Квадрат для гитар про

Квадраты на гитаре

Как строить последовательности аккордов или “аккордовые цепочки”? Это один из часто задаваемых гитаристами вопросов, которые хотят научиться строить гармонично звучащий аккомпанемент. Связанные последовательности аккордов называются гармоническими оборотами. Если вы изучали теорию музыки, то этот термин должен быть вам знаком. Но в эстрадной музыке чаще используют понятие квадратов, на чем мы и остановимся.

Квадрат имеет несколько определений, но для конкретики рассмотрим тактовый квадрат — завершенная последовательность аккордов, состоящая из четырёх тактов, на. Которую исполняется импровизация.

Выбираем наиболее популярный в эстрадной музыке размер четыре четверти и темп, скажем, 80. Положим для простоты, что в одном такте будет играться один аккорд. Можно играть боем или перебором в любом стиле. Осталось определиться с аккордами.

Существует огромное количество различных аккордов, но в самом простом случае выбираются только те из них, которые существуют в выбранной тональности звуков. То есть, сначала нужно выбрать тональность, а затем существующие в ней аккорды, а не наоборот, сначала сыграть первый аккорд, а потом долго и безуспешно думать, что играть дальше. Тональность — это своего рода система координат в музыке, благодаря которой становится понятно то, какие звуки можно использовать для игры из всех возможных.

Выберем, например, тональность ля-мажор. На рис. 1. показаны ступени и буквенные обозначение звуков в ней.

Рис. 1 Ступени в тональности натурального ля-мажора.

Можно ли в этой тональность сыграть аккорд, например, D#? Нет, потому что звука D# в этой тональности нет.

От каждого из семи звуков тональности можно построить трезвучие. Для этого вспомним, что трезвучие состоит из звуков примы, терции и квинты. Например, трезвучие от первого звука — A(I), С#(III) и E(V), второго — B(II), D(IV) и F#(VI) и т.д. Сыграв все эти семь трезвучий нетрудно услышать, что трезвучия от I, IV и V степеней являются мажорными, как и сама тональность. Аналогично будет и в натуральном миноре, где аккорды от этих ступеней являются минорными. Помимо этого, эти трезвучия содержат в себе все три функции музыкальной системы, которые используются для построения гармонических оборотов — тоническую (T), субдоминантовую (S) и доминантовую (D). Тоническая функция — устойчивость и покой, субдоминантовая — неустойчивость, развитие и слабое тяготение к тонике, доминантовая — кульминация неустойчивости и сильное тяготение к тонике. По этим причинам трезвучия от данных ступеней являются главными. Заметим, басовые звуки этих трезвучий (оранжевые круги) образуют прямоугольный треугольник, при помощи которого можно быстро увидеть расположение басовых звуков главных трезвучий в любой тональности (зелёные треугольники): определяем приму интересующей тональности, затем звук на струне под ней и вправо через лад.

Полный гармонический оборот выглядит так:

Тоника — трезвучие от первой ступени, субдоминанта — от IV, доминанта — от V.

Подставим в эту схему соответствующие аккорды выбранной тональности. Получаем мажорный квадрат:

Просто, не правда ли?

Общая схема для построения гармонических оборотов показана на рис 2.

Рис. 2. Общая схема для построения гармонических оборотов.

На практике удобнее пользоваться более детальными схемами, на которых показаны функции, соответствующие всем семи ступеням тональности (рис. 3).

Рис. 3. Детальная схема взаимодействий функций трезвучий в мажорной тональности.

В скобках указан номер ступени. Например, S(VI) — это трезвучие от шестой ступени гаммы выбранной тональности. Это трезвучие относится к субдоминантовой группе. Трезвучие от седьмой ступени в натуральном мажоре является уменьшенным и малоупотребительным, но аккорд от седьмой ступени используется часто, что в этом случае потребует дополнение схемы связями с этим аккордом.

Черными стрелками показаны малоупотребительные переходы в классической музыке, как ослабляющие напряжение, но в эстрадной музыке они используются часто.

Как пользоваться этой векторной схемой? Задаём начальные условия (точку отсчета) и от неё начинаем путешествие по стрелкам. Пусть наш квадрат состоит из главных трезвучий, а начинается и заканчивается тоникой. Прорисуем связи согласно этому плану (рис. 4).

Рис. 4. Прорисовка связей для будущего квадрата.

Получился треугольник. Если сыграть квадрат по рисунку, то возникнет ошибка:

T → S(IV) → D(V) → T | S(IV) → D(V) → T → S(IV) | D(V) → и т.д.

Как видно, это не квадрат. Происходит смещение начала квадрата уже во втором повторе. Что же делать? Нужно задать четвертый вектор, который будет соответствовать четвертой стороне квадрата. Согласно нашему плану, тонака играется в первом и последнем тактах квадрата. Значит, нужно подкорректировать схему (рис. 5).

Рис. 5. Коррекция схемы для получения квадрата.

Получилась схема вида:

T — начало, а T’ — конец квадрата. T и T’ — это один и тот же аккорд, но сыграть его нужно в первом и четвертом тактах.

Теперь подставляем сюда вместо функций соответствующие им аккорды выбранной тональности ля-мажор:

Проверяем квадрат на правильность, выписав его несколько повторов:

A D E A | A D E A | A D E A | A D E A

Да, это квадрат. Его можно повторить подряд сколько угодно раз и никаких разрывов и смещений начала не будет.

Далеко не все из возможных вариантов квадратов, которые можно получить по схеме рис. 4, будут хорошо звучать. Значит, не боимся ошибаться, путешествуем по стрелкам (рис. 6) и слушаем результат (либо поднимаем труды по гармонии музыки).

Рис. 6. Варианты гармонических оборотов для построения квадратов.

Попробуйте определить, какой из показанных вариантов звучит не гармонично.

Сколько играть повторов квадратов, чтобы их надёжно выучить? Пока пальцы автоматически не начнут выдавать их без ошибок на протяжении среднестатистической по длительности песни в нужном темпе. Одно дело сыграть на гитаре какую-то фразу или квадрат без ошибок один раз и совсем другое дело сыграть их без ошибок на протяжении нескольких десятков повторов.

Неплохой и полезной тренировкой будет определение квадратов в песнях. Возьмите свою любимую песню с текстом и указанными над ним аккордами и попробуйте выделить в ней квадраты. Квадраты начинаются с начала куплета, припева, проигрышей или их частей. Квадраты в популярных песнях кратны 4 тактам, но не обязательно количество аккордов также кратно 4. Также не обязательно все квадраты в песне будут одинаковыми. Не обязательно все квадраты в песне будут равны по количеству тактов в них, но в пределах своих частей (куплетов, припевов и др.) они, как правило равны. Например, если первый куплет состоит из двух квадратов по 8 тактов, а припев — из двух квадратов по 4 такта, то строение всех остальных куплетов и припевов скорее всего будет таким же. Другими словами, квадраты в частях равны по количеству тактов в них, но по содержанию могут отличаться.

Возьмём характерный и хорошо известный в поп-музыке куплет из 8 строк, которым соответствует следующая последовательность аккордов:

| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am | Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |

Вертикальная линия — это тактовая черта. Получилось 16 тактов. Что это? Это два одинаковых квадрата, состоящих из восьми тактов:

| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |

Можно ли сказать, что этот восьмитакт, в свою очередь, состоит из двух тактовых квадратов? Нет, потому что квадрат, в строгом определении, — это законченная функционально-гармоническая структура. Законченность означает то, что после игры квадрата мы можем логично и без разрывов перейти к игре следующего квадрата. Представьте, что нужно полностью насыпать песок в ряд вёдер из 8 штук и невозможно перейти к заполнению следующего ряда, пока не заполнится предыдущий. Наполнены все 8 вёдер — процесс заполнения ряда закончен. Так и у нас: сыграли все 8 тактов — квадрат закончен, не сыграли — не закончен со всеми вытекающими.

Нередко для простоты термин квадрат употребляется только в количественном смысле. Например, ди-джей может сказать, что показанный выше куплет состоит из 4 квадратов. Воспринимать это надо в том смысле, что куплет состоит из 16 тактов. С практикой вы научитесь понимать смысл квадрата из контекста его употребления.

Итак, вы разучили один квадрат. Что дальше? А дальше полезно его поиграть в различных стилях, изменить бой или перебор, уменьшить или увеличить темп, сыграть его в другой тональности. Можно записать квадрат и зациклить его воспроизведение, чтобы попробовать исполнить импровизацию. Получилось? Переходим к другому квадрату или усложняем исходный.

Если построение квадратов вызывает сложности, то можно поискать таблицы с популярными гармоническими оборотами и из них составлять квадраты путем зацикливания.

После разучивания отдельных квадратов можно будет приступить к их комбинированию друг с другом. Работать над квадратами можно и отдельно, но я предлагаю более практичный и интересный подход — работа над квадратами в рамках песни, как будет показано на следующем занятии. Успехов!

Источник

GuitarPro — первые шаги

Допустим, у нас имеются ноты (на бумаге) какого-либо произведения для гитары (в нашем примере это будут первые восемь тактов украинской народной песни «Ехал казак за Дунай») и мы хотим с помощью программы Guitar Pro:

  • 1. прослушать произведение;
  • 2. получить табулатуру с целью её использования для разучивания произведения.

(Напоминаем, что на нашем сайте можно скачать программу Guitar Pro и скачать табулатуры произведений для сольного исполнения на гитаре.)

На рисунке 1 показаны ноты произведения. Будем вводить их в Guitar Pro.

Запускаем программу Guitar Pro. Отобразится следующий экран:

Введём информацию о композиции (Файл — Информация о композиции или «F5»):

Мы ввели «Название» и «Доп. название», можно ввести также и другую информацию.

Размер такта в нашем произведении — 2/4 (по умолчанию в программе — 4/4). Изменим размер такта, нажав на кнопку на панели инструментов:

Сохраним файл (не забываем также сохранить файл в конце и периодически сохранять его в процессе работы):

Начинаем вводить ноты мелодии (штили этих нот направлены вверх).

Перед тем, как вводить ноты, убеждаемся, что переключатель, показанный на следующем рисунке, установлен в положение «Редактировать голос 1»:

Первые ноты мелодии имеют восьмую длительность, выбираем её (в дальнейшем, в процессе ввода нот, перед вводом ноты нужно выбирать требуемую длительность):

Установим мышью курсор в виде жёлтого квадрата (см. рисунок 9) на нотный стан (если он не там) и начинаем вводить ноты.

Ввод нот производится следующим образом:

  • — выбирается нужная длительность ноты (мышью на панели инструментов (см. рисунок 9) или клавишами «+» и «-» на цифровой клавиатуре компьютера);
  • — курсор в виде жёлтого квадрата устанавливается на то место нотного стана, где должна располагаться нота (курсор можно установить мышью или с помощью клавиш-стрелок на клавиатуре);
  • — устанавливается нота (путём нажатия на клавишу «Enter» на клавиатуре).

После ввода ноты Вы должны услышать её звучание (т.к. после ввода (удаления) ноты программа Guitar Pro проигрывает ноты редактируемого голоса той доли, где находится курсор).

Полезные клавиши и сочетания клавиш, которые могут Вам пригодиться в процессе ввода нот:

  • — переключение (перемещение курсора) между нотным станом и табулатурой — клавиша Tab на клавиатуре;
  • — перемещение курсора по нотному стану или табулатуре — стрелки влево, вправо, вверх, вниз на клавиатуре;
  • — ввод ноты — клавиша Enter на клавиатуре;
  • — изменение длительности нот — клавиши «+» и «» на цифровой клавиатуре
  • — удаление ноты — клавиша Del на клавиатуре

Как видим, в процессе ввода нот табулатура появляется автоматически (см. рисунок 10). Иногда случается, что Guitar Pro неправильно автоматически распределяет звуки по струнам (показывает, что звук нужно извлекать не на той струне, которая указана в нотах). Для того, чтобы изменить струну, на которой должен быть извлечён звук, нужно проделать следующее:

  • — Поместить курсор на ноту на нотном стане или на цифру (обозначающую лад) на табулатуре.
  • — Удерживая клавишу Alt на клавиатуре, нажимать клавиши «вверх» или «вниз», при этом цифра на табулатуре будет изменяться и перемещаться на линию, соответствующую другой струне.

Перед первой нотой третьего такта стоит знак диез (он показывает, что нота должна быть сыграна на полтона выше). Для того, чтобы поставить диез перед нотой, нужно установить курсор на ноту и нажать Shift + «+» (или на кнопку «Вверх на один полутон» на панели инструментов, см. рисунок 11).

Действие знака «диез» в третьем такте должно распространяться на все ноты «соль» такта. При вводе следующей ноты программа думает, что вы собираетесь вводить просто ноту соль, без диеза, и перед следующей нотой автоматически появится знак «бекар», отменяющий действие диеза. Поэтому операцию повышения на полтона нужно проделать со всеми нотами мелодии третьего такта.

Заканчиваем вводить ноты мелодии. Не забываем повысить на полтона первые и последние ноты четвертого и седьмого тактов и изменить длительность нот в последнем такте. Вот что получилось:

Попробуем проиграть мелодию, поставив курсор в начало мелодии и нажав на зеленый треугольник на панели инструментов.

Что желательно изменить и как это сделать:

  • — Направим все штили нот мелодии вверх (чтобы было как в нотах).
    Для этого нужно выделить мышью на нотном стане (или на табулатуре) участок, где штили нот направлены вниз, и нажать на кнопку «Инвертировать направление» на панели инструментов Guitar Pro:

(В нашем примере изменение направления штилей нот можно было не делать, так как после ввода басовых нот штили нот мелодии, которые были направлены вниз, автоматически изменят направление.)

  • — Добавим переносы строки. Ставим курсор на последнюю ноту 4-го такта и нажимаем на кнопку «Вставить разрыв строки» (рис. 14) на панели инструментов программы, затем ставим курсор на последнюю ноту 8-го такта и снова нажимаем на ту же кнопку. Теперь у нас по четыре такта в каждой строке, как в нотах.
  • — Изменим темп (при прослушивании мы заметили, что произведение проигрывается слишком быстро). Нажмём кнопку «Темп» на панели инструментов Guitar Pro, в открывшемся окне вместо «120» введём «80» (см. рисунок 15):
  • — Изменим инструмент: вместо «Acoustic Guitar (steel)» (который был установлен по умолчанию) установим «Acoustic Guitar (nylon)».
    Для этого нажмем на название инструмента в строке дорожки:

в открывшемся окне выберем «Acoustic Guitar (nylon)» и нажмём «Ок»:

Вот что получилось у нас в итоге:

Некоторые операции, которые здесь нам не потребовались, но могут потребоваться вам в будущем:

  • — Разорвать-добавить ребра нот. Выделить мышью на нотном стане (или на табулатуре) требуемые ноты и нажать на кнопку «Добавить рёбра нот» или «Разорвать рёбра нот» на панели инструментов:
  • — Изменить струну, на которой должен быть извлечён звук:
    • — Поместить курсор на ноту на нотном стане или на цифру (обозначающую лад) на табулатуре.
    • — Удерживая клавишу Alt на клавиатуре, нажимать клавиши «вверх» или «вниз», при этом цифра на табулатуре будет изменяться и перемещаться на линию, соответствующую другой струне.
  • — Удалить неправильно введенную ноту: поставить на нее курсор и нажать клавишу Del на клавиатуре.

С другими полезными советами можно ознакомиться в статье «Часто задаваемые вопросы по программе Guitar Pro» на нашем сайте.

Начинаем вводить басовые ноты. Для этого сначала нажмем кнопку «Редактировать голос 2 [бас]» (см. рисунок 8). Далее басовые ноты вводятся аналогично нотам мелодии. Так будут выглядеть первые четыре такта:

Укажем аппликатуру. Аппликатура — это обозначение расстановки пальцев.

Для ввода аппликатуры нот мелодии нужно предварительно нажать кнопку «Редактировать голос 1 [Ведущий]», для ввода аппликатуры нот 2-го голоса (баса) — нажать кнопку «Редактировать голос 2 [бас]» (см. рисунок 8). Если вы ставите курсор на ноту, а пункты меню и кнопки установки аппликатуры неактивны, проверьте, какой голос выбран для редактирования в настоящий момент.

Для указания аппликатуры нужно:

  • — Поставить курсор на нужную ноту.
  • — В меню «Нота» выбрать пункт «Аппликатура левой руки» («Аппликатура правой руки») или нажать на одну из кнопок в виде руки в нижней части (см. рисунок 20). Кнопки будут активны, если курсор стоит на ноте.
  • — Выбрать палец, которым будет извлекаться звук (для правой руки) или которым будет прижиматься струна (для левой руки).

Обозначение аппликатуры в Guitar Pro несколько отличается от стандартного нотного обозначения (см. таблицу):

Таблица 1. Обозначение аппликатуры в Guitar Pro

Названия пальцев Обозначения пальцев левой руки Обозначения пальцев правой руки
Стандартное обозначение Обозначение в Guitar Pro Стандартное обозначение Обозначение в Guitar Pro
Большой T p T
Указательный 1 1 i I
Средний 2 2 m M
Безымянный 3 3 a A
Мизинец 4 4 O
Открытая струна 0 отсутствует

Аппликатура в Guitar Pro располагается под табулатурой, аппликатура нот мелодии — над аппликатурой нот баса. Обозначения пальцев левой руки обведены кружком (в стандартном нотном письме кружком обводятся номера струн).

Вот что у нас получилось (здесь мы ввели аппликатуру для нот мелодии и только для последней доли восьмого такта также ввели и аппликатуру для басовой ноты):

Источник

Читайте также:  Студийные наушники для гитары
Оцените статью