Квартет шостаковича 1 ноты для

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Струнный квартет № 1 до мажор

«Целый год после сдачи Пятой симфонии я почти ничего не делал», – утверждал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Это было явным преувеличением – композитор в то время создал музыку к ряду кинофильмов, а также Вторую сюиту для джаз-оркестра – но эти сочинения Шостакович не склонен был рассматривать как нечто «серьезное». Большее значение имел для него Струнный квартет № 1 до мажор, появившийся благодаря настоятельным просьбам исполнителей из Квартета имени Глазунова – весьма популярного в то время ансамбля, основанного скрипачом Ильей Авсеевичем Лукашевским. Произошло это в 1938 г. – к этому времени, несмотря на весьма солидный композиторский опыт, Дмитрий Дмитриевич еще ни разу не обращался к жанру струнного квартета, и даже теперь приступил к нему не без сомнений – ведь струнный квартет справедливо считается наиболее сложной областью камерно-инструментальной музыки. По признанию композитора, начиная работать над первым из своих струнных квартетов, он пребывал в уверенности, что у него ничего не получится, и потому к сочинению приступил «без особых мыслей и чувств» (он даже воспринимал это сочинение как своеобразное композиторское упражнение в области квартета, не особенно рассчитывая его завершить и представить публике). Однако постепенно композитор увлекся работой, в результате чего Первый квартет был написан довольно быстро.

Читайте также:  Легкие ноты для гитары с аккордами

Присмотримся же к произведению, положившему начало квартетному творчеству Дмитрия Шостаковича. Как правило, с именем этого композитора ассоциируются произведения глубокие, суровые, даже несколько мрачные, отразившие трагические противоречия эпохи, в которую ему суждено было жить и творить… но ничего подобного мы не увидим в Струнном квартете № 1, даже его основная тональность – до мажор – настраивает на светлый, жизнерадостный лад. Сам композитор не советовал искать в нем особой философской глубины, называя его «радостным», «лирическим» и даже «веселым». «Я стремился передать в нем образы детства, несколько наивные, светлые весенние настроения», – говорил Дмитрий Дмитриевич. Четыре части квартета скромны по масштабу, но каждая из них очаровывает свежестью и непосредственностью чувства, восхищает красочностью музыкальной ткани, складывающейся из блестяще разработанных голосов.

Часть первая – Moderato – пронизана возвышенным, благородным чувством. Голоса развертываются очень гармонично и стройно, фактура отличается классической ясностью, кульминационные моменты отмечены достаточно плотным «туттийным» звучанием ансамбля. Здесь нет конфликтов, музыка первой части спокойна и безмятежна, задушевна и проникновенна. Ее завершение, тихо звучащее у альта и второй скрипки, напоминает колыбельную.

Для второй части, тоже выдержанной в умеренном темпе (Moderato), композитор избрал форму темы с вариациями. Здесь проявилось качество, которое впоследствии станет характерной чертой квартетов Шостаковича – особая роль альта, который нередко выступает как инструмент солирующий, тематический. Именно в его теплом, глубоком тембре звучит проникновенная, по-русски распевная тема – ее национальная природа подчеркнута одноголосным изложением без всякого сопровождения.

Если говорить об «образах детства», то третья часть – Allegro molto – это нечто сказочное. Причудливые образы мелькают в стремительном движении, в таинственном звучании инструментов с сурдинами. В среднем разделе возникает мечтательная мелодия с вальсовым оттенком.

Читайте также:  Бой энд герл ноты

Часть четвертая – Allegro – пронизана ощущением радости жизни. Юношеский задор звучит в пульсации восьмых у второй скрипки, в «возгласах» виолончели в первой теме. Вторая тема представляется очень энергичной и волевой благодаря акцентированным длинным нотам. Своеобразна ее тембровая окраска: тему проводят скрипка и виолончель в одном регистре – высоком для виолончели и низком для скрипки. В заключительном разделе финала главная тема звучит праздничным апофеозом.

Струнный квартет № 1 до мажор впервые прозвучал в октябре 1938 г. в Ленинграде, его представил публике именно тот исполнительский коллектив, которому произведение обязано было своим рождением – Квартет имени Глазунова. Несмотря на некоторые сомнения композитора, которыми сопровождалось его написание, произведение имело большой успех. Выдающийся пианист Генрих Густавович Нейгауз сравнивал Квартет со стихами Александра Сергеевича Пушкина, восхищаясь его «мудрой лаконичностью», отмечая «радостное впечатление».

Вскоре после премьеры Первый струнный квартет Шостаковича вошел в репертуар другого знаменитого исполнительского коллектива – Квартета имени Бетховена. Так было положено начало сотрудничеству Дмитрия Дмитриевича с этим прославленным ансамблем.

Создав Первый струнный квартет в 1938 г., композитор впоследствии высказывал намерение написать в этом жанре двадцать четыре произведения, охватив весь спектр тональностей (возможно, не случайно для Квартета № 1 был избран до мажор). Этот замысел не был осуществлен – тем не менее Шостаковичем было написано пятнадцать квартетов – столько же, сколько и симфоний.

Источник

Струнный квартет № 1 (Шостакович) — String Quartet No. 1 (Shostakovich)

Струнный квартет № 1 Дмитрия Шостаковича до мажор , соч. 49, была написана за шесть недель летом 1938 года . В нем нет преданности.

В этом струнном квартете нет бравурности предшествующей пятой симфонии . Вместо этого композитор, казалось, открыл новую разновидность явно русского неоклассицизма. Тон в основном оптимистичный, хотя внутренние движения в минорной тональности создают контраст. Шостакович писал об этом квартете: «Я визуализировал детские сцены, несколько наивные и яркие настроения, связанные с весной».

Содержание

Премьера

Премьера произведения состоялась 10 октября 1938 года в Ленинграде в исполнении квартета Глазунова . Премьера состоялась также в Москве 16 ноября 1938 года квартетом Бетховена . С этой премьеры началась давняя дружба Шостаковича и квартета.

Структура

В традиционном стиле струнного квартета , работа имеет четыре движения :

  1. Модерато (4 минуты)
  2. Модерато (5 минут)
  3. Allegro molto (2 минуты)
  4. Аллегро (3 минуты)

Время игры примерно 14 минут.

Первая часть

Первая часть до мажор в форме сонаты-аллегро . Экспозиция начинается с плавных аккордов под вступительной темой, которая затем переходит к предварительной, но счастливой второй теме, продвигаемой непрерывными короткими нотами. После короткого раздела развития и повторения, движение завершается кодом содержания (окончанием).

Вторая часть

Счастливое настроение первой части контрастирует с медленной второй частью ля минор. Он состоит из восьми вариаций народной мелодии, впервые сыгранной на альте соло . Эта мелодия на самом деле не из русской народной песни, а произведение Шостаковича на основе народных традиций. После четырех меланхолических вариаций музыка переходит в более легкое настроение для двух вариаций, а затем снова в минор для последних двух вариаций. Движение заканчивается аккордом ля минор пиццикато .

Третья часть

Третья часть, скерцо , установлена ​​в удаленной тональности до ♯ минор. Она начинается с одной ноты, быстро повторяющейся на альте в 3
4 время, создавая нервное настроение. После недолгого быстрой мелодии, он затем переходит к трио в F ♯ основной , который немного более расслабленным, но все же опасением и быстро. Скерцо повторяется снова, и ироническая кода, отсылающая к трио, приближает движение.

Четвертая часть

Последняя часть в домашней тональности до мажор возвращает полную силу весеннему настроению в виде энергичного финала. Открытие сразу задает веселое настроение трелями и беззаботными мелодиями. Однако есть еще и более темная сторона, которая противоречит счастливому настроению в захватывающем развитии, которое приводит к яркому перепросмотру и коде. Конечные такты — впечатляющая кульминация: альт и виолончель играют быстрые ноты в нижних регистрах, а скрипки отбивают аккорды до мажор наверху.

Источник

Струнные квартеты Дмитрия Шостаковича

Дата публикации:

Дата последнего обновления:

Поделиться в:

Струнный квартет № 1 (Шостакович)

Струнный квартет № 1 До мажор, соч. 49, Дмитрия Шостаковича, написанный в 1938 году. Композитор написал его уступая настойчивой просьбе музыкантов Квартета и.

Струнный квартет № 2 (Шостакович)

Струнный квартет № 2 Ля мажор, соч. 68, написанный Дмитрием Шостаковичем в 1944 году в Иванове. Квартет посвящён коллеге Виссариону Шебалину. Второй струнный.

Струнный квартет № 4 (Шостакович)

Струнный квартет № 4 Ре мажор, соч. 83, квартет Дмитрия Шостаковича, написанный в 1949 году. Квартет посвящён памяти близкого друга Шостаковича Петру Владими.

Струнный квартет № 5 (Шостакович)

Струнный квартет № 5 Си-бемоль мажор, соч. 92, Пятый струнный квартет Дмитрия Шостаковича, написанный осенью 1952 года. В квартете, как и в ряде других сочин.

Струнный квартет № 7 (Шостакович)

Струнный квартет № 7 Фа-диез минор, соч. 108, написанный Дмитрием Шостаковичем в 1960 году. Седьмой квартет представляет поворотный пункт в подходе Шостакови.

Струнный квартет № 8 (Шостакович)

Был написан композитором во время его работы над партитурой к фильму «Пять дней, пять ночей», во время его пребывания в Дрездене. Квартет является единственн.

Струнный квартет № 9 (Шостакович)

Струнный квартет № 9 Ми-бемоль мажор, соч. 117, струнный квартет Дмитрия Шостаковича, написанный в 1964 году и посвящённый жене Ирине Антоновне Шостакович, н.

Струнный квартет № 10 (Шостакович)

Струнный квартет № 10 Ля-бемоль мажор, соч. 118 — струнный квартет Дмитрия Шостаковича. Десятый квартет, посвящённый другу Шостаковича, композитору Мечиславу.

Струнный квартет № 12 (Шостакович)

Струнный квартет № 12 ре-бемоль мажор, соч. 133, написанный Дмитрием Шостаковичем в 1968 году. Квартет посвящён первой скрипке Квартета имени Бетховена Дмитр.

Струнный квартет № 13 (Шостакович)

Струнный квартет № 13 си-бемоль минор, соч. 138, струнный квартет, начатый в 1969 году Дмитрием Шостаковичем и законченный в 1970 году. Квартет посвящён альт.

Струнный квартет № 15 (Шостакович)

Струнный квартет № 15 Ми-бемоль минор, соч. 144 — последний струнный квартет Дмитрия Шостаковича, написанный в 1974 году. Примерная продолжительность звучани.

Источник

Оцените статью