MasterGitar.com
С помощью самоучителя гитарного мастера вы сможете провести как простой, так и капитальный ремонт гитары. Пройти весь путь от простой настройки гитары до изготовления вашей первой мастеровой гитары из цельного дерева.
MasterGitar.com – это обучающие статьи, где простым языком рассказывается о ремонте, изготовлении и настройке гитары. Все работы с использованием минимального набора ручного инструмента.
Гитарный форум — это площадка, где вы сможете применить, полученные на уроках, теоретические знания и сразу получить оценку и поддержку форумчан. Ресурс поддерживается практикующими гитарными мастерами и любителями гитары.
Основная цель проекта популяризация и поддержка работы гитарного мастера. Несколько лет назад была поставлена задача сделать самоучитель по изготовлению гитары. Воспользоваться интернетом и дать своей профессии дополнительный толчок для развития.
Есть мнение, что стать гитарным мастером можно только в профессиональной мастерской. А интернет обучение — это профанация. Интернет — это сеть. Она не учит, она объединяет людей, которые могут обмениваться опытом. Да, ещё не вся важная информация размещена на сайтах и распространяется через интернет, но азы мастерства и контакты с людьми давно уже есть. Отрицание интернета в целом — это, как в технике говорится, дорога к моральному устареванию. Можно говорить только о недостатках и принимать участие в их устранении.
Но что значит стать мастером по гитаре?
Это такое же обучение, как и любое другое: сначала элементарные задания, потом задачи со звездочкой.
Гитара – это инструмент для аккомпанемента в вашем дворе, фанерные красавицы на крючках в магазинах, концертные гитары в руках профессиональных гитаристов. Разница существенная!
Самоучитель MasterGitar.com поможет вам правильно начать от простого к сложному. Вы получите начальные знания и мотивацию. После чего вам надо будет приложить ещё массу усилий, задействовать все свои таланты. Съездить на мастер-класс к гитарному мастеру, которому вы уже не будете задавать ненужных первичных вопросов.
Чтобы изготовить из массива первую гитару надо знать только основы мастерства, а после этого впереди ещё огромная работа, чтобы зарекомендовать себя как гитарный мастер.
Гитарное мастерство даёт возможность реализовать себя практически каждому человеку, кто умеет или может научиться держать в руках столярный инструмент. Гитарный мастер может делать инструменты высокого качества и среднего класса. В таких инструментах нуждаются наши начинающие гитаристы.
Самоучитель по изготовлению гитары легко не найти. Нет понятной схемы, где взять уроки, как стать гитарным мастером. Профессия окутана таинственностью, которая, с одной стороны — подогревает интерес, с другой худшей стороны — человек сталкивается с серьёзной проблемой, когда хочет сделать следующий шаг, перейти непосредственно к работе. Но пресловутая тайна работает уже против гитары, она скрывает не нюансы мастерства, она скрывает азы – простейшие правила. Гитара уже не окутана ореолом таинственности — она на дне мутного омута недосказанности. В таких условиях гитаростроение не может вырваться за рамки дикого, порой оголтелого любительства. Уроки по изготовлению гитары на MasterGitar.com являются первым проектом для восстановления гармонии.
Принято считать, что бесплатное хорошим не бывает, соответственно, информация об изготовлении гитары в этом самоучителе имеет отрывочный, неполный практически неприменимый характер.
Наш ответ — есть азы, которые должен знать каждый начинающий. Если не гитарные мастера, то тогда кто же ещё должен распространять информацию о инструменте? Учебных заведений, соответствующей учебной литературы практически нет. Поэтому, если, что-то не достаёт в уроках на МастерГитарКом так — это только из-за сложности описания самого процесса работы с гитарой.
Чтобы удостовериться в том, что форумчане, приложив некоторые усилия, изготавливают настоящие гитары из массива ценных пород гитарной древесины, вам достаточно просмотреть форум «Как сделать гитару».
Источник
Курсы по изготовлению гитар
1. Какое расписание занятий?
— Занятия 2 раза в неделю. Один день — в будни, во второй половине дня (кроме пятницы), другой в выходные, в первой половине. Время занятий выбирается самой группой.
2. Вопрос о сборах на дерево — что делать, если «кривые руки», а деревяшка одна и на другую тратиться не хочется?
— Да, в оплату курса входит дерево на одну гитару. Выхода целых два. Один — с вашей стороны. Не спеша и аккуратнее работать. Другой — с нашей: с нашими методиками разница от кривизны рук повлияет только на косметику. Ключевые моменты будут выполнены хорошо.
3. По какому принципу закупка (и закупка ли) инструмента в инструментальном сборе?
— С покупкой инструмента тоже 2 варианта — на выбор:
а) Обучающийся решает, что ему важнее и покупает из фиксированной суммы.
б) Выбор делаем мы, покупая на фиксированную стоимость тот минимум, который необходим.
Причём во время курса можно будет использовать весь тот инструмент, что есть у нас — а выбрать инструмент и получить его в конце курса.
Расходники — это отдельная тема. Они входят в фурнитуру и дерево.
4. По окончанию курса, как я понимаю, на выходе мы получаем готовую гитару, качество изготовления которой зависит от кривизны рук ученика?
— Да. Однако методики, дерево, технологии изготовления — сам курс позволяет получить инструмент не хуже (а по ряду показателей — лучше) серийных гитар.
5. Почему курс базовый, что есть продвинутый?
— 🙂 Да, есть. Стоит он го-ораздо дороже. И времени на него ты тратишь го-ораздо больше.
6. «Насколько реально после данного курса устроиться работать гитарным мастером в мастерскую, к примеру в Вашу?»
— С гитарой, сделанной собственными руками, скорее всего вас возьмут в мастерскую (опять же от «кривизны рук» зависит).
В нашу? Тоже вероятно.
7. Планируются ли такие курсы в будущем и если да, то когда?
— Планируются. 🙂 В настоящем, а не в будущем. Посмотрим на результаты первой группы. Скорее всего они будут дороже. Т.к. сейчас мы взяли стоимость по минимуму. Пока об этом говорить рано. Заканчиваем формирование первой группы.
8. Не скромный вопрос: «Какова средняя заработная плата гитарного мастера по Москве в месяц и насколько такие услуги вообще у нас востребованы?»
— Я не знаю среднюю зарплату гитарного мастера по Мск.
О востребованности услуг(в принципе — применительно к любым услугам) могу сказать следующее. Если тебе действительно нравится то, чем ты занимаешься. То скорее всего качество будет на высоте. Думаю, всё, что качественно — всё востребовано.
И еще. Моё мнение такое — если мотивация — счастье. Имеет смысл идти на курс т.к. ты будешь создавать музыку в гораздо более широком смысле.
Если мотивация — деньги — наш курс быстрый и эффективный способ освоить ремесло. Но не факт, что Ваши услуги будут востребованы. Т.к. главное зерно все же — душа и радость, которую вы вкладываете в свою работу.
🙂 Спасибо за вопросы. Сделали FAQ на их основе. Спрашивайте еще! С удовольствием ответим!
Источник
Где учат на гитарных мастеров?
Я боюсь, на ваш вопрос ответить полностью не смогу (да и сам пока новичек), но я рассматривал варианты проф обучения и могу поделиться своими мыслями.
Я предполагаю, вы говорите о производстве «мастеровых» инструментов, а не штамповке фабричных ящиков.
Фабрички высокого качества как правило делаются в малых обхемах и настраивают их лютье. Ллойд Лоар в Гибсоне, Мартин в мартине, Хофнер для «мастеровой» линии хофнеров.
До ВУЗа наше ремесло не дотянет — все-таки не наука. ПТУ бывают, но насколько хорошо там учат — большой вопрос. Вас научат работать со станками и древесиной, и покажут как собрать гитару. Будет ли она «мирового» стандарта после такого обучения тоже неизвестно — обучают в основном столярке, а не «лютейному мастерству».
И между прочим, многие известные лютье пришли к гитарам из столярки — Романильос и Богданович например.
Инструменты вовсе не рассчитаны, иначе бы каждый был великим мастером. В них столько факторов, что все не просчитаешь, а если и просчитаешь, то на практике не применишь. «Серьезные» дядьки с которыми мне довелось поговорить работают на ощупь и на слух, тобишь доверяются опыту и чутью, а не измерениям.
Я искал поблизости курсы, нашел только ПТУ почти на полную ставку на семестр. Возможности уйти с работы на такое время нет, да и я уже начал вырабатывать свой собственный подход.
Одна из проблем ПТУшного обучения — вас будут учить работать в полноразмерной оборудованной мастерской с большими станками. Дома такое не обустроишь. Так же, лютье качество будут ставить выше скорости изготовления, а в промышленных и полупромышленных условиях есть риск, что вас могут научить работать быстрее, но в урон качеству.
Интернет в этом плане — великая штука. Можно найти море информации и множество альтернативных методов. Главное не лениться (и не бояться) их опробовать.
Лютейному мастерству, я боюсь, можно учиться только у опытного мастера. Романильос кажется все-еще преподает
ППС Посмотрите Богдановича, оцените свои силы и возможности.
Источник
Гитарный мастер
Под словами «гитарный мастер» подразумевается человек, который создаёт гитару полностью – от выбора и раскроя древесины до настройки.
Гитарный мастер — это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п. Поэтому мастера по изготовлению этих инструментов являются коллегами гитарного мастера. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Ещё одна родственная специальность – скрипичный мастер — специалист по изготовлению и ремонту смычковых музыкальных инструментов (скрипок, альтов, виолончелей).
Особенности профессии
Создание гитары может быть серийным или эксклюзивным.
Даже при серийном производстве практически все технологические операции производятся вручную. Но там каждый участник процесса отвечает только за свою часть работы: кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны, настраивает.
Профессия гитарного мастера находится на стыке технологии и искусства. Она не терпит формального отношения к работе.
Многие музыканты предпочитают играть на гитарах, сделанных частными мастерами. В том числе, на инструментах, сделанных на заказ. Работая над инструментом, мастер учитывает пожелания музыканта, его манеру игры. В результате гитара получается не только звучная и красивая, но и удобная для рук конкретного музыканта.
Создание гитары
Работая над акустической гитарой, мастер тщательно выбирает древесину, материалы, струны и другие детали для будущей гитары, добиваясь наилучшего звучания.
Гитары делают из разных пород дерева: ясеня, липы, клёна, палисандра, красного дерева, ореха, ольхи, сосны и т.д.
От качества древесины зависит очень многое: хорошо ли будет звучать инструмент, не «поведет» ли гриф со временем, не треснет ли дека.
При этом, если, скажем из какого-то ясеня удалось сделать замечательную гитару, это ещё не значит, что и другие гитары из того же дерева получатся такими же хорошими.
И дело не в том, что разные куски дерева как-то по-разному просушены. На акустические свойства влияют очень многие мелочи: извивы в направлении волокон, их плотность и пр.
Поэтому мастер проводит очень тщательный отбор каждой деревянной заготовки.
Помимо качества спила, структуры древесины, имеет значение и качество сушки.
Многие мастера предпочитают естественную сушку, хотя она и занимает больше времени, чем искусственная, которую проводят в специальных камерах. Они объясняют это тем, что естественная сушка лучше сохраняет структуру пор и волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала.
Впрочем, некоторые специалисты с таким утверждением не согласны. По их мнению, и искусственная сушка даёт хорошие результаты, если проводить её грамотно. Иными словами, у каждого гитарного мастера – свои предпочтения.
На современном рынке есть фирмы, которые специализируются на изготовлении заготовок для гитар, на поставках выдержанной (просушенной должным образом) древесины. И всё же некоторые мастера стараются работать с древесиной, которую заготовили сами.
Также у каждого мастера есть свои излюбленные формы, варианты дизайна, технологии сборки. Всё это определяет его неповторимый стиль.
Мастер добивается не только хорошего звука, но и притягательного внешнего вида инструмента.
Всё в гитаре – от формы до лака – должно работать не только на акустику, но и на то, чтобы её хотелось взять в руки.
Поэтому мастера применяют различные декоративные техники. Например, инкрустацию.
Когда гитара сделана, мастер натягивает струны и настраивает их звучание. Таким образом, гитарного мастера можно по праву назвать мастером-универсалом.
Гитары отличаются друг от друга по способу усиления звука. У акустической гитары роль акустического резонатора играет корпус. У электрогитары – электрический звукосниматель.
У электрической гитары корпус плоский, и качество звучания зависит не только от свойств корпуса и грифа, но и от качества электрического звукоснимателя и усилителя звука.
Поэтому мастер по электрогитарам должен разбираться и в этих вопросах.
Часто мастера специализируются на чем-то одном – либо на акустических, либо на электрических гитарах. Но даже в рамках одного направления есть множество разновидностей гитар. Например, если акустическую гитару дополнить электрическим звукоснимателем, она будет называться полуакустической. А если в корпус акустической гитары встраивают металлические резонаторы, её называют резонаторной.
Также гитары делятся по конструкции корпуса, устройству грифа, отсутствию или наличию ладов, по диапазону (обычная, бас, тенор), по музыкальному жанру (классическая, джаз, фламенко и др.), числу струн (4 ,6, 7, 12 и т.д.) и пр.
Ремонт и доработка гитары
Гитарный мастер занимается не только созданием новых инструментов. Он их ремонтирует, реставрирует, он может довести до ума гитару серийного производства. Доработку, модернизацию называют также тюнингом. Ремонт гитары или её тюнинг требуют не меньшего мастерства, чем создание инструмента с нуля.
Из истории
У гитары очень древняя история. В эпоху Средневековья центром её развития была Испания, которая унаследовала гитару от древнего Рима (латинская гитара), и куда свой вариант гитары принесли арабские завоеватели (мавританская гитара). В XV веке у неё появились пять сдвоенных струн. Этот вариант стал называться испанской гитарой. Но со временем она превратилась в более привычную нам шестиструнку.
В России гитара появилась лишь в конце XVII веке, благодаря приехавшим из Италии музыкантам. Здесь в конце XVIII – начале XIX века стала очень популярна так называемая русская гитара – семиструнный вариант испанской гитары. Её изобрёл виртуоз-гитарист Андрей Сихра, который написал для своего нового инструмента тысячу с лишним произведений.
Классическая гитара появилась в конце XIX века. Её создатель – испанский гитарный мастер Антонио Торрес. Он придал гитаре современные форму и размер.
Рабочее место
Мастер по изготовлению и ремонту гитар может работать в мастерской музыкальных инструментов. Кроме того, он может открыть свою собственную гитарную мастерскую.
Важные качества
Профессия гитарного мастера предполагает желание и умение работать руками, способность к долгому кропотливому труду. Неслучайно мастера обычно сами владеют игрой на гитаре. Очень важно, чтобы мастер обладал музыкальным слухом, но чтобы он мог оценить качество звучания и удобство использования инструмента.
Также необходима склонность к постоянному обучению, постоянному наращиванию своего технического арсенала. Препятствиями к освоению этой профессии могут стать болезни опорно-двигательного аппарата, плохая координация движений (особенно на уровне мелкой моторики), сильные нарушения слуха и зрения (если их нельзя компенсировать очками или слуховым аппаратом).
Знания и навыки
Мастер должен владеть навыками столярного дела, технологиями изготовления, модернизации и ремонта гитар, знать особенности материалов, владеть техникой настройки инструмента. Необходимы навыки оценки качества древесины.
Обучение на гитарного мастера
Часто в эту профессию приводит игра на гитаре. Начинается с того, что гитарист пытается сделать гитару для себя, это перерастает в настоящее увлечение, а затем – и в профессию. Профессионально освоить столярное дело можно в колледже.
Но всё это можно рассматривать лишь как предварительный этап профессиональной подготовки. Продолжить обучение можно у наставников, работая в мастерской под их руководством.
Специальное образование можно получить при некоторых производственных комбинатах музыкальных инструментов. Например, при Московском производственным комбинате музыкальных инструментов Фонда им. П.И. Чайковского. Там можно освоить специальности «Мастер по щипковым музыкальным инструментам», «Специалист по добыче резонансной ели». Причем обе специальности необходимы для успешной работы гитарного мастера.
Источник