись закреплена

13 1113 1054 555
113 001 0543 111

Показать полностью.
Карабай
11 231 501 54 31
11 35 434 5 11 3 5431

Йангали
33 33 44 34 533:
3110 50310543 333

Абыйзар койо
55534 55531 55534 55531:
1113205 1113205:

Йангали
3333 44 345 33:
3110 5013 1054 333:

Ялан егеттаре
15 431 1555 431:
0050 1131 0050 111:

Тунарак кул
1 012 105 43 111
3331 0133 4543 111

Хылыу Кыззар
013 10 501 05
0010 345 50543 134 45 3101 3343 45
0010 345 50543 134 45 3101 3343

Узан буйы
013 333 3413 444 4534 5555 5431 000

Апипа
3 1313 4 3313 105
0050 5435 431 01 333

Сывай кашка
0.1\2.1\02\1. \0.1\2.1\0 02\1. \0.1\2\5 45 0\1.2\0.5\450\5\42\1. \\

12\4\5 450\1.2\0.5\45 0\5\4 24\1. \\-2 р.

*\5 450\- считать на «раз» «и»

55\1\1\34\5 45\310\1\1\34\5..\\
05\1.21\05\4 34\5\01\2\0\54\1.\\-2 раз.

50\010\50\010\50\1210\5 01\0 — 2 раза
50\4 31\013\334\50\431\013\3 — 2 раза
5 01\4 30\1 13\10\5 01\3.1\001\0 — 2 раза

3* 321/2* 210/1* 210/ 5*
5012/ 3* 321/ 2* 210/1* 210/5*
50/1* 210/5* 543/4* 543/1*
3 4* 34/5* 3 4* 543/1*

«Бер kайтмаhам» С.Байегет

15434 254 2 101
1543 4
55 4 501
105 434
105 431
1232 125 42 101
345 01 501 2 101
345 0 1 3 2105 45
515 0 510 543
123 212 542 101

5 222 10121
5 222 4321
0 444 5421 05012

2 555 0 2 54 2 444
5421 0 222 4321 05012

2 555 0 2 54 2 444
5421 0 222 4321 2 3 4 5 2 5.

боронго халдат маршы

013 43 45 013
01343 4501 3
01 345 0 53 4501 545
01 345 0 53 4345 3

45010 12450
45012 420 1241 212
45012 42010120

Волшебный курай Монло курай

112101 334534
112101 22101
3450 543
3345 34
3450 543
3431

01 3 45 31 00 05
01 3 45 31 000://

333 0 555 34 4 31 333
50 44 50 33 44 31 333://

иске Урал (Байегет С.)

55 01221 2 212105
55 450121 1 1212105
55 0 012122 21210545
5 545012 111
5 545 0 5 54501 2 111 2105
5 545 0 55 4 22
5 5450 5 5450 1111 12105

МИСТИКАЛ ФОРС (Р. Биктимиров)

51 13 34 5//:
54 34 2
43 23 1

55 55 5523
44 44 4505
43 33 3544
55 531

43 54 3131
//:
43 54 314

454 314
454 3131

40 40 124 54 212 454 0 12 454 210
40 124 54 212 454 0 12 454 210

Источник

Курай ноты для курая

Как я понимаю, на форуме нет обсуждения этого замечательного инструмента. Башкирский народный инструмент с удивительно поэтичным звуком. Диапазон, как я понимаю определяется только мастерством.

Вот банальный для любой флейты (кроме наверное как раз курая) пример звучания:

Попали мне в руки недавно два курая — в «ля» и в «си-бемоль». Пока дальше банальных подобранных Stairway to heaven, smoke on the water, да we will rock you дело не пошло.

Соответственно вопрос — есть ли какие школы игры на этом (или родственных) инструменте? Ноты, материалы, нестандартные аппликатуры — интересует всё.
В интернете нашёл только http://okuray.ru/ ну и ютуб. Помоему это маловато для такого инструмента)

В таком случае, напишу некоторые свои исследования (возможно кому интересно будет) :
звукоряд курая — выглядит так (на примере до-мажора):
до1-ре1-ми1-фа1-соль1-ля1
до2-ре2-ми2-фа2-соль2-ля2 — первый передув
соль2-ля2-си2(!)-до3-ми3 — второй передув — последние звуки теоретические (я их пока не брал), но существовать должны. На видео исполнитель берёт си-бемоль второй октавы (по его строю ля-бемоль)- не совсем мне понятно как — поскольку полузакрытия отверстий практически не работают (но возможно это зависит от опыта и/или качества инструмента). Вилки тоже не дают никакого эффекта.

Однако мультифоники и обертоны извлекаются очень легко — гораздо легче, нежели чистые звуки второй октавы. Также возможна игра с голосом.
Тембр изменяется достаточно легко — в силу специфичности звукоизвлечения.

Пока всё, что опытным путём удалось выяснить. Видимо дальше надо искать башкиров:)

Parfen, Лучче напиши об особенностях звукообразования. Вот, например, персидский нец — инструмент с физической предрасположенностью к «чистому» звуку — если нёбо исполнителя гладкое, то ему гораздо-гораздо легче уьрать шипение и управлять звуком.

И это. ты точно пентатонику написал? 🙂

Ой, переклинило, сегодня у нас был этнокультурный фестиваль, где один энтузиаст долго и упорно пытался меня этой пентатонике научить:)
Конечно же не пентатоника — сейчас исправлю. Тут какая-то секстатоника получается)

По поводу звукообразования — мне сложно сказать, шипение помоему свойственно кураю. Более того, это своебразная фишка инструмента — по крайней мере в нижней октаве.
Если губы сдвинуть почти прикрыв вдувательное отверстие — то звук получается сосредоточенным и как-бы более громким, но одновременно беднее.
Если же наоборот — открыть рот на возможный максимум — звук будет открытым, с шипом и тембрально богаче. В принципе, могу аудио записать с примерами.

Parfen, не, ты расскажи о самом процессе, что куда приставлять, чем формировать, куда дуть. Есть ли какие-то мыслеобразы, «фишки». А всякие обсуждения типа «свойственно»-«несвойственно» — это уже так, отфонарные разговоры.

Тебе раньше приходилось иметь дело с подобными флейтами? Попадались ли раньше в руки «диагональные» флейты (кавал, ней)?

С такими флейтами дела не имел. Более того, когда принесли две трубки, подумал, что либо где-то забыли свисток, либо дуть надо как в трубу.

Путём гугления по Ютубу была найдена постановка (словами непросто объяснить, но попробую)-
курай прислоняется к зубам, причём, одна кромка между передними резцами, вторая — соответственно между другими зубами сбоку. Зубы делят отверстие примерно пополам (но звук можно получить и при другом соотношении). Язык лопатой и за зубами, и при этом как-бы поддерживает курай — в таком положении, будто бы хочет выплюнуть верхнюю часть курая (но, разумеется, расслаблен) и верх языка походит к кромке инструмента. Поднимая среднюю часть языка можно регулировать тембр и делать передувы.
Верхняя губа просто закрывает верх курая — вообще вся «сторона рта» где курай, закрыта.
Рот с обратной стороны от курая раскрыт и перекошен- чем больше, тем легче получить первый звук.
Сейчас я могу играть уже не прислоняя курай к зубам и почти прикрывая губы — но поначалу такое не получалось.

Да, и сильно дуть не надо! Поначалу могут получаться слабые звуки второго регистра, нижние ноты у меня получились не на первый день.
И из двух кураев (ля и си-бемоль), сначала получились звуки на си-бемоле, который кроме строя отличается ещё и большими отверстиями. Возможно это тоже имеет значение.

Нашёл единственное наверное в сети место, где обитают кураисты http://vkontakte.ru/club1135692
Один минус — названия почти всех тем и где-то четверть содержания — на башкирском.
Но всего остального вполне хватает.

Там же дана ссылка на учебник, тоже на башкирском, для не-носителей языка (как я) можно почерпнуть большое количество нот и некоторую другую информацию, например переводы итальянских музыкальных терминов на башкирский.
Вот этот учебник — http://www.mediafire.com/?xkqdi32tejdn8f2

Текущее время: 09:54 . Часовой пояс GMT +3.
Страница 1 из 13 1 2 3 11 > Последняя »

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 — 2021, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

Источник

Новое в блогах

Курай- божественный инструмент

Кура́й (башк. ҡурай , тат. курай ) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент [1] . Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.

В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

Средняя длина курая составляет 57-81 см.

Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.

Диапазон курая — около трех октав.

Классический курай

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Кураиста в народе воспринимали как че­ловека образованного, обладающего высокой культурой, он пользовался большим уважением. А сегодня, если взглянуть глазами современного чело­века, кураист — это музыкант, композитор, фольклорист и поэт в одном лице. Именно кураисты, передавая из поко­ления в поколение свои зна­ния, опыт и сохраняя любовь к своему народу, донесли до нас старинные народные пес­ни, легенды и эпосы. Вот что такое курай, и каково значение личности кураиста в сохране­нии истории народа!

«Музыка, рождённая ветром. Орган и курай»

Источник

«Курай»

Педагогическая целесообразность введения данной программы в том, что она дает возможность всем желающим, независимо от их природных данных, получить начальное музыкальное образование. Курай позволяет в полной мере изучить все разновидности «штрихов», все возможности нюансировки.При легкости как самого инструмента, так и звукоизвлечения на нем, курай дает возможность знакомить учащегося со всеми общими основными правилами и принципами духового исполнительства. Это и постановка дыхания, и понятие об атаке звука, и принципы работы амбюшюра (от фр. bouche – рот ). Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных занятий.

Педагоги

Билалов Султан Гумерович, педагог дополнительного образования

Содержание программы

  • Воспроизведение звука
  • Постановка пальцев
  • Нотная грамота и ее записи
  • Мелодия «Етекыз»
  • Мелодия «Карабай»
  • Мелодия «Сонайым»
  • Мелодия «Хатира»
  • Мелодия «Йыуаса»
  • Мелодия«Ирендек»
  • Мелодия«Любизар»

Цели программы

Раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей через освоение игры на «курае».

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

  • общую постановку;
  • правильную постановку рук, пальцев;
  • длительность нот;
  • расположение нот на нотном стане;
  • правила звукоизвлечения.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно использовать на практике основные приемы звукоизвлечения;
  • исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе,анализируя свое исполнение;
  • самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
    публично выступать, играть в ансамбле;
  • музыкально и выразительно исполнять башкирские народные мелодии, обработки народных мелодий, композиторские произведения созданные для курая.

Особые условия проведения

Прием в Учреждение осуществляется в период комплектования с 25 августа до 1 сентября, а также в течение всего учебного года при наличии свободных мест в объединении. Прием осуществляется по заявлению их родителей (законных представителей) установленной Учреждением формы. Оформляется согласие на обработку персональных данных обучающихся, договор.

Материально-техническая база

Музыкальные инструменты – спец. инструмент-курай, пюпитры для нот,аудио- и видеоаппаратура, дидактический материал,таблицы музыкальных терминов,видеозаписи, аудиозаписи,компьютерные программные средства.

Источник

Читайте также:  Аккорд амдз не загружается
Оцените статью