Квадрат аккордов для гитары

Содержание
  1. Квадраты на гитаре
  2. Три простых аккорда. Как играть блюз. Табулатура
  3. Блюзовые аккорды для гитары. Аппликатуры, прогрессии и практические примеры блюзовых квадратов
  4. Блюзовые аккорды. Общая информация
  5. Основная теория блюзовых аккордов
  6. Ступени
  7. Септаккорды
  8. Схема блюзового квадрата
  9. Блюзовые квадраты на гитаре. Практические примеры
  10. Открытые позиции блюзовых аккордов на гитаре
  11. Аккордовые формы E (ми)
  12. Аккордовые формы A (ля)
  13. Аккордовые формы B (си)
  14. Подвижные формы аккордов для блюза с баррэ
  15. Аккордовые формы от E (ми) с баррэ
  16. Аккордовые формы от A (ля) с баррэ
  17. Подвижные формы на открытых струнах
  18. Подвижные формы аккордов с открытыми струнами E (ми)
  19. Подвижные формы аккордов с открытыми струнами A (ля)
  20. Основные блюз аккорды для гитары
  21. Блюзовая прогрессия
  22. 12 тактовые прогрессии
  23. 8 тактовые прогрессии
  24. 16 тактовые прогрессии
  25. Прогрессии Джаз-блюз
  26. Заключение
  27. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  28. Добавить комментарий Отменить ответ
  29. Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
  30. Как записывать акустическую гитару дома
  31. Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
  32. Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Квадраты на гитаре

Как строить последовательности аккордов или “аккордовые цепочки”? Это один из часто задаваемых гитаристами вопросов, которые хотят научиться строить гармонично звучащий аккомпанемент. Связанные последовательности аккордов называются гармоническими оборотами. Если вы изучали теорию музыки, то этот термин должен быть вам знаком. Но в эстрадной музыке чаще используют понятие квадратов, на чем мы и остановимся.

Квадрат имеет несколько определений, но для конкретики рассмотрим тактовый квадрат — завершенная последовательность аккордов, состоящая из четырёх тактов, на. Которую исполняется импровизация.

Выбираем наиболее популярный в эстрадной музыке размер четыре четверти и темп, скажем, 80. Положим для простоты, что в одном такте будет играться один аккорд. Можно играть боем или перебором в любом стиле. Осталось определиться с аккордами.

Существует огромное количество различных аккордов, но в самом простом случае выбираются только те из них, которые существуют в выбранной тональности звуков. То есть, сначала нужно выбрать тональность, а затем существующие в ней аккорды, а не наоборот, сначала сыграть первый аккорд, а потом долго и безуспешно думать, что играть дальше. Тональность — это своего рода система координат в музыке, благодаря которой становится понятно то, какие звуки можно использовать для игры из всех возможных.

Выберем, например, тональность ля-мажор. На рис. 1. показаны ступени и буквенные обозначение звуков в ней.

Рис. 1 Ступени в тональности натурального ля-мажора.

Можно ли в этой тональность сыграть аккорд, например, D#? Нет, потому что звука D# в этой тональности нет.

От каждого из семи звуков тональности можно построить трезвучие. Для этого вспомним, что трезвучие состоит из звуков примы, терции и квинты. Например, трезвучие от первого звука — A(I), С#(III) и E(V), второго — B(II), D(IV) и F#(VI) и т.д. Сыграв все эти семь трезвучий нетрудно услышать, что трезвучия от I, IV и V степеней являются мажорными, как и сама тональность. Аналогично будет и в натуральном миноре, где аккорды от этих ступеней являются минорными. Помимо этого, эти трезвучия содержат в себе все три функции музыкальной системы, которые используются для построения гармонических оборотов — тоническую (T), субдоминантовую (S) и доминантовую (D). Тоническая функция — устойчивость и покой, субдоминантовая — неустойчивость, развитие и слабое тяготение к тонике, доминантовая — кульминация неустойчивости и сильное тяготение к тонике. По этим причинам трезвучия от данных ступеней являются главными. Заметим, басовые звуки этих трезвучий (оранжевые круги) образуют прямоугольный треугольник, при помощи которого можно быстро увидеть расположение басовых звуков главных трезвучий в любой тональности (зелёные треугольники): определяем приму интересующей тональности, затем звук на струне под ней и вправо через лад.

Полный гармонический оборот выглядит так:

Тоника — трезвучие от первой ступени, субдоминанта — от IV, доминанта — от V.

Подставим в эту схему соответствующие аккорды выбранной тональности. Получаем мажорный квадрат:

Просто, не правда ли?

Общая схема для построения гармонических оборотов показана на рис 2.

Рис. 2. Общая схема для построения гармонических оборотов.

На практике удобнее пользоваться более детальными схемами, на которых показаны функции, соответствующие всем семи ступеням тональности (рис. 3).

Рис. 3. Детальная схема взаимодействий функций трезвучий в мажорной тональности.

В скобках указан номер ступени. Например, S(VI) — это трезвучие от шестой ступени гаммы выбранной тональности. Это трезвучие относится к субдоминантовой группе. Трезвучие от седьмой ступени в натуральном мажоре является уменьшенным и малоупотребительным, но аккорд от седьмой ступени используется часто, что в этом случае потребует дополнение схемы связями с этим аккордом.

Черными стрелками показаны малоупотребительные переходы в классической музыке, как ослабляющие напряжение, но в эстрадной музыке они используются часто.

Как пользоваться этой векторной схемой? Задаём начальные условия (точку отсчета) и от неё начинаем путешествие по стрелкам. Пусть наш квадрат состоит из главных трезвучий, а начинается и заканчивается тоникой. Прорисуем связи согласно этому плану (рис. 4).

Рис. 4. Прорисовка связей для будущего квадрата.

Получился треугольник. Если сыграть квадрат по рисунку, то возникнет ошибка:

T → S(IV) → D(V) → T | S(IV) → D(V) → T → S(IV) | D(V) → и т.д.

Как видно, это не квадрат. Происходит смещение начала квадрата уже во втором повторе. Что же делать? Нужно задать четвертый вектор, который будет соответствовать четвертой стороне квадрата. Согласно нашему плану, тонака играется в первом и последнем тактах квадрата. Значит, нужно подкорректировать схему (рис. 5).

Рис. 5. Коррекция схемы для получения квадрата.

Получилась схема вида:

T — начало, а T’ — конец квадрата. T и T’ — это один и тот же аккорд, но сыграть его нужно в первом и четвертом тактах.

Теперь подставляем сюда вместо функций соответствующие им аккорды выбранной тональности ля-мажор:

Проверяем квадрат на правильность, выписав его несколько повторов:

A D E A | A D E A | A D E A | A D E A

Да, это квадрат. Его можно повторить подряд сколько угодно раз и никаких разрывов и смещений начала не будет.

Далеко не все из возможных вариантов квадратов, которые можно получить по схеме рис. 4, будут хорошо звучать. Значит, не боимся ошибаться, путешествуем по стрелкам (рис. 6) и слушаем результат (либо поднимаем труды по гармонии музыки).

Рис. 6. Варианты гармонических оборотов для построения квадратов.

Попробуйте определить, какой из показанных вариантов звучит не гармонично.

Сколько играть повторов квадратов, чтобы их надёжно выучить? Пока пальцы автоматически не начнут выдавать их без ошибок на протяжении среднестатистической по длительности песни в нужном темпе. Одно дело сыграть на гитаре какую-то фразу или квадрат без ошибок один раз и совсем другое дело сыграть их без ошибок на протяжении нескольких десятков повторов.

Неплохой и полезной тренировкой будет определение квадратов в песнях. Возьмите свою любимую песню с текстом и указанными над ним аккордами и попробуйте выделить в ней квадраты. Квадраты начинаются с начала куплета, припева, проигрышей или их частей. Квадраты в популярных песнях кратны 4 тактам, но не обязательно количество аккордов также кратно 4. Также не обязательно все квадраты в песне будут одинаковыми. Не обязательно все квадраты в песне будут равны по количеству тактов в них, но в пределах своих частей (куплетов, припевов и др.) они, как правило равны. Например, если первый куплет состоит из двух квадратов по 8 тактов, а припев — из двух квадратов по 4 такта, то строение всех остальных куплетов и припевов скорее всего будет таким же. Другими словами, квадраты в частях равны по количеству тактов в них, но по содержанию могут отличаться.

Возьмём характерный и хорошо известный в поп-музыке куплет из 8 строк, которым соответствует следующая последовательность аккордов:

| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am | Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |

Вертикальная линия — это тактовая черта. Получилось 16 тактов. Что это? Это два одинаковых квадрата, состоящих из восьми тактов:

| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |

Можно ли сказать, что этот восьмитакт, в свою очередь, состоит из двух тактовых квадратов? Нет, потому что квадрат, в строгом определении, — это законченная функционально-гармоническая структура. Законченность означает то, что после игры квадрата мы можем логично и без разрывов перейти к игре следующего квадрата. Представьте, что нужно полностью насыпать песок в ряд вёдер из 8 штук и невозможно перейти к заполнению следующего ряда, пока не заполнится предыдущий. Наполнены все 8 вёдер — процесс заполнения ряда закончен. Так и у нас: сыграли все 8 тактов — квадрат закончен, не сыграли — не закончен со всеми вытекающими.

Нередко для простоты термин квадрат употребляется только в количественном смысле. Например, ди-джей может сказать, что показанный выше куплет состоит из 4 квадратов. Воспринимать это надо в том смысле, что куплет состоит из 16 тактов. С практикой вы научитесь понимать смысл квадрата из контекста его употребления.

Итак, вы разучили один квадрат. Что дальше? А дальше полезно его поиграть в различных стилях, изменить бой или перебор, уменьшить или увеличить темп, сыграть его в другой тональности. Можно записать квадрат и зациклить его воспроизведение, чтобы попробовать исполнить импровизацию. Получилось? Переходим к другому квадрату или усложняем исходный.

Если построение квадратов вызывает сложности, то можно поискать таблицы с популярными гармоническими оборотами и из них составлять квадраты путем зацикливания.

После разучивания отдельных квадратов можно будет приступить к их комбинированию друг с другом. Работать над квадратами можно и отдельно, но я предлагаю более практичный и интересный подход — работа над квадратами в рамках песни, как будет показано на следующем занятии. Успехов!

Источник

Три простых аккорда. Как играть блюз. Табулатура

Грустная американская музыка на трех аккордах. Не очень понятно по тексту за что они там убиваются, говорят, что тексты очень простые, но сама музыка как-то трогает за душу. Качает завораживающий ритм. И хорошо бы то же как-нибудь подыграть. Как играть блюз?

Давайте разберем характерные блюзовые приемы исполнения на гитаре.
Аккордов нам потребуется для этого – три с половиной.

Для большей грусти добавляется самый простой аккорд на гитаре Em7 (ми-минор-септ), для исполнения которого нужно прижать только одну струну одним пальцем.


Am7 (ля-минор-септ) Dm7 (ре-минор-септ) Em7 (ми-минор-септ) E7 (ми-септ)

Блюзовая последовательность аккордов или блюзовый квадрат:

Am7 Dm7 Am7 Em7 Dm7 Am7 E7

Одно из главных приемов исполнения – это конечно блюзовый рваный ритм.

Разучивать нужно не торопясь, ритмично считая. Рука двигается попеременно вверх вниз по струнам через паузу. >>слушать >слушать >послушать

Источник

Блюзовые аккорды для гитары. Аппликатуры, прогрессии и практические примеры блюзовых квадратов

Блюзовые аккорды. Общая информация

В первую очередь, блюз – это основа всего. Именно от этого направления в дальнейшем пошла большая часть современной музыки, особенно жанры рока и метала. Поэтому каждый гитарист, который хочет научиться сочинять музыку и делать это грамотно, должен знать аккорды для блюза и правила выстраивания этой гармонии. Данная статья полностью посвящена этому вопросу, и поможет вам лучше разобраться, что это вообще такое, и как строить классические квадраты в любой тональности.

Основная теория блюзовых аккордов

Ступени

Главное, что стоит запомнить – это ступени тональности, которые используются при игре блюза. Это первая, четвертая и пятая ступени – то есть, тоника, субдоминанта и доминанта. Они обязаны быть в любой блюзовой песне, поскольку именно с их помощью и образуется характерный саунд. Например, тональность C будет, помимо основного трезвучия «До» включать в себя «Фа» и «Соль». Отталкиваясь от этого правила, вы с легкостью сможете строить гармонию в любой тональности.

Септаккорды

Кроме того, нередко в блюзе используются септаккорды. Это трезвучия, к которым добавляется еще одна ступень – седьмая, и от этого и идет название. На письме они обозначаются как X7, где Х – название аккорда. Например, A7 – это мажорный «Ля», к которому была добавлена ступень G.

Схема блюзового квадрата

Стоит также рассказать о классической схеме двенадцати тактового блюзового квадрата. Выглядит она так:

Четыре раза трезвучие тоники – два раза аккорд субдоминанты – два раза трезвучие тоники – два раза аккорд доминанты – два раза трезвучие тоники.

В определенных случаях в трезвучиях поднимается седьмая ступень, и все играется на септаккордах. Запомните эту структуру, она пригодится в будущем.

Для того, чтобы солировать под эту музыку, вам нужно вспомнить пентатонику на гитаре , и то, как она выстраивается. Помня ее, вы также сможете выстраивать нужную вам прогрессию трезвучия и обыгрывать их.

Блюзовые квадраты на гитаре. Практические примеры

Ниже представлено несколько примеров того, как можно составить блюзовый квадрат . Многие из них взяты из классических песен, и подойдут для обучения основам блюза.

Классический мажорный блюзовый квадрат в тональности До выглядит так:

C – C – C – C – F – F – C – C – G – G – C – C

Стоит помнить и про возможные септаккорды.

A – A – A – A – D – D – A – A – E – E – A – A

И так далее в разных тональностях.

Кроме того, существует вариант игры, при которой последнее трезвучие тоники внутри прогрессии заменяется на аккорд доминанты, то есть, пятой ступени. Это дает более напряженное и незаконченное звучание, когда фраза не разрешается так, как требуется. Опираясь на два прошлых примера, в этом случае последовательности выглядят так:

C – C – C – C – F – F – C – C – G – G – C – G

A – A – A – A – D – D – A – A – E – E – A – E

Однако использовать этот ход стоит осторожнее, чтобы не сбить с толку слушателя и не потерять мелодию самому.

Открытые позиции блюзовых аккордов на гитаре

Еще один практический раздел на тему того, как играть блюз . Какую-то часть материала этой статьи вы и так знаете, однако здесь можно найти необычные трезвучия, которые можно использовать в своих песнях.

Аккордовые формы E (ми)

E7 вы можете зажать двумя разными способами. Первый – просто уберите безымянный палец со второго лада четвертой струны в стандартной позиции E.

Еще один – мизинцем зажмите вторую на третьем.

E7add6 – то есть септаккорд с добавленной шестой ступенью, вы сможете извлечь, если уберете безымянный палец со второго лада четвертой и поставить мизинец на второй лад струны B.

E9 – нонаккорд, то есть трезвучие с добавлением девятой ступени. Для этого вам нужно зажать четвертую на втором, третью на первом, вторую на третьем и первую на том же, что и четвертую.

E13 – терцдецимаккорд, то есть трезвучие, к которому была добавлена тринадцатая ступень. Для него уберите безымянный палец со второго лада четвертой и зажмите первые две на втором.

E7#9 – в классической позиции E зажмите первые две струны на третьем.

Аккордовые формы A (ля)

Трезвучие седьмой ступени от ля так же ставится двумя способами. Первый – просто уберите средний палец со второго лада третьей.

Следующий – зажмите первую на третьем.

A7add6 – уберите палец со второго лада третьей и зажмите первую на втором.

A9 ставится двумя способами. Первый – поставьте маленький баррэ от четвертной на втором ладу и зажмите третью на четвертом, а первую – на третьем.

Альтернативный – второй лад струны B, четвертый третьей и пятый четвертой.

A13 – то же самое, что и альтернативный способ постановки A9, но при этом на втором зажимается еще и первая.

Аккордовые формы B (си)

B7 ставится очень необычным образом – пятая, третья и первая струны зажимаются на втором ладу, а четвертая – на первом.

B9 ставится так же, но на втором ладу также зажимается и струна B.

B7#9 – так же, как и B7, но вместо первой на третьем зажимается вторая.

Подвижные формы аккордов для блюза с баррэ

Аккорды в блюзе могут играться не только в открытой форме. Иногда гораздо проще взять баррэ и сыграть нужное трезвучие, чем скакать по грифу. Именно для того, чтобы вы выучили данные позиции, мы и подобрали данный раздел.

Аккордовые формы от E (ми) с баррэ

Все формы трезвучий Ми ставятся точно так же, как и в открытом формате, однако с баррэ на нужных вам ладах.

Учтите то, что это не будет тот самый Ми, а любой другой септаккорд. Чтобы извлечь именно ми, надо поставить баррэ на 12м и добавить к нему нужную конструкцию. Кроме того, поставив эти формы на пятом ладу, вы получите мажорные трезвучия A.

Аккордовые формы от A (ля) с баррэ

То же самое работает и с формами Ля. Вам требуется запомнить то, как он ставится на открытых струнах, и потом добавлять их к баррэ на любом другом ладу. Принцип тот же – просто следите за тоникой.

Подвижные формы на открытых струнах

Подвижные формы аккордов с открытыми струнами E (ми)

Еще раз поясним, что в этом разделе мы даем только формы аккордов, а не сами трезвучия. Ставя их на разных ладах, вы будете получать разный результат в плане звука.

Есть две подвижные формы септаккорда – зажмите шестую на любом ладу, после этого – четвертую на том же самом, и после этого – третью на один ниже.

Альтернативный вариант – шестую, четвертую и вторую зажмите на одном и том же ладу, а третью – на одном ниже.

Форма терцдецимаккорда выглядит так – зажмите первый вариант формы септаккорда, и добавьте к нему зажатую на один лад ниже струну B.

Подвижные формы аккордов с открытыми струнами A (ля)

Форма септаккорда от Ля строится так – пятая зажимается на любом ладу, четвертая – на один выше, третья – на том же, что и пятая. Играть нужно только по этим трем струнам.

Форма нонаккорда выглядит таким образом – первую, вторую и третью вы зажимаете на любом одном ладу, пятую – на том же самом, а четвертую – на лад выше.

Септаккорд с девятой ступенью ставится точно так же, но вместо баррэ вам требуется зажать струну B на один лад ниже, чем третью.

Форма терцдецимаккорда выглядит так.

Основные блюз аккорды для гитары

Ниже представлена таблица, в которой написаны основные блюз-аккорды для гитары во всех самых популярных тональностях. Стоит сказать о том, что их можно перекладывать и на диезные ключи – самое главное не забывать сдвигать трезвучия по тональности.

Блюзовая прогрессия

Здесь составлены таблицы с различными блюзовыми прогрессиями, наподобие тех, которые были указаны выше в этой статье. В дополнение ко всему мы также приложили аудиофайлы, чтобы вы могли при желании подыгрывать последовательности трезвучий, а также проверять, правильно ли вы играете вообще. Эти паттерны можно накладывать на любые ритмы на гитаре , и не обязательно только шаффл.

12 тактовые прогрессии

8 тактовые прогрессии

16 тактовые прогрессии

Прогрессии Джаз-блюз

Заключение

Даже если вы не планируете играть акустическую музыку, а только рок или метал, вам все равно необходимо выучить то, как играет блюз. Это основа, на которой выстроены все ваши любимые жанры музыки, и без них вы толком не сможете ничего сочинить. Кроме того, эти знания и навыки помогут вам разнообразить ваши композиции и придумать новые интересные ходы – как на акустической, так и на электрогитаре.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Добавить комментарий Отменить ответ

Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW

Как записывать акустическую гитару дома

Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда

Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Источник

Оцените статью