Кварто квинтовый круг настройки пианино

Кварто квинтовый круг настройки пианино

Прежде, чем описывать данный способ настройки фортепиано, есть смысл в общих чертах проанализировать традиционную схему настройки, основанную на замыкании кварто-квинтового круга. Вообще-то круг в данном случае — это понятие весьма условное. Ведь при использовании любого метода настройки, как старого, так и ультрасовременного, мы формируем небольшой участок в середине звукового диапазона инструмента, иначе говоря, отрезок хроматической гаммы в пределах одной октавы (реже этот отрезок расширяется до полутора октав), чтобы использовать его в дальнейшем в качестве эталона для заполнения всего диапазона инструмента. Так вот, для заполнения хроматической гаммы в пределах одной октавы — чаще всего это от ля малой до ля первой октавы — в традиционной системе используется движение по квинтам-квартам своеобразными «зигзагами» вверх-вниз-вверх-вниз и т. д., пока не заполним всю эту однооктавную хроматическую гамму и вернемся к исходной ноте «ля», с которой и начинали движение. При этом образуется так называемая интервальная «цепочка», в которой каждый последующий звук настраивается от только что настроенного предыдущего. Любому новичку объяснить эту последовательность не составит труда, и он достаточно быстро все это поймет. Но, как только дело дойдет до практической реализации, вот тут и начнется «набивание шишек». Главный недостаток интервальной цепи заключается в том, что ошибка, допущенная где-то в начале или середине пути, делает бессмысленным все последующее движение — круг все равно не сойдется. Но настройщик о допущенной ошибке узнает только в конце пути. Вот и приходится возвращаться к началу и разыскивать эту ошибку. Но хорошо еще, если это только одна неточность. У малоопытных настройщиков их значительно больше, и масса времени и сил тратится на поиски ошибок в построении интервалов. Прямо скажем, неблагодарное дело! Полагаю, что этот недостаток и явился главной причиной того, что современные мастера стали активно искать альтернативные способы настройки, которые делали бы этот процесс более надежным и гарантировали бы хороший, качественный результат. Сейчас среди известных мне настройщиков-профессионалов очень мало кто пользуется кварто-квинтовой системой. Мастера стали широко применять и другие интервалы, в частности, терции, сексты и децимы. Что касается терций, то наибольшей популярностью пользуется большая терция. Конечно, здесь есть определенные трудности, заключающиеся в том, что в этих интервалах биения, обязательно присутствующие в равномерно-темперированном строе, идут значительно чаще, чем в квинтах и квартах (в середине диапазона инструмента — 7-8 б. сек.), но их гораздо легче услышать и проконтролировать! Разумеется, потребуется немалая тренировка слуха, чтобы выработалась привычка и способность воспринимать и оценивать характерный ритм этих биений, а также своеобразную ладово-гармоническую окраску данных интервалов. Но зато какое моральное удовлетворение испытываешь, когда добьешься, что все это согласованно звучит в любом аккорде, в любой тональности! К тому же, все эти интервалы гораздо более чутко реагируют на малейшие расширения или сужения, по сравнению с квинтами и квартами. Я имею в виду хорошо заметное даже для нетренированного слуха изменение частоты биений в интервале. Именно это свойство делает их незаменимыми помощниками для контроля точности настройки тех же кварт и квинт.

Читайте также:  Фикрет амиров ноты скрипка

Ну а теперь непосредственно о моем плане настройки. В начале я говорил о том, что область темперирования — это определенный участок хроматической гаммы в середине диапазона инструмента. Вот моя последовательность и движется по этой самой хроматической гамме. Но, прежде всего я делаю своеобразную «заготовку», закладываю так называемый «фундамент». Шаг первый — настройка двух нот ля, соответственно первой и малой октав. Причем, с некоторых пор по камертону я настраиваю ля именно малой октавы, а затем уже от нее строю чистую октаву вверх. Далее, шаг второй — настройка ноты ми, это квинта вверх от нижней ля с проверкой кварты вниз от верхней ля. И, наконец, шаг третий — настройка ноты ре, это значит квартовый ход вверх от нижней ля и проверочный квинтовый вниз от верхней ля. Вот это и есть тот самый «фундамент», о котором я сказал в начале. В настройке этой заготовки я стараюсь не допустить даже мизерных ошибок, так как вся дальнейшая настройка будет опираться именно на эти ноты. После этого настройка всех оставшихся звуков пойдет снизу вверх по хроматической гамме. Как будет видно из дальнейшего описания, я полностью отказываюсь от использования интервальной цепочки, т.е. каждую ноту я буду настраивать не от той, которая только что была настроена, а от удобных мне по тем интервалам, которые я буду использовать. Использую же я три интервала: ч.квинта, ч.кварта и б.терция. Итак, перед началом движения по хроматической гамме я имею четыре опорных ноты: ля малой, ре первой, ми первой и ля первой октавы. И вот теперь подробно опишу всю настройку. Си-бемоль строится, как терция к ноте ре (здесь и в дальнейшем я имею в виду большие терции). Си-бекар — как кварта к ноте ми. До — как терция к той же ми. До-диез — как терция к нижней ля. Ре пропускаем, она уже настроена. Ми-бемоль настраиваем, как кварту к Си-бемоль и тут же уточняем ее, как терцию к Си (Си—Ре-диез). К этому моменту у нас уже настроились подряд четыре терции: Ля—До-диез, Си-бемоль—Ре, Си—Ре-диез и До—Ми. Появилась возможность проверить, выполняется ли условие с постепенным ускорением биений в терциях. Следующая нота Фа (Ми была настроена в начале). Эту ноту я настраиваю, как квинту к Си-бемоль, а после проверяю и уточняю тремя интервалами: квартой До—Фа, терцией Ре-бемоль—Фа и терцией Фа—Ля (имеется в виду Ля 1-й октавы). Фа-диез настраиваю квартой к До-диез и двойной контроль — квинта Си—Фа-диез и терция Ре—Фа-диез. Следующую Соль строю квартой к Ре, а проверяю квинтой До—Соль и терцией Ми-бемоль—Соль, то есть та же схема. И в завершение последнюю ноту Соль-диез ввожу точно так же: настроечный интервал кварта Ре-диез—Соль-диез и контролирующие квинта До-диез—Соль-диез и терция Ми—Соль-диез. Настройка завершена. В процессе всей настройки обязательно слежу за тем, чтобы в терциях было постепенное ускорение биений. Это отличный тест для проверки качества настройки, каким бы способом она ни производилась. Ко всему описанию я присоединяю все это в нотном изложении. В заключение скажу, что применять мой метод можно после того, как слух будет натренирован на восприятии больших терций. Но в качестве предварительной, черновой настройки я могу рекомендовать его любому мастеру, так как делается все это очень быстро.

Читайте также:  Мое переложение для гитары

Источник

Кварто квинтовый круг настройки пианино

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ВИДЫ НАСТРОЙКИ

Под настройкой фортепиано — пианино или рояля — понимают процесс получения необходимой высоты (частоты) колебаний струн в соответствии с 12-ступенным равномерно-темперированным строем и выбранной мензурой путем создания определенных усилий натяжения струн.

Методы настройки . В основе их лежит сравнение по частоте музыкальных интервалов (квинта, кварта, октава) и получение требуемых количеств биений тонов этих интервалов.

В практике настройки музыкальных инструментов с равномерно темперированным звукорядом (пианино, рояль, баян, аккордеон) пользуются в основном тремя методами настройки зоны темперации: октавно-квинтовым (метод Н.А. Гарбузова – Р.П. Риса); квинто-квартовым и кварто-квинтовым.

Октавно-квинтовый круг охватывает несколько больше, чем полторы октавы, расположенные почти в середине звукового диапазона инструмента от «ля» малой октавы до «ми» второй октавы включительно (20 полутонов).

Этот метод настройки зоны темперации выгодно отличается от остальных двух, так как интервалы октавы и квинты (особенно октавы) шире квартового интервала, что значительно легче воспринимается на слух. Точность темперированных интервалов по этому методу может быть достигнута в большей мере по сравнению с другими методами, включающими в зону темперации меньшее число полутонов.

Правда, октавно-квинтовый метод настройки фортепиано более трудоемкий, так как он охватывает 20 полутонов вместо 12, но качество созвучий этой зоны и инструмента в целом будет значительно лучшим.

Квино-квартовый круг настройки аивнино или рояля охватывает полутоны на участке от «ля» малой октавы до «ля» первой октавы (13 полутонов) включительно, в котором имеется только один октавный ход, а остальные квинтовые и квартовые.

Кварто-квинтовый круг настройки фортепиано распространяется от «ми» первой октавы до «ми» второй октавы (13 полутонов) включительно, в котором также имеется только один октавный ход, остальные – квартовые и квинтовые.

Настройку зоны темперации по октавам и квинтам начинают с исходного тона «ля» первой октавы, выстраиваемого по камертону 440Гц, и ведут в такой последовательности:

Последний, двадцатый, интервал (квинта ми2-ля1) не настраивается, а только проверяется, так как тон ля1 уже был настроен по камертону и при правильной темперации всех предыдущих интервалов этой зоны квинта ми2-ля1должна получиться правильно темперированной, звучащей с одним биением в секунду. Интервал ми2-ля1, являющийся заключительным, соединяющим круговое движение интервальных ходов с первым настроенным звуком ля1, является также контрольным интервалом, позволяющим судить о качестве настройки и темперации звуков, входящих в зону. При движении квинтовых ходов от верхних звуков к нижним последние повышаются в каждом квинтовом интервале до образования одного биения в секунду. При настройке октавных созвучий их обязательно нужно доводить до чистого звучания.

Правильность фортепианной настройки первой зоны темперации нужно проверить прежде, чем проверить прежде, чем продолжить дальнейшую настройку. Для этого после настройки фа1 настраивают «фа» большой октавы (через малую октаву). Одновременно с настроенным «фа» большой октавы приводят в совместное звучание исходный звук ля1. Если вся предыдущая часть зоны темперации настроена правильно, то одновременное звучание ля1-«фа» большой октавы должно дать 6-7 биений в 2 сек. (или 3-3,5 биений в 1 сек.)

Схема фортепианной настройки зоны темперации по октавно-квинтовому кругу

Настройку пианино и рояля по квинто-квартовому кругу также начинают с исходного тона ля1, настроенного по камертону 440 Гц.

Этот метод фортепианной настройки получил наибольшее распространение среди опытных настройщиков, так как его можно выполнять по разным схемам движения квинтовых и квартовых интервалов относительно высотного расположения тонов звукоряда настраиваемого пианино (рояля). Ниже приведены две наиболее распространенных схемы настройки.

1. От исходного тона ля1, настроенного по камертону 440 Гц, настраивают в чистую октаву «ля» малой октавы:

Как видно из схемы, настройка зоны темперации, включающей одну октаву от «ля» малой октавы до ля1, содержит 12 интервальных ходов; один из них октавный (первый) и квартовый ми1-ля1 (тринадцатый) интервалы образуются из двух крайних настроенных звуков, которые являются заключительными. При правильной настройке вышеприведенной зоны темперации заключительная кварта должна оказаться правильно темперированной и звучать с таким же числом биений, как и предыдущая кварта.

При настройке зоны темперации по этой схеме темперирование интервалов, кроме октавного, надо производить, повышая нижние звуки в квинтовых интервалах до одного биения в секунду и повышая верхние звуки в квартовых интервалах до 1,4 биений в секунду. Если звучание заключительной кварты ми1-ля1 окажется неправильным, значит, при настройке допущена ошибка, и настройку зоны темперации следует откорректировать. Обратными ходами следует вести настройку интервальных созвучий до тех пор, пока будет найдена и исправлена ошибка.

Схема настройки зоны темперации по квинто-квартовому кругу

2. Вторая схема фортепианной настройки зоны темперации по квинто-квартовому кругу также начинается с настройки октавного интервала, то есть:

Настройка зоны темперации заканчивается двенадцатью ходами. Один из них (первый) октавный 13-й интервал ре1-ля1 образуется из настроенных звуков, замыкает круг зоны темперации и является контрольным интервальным. При этой схеме настройки темперацию интервалов производят, повышая до одного биения верхний звук в квинтах и понижая до 1,4 биения нижний звук в квартах.

Зону темперации от ми1-ля1 настраивают по кварто-квинтовому кругу следующим образом:

Ми1-ля1 является заключительным интервалом, замыкающим настроенное последнее ми1 с настроенным ля1.

Для большей уверенности можно настроить в октаву ми2, то есть октавный интервал ми1-ми2. Настроив эту октаву, мы получим еще квинтовый интервал ми2-ля1, который может служить дополнительным контрольным интервалом для проверки чистоты настройки этой зоны темперации.

Схема настройки по кварто квинтовому кругу

Виды настройки . В процессе производства пианино или рояль настраивается, как правило, пять или более раз. Две настройки выполняют обычно в еще не собранном инструменте после наложения струн на футор. Эту предварительную настройку называют цвиковкой. Цвиковку проводят с меньшей тщательностью, чем окончательную настройку фортепиано, поэтому для нее часто применяют специальные приборы для настройки, выпускаемые промышленностью разных стран. Основное назначение цвиковки— подвергнуть струнную одежду и опорную конструкцию естественной релаксации (текучести), чтобы уменьшить ее по завершении производства, а следовательно, улучшить эксплуатационные характеристики пианино или рояля. При первой цвиковке строй инструмента завышают на полтона, используя для этого специальный камертон или прибор для настройки тона ля. При второй цвиковке завышение строя составляет четверть тона. Между первой и второй цвиковками делается выдержка примерно 3 дня.

Источник

Настройка пианино

Фортепиано, ровно как и рояль, — это акустический музыкальный инструмент. Он представляет собой весьма сложный механизм, который был создан несколько веков назад. Примечательно, что с момента его разработки никаких серьёзных изменений в его строении не возникло. Как определить, что фортепиано настроено? Необходимо, чтобы звук был максимально гармоничный, а все ноты соответствовали конкретному строю.

На струны фортепиано систематически оказывают влияния различные внешние факторы. Сюда можно отнести уровень влажности, состояние крепежей инструмента, а также другие условия окружающей среды. К их числу можно отнести деформацию стержня из металла, который соединяется со струной. Более подробную информацию об этом мы раскроем немного позднее.

Вывод: чтобы качественно и грамотно настроить фортепиано, необходимо обладать опытом и даже некоторой интуицией, а также знанием всех выше перечисленных факторов, которые влияют на состояние струн. Именно эти навыки позволят сделать из плохого настройщика хорошего.

Чтобы оперативно и качественно настроить пианино, необходимо использовать особый инструментарий.

Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?

Давайте подробнее познакомимся с этими инструментами, разберём их характерные черты, различия и предназначение.

  1. В первую очередь поговорим о ключе.

Это основополагающий инструмент, который должен быть в руках мастера. С его помощью осуществляется вращение штифта (или, как его называют по-другому, — вирбеля). На эту деталь наматывается струна.

Бытует мнение, что чем большим числом граней обладает этот ключ, тем более простым и эффективным будет процесс настройки пианино. Это обуславливается тем, что точность настройки зависит в том числе и силы, которая воздействует на ключ, а обхватить инструмент с 16-ью гранями куда легче, чем с 4-мя.

Конечно, четырёхгранные ключи имеют много достоинств. Это отличный элемент для проведения ремонтных работ, однако в качестве настроечного он, конечно, уступает «шестнадцатиграннику». Ситуация осложняется также тем, что ключ с 4-мя гранями зачастую оказывается несовместим с некоторыми моделями музыкального инструмента. В частности, это распространяется на пианино с тонкими штифтами. Ярким примером такой модели может служить пианино «Заря», получившее широкую известность и распространение в Советском Союзе.

Ключи с шестью, восемью и шестнадцати гранями принято относить к настроечным. Наиболее привлекательными в этом смысле моделями являются те, что обладают узким отверстием в виде конуса. Такое строение даёт возможность прочно насадить инструмент на любой штифт, невзирая на его текущее состояние.

Теперь поговорим о диаметрах отверстия ключа. Штифты советских музыкальных инструментов обладают диаметром 7 мм, а их европейские «собратья» габаритами в 6,88 мм.

На рынке представлены ключи, в которых головку можно менять. Профессионалы советуют приобретать те инструменты, в которых головка отсоединяется не у основания, а от рукоятки. Это позволит избежать таких неприятных ситуаций, как неконтролируемое раскручивание прямо во время процесса настройки, а также люфт.

Рукоятки ключей имеют разную форму: можно выбрать Т- или Г-образную. Вторая в данном случае считается канонической и наиболее часто используемой, однако некоторые настройщики отдают предпочтение первой. Здесь всё зависит от личных вкусов и удобства.

  1. Во-вторых, это демпферы, которые могут обладать рукояткой или нет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в настоящее время не настраиваются. Он представляет собой резиновые клинья. Их как бы продевают между струн, что позволяет предотвратить их колебания. Эти инструменты можно поместить даже в труднодоступные места, для этого их специально насаживают на проволочную ручку.
  2. Обратный пинцет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны высоких регистров, так как данные элементы в этом месте очень короткие, сюда уже не поместятся классические демпферы. Пинцет позволяет максимально аккуратно поработать со струнами, заглушив два соседних элемент либо два крайних в одном хоре, чтобы оставить нужную струну свободной для процедуры настройки.
  3. Суконная лента. Сюда можно также отнести ленту, использующуюся для темперирования. Этот инструмент также применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в данный момент не принимают участие в настройке. По мнению многих настройщиков, лента позволяет провести процедуру намного оперативнее, чем, например, те же клинья.
  4. Камертон. В данном случае можно отдать предпочтение традиционным камертонам или обратить внимание на инновационные технологии и приложения. Однако эти нововведения были приняты настройщиками далеко не сразу. На сегодняшний день наиболее предпочтительной по-прежнему считается настройка классическими инструментами.

Периодичность настройки фортепиано

Как вы, наверное, уже поняли, настройка этого музыкального инструмента – обязательная и регулярная задача. Даже при покупке совершенно нового фабричного пианино или рояля необходимо будет настроить его два раза в течение первого года использования.

Если вы приобретаете б/у фортепиано, в таком случае тем более необходимо обращаться к специалисту для проведения детальной и качественной настройки.

Как проходит настройка пианино?

К сожалению, научиться настраивать фортепиано сразу после прочтения текстовой инструкции нельзя. В данном случае прежде всего требуется практика и насмотренность. Всё это приходит только с течением времени. Более того, инструкции зачастую могут отличаться или даже противоречить друг другу. У каждого специалиста своя уникальная, неповторимая методика.

Важно понимать, что главная задача настройщика – это организация предельно устойчивого строя с правильными соотношениями высот. Необходимо достичь такого результата, когда струна сохраняет исходный уровень натяжения, даже при мощном нажатии на клавиши пианино. Данное свойство имеет свою неповторимую природу, которая отличается, например, от стабильности строя фортепиано в целом. Эта характеристика может изменяться под воздействием различных внешних факторов. Сюда можно отнести температурные колебания, динамику влажности и так далее. В случае высокой стабильности элемент может быть настроен в корне неверно, что спровоцирует деформацию строя буквально после нескольких нажатий на клавишу.

Стабильность струн обуславливается сразу несколькими факторами. Рассмотрим эти детали подробно. Вообще их можно разделить на 3 составляющие:

  1. Это неиспользуемая составляющая детали, которая располагается в пространстве между штифтом и аграфом.
  2. Рабочая составляющая, колебания которой вызывают удары молоточком.
  3. Нерабочая составляющая, которая располагается ниже. А именно – занимает пространство между двумя штифтами: штеговым и чугунной рамы.

Иногда натяжение струны имеет неравномерный характер. Это происходит в момент наматывания на вирбель ввиду трения в тех местах, где происходят отсечки рабочей составляющей детали. Первоначально натяжение «поражает» первую составляющую, которую мы рассмотрели ниже, потом охватывает и вторую, а затем и третью нерабочую часть. Чтобы предотвратить неравномерное распределение натяжения из-за ударов молоточка, необходимо провести ряд действий.

В данном случае поможет лёгкое перетягивание струны, в момент которого вы будете усиленно нажимать на клавиши. Данная манипуляция обеспечит равномерное распределение натяжение по всей струне в целом.

Также в обязательном порядке берите в рассмотрение упругость вирбеля. Как известно, он вбит в основу вирбельбанка, которое создаётся из дерева. В момент процесса настройки тот отрезок вирбеля, который зафиксирован в вирбельбанке, будет вращаться в более медленном темпе в сравнении с его крайним отрезком, который служит основанием для того, чтобы намотать на него струну. Подобная ситуация носит название винотового искривления.

Именно по этой причине тонкая настройка предполагает отсутствие вращения штифта посредством оказывания давления на эту деталь. Кроме того, чтобы струна была предельно стабильной, необходимо обеспечить грамотное конечное расположение вирбеля. Специалисты советуют устанавливать его таким образом, чтобы к концу процедуры настройки деталь была совсем немного наклонена по направлению вниз. Это нужно для того, чтобы она смогла устойчиво сохранять положение даже при очень сильных и мощных нажатиях на клавиши пианино, что в любом случае спровоцировало бы чересчур сильное струнное напряжение.

При настройке штифт можно подвергать вращению, давить на него, а также создавать изгибы. Причём последний из способов рассматривается как весьма спорный. Однако за рубежом настройщики прибегают к нему довольно часто, ведь он считается крайне точным и эффективным. Процесс осуществляется таким образом: необходимо совсем немного отогнуть вирбель, используя для этого специальный ключ, и совершать удары по клавише, прислушиваясь к струнному биению. Процедура должна выполняться с максимальной аккуратностью, так как в противном случае можно нанести урон креплению. Окончательное положение штифта должно быть таким, чтобы была возможность компенсировать струнное натяжение, даря ей изначальное расположение.

Важная деталь: на всех этапах настройки необходимо тщательно прослушивать струну. Если этого не делать, процесс просто потеряет эффективность и не принесёт должного результата.

Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать

Важно отметить, что звучание подавляющей части нот музыкального инструмента осуществляется благодаря нескольким струнам. Они при этом настроены в унисон. Причём чем выше нота, тем больше струн задействовано. Для басовых, например, требуется максимум одна или две, в то время как для высоких – по три. Последняя комбинация образует так называемый хор, в котором каждую струну обязательно необходимо отстроить относительно других деталей этого хора, а также в интервалах относительно сторонних хоров.

Рассматриваемый нами музыкальный инструмент обладает 280 струнами. Как бы удивительно это ни прозвучало, произвести идеальную настройку каждой из них невозможно. Это обуславливается тем, что чересчур чистая настройка будет провоцировать дисгармонию в звучании. На помощь в этом случае приходит темперирование. Это процедура, которая подразумевает настройку нот при условии, что она будет производиться немного шире идеального чистого звука. Именно это позволяет достичь предельно гармоничного созвучия при игре.

При настройке пианино вы хотя бы раз замечали, что при работе с двумя струнами, звучащими в унисон, появляется эффект вибрато в том случае, если происходит даже самое незначительное отклонение от чистого звучания. Этот процесс имеет своё особое название, а именно – биение. Чем более низкий темп имеют его интервалы, тем более близким становится звучание по отношению объектов друг к другу.

Старт настройки традиционно приходится на ноту «ля», которая принадлежит 1-ой октаве. Перед настройщиком в данном случае стоит задача отыскать ту струну в хоре, которая обладает наименьшим нерабочим и наибольшим рабочим состояниями. Это обуславливается тем, что вероятность деформации такой детали предельно низкая. Настройка в этом случае производится максимально просто. Как правило, в пианино такая струна занимает позицию первой в хоре.

После того, как была выбрана струна для осуществления процедуры настройки, нужно произвести заглушку других деталей в хоре. Чтобы это сделать, необходимо использовать клинки, мы рассмотрели их в статье выше. Эти инструменты нужно расположить между струнами, заглушку которых требуется осуществить. Для предельного комфорта важно также использовать суконную ленту. Она поможет избежать необходимости регулярно перемещать клинки при настройке конкретного интервала.

После того, как лишние струны были заглушены, свободную необходимо настроить по камертону. Также важно учитывать, что в данном случае требуется исключить биение. А его интервал для «ля» 1-ой октавы относительно камертона должен превышать временной отрезок в десять секунд.

Затем необходимо произвести темперирование интервалов в рамках вышеупомянутой 1-ой октавы. Каждый из них будет иметь свой индивидуальный темп биения. После этого необходимо убрать заглушки и отстроить другие детали, расположенные в центральной октаве, создавая звучание в унисон. При завершении данного этапа важно двигаться в настройке вверх, а затем вниз от центра, прорабатывая по октавам все ноты фортепиано.

Самой распространённой схемой темперации является схема равномерно темперированного строя. Если вы в ремесле настройки новичок, лучше освоить именно его. Также при возможности обязательно ознакомьтесь с кварто-квинтовой темперацией. Однако важно учитывать, что есть множество других разнообразных схем.

Исходя из всего вышеперечисленного следует, что настраивать пианино довольно интересно, однако важно учитывать и другую сторону этой процедуры – сложность, необходимость быть предельно аккуратным, внимательным, подкованным. Осуществить предельно качественную настройку пианино, не повредить ни одну его деталь и создать максимально гармоничное звучание под силу только профессионалам с богатым практическим опытом.

Источник

Оцените статью