Обзоры
      Автор: Андрей Гончаров       Источник: musician.com       Дата публикации: 23 апреля 2000 г. |
История эффекта «wah-wah» (у нас прижилось другое название — «квакушка») берет начало в 60-х. Его создатели хотели «очеловечить» звучание гитары. Но и сегодня педали wah пользуются большой популярностью среди музыкантов. Дело даже не в том, что гитаристы консервативны по своей сути и постоянно загоняются по всему «старому и доброму» (кстати сказать, в электронной музыке вы найдете немало примеров использования перестраиваемого частотного фильтра, принципа, положенного в основу wah-эффекта). «Квакушка» — это прекрасный инструмент для передачи экспрессии. Она одинаково хорошо работает в стилях от блюза и фанка до металла. И кроме того, это — один из немногих интерактивных гитарных эффектов, который может быть использован в качестве тон-контроллера с фиксированным положением (затейные «америкосы» придумали этой функции — когда педаль wah фиксируется в определенных положениях — поэтический термин «set-and-forget»).
Н а сегодняшнем рынке представлено невероятное количество педалек wah, которые способны удовлетворить запросы любителей как vintage, так и модерна. В наш обзор вошли шесть базисных моделей, что максимально охватывают данный спектр — «Vox V847 Wah Wah», «Fulltone Clyde», «Morley Bad Horsie», «Dunlop Cry Baby 95Q», «Snarling Dogs Mold Spore Wah» и «Akai VariWah». В тестировании (см. ниже) использовался хамбакеровый «Hamer Duo Tone» и 30-ваттный ламповый усилитель с чистым и перегруженным каналами. «Нарулив» нужный звук, мы в дальнейшем не притрагивались к ручкам усилителя.
На фото — шесть тестируемых педалей wah (по часовой стрелке с левого верхнего угла) — «Fulltone Clyde», «Morley Bad Horsie», «Vox V847 Wah Wah», «Akai VariWah», «Dunlop Cry Baby 95Q» и «Snarling Dogs Mold Spore Wah».
Что и как
П едаль wah представляет собой частотный фильтр, управляемый движением ноги. Меняя положение педали вы меняете частоту, «настройку» эквалайзера, получая «квакающий» звук. Как вариант — auto-wah, где смещение частотного спектра происходит (по определению) автоматически.
Wah используется, как правило, в трех ипостасях: ритмическое раскачивание — rhythmic sweep — (как в соло Эрика Клэптона из «White Room» /«Сream»/ и всевозможных фанки-трэках); медленное, искусное движение вокруг частотного центра (яркий пример тому — Хендриксоновская «Voodoo Chile»); и «set-and-forget», когда педаль фиксируется в определенном положении (послушайте «You Shook Me» Джеффа Бека или жирные «соляки» Слэша). По умолчанию принято, что в цепи эффектов wah стоит в самом начале, перед перегрузом и эквалайзером, но кому-то нравится, чтобы раньше шел все-таки fuzz. Как говорится, на вкус и на цвет.
Тональные характеристики у разных типов «квакушек» существенно отличаются друг от друга. Традиционные модели — «Vox» и «Crybaby» и их производные много лет назад заложили стандарты, на которые равняются сегодняшние wah-строители. И неудивительно, что многое из представленного сегодня является лишь вариацией на тему эталонов жанра. Частотный диапазон определяется понятием «широта» раскачивания. В отдельных случаях пользователь может самостоятельно настраивать широту и частотные центры. Хорошая педаль должна звучать хорошо по всему диапазону. Педали, которые звучат чересчур звонко в нижнем положении, не должны внушать доверия. В большинстве wah при включении эффекта наблюдается небольшое увеличение гейна. Во многих традиционный «квак» комбинируется с эффектами вроде volume, distortion и modulation.
Работа педали является следующей по значению составляющей после звучания. Ход должен быть плавным и твердым, что позволит ноге равномерно изменять фильтр. На wah вы будете наступать чаще, чем на другие эффекты, поэтому конструкция и исполнение играют не последнюю роль. Более всего подвержен износу потенциометр, которым регулируется эффект, а также кнопка включения. Обычно механизм тщательно смазывают, чтобы предотвратить попадание пыли и грязи. В некоторых моделях используется электро-оптическая схема, которая упразднила механические соединения. Существуют также модели «switchless». У них нет кнопки «on/off». Эффект включается, как только вы наступите на педаль.
Будучи завязанной на звучании гитары и усилителя, wah ведет себя несколько иначе при использовании разного оборудования. Если это возможно, перед покупкой попробуйте как звучит «квакушка» с вашей гитарой и усилителем.
Vox V847 Wah Wah
T raditional. Данное определение как нельзя кстати подходит для «Vox V847», которая не претерпела существенных инноваций с 60-х. Питается от обыкновенной 9-вольтовой батарейки. Чтобы ее сменить, необходимо открутить крепежные шурупы днища. Выносной блок питания не предусмотрен. Как считают инженеры «Vox», дополнительный контур отрицательно влияет на звучание эффекта.
Низкий шум. Прочная конструкция, плавный ход педали, тембр раскачивается быстро. В нескольких положениях нижней части среднего регистра были замечены «ступеньки». Переключатель «on/off» включается легко как при игре стоя, так и сидя. «Vox» лишен каких бы то ни было наворотов, обладая одним-единственным саундом, ставшим классическим во многих стилях. Прекрасный звук в сочетании с перегрузом, а также в нескольких фиксированных позициях.
Fulltone Clyde
О Майкле Фуллере говорят, как об одном из лучших производителей ретро-эффектов. Его детище — «Clyde» — обладает традиционным звучанием и функциями. Однако, корпус несколько усовременен, в чем легко убедиться посмотрев на фото. Питание — от 9-вольтовой батарейки (доступ к отсеку осуществляется через днище; необходимо открутить шурупы) или блока питания.
Превосходное звучание, сбалансированный и плавный ход педали, одинаково хороший как для плавного, так и для пульсирующего быстрого раскачивания. Глубина диапазона лучше всего ощущается в нижней позиции (пятка), где звучание очень мрачное. Есть несколько замечательных положений «set-and-forget».
Теперь об одном пикантном моменте: в среднем «Clyde» на $100 дороже устройств подобного толка. Для большинства исполнителей (включая профессионалов) — сумма значимая. Но если вы серьезно относитесь к звуку и обладаете N-ным количеством денег, то, по крайней мере, должны хотя бы послушать эту «квакушку».
Morley Bad Horsie
С 70-х «Morley» является альтернативой «мейнстримовым» «Vox» и «Crybaby». «Bad Horsie», разработанная при участии Стива Вая, — это чистой воды модерн. Судите сами: switchless и электро-оптический дизайн. Питание — от батарейки (отсек открывается «легким движением руки») или адаптера.
Автоматическое переключение режимов работает безукоризненно, ход педали безупречен, но о функции «set and forget» придется забыть: как только убираешь ногу, эффект выключается. Своеобразный тон с чистой мощной серединой слушается натурально во всех позициях. Особенно с дисторшном. Обладая природным звучанием, «Bad Horsie» может быть использована в цепи эффектов просто для улучшения тона.
Dunlop Cry Baby 95Q
А пгрейд оригинальной педали «Cry Baby» c дополнением функции «switchless». Контроллерами «Q» регулируется добротность, а ручкой громкости — гейн включенного эффекта. Питается от батарейки типа «Крона» или от адаптера.
Проверенный дизайн основательно переосмыслен. Хриплое, шикарное звучание с прекрасными обертонами при использовании перегруза, плотное — на чистом звуке. Педаль заслуживает высших похвал за мягкий ход по всему частотному диапазону. Контур «Q», ручка которого, как и volume, находятся на левой боковинке, в корне меняет сложившиеся представления об эффекте wah.
Другой интересный момент — переключаемый volume boost, который можно задействовать для выделения соло с обратным переходом к ритм-партии. Удобна функция «switchless», но об использовании фиксированных положений педали придется забыть. Эффект включается быстро, но обратное действие (выключение) происходит медленнее, чем у «Morley». А в целом, философия данной модели заключается в разумном балансе между традицией и универсальностью. Она одинакова хорошо для соло и ритма.
Snarling Dogs Mold Spore Wah
Т ри модуля «квака» («Shaft», «Voo Doo» и «White Room»); встроенный кольцевой модулятор (a.k.a. «Mold Spore») с несколькими настраиваемыми параметрами и автономным переключателем. Wah и кольцевой модулятор могут работать раздельно или одновременно. Переключение уровня громкости. Работает как от 9-вольтовой батарейки, так и от адаптера. Те же самые характеристики (минус кольцевой модулятор), что и у модели «Snarling Dogs Whine-O-Wah».
Нарядная ярко-желтая коробочка, ножная педаль в виде ступни (см. фото), логотип «Snarling Dog» с горящими глазами и чудесатые обозначения параметров, типа «Freakwincy» и «Physchoscumation», поначалу вызывают, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Но прочный корпус (хоть под танк кидай!) и безукоризненное звучание сводят «на нет» поверхностные выводы о данном устройстве как о дорогой безделушке. Тумблеры и ручки потенциометров массивны и отлично размечены. Сам по себе кольцевой модулятор генерирует sci-fi-шумы (путем несложных манипуляций удалось нарулить звук поломанного лампового усилка).
Эффект неплохо показал себя в сочетании с wah, когда на звук «квакушки» наслаивается легкий дисторшн. Уверен, мое резюме вас поразит: «Mold Spore» и в самом деле что-то! К тому же за разумную цену.
Akai VariWah
Д анное устройство представлено функциями педального и авто-вау. Параметры последнего включают в себя широту нарастания звука и скорость, чувствительность, баланс (все контролируется ножной педалью в режиме реального времени), а также время атаки. Блок выполнен в stompbox-стиле, и переключатель «on/off» вынесен прямо на корпус (а не под ножной педалью, как у традиционных «квакушек»). Питание — «Крона» или адаптера.
Авто- и педальный вау — эффекты, сходные по своей сути, но применение у них разное. И такой симбиоз в сумме дает только «плюс». Оригинально решение, когда параметры auto-wah задаются ножной педалью. Это позволяет создавать совершенно новые эффекты, о чем только могут мечтать владельцы обычных педальных и авто-«квакушек». При работе с педальным wah мне показалось, что эффект немного окрашивает звучание, делая его более ясным. В особенности это заметно на соло. Ручек управления предостаточно (см. фото), но чтобы разобраться в них потребуется некоторое время. Размещение переключателя «on/off» на корпусе имеет свои преимущества. Например, вы можете найти интересное set-and-forget-положение педали и включать-выключать эффект, не влияя на выбранный тон.
Как итог мысли — современный взгляд на vintage-эффект.
Источник
Квакушка для гитары что это
Педаль wah представляет собой частотный фильтр, управляемый движением ноги. Меняя положение педали, вы меняете частоту, «настройку» эквалайзера, получая «квакающий» звук. Как вариант – auto-wah, где смещение частотного спектра происходит (по определению) автоматически.
Wah используется, как правило, в трех ипостасях: ритмическое раскачивание – rhythmic sweep; медленное, искусное движение вокруг частотного центра; и «set-and-forget», когда педаль фиксируется в определенном положении. По умолчанию принято, что в цепи эффектов wah стоит в самом начале, перед перегрузом и эквалайзером, но кому-то нравится, чтобы раньше шел все-таки fuzz. Как говорится, на вкус и на цвет.
Тональные характеристики у разных типов «квакушек» существенно отличаются друг от друга. Традиционные модели – Vox и Crybaby и их производные много лет назад заложили стандарты, на которые равняются сегодняшние wah-строители. И неудивительно, что многое из представленного сегодня является лишь вариацией на тему эталонов жанра. Частотный диапазон определяется понятием «широта раскачивания». В отдельных случаях пользователь может самостоятельно настраивать широту и частотные центры. Хорошая педаль должна звучать хорошо по всему диапазону. Педали, которые звучат чересчур звонко в нижнем положении, не должны внушать доверия. В большинстве wah при включении эффекта наблюдается небольшое увеличение гейна. Во многих традиционный «квак» комбинируется с эффектами вроде volume, distortion и modulation.
Работа педали является следующей по значению составляющей после звучания. Ход должен быть плавным и твердым, что позволит ноге равномерно изменять фильтр. На wah вы будете наступать чаще, чем на другие эффекты, поэтому конструкция и исполнение играют не последнюю роль. Более всего подвержен износу потенциометр, которым регулируется эффект, а также кнопка включения. Обычно механизм тщательно смазывают, чтобы предотвратить попадание пыли и грязи. В некоторых моделях используется электрооптическая схема, которая упразднила механические соединения. Существуют также модели switchless. У них нет кнопки «on/off». Эффект включается, как только вы наступите на педаль.
Будучи завязанной на звучании гитары и усилителя, wah ведет себя несколько иначе при использовании разного оборудования. Если это возможно, перед покупкой попробуйте, как звучит «квакушка» с вашей гитарой и усилителем.
Vox V847 Wah Wah
Traditional. Данное определение как нельзя кстати подходит для Vox V847, которая не претерпела существенных инноваций с 60-х. Питается от обыкновенной 9-вольтовой батарейки. Чтобы ее сменить, необходимо открутить крепежные шурупы днища. Выносной блок питания не предусмотрен. Как считают инженеры Vox, дополнительный контур отрицательно влияет на звучание эффекта.
Низкий шум. Прочная конструкция, плавный ход педали, тембр раскачивается быстро. В нескольких положениях нижней части среднего регистра были замечены «ступеньки». Переключатель «on/off» включается легко как при игре стоя, так и сидя. Vox лишен каких бы то ни было наворотов, обладая одним-единственным саундом, ставшим классическим во многих стилях. Прекрасный звук в сочетании с перегрузом, а также в нескольких фиксированных позициях.
BOSS AW-3 Dynamic Wah
Педаль AW 3 Dynamic Wah способна производить широкий спектр вариантов эффекта “вау”, от простого, автоматического до динамического, интерактивного, а также новый эффект под названием “Humanizer” (имитирует произносимые человеком гласные звуки).
Для управления эффектом в обычном режиме необходимо использовать внешнюю педаль экспрессии, для подключения которой предусмотрен разъем (джек). Эффект может использоваться как с гитарой, так и с бас-гитарой, причем для подключения бас-гитары предназначен дополнительный специальный инструментальный вход.
Morley Bad Horsie 2
С 70-х Morley является альтернативой «мэйнстримовым» Vox и Crybaby. Bad Horsie, разработанная при участии Стива Вая, – это чистой воды модерн. Судите сами: switchless и электрооптический дизайн. Питание – от батарейки (отсек открывается «легким движением руки») или адаптера.
Автоматическое переключение режимов работает безукоризненно, ход педали безупречен, но о функции «set-and-forget» придется забыть: как только убираешь ногу, эффект выключается. Своеобразный тон с чистой мощной серединой слушается натурально во всех позициях. Особенно с дисторшном. Обладая природным звучанием, Bad Horsie может быть использована в цепи эффектов просто для улучшения тона.
Dunlop CryBaby 95Q
Есть вещи, рецензировать которые очень сложно. В первую очередь это относится к классике. Вот, например, про какой-нибудь типичный Stratocaster можно сказать только то, что он звучит как Stratocaster. Вот точно также сложно говорить о педали wah-wah CryBaby, но я попробую. CryBaby была если не первой, то точно одной их первых «квакушек» (возможно, Vox отстрелялись раньше). Но если старшинство у нее не абсолютное, то по заслуженности она явно на первом месте. CryBaby связана с такими именами как Jimi Hendrix, Eric Clapton, Jimmy Page, Stevie Ray Vauaghn, Joe Satriani, Kirk Hammet, Slash и многие другие. Вообще, можно утверждать, что все известные любители кваков как минимум когда — то играли с этой педалью. Сегодня у Dunlop есть целый модельный ряд с этой торговой маркой, но сейчас мы говорим именно о модели, которую в разговоре часто называют Original CryBaby. Эта модель регулярно переиздается с минимальными модификациями и в ее полном названии появляются индексы с указанием года, но все равно это классическая CryBaby.
Как у многих классических эффектов, интерфейс у CryBaby минималистский – вход и выход, гнездо для адаптера питания и собственно педаль. Возможна работа от батарейки. Для ее установки необходимо отвинтить всю «подошву», что, впрочем, достаточно легко сделать. Правда, съедается батарейка мигом. Включение-выключение эффекта осуществляется при помощи спрятанного выключателя, находящегося под верхним краем педали экспрессии. Педаль можно свободно «закрывать», не боясь выключить эффект, а переключатель срабатывает при резком, сильном нажатии на переднюю кромку. Такой подход имеет то преимущество, что не надо елозить ногой с педали на кнопку и обратно, то есть можно, держа ногу на педали, на лету включать и выключать квак. Недостатком такого решения является то, что, во-первых, войлочная шайбочка, находящаяся с нижней стороны педали над переключателем, со временем «стаптывается», и для того, чтобы включить-выключить квак, приходится топать по кромке педали со всей дури.
Второй недостаток – если вы хотите, чтобы педаль работала как фильтр в открытом или промежуточном положении, то после включения вам придется «отыграть» ее в нужную точку. А на это тратится то самое сэкономленное время, плюс перевод в нужное положение будет сопровождаться ненужным, в общем-то, «уау». О звуке придется сказать – типичный CryBaby. А если серьезно, то эта педаль популярна, на мой взгляд, благодаря тому, что весьма универсальна и приятна на слух. Она одинаково хорошо обработает фанковый ритм на чистом звуке и соло на запредельном перегрузе. Это компенсирует отсутствие каких-либо настроек. Диапазон у нее довольно умеренный, любителям странных звуков его будет явно мало, но это же позволяет держать эффект под контролем и использовать больше нюансов, а также варьировать динамику. В общем, эту педаль можно охарактеризовать как очень хороший заслуженный квак, с известным всем звуком. Рекомендовать его соответственно можно тем, кто этот звук желает получить. Эта педаль – настоящая живая классика, и с ней записано 95% всех классических рок-шедевров, где использовалась «квакушка». В настоящее время эта примочка по прежнему активно используется подавляющим числом гитаристов по всему миру. Звук этой педали настолько узнаваем, что кажется, будто она была всегда. Более того, очень многие люди считают, что слово «КрайБэйби» (CryBaby) – это название звукового эффекта, а не модели примочки. CryBaby – это своеобразная точка отсчета в оценке педалей wah-wah, каждая из которых будет сравниваться с CryBaby, как с некоторой постоянной субстанцией. Пожалуй, если попробовать выделить из всего множества когда-либо продаваемых педалей всех производителей, то наиболее известной и популярной будет несомненно CryBaby (речь идет не только о wah-wah, а обо всех примочках вообще). В принципе, это культовая педаль, ставшая таким же символом рок-музыки, как длинные волосы и косуха.
Апгрейд оригинальной педали CryBaby с дополнением функции «switchless». Контроллерами «Q» регулируется добротность, а ручкой громкости – гейн включенного эффекта. Питается от батарейки типа «Крона» или от адаптера.
Проверенный дизайн основательно переосмыслен. Хриплое, шикарное звучание с прекрасными обертонами при использовании перегруза, плотное – на чистом звуке. Педаль заслуживает высших похвал за мягкий ход по всему частотному диапазону. Контур «Q», ручка которого, как и «volume», находится на левой боковинке в корне меняет сложившиеся представления об эффекте wah.
Другой интересный момент – переключаемый volume boost, который можно задействовать для выделения соло с обратным переходом к ритм-партии. Удобна функция «switchless», но об использовании фиксированных положений педали придется забыть. Эффект включается быстро, но обратное действие (выключение) происходит медленнее, чем у Morley. А в целом философия данной модели заключается в разумном балансе между традицией и универсальностью. Она одинаково хороша для соло и ритма.
Летом ассортимент «квакушек» в минских музыкальных магазинах был представлен практически полностью – все, кто хотел купить топовые модели от Morley или Dunlop могли и выбрать, и сравнить. Пока на витринах – предсезонное затишье, но хиты продаж уже двигаются в сторону белорусской столицы.
Источник