- Кварто квинтовое соотношение аккордов это
- «Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.» учебно-методический материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Кварто квинтовое соотношение аккордов это
- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- кварто-квинтовое соотношение трезвучий
- Соединение трезвучий
- Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий
Кварто квинтовое соотношение аккордов это
Трезвучие – это аккорд из трех звуков, который расположен или может быть расположен по терциям. Трезвучия находятся в кварто-квинтовом соотношении, если между их основными тонами интервал кварты или квинты. В этом соотношении находятся трезвучия T и S, T и D, VI и III (туда и обратно), VI и II, II и V (только в одном направлении).
Трезвучия кварто-квинтового соотношения могут соединяться тремя способами:
- Гармоническое соединение – это соединение, при котором общий звук (при кварто-квинтовом соотношении он один) остается на месте в том же голосе.
Правила: бас идет в любом направлении, общий звук остается на месте, остальные голоса идут на ступень вверх или вниз параллельными терциями или секстами. - Мелодическое соединение – это соединение, при котором ни один общий звук не остается на месте.
Правила: бас идет на кварту вверх или вниз, остальные голоса – в противоположную сторону в ближайшие звуки аккорда. - Скачки терцовых тонов в сопрано и в теноре. Скачки терцовых тонов в сопрано – это соединение двух трезвучий в мелодическом положении терцового тона.
Правила: при скачках в сопрано на нижнем звуке должно стоять трезвучие в тесном расположении, на верхнем – в широком. При скачках в теноре на нижнем звуке будет стоять трезвучие в широком расположении, на верхнем – в тесном.
Источник
«Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.»
учебно-методический материал по теме
Лекция по гармонии «Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.» Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом курсе обучения гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedinenie_glavnyh_trezvuchiy.docx | 154.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение
Соотношение аккордов.
Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.
Художественная практика выработала определенные правила соединения аккордов. Основа соединения аккордов — голосоведение, которое образуется от различных видов совместного движения голосов.
Соединяя аккорды разных функций, нужно помнить правила удвоения в трезвучиях и секстаккордах.
Соединение аккордов, при котором общий звук для двух аккордов остается на месте, в том же голосе, называется гармоническим соединением.
Аккорды тоники и доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении. В трезвучиях кварто-квинтового соотношения всегда имеется общий для двух аккордов звук (пятая ступень лада — это квинтовый звук тоники, а для доминанты — основной тон). Общий звук остается на месте, бас идет скачком в бас нового аккорда в любом направлении, остальные два голоса идут плавно в звуки нового аккорда (плавным движением называется движение голоса на интервал не больше терции)
Аккорды тоники и субдоминанты находятся между собой также в кварто- квинтовом соотношении. Между ними тоже есть общий звук, это первая ступень лада, что делает возможным создавать гармоническое соединение.
Кроме гармонического, существует и мелодическое соединение аккордов. При мелодическом соединении все голоса имеют подвижную мелодическую линию, соответствующую нормам плавного голосоведения. Технология соединения таких аккордов такова: а) бас ведется на кварту, б) три верхних голоса движутся плавно противоположно басу на соседние звуки второй гармонии, например:
Гармоническое соединение применяется для связи 3х звуков кварто-квинтового соотношения, у которого есть всегда один общий звук (T-S, T-D).
Мелодическое соединение применяется для связи не имеющих общих звуков (S-D).
Для соблюдения правильного голосоведения необходимо следить за правильностью голосоведения каждой пары голосов. В гармонии запрещены параллелизмы (пример5)— движение пары голосов параллельными квинтами, примами или октавами, а так же движение всех четырех голосов в одном направлении(пример 6). Необходимо избегать перекрещевания — такого соединения при котором один из голосов оказывается выше соседнего голоса (пример 8). Нежелательная передача хроматического хода из одного голоса в другой, которая называется переченьем. (пример 9)
Источник
Кварто квинтовое соотношение аккордов это
Из таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты – 3,5 тона, чистой кварты – 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.
Мы проверим это в соответствующем разделе статьи.
Объяснение магии кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта – это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз – получится чистая кварта.
Для закрепления информации стоит запомнить аппликатуры этих интервалов на гитаре и фортепиано.
Тональность – это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность – это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.
Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональность, которые имеют разную тонику, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.
Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия. Эта тема частично затрагивалась в статье «Как быстро научиться играть на гитаре с нуля».
# – диез – повышает звук на полутон, b – бемоль – понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.
Теперь мы знаем всю необходимую теорию, чтобы построить кварто-квинтовый круг тональностей. На картинке видно, что начальной точкой отсчета служит нота До. От неё и будем строить наш круг.
Мы уже знаем, что чистая квинта имеет тоновую величину 3,5 тона. Отложим этот интервал по восходящему звукоряду от ноты До.
Первая чистая квинта по восходящему звукоряду от ноты До привела к ноте Соль. Следующая чистая квинта от ноты Соль – нота Ре. Если продолжить откладывать чистые квинты по восходящему звукоряду – мы снова вернемся к ноте До.
Теперь проделаем то же самое с чистыми квартами.
Первая чистая кварта по восходящему звукоряду от ноты До – нота Фа. Следующая чистая кварта от ноты Фа – нота Си-бемоль. Здесь действует такое же правило. Если мы продолжим последовательно откладывать чистые кварты по восходящему звукоряду – мы вернемся к ноте До.
Для лучшего понимания теории и схемы построения кварто-квинтового круга тональностей – взгляните на ступени по которым он строится на восходящем звукоряде. Для удобства чистые кварты обозначены красным цветом, чистые квинты – синим.
Проверяем эту теорию по нашему квинтовому кругу.
Из всего этого можно сделать вывод о том, как построить кварто-квинтовый круг:
- по часовой стрелке – квинтами вверх;
- против часовой стрелки – квартами вверх.
Раз чистая квинта – это обращением чистой кварты, то если идти по часовой стрелке квартами вниз или против часовой стрелки квинтами вниз – мы получим совершенно идентичный набор нот.
Самое очевидное применение кварто-квинтового круга – транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг – это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.
Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против – получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.
Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла – снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.
Теперь разберем эти манипуляции на живом примере. Будем делать транспозицию для песни группы Кино «Кукушка».
В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.
Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.
Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге – можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.
В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.
Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно – уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.
Тоника, доминанта и субдоминанта – это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.
Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.
Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.
Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта – следующей нотой против часовой стрелки.
Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой – Фа.
То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой – минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.
Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом.
Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.
Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.
Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент – можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
кварто-квинтовое соотношение трезвучий
Соединение трезвучий
Виды взаимодействия голосов
При соединении аккордов необходимо стремиться к предельной плавности мелодической линии каждого из средних голосов (альта и тенора), а также логично и естественно выстраивать линию баса: восходящий мелодический ход или скачок должен сменяться нисходящим мелодическим ходом или скачком и наоборот.
При взаимодействии голосов образуется прямое, противоположное и косвенное движение их относительно друг друга.
Прямым называется движение голосов в одном направлении. Например, в “золотом ходе”:
Частным случаем прямого является параллельное движение голосов, при котором образуются параллельные гармонические интервалы:
Движение голосов в разные стороны называется противоположным:
Движение одного голоса на фоне тянущегося или повторяющегося звука в другом голосе называется косвенным:
Типы соединения аккордов
В ладу трезвучия находятся в определенных интервальных соотношениях, определяемых по интервалу между основными тонами. При интервале секунды или септимы (T-II, S-D, D-VI, VII-T) соотношение называется секундовым, при интервале терции или сексты (T-III, T-VI, VI- IV, II-VII) – терцовым. А при интервале кварты или квинты (T-S,T-D, III-VI) – кварто-квинтовым.
Трезвучия, находящиеся в секундовом соотношении, не имеют в своем составе общих звуков, поэтому при их соединении невозможно косвенное движение голосов. Зато возможно прямое и даже параллельное движение голосов, что может привести к образованию параллельных квинт, октав и прим. Чтобы избежать этого, бас нужно вести противоположно верхнему голосу.
Трезвучия, находящиеся в кварто-квинтовом соотношении, имеют в своем составе один общий звук, а в терцовом – два общих звука. При их соединении предпочтительнее использовать косвенное движение голосов, оставляя общие звуки на месте.
Такое соединение называется гармоническим. Соединение аккордов, при котором нет выдержанных звуков, все голоса движутся относительно друг друга, называется мелодическим.
Образцы гармонизации мелодии главными трезвучиями
Играйте на ф-но во всех тональностях квинтового круга:
1. Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980.
2. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. – М.- Л., 1949.
Источник
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий
Расположение и мелодическое положение трезвучий. Удвоения в трезвучиях.
Расположение аккордов в 4-х-голосном изложении определяется интервалами между соседними верхними голосами (S., A., T.), расстояние между басом и тенором при этом не учитывается, (бас может быть удалён от тенора на расстояние от унисона до двух октав, иногда – больше).
В тесном расположении верхние голоса расположены подряд по ближайшим тонам аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы терции и кварты, а расстояние между S. и T. меньше октавы.
В широком расположении верхние голоса расположены с пропуском очередного тона аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы квинты и сексты, а расстояние между S. и T. больше октавы.
Мелодическое положение аккордов определяется тоном аккорда, который находится в верхнем голосе (в S., в мелодии). Трезвучие может быть изложено в 3-х мелодических положениях: основного тона (примы), терцового тона (терции) и квинтового тона (квинты). [В септаккордах возникает возможность мелодического положения септимы].
Удвоения в трезвучиях. В трезвучиях обычно удваивается основной тон. В некоторых аккордовых соединениях необходимо удвоение терцового тона трезвучия, например, при разрешении V53 и V7 в VI (прерванный оборот) и при разрешении VII7 в Т.
Иногда трезвучие используют в неполном виде. В неполных трезвучиях пропускается квинта или терция. Например, при разрешении полного V7 в неполное Т53 с утроенным основным тоном пропускается квинтовый тон.
[При ненормативных удвоениях и пропусках тонов в трезвучиях может получиться смешанное расположение– между соседними верхними голосами чередуются интервалы тесного и широкого расположений].
Интервальное соотношение трезвучий. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий. Типы голосоведения.
Типы голосоведения.
По характеру мелодического движения в одном голосе различают голосоведение:
плавноеи со скачками (скачковое)
При плавном голосоведении каждый голос движется плавно – остаётся на месте или движется на секунду или терцию (т.е., на интервал не шире терции).
При голосоведении со скачками голос совершает скачки, т.е. движется на кварту и шире (т.е. на интервал шире терции).
[Нужно избегать движения голоса на ув. интервал – ув. интервалы надо заменять на ум., например, ув.2 на ум.7, ув.4 на ум.5. Нельзя использовать в басу интервалы септимы и ноны, образованные движением по квартам или квинтам в одном направлении (2 кварты = септима, 2 квинты = нона). Скачки в верхних голосах желательно компенсировать противоположным плавным движением].
По соотношению направления движения в любой паре голосов 4-х-голосного сложения различают 4 типа голосоведения:
противоположное – 2 голоса движутся в противоположные стороны: ↑↓ или ↓↑;
косвенное – один голос остаётся на месте, а другой движется ↑ или ↓;
прямое – 2 голоса движутся в одну сторону: ↑↑ или ↓↓;
параллельное (разновидность прямого) – оба голоса движутся в одну сторону на один интервал, при этом образуется движение параллельными интервалами.
В строгом 4-х-голосии запрещается движение параллельными ч.1, ч.8 и ч.5.
[в 4-х-голосном сложении образуется 6 пар голосов:
– 3 пары соседних голосов – S и А, А и T, T и В;
– 2 пары через голос – S и T, А и В;
– 1 пара крайних голосов – S и В]
Интервальное соотношение трезвучий определяется интервалом (расстоянием) между основными тонами трезвучий. Различают 3 типа интервальных соотношений трезвучий:
1. кварто-квинтовое – между основными тонами интервал кварты или квинты, например, I–V, V–I, I–IV, IV–I, II–V; трезвучия в кварто-квинтовом соотношении имеют 1 общий тон;
2. секундовое – между основными тонами интервал секунды или септимы, например, IV–V, V–VI, VII–I; трезвучия в секундовом соотношении не имеют общих тонов;
3. терцовое – между основными тонами интервал терции или сексты, например, I–III, I–VI, II–IV; трезвучия в терцовом соотношении имеют 2 общих тона.
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий.
Различают 2 типа соединений аккордов: гармоническоеи мелодическое.
Гармоническое соединение– это соединение аккордов, при котором общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах). Гармоническое соединение возможно при соединении трезвучий в терцовом соотношении (2 общих тона) и трезвучий в кварто-квинтовом соотношении (1 общий тон). Общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах), остальные голоса переходят плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, при этом расположение сохраняется.
Мелодическое соединение аккордов – это соединение аккордов без общего тона. Мелодическое соединение обязательно возникает при соединении трезвучий в секундовом соотношении (нет общих тонов), а также возможно при соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении. При соединении трезвучий в секундовом соотношении (например, IV→V) бас идёт на секунду ↑, остальные голоса плавно ↓ (противоположно басу) в ближайшие тоны следующего аккорда, (расположение сохраняется). При мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении, если бас движется на ч.4 – остальные голоса нужно вести противоположно басу плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, если бас движется на ч.5 – остальные голоса нужно вести в одну сторону с басом (расположение сохраняется). Предпочтительнее противоположное движение голосов, поэтому при мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении по возможности лучше вести бас на ч.4, а не на ч.5.
Общее правило мелодического соединения – если бас идёт на меньший интервал (из двух возможных, например, на ч.4 вместо ч.5), то остальные голоса движутся плавно противоположно движению баса.
Источник